Требования освещения путей эвакуации

Система аварийного эвакуационного освещения

Согласно ст. 84 нормативного документа «Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения.

Согласно требований СП52.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-05-95*):

  • аварийное освещение безопасности следует предусматривать в случаях, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение обслуживания оборудования и механизмов может вызвать: взрыв, пожар, отравление людей; длительное нарушение технологического процесса;
  • аварийное освещение предусматривается в случае, если отключение рабочего освещения может вызвать нарушение режима детских учреждений независимо от числа находящихся в них детей.

Согласно п.7.105 СП52.13330.2011 освещение путей эвакуации в помещениях предусматривается по маршрутам эвакуации:

  • в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
  • в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
  • в зоне каждого изменения направления маршрута;
  • при пересечении проходов и коридоров;
  • на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом;
  • перед каждым эвакуационным выходом.

Согласно требований п.7.113 СП52.13330.2011 предусматриваются светильники непостоянного действия, автоматически включаемые при нарушении питания рабочего освещения в данной зоне.

Светильники аварийного эвакуационного освещения помечаются специально нанесенной буквой «А» красного цвета.

Согласно п.7.106 СП52.13330.2011 продолжительность работы освещения путей эвакуации должна быть не менее 1 ч.

В настоящее время системы аварийного освещения, установленные ранее, не соответствуют требованиям нормативных документов, установлены светильники низкого качества, не соответствующие ГОСТ, системы не обслуживаются, их работоспособность не контролируется.

В проектах предусматриваем светильники, которые соответствуют требованиями ГОСТ Р МЭК 60598-2-22-99.

Рекомендуем использование светильников аварийного освещения Юниор производство «Белый свет» (Россия), соответствующие требования ГОСТ, высокого качества изготовления и сервисного гарантийного обслуживания. Более подробно можно ознакомиться на сайте.

Наши организация сертифицирована производителем систем аварийного освещения, сотрудниками получены соответствующие сертификаты о прохождении обучения.

В последние годы в СМИ увеличилось количество сообщений о чрезвычайных ситуациях в детских дошкольных учреждениях, которые приводят к несчастным случаям. Это стало отправной точкой для того, чтобы компания ООО «Белый Свет 2000» выступила с социальной инициативой по профессиональной организации аварийного освещения в детских муниципальных учреждениях. Ведь дети уязвимы и беззащитны при возникновении чрезвычайной ситуации, как никто другой.

Начиная с 2012 года каждые 25 рублей, полученные от продажи светильников аварийного освещения и блоков аварийного питания пойдут в фонд программы «Безопасное Детство». Эти средства будут потрачены на организацию аварийного освещения в детских учреждениях: школах, детских домах, домах малютки. Специалисты компании составят проект аварийного освещения и предоставят необходимое для его реализации оборудование. Отчет о реализации проектов Вы можете увидеть на сайте компании.

СП 256.1325800.2016 Пояснения к пунктам 5.1.3 и 5.1.5

(комментарии к аварийному освещению на путях эвакуации)

В начале целесообразно проанализировать действующие нормативные документы, в которых содержатся требования к путям эвакуации и устройству на них аварийного освещения.

Аварийное освещение на путях эвакуации должно обеспечить возможность эвакуации людей в случае аварийного отключения рабочего освещения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для понимания, где именно следует предусмотреть аварийное освещение на путях эвакуации, необходимо обозначить на плане помещений эвакуационные выходы и пути эвакуации. Здесь имеется много неопределенностей и противоречий, вызванных различной трактовкой основополагающих терминов.

Положения 48 и 49 Статьи 2 Федерального Закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ) определяют эвакуационный выход и пути эвакуации, как:

48) эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

49) эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

В Своде правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» эвакуационный выход и путь эвакуации определены как:

эвакуационный выход: Выход, предназначенный для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.

путь эвакуации: Маршрут, предназначенный для эвакуации при чрезвычайной ситуации.

В ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007 )«Освещение аварийное. Классификация и нормы»:

3.8 эвакуационный выход (emergency exit): Выход, предназначенный для

использования в аварийной ситуации.

3.2 пути эвакуации (escape route): Пути для эвакуации людей в аварийной ситуации.

Основные требования к путям эвакуации содержатся в СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Если сравнить определения терминов «пути эвакуации» и «эвакуационный выход» в приведенных выше документах, то видно, что они разные и не во всем соответствуют друг другу. В СП 52.13330.2011 и ГОСТ Р 55842-2013 определения эвакуационного выхода страдают неопределенностью. Их можно трактовать как угодно. Поэтому самым распространенным определением термина «эвакуационный выход» стало его описание в Законе 123-ФЗ.

К сожалению, в приведенных нормативно технических документах отсутствуют однозначные указания, что следует относить к путям эвакуации, требующим устройства аварийного освещения в некоторых типах помещений. К таким помещениям можно отнести (см. Рис.1) помещения сложной формы (Г-образные), например, помещение 4 и проходные помещения – 5 и 6, 7 и 8.

План помещений

Рис.1 Помещения, имеющие выход на пути эвакуации

На рисунке 1 показано несколько типов помещений (в числителе указан номер помещения, в знаменателе его площадь), из которых имеются выходы на путь эвакуации (в коридор). L1, L2 – путь эвакуации в пределах помещения.

Из-за отсутствия единого значения термина «эвакуационный выход» возникают неоднозначности в понимании требований к освещению путей эвакуации в некоторых помещениях. Разработчики европейского стандарта ИСО 30061:2007, перевод которого лег в основу российских норм освещения путей эвакуации, термину «эвакуационный выход» придавали совершенно другое значение, чем его определение сейчас используется в России.

Пока мы не научились с должным качеством подготавливать стандарты, в основу которых положены международные нормы. Для этого недостаточно проводить публичное обсуждение стандартов, так как не все заинтересованные стороны в нем участвуют. Необходимо рассылать проекты стандартов в организации, в которых имеются квалифицированные специалисты в области разработки нормативных документов, с просьбой дать заключение по стандарту. Но на это потребуются дополнительные средства. Кроме того, к проекту стандарта необходимо прикладывать или оригинал перевода (текст стандарта на иностранном языке), или сводку переведенных терминов, в которой переводчик приводит слова и фразы на иностранном языке и их перевод на русский язык

Ниже рассмотрены «спорные» места нашей светотехники, возникшие в результате использования в нормативных документах неоднозначных определений терминов.

Освещение путей эвакуации

Смотрим на п. 4.2.1 и третий абзац п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013.

ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 4.2.1 Эвакуационное освещение должно обеспечивать безопасный выход людей из помещения в случае чрезвычайной ситуации, например, отказ рабочего освещения, пожар и т.д.
[ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 4.2.1]

ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 4.2.1.1, 3 абзац.

Освещение путей эвакуации в помещениях или местах производства работ вне зданий должно быть:
— перед каждым эвакуационным выходом;
— в коридорах и проходах по путям эвакуации;
— в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
— на лестницах каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;
— в зоне каждого изменения направления пути;
— на пересечении проходов и коридоров;
— перед каждым пунктом медицинской помощи;
— в местах размещения средств экстренной связи;
— в местах размещения первичных средств пожаротушения;
— в местах размещения плана эвакуации;
— снаружи перед каждым конечным выходом из здания.

[ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 4.2.1.1, 3 абзац]

Требование к освещению путей эвакуации в СП 52.13330.2011:

СП 52.13330.2011, Пункт 7.105. Освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации:

в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;

в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;

в зоне каждого изменения направления маршрута;

при пересечении проходов и коридоров;

на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом;

перед каждым эвакуационным выходом;

перед каждым пунктом медицинской помощи;

в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;

в местах размещения первичных средств пожаротушения;

в местах размещения плана эвакуации.

[СП 52.13330.2011, Пункт 7.105]

Ключевым источником возникающих неопределенностей в этих пунктах является фраза «перед каждым эвакуационным выходом». В соответствие с положением 48 Статьи 2 Закона 123-ФЗ выход из кладовки 3 (см. Рис. 1) является эвакуационным. Расстояние от стены, противоположной выходу из кладовки до двери 1,5 метра. Но эти полтора метра – тоже путь эвакуации. А значит, в таких кладовках в соответствие с нормами требуется устанавливать эвакуационное аварийное освещение.

Пока мне не известны случаи, что бы в кладовках для хранения швабры площадью 1 – 2 м 2 предусматривали аварийное эвакуационное освещение. Здравый смысл еще никто не отменял. Но, где та грань, где ссылаясь на здравый смысл можно нарушить Федеральный Закон, а где нельзя. И кто эту грань обозначит? Если человеку предстоит сделать десять шагов до эвакуационного выхода, то нарушать требования норм можно, а если одиннадцать – то уже нельзя?

Следующая неопределенность содержится в понимании фразы «в зоне каждого изменения направления маршрута (пути)». Следует ли во всех без исключения помещениях Г-образной формы (как помещение 4 на Рис.1) устраивать эвакуационное освещение, так как в таких помещениях всегда есть изменение направления маршрута.

Далее смотрим фразу в перечислении «при пересечении проходов и коридоров». В действующих нормативных документах нет определенности, к каким путям эвакуации следует относить эти указания – или только к коридорам и проходам между двумя коридорами, или так же к проходам в помещениях, таким как показаны на Рис. 1. Следует ли проходное помещение 5 на Рис. 1 считать проходом, который пересекается при эвакуации из помещения 6?

Для однозначного понимания норм в тексте нормативного документа, или в приложении к нему, должны быть поясняющие рисунки и примеры, без которых сложно передать смысл требований нормативного документа. Например, в Британском стандарте BS 5266-1:2016 «Аварийное освещение» для пояснений положений документа, касающихся помещений, требующих установки в них аварийного освещения приведен поясняющий рисунок.

Установка знаков безопасности

В соответствие с требованиями п. 7.111 СП 52.13330.2011 знаки безопасности устанавливаются в следующих местах:

СП 52.13330.2011, Пункт 7.111. Световые указатели (знаки безопасности) устанавливаются:

над каждым эвакуационным выходом;

на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации;

для обозначения поста медицинской помощи;

для обозначения мест размещения первичных средств пожаротушения;

для обозначения мест размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации.

[СП 52.13330.2011, Пункт 7.111, 1-й абзац]

Другие публикации:  4-фсс штраф за непредоставление

Здесь фигурирует фраза «над каждым эвакуационным выходом».

И теперь «одеваем» на места установки знаков безопасности определение эвакуационного выхода из Закона 123-ФЗ и смотрим, что при этом получается: в кладовке 3 (см. Рис. 1) площадью 1,5 м 2 , где хранятся швабра и ведро, мы должны установить указатель выхода, так как выход из кладовки ведет на путь эвакуации (в коридор), значит это тоже эвакуационный выход. И это требование будет действовать, если площадь кладовки будет 0,5 м 2 и туда будет сложно устанавливать стремянку, что бы этот указатель выхода установить над дверью.

В ГОСТ Р 55842-2013 эту проблему уже решили, добавив к пункту 6 дополнительные пояснения (см. п. 6.4).

ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 6. Эвакуационные знаки безопасности

Эвакуационные знаки безопасности постоянного действия устанавливают над каждым эвакуационным выходом и вдоль путей эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации.

[ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 6]

ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 6.4 Система указания путей эвакуации должна состоять из эвакуационных знаков безопасности, соответствующих требованиям ГОСТ Р 12.4.026.
Эвакуационные знаки безопасности устанавливают в общественных и вспомогательных помещениях, в которых могут находиться одновременно более 50 человек, а также в помещениях с искусственным освещением, в которых могут одновременно находиться более 30 человек, или имеющих площадь более 100 м 2 .
В детских, дошкольных, учебных и медицинских учреждениях и в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп людей эвакуационные знаки безопасности устанавливают независимо от числа одновременно находящихся в них людей. В таких помещениях допускается применение эвакуационных знаков безопасности в виде световых перил.

[ГОСТ Р 55842-2013, Пункт 6.4]

Но, рекомендации п. 6.4 тоже не отвечают на все вопросы. Здесь необходимость установки знаков безопасности зависит от количества находящихся в помещении людей и площади помещений. Но не зависит от их сложности, длины эвакуационного пути внутри помещений и наличия проходных помещений.

Текст п. 6.4 набран курсивом, что означает, что это дополнительный пункт, добавленный в содержание международного стандарта в связи с особенностями норм, принятых в Российской Федерации.

Антипаническое освещение

Этот вид аварийного освещения используется в помещениях, площадь которых превышает 60 м 2 (п. 7.108 СП 52.13330.2011 и п. 4.2.1.2 ГОСТ Р 55842-2013 ). Если посмотреть на помещения 7 и 8 на Рис. 1, то в каждом из них антипаническое освещение не требуется. Но, если убрать перегородку между этими помещениями, то площадь объединенного помещения уже составит величину 72 м 2 . Следовательно, в таком помещении уже требуется антипаническое освещение. Почему объединение двух помещений в одно в случае эвакуации повышает пожарный риск, в действующих нормативных документах не пояснено.

Более подробно рассмотренные несоответствия, и некоторые другие, описаны в статье Неоднозначности норм аварийного освещения, в которой требования светотехнических нормативных документов «увязаны» с соответствующими требованиями пожарных норм в части эвакуационных выходов и путей эвакуации. В статье «Решение неоднозначностей норм аварийного освещения» в двух частях, (Часть 1), (Часть 2) предложены пути решения имеющихся неоднозначностей на основе анализа международных стандартов.

Требования СП 256.1325800.2016 к освещению путей эвакуации

Теперь рассмотрим особенности требований настоящего СП к местам размещения светильников аварийного освещения на путях эвакуации. Здесь главная проблема состоит в том, что свод правил НЕ должен противоречить действующим нормативным документам. В нем может быть уточнение и в некоторых случаях развитие действующих норм (дальнейшее усовершенствование норм, касающихся аварийного освещения на путях эвакуации, получило свое развитие в п. 8.12).

5.1.3 Освещение путей эвакуации в зданиях следует устраивать:

— в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
— в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
— на лестницах – каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;
— в зоне каждого изменения направления пути эвакуации;
— на пересечении проходов и коридоров;
— перед каждым пунктом медицинской помощи;
— в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;
— в местах размещения первичных средств пожаротушения;
— в местах размещения плана эвакуации;
— снаружи – перед каждым конечным выходом из здания.

Эвакуационное освещение зон повышенной опасности предусматривают в помещениях с постоянно работающими в них людьми, если вследствие отключения рабочего освещения продолжающаяся при этом работа производственного оборудования создает опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения предприятий общественного питания, прачечные).

СП 256.1325800.2016

В перечислении отсутствует фраза «перед каждым эвакуационным выходом». Отсутствие фразы позволяет избежать установки светильников аварийного освещения в подсобных помещениях небольшого размера. А необходимость устраивать аварийное освещение перед эвакуационными выходами из здания или в другое безопасное место уже следует из требования «в коридорах и проходах по маршруту эвакуации».

Следует учитывать, что действие СП распространяется на жилые и общественные здания. Поэтому в перечислении зон повышенной опасности отсутствуют помещения, относящиеся к производственным зданиям.

5.1.5 Световые указатели (знаки безопасности) должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.026 и устанавливаться:

— над каждым эвакуационным выходом;

— на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации;

— в местах поворотов и пересечений коридоров;

— для обозначения поста медицинской помощи;

— для обозначения мест размещения первичных средств пожаротушения;

— для обозначения мест размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;

— в общественных и вспомогательных помещениях, в которых могут находиться одновременно более 50 чел (в помещениях без естественного освещения – более 30 чел, или площадью более 100 м 2 );

— в детских, дошкольных, учебных и медицинских учреждениях и в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп людей независимо от числа одновременно находящихся в них людей. В таких помещениях допускается применять эвакуационные знаки безопасности в виде световых перил.

Яркость светового указателя при нарушении питания основного освещения в любом месте зоны цвета безопасности соответствующего знака не должна быть ниже 10 кд/м 2 или 2 кд/м 2 , если дым (при пожаре) не рассматривается как фактор опасности.

В помещениях, не оборудованных системами дымоудаления, светильники аварийного эвакуационного освещения рекомендуется размещать на расстоянии не менее 0,5 м от перекрытия или сплошного подвесного потолка. Знаки безопасности в указанных помещениях рекомендуется размещать на высоте не более 0,5 м от пола. Знаки безопасности при этом должны быть с внутренней подсветкой.

Расстояние распознавания для световых указателей (знаков безопасности) определяется по СП 52.13330.2011 (приложение В). На путях эвакуации световые указатели должны устанавливаться на расстоянии друг от друга, не превышающем расстояние распознавания. При этом рекомендуется ограничивать расстояние между ближайшими световыми указателями до 25 м.

Питание световых указателей в нормальном режиме должно быть от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего (при питании электроустановки по 3 категории надежности от второго) независимого источника, например — встроенной в светильник аккумуляторной батареи. Продолжительность работы световых указателей должна быть достаточной для эвакуации людей из здания, но не менее 1 ч.

СП 256.1325800.2016

Рассматривался вариант вместо фразы «над каждым эвакуационным выходом» записать «над каждым эвакуационным выходом непосредственно наружу или в безопасную зону». Но в таком виде требование вступает в противоречие с действующими нормами. Но, с учетом требования: «в общественных и вспомогательных помещениях, в которых могут находиться одновременно более 50 чел (в помещениях без естественного освещения – более 30 чел, или площадью более 100 м 2 )» требовать устанавливать указатели выхода в кладовках уже никто не сможет.

Выводы

Анализ рисков. Если возникает вопрос, следует ли в данном помещении устраивать аварийное освещение, то целесообразно проанализировать все здание, и отдельные помещения, с точки зрения присутствия рисков для эвакуирующихся людей в случае отсутствия аварийного освещения.

Необходимо определить наличие рисков при эвакуации по коридорам и лестницам в здании в зависимости от:

— количества этажей ниже планировочной отметки;

— максимального пути эвакуации;

— максимального времени эвакуации;

— специальные требования к АЭО должны применяться в зданиях, в которых разрешено употребление алкогольных напитков (рестораны, бары).

Так же следует определить наличие рисков в отдельных помещениях при эвакуации по проходам помещений в зависимости от:

— максимального пути эвакуации;

— наличия в помещении оборудования;

— наличия в помещении травмоопасных механизмов и предметов;

— наличия в помещении химически-активных веществ;

— числа находящихся в помещении людей;

— наличия проходных помещений;

Так же необходимо учитывать наличие:

— помещений для постоянного и временного нахождения людей;

— помещений с круглосуточным нахождением людей;

— помещений, в которых могут находиться люди, не знакомые с окружающей обстановкой (например, помещения, в которых идет прием посетителей);

— маломобильных групп населения;

— помещений не прямоугольной формы, в которых есть места, из которых не виден эвакуационный выход;

— помещений, в которых присутствие людей возможно только во время регламентных и ремонтных работ.

Некоторые вопросы по учету рисков решены в п. 8.12, в котором требования к питанию системы аварийного освещения поставлены в зависимость от вида и назначения здания.

Аварийное освещение на путях эвакуации (в дополнение к п. 5.1.3). Требуется ли устройство аварийного освещения в помещениях 2 и с 4 по 8 (см. Рис.1). Здесь многое зависит от личных предпочтений проектировщика.

Как правило, проектировщики предусматривают аварийное освещение в производственных помещениях, но в офисных – не всегда. Хотя в проходных помещениях иногда можно увидеть аварийное эвакуационное освещение.

В случае наличия в помещениях травмоопасных механизмов или предметов светильники аварийного эвакуационного освещения должны быть установлены всегда, независимо от размеров помещения.

В проходных помещениях (помещения 5 и 8 на Рис.1) аварийное освещение следует предусматривать, так как эти помещения являются проходом к путям эвакуации из помещений 6 и 7. Особенно если в помещении возможно нахождение людей, не знакомых с планировкой помещений, которые в темноте могут перепутать двери.

По-разному следует оценивать помещения с постоянным пребыванием людей и без постоянного пребывания.

Так же следует учитывать отсутствие естественного освещения. Например, выйти в темноте из помещений, расположенных ниже планировочной отметки, может оказаться сложным даже тем, кто хорошо знает планировку помещения.

Знаки безопасности (В дополнение к п. 5.1.5). В коридорах общественных зданий знаки безопасности (указатели выхода) следует устанавливать всегда.

В помещениях знаки безопасности следует устанавливать с учетом наличия в помещении аварийного освещения. В первую очередь они нужны там, где визуально не виден весь путь эвакуации и выход из помещения. Поэтому в ряде случаев появляется необходимость в установке знаков безопасности и в помещениях, в которых одновременно может находиться меньшее количество людей, чем указано в п. 5.1.5.

В сложных помещениях, как например помещение 4 на Рис.1 лучше установить знак безопасности в месте поворота пути эвакуации, показывающий направление к выходу. В таких помещениях помогут и фотолюминесцентные знаки по ГОСТ Р 12.2.143-2009, которые не относятся к аварийному освещению, потребляемому электроэнергию, но с их помощью удается значительно облегчить ориентирование в неосвещенном помещении. Эти знаки способны накапливать свет и затем отдавать его (светиться) некоторое время.

Другие публикации:  Патент на пребывание в россии

И, пожалуй, самое главное – указатели выхода не должны направлять людей в лифтовый холл (если он не является проходом к лестницам). Так как во время пожара лифтовая кабина может оказаться «ловушкой» для эвакуирующихся людей.

Антипаническое освещение. При принятии решения об использовании антипанического освещения целесообразно проходные помещения рассматривать как одно помещение. И в случае, если суммарная площадь проходных помещений превышает 60 м 2 , то устанавливать в них антипаническое освещение.

Следует учитывать, что аварийное антипаническое освещение не «привязано» к проходам (например, между рядами столов). Антипаническое освещение предусматривают в помещениях, в которых сложно выделить конкретные маршруты эвакуации. В тоже время, если в помещении предусмотрено аварийное освещение путей эвакуации, то это не исключает устройство и антипанического освещения в случаях, если в помещении присутствуют зоны, освещенность которых ниже норм антипанического освещения.

Ссылки на упомянутые статьи можно найти в оглавлении сайта:

Ссылка на текст свода правил размещена на странице СП 256.1325800.2016

Другие пояснения и комментарии по своду правил:

Пояснения к 8.12 (требования к питанию системы аварийного освещения в зависимости от схемы электроснабжения здания)

Пояснения к Главе 10 (к пунктам, касающимся электропроводок аварийного освещения)

Неоднозначности норм аварийного освещения

Аварийное освещение (АО) является одной из важнейших систем обеспечения безопасности. С появлением свода правил СП 52.13330.2011 в национальной нормативной базе требования к АО претерпели значительные изменения по сравнению с существующими ранее положениями (в первую очередь, ПУЭ и СНиП 23-05-95*) — заметно ужесточились и частично были гармонизированы с международными нормативами. При этом, отдельные положения свода правил в части АО с момента начала действия документа и до настоящего времени вызывают ряд вопросов у специалистов ввиду явной неоднозначности. В общем случае при выборе технических решений нередко принимаются наиболее жесткие решения при наличии неопределенности или возможности вариативного «прочтения» норм. В случаях же с требованиями к аварийному освещению данный подход не всегда помогает определить очевидные решения, а у экспертов и различных проверяющих может быть свое, отличное, мнение ввиду специфических особенностей требований по рассматриваемым вопросам в комплексной увязке с прочими нормами.

Например, требования по установке световых указателей над каждым эвакуационным выходом в п.7.111 СП 52.13330.2011 (подробнее – см. раздел 2 статьи) могут быть расценены как необходимость установки указателей на выходе из абсолютно любого помещения, что, очевидно, не может являться рациональным и на практике подобная интерпретация не применяется, что, в свою очередь, оставляет возможность для манипуляций при экспертизе, инспекциях и прочих проверках. Целью данной статьи является обоснованное формулирование подобных неоднозначных положений и проблемных вопросов аварийного освещения национальных норм

2 Проблемные вопросы национальных норм по аварийному освещению

2.1 Освещение путей эвакуации перед каждым эвакуационным выходом

В СП 52.13330.2011 в требованиях по освещению путей эвакуации указано: «7.105 Освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации:…перед каждым эвакуационным выходом…».

Аналогичное требование, но без привязки к маршрутам эвакуации есть в п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013: «4.2.1.1 …Освещение путей эвакуации в помещениях или местах производства работ вне зданий должно быть: — перед каждым эвакуационным выходом…». Данный стандарт стоит отметить отдельно, т.к. он является модифицированным по отношению к международному ISO 30061:2007 и его положения в немодифицированной части (в т.ч. требования указанного пункта 4.2.1.1 стандарта) должны быть гармонизированы с положениями международных норм.

При этом в своде правил эвакуационный выход определен как: «выход, предназначенный для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях», в указанном стандарте (в немодифицированной части) практически тождественно обозначено: «выход, предназначенный для использования в аварийной ситуации».

Из определения СП 52.13330.2011 можно предположить, что под «маршрутами эвакуации» подразумеваются собственно пути эвакуации: «путь эвакуации: маршрут, предназначенный для эвакуации при чрезвычайной ситуации.

Четкого критерия в данных документах, который бы относил выходы и пути к эвакуационным нет, как и требований к ним. В РФ такие требования к эвакуационным путям и выходам установлены Законом 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и подзаконным документом СП 1.13130.2009. В случае пожара освещение необходимо для безопасной эвакуации людей. Учитывая, что рабочее освещение (РО) при пожаре может быть отключено (повреждение кабелей систем рабочего освещения при локальном пожаре, отключение РО при действии водяных АУПТ и пр.), то основная задача по обеспечению освещению путей эвакуации в данном режиме возлагается на аварийное эвакуационное освещение (АЭО). Т.е. АЭО в таком случае фактически выполняет одну из задач систем противопожарной защиты и логично предположить, что определения эвакуационного пути и выхода в нормах по освещению в т.ч. должны определяться и Законом 123‑ФЗ.

Закон относит к эвакуационному выходу «выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону», к эвакуационному пути: «путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре». Свод правил СП 1.13130.2009 регламентирует устройство выходов, их количество и характеристики, случаи, когда выход не может являться эвакуационным(«4.2.8 Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара»), а так же требования к путям эвакуации, в т.ч. требования по оснащению путей эвакуации аварийным освещением: «4.3.1 В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [1]». Вместе с тем, формулировки положений Закона 123-ФЗ и свода правил СП 1.13130.2009 не предполагают отсутствия путей эвакуации в помещениях по какому-либо признаку, т.е. фактически можно считать, что пути эвакуации идут из каждого помещения без установления каких-либо критериев их наличия.

Таким образом, за исключением выходов, которые могут быть расценены как аварийные, а так же дополнительных (не требующих обязательного выполнения), все выходы из помещений являются по 123-ФЗ эвакуационными, и формально, при строгом следовании определению эвакуационного выхода по 123-ФЗ и требованиям СП 52.13330.2011 или ГОСТ Р 55842-2013, появляется необходимость установка светильников АЭО перед каждым таким выходом из помещений вне зависимости – установлены ли требования по оснащению путей эвакуации по СП 52.13330.2011 (т.е. «по маршрутам эвакуации») или по ГОСТ Р 55842-2013 (вне каких-либо условий).

Вывод 2.1 : В связи с неопределённостью положений нормативных документов наиболее их жесткая интерпретация требует установки светильников аварийного эвакуационного освещения перед эвакуационным выходом в любом помещении, даже если оно имеет ничтожные размеры, а вероятность пребывания людей в случае эвакуации исчезающе мала, что, очевидно, не соответствует здравому смыслу и противоречит общепринятой практике.

2.2. Установка световых указателей над каждым эвакуационным выходом

В СП 52.13330.2011 в требованиях по оснащению световыми указателями помещений обозначено: «7.111 Световые указатели (знаки безопасности) устанавливаются: над каждым эвакуационным выходом…». Учитывая изложенное в 2.1 в части определения эвакуационного выхода и применения пожарных норм в требованиях по освещению, можно сделать вывод, что по требованиям свода правил формально требуется установка указателей над каждым выходом, за исключением выходов, которые могут быть расценены как аварийные, а так же дополнительных (не требующих обязательного выполнения).

Вывод 2.2.1: : В связи с неопределённостью положений нормативных документов, наиболее их жесткая интерпретация требует установки световых указателей (знаков безопасности) над эвакуационным выходом в любом помещении, даже если оно имеет ничтожные размеры, а вероятность пребывания людей в случае эвакуации исчезающе мала, что, очевидно, не соответствует здравому смыслу и противоречит общепринятой практике.

Аналогичное требование есть в вводной немодифицированной части раздела 6 ГОСТ Р 55842-2013: «Эвакуационные знаки безопасности постоянного действия устанавливают над каждым эвакуационным выходом и вдоль путей эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации». В модифицированной же части стандарта (дополнительные требования, добавленные в ГОСТ, которые отражают потребности национальной экономики РФ) указано:

«6.4 Система указания путей эвакуации должна состоять из эвакуационных знаков безопасности, соответствующих требованиям ГОСТ Р 12.4.026*.

Эвакуационные знаки безопасности устанавливают в общественных и вспомогательных помещениях, в которых могут находиться одновременно более 50 человек, а также в помещениях с искусственным освещением, в которых могут одновременно находиться более 30 человек, или имеющих площадь более 100 м 2 .

В детских, дошкольных, учебных и медицинских учреждениях и в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп людей эвакуационные знаки безопасности устанавливают независимо от числа одновременно находящихся в них людей. В таких помещениях допускается применение эвакуационных знаков безопасности в виде световых перил».

Очевидно, что в общем случае положения 6.4. имеют значимый смысл, позволяющий не устанавливать всюду световые указатели (знаки безопасности).

Вместе с тем, в настоящее время положения стандарта ГОСТ Р 55842-2013 юридически являются добровольными, в отличие от требований рассматриваемого подраздела свода правил СП 52.13330.2011 (входящих в перечень национальных стандартов и сводов правил/частей таких стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства от 26 декабря 2014 г. №1521, с изм.).

Даже если допустить, что текст пункта 6.4 стандарта будет «наделен» юридической силой (например, текст будет включен в очередную редакцию свода правил СП 52.13330.2011), то, во-первых, остаётся вопрос необходимости установки знаков безопасности в любом помещении «детских, дошкольных, учебных и медицинских учреждениях и в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп людей» вне зависимости и характеристик помещения и вероятности нахождения в нем людей. Во-вторых, появляется необходимость в технически рациональном и гармоничном выполнении увязки требования о необходимости установки световых приборов перед каждым эвакуационным выходом в любом помещении (см. 2.1.) и отсутствии необходимости установки знаков безопасности в помещениях зданий общего назначения, не попадающих в группу, обозначенную во втором абзаце п. 6.4 ГОСТ Р 55842-2013. Назначение указателей выхода– обозначать выходы и способствовать правильному направлению при эвакуации, которые, в свою очередь, должны освещаться светильниками АЭО, и, как минимум, не рационально и не логично освещать пути эвакуации из каждой кладовки, но не предусматривать указатели даже на основных выходах из зданий.

Вывод 2.2.2: Указания пункта 6.4 ГОСТ Р 55842-2013 в части критериев необходимости установки знаков безопасности не увязаны в технической части с требованиями по оснащению путей эвакуации аварийным освещением с учетом положений действующих норм.

Другие публикации:  Гражданский кодекс моральная компенсация

2.3 Антипаническое освещение площадей более 60 м 2

В СП 52.13330.2011 в требованиях по антипаническому освещению указано: «7.108 Эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) предусматривается в больших помещениях площадью более 60 м 2 и направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации…».

В свою очередь, в ГОСТ Р 55842-2013 (немодифицированной части) отмечается: «4.2.1.2 Антипаническое освещение (освещение площадей размером более 60 м 2 ) должно обеспечивать приемлемые визуальные условия для предотвращения паники, безопасного движения людей в направлении путей эвакуации и видимость любых препятствий высотой до 2 м над плоскостью движения людей.…».

В обоих документах не приводится каких-либо критериев применимости требований по антипаническому освещению. При этом в своде правил не указано о возможности применения их для наружных площадей и мест производства работ, т.к. в определении сделана привязка к помещениям, в отличие от соответствующих требований стандарта. Как и в случае с аварийным освещением путей эвакуации отсутствуют какая-либо взаимосвязь с решениями по установке знаков безопасности. Вместе с тем, формальная необходимость оснащения антипаническим освещением любого помещения от 60 м 2 , даже таких, где пребывание людей не только маловероятно (например, автоматизированная насосная), но и недопустимо в нормальном эксплуатационном режиме (помещения с химически агрессивными или радиоактивными средами и пр.), очевидно, противоречит здравому смыслу. И наоборот, если помещение имеет высокую плотность постоянного персонала, неопределяемые однозначно пути эвакуации (изменяемые или множественные рабочие места) и нестандартную планировку (например, Г-образную) и площадь немногим менее 60 м 2 , то отсутствие достаточного аварийного эвакуационного освещения вне однозначно идентифицируемых путей эвакуации (в т.ч. при наличии освещения только у эвакуационных выходов), особенно при отсутствии естественного освещения (что в некоторых случаях может иметь место), является высоким фактором опасности при эвакуации – могут происходить столкновения, давка и т.п. В случаях пожара и других ЧС при отключении рабочего освещения подобное может быть крайне опасным.

Вывод 2.3.1: В связи с неопределённостью положений нормативных документов наиболее их жесткая интерпретация требует выполнения антипанического освещения в любом помещении площадью более 60 м 2 , даже если вероятность нахождения людей в таких помещениях ничтожна, что, очевидно, не соответствует здравому смыслу и противоречит общепринятой практике.

Вывод 2.3.2: Юридическая необязательность ГОСТ Р 55842-2013 и формулировка требований в СП52.13330.2011 в общем случае исключают необходимость выполнения антипанического освещения для наружных площадок и мест производства работ, даже при постоянном нахождением людей в большом количестве в темное время суток и высокой загруженности мест оборудованием и материалами, что может приводить к негативным последствиям.

Вывод 2.3.3: Критерий необходимости антипанического освещения по площади 60 м 2 без учета прочих факторов (формы помещения, плотности и постоянства персонала, наличия естественного освещения) может быть недостаточным с точки зрения объективной оценки факторов опасности при эвакуации

2.4 Несоответствие времени прерывания освещения в нормах на освещение и на светотехнические приборы

Согласно требованиям СП 52.13330.2011 (7.106, 7.108) и ГОСТ Р 55842-2013 (4.2.1.1, 4.2.1.2) время реагирования, за которое аварийное освещение путей эвакуации и антипаническое освещение при исчезновении рабочего освещения должно набрать 50% освещенность составляет не более 5 с, 100% — 10с. Время реагирования аварийного освещения зон повышенной опасности по СП 52.13330.2011 (7.107) и ГОСТ Р 55842-2013 (4.2.1.3) до уровня освещенности 100% составляет не более 0,5 с (причем в стандарте указано более корректная формулировка в части допустимого прерывания освещения не более чем на 0,5 с). Время реагирования в общем случае зависит как от схемы питания аварийного освещения (а именно, от времени подачи резервного питания на схему АО), так и от конструкции световых приборов (например, люминесцентные лампы не мгновенно набирают световой поток даже при электронных балластах). Таким образом, понятно, что если световой прибор не обеспечит требуемое время выхода на расчетный световой поток, то с учетом времени реагирования схемы питания (или перерыва питания), необходимое общее время реагирования АЭО тем более не будет обеспечено. Очевидно, что наиболее критичными в этом вопросе будут световые приборы для освещения зон повышенной опасности. Однако, в действующем в РФ стандарте на аварийные светильники ГОСТ IEC 60598-2-22-2012 в требованиях функциональной безопасности указано:

«22.16.1 Все светильники должны обеспечивать в процессе работы в аварийном режиме освещения нормируемый изготовителем световой поток. Дополнительно должны выполняться следующие требования.

Светильники должны обеспечивать 50% нормируемого светового потока через 5 с после переключения в аварийный режим и полный световой поток через 60 с и до конца нормируемой продолжительности аварийного режима работы.

Светильники, используемые для освещения производственных помещений повышенной опасности, в аварийном режиме должны создавать такой ток лампы, который через 25 с после переключения в аварийный режим обеспечит объявленный изготовителем нормируемый световой поток, сохраняя его до конца нормируемой продолжительности работы в аварийном режиме…»

Как видим, если светильник будет соответствовать стандарту на изделие, то это все равно не гарантирует выполнение требования СП 52.13330.2011 и ГОСТ Р 55842-2013, так как значение времени реагирования по стандарту на светильники больше максимально допустимого времени нормами на проектирование. Например, в случаях генераторных схем аварийного питания, а так же для освещения зон повышенной опасности задача по обеспечению норм для конкретных вполне сертифицированных и легитимных изделий (световых приборов и аварийных генераторов) может быть просто нерешаемой без принятия дополнительных решений и мероприятий (таких, как дополнительная установка систем бесперебойного питания). Можно предположить, что причиной такой дисгармонии норм на оборудования и норм на проектирование является некое несоответствие, анализ причин которого лежит вне задач данной статьи.

Вывод 2.4: Требуемое время реагирования системы эвакуационного освещения на пропадание рабочего освещения по СП 52.13330.2011 и ГОСТ Р 55842-2013 не коррелирует с требованиями функциональной безопасности к авариным светильникам по ГОСТ IEC 60598-2-22-2012 и могут понадобится дополнительные дорогостоящие и технически непростые решения для выполнения указанных требований по времени реагирования даже при применении сертифицированной светотехнической продукции и аварийных генераторов.

2.5 Отсутствие однозначных критериев в нормах аварийного освещения

Национальные нормы не содержат конкретных примеров, методик, шаблонов, процедур оценки вероятной опасности или заключения о необходимости того или иного вида освещения для многих практических случаев, когда потеря рабочего освещения может привести к опасности для жизни и здоровья людей при эвакуации или в момент пропадания рабочего освещения на рабочем месте. Отсутствуют и четкие критерии, на практике и с позиций здравого смысла или вероятности, определяющие такую опасность. Например, практически никак не учитываются в нормах в общем случае следующие вопросы и исходные данные для возможности принятии решений об оснащении или особенностях АЭО:

— разница в вероятности нахождения людей в помещениях с постоянным пребыванием и с временным (вопрос только частично отражен в определении уровня общей освещенности в подразделе 7 СП 52.13330.2011, что, как следствие, влияет на уровень аварийного освещения зон повышенной опасности);

— наличие помещений, где нахождение людей практически исключено или запрещено в нормальном эксплуатационном режиме;

— ожидаемое количество человек в помещении (вопрос только частично отражен в устаревших требованиях раздела 6 ПУЭ);

— степень ориентирования людей в окружающей обстановке (знакомая, незнакомая);

— разница в помещениях с наличием и отсутствием естественного освещения (вопрос только частично отражен в устаревших требованиях раздела 6 ПУЭ);

— сложность условий эвакуации за счет особенностей объекта в целом (к примеру, условия эвакуации при ЧС и исчезновении рабочего освещения в монофункциональном торговом центре или высотном доме по сравнению с небольшим одноэтажным сооружением малой площади несопоставимы по расчетному времени эвакуации, плотности людского потока и пр.), а так же отдельных помещений (насыщенность оборудованием, сложная форма помещений, длина путей эвакуации и пр.).

Так же из норм не всегда очевидны решения по следующим исходным вариантам, что оставляет возможность как нерационального принятия решений со стороны проектировщика, так и манипуляций со стороны проверяющих лиц:

— при наличии проходных помещений;

— при наличии предметов/материалов, проводимых работ или особенностей людей, когда пропадание рабочего освещения не обязательно несет непосредственную опасность здоровью, но может и нести такую опасность в отдельных ситуациях (стеснённые помещения при нахождения в них людей, в т.ч. тамбуры, работа на кухне, помещения с электрооборудованием, эскалаторы, возможность пребывания малогабаритных групп населения и пр.);

Выше рассмотренные особенности в настоящее время напрямую не влияют ни на наличие аварийного освещения, ни на выбор типов аварийного освещения или их характеристик (времени поддержки в автономном режиме, централизованной системы или автономных светильников и пр.). И, следовательно, могут учитываться или не учитываться по усмотрению проектировщика, оцениваться или не оцениваться субъективно проверяющими лицами.

Вывод 2.5: Национальные нормы не содержат однозначных критериев или примеров для выбора необходимости или особенностей аварийного эвакуационного освещения во многих практических случаях, отсутствие формализованного подхода на практике ведет к субъективной оценке минимально необходимых решений со стороны проектировщиков и проверяющих лиц.

3 Заключение

Автор надеется, что сформулированные в статье положения и выводы по отмеченным проблемам в национальных нормах на аварийное освещение могут оказать помощь при анализе содержательной части нормативов в рамках конкретных условий при принятии непосредственных технических решений, а так же способствуют возможному поиску решений и внедрению предложений профессиональным сообществом по дальнейшему совершенствованию нормативной базы.

Некоторые пути решения обозначенных проблем описаны в статье «Решение неоднозначностей норм аварийного освещения» в двух частях. (Часть 1), (Часть 2).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *