Современные требования к педагогу по фгос

«основные требования ФГОС к личности современного учителя»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Реализовать в полной мере системно-деятельностный, тем более — компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Прежде всего— это новые требования к результатам образования. Достаточно вспомнить, что раньше задачей начальной школы было достижение базового уровня обязательного минимума содержания образования.

По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, у них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это, во-первых, предметные результаты, или знания в предметных областях, а также метапредметные (это наиболее существенное новшество стандарта) и личностные. Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?») и проектировать ( «Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Несомненно, каждый понимает, что за короткий срок не натаскаешь, не доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач. Это большой, систематический труд. Чтобы всему этому научить детей, выработать в них особые учебные умения, навыки, нужно учителю самому обладать компетентностями.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.

В соответствии с ФГОС НОО, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог. Дети, как ни странно, также испытанье. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, пониманье. Дети – это время, дети – это труд. Дети – это чудо, доброты посланье, Лучики восхода, капельки любви. Дети – это каждой девушки желанье (Даже карьеристки, в глубине души). Дети – это ночью частые вставанья, Дети – это соски, колики, горшки. Дети – это споры в вопросах воспитанья, Мамины молитвы, папины посты. Дети – это ласка, искренность и дружба. Спорят понарошку, любят так всерьёз. С ними нам лукавить, прятаться не нужно — Детскими глазами видно нас насквозь. Дети – это папы часто нету дома, Дети – это мама дома целый день. Дети – это часто узкий круг знакомых, Собственные планы двигаются в тень. Дети – это будто жизнь пошла сначала: Первые улыбки, первые шаги, Первые успехи, первые провалы. Дети – это опыт, дети – это мы.

Современные требования к педагогу по фгос

В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивили-зационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам, что нашло отражение в новом поколении ФГОС ВПО.

В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалифицированные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Другие публикации:  Договор мены квартиры на долю в квартире между родственниками

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование и его цель. Данный стандарт разработан на основе деятельност-ной парадигмы образования, провозглашающей в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе становления различных групп компетенций. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Следовательно, происходящий в современных условиях процесс модернизации образования, определяет новые требования к качеству профессионального образования, обуславливают необходимость подготовки педагога в контексте такой парадигмы педагогического образования, которая будет способствовать становлению у него профессионально-педагогических компетенций.

Понятие профессиональной компетентности педагога является интегра-тивной характеристикой личности и характеристикой деятельности, критерием сформированности которой будут выступать компетенции, определяющие готовность педагога к профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональной деятельности в педагогической теории рассматривается в нескольких аспектах:

  • как показатель ориентированности на поиск смысла профессиональных ценностей, представляемый в виде диад: понимание-воспроизведение, понимание-интерпретация, понимание-преобразование. Показатели готовности: умения профессионального целеполагания; выявления противоречий между директивно-ориентирующими установками, позициями ученых с разными подходами к процессу профессиональной подготовки и собственными взглядами; дифференцировать критичность и критиканство в своем отношении и в отношении сокурсников к предлагаемым в содержании учебных дисциплин ценностям; умения создавать свою систему ценностей и смыслов с учетом ценностных координат различных уровней;
  • как степень сформированности оценочно-рефлексивной позиции, позволяющей специалисту самостоятельно разрабатывать конкретно-методические схемы действия. В основе оценочно-рефлексивной позиции — рефлексивное знание, позволяющее выявлять перспективы (зоны) саморазвития исследуемых явлений в зависимости от характера взаимодействия с ними саморазвивающегося субъекта педагогического процесса вуза. Результатом такого процесса является смыслотворчество;
  • как показатель сформированности способности к реализации непрерывного образования как «образования в течение всей жизни»;
  • как направленность личности на овладение ценностями непрерывного профессионального образования, на самоопределение и саморазвитие;
  • как активность и способность личности адекватно (с учетом индивидуальных качеств и свойств) выбирать и использовать методы, формы и средства для осуществления целей и задач непрерывного образования;
  • как самооценка, отражающая отношение к себе, своим действия и поведению и влияющим на ход процесса непрерывного образования;
  • как ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль, заключающийся в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и результатами собственных действий;
  • как научно-теоретическая компетентность, поскольку в системе непрерывного уровневого образования на высших его уровнях основной является научно-исследовательская деятельность,содержание которой в вузе определяется развитием научных школ (являясь формой организации исследовательской работы нескольких поколений преподавателей, студентов, аспирантов, магистрантов, научная школа, создает определенную научную традицию в вузе, одновременно являясь ступенью исторического развития научных традиций).

При проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности обучаемого, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.

Качество подготовки специалиста все в большей степени зависит от эффективности системы образования, которая, в свою очередь, не может не меняться, отражая новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это ставит перед образованием новые задачи и инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению.

Обычные методы передачи знаний, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят для различных социальных групп.

В современном образовании все шире применяются методы активного обучения, использование которых, по мнению Голубковой О.А., зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений.

Современная педагогическая теория и практика все более четко формулируют положение о процессе обучения как взаимоопосредованной активности преподавателя и учащихся. Основой любого процесса обучения является общение, и не просто учебное общение, а особым образом организованное и управляемое, способствующее становлению и развитию личности. В результате исследований процессов общения, предполагающих организацию групповой деятельности, обучение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия.

Под интерактивным обучением понимается такое обучение, где системообразующим фактором является взаимодействие участников учебного процесса с предметным содержанием, с другими участниками учебного процесса, с их собственным опытом. Общение не только выполняет обслуживающие функции, связанные с освоением предметных знаний, умений и навыков, но и обладает самоценностью — оно выступает в качестве цели, содержания и результата образовательной деятельности. Это предполагает включение в обучение не только содержания учебного предмета, но и способов взаимодействия субъектов учебного процесса с этим содержанием и между собой.

Современные требования к педагогу по фгос

Автор: Минлибаева Наталья Викторовна

Организация: МБОУ «Школа № 6»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Муравленко

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель, так как в этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От учителя решающим образом зависит и принятие позиции ученика и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. Если в средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает много учителей, то за образовательную программу начальной школы отвечает преимущественно учитель этого класса. То есть от того, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, зависит развитие ребенка и его успех в будущем.

В настоящее время, в соответствии с концепцией модернизации Российского образования, главные свои усилия как учитель начальных классов я направляю на формирование потребности у ребенка учебной деятельности, неуемного желания учиться. Без вдумчивой, каждодневной, трудоемкой работы овладеть знаниями невозможно. Поэтому изменения, направленные на формирование ключевых компетентностей, коснулись в первую очередь учителей начальных классов. [10].

Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимали узко как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы. Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Поэтому для своих учеников я создаю условия для самостоятельной работы, для активной мыслительной деятельности. Моя задача как учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое – это та деятельность, которая в большей степени зависит от учителя, то, что позволит добиться успеха в реализации новых стандартов.

Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. Развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно — деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе освоения знаний. [1].

1.Современные требования к учителю

Современная школа является динамичным социумом и важнейшей воспитательно-образовательной средой для подрастающего поколения, которая интенсивно развивается, модернизируется, стремясь не только соответствовать запросам нынешнего общества, но и предвидеть, формировать новые. В тоже время, испытывает влияние и противостоит многим негативным социально-экономическим факторам:

  1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионах, недостаток финансирования и технического обеспечения МОУ.
  2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
  3. Кризис современной семьи как воспитательного института, занятость родителей и заброшенность детей.
  4. Возросшая напряженность в отношениях между людьми в социуме, в т.ч. межэтнические разногласия и нестабильность и т.д.

А также – содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме; недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме и др. выливаются в проблемы выстраивания человеческих отношений и внешне активируются в виде различно го рода конфликтов: между учителями и администрацией, между родителями и учителями, учителями и детьми и т.д.

Другие публикации:  Налог на прибыль счет 91

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности. [9].

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия педагога начальных классов и вообще учитель – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

  • воспитатель;
  • учитель;
  • школьный психолог;
  • социальный педагог;
  • валеолог;
  • методист и т.д.

Педагогическая специальность это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. [8].

Сфера образования интересна и важная для любого из нас. Поэтому профессиональный стандарт учителя вызывает особый интерес. Новый стандарт — это ориентир, к которому предстоит двигаться, но пока не совсем понятно как приблизиться к его реализации.

2.Социальные и профессиональные функции учителя начальных классов

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

  • преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
  • умение действовать самостоятельно;
  • способность осмысливать педагогическую деятельность;
  • отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций. [2].

Специфика профессионализма в разных видах деятельности (профессиях) наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, содержащую указания на нормативные характеристики деятельности работника и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда.

В качестве эталона «портрета профессии» выступает профессиограмма, которая принимается за основу квалификационной характеристики специалиста. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя. [3].

Здесь по результатам анализа реальной образовательной деятельности учителя начальных классов и с учетом прогноза развития общих требований, предъявляемых обществом к квалифицированному учителю начальных классов, а также на основе анкетирования работодателей была разработана профессиограмма учителя начальных классов, которая представлена через описание видов деятельности учителя начальных классов и состоит из профессиональной компетентности и психограммы. Структурные компоненты профессиограммы являются важнейшими для определения содержания учебных планов и программ, а содержание профессиональной компетентности позволяет однозначно определить программу профессионального обучения студентов педколледжа.

В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако, речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и т. п. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов. [8].

Ясно, что если существует определенная специфика деятельности, то должны быть и соответствующие ей особенности в структуре профессионально важных качеств личности, избирающей эту деятельность. Поэтому в большинстве случаев абитуриенты педагогических учебных заведений задумываются над вопросом о том, на какую специальность им поступать, а, став студентами, стараются развить у себя необходимые ПВК. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов.

Таким образом, в школьной практике возникает проблема готовности учителя начальных классов к использованию нововведений в учебном процессе. Эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, продумыванием возможности тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества.

В современной педагогической литературе нет единого мнения о важных профессиональных и личностных качествах учителя, определяющих его педагогическую деятельность и практически нет работ, которые рассматривают профессионально важные качества учителя начальных классов. Прослеживается определенное противоречие в системе подготовки учителей начальных классов. С одной стороны существует современный социальный заказ на учителей, способных повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. При этом функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. Учитель начальных классов — это еще и учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. С другой стороны сложившаяся система подготовки этих специалистов не дает возможности сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности, так отсутствие разработок о профессионально важных качествах учителей начальных классов препятствует возникновению «образа профессионала», к которому необходимо стремиться и соответствовать, чтобы стать настоящим профессионалом. [7].

Профессиональный стандарт вызывает противоречивые мысли. Конечно, стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми, в том числе перед школой, новые задачи, решать которые не приходилось раньше. И сразу возникает одна из основных проблем, с которыми столкнется система образования при введении стандарта, и которая выделена в документе: «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». Преподаватели, последние полтора десятка лет, идя на работу, не знают, будут ли учить детей по вчерашним правилам, или уже придумали новые. Опять эксперимент над учителем и школой? Тревожит и тот факт, что каждый педагог у нас должен быть очень широкого профиля. Конечно, расширяющийся перечень проблем в обществе влечет расширение видов деятельности, знаний, компетенций, которыми должен владеть учитель и эффективно их реализовывать. Но почему педагог должен проводить психологическую диагностику? Я согласна, педагогическую — да, но психологическую должен проводить психолог. Учитель предметник не должен быть специалистом широкого профиля, иначе какой из него специалист? Нереально применять для оценки работы конкретного педагога умение оценивать «готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума» или «умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)» (Часть 3. Пункты 4, 5). Как можно разгрузить педагога, если перед ним встанет проблема отчетов по критериям оценки пункта о семье, выразившаяся в требовании к учителю «уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка»? (Часть 2. Пункт 14). Но требования к педагогу «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью» (Часть 3. Пункт 20), как одна из личностных обязательных характеристик педагога, я думаю, поможет объединять усилия учителей и родителей в воспитании детей. [4].

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

  1. Альтруистические – быть полезным обществу.
  2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.
  3. Различные виды вознаграждения.
  4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др.
Другие публикации:  Нотариус на дом в братеево

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).

В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя. [7].

А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой).

«Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации» (характеристика стандарта) При всех серьезных и отчасти справедливых претензиях общественности к качеству работы педагогов ни у кого не вызывает сомнения, что учитель — профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного человека, — всегда выходили за рамки стандартов, воспитывая, прежде всего масштабом своей личности. Неслыханное везение для детей и их родителей, когда судьба дарит такого учителя. Оттого любые разговоры о введении стандартов в сфере образования воспринимаются креативным слоем общества, наиболее заинтересованным в качественном обучении своих детей, как система жестких табу и ограничений с последующим бюрократическим контролем и потому вызывают психологическое отторжение. Так какова цель разработки и последующего утверждения профессионального стандарта? Если это делается для упрощения и облегчения функции контроля, к чему склонна любая бюрократическая система, то формализации требований к учителю и мелочной регламентации его труда — не избежать. На мой взгляд, смысл разработки профессионального стандарта учителя в ином: профессиональный стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт опубликован для всеобщего обсуждения – это замечательно. Нам предложен диалог. Поэтому выскажу своё мнение по некоторым пунктам. — В части воспитательной деятельности педагога «стандарт» описывает 18 пунктов требований, в то время как в части учебной работы (всё-таки основная) – только 7. Как будто в учебном процессе педагогами все это не используется, и воспитательная работа ведётся только выделенной в отдельные часы педагогической нагрузки «воспитательной работе». Разработчики «стандарта» не согласны с педагогикой и психологией – для них «учебная деятельность» и «воспитательная работа», есть понятия разные. Уместно было бы вспомнить классиков педагогики, Каптерева, Ушинского, Макаренко, психологов Гальперина, Талызину, Леонтьева и иных светил отечественной (и не только) науки, которые не отделяли воспитание от обучения, ибо это понятия неразрывные, по мнению ученых. — Развивающая функция предмета превратилась в убивающую всякий познавательный интерес. Сокращаются учебные часы в начальных классах по русскому языку, литературному чтению, математики в угоду «общеразвивающим» предметам, как будто эти предметы ничего не развивают и не воспитывают. Без знаний по этим предметам не сможем обеспечить развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. Поэтому надо законодательно установить Профессиональный стандарт педагога, «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». Но надо было бы сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня, НОУ, проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом все возложили на учителя. Отвечает буквально за все: обучение, воспитание, занятость ребенка круглые сутки. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье? А интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. [6].

Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. [5].

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии.

В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. [7].

Личность, как известно, формируется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителя таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность “порождает” (А.Н.Леонтьев) [1] необходимые профессионально-личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда.

Создается единая цепь из двух звеньев: “от деятельности – к личности” и “от личности – к деятельности”. Чтобы она не рвалась, необходимо обеспечить единство деятельностного и личностного подходов в профессиональном обучении. А для того, чтобы реализовать оба подхода полностью, нужна системность. Только целостная современная система профессионального обучения решит проблему подготовки учительских кадров на требуемом качественном уровне, потому что именно системный принцип дает возможность сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности [5] и достичь взаимодействия личности и деятельности. [2].

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *