627 приказ минтруда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2012 г. N 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2012 г. N 627
«Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6900) приказываю:

1. Утвердить методику, позволяющую объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики согласно приложению.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан руководствоваться методикой, утвержденной настоящим приказом.

Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627

«Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6900) приказываю:

1. Утвердить методику, позволяющую объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики согласно приложению.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан руководствоваться методикой, утвержденной настоящим приказом.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от _________ N ________

Методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики (далее — методика) разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В настоящей методике представлены организация и технология работы по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность.

В методике определены задачи и организация работы участников системы мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг; содержание основных этапов мониторинга и документооборот; порядок оценки результатов деятельности, в том числе статистические показатели; описана технология комплексной оценки и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг с определением доступности основных структурно-функциональных элементов зданий и сооружений, необходимых мероприятий по их адаптации.

Представленная методика паспортизации и классификации объектов призвана стать основой:

объективизации и систематизации информации, в том числе с использованием автоматизированных систем, о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

формирования карт доступности объектов и услуг на региональном и федеральном уровне, а также соответствующих информационно-справочных материалов для специалистов и граждан;

разработки обоснованных управленческих решений — планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

1. Общие положения

Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество.

«Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию инвалидов в обществе» (на 2006 — 2015 годы) в порядке реализации положений Конвенции ООН «О правах инвалидов» среди 15 основных направлений деятельности, включающих все ключевые области жизни инвалидов (в том числе такие, как образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда), особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества — для повышения уровня автономии (независимости) инвалидов как личности и обеспечение их экономической независимости и полной интеграции в общество. В этой связи в Санкт-Петербургской декларации «Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы» (2006) еще раз подчеркнута необходимость действий и ответственности за действия всех ветвей власти, государственных учреждений в партнерстве с неправительственными, в том числе общественными, организациями инвалидов, в формировании доступности социальной, информационной и производственной инфраструктуры, в предоставлении людям с ограниченными возможностями необходимых условий для равноправного участия в жизни общества — в целях повышения уровня и качества их жизни.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне (согласно МКФ).

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов и МГН, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа и использования их инвалидами и другими МГН, создание условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели средств в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все указанные положения международных документов, российского законодательства (Приложения Д и Е) и опыта их реализации за рубежом и в субъектах Российской Федерации положены в основу предлагаемой методики.

Цель данной методики: предоставление органам власти и специалистам системы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации унифицированного организационного и методического инструмента и технологии объективизации и систематизации информации о доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, направленных на удовлетворение основных жизненных потребностей указанных категорий граждан.

Методика паспортизации и классификации объектов призвана стать основой для организации:

— мониторинга состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их потребностей, в т.ч. с использованием автоматизированных информационных систем;

— разработки планов и программ адаптации среды жизнедеятельности: обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов; их оперативного контроля и оценки эффективности;

— развития сферы услуг и организаций, их предоставляющих, с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения их доступности; а также для соответствующего информирования и консультирования этой категории граждан;

— подготовки и распространения информационно-справочных материалов для специалистов и граждан (как на бумажном, так и на электронном носителе) — для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе путем создания и обновления карт доступности объектов и услуг на уровне субъектов Российской Федерации .

Работа осуществляется с учетом методических рекомендаций о формировании и обновлении карт доступности объектов и услуг.

2. Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.

Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утверждения соответствующих нормативов объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:

— во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;

— во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:

— архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;

— организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.

Согласно СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона.

Другие публикации:  Ндс декларация 2019 порядок заполнения

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов согласно статье 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют право:

— участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

— принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

— участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

— разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

— осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

— предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

При этом порядок реализации требований доступности для инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры имеет принципиально различные организационные решения:

1. В отношении новых объектов, вводимых в результате строительства (в том числе реконструкции, капитального ремонта);

2. В отношении существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов.

В первом случае действует четко регламентированный порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Этот порядок определен Градостроительным кодексом Российской Федерации и системой документов в строительстве. Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (подпункт 10 пункта 12). Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов». В этом случае должен быть обеспечен принцип «универсального дизайна».

Второй путь определяет последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры. В данном случае чаще всего применяется принцип «разумного приспособления» — адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидам и другим МГН. Согласно пункту 6 Постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 N 74/51, утвердившего РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы» (п. 7) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации «разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, с учетом положений Программы».

Согласно основным положениям Государственной программы необходимо решение следующих основных задач:

— оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

— реализация системных мер, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

— совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг.

В составе целевых показателей (индикаторов) Государственной программы показатель: «доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».

С целью реализации на территориях субъектов Российской Федерации государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов Российской Федерации целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.

Основой для разработки адресных программ и планов либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг — их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов и других МГН.

Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» (п. 8) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации «возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры».

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.2) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В порядке реализации этих полномочий органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации оказывают социальную поддержку инвалидам, детям-инвалидам, пожилым и иным гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе в реализации их права за доступ к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации размещают информацию о состоянии доступности объектов и услуг в рамках своей компетенции в приоритетных сферах жизнедеятельности в доступных для инвалидов источниках информации, в том числе в сети «Интернет».

Органы социальной защиты населения в предлагаемой методике оказывают методическую помощь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по сбору информации о состоянии доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

3. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

В данном разделе Методики представлены рекомендации по организации паспортизации действующих объектов социальной инфраструктуры на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе по определению участников этого процесса и их задач, по этапам работы, координации действий, документообороту, контролю и оценке результатов.

На рисунке 1 представлена примерная схема (организационная модель) взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.

Рисунок 1 — Организационная модель взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов

Основными участниками этой системы являются:

потребитель услуги (инвалид, другой гражданин из категории МГН);

поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности);

координатор между поставщиком и потребителем (в соответствии с нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации службы, которые призваны оказывать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).

Во взаимодействии «поставщик — потребитель» поставщик обязан предоставить услуги потребителю, независимо от имеющихся у последнего ограничений (в том числе ограниченных возможностей здоровья): как общие для всего населения, так и специфические (например, реабилитационные) — условия предоставления соответствующей услуги должны предусматривать беспрепятственный доступ к ней или к месту ее оказания всем категориям граждан.

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» гражданин (потребитель) имеет право на получение необходимой и достоверной информации о поставщике (исполнителе работ и услуг), в том числе реабилитационных; о режиме работы, реализуемых работах, услугах (и форме их предоставления). Потребитель-инвалид в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на создание условий для беспрепятственного получения услуг и получение информации об объектах и предоставляемых ими услугах в доступной форме.

Обязанности поставщика (организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) — обеспечить доступность объекта (здания и его частей, помещений), устранив имеющиеся физические (технические) и информационные барьеры, или организовать предоставление соответствующей услуги в альтернативной форме: как дистанционно, так и приблизив (доставив) ее потребителю — то есть обеспечить доступность услуги.

Необходимость в появлении координатора-консультанта возникает при наличии проблем, возникающих в прямом взаимодействии потребителя и поставщика услуг, таких как:

— проблемы доступности объектов и услуг;

— отсутствие или недостаточность информации об объектах или услугах;

— организационные проблемы в порядке и форме предоставления услуг;

— правовые или морально-этические проблемы взаимодействия между потребителем из категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и поставщиком.

В части исполнения посреднических функций для социальных служб эта деятельность определяется как социально-консультативная помощь (которая в том числе включает социально-правовую помощь, координацию деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан, нуждающихся в социальной защите), социальный патронаж, а также социально-реабилитационные услуги, включающие социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.

В связи с необходимостью реализации специальных потребностей инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья — потребностей в реабилитации и социальной интеграции — роль координатора-консультанта в этом взаимодействии призваны исполнить сотрудники учреждений социального обслуживания населения: центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения. С учетом профессиональных знаний, навыков и умений основные задачи и функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности для обеспечения доступности основных социальных объектов и услуг должны быть возложены на специалистов по социальной работе этих учреждений.

Основные задачи и функции работников социальных служб как координаторов-консультантов состоят в следующем:

— мониторинг (сбор, обобщение, анализ) информации, с одной стороны, о потребностях инвалидов; с другой стороны — о возможностях поставщиков: о предоставляемых услугах, о доступности услуг и объектов, их предоставляющих;

— предоставление информации всем заинтересованным сторонам: потребителям и организациям, представляющим их интересы (общественным организациям инвалидов), поставщикам и их вышестоящим организациям; управленческим структурам (различной ведомственной принадлежности, участвующим в решении вопросов жизнеобеспечения инвалидов, в том числе в их реабилитации и социальной интеграции);

— организация взаимодействия потребителя и поставщика: содействие инвалиду в получении соответствующей услуги, в доставке его к месту получения услуги (в том числе путем специального транспортного обслуживания — «социальное такси»), в социальной, правовой и материальной поддержке при получении услуги; представление интересов инвалида в этом взаимодействии;

— оценка соответствия потребностей инвалидов (групп инвалидов по возрасту, по виду нарушений) и возможностей их удовлетворения имеющимися учреждениями и услугами; а также оценка организации и качества предоставляемых услуг (с учетом мнения потребителей); оценка результатов взаимодействия потребителя и поставщика;

— разработка и внесение предложений в адрес органа социальной защиты населения о совершенствовании деятельности в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов на обслуживаемой территории: о развитии соответствующих услуг и улучшении условий их предоставления, в том числе по обустройству объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.

Для изучения потребностей инвалидов, как показано на рисунке 1, специалистами социальных служб используются «Социальный паспорт инвалида» и «Карта определения потребностей в адаптации среды жизнедеятельности» . Результаты анализа этих документов и сводные данные о потребностях инвалидов в обеспечении для них доступной среды жизнедеятельности используются для определения:

В настоящем методическом пособии формы указанных документов и порядок их разработки не рассматриваются.

— приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов;

— приоритетных объектов в этих сферах, нуждающихся в первую очередь в обеспечении их доступности и доступности предоставляемых ими услуг;

— приоритетов в действиях социальных служб, в том числе очередности обследования объектов социальной инфраструктуры для объективной оценки состояния их доступности и решения вопросов адаптации (в том числе включения в адресные программы и планы).

В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объемах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):

— значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов — как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

— возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб — организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;

— имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.

С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг — исполнителей реабилитационных мероприятий — приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.

Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.

Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя — общественными организациями инвалидов.

Как показано на рисунке 1, а также в разделе 2 на рисунке 3, основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры», формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб в «Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг». В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов — для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.

Другие публикации:  Образец приказа об увольнении в связи с призывом в армию

Проект решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, по срокам их выполнения, по объемам работ, в том числе объемам финансового обеспечения, согласовывается с руководителями объектов и их вышестоящими организациями. При необходимости решения о конкретных объемах ремонтно-строительных работ, о технической возможности их исполнения и необходимых ассигнованиях для исполнения таких работ принимаются после выполнения организаторами проектно-сметных и ремонтно-строительных работ на соответствующей территории технической экспертизы и разработки проектно-сметной документации — как по обращению поставщика (руководителя организации на объекте), так и по поручению его вышестоящей организации. Таким организатором, как правило, выступает исполнительный орган государственной власти (далее — ИОГВ) в области строительства (или соответствующее подразделение ведомственного или территориального ИОГВ — отдел по строительству) либо его подведомственная организация (служба заказчика). Проект решения об адаптации объектов и услуг на соответствующей территории представляется работниками социальных служб в орган социальной защиты населения (далее — ОСЗН), а через них в «Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН», сформированную при территориальном исполнительном органе государственной власти. В состав комиссии входят представители основных ИОГВ данной территории и общественных организаций инвалидов.

Проекты управленческих решений по приоритетам действий на подведомственной территории, по организации паспортизации объектов и услуг, по их адаптации для инвалидов и других МГН, в том числе адресные программы (планы), согласовываются комиссией, соответствующими ИОГВ в установленном на данной территории порядке, после чего они представляются на утверждение высшему должностному лицу данной территории — руководителю высшего территориального ИОГВ.

Сводные результаты паспортизации и результаты исполнения управленческих решений по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг, в том числе отчеты об исполнении адресных программ (планов), также представляются ОСЗН на рассмотрение комиссией.

Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, результаты оценки состояния их доступности, а также дополнительная информация, необходимая потребителю об учреждениях и организациях, порядке их работы, формах предоставления услуг, в т.ч. иллюстративная, размещается в сети «Интернет», позволяющем найти нужный объект, получить беспрепятственно о нем необходимую информацию, проложить маршрут от места расположения потребителя до объекта — поставщика услуги. В сети «Интернет» для обеспечения обратной связи также можно разместить документы (анкету) для заполнения руководителем учреждения или организации, расположенной на объекте, и анкету-опросник гражданина (инвалида) для сбора информации о потребностях и проблемах его взаимодействия (как потребителя услуг) с объектом (поставщиком услуг). Автоматизированная информационная система (АИС) в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста (работника социальной службы) может стать основой для эффективного документооборота и оперативного обмена информацией между участниками системы, а также для оперативной и качественной обработки информации, ее свода и анализа, контроля исполнения решений.

Настоящая методика с учетом изложенных правовых положений предполагает получение соответствующей информации от поставщика услуг для инвалидов и других МГН: общие сведения об организации, о ее деятельности — предоставляемых услугах и работах, о форме и условиях их предоставления, в том числе о техническом состоянии здания, сооружения (с точки зрения его безопасности и доступности для инвалидов). Предполагается и использование данных технической экспертизы: как строительной (заключение органа строительного надзора и экспертизы о соответствии здания, сооружения проектной документации, в том числе нормативным требованиям по безопасности и доступности — при вводе в эксплуатацию), так и данных технической инвентаризации и результатов работ уполномоченных контролирующих и надзорных органов и организаций (сведений из технических паспортов, актов технической экспертизы, заключений и актов обследования объектов надзорными органами в соответствии с их компетенцией), проектно-сметной документации и т.п. Эти сведения необходимы для подготовки обоснованных предложений и проектов решений о состоянии объекта социальной инфраструктуры (здания, сооружения), о возможностях его адаптации, а также необходимых для этого средствах — с целью объективизации проектов управленческих решений и результатов их исполнения.

В методике, адресованной специалистам социальных служб, использованы и учтены основные требования системы документов в строительстве — для создания инструмента объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры — поставщиков услуг для инвалидов и других МГН, но без детализации и углубления в аспекты профессиональной деятельности специалистов по проектированию и строительству. Такой подход представляется важным для обеспечения единства понимания проблем адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, а также путей их решения на основе межведомственного взаимодействия, но при этом невмешательства в специальные аспекты деятельности иной профессиональной группы.

3.1. Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; их задачи и функции

Организация работ по созданию доступной среды жизнедеятельности и координация их на подведомственной территории — сфера ответственности и предмет деятельности ИОГВ соответствующей территории: субъекта Российской Федерации и территориальных образований в составе субъекта Российской Федерации (в соответствии с предметом ведения и территориальной принадлежностью). На рисунке 2 представлены участники системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта Российской Федерации:

— исполнительные органы государственной власти (ИОГВ), ответственные за исполнение требований доступности для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности и участвующие в паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг;

— коллегиальные координирующие и совещательные органы — комиссии (советы) на уровне субъекта Российской Федерации и местные;

— социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения) — организаторы и основные действующие структурные элементы системы;

— общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения), участвующие в решении вопросов паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов.

Рисунок 2 — Участники системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта Российской Федерации

Либо Координационный совет по делам инвалидов.

ИОГВ в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищного комплекса, информации и связи, градостроительства и архитектуры, имущественного комплекса, благоустройства территорий, транспорта и дорожного хозяйства, строительного надзора.

Для обеспечения взаимодействия ИОГВ, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на соответствующей территории рекомендуется создать «Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН» при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации (далее — Комиссия при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации). Можно также возложить эти задачи и функции на действующий на территории субъекта Российской Федерации иной коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).

Возглавляет работу Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации руководитель высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации или его заместитель по социальным вопросам. В ее состав включаются руководители или заместители руководителей ведомственных и территориальных ИОГВ субъекта Российской Федерации, осуществляющих руководство поставщиками услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, жилищной политики, занятости населения), представители ИОГВ в сфере градостроительства и архитектуры, строительного надзора, имущественного комплекса, благоустройства, а также общественных организаций инвалидов (региональных отделений всероссийских общественных объединений).

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации.

Основными задачами Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации являются:

— подготовка предложений и рекомендаций ИОГВ по реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики и нормативных правовых документов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией Комиссии;

— разработка и внесение на рассмотрение высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации и руководителя (высшего должностного лица ИОГВ) субъекта Российской Федерации предложений по приоритетам и комплексу мер в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— взаимодействие в установленном порядке в пределах своей компетенции с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и иными органами, а также с организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

— рассмотрение иных, в том числе сложных и проблемных, вопросов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на уровне субъекта Российской Федерации.

В соответствии со своими задачами Комиссия при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации осуществляет деятельность по следующим направлениям:

— анализ деятельности ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и организаций независимо от организационно-правовых форм в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— анализ проектов программ и планов мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам связи и информации, а также результатов выполнения программ и планов, утвержденных правовыми актами высшего ИОГВ субъекта Российской Федерации, территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации;

— разработка рекомендаций в адрес территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации по совершенствованию правовых актов и методических рекомендаций в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— организация экспертизы проектов правовых актов и методических материалов в сфере доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации, органами власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, общественными организациями, иными заинтересованными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии;

— межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в пределах компетенции Комиссии.

Комиссия при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации имеет право:

— запрашивать от ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и организаций, независимо от организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

— заслушивать на своих заседаниях должностных лиц территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

— создавать при необходимости временные комиссии, экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

— оказывать информационно-методическую помощь ИОГВ субъекта Российской Федерации, общественным организациям инвалидов, иным заинтересованным организациям по вопросам, связанным с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— рассматривать на заседаниях Комиссии обращения ИОГВ субъекта Российской Федерации, граждан и юридических лиц, принимать решения в пределах компетенции Комиссии;

— рассматривать на своих заседаниях вопросы организации деятельности и взаимодействия ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

— участвовать в подготовке и работе совещаний, семинаров, конференций, выставок и иных форумов по проблемам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

На уровне территориальных образований субъектов Российской Федерации могут быть созданы аналогичные местные Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН территориального образования (района, муниципального образования) субъекта Российской Федерации (далее — местные Комиссии). Представители местных Комиссий входят в состав Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации.

Среди задач и функций местных Комиссий:

— определение приоритетов и координация деятельности на подведомственной территории в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

— подготовка рекомендаций территориальным (местным) ИОГВ и местным структурным подразделениям отраслевых ИОГВ, органам местного самоуправления и организациям по вопросам паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг для инвалидов и других МГН;

— рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на подведомственной территории, с целью принятия согласованных (межведомственных) решений;

— рассмотрение проектов управленческих решений, в том числе программ и планов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, с целью их корректировки и согласования, а также результатов исполнения этих решений, программ и планов;

— взаимодействие с ИОГВ субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и общественными объединениями инвалидов по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и других МГН.

Для решения описанных задач местные Комиссии осуществляют деятельность по следующим направлениям:

— организация работ по паспортизации (по учету и мониторингу состояния доступности) объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории, а также по представлению результатов на уровень субъекта Российской Федерации в установленном порядке и на федеральный (в том числе в органы государственной статистики);

— рассмотрение результатов паспортизации объектов социальной инфраструктуры, проектов решений по спорным вопросам по оценке состояния доступности объектов, а также проектов технических и организационных решений по адаптации объектов и обеспечению доступности предоставляемых ими услуг с учетом потребностей инвалидов и других МГН на подведомственной территории;

— организация дополнительной, в том числе независимой, экспертизы с целью проверки объективности результатов паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры;

— рассмотрение проектов управленческих решений для их утверждения в установленном порядке, а также определение приоритетов в финансировании мероприятий по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, а также для решения иных вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности на подведомственной территории;

— рассмотрение результатов работ по исполнению программ и планов, иных управленческих решений по формированию доступной среды жизнедеятельности на подведомственной территории для решения вопроса о представлении соответствующей информации на вышестоящий уровень и в открытых источниках информации;

— организация подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых, инструктивных, методических документов, а также по развитию информационных систем в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других МГН;

— рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг для инвалидов (в том числе по обращениям физических и юридических лиц) с целью принятия согласованных решений, требующих взаимодействия различных структур и координации их действий;

— взаимодействие в установленном порядке с территориальными и отраслевыми ИОГВ субъекта Российской Федерации и их местными структурами, органами местного самоуправления, общественными объединениями инвалидов, иными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии.

Местные Комиссии имеют право:

— запрашивать от ИОГВ субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

Другие публикации:  Пособие на 3 го ребенка в 2019

— заслушивать на своих заседаниях должностных лиц местных (территориальных и отраслевых) ИОГВ и их структурных подразделений, органов местного самоуправления, представителей организаций, независимо от организационно-правовых форм, по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

— создавать (при необходимости) экспертные и рабочие группы с участием специалистов и представителей общественных объединений инвалидов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

— направлять своих представителей для работы в составе Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации, а также для участия в совещаниях, семинарах, конференциях, выставках и иных форумах, относящихся к компетенции Комиссии.

Местные Комиссии формируются из представителей местных (территориальных или отраслевых) ИОГВ (или их структурных подразделений) в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, а также в сфере градостроительства и архитектуры, имущественного комплекса и земельного хозяйства, благоустройства, представителей муниципальных образований, местных подразделений общественных объединений инвалидов.

Руководит работой местной Комиссии руководитель (высшее должностное лицо) местного (территориального) ИОГВ; заместители председателя: заместитель руководителя местного (территориального) ИОГВ, курирующий социальную сферу, а также заместитель, курирующий вопросы строительства и благоустройства на местном уровне.

Организационно-техническое обеспечение деятельности местной Комиссии осуществляет местный орган социальной защиты населения.

С учетом вышеизложенного исполнение описанных задач и функций по решению высшего ИОГВ субъекта или местного ИОГВ (территориального образования субъекта Российской Федерации) может быть возложено на действующие территориальные советы по делам инвалидов.

Практическая деятельность по организации паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью принятия решений по адаптации приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН — предмет деятельности территориальных органов социальной защиты населения (ОСЗН).

Задачи территориальных ОСЗН:

— организация формирования реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью их паспортизации и адаптации (обеспечения доступности) с учетом потребностей инвалидов и других МГН;

— подготовка предложений по порядку паспортизации объектов социальной инфраструктуры и определению приоритетов в этой деятельности — для рассмотрения и утверждения их на местной Комиссии;

— организационное обеспечение оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на основных этапах: анкетирования, обследования, подготовки экспертного заключения о состоянии доступности и проектов решений по адаптации объектов, получения необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству и финансовому обеспечению работ, по оформлению паспортов доступности объектов и корректировки реестра объектов и услуг;

— подготовка и обоснование проектов управленческих решений — проектов адресных программ (планов) по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг на подведомственной территории — и представление их на рассмотрение местной Комиссией, а затем организация согласования и утверждения в установленном порядке;

— организация контроля исполнения управленческих решений, исполнения адресных программ (планов) на подведомственной территории;

— представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации объектов и услуг в вышестоящие организации — в соответствии с установленным в субъекте Российской Федерации (или единым на федеральном уровне) порядком;

— организация взаимодействия с различными участниками процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг (органами власти, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе общественными объединениями инвалидов);

— документационное обеспечение деятельности по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг; организация обмена информацией между участниками этой системы, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;

— организация формирования и обновления карт доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории и представления соответствующей информации для формирования и обновления «Карты доступности субъекта Российской Федерации»;

— оказание информационной, методической, консультативной помощи участникам процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов и других МГН, в том числе организация информационно-разъяснительной работы для граждан (инвалидов и членов их семей), для общественных объединений инвалидов;

— изучение и распространение передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, в том числе путем участия в совещаниях, конференциях, выставках, иных форумах и проектах по предмету ведения;

— разработка и представление в вышестоящие структуры предложений по совершенствованию деятельности на подведомственной территории по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов формируется рабочая группа.

Рабочая группа может создаваться по решению местной Комиссии (Координационного совета по делам инвалидов). Руководителем ее, как правило, назначается представитель (член) Комиссии (Координационного совета). Это может быть руководитель структурного подразделения органа социальной защиты населения (специалист ОСЗН, в чьи обязанности включены вопросы координации работ по созданию доступной среды жизнедеятельности).

Рабочая группа состоит из основных (постоянных) членов и привлекаемых (временных) к деятельности рабочей группы по согласованию.

Постоянными членами рабочей группы являются сотрудники местного ОСЗН и учреждения социального обслуживания (не менее двух человек).

Привлекаемыми (временными) членами рабочей группы могут быть:

— представители обследуемого объекта (учреждения, организации на объекте);

— в отдельных случаях (при наличии особых организационных проблем доступности обследуемого объекта) могут приглашаться представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится объект;

— представители потребителя (как правило, общественной организации инвалидов);

— в случае решения проблемного вопроса по обустройству объекта (с целью объективизации технических характеристик объекта, определения возможностей и конкретных рекомендаций по его обустройству) в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты со стороны организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службы заказчика, отдела строительства местной администрации, службы строительного надзора и экспертизы).

Ряд практических работ по исполнению функций ОСЗН и решаемых ими задач в части паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры (с целью их адаптации с учетом потребностей инвалидов) может быть передан подведомственным учреждениям социального обслуживания населения.

Для профессионального обеспечения деятельности по исполнению посреднических функций — непосредственного оказания социальной поддержки инвалидам и другим МГН по созданию условий для беспрепятственного получения социальных услуг и решения иных вопросов создания для них доступной среды жизнедеятельности (с целью содействия их реабилитации и максимально полноценной интеграции в общество) — эти функции должны быть возложены на специалистов социально-реабилитационных учреждений и подразделений учреждений социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений предлагается сформировать (структурно или функционально) деятельность Службы поддержки адаптивной среды (СПАС) по трем направлениям:

1) содействие в адаптации ближайшего окружения (жилого помещения, учебного и рабочего места) под нужды инвалида;

2) содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории;

3) содействие в комплексном решении вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и адаптации (включая индивидуальный подбор и обучение пользованию ТСР).

Среди основных видов деятельности службы СПАС по указанным направлениям необходимо выделить следующие.

По первому направлению — содействие в адаптации ближайшего окружения инвалида:

— выявление и учет проблем инвалидов в обустройстве ближайшего окружения и их потребностей в адаптации бытовой обстановки, учебного и рабочего места (в том числе на дому) — путем опроса инвалидов, обследования их в соответствующей обстановке с экспертной оценкой,

— определение порядка и возможных конкретных технических и организационных решений по обустройству ближайшей обстановки с учетом выявленных потребностей,

— реализация решений по обустройству и адаптации ближайшей обстановки через организацию исполнения конкретных решений путем взаимодействия с ответственными органами власти и организациями в соответствии с их предметом ведения и сферой ответственности,

— подготовка проектов сложных, требующих коллегиального обсуждения решений для рассмотрения на местной Комиссии, в том числе путем включения решений в проекты адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг,

— контроль исполнения решений по адаптации на индивидуальном уровне, а также подготовка сводной первичной информации по исполнению адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг.

По второму направлению — содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории:

— участие в формировании и обновлении реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг, определении приоритетных объектов и услуг с точки зрения потребностей инвалидов;

— участие в паспортизации объектов и услуг: в сборе, обработке, анализе и оценке информации о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры и оказываемых ими услуг — путем анкетирования, обследования, экспертной оценки уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;

— участие в подготовке проектов решений по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг — по результатам оценки состояния их доступности для различных категорий инвалидов;

— обобщение информации по результатам паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на обслуживаемой территории, а также проектов решений по их адаптации, обеспечению доступности с учетом потребностей инвалидов; представление в ОСЗН для разработки управленческих решений и их рассмотрения на местной Комиссии и последующего утверждения в установленном порядке;

— участие в разработке (по поручению ОСЗН) проектов адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на обслуживаемой территории, в исполнении указанных программ (планов) с учетом компетенции, а также в оценке результатов их исполнения;

— исполнение требований документооборота в системе паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг, в том числе путем размещения и обновления информации в автоматизированной информационной системе;

— содействие в организации и непосредственное участие (по поручению ОСЗН) в контроле исполнения решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, а также в сборе и обработке первичной информации по исполнению соответствующих адресных программ (планов); подготовка сводной информации для ОСЗН с целью ее представления на заседании местной Комиссии;

— оказание информационной и консультативной помощи инвалидам и другим МГН, членам их семей, общественным объединениям инвалидов, иным заинтересованным организациям;

— взаимодействие с местными ИОГВ, органами местного самоуправления, подразделениями общественных организаций инвалидов, учреждениями и организациями для решения вопросов паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов.

По третьему направлению — содействие в комплексном решении вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и адаптации (ТСР):

— выявление, учет и мониторинг потребностей инвалидов в ТСР для осуществления бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

— содействие инвалидам в организации подбора и обеспечения их ТСР, при необходимости — в организации их ремонта, замены;

— обучение инвалидов пользованию ТСР и обучение выполнению определенных видов деятельности с использованием ТСР, а также (при необходимости) обучение членов семей инвалидов, родителей детей-инвалидов методам ухода и реабилитации, помощи в выполнении различных видов деятельности с использованием ТСР, средств ухода и адаптации;

— оказание информационной, консультативной помощи инвалидам и членам их семей, общественным объединениям инвалидов по вопросам обеспечения ТСР, проведение необходимой разъяснительной и просветительской работы по указанному направлению;

— взаимодействие с ИОГВ, учреждениями и организациями по вопросам определения потребностей, подбора и обеспечения ТСР;

— разработка предложений в адрес ОСЗН по совершенствованию деятельности по обеспечению граждан ТСР с учетом их потребностей.

Деятельность по трем указанным направлениям является по форме и порядку реализации социальным патронажем — с исполнением основных функций патронажа:

— диагностической (выявления имеющихся проблем и потребностей);

— разработки программы действий;

— организации исполнения и содействия, координация действий исполнителей;

— контрольной (контроля и анализа результатов, оценки эффективности, коррекции).

В этой связи функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности согласно потребностям инвалидов возлагаются на специалистов по социальной работе.

С учетом имеющихся в субъекте Российской Федерации организационных, финансовых и кадровых ресурсов может быть принято решение о формирование службы СПАС в качестве структурного подразделения социально-реабилитационного учреждения (центра социальной реабилитации инвалидов) или подразделения центра социального обслуживания населения либо обеспечить указанные направления деятельности специалистами по социальной работе, входящими в состав иных действующих структурных подразделений указанных учреждений.

Для эффективной и качественной деятельности службы СПАС в свете современных задач и тенденций развития доступной среды жизнедеятельности в России (с учетом международного опыта) необходимо создание системы методического обеспечения и дополнительной профессиональной подготовки специалистов по социальной работе по вопросам: реабилитации инвалидов; обеспечения инвалидов ТСР; вопросам социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.

Кроме указанных направлений профессиональной подготовки предлагается также обучение специалистов навыкам жестового языка.

Создание и обеспечение деятельности в системе социальных служб такой структуры (СПАС) позволит поднять на качественно новый, профессиональный уровень работу по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с принципиальными положениями Конвенции ООН «О правах инвалидов» и с учетом потребностей инвалидов.

3.2. Порядок работы (основные этапы) и документационное обеспечение процесса паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг

Для организации работы в субъекте Российской Федерации принимается организационно-распорядительный документ, определяющий порядок работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры, участников этой деятельности, их задачи и функции, порядок взаимодействия, документооборот.

Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг проводится поэтапно.

Основными организационными этапами системы паспортизации (учета и мониторинга состояния доступности) объектов социальной инфраструктуры и услуг являются:

Этап подготовки. На этом этапе начинается формирование реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг для их паспортизации с целью оценки состояния доступности и определения необходимой адаптации. ОСЗН по данным территориальных и ведомственных ИОГВ формирует перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры (далее — ОСИ) на подведомственной территории, который станет основой реестра.

Этап скрининга (от англ. screening — просеивание, сортировка). Проводится этот этап путем сбора информации от руководителей ОСИ (анкетирования) с целью классификации для определения порядка и приоритетности последующих действий: выборки объектов для обследования и экспертной оценки; необходимости получения дополнительных сведений об объекте; выделения приоритетных ОСИ с учетом потребностей инвалидов и состояния их обустройства (адаптации); решения вопроса о достаточности сведений для размещения информации на открытом информационном ресурсе (Карте доступности субъекта Российской Федерации).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *