Собственность контрольная работа

Контрольные работы по праву интеллектуальной собственности (авторскому и патентному право)

Обратите внимание!

– Мы не являемся посредниками, все работы находятся у нас, и Вы можете получить их в самые кратчайшие сроки.

– Материалами для написания любой нашей работы служили учебные пособия, монографии, периодические издания.

Право собственности (17)

Главная > Контрольная работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра: «Политологии и права»

По дисциплине: «Правоведение»

На тему: «Право собственности»

СЗК-11 шифр 100103.65

1. Понятие права собственности.…. ………………………………………….4

1.1 Определение права собственности………. …….…………………. 4

1.2 Содержание правомочий собственника………………………………. 5

2.1 Право частной собственности……….……………………………. 7

2.1.1 Право частной собственности граждан на земельные участки. 9

2.1.2 Право частной собственности граждан на жилые помещения. 10

2.1.3 Право частной собственности юридических лиц. 11

2.2 Право государственной и муниципальной собственности………. 12

3. Объекты права собственности. ……………………………………………14

4. Приобретение и прекращение права собственности……………………..17

4.1 Основания и способы приобретения права собственности…………17

4.2 Основания и способы прекращения права собственности.………. 18

Список использованной литературы.…………………………….……. 22

Вопрос собственности — это, пожалуй, один из главных вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он ставится, решается и регулируется, зависит устойчивость и благополучие любого общества, а также каждого отдельного члена общества.

Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, социальными группами, государством). Собственность невозможно представить без того, чтобы одни люди относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие — как к чужим.

Право собственности — совокупность юридических норм. Право собственности заключается в том, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Объектами права собственности могут быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудования, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного, иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Именно в этой работе мы попытаемся раскрыть понятие «право собственности» более подробно, узнаем формы собственности, полномочия собственника и много другой полезной информации.

Понятие права собственности

1.1 Определение права собственности

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте – совокупности правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещного права.

Однако в институт права собственности включаются не только гражданско-правовые нормы. Он охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность материальных благ конкретным лицам. К ним, следовательно, относятся не только соответствующие нормы гражданского права, но и определенные предписания конституционного и административно-правового характера, и даже некоторые уголовно-правовые правила.

Иначе говоря, право собственности в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором, однако преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы. Эти последние в совокупности охватываются понятием права собственности как гражданско-правового института, входящего в общую, единую систему гражданско-правовых норм.

В субъективном смысле право собственности, как и всякое субъективное право, есть возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю – собственнику, и только ему определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство.

Отношения собственности регулируются статьей 8 Конституции Российской Федерации, разделом II части I Гражданского кодекса РФ.

1.2 Содержание правомочий собственника

В пункте 1 статьи 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права “триады” правомочий: владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе (т. е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п.).

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им.

Но, даже признание за собственником “триады правомочий” не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей. Так, в соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не могут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения – жилые дома, квартиры. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использования в иных целях, в частности для размещения различных контор (офисов), складов, производств и т. д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет лишь об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Формы собственности

ГК РФ признается частная, государственная и муниципальная формы собственности. Субъектами права собственности могут быть граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от субъектов собственности могут устанавливаться лишь законом.

Закон определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

2.1 Право частной собственности

Предусмотренное законом право частной собственности граждан и юридических лиц по существу можно рассматривать как единый институт частной собственности, который призван служить основой демократических преобразований нашего общества. Только частная собственность как важнейшая социальная категория, как показывает исторический опыт, способствует стимулированию хозяйственной инициативы и на этой основе – прогрессивному движению общества. Социально-экономической сущностью частной собственности не является эксплуатация человека человеком. Это плод участия в ее создании государства, собственника капитала и наемного работника, каждый из которых получает свою долю в виде налогов, прибыли, заработной платы.

Система форм собственности определяется в зависимости от ее роли и места. В настоящее время, которое мы считаем переходным, еще большой удельный вес в хозяйстве занимает государственная и муниципальная собственность, но Конституция РФ на первое место ставит частную собственность как перспективную форму развития собственности в демократическом обществе.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. Однако в законе имеются ограничения в приобретении ими отдельных видов имущества по соображениям государственной и общественной безопасности либо в целях нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государства. По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры.

Объекты собственности гражданина можно подразделить на:

предметы, предназначенные для удовлетворения личных потребностей: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие предметы домашнего хозяйства и личного потребления;

денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги;

объекты, служащие для организации производства, бытового обслуживания и предпринимательской деятельности, — здания, сооружения, транспортные средства и иные средства производства.

Классификация объектов собственности на отдельные группы отражает соответствующее законодательство, касающееся права собственности на земельные участки, жилые дома, как приобретенные в порядке членства в жилищно-строительном, дачном кооперативе, так и выкупленные у государства или приобретенные у другого собственника по договору купли-продажи или наследования.

Важными нормами действующего законодательства являются закрепляющие за гражданином право использовать свою собственность для организации предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином без образования юридического лица, но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы.

Исходя из особенностей образования имущества юридических лиц и распоряжения им, ГК РФ устанавливает различные организационно-правовые формы юридических лиц, владеющих имуществом на праве частной собственности – полные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Однако следует отметить общую природу частной собственности юридических лиц. Они являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Другие публикации:  Октябрьский мировой суд ростова

Государственная собственность на землю

Курсовая работа

Выполнена в 2018 году, 41 страница

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 6

1.1 Понятие права и объекты государственной собственности на землю 6

1.2 Содержание права государственной собственности на землю 13

1.3 Возникновение и осуществление права государственной собственности на землю 20

ГЛАВА 2 ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 23

2.1 Формы права государственной собственности на землю 23

2.2 Особенности государственной собственности на землю 25

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28

3.1 Правовое и законодательное понятие неразграниченных земель Российской Федерации. 28

3.2 Проблемы разграничения государственной собственности на землю 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3594.
  5. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4148.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 4017.
  7. Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Красногорского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 23.04.2015 № 344/31.

Литература

  1. Аверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 96 с.
  2. Агафонов В. Б. Земельное право: учебник для бакалавров / отв. ред.: Н. Г. Жаворонкова, О. А. Романова. – М.: Проспект, 2014. – 352 с.
  3. Агафонова Н. Н., Артеменков С. В. и др. Гражданское право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 816 с.
  4. Алексеев С. С., Степанов С. А. Гражданское право: учебник. 4-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2014. – 440 с.
  5. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 376 с.
  6. Варламов А.А Основы кадастра недвижимости /А.А. Варламов, С.А. Гальченко. — М.: Изд. Академия.2013.
  7. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – С. 21.
  8. Дамдын О.С. Право собственности на землю // Молодой ученый. – 2011. – № 5. – Т. 1. – С. 180.
  9. Зейналова Л.М., Правкин С.А. Особенность государственного регулирования деятельности морских портов в российской Федерации, Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI Международной научной конференции. 2015.
  10. Романов В. И. Право собственности на землю в России: понятие, содержание, история становления // Марийский юридический вестник. Йошкар-Ола, 2005. – Вып. 4. – С. 123–131.
  11. Романов В. И., Мустакимов Н. С. Право частной собственности и иные виды прав на землю: учебно-методическое пособие (модуль) по Земельному праву России. – Йошкар-Ола, 2010. – 254 с.
  12. Тихонов А. В. Правовое регулирование распоряжения федеральным имуществом позаконодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2013.
  13. Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник тисби. Казань, 2008. – Вып. 3. – С. 57–61.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Право интеллектуальной собственности контрольная работа на заказ — контрольная и курсовая на заказ.

Если вы учащийся вуза, которому вскоре предстоит по предмету право интеллектуальной собственности контрольная работа, обратите внимание на свои знания. Интеллектуальная собственность — обширная и непростая тема, ставшая особенно важной с развитием сетевого пиратства. Что делать тем студентам, которые плохо разбираются в авторских правах и совершенно не успели изучить режим коммерческой тайны? Выход есть всегда: чтобы решить данную проблему, обратитесь в нашу компанию.

Мы предоставляем учащимся услуги по написанию работ. Штат компании составляют опытные специалисты с квалификацией на уровне лучших преподавателей МГУ, МГИМО и МГЮА им. Кутафина. Любая заказанная работа выполняется строго в оговоренный срок. Готовые тексты проходят проверку на уникальность, для чего используется соответствующий софт. При возникновении необходимости любой из текстов будет бесплатно доработан.

Сотрудничество с компанией осуществляется посредством личного менеджера, который своевременно ответит на все возникающие у вас вопросы. Автор по данному предмету всегда доступен и готов к работе по вашему заданию. Фирма принимает любые способы оплаты: наличные, банковский перевод, электронные деньги и другие.

Собственность и право собственности

Понятие и содержание права собственности. Содержание, формы и виды права собственности по законодательству РФ. Собственность в экономическом и юридическом смысле. Основания и способы возникновения (приобретения) и прекращения права собственности.

Подобные документы

Разграничение понятий «собственность» и «право собственности». Содержание права собственности. Отношения между людьми по поводу имущества. Производные способы приобретения права собственности. Момент возникновения права собственности по договору.

курсовая работа, добавлен 30.12.2014

Содержание права собственности. Объекты экономических отношений. Защита права собственности и других вещных прав. Основания виндикационного иска. Виды права собственности и ее субъекты. Формы собственности, способы приобретения и основания прекращения.

презентация, добавлен 15.02.2014

Понятие и правовое содержание собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Способы приобретения права собственности, момент его возникновения и причины прекращения. Анализ судебной практики приобретения и регистрации прав собственности.

курсовая работа, добавлен 29.12.2010

Содержание права собственности юридических и физических лиц, ее правовые формы. Порядок приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности и взыскания на имущество. Судебный и внесудебный порядок перехода права собственности.

курсовая работа, добавлен 15.12.2011

Понятие, содержание права собственности. Формы собственности. Основания возникновения права собственности. Значение перехода, прекращение права собственности. Правомочие владения и пользования. Правовой режим имущества. Субъективное право собственности.

курсовая работа, добавлен 03.12.2008

Характеристика института права собственности в гражданском праве России. Понятие и состав права собственности. Формы и виды права собственности. Гражданин как субъект права собственности. Основания возникновения и прекращения, защита права собственности.

курсовая работа, добавлен 22.12.2008

Понятия «собственность», «собственник» и «субъект права собственности». Формы и виды собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности по законодательству Казахстана. Определение способов защиты абсолютного права у собственника.

курсовая работа, добавлен 13.07.2015

Собственность как экономическая и правовая категория. Понятие и содержание права собственности. Особенности его приобретения и прекращения. Оценка права собственности различных субъектов гражданского права. Основные принципы защиты права собственности.

реферат, добавлен 16.05.2012

Понятие и соотношение собственности и права собственности в аспекте исторического развития. Объекты, субъекты и формы права собственности. Сущность традиционной «триады» правомочий. Основания и порядок приобретения и прекращения права собственности.

дипломная работа, добавлен 09.02.2011

Понятие и основания возникновения права собственности физических лиц. Пределы осуществления права собственности. Особенности права собственности физических лиц на отдельные виды объектов. Общесоциальные способы приобретения права собственности.

Контрольная работа — Права на собственность на землю и иные ресурсы

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Тема: «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ И ИНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ»

1. Основания возникновения права собственности на землю……………………………….

2. Понятие и особенности права собственности на природные ресурсы……………………

.
3. Право государственной собственности на природные ресурсы…………………………..

4. Право муниципальной собственности на природные ресурсы……………………………

5. Право частной собственности на природные ресурсы……………………………………..

III. Список источников и литературы.

В современном российском земельном праве посредством Земельного кодекса решается главный вопрос о соотношении частноправовых и публичных начал: приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средств производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; свободного распоряжения собственников землей, если это не наносит ущерба окружающей среде; сочетания интересов общества с гарантиями каждого гражданина.

Другие публикации:  Иск признания права собственности на жилой дом

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель.

Далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например, плата за землю, территориальное планирование и градостроительное зонирование, административно-территориальное устройство и т.д.

Обращение к исследованию особенностей возникновения права собственности на землю обусловлено состоянием правового регулирования земельных отношений в РФ, согласно которому земля объявлена «природным объектом и природным ресурсом», «недвижимым имуществом», «объектом права собственности и иных прав». При этом земля является особым видом недвижимости, объектом природного происхождения. В отличие от других объектов природного происхождения земля – основа жизни и деятельности человека и поэтому должна иметь статус особого объекта правоотношений, со специфическими условиями ее использования.

Также необходимо отметить то, что «различны способы приобретения права собственности для различных субъектов. Речь идет, прежде всего, о разных субъектах права собственности – публичных и частных. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением тех его видов, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться только в собственности РФ».

В федеративном государстве особое значение имеет вопрос о субъектах публичной собственности на землю и основаниях возникновения их прав. В РФ после распада СССР определенное время стояла проблема поиска правовых решений о принадлежности земли, находящейся в пределах государства. В итоге доминирующей стала разделительная тенденция, в распределении прав и обязанностей каждого уровня публичной власти, закрепленная в виде разграничения государственной собственности на землю. В то же время вопросы определения четких принципов или критериев остаются открытыми.

Несмотря на обилие гражданско-правовых проблем, возникающих в процессе землепользования, вопросы права собственности на землю все еще не стали предметом особого внимания цивилистов

Целью данной работы является комплексное системное исследование природы возникновения права собственности на землю в общем и возникновение права собственности на землю РФ, анализ норм гражданского и земельного законодательства, регулирующего порядок возникновения права собственности на землю, выявление существующих теоретических и практических гражданско-правовых проблем для разработки положений по совершенствованию действующего законодательства РФ.

1. Основания возникновения права собственности на землю.

1.1 Возникновение права собственности на землю из актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Возникновение права собственности на землю из актов органов государственной власти о местного самоуправления (далее – МСУ) является одним из наиболее распространенных оснований возникновения прав на землю.

Данное основание имеет ряд отличий от договора и иных оснований. Главным отличием является наличие у одного из субъектов властных полномочий по отношению к другим субъектам. Еще одно отличие связано с отсутствием согласованности воли субъектов. И последнее отличие заключается в том, что возможность участия определенных категорий субъектов в таких правоотношениях предопределяется нормами права. Именно эти отличия позволяют выделить правоотношения, возникающие из актов органов государственной власти и МСУ в особую группу – административные основания получения земельных участков на праве собственности.

Следует также отметить, что социалистический режим привел к «повсеместному использованию таких терминов, как «предоставление», «выделение» земель. И, как результат, в многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, применяются эти же термины». Например, в ст. 29, 30, 32, 33, Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) говорится о «предоставлении» земель. Конечно, полностью отказаться от термина «предоставление» применительно к земельным отношениям нельзя, поскольку сохраняется административный порядок передачи земельных участков государственным органом в бессрочное (постоянное) пользование, но и распространять его на приобретение земли по договору уже нельзя.

В собственность граждан и юридических лиц земельные участки, по общему правилу, предоставляются на основании договора купли-продажи, заключаемого по результатам конкурса или аукциона. В этом случае решение органа государственной власти или органа МСУ о выставлении земельного участка на торги расценивается как публичная оферта, поскольку оно адресовано неопределенному кругу лиц, всем желающим приобрести землю на возмездной основе.

В случаях, предусмотренных законом, возможно бесплатное предоставление на основании решения органа государственной власти или МСУ. Например, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, бесплатно по месту военной службы предоставляется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельных участков на основании решения органа государственной власти или МСУ может осуществляться для строительства, а также для иных целей, не связанных со строительством. Также по решению названных органов земельные участки предоставляются собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих участках.

Для строительства объектов недвижимости земельные участки предоставляются в собственность по общему правилу без предварительного согласования, на торгах. В отличие от предоставления таковых в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, для которого обязательным условием является предварительное согласование места размещения объекта. Так как в первом случае право собственности возникает на основании договора купли-продажи земельного участка, то порядок проведения торгов и заключения договора рассматриваются в следующем параграфе настоящей работы.

Одной из важнейших стадий предоставления земельного участка является проведение государственного кадастрового учета. Государственный кадастровый учет земельных участков – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель (далее – ЕГРЗ) земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Кадастровый учет осуществляется за счет заинтересованных физических и юридических лиц земельными кадастровыми палатами, создаваемыми в субъектах РФ.

Для проведения кадастрового учета земельного участка заинтересованные лица подают в Земельную Кадастровую палату субъекта РФ по месту нахождения земельного участка заявку о проведении кадастрового учета, правоустанавливающие документы и документы о межевании земельного участка.

Процедура государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описания земельного участка в ЕГРЗ, присвоении ему индивидуального кадастрового номера, изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и формирование кадастрового дела.

Моментом внесения соответствующей записи в ЕГРЗ процедура формирования земельного участка заканчивается. С этого времени земельный участок считается возникшим как объект недвижимости, и в дальнейшем он может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам в собственность или на ином праве.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством объектов недвижимости, осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином или юридическим лицом, в исполнительный орган государственной власти или МСУ. Закон предусматривает для таких случаев упрощенный порядок предоставления земельного участка.

Предоставление осуществляется на основании решения органа государственной власти или МСУ о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность, за плату или бесплатно.

Граждане, имеющие в пожизненном наследуемом владении или в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, имеют право однократно бесплатно переоформить эти участки в собственность.

Для указанных случаев установлен упрощенный порядок переоформления, состоящий из следующих юридических фактов: подача заявления, принятие органом государственной власти или МСУ в двухнедельный срок решения, государственная регистрация права собственности.

«Также представляется особо важным отметить отсутствие нормы о сроке действия решения о предоставлении земельного участка из государственной или муниципальной собственности».

Согласно п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из актов государственных и муниципальных органов, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Данные акты в качестве оснований возникновения права собственности предусмотрены ст.29 ЗК РФ, следовательно, необходимо предусмотреть в ЗК РФ требования к решениям органов государственной власти и МСУ, в частности, и о сроке их действия.

2. Понятие и особенности права собственности на природные ресурсы.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.

В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч.2 ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Как правовой институт право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

В ст.209 ГК РФ воспроизведено положение ст.36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Другие публикации:  Пособие на ребенка до 15 лет 2011

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются в следующем:

— устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды;

-вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.);

— имущество может обременяться публичными и частными сервитутами;

— ограничивается оборотоспособность природных объектов.

3. Право государственной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных объектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников два. Это Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

— земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

— земли природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения;

— земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

— земельные участки, предоставленные органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

— находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;

— земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, приобретённые Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; лесной фонд и расположенные на землях обороны леса;

Объекты животного мира:

— редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

— обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

— населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

— отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

— естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

— поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

— водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

— иные особо охраняемые водные объекты федерального значения;

Участки недр федерального значения, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ.

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

4. Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органы местного самоуправления.

В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

— земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

— земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

— земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

5. Право частной собственности на природные ресурсы

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могут находиться:

— земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок;

— древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

— древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу; обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;

— объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В соответствии со ст.261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *