Требования к социальному работнику в сша

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии рассматриваются история возникновения социальной работы как профессиональной и научной деятельности в зарубежных странах, модели социального обеспечения населения стран Европы и США, социальные службы и услуги, предоставляемые разным категориям населения. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Кто такой социальный работник?

Автор Татьяна в 06/02/2015 . Опубликовано Карьера в области психологии Последнее обновление: 23/02/2015

Вы ищете для себя сложное, но интересное дело? Хотите внести свой вклад в развитие общества, помогать людям преодолеть жизненные трудности? тогда подумайте о социальной работе. Многие успевают поработать в этой сфере прежде, чем продолжить образование в аспирантуре, однако есть и те, кто изначально решает специализироваться именно в социальной работе.

Так что же представляет собой социальный работник? Это специалист в области психического здоровья, который помогает людям с самыми разнообразными проблемами, в том числе при психологических, финансовых трудностях, проблемах со здоровьем или в отношениях, а также при злоупотреблении психоактивными веществами.

Несколько фактов о социальных работниках

По данным Бюро статистики труда (США), в 2006 году социальные работники занимали примерно 595 000 рабочих мест. Для большинства из них требуется получение степени магистра в области социальной работы. Социальные работники трудятся в различных условиях, в том числе в больницах, психиатрических клиниках, школах, некоммерческих и государственных учреждениях.

Чем занимаются социальные работники?

В рамках своей деятельности они применяют теоретические сведения для того, чтобы понять человеческие проблемы, помочь улучшить как жизнь отдельных людей, так и общества в целом. Многие из тех, кто работает в этой сфере, специализируются на определённых обязанностях: оказание помощи детям, содействие в преодолении зависимости и т.д. Социальные работники:

  • обучают клиентов новым навыкам;
  • связывают клиентов с важнейшими ресурсами общества, в котором они живут;
  • защищают уязвимых клиентов и гарантируют, что их интересы будут соблюдены наилучшим образом;
  • консультируют клиентов, нуждающихся в поддержке и помощи;
  • изучают социальные проблемы с тем, чтобы найти возможность справиться с ними.

Где они работают?

По данным Министерства труда США, половина социальных работников занята в сфере здравоохранения и социальной помощи. То есть, они работают в больницах, психиатрических клиниках и ведут частные практики.

Ещё 30% социальных работников привлекаются правительственными учреждениями на местном или федеральном уровне. Специалисты, работающие в государственных учреждениях, производят оценку социального обеспечения детей, содействуют людям получении государственной помощи и работают с сотрудниками правоохранительных органов.

Сколько получают социальные работники?

Заработная плата может варьироваться в зависимости от географического положения, уровня образования и области специализации. По данным Национальной ассоциации социальных работников, те, кто только начинает свою деятельность со степенью бакалавра в области социальной работы, зарабатывают около $30,000 в год. Доход специалистов со степенью магистра в среднем составляет около $40,000 — $50,000 в зависимости от опыта.

Министерство труда США сообщает следующие данные о среднем годовом доходе для различных областей специализации в области социальной работы:

  • социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами — $37,480;
  • социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей — $35,410;
  • социальные работники в общественном здравоохранении — $43,040.

Требования к образованию

Для того, чтобы стать социальным работником, необходимо получить, как минимум, степень бакалавра социальной работы. Тем не менее, должность начального уровня можно получить и со степенью в области психологии, социологии и образования. Если Вас интересует оказание психотерапевтических услуг, то Вы должны будете получить степень магистра в области социальной работы. Если же Вы хотите преподавать в университете или проводить исследования, Вам придётся получить докторскую степень в области социальной работы.

Направления работы

  • Социальные работники в общественном здравоохранении предлагают психосоциальные услуги для частных лиц, семей и групп, которые пострадали от острой, хронической или неизлечимыми болезни. Эти услуги могут быть связаны с оказанием психологической консультации, помощью семьям, которые ухаживают за больным родственником.
  • Социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами, помогают детям с академическими, социальными и эмоциональными проблемами. кроме того, в их обязанности входит и работа с приёмными детьми, содействие в организации усыновления, а также оказание помощи родителям-одиночкам.
  • Социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей, занимаются оценкой состояния и оказанием психологической помощи людям, страдающих от проблем психического здоровья, наркомании/токсикомании и алкогольной зависимости. Момимо этого данные специалисты проводят консультации в кризисных ситуациях, оказывают услуги индивидуальной и групповой терапии, а также услуги для психосоциальной реабилитации.

Перспектива работы для социальных работников

По данным Бюро статистики труда (США), в течение ближайших десяти лет спрос на социальных работников, будет расти быстрее среднего. Специалисты прогнозируют рост числа рабочих мест как городах, так и в сельской местности.

научная статья по теме ГРАЖДАНСКАЯ И ВОЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Цена:

Авторы работы:

СУРКОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ГРАЖДАНСКАЯ И ВОЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США»

ГРАЖДАНСКАЯ И ВОЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США

© 2012 г. И.Ю. Суркова

Саратовский государственный технический университет,

Статья посвящена анализу деятельности социальных работников в вооружённых силах США как агентов государственной политики в этой сфере. Акцент делается на распределении ответственности между гражданскими и военными социальными работниками, оказывающими услуги кадровым военнослужащим, участникам боевых действий, ветеранам, и их семьям.

Ключевые слова: социальная политика, гражданско-военные отношения, социальная защита, военно-социальная работа, вооружённые силы, участники боевых действий, члены семей военнослужащих

В современном геополитическом пространстве высоки риски и угрозы, связанные с международным терроризмом, локальными конфликтами, геноцидом, военными действиями, подвергающими опасности любое государство, в том числе США. В таких условиях повышение обороноспособности страны выходит на уровень важнейших задач, возложенных на вооружённые силы, призванные обеспечить национальную безопасность государства и защиту населения. Однако социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие как в условиях военных действий, так и в повседневной жизни, могут серьёзным образом повлиять на выполнение их функциональных обязанностей. В связи с этим, реализация основных направлений социальной политики в военной сфере становится фактором нормализации обстановки в армии, повышающим не только уровень доверия к государству, но и боеспособность вооружённых сил. Вся система социально-психологического обеспечения военнослужащих призвана служить инструментом амортизации негативных последствий. Так государство выполняет социальный контракт, заключающийся в предоставлении льгот и гарантий военным в качестве компенсации за частично отчуждаемые у них свободы, что связано с особенностями их профессии. Не стала исключением и политика Барака Обамы, который в своём обращении к стране отметил, что американская свобода «поддерживается, по* СУРКОВА Ирина Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета. E-mail: irina_surkova@mail.ru

тому что её защищают мужчины и женщины в униформе». Президент подчеркнул, что, когда эти люди возвращаются домой, страна должна позаботиться о них так же, как они служили стране [19].

Агентом политики государства в этой сфере в армии становится социальный работник, который на практике реализует программы, направленные на повышение благосостояния военнослужащих, создание оптимального психологического климата как на территории воинского формирования, так и за его пределами, решение проблем в семьях военных. Спектр услуг военно-социальных работников весьма разнообразен. В сферу их деятельности попадает многое, начиная от психологической поддержки комбатантов и заканчивая помощью жёнам и детям военнослужащих при переезде на новое место жительства.

История военно-социальной работы в США

Свою историю военно-социальная работа в Америке ведёт со времён Гражданской войны (1861-1865 гг.). Осуществлялась эта деятельность под эгидой Санитарной комиссии США, которая назначалась президентом и состояла из лиц, возглавлявших медицинскую службу и работу в области социальных реформ, а также ответственных за поддержание религиозного культа [2, с. 118]. Основная цель заключалась в том, чтобы по выздоровлении возвратить солдат в армейские формирования. С 1881 г. социальные услуги военнослужащим стали оказывать сотрудники организации Красный Крест. Они ухаживали за ранеными, писали от их имени письма и переправляли корреспонденцию родственникам [9], тем самым создавая коммуникативный коридор между фронтом и гражданским миром, оказывали моральную поддержку комбатантам.

Другие публикации:  Судебная компьютерно-техническая экспертиза что это такое

Более активно профессиональные социальные работники стали сотрудничать с военными начиная с Первой мировой войны [24]. Тогда впервые для них было организовано обучение приёмам психологической и психиатрической помощи. Тем не менее, социальная работа была признана особой профессией, а не видом деятельности лишь в начале ноября 1943 г., когда в армии был принят «кодекс специальности» психиатрической социальной работы как отдельной рабочей категории. В это же время начальником медицинского управления армии был назначен консультант по социальной работе. «Клинические социальные работники» оказывали помощь солдатам, возвращавшимся с полей сражений в Европе, страдающим от контузии [8]. Внимание социальных работников было максимально сосредоточено на восстановлении физического и психического здоровья участников боевых действий. Например, под наблюдением психиатра они изучали условия жизни военнослужащих и использовали полученные данные при диагностировании и лечении; проводили интервью и заполняли истории болезни, опираясь на факторы, определяющие психиатрические диагнозы; содействовали выполнению предписаний, связанных с обеспечением психогигиены; собирали дополнительную информацию о домашнем окружении солдат через Красный Крест и другие организации, чтобы облегчить возможную реабилитацию; применяли знания о структуре личности, развитии и причинах эмоциональной рассогласованности [14, р. 5].

Кроме поддержки военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, социальные работники вели активную деятельность на призывных пунктах, осуществляя рекрутинг новобранцев, что на сегодняшний день находится в ведении специалистов по профессионально-психологическому отбору. Подобный перечень направлений деятельности обнаруживает явную ориентацию социальной работы на нужды фронта, причём на этом этапе сложно дифференцировать специфические функции социальной работы, тесно переплетающиеся со службой психологической и психиатрической помощи.

На протяжении достаточно длительного времени задачи социальных работников в армии выполнял гражданский персонал различных профессиональных служб социальной направленности. Такое положение дел изменилось после выхода в свет 1 сентября 1943 г. меморандума, в котором рядовым и сержантам предлагалось переквалифицироваться в психиатрических социальных работников [14, р. 5]. В результате к концу Второй мировой войны на действительной военной службе в армии находились 711 социальных работников [2, р. 118]. Они получали назначения в стационарные и передвижные госпитали национального и регионального уровней, а также в боевые дивизионы. Однако, несмотря на достойную службу, лишь в январе 1946 г. социальным работникам было разрешено присваивать офицерские звания. Это стало фактическим признанием высокого статуса специалистов по социальной работе в Вооружённых силах США.

Проблема распределения социальной ответственности в Вооружённых силах США

Дискуссия о том, кем должен быть военно-социальный работник — военнослужащим или гражданским лицом — ведутся давно. Эти споры неслучайны, они — продукт неопределённости формулировки основных принципов граж-данско-военных отношений, в том числе разделения социальной ответственности. С одной стороны, учитывая, что социальный работник — это не просто специалист, помогающий своим клиентам разрешать различные социальные проблемы, но и защитник гражданских прав, провозглашающий принципы гуманизма и человеколюбия, логичным было бы предположить, что в армии это должно быть гражданское лицо, человек, который не зависит от воли командования воинским подразделением. Однако, с другой стороны, армейская субкультура требует жёсткого подчинения и субординации, темпорального контроля, ориентации на сплочённость коллектива, что достигается путём формирования специфического военного социума, оппозиционного гражданскому миру. Исходя из такой логики, гражданский военно-социальный работник — это представитель оппозиционной стороны, которому нет доверия, который может, не зная специфики воинской службы, разрушить целостность подразделения. Так, Л.В. Певень и А.И. Шишканов, ссылаясь на мнение американских исследователей, обращают внимание на основные требования к социальным работникам армии США. Это прежде всего наличие определённых личностных качеств, подходящих к специфическим условиям воинской службы, реально и потенциально сопряжённым с различного рода конфликтами, а также в пони-

мании армейской субкультуры, характеризующейся особыми нормами и правилами [3, с. 94]. Подобным требованиям в первую очередь будет отвечать представитель армейского социума, имеющий опыт воинской службы. Однако, следуя логике формирования эффективных гражданско-военных отношений и переходу от тотального военного управления к усилению гражданского контроля над армией, как раз гражданский военно-социальный работник будет представлять собой своеобразного омбудсмена, который отстаивает права человека, независимо от того, кем он является по должности или званию. Полный нейтралитет в отношении армейской субординации может улучшить социальную ситуацию в воинских коллективах.

В рядах вооружённых сил США служат более тысячи социальных работников [28], как гражданских, так и военных. К началу 2000 г. в ВВС числились 225 гражданских социальных работников и 215 уполномоченных офицеров по социальной работе [29]; в ВМФ — 400 гражданских социальных работников и 31 уполномоченный офицер по социальной работе [15]. При этом военные социальные работники по-прежнему назначаются на должности в составе медицинских отделений соответствующих родов войск; технически они относятся к невоюющим сторонам. Тем самым подчёркивается, что они не участвуют в боевых действиях. Однако их могут откомандировать в расположение воинских подразделений для работы с личным составом. Гражданский персонал социальных служб в армии, кроме медицинского отделения, может выполнять свои функции в любых тыловых учреждениях, нуждающихся в его услугах, причем, по желанию сотрудники могут быть переведены на другие участки работы [2, с. 119]. В отличие от них, офицеры по социальной работе регулярно проходят службу в районах боевых действий, поддерживая психическое здоровье воюющих солдат, моряков, пилотов, и морских

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Социальная работа в США

Понятие социальной работы впервые появилось именно в Соединённых Штатах, датируется это началом прошлого столетия.

В США стали образовываться учреждения, направленные на благотворительную деятельность

Способствовало этому большое количество иммигрантов со всего мира, среди которых были люди разного толка, что привело к развитию преступности в стране. Это заставило правительство пойти на увеличение тюрем и богаделен, условия проживания в которых были просто ужасающими. Именно на их защиты впервые и было направлено социальное обеспечение, превратившееся со временем в отдельную сферу деятельности.

Сегодня найти работу, связанную с уходом за гражданами, имеющим какие-либо отклонения не так сложно, этому способствует внутренняя политика государства.

Основы и принципы

Социальная работа в США связывается с профессиями, которые служат для обеспечения социального равенства отдельных групп малозащищенных граждан. Сфера деятельности общественных структур постоянно расширяется, охватывая всё больше мест, о которых ранее даже не упоминалось:

  1. Государственные учреждения здравоохранения.
  2. Общеобразовательные школы.
  3. Центры охраны здоровья.
  4. Агентурные комплексы, созданные для охраны семьи и безопасности ребёнка.
  5. Центры психического здоровья.
  6. Предпринимательство и промышленность.

Работая в сфере социальной занятости, следует понимать, что её действия направлены не только на благополучных пенсионеров-американцев. Жизнедеятельность данной группы населения затрагивается практически в последнюю очередь. Прежде всего, соискатель должен быть готов сталкиваться с такими проблемами:

  • неполные семьи, в которых имеются недопонимания взрослого и ребёнка, проявляющиеся в периодических побегах;
  • семейные пары, в которых часто происходят конфликты с ребёнком;
  • семейные пары, где имеют место многочисленные конфликты между взрослыми;
  • одинокие взрослые, молодые и пожилые граждане, имеющие проблемы с окружающим миром, произошедшие по ряду зависящих и независящих от них причин;
  • иммигранты и граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и не имеющие средств к существованию, получению дохода.

В Америке социальная работа ставится на лидирующие позиции духовного и морального развития общества. Наверное, поэтому массовая популяризация данного направления имеет такое большое значение для коренных жителей.

Как в любой другой деятельности всех занятых социальной работой в США можно разделить на 2 категории:

  1. Сотрудники, непосредственно участвующие в процессе: разнорабочие, повара, сиделки, педагоги, психологи.
  2. Лица, занимающиеся документацией, товарооборотом и политикой: руководители отделов, снабженцы. Одним словом, работники, в обязанность которых не входит общение и непосредственный контакт со своими «подопечными».

Если претендовать на одну из ролей, относящихся ко второй группе, сможет не каждый русскоязычный гражданин, то трудоустроиться на должность из первой категории вполне допускается. Однако здесь следует учитывать уровень знаний, навыков и иных критериев, свойственных соискателю.

Например, хрупкая девушка, вероятно, не сможет заниматься социальной работой с пожилыми людьми, лишёнными возможности передвигаться. Для того чтобы поднять своего «подопечного» с постели и зафиксировать его в сидячем положении, ей понадобится приложить много усилий, а результат так и не будет достигнут.

Незнание языка тоже станет большой преградой для соискателя. Однако в этой ситуации есть возможность самому воспользоваться услугами социального обеспечения, направленными на ускорение процесса адаптации иностранного гражданина в американское общество. Смысл заключается в обращении к специализированным бесплатным курсам обучения языку. Кроме этого, здесь же можно поинтересоваться и вопросом дальнейшего трудоустройства.

Но, прежде всего, сразу после прохождения таможенного контроля, русский, украинец или иной выходец из стран постсоветского пространства, обязан получить девятизначную социальную карту (Social Security Number), предназначенную для пенсионного и налогового учёта населения.

Другие публикации:  Бланк генеральная доверенность с правом продажи автомобиля

Законодательство обязывает оформлять такой документ даже на младенцев. Откладывать с получением идентификатора не стоит, так как ни один работодатель без него не сможет принять сотрудника, так как начисление налогов осуществляется непосредственно с привязкой к этому номеру.

О налогах в США можете узнать из статьи на нашем сайте.

Девятизначная социальная карта (Social Security Number), предназначенная для пенсионного и налогового учёта населения в США

Оформить резюме с учётом всех требований к его заполнению можно находясь в России. Это позволит сэкономить некоторое время.

Поиск компетентного работодателя

Начать трудовую деятельность, связанную с социальной работой в США можно разными способами. Прежде всего, следует отметить следующие возможности:

  1. Поиск вакансий через родственников, знакомых и друзей является одними из наиболее надёжных вариантов. С их помощью можно будет узнать все подробности и нюансы практически из первых уст. Кроме этого, от них будет проще ознакомиться с условиями переезда и социальной адаптации в незнакомой стране.
  2. Найти социальную работу можно через такие системы, как Google, Bing или Yahoo. Последний к тому же имеет специфический раздел, называющийся Career.
  3. Ещё один вариант – это поиск через специальные сайты, специализирующиеся на предложениях от работодателей.
  4. Если вы уже находитесь в Соединённых Штатах, следует заняться поиском непосредственно на месте, обращаясь в организации, занимающиеся социальной работой с гражданами, нуждающимися в помощи.

В качестве примерного ознакомления можно воспользоваться таблицей, в которой представлены вакансии, связанные с социальной работой в США. Все предложения от работодателей взяты из интернет-источников, специализирующихся на размещении предложений для русскоязычных граждан, планирующих трудоустроиться в Америке.

Профессиональные требования к социальному работнику

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[58]

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и др.

Знания и опыт,приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

Особая сфера применения знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, сообществ. Здесь требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на коммуникативные функции, на ролевые позиции.

Другие публикации:  Какие пособия у матери одиночки в 2019 году

И наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д.

Узаконенные полномочия.Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.

Статус и репутация.Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.

Харизматические данные и личная привлекательность.Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией.Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:

иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;

обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;

иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы. ) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Этот перечень требований можно продолжить, но важно отметить, что все они более подробно изложены в профессиограмме, где дается описание психологических характеристик, соблюдение которых необходимо при исполнении профессиональных обязанностей социального работника общего профиля. В ней также подчеркивается, что социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;

8) оценить эффективность проделанной работы;

9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.

Сформулированные обязанности социального работника оказали влияние на построение программ обучения социальных работников в США. Социальный работник общего профиля является профессионалом, который занимается решением проблем, собирая и оценивая максимально возможное количество данных о проблеме. Когда данные из разных источников собраны (от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т.д.), социальный работник пытается определить проблему более точно, составляет план действий, направленный на решение проблемы. План может включать работу с одним человеком, с семьей, с группой или с общиной. В план может быть включена работа с инвалидом, семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действий, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.

После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию.

Процесс решения проблемы социальным работником включает:

1) сбор информации из всех относящихся к делу источников,

2) оценку информации,

3) определение проблемы,

4) планирование действий,

5) составление подробного четкого плана действий,

6) осуществление плана действий,

7) оценку результатов.

Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми.

Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *