Приказ мо рф 222 2019

Приказ Министра обороны РФ от 27 августа 2012 г. N 2534 «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации»

Приказ Министра обороны РФ от 27 августа 2012 г. N 2534
«О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации»

Признать утратившими силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2004 г., регистрационный N 5998) и пункт 3 Перечня изменений, внесенных в приказы Министра обороны Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2008 г. N 454 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2008 г., регистрационный N 12401).

Министр обороны
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2012 г.

Регистрационный N 25826

Утратило силу Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах России от 2004 г.

Это обусловлено разработкой Минобороны России нового нормативного акта по данному вопросу.

Приказ Министра обороны РФ от 27 августа 2012 г. N 2534 «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2012 г.

Регистрационный N 25826

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2012 г. N 271

Приказы министра обороны РФ

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.01.2018 № 43 «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Зарегистрирован 28.02.2018 г. № 50177.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 01.03.2018 г.

Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 843 «Об утверждении планов подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на 2018 год»

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2017 г. N 843

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНОВ

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2018 ГОД

План подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации на 2018 год (приложение N 1 к настоящему приказу);

План подготовки нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на 2018 год (приложение N 2 к настоящему приказу).

к приказу Министра обороны

от 30 декабря 2017 г. N 843

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2018 ГОД

Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации

Орган военного управления, ответственный за подготовку правового акта

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 222 «Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы»

II квартал 2018 г.

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам подготовки и проведения призыва на военную службу граждан Российской Федерации»

II квартал 2018 г.

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»

II квартал 2018 г.

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

III квартал 2018 г.

к приказу Министра обороны

от 30 декабря 2017 г. N 843

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2018 ГОД

Нормативный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации

Орган военного управления, ответственный за подготовку правового акта

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 15 «Об утверждении перечней водного транспорта, специальных судов и судов рыбопромыслового флота, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам, и Порядка учета в Вооруженных Силах Российской Федерации водного транспорта, специальных судов и судов рыбопромыслового флота»

III квартал 2018 г.

Об утверждения Административного регламента по предоставлению Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации

III квартал 2018 г.

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 733 «Об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), проходящими военную службу по контракту»

Сентябрь 2018 г.

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 г. N 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

I квартал 2018 г.

О признании утратившим силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации»

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 января 2015 г. N 1 «Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации»

III квартал 2018 г.

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 542 «Об определении Порядка проведения испытаний военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, для присвоения (подтверждения) классной квалификации»

Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы в режимных частях

В течение 6 месяцев после издания постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 222 «Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы.

О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»

В течение 6 месяцев после издания постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»

Об утверждении Порядка согласования документов, подтверждающих возможность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов при осуществлении деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 23.07.2004 N 222 (ред. от 27.08.2008) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ВОЙСКОВОМУ (КОРАБЕЛЬНОМУ) ХОЗЯЙСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 23.07.2004 — «Российская газета», N 198, 10.09.2004
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 36, 06.09.2004 (начало)
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 37, 13.09.2004 (окончание))

НАЧАЛЬНИК СКЛАДА СОЕДИНЕНИЯ

339. Начальник склада соединения должен:

знать номенклатуру и характеристики хранящихся на складе материальных средств, нормы и правила их укладки в автомобильный транспорт, вагоны, контейнеры, пакеты, на поддоны и стеллажи, а также табельные погрузочно-разгрузочные средства, технологию обработки и консервации хранимого имущества, сроки его хранения и освежения;

строго выполнять правила приема, хранения, выдачи и сдачи материальных средств, не допуская при этом случаев их порчи и недостач;

принимать и выдавать материальные средства по установленным первичным учетным документам;

вести учет материальных средств, находящихся на складе, не реже одного раза в месяц (для склада НЗ — раз в три месяца) сверять данные учета склада с данными учета довольствующего органа или поставщика;

обеспечивать сбережение, хранение тары и ее подготовку для возврата;

своевременно подбирать образцы материальных средств, подлежащих физико-механическим (физико-химическим) испытаниям (анализам), в зависимости от сроков хранения и направлять их на анализ в лабораторию;

лично руководить погрузочно-разгрузочными работами, строго соблюдать требования безопасности при погрузке (выгрузке) грузов;

сдавать склад под охрану, а при приеме склада из-под охраны проверять исправность стен, крыш, дверей, окон, наличие и целостность замков и пломб (оттисков печати);

производить закрытие склада только после проверки его помещений и прилегающей к складу территории пожарным нарядом;

поддерживать склад в постоянной готовности к быстрому выходу и развертыванию его для работы в полевых условиях;

выполнять установленные требования пожарной безопасности, содержать в постоянной готовности средства пожаротушения;

организовывать ежедневную уборку помещений склада, не допускать случаев загрязнения территории склада.

В Венесуэле генерал ВВС заявил о готовности выполнить приказы Гуаидо

В Сети появилось видеообращение авторства Эстебана Янеса Родригеса — последний занимает должность генерала ВВС Венесуэлы. Он заявил, что выступает с поддержкой в адрес Хуана Гуаидо, ранее провозгласившего себя лидером страны.

Родригес назвал свою должность и сообщил, что признает права Гуаидо на пост временно исполняющего обязанности президента Венесуэлы. В свете этого генерал добавил, что намерен выполнять приказы, которые будут поступать со стороны Гуаидо.

Конфликтная ситуация внутри страны была зафиксирована 21 января: в стране при помощи заинтересованных государств вспыхнули массовые протестные акции. Спустя два дня спикер парламента Хуан Гуаидо объявил себя лидером страны, практически сразу его кандидатуру поддержали Штаты.

Приказ Министра обороны РФ от 14.02.2012 N 222

«Об утверждении Руководства о порядке проведения метрологической экспертизы образцов вооружения и военной техники»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Другие публикации:  В течении какого времени можно расторгнуть договор купли продажи

1. Утвердить прилагаемое Руководство о порядке проведения метрологической экспертизы образцов вооружения и военной техники.

2. Признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года N 230 «Об утверждении Руководства о порядке проведения метрологической экспертизы образцов вооружения и военной техники».

Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 14 февраля 2012 г. N 222

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Руководство определяет порядок организации и проведения метрологической экспертизы образцов вооружения и военной техники (ВВТ) в Вооруженных Силах Российской Федерации .

Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами, Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации — Управлением метрологии, Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации — Военно-научным комитетом, Департамент Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа — Департаментом по обеспечению государственного оборонного заказа, федеральное бюджетное учреждение «Главный научный метрологический центр Министерства обороны Российской Федерации» — ФБУ «ГНМЦ Минобороны России», воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — организациями Вооруженных Сил.

2. Метрологическая экспертиза образцов ВВТ является формой государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, составной частью работ по метрологическому обеспечению и контролю качества образцов ВВТ.

3. Метрологической экспертизе подвергают образцы ВВТ на следующих стадиях жизненного цикла:

исследование и обоснование разработки;

4. Объектами метрологической экспертизы являются образцы ВВТ (составные части образцов ВВТ) и документы: тактико-технические задания (ТТЗ) на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технические задания (ТЗ) на составные части ОКР по разработке (модернизации) образцов ВВТ; конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация; программы и методики испытаний образцов ВВТ и другие документы, разрабатываемые на стадиях жизненного цикла образцов ВВТ.

5. Настоящее Руководство предназначено для применения органами военного управления и организациями Вооруженных Сил при проведении метрологической экспертизы образцов ВВТ.

6. Требования настоящего Руководства обязательны для экспертных комиссий и должностных лиц Министерства обороны, отвечающих за вопросы организации и проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

7. На основании настоящего Руководства могут разрабатываться соответствующие нормативные правовые акты видов (родов войск) Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, которые подлежат согласованию с Управлением метрологии.

II. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

8. Метрологическая экспертиза образцов ВВТ проводится в целях определения соответствия метрологического обеспечения образцов ВВТ установленным техническим требованиям и обеспечения качества, боевой готовности и эффективности применения образцов ВВТ.

9. Основными задачами метрологической экспертизы образцов ВВТ являются:

оценка правильности изложения, полноты и достаточности требований по метрологическому обеспечению образцов ВВТ в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), а также их соответствия действующим нормативным правовым актам Министерства обороны и документов по стандартизации оборонной продукции;

оценка обоснованности выбора измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);

оценка обоснованности назначения показателей метрологического обеспечения, включая показатели точности измерений параметров образцов ВВТ;

оценка обеспечения возможности контроля параметров образцов ВВТ в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации с помощью заданных средств (систем) измерений и контроля;

оценка эффективности средств измерений и контроля, включая оценку полноты и правильности применения стандартизованных и (или) аттестованных методик измерений, а также необходимости их разработки;

установление технико-экономической целесообразности и необходимости разработки и применения средств и методик измерений для испытаний и эксплуатации образцов ВВТ;

оценка полноты и правильности метрологического обеспечения испытаний;

определение необходимости создания новых эталонов единиц величин для обеспечения поверки средств измерений, входящих в состав образцов ВВТ;

оценка выполнения требований по метрологическому обеспечению, заданных в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), а также требований нормативных правовых актов Министерства обороны и документов по стандартизации оборонной продукции;

оценка возможности поверки средств измерений, входящих в состав образцов ВВТ, в организациях Вооруженных Сил.

III. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

10. Необходимость проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ, наименование стадий жизненного цикла (этапов ОКР), на которых она должна проводиться, организации Вооруженных Сил и сторонние организации (по согласованию), проводящие экспертизу и участвующие в ней, места ее проведения устанавливаются в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), планах (программах) метрологического обеспечения разработки образцов ВВТ и планах метрологической экспертизы образцов ВВТ.

Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, под сторонними организациями понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, не входящие в состав Министерства обороны Российской Федерации.

11. Проекты ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР) подлежат обязательной метрологической экспертизе.

12. В Министерстве обороны по форме (Приложение N 1 к настоящему Руководству) разрабатывается план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

13. В план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ включаются образцы ВВТ:

при разработке (модернизации) — на основании ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), планов (программ) метрологического обеспечения образцов ВВТ;

при эксплуатации — на основании ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР по продлению ресурса, предложений центральных органов военного управления, управлений материально-технического обеспечения (МТО) видов (родов войск) Вооруженных Сил, метрологических служб военных округов, научно-исследовательских организаций Министерства обороны (НИО).

14. Центральные органы военного управления, управления МТО видов (родов войск) Вооруженных Сил, метрологические службы военных округов, НИО, военные представительства Министерства обороны разрабатывают предложения в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ и высылают их до 15 октября текущего года в Управление метрологии.

Предложения в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ разрабатываются по форме (Приложение N 1 к настоящему Руководству) и подписываются руководителем организации, их разработавшей.

15. Управление метрологии на основе поступивших предложений разрабатывает проект плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ и согласовывает его с Департаментом по обеспечению государственного оборонного заказа. При согласовании Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа уточняет (при необходимости дополняет) план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ на основе анализа выполняемых ОКР.

16. Согласованный проект плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ Управление метрологии представляет на утверждение до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

17. Выписки из утвержденного плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ высылаются Управлением метрологии в главные командования видов, командования родов войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, НИО (по закрепленной тематике).

18. НИО организуют рассылку выписок из плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ в организации Вооруженных Сил и сторонние организации (в части, касающейся).

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

19. Задачи метрологической экспертизы, решаемые на стадиях жизненного цикла (этапах ОКР), и примерные трудозатраты на их выполнение приведены в Приложении N 2 к настоящему Руководству.

20. Обязательная метрологическая экспертиза проектов ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР) проводится НИО.

НИО должны быть аккредитованы на право проведения метрологической экспертизы и иметь в области аккредитации в качестве объекта метрологической экспертизы образцы ВВТ в соответствии с закрепленной тематикой.

21. Контроль проведения метрологической экспертизы проектов ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР) осуществляет Военно-научный комитет.

22. Метрологическая экспертиза образцов ВВТ в соответствии с планом проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ проводится, как правило, самостоятельными экспертными комиссиями или подкомиссиями (группами) в составе государственных (межведомственных) и других комиссий (далее — экспертные комиссии). Полномочия председателя и членов экспертной комиссии приведены в Приложении N 3 к настояшему Руководству.

23. При проведении метрологической экспертизы образцов ВВТ в состав экспертной комиссии, как правило, включают специалистов организаций Вооруженных Сил и сторонних организаций (Приложение N 4 к настояшему Руководству).

24. Метрологическая экспертиза проводится в соответствии с программой проведения метрологической экспертизы (далее — программа). Основанием для разработки программы служат ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

25. Требования к структуре и содержанию программы приведены в Приложении N 5 к настояшему Руководству.

Перечень документов, подвергаемых метрологической экспертизе, приведен в Приложении N 6 к настояшему Руководству.

Перечень документов, используемых при проведении метрологической экспертизы, приведен в Приложении N 7 к настояшему Руководству.

Примерные трудозатраты на проведение метрологической экспертизы образцов ВВТ приведены в Приложении N 8 к настоящему Руководству.

26. Организация — разработчик программы согласовывает проект программы с организациями, участвующими в метрологической экспертизе. При согласовании проекта программы согласующие организации Вооруженных Сил сообщают сведения о своих представителях для включения их в состав экспертной комиссии.

Организация — разработчик программы — организация Вооруженных Сил, указанная в ТТЗ (ТЗ) и (или) плане проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ в качестве разработчика программы проведения метрологической экспертизы.

27. Организация — разработчик программы высылает проект программы и список персонального состава экспертной комиссии в организацию — разработчик проекта приказа (далее — приказ).

Организация — разработчик проекта приказа — орган военного управления или организация Вооруженных Сил, указанные в плане проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ в качестве разработчика проекта приказа о назначении экспертной комиссии.

28. Организация — разработчик проекта приказа представляет проекты приказа и программы на утверждение должностному лицу, назначающему персональный состав экспертной комиссии , не позднее чем за 30 дней до начала проведения метрологической экспертизы. Утвержденная программа и приказ высылаются в НИО (по закрепленной тематике), которые организуют их рассылку организациям, участвующим в проведении метрологической экспертизы, не позднее чем за 15 дней до планового срока ее проведения.

Должностное лицо, назначающее персональный состав экспертной комиссии — руководитель органа военного управления или организации Вооруженных Сил, указанных в ТТЗ (ТЗ) и (или) плане проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ как организации, приказом руководителя которой назначается персональный состав экспертной комиссии.

29. Экспертная комиссия работает в соответствии с программой и в сроки, указанные в приказе.

30. По результатам проведения метрологической экспертизы образца ВВТ оформляется заключение (акт) по результатам проведения метрологической экспертизы (далее — заключение (акт)) по форме (Приложение N 9 к настоящему Руководству).

Другие публикации:  Заявление на возврат излишне уплаченных сумм в фнс

При необходимости пояснения положений, приведенных в заключении (акте), к нему прилагаются:

метрологические цепи измеряемых (контролируемых) параметров образца ВВТ по форме согласно Приложению N 1 к заключению;

перечень средств измерений, используемых при эксплуатации образца ВВТ, по форме согласно Приложению N 2 к заключению;

акт оценки готовности метрологического обеспечения испытаний по форме согласно Приложению N 3 к заключению (разрабатывается при проведении метрологической экспертизы образца ВВТ на этапе испытаний);

перечень средств измерений, испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигона или испытательной организации (ТСКП), используемых при испытаниях образца ВВТ по форме согласно Приложению N 4 к заключению (разрабатывается при проведении метрологической экспертизы образца ВВТ на этапе испытаний).

31. Заключение (акт) оформляется в виде отдельного документа или является составной частью обшего акта по результатам выполнения проводимых на данном этапе (стадии) работ. Заключение (акт) подписывается председателем и членами экспертной комиссии.

32. Члены экспертной комиссии, не согласные с результатами метрологической экспертизы по отдельным вопросам, подписывают заключение (акт) с особым мнением. Особые мнения излагают на отдельных листах и прилагают к заключению (акту).

33. Председатель экспертной комиссии на каждое особое мнение составляет свое краткое заключение.

34. Подписанное заключение (акт) в течение трех дней направляется для утверждения в организацию — разработчик проекта приказа. Заключение (акт), являющееся составной частью обшего акта (отчета) по результатам выполнения проводимых на данном этапе (стадии) работ, утверждается в установленном порядке.

Срок утверждения заключения (акта) не должен превышать 10 дней.

35. Утвержденное заключение (акт) (с приложением особых мнений, при их наличии) высылается:

должностному лицу, приказом которого назначен персональный состав экспертной комиссии;

в Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа;

военным представительствам Министерства обороны (в части, касающейся);

головным исполнителям (изготовителям);

научно-исследовательским организациям (по закрепленной тематике);

в Управление метрологии.

Выписки из заключения (акта) высылаются заинтересованным организациям и учреждениям (в части, их касающейся).

Рассылку утвержденного заключения (акта) организует НИО (по закрепленной тематике).

Проекты ТТЗ (ТЗ) представляются на утверждение вместе с заключением по результатам проведения метрологической экспертизы проекта данного ТТЗ (ТЗ).

36. Военное представительство Министерства обороны согласовывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и реализации рекомендаций экспертной комиссии (далее — план мероприятий по устранению недостатков), утверждаемый головным исполнителем ОКР по разработке (модернизации) образцов ВВТ (изготовителем образцов ВВТ) или начальником, приказом которого назначена экспертная комиссия.

В заключении (акте) по результатам проведения метрологической экспертизы указывается рекомендация о необходимости утверждения плана мероприятий по устранению недостатков начальником, приказом которого назначена экспертная комиссия.

37. В плане мероприятий по устранению недостатков должны быть указаны конкретные сроки, мероприятия и организации (их подразделения), ответственные за устранение выявленных недостатков и реализацию рекомендаций.

38. Контроль за выполнением плана мероприятий по устранению недостатков осуществляют военные представительства Министерства обороны и комиссии, проводящие метрологическую экспертизу на последующих этапах разработки.

39. Сведения о проведенной метрологической экспертизе образцов ВВТ, устранении выявленных недостатков представляются в органы военного управления в соответствии с Табелем срочных донесений.

V. ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

40. На начальника Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа возлагаются:

согласование плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

предоставление сведений о запланированных метрологических экспертизах в Управление метрологии;

обеспечение разработки проектов приказов о назначении экспертной комиссии;

обеспечение контроля проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ в процессе их разработки (модернизации);

обеспечение контроля выполнения планов мероприятий по устранению недостатков.

41. На председателя Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются:

контроль включения в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР) требований по проведению метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение участия представителей подчиненных организаций в работе экспертных комиссий.

42. На главнокомандующих (командующих) видами (родами войск) Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления возлагаются:

обеспечение контроля включения в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР) требований по проведению метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение представления в Управление метрологии предложений в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение контроля проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ в процессе их разработки (модернизации) и эксплуатации.

43. На руководителей организаций Вооруженных Сил, проводящих испытания образцов ВВТ, и начальников НИО возлагаются:

организация разработки предложений для включения в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составные части ОКР), в программу испытаний образцов ВВТ требований по метрологическому обеспечению, в том числе по проведению метрологической экспертизы образцов ВВТ;

организация разработки и согласования программ проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

организация разработки и представления в Управление метрологии предложений по номенклатуре образцов ВВТ для включения в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

организация разработки проектов нормативных правовых актов и иных служебных документов по вопросам организации и о порядке проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение участия представителей подчиненных организаций в работе экспертных комиссий;

организация проведения в установленном порядке метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обобщение и анализ результатов проводимых метрологических экспертиз образцов ВВТ;

обеспечение участия представителей НИО в научно-исследовательских работах (НИР) по вопросам совершенствования организационных и методических основ проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

44. На начальников военных представительств Министерства обороны возлагаются:

организация разработки и представления в установленном порядке в Управление метрологии предложений по номенклатуре образцов ВВТ в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение контроля включения в ТЗ на выполнение составной части ОКР, в программу испытаний образцов ВВТ требований по проведению метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение контроля проведения метрологической экспертизы ТЗ на выполнение составной части ОКР;

обеспечение контроля полноты и качества представляемых исполнителем (изготовителем) исходных данных для проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение согласования программ (планов) и контроль за их выполнением;

обеспечение участия специалистов военных представительств Министерства обороны в работе экспертных комиссий;

обеспечение согласования и контроля выполнения плана мероприятий по устранению недостатков;

анализ результатов метрологической экспертизы образцов ВВТ и разработка предложений по совершенствованию метрологического обеспечения образцов ВВТ;

согласование плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ и контроль за его выполнением.

VI. ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

45. На начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации — начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются:

организация проведения единой технической политики в области метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение координации, контроля за организацией и порядком проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

рассмотрение и согласование проектов нормативных правовых актов по организации и о порядке проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ, разрабатываемых в видах (родах войск) Вооруженных Сил, центральных органах военного управления;

анализ представляемых обобщенных результатов метрологической экспертизы образцов ВВТ и подготовка предложений по совершенствованию метрологического обеспечения образцов ВВТ, обеспечению реализации этих предложений;

организация разработки плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ и представление его на утверждение;

организация подготовки метрологов-экспертов и разработки программ их подготовки и переподготовки.

46. На начальника федерального бюджетного учреждения «Главный научный метрологический центр Министерства обороны Российской Федерации» возлагаются:

организация координации проводимых НИО НИР по вопросам метрологической экспертизы образцов ВВТ;

организация разработки научных основ и методических материалов по организации и методам проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение разработки и согласования программ;

обеспечение участия представителей ФБУ «ГНМЦ Минобороны России» в проведении метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обобщение опыта проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ, разработки рекомендаций по повышению их эффективности;

обеспечение разработки практических рекомендаций по планированию, организации, о порядке и методах проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

рассмотрение проектов служебных документов видов (родов войск) Вооруженных Сил, центральных органов военного управления по организации и проведению метрологической экспертизы образцов ВВТ;

обеспечение проведения метрологической экспертизы нормативно-технических документов системы обших технических требований, разрабатываемых в Министерстве обороны;

обеспечение разработки проекта плана проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

анализ результатов метрологических экспертиз образцов ВВТ, проводимых с участием представителей ФБУ «ГНМЦ Минобороны России», и разработка рекомендаций по совершенствованию метрологического обеспечения образцов ВВТ.

47. На начальников метрологических служб военных округов возлагаются:

подготовка предложений по включению образцов ВВТ, находящихся в эксплуатации, в план проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ;

подготовка предложений по составу экспертных комиссий.

48. Руководители организаций Вооруженных Сил обеспечивают участие представителей подчиненных организаций в проведении метрологической экспертизы образцов ВВТ.

Начальник Управления
метрологии Вооруженных Сил
Российской Федерации —
Начальник Метрологической
службы Вооруженных Сил
Российской Федерации
полковник
И.ЛЕСУН

Приложение N 1
к Руководству
(п. п. 12, 14)

Пояснения по заполнению

1. Графы 1 — 3 заполняются:

для разрабатываемых образцов ВВТ на основе сведений, содержащихся в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составной части ОКР);

для образцов ВВТ, находящихся в эксплуатации, на основании эксплуатационной документации на образец ВВТ и ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР по продлению ресурса образца ВВТ (при его наличии).

Метрологическая экспертиза образцов ВВТ при эксплуатации проводится в случаях снижения надежности или безопасности, устранения последствий аварий и катастроф, снижения качества изготовления серийных образцов ВВТ, при проведении технической ревизии образцов ВВТ в целях определения направлений их модернизации или продления технического ресурса, а также по предложениям объединений и соединений Вооруженных Сил.

2. В графе 4 указываются сроки и место проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

Метрологическая экспертиза разрабатываемых (модернизируемых) образцов ВВТ проводится, как правило, перед приемкой этапов ОКР или совмещается с ней, место ее проведения определено в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составной части ОКР). В случае если в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составной части ОКР) отсутствуют указанные сведения, то в качестве места проведения метрологической экспертизы указывается организация — разработчик образца ВВТ.

На этапе государственных испытаний в качестве места проведения метрологической экспертизы определяется организация, в которой находится опытный образец ВВТ.

Сроки проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ, находящихся в эксплуатации, совмещаются с периодом проведения технического обслуживания образцов ВВТ.

3. В графе 5 указывается статус экспертной комиссии (самостоятельная комиссия, специализированная подкомиссия (группа) в составе государственных и других комиссий по приемке этапов ОКР) и приводится состав организаций, представители которых включены в состав экспертных комиссий.

Другие публикации:  Моральный ущерб на английском

4. В графе 6 указываются организация — разработчик программы экспертизы и организация — разработчик проекта приказа о назначении экспертной комиссии.

Разработчик программы определяется в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составной части ОКР). Если в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (составной части ОКР) разработчик программы не определен, то разработку программы осуществляет НИО по закрепленной тематике.

Разработчиком проекта приказа о назначении экспертной комиссии является управление Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа по закрепленной тематике.

5. В графе 7 указывается организация, приказом руководителя которой назначается комиссия по приемке этапа ОКР (составной части ОКР), либо организация, уполномоченная им на руководство проведением метрологической экспертизы.

6. В графе 8 указываются трудозатраты на проведение метрологической экспертизы.

7. В графе 9 определяется финансирование работ по метрологической экспертизе в соответствии с ведомостью исполнения ОКР (составной части ОКР), а на этапе эксплуатации — на основе трудозатрат на метрологическую экспертизу.

Примечание. При необходимости в нормативных правовых актах могут быть определены другие организации Вооруженных Сил, осуществляющие разработку программ и приказов о проведении метрологической экспертизы.

Приложение N 2
к Руководству

ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОБРАЗЦОВ ВВТ, И ПРИМЕРНЫЕ ТРУДОЗАТРАТЫ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБРАЗЦОВ ВВТ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ВВТ

1. Перечень задач, решаемых при проведении метрологической экспертизы образцов ВВТ, может быть уточнен на основании соответствующих нормативных документов видов (родов войск) Вооруженных Сил, центральных органов военного управления.

2. Примерные трудозатраты приведены для метрологической экспертизы радиолокационной станции. Фактический объем трудозатрат на проведение работ по метрологической экспертизе образцов ВВТ устанавливается с учетом уровня его конструктивной сложности.

Приложение N 3
к Руководству

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Состав экспертной комиссии формируется из числа специалистов НИО, Управления метрологии, управлений МТО видов (родов войск) Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, военных представительств Министерства обороны, метрологических воинских частей и подразделений, воинских частей, эксплуатирующих образцы ВВТ, сторонних организаций (по согласованию), имеющих опыт работы в области метрологической экспертизы образцов ВВТ, прошедших специальную подготовку (обучение) по программам: «Метрологическая экспертиза образцов ВВТ», «Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации», аттестованных в качестве метрологов-экспертов и имеющих удостоверение (свидетельство) на право проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ.

Подготовка метрологов-экспертов в Министерстве обороны проводится военными образовательными учреждениями профессионального образования, ФБУ «ГНМЦ Минобороны России» и учебными центрами.

Аттестация в качестве метрологов-экспертов лиц, сдавших экзамены в объеме соответствующих программ подготовки, с выдачей удостоверения установленной формы осуществляется начальником Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации — начальником Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учет метрологов-экспертов ведется ФБУ «ГНМЦ Минобороны России».

Председатель экспертной комиссии отвечает за полноту, качество и своевременность работ, проводимых экспертной комиссией.

Председатель экспертной комиссии обязан:

осуществлять общее руководство по организации работы экспертной комиссии;

создавать при необходимости подкомиссии и назначать их председателей, утверждать планы работы подкомиссий;

контролировать состояние работ, выполняемых экспертной комиссией, обеспечивать экспертную комиссию необходимой документацией;

рассматривать разногласия, возникающие в процессе метрологической экспертизы образцов ВВТ, принимать по ним окончательные решения;

готовить заключения по особым мнениям;

непосредственно руководить разработкой заключения (акта) по результатам метрологической экспертизы и его представлением должностному лицу, назначившему экспертную комиссию, не позднее трех дней после окончания работ.

Председатель экспертной комиссии имеет право:

назначать из состава экспертной комиссии секретаря комиссии, ответственного за разработку проекта заключения (акта) по результатам метрологической экспертизы образца ВВТ;

непосредственно обращаться по вопросам работы экспертной комиссии к должностному лицу, назначившему экспертную комиссию;

выходить с предложениями об изменении сроков проведения экспертных работ;

привлекать к работе, по согласованию, представителей заинтересованных организаций;

ходатайствовать о продлении сроков командировок и досрочном откомандировании членов экспертной комиссии.

Член экспертной комиссии отвечает за полноту, качество и своевременность проводимых им работ по метрологической экспертизе.

Член экспертной комиссии обязан:

при проведении метрологической экспертизы руководствоваться требованиями руководящих, нормативных и методических документов по вопросам метрологического обеспечения;

выполнять работы в срок и с высоким качеством, соблюдать установленный режим секретности, правила техники безопасности;

участвовать в разработке заключения (акта) по результатам метрологической экспертизы и подготовке замечаний и предложений по вопросам метрологического обеспечения;

подписывать заключение (акт) по результатам метрологической экспертизы.

Член экспертной комиссии имеет право:

требовать от разработчика дополнительные материалы, необходимые для решения задач метрологической экспертизы, или необходимые обоснования, включающие специальные расчеты и эксперименты;

в ходе проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ выдавать замечания и вносить предложения по совершенствованию их метрологического обеспечения;

в случае необходимости представлять экспертной комиссии особые мнения и требовать их разрешения;

вносить предложения по улучшению работы экспертной комиссии.

Приложение N 4
к Руководству

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УКАЗАНИЕМ СОСТАВА СПЕЦИАЛИСТОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ В ЭКСПЕРТНУЮ КОМИССИЮ

Приложение N 5
к Руководству

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Программа проведения метрологической экспертизы включает следующие разделы: «Обшие положения», «Объект экспертизы», «Порядок проведения метрологической экспертизы», «Задачи метрологической экспертизы», «Методика проведения метрологической экспертизы», «Материально-техническое обеспечение», «Отчетность» и приложения к программе .

В зависимости от особенностей ВВТ и специфики этапа проведения метрологической экспертизы допускается объединять, исключать или вводить новые разделы.

В разделе «Общие положения» указываются:

цель метрологической экспертизы;

перечень организаций, учреждений и предприятий, участвующих в проведении метрологической экспертизы;

основание для проведения метрологической экспертизы.

В разделе «Объект экспертизы» указываются наименование и тип образца ВВТ и его составных частей, перечень документов, подвергаемых метрологической экспертизе, стадия жизненного цикла (этап ОКР), на которой(ом) проводится метрологическая экспертиза.

В разделе «Порядок проведения метрологической экспертизы» указываются:

сроки начала и окончания работ;

место проведения метрологической экспертизы;

условия проведения метрологической экспертизы;

состав и специализация лиц, назначенных для проведения метрологической экспертизы;

указания по организации и порядку работы экспертной комиссии.

В разделе «Задачи метрологической экспертизы» приводится перечень решаемых задач.

В разделе «Методика проведения метрологической экспертизы» по каждой задаче экспертизы указывается перечень нормативных и методических документов, с использованием которых она решается, или излагается методика ее решения, а также приводится порядок сбора необходимых исходных данных. Методики могут быть включены в состав программы проведения метрологической экспертизы в виде приложений.

В разделе «Материально-техническое обеспечение» указываются:

порядок и сроки представления документации и образцов ВВТ, подвергаемых метрологической экспертизе;

порядок обеспечения экспертной комиссии необходимыми техническими средствами для проведения метрологической экспертизы;

порядок представления руководящих, нормативных, отчетных и методических документов, необходимых для работы комиссии;

транспортно-жилишное обеспечение членов комиссии.

В разделе «Отчетность» приводятся требования к оформлению и представлению результатов метрологической экспертизы, а также перечень организаций, которым рассылается заключение (акт) по результатам метрологической экспертизы.

В приложениях к программе проведения метрологической экспертизы приводится перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, необходимых для проведения метрологической экспертизы, а также справочные и другие данные.

Приложение N 6
к Руководству

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДВЕРГАЕМЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Примечание. Перечень документов, подвергаемых метрологической экспертизе и представляемых межведомственной экспертной комиссии, определяется программой ее проведения.

Приложение N 7
к Руководству

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Приложение N 8
к Руководству

ПРИМЕРНЫЕ ТРУДОЗАТРАТЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗЦОВ ВВТ (ЧЕЛОВЕКО-ДНЕЙ)

Примечание. Фактический объем трудозатрат зависит от сложности и уникальности образца ВВТ, состояния его метрологического обеспечения, наличия в составе экспертной комиссии квалифицированных метрологов-экспертов, состояния справочно-информационного фонда и предоставленных материалов по обоснованию выбранных технических решений, оперативности разрешений разногласий и т.д.

Приложение N 9
к Руководству

1. Основание для проведения метрологической экспертизы и состав экспертной комиссии (указываются перечень документов, на основании требований которых проводилась метрологическая экспертиза, организации и состав экспертной комиссии, кем она назначалась, место и сроки проведения метрологической экспертизы, сведения об удостоверениях на право проведения метрологической экспертизы образцов ВВТ).

2. Заказчик и головной исполнитель (изготовитель) образца ВВТ.

3. Краткая характеристика образца ВВТ и его составных частей.

4. Цель метрологической экспертизы.

5. Объект метрологической экспертизы (указывается перечень образцов ВВТ и документов, подвергнутых экспертизе).

6. Результаты метрологической экспертизы (указываются результаты решения задач метрологической экспертизы по образцу ВВТ в целом и его составным частям по форме нижеприведенной таблицы).

7. Выводы и рекомендации.

8. Приложения (приводятся метрологические цепи, оцениваемые показатели, расчетные соотношения, методы оценки и другие материалы).

Примечание. В зависимости от особенностей образца ВВТ, этапа проведения метрологической экспертизы допускается объединять или вводить новые разделы в экспертное заключение.

Приложение N 1
к заключению

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ измеряемых (контролируемых) параметров образца ВВТ

Приложение N 2
к заключению

ПЕРЕЧЕНЬ средств измерений, используемых при эксплуатации образца ВВТ

Приложение N 3
к заключению

8.568, ОТТ 1.1.7) и готово к проведению испытаний.

Приложение N 4
к заключению

ПЕРЕЧЕНЬ средств измерений, испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигона или испытательной организации (ТСКП), используемых при испытаниях образца _____________

Примечание. Отдельным разделом в таблицу целесообразно включить вспомогательные средства и устройства, используемые при испытаниях.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *