Как создать электронное пособие

Содержание:

Средства создания электронного учебного пособия. Плюсы и минусы использования электронного учебника

Основными видами компьютерных средств учебного назначения являются:

· сервисные программные средства общего назначения,

· программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

· программные средства для имитационного моделирования,

· программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

· информационно-поисковые справочные системы,

· автоматизированные обучающие системы (АОС),

· электронные учебники (ЭУ),

· экспертные обучающие системы (ЭОС),

· интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

· средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

· традиционные алгоритмические языки;

· инструментальные средства общего назначения;

· гипертекстовые и гипермедиа средства;

При выборе средств необходима оценка наличия:

· аппаратных средств определенной конфигурации;

· сертифицированных программных систем;

· специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

Наряду со средствами создания ЭУП правомочно использование информационных ресурсов, представленных в Интернете:

· информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;

· сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;

· ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Электронные учебники. Плюсы и минусы.

В образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса. Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине [28].

]. Каждый человек воспринимает информацию по своему, исходя из личных физических склонностей, но, несомненно, зрительная информация усваивается лучше, чем информация, воспринятая на слух. Используя электронные учебники, учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов.

Электронное издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению. Например, можно взять любую напечатанную книгу и преобразовать ее в электронную, добавив к этому различные звуки, видео, анимации, гиперссылки, что сделает учебное пособие более наглядным и информативным.

При переходе от печатных изданий к электронным есть свои плюсы и минусы, но очевидный плюс перехода на ИМЭУ (интерактивный мультимедийный электронный учебник) состоит в том, что электронный учебник легкий по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество книг и учебного материала, которое раньше было необходимо носить с собой. На занятиях с электронными учебниками обучающийся может одновременно работать сразу с несколькими изданиями, сравнивать их, дополнять одну информацию другой, выбирать задания для своего уровня знаний.

Электронные учебные издания можно снабдить различными аудио материалами, которые особенно необходимы при изучении иностранных языков, когда человек может слышать иностранную речь, нюансы ее произношения, акцент, тогда уровень подготовки выходит на абсолютно другой уровень. Также можно воспроизводить и русскую речь, например произведения классиков, театральные постановки, музыкальные произведения. Большой плюс заключается и в достаточно большой библиотеке литературы, которая может одновременно находиться на одном гаджете, многие книги будут доступны, даже если их нет в наличии в печатном варианте или есть, но находятся на другом конце земного шара. И если памяти для такого количества книг не достаточно, то всегда можно ее увеличить с помощью карт памяти.

Почти в каждом ИМЭУ есть выход в глобальную сеть Интернет, в которой, если не достает нужной информации, всегда можно найти необходимый материал и дополнить им уже имеющийся. Также электронные учебники предлагают различного рода проверку знаний, тесты и контрольные задания могут располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного.

При необходимости в работе всегда можно подключиться к компьютеру или принтеру, если появилась необходимость что-либо лучше увидеть или распечатать. Студенты и ученики могут просто перекинуть информацию или пройденный материал на свои мобильные устройства, что нельзя было делать с бумажными изданиями.

Многие электронные учебники поддерживают форматы doc (word), xls (excel), и другие текстовые документы, это означает, что студенты или преподаватели могут сами создавать версии документов, с которыми можно будет работать в дальнейшем, а не пользоваться только готовым материалом. Также можно делать различные закладки, заметки для удобного поиска после использования материала, или изменять цвет и шрифт текста или фона для каждого человека индивидуально.

В первые же дни использования электронных устройств может появиться ряд технических недоработок: для открытия нужных текстов требуется очень много времени или его недостаточно, чтобы за одно занятие ознакомиться с разу с несколькими книгами. В электронном варианте учебника не получиться сделать пометки на полях, или отметить нужные фрагменты. Сложно приходиться работать, когда необходимо использовать сразу два или больше количество страниц. Многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находиться выше, чем задание и процесс переключения от упражнения до материала очень не удобен. Устройства, которые были заряжены, могут начать в любой момент перегружаться или вообще разрядиться. У некоторых электронных учебников нет цветного дисплея, что затрудняет процесс восприятия информации, некорректная работа функции озвучивание текста. К сожалению, не все форматы документов поддерживаются на электронных учебниках, поэтому есть проблема с загрузкой и работой некоторых учебников.

В будущем работа с электронными учебниками может быть дополнена новыми свойствами, такими как возможность использования контрольно-тестовых материалов с автоматической оценкой результативности выполнения, возможность использования электронной рабочей тетради с возможностью записи, внесения заметок, вставки скопированного текста из учебника, вписывание частей недостающего текста или пропущенных символов, чисел, формул.

Используют несколько видов технологий для разработки электронных учебников: технология HTML, JAVA, CGI, технология SSI, CSS, РНР, ASP, технология VBScript,, DHTML, технология XHTML и XML.

Технология Macromedia Flash также может применяться при разработке электронного учебника, это очень мощное и при этом довольно простое и понятное средство создания анимации на основе векторной графики. Благодаря тому, что в проектах Flash используется векторная графика, анимация занимает значительно меньше места, чем изображения, выполненные в растровой графике.

Внутренний язык программирования Action Script позволяет наполнять события различными эффектами, как звуком, так и видео. Возможности Action Script подобны возможностям JavaScript и VBScript. Язык Action Script позволяет передавать параметры при выполнении CGI, из Flash можно вызвать CGI, чтобы выполнить какое-либо заранее описанное действие или заранее подготовленный Flash-клип. Такая процедура намного облегчает процесс создания проекта и занимает меньший объем памяти.

Большой плюс в использовании технологии Macromedia Flash для создания электронных учебников это её свойство передачи содержимого в потоковом режиме, что позволяет быстрее загружать страницы.

При использовании электронных учебных пособий обучающиеся не только воспринимают информацию, но и думают логически, выполняя те или иные задания, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала. При обучении таким образом каждый может выбрать свой темп обучения, при котором преподаватель будет выступать не как наставник, а как куратор учебного процесса.

Другие публикации:  Федеральный закон об инфляции на 2019 год

Как создать электронный учебник

TurboSite — это отличное решение для тех, кто никогда не создавал электронные пособия или учебники. В этой статье Вы узнаете, как создать электронный учебник всего за 10 минут.

Электронное пособие будет создано в формате html. Но при этом вам не понадобится изучать язык HTML. Итак, приступим.

Установка программы Turbo Site 1.7.1

Первое что нужно сделать, это скачать программу Turbo Site. И установить её на компьютер. Программу можно скачать по ссылке. Запускаем программу Turbo Site. И видим окно приветствия.

Создадим новый проект (кнопка Создать проект ). Сохраните проект электронного учебника в пустую папку. Я назвал папку «Электронное руководство». После сохранения проекта появится рабочая область программы. Можно приступать к созданию страниц электронного учебника.

Оформление электронного учебника

Давайте изменим внешний вид учебника. Для этого перейдите на вкладку Шаблон и выберете из списка понравившийся вам вариант.

Например, такой (Condition):

И нажмите кнопку Генерировать сайт . После этого электронный учебник сгенерируется, и активируются дополнительные кнопки.

Генерировать сайт – применяет все изменения. Нужно нажимать всегда, когда хотите закончить работу, и посмотреть текущий результат.
Открыть папку с сайтом – позволяет открыть папку со всеми файлами вашего учебника.
Просмотр сайта – открывает ваш учебник. Показывает текущий результат учебника в браузере.

Основные настройки электронного учебника

На вкладке Параметры сайта можно установить основные настройки электронного учебника.

Мы изменим только три основные настройки: заголовок сайта, подзаголовок и подвал. Остальные настройки можете опробовать самостоятельно в процессе работы.

Добавление страницы учебника

Перейдите на вкладку Страницы. В левой части окна будут отображаться все страницы учебника, а в правой их содержимое.

По умолчанию у вас уже создана главная страница(index). Можете начинать вводить данные с нее, но я обычно оставляю её для оглавления.

Нажмите кнопку Добавить . В левом окошке появится новая страница. Теперь в правую часть вставьте свой текст.

В правую часть можно копировать любой форматированный текст, с картинками, таблицами и т.д.

Так же не забывайте менять заголовки страниц.

Таким образом добавьте нужное вам количество страниц, и не забывайте время от времени нажимать кнопку Генерировать сайт .

Создание страницы оглавления

После того как добавили все необходимые страницы электронного учебника, давайте создадим страницу оглавления.

Перейдите на первую страницу (index). В правой части напишите оглавление своего учебника.

И расставляем ссылки на страницы, согласно оглавлению: выделяем пункт оглавления – жмем кнопку Ссылка – на страницу проекта – указываем ту страницу, на которую нужно ссылаться.

На вкладке Параметры сайта я заполнил еще 3 дополнительных поля шаблона.

Подведение итогов

Это был минимальный перечень действий, который необходимо выполнить, чтобы получился следующий электронный учебник:

Теперь электронный учебник находится в папке public_html. Чтобы его открыть, достаточно запустить внутри этой папки файл index.html.

Если Вы переносите учебник на флэшку или в любое другое место, рекомендуется перемещать вместе с папкой всего проекта, чтобы в дальнейшем можно было вносить любые изменения.

Первые 4 урока видеокурса «Электронный учебник за 1 день»

Также, для посетителей этой страницы 4 бесплатных видеоурока из 20 платных (их можно посмотреть тут) по созданию электронного учебника в программе Turbosite. Их можно посмотреть ниже.

создание электронного пособия

Создание гостевой книги просто для электронного учебника без всяких серверов
Ребят помогите пожалуйста. Нужно создать простую Html страницу типа как.

HTML шаблон Электронного дневника
Всем Привет. Кто-нибудь когда -нибудь натыкался на шаблон Электронного.

Шаблоны для электронного учебника
Здравствуйте"" кто нибудь может поделиться шаблоном для создания электронного.

Необходимо сделать навигацию для электронного учебника
Приветствую. Делаю электронный учебник и возникла потребность сделать.

Создание электронного учебного пособия «Программирование в среде Microsoft Office на языке Visual Basic»

педагогические науки

  • Хусаинов Исмагильян Гарифьянович , доктор наук, доцент, профессор
  • Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
  • ОБЪЕКТ USERFORM
  • ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  • ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
  • ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Похожие материалы

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности студентов является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их познавательного и профессионального интереса [2-5].

Создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование.

Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повысить его качество.

К особенностям электронного учебника по сравнению с печатным следует отнести [1]:

  • возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
  • возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
  • возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
  • включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;
  • полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке и т.п.

В данной работе разработано электронное пособие для формирования знаний, умений и навыков по офисному программированию. Внешний вид первой главы электронного учебного пособия приведен на рис. 1.

Рисунок 1. Внешний вид главы 1 электронного учебного пособия

Данное пособие легко дополняется и расширяется; имеет удобные возможности для поиска информации. Предусмотрена возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов. Особое внимание уделено программированию в таких приложениях как Microsoft Office Word, Excel.

Содержание электронного пособия включает разделы: типы данных, операторы; стандартные и пользовательские процедуры и функции; финансовые функции; объект UserForm; элементы управления; объект DataObject; построение диаграмм и графиков; особенности программирования в Microsoft Office Word, Microsoft Office Exsel. Разработаны практические занятия по офисному программированию, в частности, в пособии приведены темы и задачи к занятиям. Создан большой набор заданий для самостоятельной работы студентам. Важней частью пособия является раздел, в котором разработаны темы и задания для лабораторных работ. Имеется глоссарий, включающий почти все термины по тематике пособия. По каждой главе пособия созданы тестовые задания для проверки остаточных знаний.

Описаны и приведены примеры использования в программировании таких элементов управления как Label, TextBox, CheckBox, СоmbоВох, ListBox, CommandButton, OptionButton, Frame, MultiPage, ScrollBar, Image, TabStrip, ToggleButton и др.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов и учеников, а также для всех желающих изучить офисное программирование самостоятельно. Электронное учебное пособие построено таким образом, чтобы студент смог самостоятельно изучить предложенные темы, на практике получить навыки решения задач, а затем проверить свои знания с помощью специально разработанного теста.

Оболочка электронного пособия представляет собой систему логически связанных ссылок. Подобраны и решены демонстрационные задачи (примеры) к каждой теме, а также подобраны задачи для самостоятельного решения студентам. При необходимости содержание пособия может быть легко дополнено, интерфейс и дизайн усовершенствованы.

Список литературы

  1. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, – 2006. – 318 с .
  2. Хусаинов И.Г. Использование информационных систем в работе учителя начальных классов // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т. 1. – № 35. – С. 36-39.
  3. Хусаинов И.Г. Использование уроков информатики для этического воспитания учащихся среднего звена // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 51; URL: http://novainfo.ru/article/7781.
  4. Хусаинов И.Г. Разработка информационной системы для участкового врача // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 53; URL: http://novainfo.ru/article/8299.
  5. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Другие публикации:  Как написать заявление на хозяев собаки

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 15.11.2015 2015-11-15

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Теньковская Т. С. Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети» // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/102/23371/ (дата обращения: 08.02.2019).

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т. е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке [2, с. 215].

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки [4, с. 132].

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ВУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности [1, с. 389].

Электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы [3, с. 161].

Разработка электронного учебного пособия по теме «Компьютерные сети» осуществлялась на языке гипертекстовой разметки HTML. Несомненным достоинством которого является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. А так же в качестве «плюсов», можно отметить использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа — использовать ресурсы сети Интернет.

В качестве редактора языка HTML мы использовали Блокнот, который является свободным текстовый редактор.

При входе в электронное пособие пользователь попадает на титульную страницу, где расположено название разделов пособия, контрольные вопросы по теме (рисунок 1).

Рис. 1. Титульная страница электронного пособия

А также основная литература, которая использовалась при написании пособия (рисунок 2).

Рис. 2. Титульная страница электронного пособия

На титульной странице расположены внешние гиперссылки для перехода по главам пособия (они расположены в отдельных документах блокнота). Все главы, как и титульная страница, оформлены в одной стиле: цвет фона — голубой; цвет основного текста и заголовков — синий; размер заголовков — заголовок первого уровня (рисунок 3).

Рис. 3. Оформление электронного учебного пособия

Главы, которые разбиты на несколько тем, содержат в себе внутренние гиперссылки, для удобного перемещения по тексту (рисунок 4).

Рис. 4. Система внутренних гиперссылок

В некоторых главах электронного учебного пособия по смысловой необходимости вставлены таблицы (рисунок 5) и рисунки (рисунок 6).

Рис. 5. Учебное пособие. Объект «Таблица»

Рис. 6. Учебное пособие. Объект «Картинка»

Для возвращения на титульную страницу в каждой главе сделана внешняя гиперссылка возврата к оглавлению.

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному пособию в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

  1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 389–391.
  2. Вуль В. А. Электронные издания [Текст]: учебник / В. А. Вуль. — М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. — 308 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М: Академия, 2001–256 с.
  4. Рыжаева В. Н. Использование компьютерных технологий в процессе обучения [Текст] / В. Н. Рыжаева; Курский государственный медицинский университет // Повышение качества образовательного процесса в университете: сборник материалов науч.-метод. конф. — Т. 2. — Курск: КГМУ, 2008. — С. 132–134.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.

Технология создания интерактивных электронных учебных.

учебный материал, учебный процесс, создание, программа, пользователь, курс, методическое пособие, интерактивный электронный учебный курс, левая часть, разработка содержания.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях.

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов. Важно отметить, что электронное пособие.

Создание электронного учебника по программе Аuto Рlay

процесс создания электронного учебника как интерактивно-мультимедийного приложения.

Открываем первую страницу проекта и создаем титульную страницу с названием и.

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного.

Особенности проектирования и разработки электронных.

Учебное пособие.

Основные термины (генерируются автоматически): HTML, учебный процесс, учебный материал, подготовка материала, процесс разработки, теоретический материал, текстовой редактор, основная часть, гипертекстовая разметка, электронный.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент.

Электронные учебные издания (ЭУИ) — учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие.

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например.Прочитай текст, где описывается процесс круговорота воды в природе. Покажи стрелками на рисунке, как это происходит.

— 191 с. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996.

Разработка электронного учебного пособия по.

Трансформация, происходящая во всех сферах современного общества, привела к существенным изменениям требований к конечным целям образования. Появилась потребность в специалистах.

Электронные учебники. Плюсы и минусы | Статья в журнале.

При использовании электронных учебных пособий обучающиеся не только воспринимают информацию, но и думают логически, выполняя те или иные задания, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С АППАРАТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИМ ПК»

Секция: 3. Информационные технологии

VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С АППАРАТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИМ ПК»

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Рынок компьютеров в России активно развивается. Программные продукты требуют новой техники, а новая техника — требует нового программного обеспечения. Электронное учебное пособие (ЭУП) — современный программно-методический обучающий комплекс, соответствующий времени, потребностям студента и запросам практики. [1, с. 43]. При создании электронных учебных пособий необходимо наличие программного обеспечения, которое разработчик в состоянии грамотно использовать. В настоящее время создаются программные среды для разработки ЭУП и документации различного вида. В качестве примера можно привести следующие среды разработки: Dreamweaver , Flash MX, 3D Studio MAX, SunRav [5, с. 12]. Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели. В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов [4, с. 30]: предметно-оиентированные ЭУ; для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе; предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала; предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала; электронные автоматизированные системы развития способностей.

Другие публикации:  Какие пособия выплачиваются после смерти

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> При разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его структуру, порядок следования учебного материала, вид навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

1.0cm;line-height:150%;background:white»>
· Отбор материала для ЭУП . Тематический материал ЭУП формировался в отдельные текстовые файлы, которые подвергались форматированию и редактированию в соответствии с требованиями к ЭУП и ГОСТ для дальнейшего представления в ЭУП. Для работы с текстовыми файлами использованы средства Microsoft Word основного пакета MS Office. В соответствии с тематикой изучаемых вопросов необходимо было произвести отбор иллюстраций, которые сохранялись в графические файлы и редактировались в графическом редакторе Adobe Photoshope .

line-height:150%;background:white»> Видеоматериал отражает специфику дальнейшей работы техника по обслуживанию компьютерных систем и оргтехники. Поэтому в курсе представлены видеоролики по тематике сборки (разборки) компьютера. Для добавления видео в ЭУП в программе Freemake Video Converter были скомпилированы в формат avi .

line-height:150%;background:white»> · Разработка интерфейса ЭУП . Интерфейс ЭУП включает в себя содержание в виде иерархической структуры, напоминающей дерево каталогов, в левой часть формы. Пользователь имеет возможность выбора необходимого ему пункта содержания, после чего он сможет нажать на выбранный им раздел для просмотра и работы с материалом. В правой части формы размещен основной материал (рисунок 1). На каждой странице учебника размещены кнопки навигации для перехода по страницам: назад, вперед и содержание.

text-align:center;line-height:normal»> Рисунок 1. Структура ЭУП

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Первая страница учебника — это титульный лист. Он содержит название учебника, информацию о том, кому этот учебник предназначен. Его оформление выполнено с помощью вставки графического объекта, задания фона и анимации (рисунок 2).

background:white»>

background:white»> Рисунок 2. Титульный лист учебника

150%»> Вторая страница — это содержание. Содержание представляет развернутый тематический список (рисунок 3), каждый пункт которого является гиперссылкой для перехода на ту или иную страницу.

background:white»> Рисунок 3. Содержание электронного учебного пособия

150%»> В главах электронного учебника содержатся темы в методически обусловленной последовательности. Прямое обращение к темам по их названиям обеспечивает содержание.

150%»> Для проверки усвоения теоретического материала после каждого раздела в ЭУП есть вопросы для самоконтроля.

line-height:150%;background:white»> Далее следуют страницы, которые предназначены для изучения студентами. Каждая страница, предназначенная для изучения учащимися, представляет отдельный подпункт темы. Пример страницы из ЭУП представлен на рисунке 4.

background:white»>

background:white»> Рисунок 4. Страница электронного учебного пособия

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Первая тема включает в себя теоретический материал, который разбит на пункты и подпункты. Они расположены в том порядке, который требуется для последовательного изучения материала. Каждый пункт содержит вопросы для самоконтроля (рисунок 5). Во второй теме теоретический материал включает 7 пунктов, последовательность изучения которых соответствует программе курса.

150%»> В третьем разделе размещены задания для практической работы (рисунок 6) по изученному материалу.

text-align:center;line-height:normal»>

text-align:center;line-height:normal»> Рисунок 5. Тема курса

text-align:center;line-height:normal»> Рисунок 6. Задание для практической работы

line-height:150%;background:white»> Для навигации по страницам в ЭУП используются кнопки, представленные в таблице 1. Кнопки навигации создавались в графическом редакторе Adobe Photoshop , затем добавлялись в ЭУП.

background:white»> Таблица 1.

background:white»> Кнопки навигации

text-align:center;line-height:normal»> Вид кнопки

text-align:center;line-height:normal»> Действие при нажатии на кнопку

text-align:center;line-height:normal»>

normal»> Переход по страницам

text-align:center;line-height:normal»>

normal»> Переход по страницам

text-align:center;line-height:normal»>

normal»> Перейти к содержанию

text-align:center;line-height:normal»>

normal»> Переход к тестовым вопросам

text-align:center;line-height:normal»>

normal»> Перейти к содержанию практических работ

line-height:150%;background:white»> После каждого раздела размещены вопросы для самоконтроля (рисунок 7)

background:white»>

background:white»> Рисунок 7. Вопросы для самоконтроля

line-height:150%;background:white»> После изучения материала темы в ЭУП содержатся тестовые вопросы, с помощью которых студенты могут проверить свои знания. Тесты разрабатывались на языке гипертекстовой разметки документа HTML . При разработке тестовых вопросов были использованы следующие типы:

line-height:150%;background:white»> · с однозначным выбором (из нескольких предложенных ответов выбирается только один верный),

line-height:150%;background:white»> · с многозначным выбором (из нескольких предложенных ответов верными могут быть более одного, но не все),

line-height:150%;background:white»> · на соответствие (упорядочить последовательность действий или сопоставить предложенные варианты),

line-height:150%;background:white»> · открытого типа (ответ на поставленный вопрос вводится с клавиатуры).

line-height:150%;background:white»> Примеры вопросов представлены на рисунках 8—11.

text-align:center;line-height:normal»>

background:white»> Рисунок 8. Вопросы с однозначным выбором

background:white»>

background:white»> Рисунок 9. Вопросы с многозначным выбором

background:white»>

background:white»> Рисунок 10. Вопросы на соответствие

background:white»>

background:white»> Рисунок 11. Вопросы открытого типа

line-height:150%;background:white»> Таким образом, студент, работающий с приведенным ЭУП, в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом своего обучения и при необходимости изучать материал в домашних условиях.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Внедрение в структуру ЭУП элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

· Тестирование и отладка программы

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Процесс отладки является неотъемлемой частью создания любой программы. При разработке программного продукта могут быть допущены ошибки, которые принадлежат к одному из следующих типов:

text-align:justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> — синтаксические ошибки, связанные с применением в программе конструкций, не отвечающих требованиям используемого языка,

text-align:justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> — логические ошибки, связанные с несоответствием программы алгоритму решения поставленной задачи. Тестирование разделов ЭУП проводилось на всем протяжении его разработки. Программа в процессе разработки запускалась блоками для проверки на промежуточных этапах и устранения ошибок на ранних этапах.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> После разработки и дополнения интерфейсной части проводилась проверка на правильность перехода от одного раздела к другому. Это проводилось путем сравнения информации в окнах интерфейса и ранее разработанного содержания.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»> Для отладки разрабатываемого электронного учебного пособия применялся экспериментальный запуск в exe формате. На начальных этапах — по страницам, а после разработки пользовательского интерфейса — целиком.

150%»> Варианты готового продукта могут быть сформированы в следующем виде: скомпилированный файл — справки (рисунок 12), в формате web -страницы (рисунок 13), exe -файле.

background:white»> Рисунок 12. скомпилированный файл — справки в формате HTML

text-indent:0cm;line-height:normal»>

background:white»> Рисунок 13. ЭУП в формате HTML

· Внедрение готового продукта в учебный процесс

150%»> Электронное учебное пособие упаковано в файл формата скомпилированного файл-справки в формате HTML. Для удобства работы с материалом МДК ЭУП устанавливается на рабочем месте пользователя.

150%»> Для быстрой навигации по разделам и главам ЭУП используется древовидное представление (рисунок 14) содержания книги, которое можно отключить в дальнейшем для размещения на экране максимального количества информации или включить полноэкранный режим — без меню, содержания и панели управления.

150%»> Во время чтения книг и учебников можно пользоваться как мышью, так и клавиатурой. При необходимости в любой момент можно увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в ЭУП.

150%»> Модернизацию готового продукта можно произвести в программе Sunrav в случае, если был сохранен.

background:white»> Рисунок 14. Древовидное представление содержания книги

150%»> Программный продукт рассчитан на использование одной копии программного продукта на одну единицу ЭВМ. Благодаря не сложному интерфейсу программный продукт может быть доступен пользователю низкого уровня навыков работы с ЭВМ.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *