Квалификационные требования к социальным работникам

Квалификационные требования к социальным работникам

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу в соответствии с Приказом Министра труда и социально защиты населения Республики Казахстан от 28 июня 2011 года №237-п

ПРИКАЗ МИНИСТРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 января 2009 года №25-п

Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере социальной защиты населения и правил их аттестации

(по состоянию на 26 января 2010 года)

образования и науки

29 января 2009 года

29 января 2009 года

В соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) квалификационные требования к социальным работникам в сфере социальной защиты населения;

2) Правила аттестации социальных работников в сфере социальной защиты населения.

2. Департаменту социальной помощи и социальных услуг (Манабаева К. А.) обеспечить государственную регистрацию приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Дилимбетову Г. А.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2009 года №25-п

Квалификационные требования к социальным работникам в сфере социальной защиты населения

1. Настоящие квалификационные требования предъявляются к следующим социальным работникам в сфере социальной защиты населения:

1) социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Другие публикации:  Как оформить альбом к 50 летию мужу

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам

В соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить квалификационные требования к социальным работникам согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Жакупову С.К.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

СОГЛАСОВАН
Министр образования и науки
Республики Казахстан
___________ Е. Сагадиев

СОГЛАСОВАН
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
___________ Е. Биртанов

Квалификационные требования к социальным работникам

Глава 1. Общее положение

1. Настоящие квалификационные требования к социальным работникам разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» и определяют квалификационные требования к следующим социальным работникам в сфере социальной защиты населения:

1) социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;

2) консультант по социальной работе;

3) специалист по социальной работе;

4) социальный работник по уходу за престарелыми и инвалидами;

5) социальный работник по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями.

Глава 2. Квалификационные требования к социальным работникам

2. Требования к квалификации к социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере социальной защиты:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее трех лет;

первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее двух лет;

второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее двух лет;

без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское) без требований к стажу работы по специальности.

3. Требования к квалификации к консультанту по социальной работе:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее трех лет;

первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее двух лет;

второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.

4. Требования к квалификации к специалисту по социальной работе:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее трех лет;

первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее двух лет;

второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) образование и стаж работы в должности специалиста среднего

уровня квалификации первой категории не менее трех лет;

первой категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее двух лет;

второй категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы.

5. Требования к квалификации к социальному работнику по уходу за престарелыми и инвалидами:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;

первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее одного года;

второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;

первой категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее одного года;

второй категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

Другие публикации:  Независимая ювелирная экспертиза

6. Требования к квалификации к социальному работнику по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;

первой категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее одного года;

второй категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – высшее (или послевузовское) образование (социальное, экономическое, психологическое, педагогическое, медицинское) без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;

первой категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее одного года;

второй категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее одного года;

без категории – техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

Глава 4. Личность социального работника:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСВЕННЫЕ

4.1. Общепрофессиональные требования к социальному работнику.

Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей ( молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, и т.п.), поддержка человека в трудные, кризисные моменты жизни, помощь в реализации его прав, создание условий для более полной реализации человеком своих возможностей, помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем – это не полный перечень задач, стоящих перед новой, ориентированной на человека, профессиональной деятельностью. Успех решения профессиональных задач социальным работником зависит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических норм и принципов, наличия определенных личностных качеств, статуса и репутации профессии в обществе, узаконенных полномочий специалиста.

И.А. Зимняя и Т.Д. Шевеленкова сформулировали квалификационные требования, предъявляемые к социальному работнику как профессионалу, которые включают в себя:

Требования к деятельности, представленные такими группами требований как: а) к должностным обязанностям; в) к профессиональным знаниям и умениям; б) к уровню сформированности деятельностно — ролевых умений: умению устанавливать равно партнерские отношения с клиентом, умению формировать новые социальные роли у клиента и т.п.

Требования к личностным особенностям.

Требования к особенностям социального взаимодействия социального работника и клиента: к умению координировать социальные связи и отношения, а также координировать свои собственные действия на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации.

Требования к коммуникативным умениям и навыкам.

В тарифно-квалификационных должностных характеристиках работников социальной защиты, утвержденных Постановлением Министерства труда РБ от 9.01. 1998 г. (№ 3) выделен перечень разнообразных должностных обязанностей специалиста по социальной работе и социального работника.

Специалист по социальной работе обязан:

— владеть системой знаний о профессиональной сфере, информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

— иметь достаточно высокий уровень общей культуры, быть эрудированным специалистом;

— выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в различных видах помощи (социально-медицинской, социально-реабилитационной, психолого-педагогической и др.), в охране их психического, физического и социального здоровья;

— устанавливать причины, возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, содействовать в их разрешении;

— содействовать совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию помощи различным группам населения;

— уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить свою позицию в деле социальной помощи клиенту (группе, общности);

— обладать профессиональным тактом, способностью вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

— участвовать в работе по созданию центров социальной помощи населению, центров социального обслуживания, центров социальной реабилитации и др.;

— пропагандировать здоровый образ жизни;

— быть эмоционально устойчивым, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, при всевозможных неудачах оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к клиенту;

— выявлять одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке;

— определять характер и объем требуемой им помощи;

— помогать в оформлении документов на принятие на обслуживание нестационарными учреждениями органов социальной защиты населения для опеки и попечительства, на получение материальных и натуральных видов помощи, льгот и преимуществ;

— устанавливать и поддерживать связи с трудовыми коллективами, где ранее работали нуждающиеся в помощи, а также ветеранскими организациями, комитетами Общества Красного Креста, благотворительными и общественными фондами, другими учреждениями, организациями, центрами и службами с целью удовлетворения потребности клиента, семьи, общности в социальной помощи, поддержке, социальном обслуживании;

— давать необходимые консультации по социальным вопросам в пределах компетенции;

— содействовать в решении вопросов, связанных с оказанием разносторонней помощи различным категориям нуждающихся, в т.ч. в ремонте жилья, обеспечении топливом, одеждой, предоставлении бесплатного питания и т.д.;

— предоставлять социальную поддержку и помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— организовывать и координировать работу по социальной адаптации реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений;

— проводить психолого-педагогические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

— организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве общественного защитника в суде.

Следовательно, как специалист, социальный работник должен быть подготовлен к организационной, управленческой, методической, профилактической, коррекционно-реабилитационной, научно-исследовательской деятельности в области социальной работы.

Как показывает мировая практика социальной работы, специалисты, имеющие законченное высшее социальное образование должны заниматься вопросами социальной экспертизы, социального проектирования и планирования, индивидуального консультирования и терапии, социальной реабилитации.

Должностные обязанности социального работника, имеющего среднее образование или среднее специальное, несколько отличаются от должностных обязанностей специалиста по социальной работе и сориентированы в основном на оказание социально-бытовых услуг населению. Так, социальный работник в соответствии со своими должностными обязанностями должен: доставлять на дом продукты питания, медикаменты, промышленные и другие товары, проводить уборку помещений, сдавать и доставлять вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт; оказывать доврачебную помощь при наличии соответствующего образования; организовывать работу по ремонту жилого помещения, обработке приусадебного участка, уборке урожая, снабжению топливом.

Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к специалисту по социальной работе в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работника.

Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций.

Утверждены квалификационные требования к социальным работникам и правил их аттестации (аннотация к документу от 21.08.2015)

Квалификационные требования к социальным работникам разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» и устанавливают требования к социальным работникам в сфере образования.

Устанавливаются следующие квалификационные требования к социальному работнику:

1) высшее образование по специальности «Социальная работа» или высшее педагогическое образование с дополнительным образованием по специальности «Социальная работа», техническое и профессиональное образование (социальное, педагогическое, медицинское), или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа»;

Другие публикации:  Образец исковое заявление о несостоятельности

2) содействие по вопросам социально-правовой охраны детства, обучение практическим навыкам общего ухода за больным ребенком, методам способствующим развитию ребенка, а также в получении пособия по инвалидности, в получении помощи на дому, в получении компенсаторных технических и вспомогательных средств;

3) представление материалов для рассмотрения случаев воссоединения ребенка с семьей, сопровождения и поддержки семьи, восстановления родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства и оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальный патронаж малообеспеченных семей;

4) установление причины и содействие в разрешении возникших трудностей, социальной защите, заключении трудовых договоров лицам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам, трудоустройство, патронаж, обеспечение жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

5) консультирование по вопросам предоставления специальных социальных услуг, оформление документов для их получения (постоянное или временное) или для опеки и попечительства, содействие в улучшении социально-экономических условий жизни, трудоустройстве, обучении, квалификации;

6) профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, социальная реабилитация и адаптация, организация социального патронажа детей, склонных к противоправным действиям, консультации по вопросам семьи и брака, работа с детьми с ассоциативным поведением;

7) защита прав несовершеннолетних детей, участие в суде при защите прав детей, при необходимости в качестве общественного защитника, социальная адаптация и реабилитация лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, из мест лишения свободы и во время участия его в программах восстановительного правосудия на досудебной стадии по месту жительства;

8) профилактика, выявление и реагирование на жестокое обращение в отношении детей, регистрация случаев и сопровождение реабилитации виктимных детей.

Приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

Должностная инструкция социального работника

Должностная инструкция социального работника помогает сориентироваться сотруднику службы соцзащиты в том, какие он должен выполнять обязанности и какие права при этом им могут быть использованы. В нашем материале мы расскажем, из каких разделов состоит такая инструкция и какая информация в них должна содержаться.

О должностях социального работника и специалиста по социальной работе

Должность социального работника есть в штате службы соцзащиты населения, которая относится к бюджетным организациям. Это, в свою очередь, предполагает единообразие названий должностей и унификацию должностных обязанностей во всех территориальных отделениях данной службы. Таким образом, при определении квалификационных требований к данной должности и обязанностей социального работника следует использовать соответствующий профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н.

Говоря же коротко, основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам. В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные. При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

Согласно профстандарту для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Есть также в службе соцзащиты населения должность, имеющая сходное название, — специалист по социальной работе. Принципиальная разница между этими двумя должностями заключается в подопечных: соцработник имеет дело с престарелыми и инвалидами, а специалист по социальной работе сотрудничает со всеми группами населения, нуждающимися в социальной защите.

Кроме того, специалист по социальной работе занимает более высокую ступень в структуре службы соцзащиты населения и выполняет работу, требующую более высокой квалификации. В соответствии с профстандартом «Специалист по социальной работе», утвержденным приказом Минтруда от 22.10.2013 № 571н, на эту должность может претендовать:

  • человек, имеющий высшее профессиональное образование;
  • соцработник, имеющий среднее профессиональное образование, отработавший по специальности не менее 3 лет.

Различается и тарификация этих должностей: для должности соцработника отведены 3–8 разряды, для должности специалиста — 8–13.

Примерная структура должностной инструкции соцработника

При составлении должностной инструкции социального работника можно придерживаться приведенной ниже структуры, которая предполагает несколько разделов.

Общие положения

Это раздел обычно включает в себя общую информацию о должности:

  1. Название (социальный работник).
  2. Разряд.
  3. Порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении).
  4. Квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и опыту работы, а также описание навыков и моральных качеств, которыми должен обладать сотрудник. Например, для 3 разряда достаточно полного среднего образования (стаж работы при этом неважен), для соцработника же 8 разряда необходимо высшее профессиональное образование с опытом работы в этой сфере не менее 5 лет.
  5. Перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

Соцработник, осуществляя свою трудовую функцию, может использовать определенный объем прав. Чаще всего этого сотрудника наделяют следующими правами:

  • требовать от руководства создания условий для исполнения трудовых функций;
  • направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
  • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
  • привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению конкретных задач;
  • в рамках своей компетенции привлекать специалистов из различных медицинских организаций для оказания помощи подопечным;
  • делать информационные запросы для сбора данных, необходимых для работы.

Должностные обязанности

В этом разделе за соцработником закрепляются обязанности, которые он выполняет ежедневно. Например:

  1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.
  2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.
  3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.
  4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.
  5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.
  6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.
  7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.
  8. Помогать в оплате счетов.

Ответственность

В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному работнику. Например, сотрудника могут привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
  • к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
  • к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).

Особой разницы в должностных обязанностях сотрудников разных разрядов нет, поэтому при составлении должностных инструкций в данном случае изменяются только квалификационные требования. Последнее означает, что с повышением разряда сотрудник должен подписать новую должностную инструкцию.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *