Какие требования предъявляет тургенев к своим героям

Урок литературы в 10-м классе по теме «И.С. Тургенев. Обзор творчества»

Разделы: Литература

Цель урока: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети», начать сбор материала для создания проекта учащимися, составить конспект в течение урока по биографии писателя.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Литература 10 кл. учебник в 2-х частях под редакцией В.И.Коровина. М. «Просвещение», 2007.
  2. Ю.В.Лебедев «Русская литература 19 века. Методическое пособие». М. «Просвещение», 2001.
  3. «Полная хрестоматия по литературе. 10 класс». М. «Олма-Пресс», 2002.
  4. http://www.turgenev.org.ru/index.html – Интернет проект «Знаменитые люди Орловской губернии»

Используемое оборудование: презентация

Эпиграф: «О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя?»

Вопросы для обсуждения:

1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев?
2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?
4. Каковы общественно-политические взгляды писателя?
5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?
6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?

Выступления учащихся

Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново – родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Детство писателя (сообщение учащихся)

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров.

Юность

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию.

В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию.

Творец общественного мнения

С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений.

Журнал «Русский вестник»

Поместивший роман в своем журнале Катков писал Тургеневу: «Вы пресмыкаетесь перед молодым поколением».

Образ тургеневской девушки

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать
себя как личность.

Последние годы жизни

К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Темы проектов

Выбрать понравившуюся тему для создания проектов. Работать можно как в группах, так и индивидуально.

Урок №30 Литература в 10 классе Тема: Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818 1883)

Урок № 30 Литература в 10 классе

Тема: Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева (1818 – 1883).

Цели: познакомить обучающихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру; развивать аналитические способности, выразительность речи, логическое мышление; воспитывать интерес к личности и творчеству И.С.Тургенева.

Методические приемы: лекция учителя, повторение пройденного, сообщение ученика, беседа

Оборудование: портреты и фотографии Тургенева

I Организационный момент.

II Опрос домашнего задание: чтение 2 – 3 сочинений; анализ.

III Работа по теме урока:

1. Вступительное слово учителя.

Зачитайте эпиграф и ответьте на вопрос, какие особенности личности и творчества писателя они отражают?

Тургенев сделал великое дело тем,

что написал удивительные портреты женщин.

Может быть, таких, как он писал, и не было,

но когда он написал их, они появились.

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – И.С.Тургенева. Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо испещренное морщинами, седая голова (в 35 лет уже был седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов – разночинцев, тема русской женщины.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев показал в своем творчестве его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882».

— Что вы знаете о писателе? Какие факты биографии, личности поразили вас?

— Что вы читали из произведений Тургенева? О чем он писал?

2. Сообщение ученика по биографии и творчеству писателя по плану:

1). Биография И.С.Тургенева.

2). Идейно – эстетическая позиция писателя.

4). Герои и героини.

— Чем характерна эпоха, в которой жил И.С.Тургенев?

— Как эпоха отразилась в творчестве писателя?

— В чем суть художественного мироощущения?

— Каковы общественно-политические взгляды?

— Какие требования предъявляет к своим героям?

— Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?

— Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

— Какова причина ареста Тургенева в 1852 г.? Какие произведения написаны им в ссылке? Какова их основная тема?

4. Дополнение учителя.

Почти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? – воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, т.к. этот эпизод из его жизни, когда в 1856 – 1857 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городе Зиннциг, и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60 – 70 –х годов 19 века.

Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам – демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.

V. Домашнее задание: читать «Записки охотника».

Какие требования предъявляет тургенев к своим героям

И. С. ТУРГЕНЕВ

Изучение творчества И. С. Тургенева включает в себя знакомство с основными вехами его биографии и творчества и анализ романа «Отцы и дети». Именно с этим романом в русскую литературу вошел новый социально-психологический тип — революционер-демократ, которого стали называть «нигилист».
На вводных уроках, посвященных И. С. Тургеневу, необходимо сказать и об особенностях его характера, и о его политических убеждениях, и об особенностях психологизма И. С. Тургенева, и о его удивительном даре предвидения, об особой чуткости ко всем новым веяниям жизни.
Современные Тургеневу критики сразу же отметили умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями. Можно сказать, что все романы Тургенева, приуроченные к какому-то узкому отрезку времени, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30—40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.
И. С. Тургенев жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, «лишнего» человека, у которого зачастую слово расходилось с делом, приходит герой-деятель, революционер-демократ. Писатель становится над спором этих двух общественных сил, отмечая и сильные, и слабые стороны тех и других. Наиболее ярко существо этого спора поколений писатель отразил в своем романе «Отцы и дети».
Дворяне-либералы не готовы к решительным действиям, не способны принимать решения в различных жизненных ситуациях, однако им свойственны глубокие нравственные принципы, благородство, тонкая душевная культура, романтическая устремленность.
Разночинцы-демократы способны к решительным действиям, уверены в себе, готовы принимать решения в различных ситуациях. Но в глазах И. С. Тургенева этот тип общественного деятеля также несостоятелен, потому что во главу угла они ставят только практическую пользу, забывая о романтике, поэзии, красоте и любви.
Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», он не уважает ни авторитеты, ни окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.
И. С. Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и философия главного героя «Отцов и детей» терпит крах. Оказывается, что романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме. Базаров оказывается живым человеком, а не бездушной машиной. Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова — это смерть его теории; недаром после смерти главного героя у него не остается последователей. Правда, жизнь почти всех тургеневских героев, как правило, кончается трагически. Гибнут и Базаров, и Рудин, и Инсаров, и Нежданов.
Ни один из романов И. С. Тургенева, какие бы важные общественные и политические вопросы он ни охватывал, не обходится без любовной интриги, поэтому рядом с каждым тургеневским героем-мужчиной стоит женщина. Она, обладая чистой, любящей, незаурядной натурой, часто бывает сильнее мужчины. Перед любовью, по Тургеневу, беззащитен любой человек; она всегда трагична.

Другие публикации:  Когда появился уголовный кодекс

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

Вводная тема

1. Идейно-эстетическая позиция И. С. Тургенева.
2. Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.
3. Мир романов И. С. Тургенева.
4. Герои и героини И. С. Тургенева.
Вопросы :
1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев?
2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?
4. Каковы общественно-политические взгляды писателя?
5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?
6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?
Задание :
Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы И. С. Тургенева», «Тургенев и Полина Виардо».

Тема первая
Этапы биографии и творчества

Родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле в дворянской семье. Детство прошло в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии в родовом поместье матери.
1827—1829 гг. — учеба в Московском частном пансионе.
1833 г. — поступил на словесный факультет Московского университета.
1834 г. — перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Первые литературные опыты.
1837 г. — окончил Петербургский университет.
1838—1841 гг. — учеба в Берлинском университете с целью получить специальное философское образование.
1841 г. — возвращение в Россию.
1843 г. — переломный год в личной и творческой судьбе писателя. Знакомство с певицей Полиной Виардо. Сближение с В. Г. Белинским, который оказал большое влияние на мировоззрение писателя. Поэма «Параша».
1852 г. — в журнале «Современник» напечатано более 20 рассказов из цикла «Записки охотника». Арест и ссылка на 2 года в Спасское-Лутовиново под надзор полиции за статью-некролог о Гоголе. Повесть «Муму».
1856 г. — роман «Рудин», повесть «Фауст».
1858 г. — повесть «Ася» роман «Дворянское гнездо».
1860 г. — роман «Накануне». Разрыв с журналом «Современник».
1862 г. — роман «Отцы и дети».
1864 г. — повесть «Призраки».
1865 г. — повесть «Довольно».
1867 г. — роман «Дым».
1876 г. — роман «Новь».
1878—1882 гг. — «Стихотворения в прозе».
22 августа (3) сентября 1883 г. скончался в Буживале, близ Парижа. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Вопросы :
1. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И. С. Тургенева?
2. Почему 1843 год стал переломным в личной и творческой судьбе И. С. Тургенева?
3. Как возник цикл «Записки охотника»? Каковы его основные темы и проблемы?
4. Какова причина ареста И. С. Тургенева в 1852 году? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?
5. Какова основная тема и идея романа «Рудин»?
6. Какие произведения И. С. Тургенева развивают тему трагической любви?
7. Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?
8. Почему в романе «Накануне» И. С. Тургенев «новым» человеком делает болгарина Инсарова?
9. Каковы причины разрыва И. С. Тургенева с журналом «Современник»?
10. Кто послужил прототипом главного героя романа «Отцы и дети»?
11. В какое время был написан роман «Дым»? Как в его названии отразились основные проблемы времени?
12. Какие общественные явления жизни России затронуты в романе «Новь»? В чем смысл его названия?
Задания :
1. Составьте план статей учебника: «Идейное бездорожье. «Дым»; «Общественный подъем 70-х годов. Роман «Новь».
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. С. Тургенева?».
3. Подготовьте доклады: «Последние годы жизни И. С. Тургенева», «Стихотворения в прозе».

Тема вторая
Роман «Отцы и дети». Творческая история. Идейно-художественное своеобразие. Споры вокруг романа

I. Творческая история:
1. Общественно-политическая обстановка в России. Борьба двух направлений возможного развития страны.
2. Позиция И. С. Тургенева в споре об исторических путях России. Причины разрыва с «Современником».
3. Предчувствие появления в России нового типа общественного деятеля. Возникновение замысла романа с героем-нигилистом.
II. Идейно-художественное своеобразие романа:
1. Обобщающий смысл названия романа.
2. Тематика (показ столкновения двух эпох русской жизни).
3. Проблематика (столкновение «отцов» и «детей» выявляет главные принципы человеческого существования; жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании).
4. Базаров — центральный персонаж романа, который организует его композицию.
5. Особенности строения конфликта (столкновения Базарова с другими персонажами).
6. Роль портрета и пейзажа в романе.
III. Споры вокруг романа:
1. Высказывания И. С. Тургенева о Базарове.
2. Позиция «Современника» (М. А. Антонович) и позиция «Русского слова» (Д. И. Писарев) по поводу главного героя романа.
Вопросы :
1. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
2. Какова позиция И. С. Тургенева в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
3. В какое время происходят события в романе?
4. Кто, по-вашему, прав в споре «отцов» и «детей»?
5. В чем суть основного конфликта романа?
6. Какова основная проблематика романа «Отцы и дети»?
7. В чем заключаются особенности композиции романа?
8. Для чего И. С. Тургенев постоянно сталкивает Базарова с другими героями романа?
9. В чем состоит завязка романа?
10. Как композиционное расположение персонажей романа отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов?
11. Как сам автор опровергает некоторые тезисы Базарова? В чем вы видите скрытое столкновение И. С. Тургенева и его главного героя?
12. В чем суть журнальных споров относительно романа «Отцы и дети»?
13. Какие события романа вы считаете основными?
Задания :
1. Подготовьте доклад «Творческая история романа „Отцы и дети“».
2. Познакомившись с 2—4 главами романа, составьте план развернутого ответа: «Характеристика Евгения Базарова».
3. Найдите и выпишите из главы 11 романа тургеневскую характеристику Базарова.
4. Составьте план статьи Д. И. Писарева «Базаров».

Тема третья
Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя

1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
3. Базаровская теория.
4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
6. Победа и поражение Базарова.
7. Сцена смерти Базарова.
8. Роль эпилога в романе.
Вопросы :
1. Что такое нигилизм?
2. Что принимает и не принимает автор в своем герое?
3. В чем суть базаровской теории? В чем разница между материализмом и вульгарным материализмом?
4. Как Базаров относится к дворянству? правительству? религии? народу? природе? любви?
5. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает своего героя с другими персонажами?
6. В чем заключается внешний и внутренний конфликт Базарова? С какой главы нарастает внутренний конфликт героя?
7. Почему И. С. Тургенев дважды проводит своего героя по кругу (Марьино, Никольское, родительский дом)?
8. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
9. На каком основании можно сравнивать Базарова и Павла Петровича? Базарова и Николая Петровича?
10. Почему Базаров сблизился с Феничкой?
11. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
12. Почему отношения Базарова и Одинцовой не могут иметь будущего?
13. Почему И. С. Тургенев «заставляет» своего героя умереть?
14. Почему роман не кончается смертью Базарова?
15. Существует ли базаровщина в наше время?
Задания :
1. Составьте план развернутого ответа на вопрос: «В чем композиционное значение второстепенных персонажей в романе?»
2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Одинцовой», «Каким я представляю себе Базарова?», «Первое появление Базарова», «Если бы Базаров остался жив. ».
3. Составьте статью для энциклопедии «Вульгарный материализм».
4. Прочитайте статью И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» и ответьте на вопрос: «Кого больше напоминает Базаров — Гамлета или Дон Кихота?»

Тема четвертая
Герои времени. Прием психологической пары

1. Кто такие герои времени?
2. Конфликт героев времени — конфликт ведущих идей поколения.
3. Герои времени и обычные люди.
4. Прием психологической пары: а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы; б) Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
5. Герой времени и неразрывность поколений.
6. Роль обычных людей в решении вечного вопроса неразрывности поколений.
Вопросы :
1. Как вы понимаете выражение «герой времени»?
2. Кого из литературных героев вы можете отнести к этому разряду?
3. В чем сходство Печорина и Базарова? Печорина и Павла Петровича?
4. Что такое прием психологической пары? Какие персонажи романа в ней участвуют?
5. Что значит «потерянное поколение»? Кто из персонажей романа принадлежит к нему?
6. В чем «слабость» Павла Петровича? В чем «сила» Николая Петровича?
7. Каково отношение И. С. Тургенева к дуэли Базарова и Павла Петровича?
8. Кто, по-вашему, будет продолжением отца — Аркадий или маленький Митя?
9. Каковы убеждения Аркадия Кирсанова? Напоминают ли они убеждения Николая Петровича или Евгения Базарова?
10. Почему Евгений Базаров расходится с Аркадием Кирсановым?
11. Кто из трех персонажей вызывает у вас бóльшую симпатию: Аркадий, Павел Петрович, Николай Петрович?
12. Кто, по вашему мнению, является настоящим противником Базарова в споре «отцов» и «детей» — Павел Петрович или Николай Петрович?
Задания :
1. Проанализировав сцену дуэли, докажите, что И. С. Тургенев дает ее в комическом освещении.
2. Заполните таблицу сравнительных характеристик психологических пар в романе:

И.С.Тургенев. Обзор творчества. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемfestival.1september.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » И.С.Тургенев. Обзор творчества. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа,» — Транскрипт:

1 И.С.Тургенев. Обзор творчества. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя?

Другие публикации:  Адвокат новороссийск

2 Основные цели и задачи расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети»; начать сбор материала для создания проекта учащимися; составить конспект в течение урока по биографии писателя.

3 Вопросы для обсуждения 1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев? 2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя? 3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева? 4. Каковы общественно- политические взгляды писателя? 5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев? 6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?

4 Отец писателя Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его — Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как «великого ловца пред Господом».

5 Родовое гнездо Усадьба Тургенева Спасское- Лутовиново — родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. В Спасском- Лутовинове Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, Новь, написал многие рассказы, повести, стихотворения в прозе. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой. М. Г. Савина, В. М. Гаршин и многие другие виднейшие представители русской культуры.

6 Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах Записок охотника, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России. Усадебный дом

7 Кабинет писателя Дом Тургенева в Спасском с его огромной библиотекой, рабочим кабинетом, гостиной. савинской комнатой неразрывно связан с памятью о творческих раздумьях писателя, его задушевных беседах и жарких спорах с друзьями, с памятью о суровой лутовиновской старине.

8 Библиотека С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало собственной барыниной конторы, за девичьей и казино сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека.

9 Род Лутовиновых Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (представителей его Тургенев изобразил в «Трех портретах» и в «Однодворце Овсяникове»). Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке «Смерть» (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Пешком, полуодетая спаслась она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском — тому самому насильнику, о котором рассказывается в «Однодворце Овсяникове».

10 Мать писателя Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду «побоев и истязаний» Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права. Жестоким «побоям и истязаниям» подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери.

11 Детство Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе «Пунин и Бабурин». До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

12 Юность В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт- Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стенио», по собственным словам Тургенева — «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт- Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стенио», по собственным словам Тургенева — «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».

13 В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось «усовершенствоваться», сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был «зубрить» элементарную грамматику этих языков. Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденнейшим «западником». В 1841 г. Тургенев вернулся на родину. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В 1843г. он начинает печататься.

14 Взрослая жизнь В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

15 В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций, да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума. Под предлогом потребности в уединении, он в полном одиночестве проводил зимние месяцы то в пустой даче Виардо, то в заброшенном замке Жорж Занд, питаясь чем попало.

16 В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян. В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». Единственно для того, чтобы показать, что и «холодный» Петербург взволнован великой потерей, Тургенев отослал статейку в Москву, В.П. Боткину, и тот ее напечатал в «Московских Ведомостях».

17 В промежутках между четырьмя знаменитыми романами своими Тургенев написал вдумчивую статью «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) и три замечательные повести: «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), в которых дал несколько привлекательнейших женских образов. Княжна Засекина («Первая любовь») просто грациозно-кокетлива, но героиня «Фауста» и Ася — натуры необыкновенно-глубокие и цельные. Первая сгорела от глубины чувства, внезапно на нее налетевшего; Ася, подобно Наталье в «Рудине», спаслась бегством от своего чувства, когда увидела, как не соответствует его силе безвольный человек, которого она полюбила. — В «Отцах и детях» творчество Тургенева достигло своей кульминационной точки.

18 Творец общественного мнения С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений. Романами Тургенева не только зачитывались: его героям и героиням подражали в жизни. Приступая к изображению новоявленных «детей», Тургенев не мог не сознавать своей отчужденности от них. В «Накануне» он стоит на стороне молодых героев романа, а пред Еленой, столь шокировавшей своими отступлениями от условной морали людей старого поколения, прямо преклоняется. Такой симпатии он не мог чувствовать к Базарову, с его материалистическим пренебрежением к искусству и поэзии, с его резкостью, столь чуждой мягкой натуре Тургенева.

19 Журнал «Русский вестник» Поместивший роман в своем журнале Катков писал Тургеневу: «Вы пресмыкаетесь перед молодым поколением». Но роман появился в очень острый момент: вновь ожило старое понятие о «вредных» идеях, нужна была кличка для обозначения политического радикализма. Ее нашли в слове «нигилист», которым Базаров определяет свое отрицательное ко всему отношение. С ужасом заметил Тургенев, какое употребление сделали из этого термина люди, с политическими взглядами которых он не имел ничего общего. В литературе враждебное отношение к роману ярче всего сказалось в статье критика «Современника», М.А. Антоновича : «Асмодей нашего времени». С «Современником», где до 1859 г. Тургенев был постоянным сотрудником, у него уже раньше установились холодные отношения, частью из-за личных отношений Тургенева к Некрасову, частью потому, что радикализм Чернышевского и Добролюбова не был симпатичен Тургеневу.

20 Образ тургеневской девушки В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «. что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает. о любви. но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним. учится, любит». Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей.

Другие публикации:  Московская регистрационная палата регистрация ооо

21 Последние годы жизни К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе, где критика, в лице самых выдающихся своих представителей — Тэна, Ренана, Брандеса и др. — причислила его к первым писателям века. Приезды его в Россию в годах были истинными триумфами. Тем болезненнее всех поразили вести о тяжелом обороте, который с 1882 г. приняли его обычные подагрические боли. Умирал Тургенев мужественно, с полным сознанием близкого конца, но без всякого страха пред ним. Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление, выражением которого были грандиозные похороны. Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица.

22 Темы проектов «Распалась связь времен…» «Отставные люди» и «Наследники» «Что такое Базаров? – Он нигилист» «Базаров перед лицом любви и смерти»

Урок 1. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева

Цель: познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу.

Оборудование: портреты и фотографии Тургенева.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Зачитайте эпиграфы и ответьте на вопрос, какие особенности личности и творчества писателя они отражают?

Главное в нем — это его правдивость.

Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились.

Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Немного и крупных событий в его романах. Ничего нет проще их фабулы, ничего, что не походило бы на обыденную жизнь, и это еще одно из следствий его любви к правде.

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждает «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева»

Урок 1. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева

Цель: познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу.

Оборудование: портреты и фотографии Тургенева.

I. Вступительное слово учителя

Зачитайте эпиграфы и ответьте на вопрос, какие особенности личности и творчества писателя они отражают?

Главное в нем — это его правдивость.

Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились.

Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Немного и крупных событий в его романах. Ничего нет проще их фабулы, ничего, что не походило бы на обыденную жизнь, и это еще одно из следствий его любви к правде.

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждает «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы — И. С. Тургенева. Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И. С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдете героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882»

— Что вы знаете о писателе? Какие факты биографии, личности поразили вас?

— Что вы читали из произведений Тургенева? О чем он писал?

II. Слушаем сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя

При прослушивании выступлений составить хронологическую таблицу.

1. Биография И. С. Тургенев

2. Идейно-эстетическая позиция И. С. Тургенева.

3. Мир романов И. С. Тургенева.

4. Герои и героини И. С. Тургенева

— Чем характерна эпоха, в которой жил И. С. Тургенев?

— Как эпоха отразилась в творчестве писателя?

— В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?

— Каковы общественно-политические взгляды писателя?

— Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?

— Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?

— Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И. С. Тургенева?

— Как возник цикл «Записки охотника»? Каковы его основные темы?

— Какова причина ареста И. С. Тургенева в 1852 году? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?

— Какова основная тема и идея романа «Рудин»?

— Какие произведения И. С. Тургенева развивают тему трагической любви?

— Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?

— Почему в романе «Накануне» И. С. Тургенев «новым» человеком делает болгарина Инсарова?

— Каковы причины разрыва И. С. Тургенева с журналом «Современник»?

— Кто послужил прототипом главного героя романа «Отцы и дети»?

— В какое время был написан роман «Дым»? Как в его названии отразились основные проблемы времени?

— Какие общественные явления жизни России затронуты в романе «Новь»? В чем смысл его названия?

Почти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? — воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856-57 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70-х гг.

Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам-демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.

1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе И. С. Тургенева?»

2. Прочитать рассказы из цикла «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр», «Бирюк», «Певцы», «Чертопханов и Недопюскин», «Живые мощи».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *