Отраслевая экологическая экспертиза это

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий

Статьи в журнале

Новости компаний

Нормативные документы

Предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

  • проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
  • материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
  • проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:
  • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
  • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
  • проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
  • проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
  • проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций, в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
  • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  • материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
  • проекты международных договоров;
  • иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Государственная экологическая экспертиза проектов технической документации на новые технику, технологию и вещества

Как известно, экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 07.06.2013; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня в том числе относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (далее — проекты техдокументации на новые технику, технологию, вещества).

Данные проекты изначально входили в состав объектов ГЭЭ федерального уровня в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ, однако действовавшие в разные годы надзорные органы далеко не всегда требовали соблюдения этого требования. При этом официальные термины «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» в актах природоохранного и природоресурсного законодательства отсутствуют. Из контекста норм экологического права также нельзя определить юридическое содержание рассматриваемых терминов, что, вероятно, исходит из убежденности законодателя во всеобщем и однозначном понимании этих общераспространенных понятий.

Особенности экологического обоснования техники, технологии, материалов отражены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.1995 № 539 (далее — Инструкция), которая содержит экологические требования к документации различного назначения, включая техническую. Хотя этот приказ не зарегистрирован в Минюсте России, не был официально опубликован и может применяться лишь в части, не противоречащей действующему законодательству, его положения помогают разобраться в содержании работ по подготовке к ГЭЭ проектов техдокументации на новые технику, технологию, вещества.

К сведению. Согласно п. 7.1 Инструкции экологическое обоснование техники, технологии, материалов подготавливается при сертификации и разработке проектной документации с целью определения характера и уровня воздействия на окружающую среду применяемых техники и технологии, а также используемых в производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют ГОСТ.

При обосновании технологических решений указываются:

  • ресурсоемкость и ресурсосберегаемость технологий;
  • технические показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую природную среду продукции, применяемых материалов: данные по материальному и энергетическому балансу технологического процесса «потребление — отходы» с указанием видов отходов (газообразные, жидкие, твердые), их массы (объема);
  • принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и т.д.), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями на других объектах);
  • данные о соответствии технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов;
  • данные об аварийности технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
  • оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении рекомендуемых технологий;
  • оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости);
  • характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия предельно допустимым уровням;
  • удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
  • обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки;
  • обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду применяемых технических средств и технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
  • средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду технологий, планируемых к реализации.

Представляемые на ГЭЭ материалы по оценке экологической опасности используемой и производимой продукции согласно п. 7.4 Инструкции должны содержать сведения по реальной и потенциальной опасности использования продукции, включая:

  • сведения о токсикологической опасности примесей, образующихся в процессе производства новой продукции, а также опасности побочных продуктов, образующихся при эксплуатации продукции, их трансформации, разложении или взаимодействии с окружающей средой;
  • условия распределения и распространения токсичных примесей и побочных продуктов в районах (регионах) применения продукции (подвижность, миграция, стойкость, стабильность, время существования);
  • условия трансформации, распада (разложения) побочных продуктов в окружающей природной среде, продолжительность их трансформации;
  • контроль за распространением и обнаружением токсичных примесей в продукции и побочных продуктах (оценка современного уровня и предлагаемые меры);
  • негативные экологические последствия попадания токсичных примесей и побочных продуктов в окружающую природную среду, пищу, жилье, производственные помещения.

Некоторые указания для понимания словосочетаний «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» как новых видов продукции в широком смысле имеются в нормативных актах других отраслей права и технических актах.

Словарь. Согласно п. 1.2.11 Р 50-605-80-93 «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения» новая продукция — это продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.

С позиций безопасности для человека и среды его обитания наиболее близки к правовым нормам в области охраны окружающей среды требования санитарного законодательства. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) производство, применение (использование) новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом в соответствии со ст. 43 данного Федерального закона впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и отдельные виды продукции, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

Указания на содержание понятий «новая продукция» и «новая технология» имеются в строительном законодательстве. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» Госстрой России Постановлением от 01.07.2002 № 76 утвердил Порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. В отношении новой продукции, ввозимой из-за рубежа или осваиваемой производством, в письме Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» разъясняется следующее:

Извлечение

из письма Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9

«О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве»

1. Новая продукция, впервые осваиваемая отечественным производством по зарубежным технологиям, подлежит проверке и подтверждению пригодности, если она отличается от продукции аналогичного назначения, отвечающей требованиям действующей нормативно-технической документации, по следующим показателям (в зависимости от вида продукции): назначение и область применения продукции, свойства и характеристики, подтвержденные результатами испытаний, химический состав материалов, данные, характеризующие безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, надежность продукции и др.

2. Пригодность изготавливаемой за рубежом продукции для условий строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации должна устанавливаться, как правило, на основе проверки этой продукции. Возможность применения такой продукции в строительстве без проверки и подтверждения ее пригодности устанавливается по результатам экспертного заключения ФЦС.

3. Технические условия на новую продукцию в соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (пункт 7.12) должны проходить научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определен Госстроем России. При проведении научно-технической экспертизы технических условий на новую продукцию необходимо учитывать, что технические требования, содержащиеся в них, должны подтверждаться результатами соответствующих испытаний.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что под терминами «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» подразумеваются техника, технология и вещества, которые являются новыми для Российской Федерации. По многим видам новой продукции (новым технологиям, новым веществам) и их последствиям для общества (в т.ч. с позиций безопасности) идут постоянные дискуссии. Применение в отечественной практике каких-либо технологий или веществ, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на среду обитания человека или (в более широком смысле) на окружающую среду, без оценки их безопасности является по существу незаконным и не доказывает, что эти технологии и вещества перестали быть новыми для Российской Федерации с точки зрения их безопасности.

Другие публикации:  Как доверенность признать недействительной

В общем случае отсутствие новизны техники, технологий, веществ (для обоснования отсутствия необходимости в проведении ГЭЭ) определяется исходя из наличия на них отечественных регламентов, стандартов, ТУ и возможности сертификации.

Разработчики, производители и импортеры новых техники, технологий, веществ для обоснования их безопасности (в т.ч. для окружающей среды) длительное время ограничивались получением санитарно-эпидемиологических заключений, однако в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» (в ред. от 29.12.2012) в Федеральный закон № 52-ФЗ, такие заключения теперь официально могут удостоверять соответствие или несоответствие санитарным правилам лишь факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, но не продукции и технологий. Поэтому прохождение ГЭЭ оказывается по сути единственным инструментом легализации новых техники, технологий, веществ, и требование Росприроднадзора об экологической экспертизе в случае отсутствия каких-либо документов, подтверждающих соответствие технологии определенным требованиям, представляется оправданным.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ в составе материалов, подлежащих ГЭЭ, должны быть положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти (их состав определяется характером воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду — Ростехнадзор, МЧС России и др.).

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д-р экон. наук

Государственная экологическая экспертиза ( ГЭЭ )

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – это установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) как сфера деятельности в нашей стране ведет свое начало с 1988 года, когда был образован Государственный комитет СССР по охране природы. Руководствуясь законодательством Российской Федерации, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) на стадии подготовки принятия решения обеспечивает в проектной документации соблюдение экологических требований законодательных и правительственных правовых актов, а также отраслевых и ведомственных природоохранных документов, в том числе по вопросам охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, недр, почв, растительного и животного мира, природно-культурных заповедников и памятников.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) организуется и проводится уполномоченным государственным органом и экспертными комиссиями, специально создаваемыми для:

  • объективной оценки экологических последствий намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • заблаговременного выявления и предотвращения возможных конфликтных ситуаций в случае реализации этой деятельности;
  • повышения качества экологического обоснования принимаемых решений.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является действенным средством государственного регулирования в целях:

  • снижения экологического риска;
  • предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;
  • предотвращения возможного ущерба государственным интересам РФ.

Принятый в 1995 году Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Этим законом определено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предназначена способствовать сохранению и улучшению сферы обитания человека, в том числе:

  • достижению в предстоящие годы нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
  • обеспечению экологически безопасной среды для человека, растительного и животного мира;
  • созданию благоприятных условий для восстановления естественного баланса экологических систем и их способности к саморегулированию и самоочищению.

Законом установлено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) подлежат практически все виды документации, реализация которой может оказать воздействие на окружающую среду, в том числе:

  • проекты законов, нормативных правовых актов, целевых программ, схем охраны и использования природных ресурсов, территориальной организации;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов всех видов хозяйствования и природопользования;
  • других материалов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предшествует принятию хозяйственного решения и, базируясь на природоохранных законах, правилах и экологических нормативах, еще на стадии проработки вопросов в проектной документации устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость или недопустимость реализации объекта экологической экспертизы.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) анализирует и оценивает представленную документацию (объект экспертизы) с позиций:

  • эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в документации мер по охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды;
  • правильности определения степени экологического риска и экологической опасности намечаемой деятельности;
  • определения экологически вредных воздействий на окружающую природную среду принимаемых решений, а также возможных социальных, экономических и экологических последствий в случае реализации этих решений.

Подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заключение должно содержать обоснованные выводы:

  • о соответствии намечаемых решений нормативным правовым актам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (на территории которого располагается объект) по вопросам охраны окружающей среды;
  • о полноте выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате реализации намечаемых решений;
  • о достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и по сохранению природного потенциала;
  • об экологической обоснованности реализации объекта экспертизы.

Оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения приказом специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является запрет реализации объекта экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) материалов обоснований инвестиции в строительство и проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и т.п.) проводится на федеральном уровне, если:

  • проектируемый объект после его сооружения окажет воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации (например, тепловые, атомные и гидроэлектростанции;
  • дамбы и водохранилища;
  • крупные промышленные предприятия;
  • нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности;
  • порты и терминалы внутреннего судоходства;
  • автомобильные и железнодорожные протяженные магистрали;
  • обустройство нефтегазоносных месторождений, нефтегазопроводы и спецпродуктопроводы;
  • использование пестицидов или других вредных и токсичных материалов и т.д.);
  • деятельность этого объекта затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
  • для осуществления намечаемой деятельности необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов.

Источники: Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»; Чегасов Г.С. «О государственной экологической экспертизе» // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. 1996. № 1; 1997. № 3.

Экологическая экспертиза. Разработка экологического паспорта предприятия

Понять сущность экологической экспертизы. Выучить ее особенности и задание, а также последовательность выполнения. Познакомиться с необходимым нормативно-техническим документом каждого предприятия — экологическим паспортом, выучить порядок и приобрести практические навыки относительно его заполнения.

2 Ключевые положения

2.1 Экологические нормативы

Законом Украины «Об охране окружающей среды» от 25 июня 1991 года установлены экологические нормативы (статья 33). Система экологических нормативов включает:

нормативы экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического влияния на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания);

предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов.

Законодательством Украины могут устанавливаться нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы (часть 2 статьи 33 изменена согласно с Законом № 81/96-ВР, от 06.03.96 г.) Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны окружающей природной среды и здоровья людей от негативного излияния его загрязнения.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде и уровне вредных физических влияний на него являются единственными для всей территории Украины (часть 4 статьи 33 изменена согласно с Законом № 81/96-ВР от 06.03.96 г.). В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую среду.

Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей среды, Министерством здравоохранения Украины и другими уполномоченными на то государственными органами соответственно законодательству Украины (часть 6 статьи 33 изменена согласно с Законом № 81/96-ВР от 06.03.96 г.).

Для определения соответствия экологическим нормативам планов, технологических процессов, оборудования, товаров, химических веществ, установок и тому подобное, предусмотрено осуществлять экологическую экспертизу.

В Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» законодательно закреплена обязательность проведения экологической экспертизы. Позитивной вывод государственной экологической экспертизы, является основанием для открытия финансирования по всем проектам и программам, реализация которых без такого позитивного вывода запрещена. Кроме государственной, Закон предусматривает другие формы экологической экспертизы -гражданскую, научную, — которые осуществляются независимо от государственной.

Заданием государственной экологической экспертизы является определение экологической безопасности хозяйственной и другой деятельности, которая может в настоящее время или в будущем, прямо или посредственно негативно повлиять на состояние окружающей природной среды, а также оценивание соответствия предпроектных , предплановых и проектных решений, которые принимаются в ходе хозяйственной и другой деятельности , требования природоохранного законодательства и определения полноты и обоснованности предполагаемых у них мероприятий по охране окружающей среды.

Экологической экспертизе подлежат:

проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей народного хозяйства, генеральных планов населенных пунктов, схем народного планирования и другая предплановая и предпроектная документация;

технико-экономические обоснования и расчеты, проекты на строительство и реконструкцию (расширение, техническое перевооружение) предприятий и других объектов, которые могут негативно действовать на состояние окружающей среды;

проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, которые регламентируют хозяйственную деятельность, которая негативно влияет на окружающую среду;

документация на создание новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе и та, что закупается за границей;

другие материалы, вещества, продукция, решение, системы и объекты внедрения, реализация которых может повлечь нарушение норм экологической безопасности и оказать негативное влияние на окружающую природную среду или обусловить появление опасности для здоровья людей.

Экологической экспертизе могут подлежать также экологически опасные действующие объекты и комплексы.

Соответственно основам законодательства из охраны труда и экологических требований экспертиза должна осуществляться как на стадии проектирования, так и при поставке продукции на производство. Первый этап экспертизы может осуществляться как проектными, так и независимыми общественными организациями.

Экспертиза содержит в себе отраслевую и государственную экспертизу. Государственная экологическая экспертиза новой продукции заключается в рассмотрении документации (образцов) новой продукции , которое осуществляется экспертными подразделениями органов государственного управления в отрасли природопользования и охраны окружающей среды (Минприроды) на республиканском и региональном (территориальном) уровнях.

Отраслевая экологическая экспертиза осуществляется отраслевыми организациями (предприятиями) , определенными как главные в вопросах экологической безопасности.

Цель экологической экспертизы новой продукции — предупреждения возможного превышения допустимого уровня вредного влияния на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации, использования, переработки или уничтожения.

Главное задание экологической экспертизы заключается в оценивании экологии и достаточности мероприятий по обеспечению нужного экологического уровня, в том числе:

соответствие проектных решений при разработке новой продукции современным природоохранным требованиям;

полнота и достаточность сбора технических показателей, которые характеризируют уровень влияния на окружающую среду новой продукции и их соответствие установленным природоохранным нормативам;

полнота, достоверность и научное доказательство, проведенной оценки влияния на окружающую среду, включая прогнозы возможного влияния новой продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

выбор средств и методов контроля влияния продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

способы и средства утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса.

Под продукцией следует понимать широкий аспект производства: машин, технологий и материалов.

Результат экологической экспертизы — это экспертный вывод, который содержит оценку полноты и достаточное отражение в рассматриваемой документации вопросов учета экологического фактора и обеспечения необходимого уровня экологической безопасности новой продукции, а также рекомендации относительно целесообразности ее разработки, применения, целесообразности ее замены или совершенствования.

Другие публикации:  Ходатайство о привлечении эксперта образец

Экологическая экспертиза осуществляется в такой последовательности:

определяют номенклатуру разрабатываемой продукции;

изучают совместно с заказчиком (потребителем) продукцию условия ее использования (эксплуатацию), ее влияние на окружающую среду;

определяют перечень возможных воздействий;

определяют уровни осуществляемых влияний на окружающую среду (путем замеров или расчетов), их соответствие предельно допустимым значениям;

определяют взаимодействие между осуществляемыми воздействиями на окружающую среду и техническими (технологическими) параметрами продукции;

рассматривают комплекс нормативно-технических документов, которые устанавливают технические требования к данной продукции, а также требования относительно охраны окружающей среды, и вносят в них соответствующие требования (при их отсутствии) относительно показателей (конструктивных, технологических и т. д.) продукции.

Решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы принимается экспертными подразделами органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в таких случаях:

при разработке принципиально новых типов продукции, которая не имеет аналогов в стране и за границей;

при разработке новых типов слишком опасной продукции;

в плане выборочного и планового контроля над соблюдением отраслевых норм и правил при разработке новой продукции;

при обращении заказчиков и разработчиков новой продукции, в том числе при рассмотрении проектов строительства предприятий с выпуском новой продукции (в случае возникновения противоречий между разработчиком и заказчиком в вопросах экологической безопасности);

при поставке в страну и экспортировании определенных видов новой продукции (согласно с установленным порядком контроля безопасности импортированной и экспортированной продукции).

Государственной экологической экспертизе должна, как правило, предшествовать отраслевая экспертиза.

Отраслевая экспертиза связи из природоохранных мероприятий учитывает отчуждение земель, загрязнение атмосферы, водоемов, биосферы электромагнитными полями и шумом.

Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204

В статье представлен комментарий к утвержденному Приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее — Административный регламент Росприроднадзора), в т.ч. рассмотрен механизм предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня.

Необходимость проведения ГЭЭ определена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 12.02.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698.

В частности, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ ГЭЭ организуется и проводится в отношении следующих объектов:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;
  • объекты ГЭЭ, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V классов опасности[1];
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  • объект ГЭЭ, указанный в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в случае доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.

В 2010 г. функции по организации ГЭЭ федерального уровня были переданы Росприроднадзору[2]. По требованиям общественности был сформирован единый реестр специалистов ГЭЭ, в состав которого входят специалисты от неправительственных экологических организаций и движений, руководители отраслевых учебных заведений и научно-исследовательских институтов РАН[3].

До недавнего времени Росприроднадзору и природопользователям приходилось руководствоваться (по аналогии) Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 283 (далее — Административный регламент Ростехнадзора). 10 февраля 2015 г. он утратил силу и взамен него начал действовать Административный регламент Росприроднадзора.

Данный документ был разработан с учетом изменений законодательства, произошедших за период с 2008 по 2014 гг. Наряду с прочим, в нем были учтены изменения норм о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (межведомственные запросы, предоставление услуг в электронной форме и др.)[4].

Важным моментом является то, что в Административном регламенте Росприроднадзора законодатель установил четкие критерии доступности и качества предоставления государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ (далее — государственная услуга), к которым относятся:

  • удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги;
  • полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. в электронной форме;
  • наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги;
  • соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;
  • отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги;
  • предоставление возможности подачи заявления в форме электронного документа;
  • предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Основными показателями доступности и качества государственной услуги являются количество жалоб от заявителей о нарушениях сроков предоставления государственной услуги, предусмотренных Административным регламентом Росприроднадзора, а также количество судебных исков по обжалованию решений Росприроднадзора и его территориальных органов, принимаемых при предоставлении государственной услуги.

ГЭЭ организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и его территориальными органами в соответствии с поручениями Росприроднадзора, подготовленными на основании Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» (в ред. от 01.07.2011).

Административным регламентом Росприроднадзора установлено, что заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги. В соответствии с утратившим силу Административным регламентом Ростехнадзора заказчиком организации и проведения ГЭЭ также могли выступать органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Давайте рассмотрим подробнее, какие еще изменения предусмотрены Административным регламентом Росприроднадзора.

Вопросы информирования и консультирования

В отличие от Административного регламента Ростехнадзора, Административный регламент Росприроднадзора более детально проработан в части описания возможностей получения заинтересованными лицами консультаций и информации о предоставлении государственной услуги. Это позволит сократить количество отказов, получаемых по формальным причинам.

В частности, в документе оговорено, что информация о государственной услуге предоставляется заинтересованным лицам непосредственно в помещениях Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, в рамках личного приема, по почте при ответе на письменное обращение, а также посредством размещения на официальных сайтах Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора в сети Интернет, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»[5] (далее — Единый портал).

Информация о порядке предоставления государственной услуги, о местонахождении и телефонах территориальных органов Росприроднадзора размещается на официальном сайте Росприроднадзора, информационных стендах и сайтах территориальных органов Росприроднадзора, Едином портале. Контактная информация территориальных органов Росприроднадзора приведена в приложении 1 к Административному регламенту Росприроднадзора.

Информация о графике работы Росприроднадзора размещается на его официальном сайте (ранее подобная информация была приведена в самом Административном регламенте Ростехнадзора), информация о графике работы территориальных органов Росприроднадзора — на информационных стендах и официальных сайтах указанных органов.

В помещениях центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора должны быть размещены информационные стенды, содержащие следующую информацию:

  • график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, адреса официальных сайтов и электронной почты структурных подразделений Росприроднадзора и его территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги;
  • порядок предоставления государственной услуги в виде блок-схемы (приложение 2 к Административному регламенту Росприроднадзора);
  • права и обязанности заявителя государственной услуги;
  • порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги;
  • перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
  • описание конечного результата предоставления государственной услуги;
  • описание последствий отрицательного заключения ГЭЭ;
  • порядок определения сметы расходов на проведение ГЭЭ;
  • основания для отказа в организации и проведении ГЭЭ;
  • реквизиты счета для оплаты организации и проведения ГЭЭ;
  • извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации и проведения ГЭЭ;
  • текст Административного регламента Росприроднадзора с приложениями.

Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора на информационных стендах был размещен образец сопроводительного письма, необходимого для приема материалов на ГЭЭ, согласно приложению 2 к данному Административному регламенту.

В Административном регламенте Росприроднадзора был скорректирован перечень сведений, которые можно получить посредством телефонной связи:

Административный регламент Ростехнадзора

Административный регламент Росприроднадзора

7. При ответе на телефонные звонки граждан и представителей организаций должностные лица Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) предоставляют информацию по следующим вопросам:

сведения о нормативных актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);

перечень необходимых документов и материалов для организации и проведения государственной экологической экспертизы;

информацию о комплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу[6].

6. С использованием средств телефонной связи может быть получена следующая информация о предоставлении государственной услуги:

информация о порядке предоставления государственной услуги;

сведения о нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы (наименование, реквизиты нормативного правового акта);

перечень материалов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Таким образом, теперь информацию о комплектности материалов, представленных на ГЭЭ, нельзя будет получить по телефону.

В то же время были добавлены новые способы получения информации по иным вопросам, касающимся организации и проведения ГЭЭ:

Административный регламент Ростехнадзора

Административный регламент Росприроднадзора

7. […] Иные вопросы рассматриваются Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) только на основании соответствующего письменного обращения.

6. […] Иные вопросы рассматриваются должностными лицами на основании соответствующих письменных обращений, обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, в рамках личного приема[7] […].

В соответствии с Административным регламентом Росприроднадзора ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения, фамилии, имени, отчестве (при наличии) и должности должностного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) принявшего телефонный звонок. Тем самым обеспечивается персональная ответственность должностных лиц за предоставленные сведения.

Другие публикации:  Управленческая отчетность в ресторане

Ответ на письменное обращение заявителя предоставляется в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), номера телефона исполнителя и направляется почтой (или в форме электронного документа, если это указано в обращении заявителя) в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения. Ранее ответ на письменное обращение заявителя направлялся только почтой.

Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора при консультировании по электронной почте ответ на обращение заявителя по вопросам, определенным п. 7 данного документа (см. выше), направлялся на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня регистрации обращения; в иных случаях — в срок, не превышающий 10 дней со дня регистрации обращения.

В Административном регламенте Ростехнадзора (п. 5) было подчеркнуто, что консультации предоставляются бесплатно. В Административном регламенте Росприроднадзора такого положения нет. Надеемся, что оно будет действовать по умолчанию.

Сроки проведения ГЭЭ

Законодательством установлены конкретные сроки проведения ГЭЭ. Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Сравним сроки проведения ГЭЭ, установленные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:

Таблица 1. Сроки проведения ГЭЭ

Административный регламент Ростехнадзора

Административный регламент Росприроднадзора

Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[8] — 6 месяцев.

Предусмотрена дифференциация сроков в рамках общего срока ГЭЭ в зависимости от сложности объекта ГЭЭ (установлены базовые критерии по сложности объектов ГЭЭ в приложении 29):

•для простых объектов ГЭЭ — до 30 дней;

•для объектов ГЭЭ средней сложности — до 60 дней:

•для сложных объектов ГЭЭ — от 60 до 120 дней.

Установлены сокращенные сроки проведения ГЭЭ для отдельных видов объектов:

  • 2 месяца — для олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, а также особо опасных, технически сложных и уникальных олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения;
  • 3 месяца — для объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[9] — 6 месяцев.

Отсутствует дифференциация сроков проведения экспертизы в зависимости от сложности объекта ГЭЭ в рамках общего срока.

Установлен сокращенный срок проведения ГЭЭ 3 месяца:

  • для объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • для искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации

Как мы видим, существенным изменением Административного регламента Росприроднадзора является исключение из числа приложений, равно как и из текста Административного регламента, базовых критериев дифференциации по сложности объектов ГЭЭ, на основании которых устанавливался срок проведения ГЭЭ для конкретного объекта в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора[10].

Подача документов на проведение ГЭЭ

В Административном регламенте Росприроднадзора документы, необходимые для проведения ГЭЭ, условно разделены на две группы:

  1. документы, которые обязан самостоятельно представить заявитель;
  2. документы, которые Росприроднадзор запрашивает путем межведомственных запросов или которые заявитель представляет по собственной инициативе.

Это обусловлено изменениями в законодательстве[11], произошедшими в 2011 г., в соответствии с которыми у заказчика ГЭЭ отсутствует обязанность представлять в Росприроднадзор документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и которые Росприроднадзор может самостоятельно у них запросить (пп. 1, 1.1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ).

К документам, которые обязан представить непосредственно сам заявитель на ГЭЭ, в соответствии с п. 13 Административного регламента Росприроднадзора относятся:

  • заявление, содержащее информацию о наименовании объекта ГЭЭ, подробную опись материалов, представляемых на ГЭЭ (приложение 3 );
  • документация, подлежащая ГЭЭ, за исключением объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ[12].

Документация, подлежащая ГЭЭ, представляется в двух экземплярах, заявление и материалы — в одном экземпляре.

Остальные необходимые для проведения ГЭЭ документы запрашиваются по межведомственным запросам, если заявитель не представил их по собственной инициативе. При этом абз. 2 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ установлено, что начало срока проведения ГЭЭ не изменяется в случае, если Росприроднадзор запрашивает необходимые для проведения ГЭЭ документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.

Таким образом, при предоставлении государственной услуги от заявителя запрещается требовать представление:

  • документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
  • документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в актах законодательства.

Данное положение не позволяет должностным лицам самовольно устанавливать перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Обратите внимание: отсутствие обязанности самостоятельно представлять отдельные виды документов не отменяет законодательно установленные обязанности заявителя провести необходимые исследования и пройти согласования.

Административным регламентом Росприроднадзора, в отличие от Административного регламента Ростехнадзора, установлено, что заявление и материалы заявителя могут быть поданы в форме электронных документов. В этом случае уведомления о ходе предоставления государственной услуги, а также итоговые документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), если иное не указано заявителем в заявлении. Такая возможность была предоставлена заявителям в рамках проводимой государственной политики по созданию так называемого «электронного правительства».

Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет соответствующее заявление в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ), путем заполнения формы заявления, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Оказание государственных услуг в электронном виде», либо с использованием Единого портала.

Рассмотрение заявления и материалов заявителя, полученных в форме электронного документа, осуществляется в том же порядке, что и рассмотрение заявлений и материалов заявителей, полученных лично от заявителей или направленных по почте с учетом особенностей, установленных Административным регламентом Росприроднадзора.

В заявлении в электронной форме указывается один из следующих способов получения заключения ГЭЭ:

  • в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении или посредством почтового отправления;
  • в форме электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты.

Отказ в приеме документов и проведении ГЭЭ

Административным регламентом Росприроднадзора определены исчерпывающие перечни оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и для отказа в предоставлении государственной услуги.

Так, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является признание недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя в порядке, установленном Федеральным законом № 63-ФЗ, выявленное в результате ее проверки. Отметим, что в Административном регламенте Ростехнадзора не было предусмотрено оснований для отказа в приеме документов.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Теперь сравним основания для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:

Административный регламент Ростехнадзора

Административный регламент Росприроднадзора

19. Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы могут являться:

документация не является объектом государственной экологической экспертизы;

отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты[13];

непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы в срок, указанный Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.

21. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня;

отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;

непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям […];

письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.

Как видим, три основания были практически полностью перенесены из Административного регламента Ростехнадзора в Административный регламент Росприроднадзора. Однако следует сделать уточнение касательно третьего основания: основанием для отказа в проведении ГЭЭ является непредставление только тех документов, которые обязан представить заявитель (см. пп. 13 и 14 Административного регламента Росприроднадзора). Данное основание не охватывает документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и представляются по межведомственным запросам Росприроднадзора. Четвертое основание для отказа в проведении ГЭЭ является новшеством (причем вполне логичным) Административного регламента Росприроднадзора.

В Административном регламенте Росприроднадзора выделено 6 административных процедур, которые составляют государственную услугу (в п. 31 приведен их перечень, а в приложении 2 — блок-схема процедур):

  • прием и регистрация заявления и материалов заявителя;
  • рассмотрение заявления и представленных материалов;
  • формирование и направление межведомственных запросов;
  • подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ;
  • проведение ГЭЭ;
  • выдача заключения ГЭЭ.

Данные процедуры, по сути, схожи с процедурами Административного регламента Ростехнадзора, однако в последнем нет такого строгого выделения 6 процедур (табл. 2):

Таблица 2. Проведение ГЭЭ в соответствии с требованиями Административного регламента Росприроднадзора и Административного регламента Ростехнадзора

Процедуры ГЭЭ

Основание и срок согласно Административному регламенту Ростехнадзора

Основание и срок согласно Административному регламенту Росприроднадзора

Прием и регистрация заявления и материалов заявителя

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *