Система судов в российской федерации состав полномочия

Как устроена система судов в России

Суды РФ подразделяются по видам тех споров, которые они разрешают:
• Конституционный суд РФ;
• суды общей юрисдикции (федеральные суды, мировые судьи, военные суды);
• арбитражные суды.

Внутри каждой группы существует иерархия.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
• верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
• районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
• военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
• специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей. Кроме того, именно арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве как юридических лиц, так и обычных граждан.

Верховный Суд РФ состав, статус и полномочия

Главная > Реферат >Государство и право

По дисциплине « Система государственного управления»

На тему: «Верховный Суд Российской Федерации: состав, статус и полномочия»

И муниципальное управление

Специализация: региональное управление

Чебоксары 2010 год

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ…. 4

СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ………………………. ……..9

Пленум Верховного Суда РФ………………………………….…. 9

Президиум Верховного Суда РФ…………………………. ……11

СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ……………………………. …17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…23

Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Суда выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Верховный суд Российской Федерации.

1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.

На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.

Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» было указано, что пленум Верховного Суда республики » рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики. и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР».

Впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими.

Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Конституционные положения более обширно конкретизированы в ФКЗ «О судебной системе». Специальным нормативным правовым актом, в котором урегулированы организация и состав Верховного Суда РФ, является ныне действующий Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).

В настоящее время штатная численность судей Верховного Суда составляет 105 человек, из числа которых 64 судьи состоят в Судебной коллегии по гражданским делам, 33 — в Судебной коллегии по уголовным делам и 8 — в Военной коллегии. Численность аппарата сотрудников Верховного Суда составляет около 600 человек.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке —

государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.

Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции — дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.

Конституция РФ 1993 г. предоставляет Верховному Суду полномочия:

1. он обладает правомзаконодательной инициативы по вопросам, относящимся к еговедениюстатья 104, часть 1);

2. правом обращения вКонституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативно-правовых актов (статья 125, часть 2);

3. дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления в случае выдвижения против негоГосударственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 93, часть 1).

Для понимания роли Верховного Суда РФ и возглавляемой им системы судов весьма значимы и такие полномочия, как признание недействительными подзаконных актов государственных органов, решение избирательных споров.

В целом система судов, возглавляемая Верховным Судом РФ, и соответственно он сам призваны сыграть ведущую роль в реализации конституционной гарантии — судебной защитыправ и свобод граждан. В состав Верховного Суда входят председатель, его заместители и члены. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. (раздел 2, пункт 5)судьи Верховного Суда, избранные до ее вступления в силу, сохраняют свои должности до истечения срока, на который они были избраны.

Это правило в равной мере относится к председателю суда и его заместителям. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией, а именно: судьи назначаютсяСоветом Федерации по представлению Президента РФ. Требования, предъявляемые к кандидату на должность члена Верховного Суда, более высоки, чем предъявляемые к кандидатам на нижестоящие судейские должности (возраст 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет). На практике членами Верховного Суда становятся опытные судьи, прошедшие основные ступени судейской карьеры. Статус судьи Верховного Суда РФ не имеет сколько-нибудь существенных отличий от общего статуса судей, установленного Конституцией РФ и Законом о статусе судей в Российской Федерации 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями

Полномочия Верховного Суда РФ, как высшего судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ. По результатам рассмотрения в порядке надзора гражданского дела Верховный Суд РФ вправе отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции, отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений, а также отменить либо заменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.

Каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Рассмотрение дел в Верховном Суде РФ осуществляется в соответствии с федеральным процессуальным законодательством коллегиально или единолично. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции поддерживает прямые связи с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, заключает соглашения о сотрудничестве, обмене опытом в деле осуществления правосудия, участвует в разработке международных договоров РФ.

Другие публикации:  Сколько времени гражданин рф может находится без регистрации

Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями судов всех уровней принимают участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов, конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций, на которых выступают с докладами и сообщениями о принятии и применении законодательства, разработанного на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти. Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел, может выступать в качестве суда кассационной или надзорной инстанции.

2. СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

Пленума Верховного суда Российской Федерации

Президиума Верховного суда Российской Федерации

Система судов в российской федерации состав полномочия

16. Судебная система Российской федерации

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти — вершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме. Совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия, называется судебной системой. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» ( 1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанциястадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция. Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения, приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качестве которой выступает суд, непосредственно вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений-

б) отменить их (полностью или частично) и на править дело на новое расследование (как правило» в тот же суд первой инстанции, но с иным составом судей);

в) отменить приговор и прекратить производство по делу;

г) изменить приговор или решение.

Указания кассационной инстанции обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не вправе считать доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции, предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или иного доказательства.

Апелляционная инстанция, так же как и кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.

В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.

Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный Суд РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «О Конституционном Суде РФ» ( 1994 г.).

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституцион ный Суд РФ — суд высшего звена (конституционная юстиция в России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет (назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается). В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием из своего состава избирают Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда (сроком на три года). В составе Конституционного Суда образуются две палаты (10 и 9 судей соответственно).

Полномочия Конституционного Суда РФ: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ. Форма обращения — ходатайство, субъекты обращения — любой из вышеперечисленных органов;

3) проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном

судебном деле. Форма обращения — коллективная (индивидуальная) жалоба граждан (гражданина) РФ на нарушение конституционных прав и свобод или запрос суда, субъекты обращения — граждане РФ, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или суд при рассмотрении дела в любой инстанции, пришедший к выводу о несоответствии Конституции РФ примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона;

4) толкование Конституции РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Форма обращения — запрос, субъект обращения — Совет Федерации.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

В компетенции судов общей юрисдикции находится основная масса дел (уголовных, гражданских, административных). Основное звено зтой системы представлено районными (городскими) судами. Именно они рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, проверяют законность и обоснованность собственных решений гражданским делам (по вновь открывшимся обстоятельствам), приговоры и иные решения мировых cудей, а также разбирают дела об административных правонарушениях.

Среднее звено в системе судов общей юрисдик ции — это верховные суды республик, краевые и об ластные суды, суды автономных округов и автономных областей, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. В составе этих судов действуют президиум и две коллегии — по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной власти, мира и безопасности человечества, могут принять к рассмотрению по существу и некоторые другие дела (например, гражданские дела, связанные с государственной тайной). Эти суды выступают в качестве кассационной инстанции в отношении решений судов основного звена и в качестве надзорной инстанции, проверяя законность и обоснованность приговоров и решений районных (городских) судов. Для рассмотрения конкретного дела в суде среднего звена может быть образована коллегия судей-профессионалов, коллегия судьи и 12 присяжных заседателей, коллегия судьи и двух народных заседателей.

В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также некоторые гражданские дела. Эти специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов (основное звено), судов военных округов, флотов, видов и групп войск (среднее звено). Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Верховный Суд РФ работает в составе Пленума Верховного Суда (общего собрания всех членов Верховного Суда), Президиума, судебных коллегий по гражданским делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий. Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают дела в качестве первой инстанции, кассационной инстанции (рассматривают жалобы и протесты на решения и приговоры судов среднего звена), в порядке судебного надзора (в отношении решений и приговоров всех нижестоящих судов). Президиум Верховного Суда рассматривает дела в качестве кассационной инстанции (в том числе и на кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда) и в порядке судебного надзора (в том числе и на приговоры или решения судебных коллегий Верховного Суда). Пленум Верховного Суда, собирающийся не реже одного раза в 4 месяца, не обладает судебными полномочиями: он дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства РФ на основании изучения и обобщения судебной практики (эти разъяснения носят рекомендательный характер), выступает с законодательными инициативами и др.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере. Арбитражные суды разрешают так называемые экономические споры, т. е. споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают юридические лица и граждане-предприниматели. После принятия в 1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражная подсистема судебной системы РФ тоже стала трехзвенной. Основным ее звеном являются арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают большинство дел в первой инстанции, а также выступают апелляционной инстанцией в отношении дел рассмотренных этими же судами по существу. Основное звено в системе арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами 10 округов, на которые разделена Российская Федерация. Эти суды рассматривают в качестве кассационной инстанции законность решений арбитражных судов, принятых ими в качестве первой или апелляционной инстанций. Высший Арбитражный Суд РФ по первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти РФ, нарушающих законные экономические интересы граждан и организаций, а также разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд является надзорной инстанцией для всех арбитражных судов, изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения арбитражного законодательства.

Другие публикации:  Документы завещание ленина

Председатели Верховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении председателей судов и заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного судов (соответственно), основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.

Статус судей в Российской Федерации определяется Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» ( 1992 г.). Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе, независимы от других органов государственной власти и подчиняются только федеральным законам. Гарантиями независимости судей является их несменяемость и неприкосновенность, а также достойное материальное обеспечение.

Система судов общей юрисдикции: полномочия, принципы деятельности, их составы и функции

В ФЗ от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» закреплены: система судов общей юрисдикции, принципы деятельности, их компетенция и полномочия. Правовыми новеллами этого ФКЗ можно назвать то, что одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ неоднократно.

На Председателя Верховного Суда РФ не распространяется установленный законодательством предельный возраст пребывания в должности судьи.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

Ежегодно решаются вопросы о привлечении к административной ответственности судей районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

По истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального зна чения, суда автономной области, суда автономного округа может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  • 1) Верховный Суд РФ;
  • 2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов и мировые судьи;
  • 3) районные суды, городские суды, межрайонные суды;
  • 4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются специальным ФКЗ;
  • 5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются ФКЗ.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

К числу правовых новелл следует отнести то, что судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, других судей Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим ФКЗ и ФЗ о статусе судей.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено законодательством и принимаемым в соответствии с ними ФЗ о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда70 лет, если иное не установлено соответствующим ФКЗ.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ «О су дебной системе Российской Федерации» и ФЗ, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Верховный Суд РФ создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Общая численность судей Верховного Суда РФ и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются ФЗ по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  • 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, указанных законодательством;
  • 2) все уголовные дела;
  • 3) иные дела, отнесенные законодательством к их ведению.

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел

по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются ФЗ.

Принципы деятельности судов общей юрисдикции:

  • 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  • 2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и федеральными законами.
  • 3. Все субъекты права равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  • 4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от иных органов власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
  • 5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
  • 6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.
  • 7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  • 8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном ФКЗ, ФЗ, иными нормативными правовыми актами.

Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта РФ.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Компетенция Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, над зорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном ФЗ.

Верховный Суд РФ:

  • 1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ;
  • 2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
  • 3) публикует судебные акты ВС РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о его деятельности в соответствии с ФЗ;
  • 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Верховному Суду

РФ также принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Состав Верховного Суда РФ:

  • 1) Пленум ВС РФ;
  • 2) Президиум ВС РФ;
  • 3) Апелляционная коллегия ВС РФ;
  • 4) Судебная коллегия по административным делам ВС РФ;
  • 5) Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ;
  • 6) Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ;
  • 7) Военная коллегия ВС РФ.

Изменения в состав Верховного Суда РФ вносятся только этим ФКЗ.

В Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

  • 1) дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • 2) использует право законодательной инициативы по вопросам ведения;
  • 3) избирает по представлению Председателя ВС РФ секретаря Пленума ВС РФ из числа судей ВС РФ;
  • 4) утверждает по представлению Председателя ВС РФ состав Научно-консультативного совета при ВС РФ, а также положение о нем;
  • 5) утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей ВС РФ, принимающей в соответствии с УПК РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  • 6) ежегодно представляет по предложению Председателя ВС РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей ВС РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
  • 7) заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ, отчеты заместителей Председателя ВС РФ и председателя Апелляционной коллегии ВС РФ о деятельности судебных коллегий ВС РФ и Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • 8) обращается с запросом в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
  • 9) утверждает составы судебных коллегий ВС РФ;
  • 10) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
  • 11) утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
  • 12) утверждает Регламент ВС РФ;
  • 13) осуществляет иные полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.
Другие публикации:  Требования к хранения тмц

Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом ВС РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель ВС РФ, его заместители и судьи ВС РФ. Количественный состав Президиума ВС РФ определяется Регламентом ВС РФ.

Члены Президиума ВС РФ (из числа судей ВС РФ) утверждаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ, осно ванному на представлении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ [1] .

Заседание Президиума ВС РФ проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

Постановления Президиума ВС РФ принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Полномочия Президиума ВС РФ:

  • 1) в соответствии с федеральными законами в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора судебные акты;
  • 2) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • 3) разрешает вопросы организации работы судебных коллегий и судебные составы этих коллегий и аппарата ВС РФ;
  • 4) утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание;
  • 5) возлагает исполнение обязанностей Председателя ВС РФ на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя ВС РФ;
  • 6) рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  • 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума ВС РФ вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом ВС РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда России.

Апелляционная коллегия ВС РФ состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями ВС РФ. Председатель и члены Апелляционной коллегии ВС РФ утверждаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Полномочия Апелляционной коллегии ВС РФ:

  • 1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ, Судебной коллегией по административным делам ВС РФ и Военной коллегией ВС РФ;
  • 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Организует деятельность Апелляционной коллегии ВС РФ ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум ВС РФ и Президиум ВС РФ о деятельности коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда России.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ и Военная коллегия ВС РФ формируются из числа судей ВС РФ в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий ВС РФ утверждаются Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ.

Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ.

В судебных коллегиях ВС РФ формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы судебных коллегий ВС РФ формируются Председателем ВС РФ.

Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем ВС РФ сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

К компетенции судебных коллегий Верховного Суда РФ относится:

  • 1) рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел, отнесенных к их подсудности ФЗ;
  • 2) рассмотрение в пределах своих полномочий дел в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 3) право обратиться с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • 4) обобщение судебной практики;
  • 5) осуществление иных полномочий в соответствии с ФЗ.

Председатель ВС РФ наряду с осуществлением полномочий судьи ВС РФ и процессуальных полномочий, установленных для него ФЗ, осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу ВС РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
  • 2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • 3) созывает Пленум ВС РФ и председательствует в его заседаниях;
  • 4) представляет на утверждение Пленума ВС РФ кандидатуру секретаря Пленума ВС РФ и состав Научно-консультативного совета при ВС РФ;
  • 5) представляет на утверждение Пленума ВС РФ составы судебных коллегий ВС РФ;
  • 6) формирует повестку дня заседания Пленума ВС РФ;
  • 7) созывает Президиум ВС РФ и председательствует в его заседаниях;
  • 8) распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ и судьями ВС РФ;
  • 9) представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи ВС РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;
  • 10) представляет Президенту РФ для назначения кандидатуры судей ВС РФ на должность члена Президиума ВС РФ, кандидатуры — на должности первого заместителя и заместителей Председателя ВС РФ и на должности председателя и членов Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • 11) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей ВС РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • 12) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • 13) формирует судебные составы судебных коллегий ВС РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий ВС РФ;
  • 14) направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех слу чаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;
  • 15) организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;
  • 16) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
  • 17) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ с согласия Совета судей РФ;
  • 18) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ;
  • 19) организует работу ВС РФ по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и иные.

Судьи Верховного Суда РФ:

  • 1) участвуют в пределах и в порядке, которые установлены ФЗ, в рассмотрении дел судебными коллегиями ВС РФ, осуществляют иные процессуальные полномочия;
  • 2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения законодательства РФ;
  • 3) вносят предложения для обсуждения вопросов на заседании Пленума ВС РФ, участвуют в подготовке проектов его постановлений и по поручению Председателя ВС РФ докладывают их на заседании Пленума ВС РФ;
  • 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом ВС РФ.
  • [1] Подобный институт функционирования кадрового резерва необходим и для должностных лиц исполнительной власти категории «А», что позволило бы обеспечитьдинамически устойчивую работу органов государственного управления.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *