Верхняя страховка это

Верхняя страховка

Верхняя страховка — это вид страховки при которой веревка закреплена в конечной точке трассы (участка маршрута). Веревка приходит к страхуемому сверху. Скалолаз надежно застрахован, необходимости создавать промежуточные точки страховки нет. Страхующий может находиться, как в начальной точке участка, так и в конечной точке. Применяется при тренировочном прохождении скалолазных трасс и на альпинистских маршрутах при приеме второго.

Энциклопедия туриста . 2014 .

Смотреть что такое «Верхняя страховка» в других словарях:

Страховка (скалолазание) — У этого термина существуют и другие значения, см. Страховка. Страховка (в скалолазании) система мероприятий для предотвращения несчастных случаев во время срыва спортсмена с трассы. Во всех видах страховки с использованием верёвки используется… … Википедия

Страховка (альпинизм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Страховка. Страховка на скалах … Википедия

Нижняя страховка — это вид страховки с веревкой при котором первый сам создает себе промежуточные точки страховки. Веревка приходит к страхуемому снизу. Страхующий находится ниже лезущего. Используется при прохождении участка впервые. Страховка более опасна, чем… … Энциклопедия туриста

Ледолазание — с нижней страховкой … Википедия

Связка (альпинизм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Связка. Связка альпинистов на гребне горы во время восхождения … Википедия

Соло на верхней страховке — Источник: http://www.climbing.com/print/techtips/ttsport253/ Ссылка на РИСКе http://www.risk.ru/users/4apay/1856/ Одиночество на высоте Что хуже: раз за разом решать одни и те же замагнеженые болдеринговые проблемы или потерять партнера для… … Энциклопедия туриста

Трудность — Трудность, лазание на трудность вид скалолазания имеющий следующие особенности: протяженные трассы сложные движения большая высота, необходима страховка с веревкой (верхняя страховка или нижняя страховка). Наиболее традиционный вид скалолазания.… … Энциклопедия туриста

Категория:Словарь — Основные определения. Подкатегории Эта категория содержит 2 подкатегории из 2 всего. Г ► Горная болезнь и акклиматизация‎ (6 С) Н ► Навигация и ориентирование‎ (14 С) … Энциклопедия туриста

Скорость — Скорость, лазание на скорость вид скалолазания со следующими специфическими особенностями: большая протяженность большая высота, необходима страховка с веревкой на соревнованиях применяется верхняя страховка относительно несложные движения… … Энциклопедия туриста

Лазание на скорость — Лазание на скорость вид скалолазания индивидуальное лазание или парная гонка на время. Цель подняться до конца трассы за минимальное время. Используется верхняя страховка. История Лазание на скорость зародилось в Советском Союзе … Википедия

Верхняя и нижняя страховка

Верхняя страховка — организация страховки, при которой веревка идет наверх от лезущего. Например, при лазании на скалах, когда страхующий находится на земле, а веревка от страхующего проходит через верхнюю станцию к лезущему. При мульпитчевом лазании, когда первый участник (наверху) принимает второго участника. Страхующий может находиться как снизу, так и сверху относительного лезущего человека.

Нижняя страховка — организация страховки, при которой веревка идет вниз от лезущего. Страхующий всегда находится ниже лезущего. Например, при лазании на скалах, когда страхующий находится на земле, а веревка от страхующего прощелкивается лезущим (лидером) в оттяжки. В случае срыва лидер зависает на ближайшей к нему оттяжке.

Верхняя страховка через спусковое устройство

Порядок действий:

● веревка перебрана таким образом, чтобы свободно выдавалась лезущему;
● на конце веревки завязан контрольный узел (чтобы не произошло выскальзывание веревки из устройства после окончания свободной длины);
● страховочное устройство вщелкнуто в карабин (согласно рекомендациям производителя);
● карабин с муфтой на страховочном устройстве вщелкнут в силовое кольцо системы;
● устойчивая позиция страхующего, одна нога впереди;
● нагрузка не должна попадать на муфту карабина;
● во время страховки руки необходимо держать не менее чем в 10 см от страховочного устройства.

Спускайтесь плавно, без ускорений, протравливайте веревку через спусковое устройство. Обе руки во время спуска располагайте ниже страховочного устройства. При общении с напарником подтверждайте команды.

ВНИМАНИЕ!

Перед началом лазания проверить готовность страховки перекрестным вопросом: готова ли страховка и ответом о готовности.

ВНИМАНИЕ!

При верхней страховке на станции используйте два карабина с муфтой, направленные оппозиционно, т. е. в разные стороны:

Грузовой конец — часть веревки, идущая к лезущему.

Свободный конец — вторая часть веревки, выходящая из устройства

Пять шагов верхней страховки

Контролируйте рукой свободный конец веревки (выходящий из страховочного устройства):

6 — исходное положение

ВНИМАНИЕ!

Располагайтесь непосредственно под лезущим (1,5 0 2 м), на конце веревки завяжите узел:

Верхняя страховка через страховочное устройство

Во время лазания многоверевочных маршрутов для страховки нижнего участника(ков) применяются следующие техники.

Вам необходимо:

• использовать только муфтованные карабины;
• страховочное устройство на станции разместить либо в режиме автоблокировки, либо используя дополнительное трение через карабин;
• постоянно контролировать свободную веревку;
• выбирать веревки без потери контроля свободного конца и провисов.

Верхняя страховка во время лазания по многоверевочному маршруту

Допустимый и недопустимый варианты верхней страховки:

Если вам нужно освободить руки во время страховки через спусковое устройство, также используйте узел «рифовый + контрольный».

Недопустимые варианты верхней страховки:

Верхняя страховка через узел «UIAA»

Вам необходимо:

• использовать только муфтованные карабины;
• постоянно контролировать свободную веревку;
• выбирать веревки без потери контроля свободного конца и провисов.

Разблокировка страховочного устройства под нагрузкой

Для выдачи веревки и разблокировки страховочного устройства под нагрузкой (в режиме автоблокировки) возможны следующие решения:

вариант 1: разблокировать с помощью вспомогательного карабина;

вариант 2: движение карабина вверх-вниз (для незначительного спуска 1-2 м).

Будьте внимательны при разблокировке устройства! Заранее подстрахуйте веревку узлом «UIAA» или «стремя», прищелкнув его в силовое кольцо системы.

Гимнастическая страховка

Применяется при лазании коротких или болдеринговых трасс (4-5 перехватов), при лазании траверсом, а также при начале движения с нижней страховкой до вщелкивания первых оттяжек (первые три метра). Основная цель гимнастической страховки — при падении не дать участнику опрокинуться спиной, удариться головой.

Порядок действий:

● устойчивая позиция страхующего;
● руки подняты вверх на изготовке;
● внимание направлено на лезущего;
● колени разведены в стороны, чтобы предотвратить падение на ноги страхующего;
● руки чуть согнуты в локтях и при срыве упираются в верхнюю часть спины в районе лопаток;
● после срыва необходимо смягчить падение, придержав напарника, чтобы он не ударился затылком.

Нижняя страховка

Нижняя страховка применяется во время лазания как многоверевочных, так и коротких (одноверевочных) маршрутов.

Порядок действий:

● страховка осуществляется при помощи страховочного устройства;
● страхующий ввязан в конец веревки (на многоверевочных маршрутах), или на конце завязан узел «полугрейпвайн» (на одноверевочных маршрутах);
● веревка перебрана так, чтобы конец веревки, который ввязан в лидера, лежал сверху;
● по возможности обеспечивайте гимнастическую страховку, пока не вщелкнута первая оттяжка.

ВНИМАНИЕ! Лидеру рекомендуется вщелкивать вторую оттяжку от пояса, благодаря этому вы выбираете меньше веревки, что делает гораздо менее вероятным падение до земли при срыве в самом начале лазания.

  • cвоевременно выдавайте и выбирайте веревку во время страховки;
  • страхующему необходимо располагаться непосредственно под первой точкой промежуточной страховки до момента вщелкивания. Далее немного сдвинуться в сторону (1 м), чтобы при срыве лидер не упал на веревку и страхующего.

ВНИМАНИЕ! Самый сильный рывок на страхующего происходит при срыве на первых оттяжках.

Дополнительная страховка для страхующего необходима при большой разнице в весе и при страховке под карнизом.

Устиновский Н.Н. Обеспечение страховки на туристских соревнованиях

Верхняя судейская страховка на скалах

Страховку через верхний карабин, расположенный над скальным маршрутом соревнований (тренировок) принято называть верхней судейской страховкой.

Обычно считается, что путь свободного падения участника, при такой страховке незначителен, а динамический рывок, превышающий вес страхуемого участника, отсутствует. Считается, что усилие участника на страховке в сумме с трением веревки в верхнем карабине должно превышать вес страхуемого участника. В то же время, анализ аварийных ситуаций на тренировках и соревнованиях показал, что падения участников из-за провиса или недостаточной силы верхней страховки, происходят. Все, кто участвовал на туристских соревнованиях в том или ином качестве, слышал возмущенные крики болельщиков «Выбери страховку…. «

Технические расчеты и анализ схемы верхней страховки показали, что она работает на пределе своих возможностей (раздел «Теория страховки»)


Рис. 2. Прямая верхняя страховка с нижней площадки

Ниже представлена таблица коэффициентов торможений падения участника Δh/ΔL, при страховке через верхний карабин, в зависимости от соотношений усилия удерживания (протравливания) веревки в руках участника на страховке к весу страхуемого участника КЧ=FЧ/P, при разных углах наклона страховочной веревки Δ, между страхующим участником и верхним карабином.

В первой строке коэффициент торможения срыва относится к человеческому коэффициенту силы 0,7. Такой коэффициент получается при весе страхуемого участника 90кГ при человеческой силе на страховке 90х0,7=63кГ, Такой же коэффициент получается при соотношениях 80кГ и 56кГ, 70кГ и 49кг и т.д. Из таблицы видно, что при уменьшении угла наклона веревки пролет торможения возрастает.

При коэффициенте КЧ=0,65 пролеты торможения получаются больше. При этом, при наклоне веревки менее 40º (угол охвата карабина Δ=90+40=130º), пролет торможения неограниченно возрастает. Страховка не может остановить падение. Происходит отказ, или потеря страховки.

При коэффициенте КЧ=0,6 потеря страховки происходит гораздо раньше, при наклоне меньше 60º. Это означает, что при прямой верхней страховке с соотношением силы страхующего участника к весу страхуемого, равному 0,6, действовать при углах наклона страховочной веревки от 60º до 90º. При меньших углах наклона страховка не сможет остановить падение страхуемого участника. В этом диапазоне происходит потеря страховки.

При коэффициенте КЧ=0,55, как видно из таблицы, страховка действует только в небольшом диапазоне углов наклона, близком к вертикали. Участок площадки, где страховка действует, ограничится достаточно малым радиусом Rстр = Hcos?, где Н — высота скалы. При Δ=80º допустимый радиус удаления страхующего участника от вертикали верхнего карабина составит пятую часть высоты скалы. В этом случае даже небольшое перемещение страхующего участника по нижней площадке может привести к потере страховки.

Мы выявили достаточно незаметный внешне, опасный фактор, который неожиданно для страхующего участника может привести к отказу страховки. Этот фактор проявляется в следующих ситуациях:

1. Прямая верхняя страховка не сможет удержать страхуемого участника, даже в статическом режиме, если отношение силы страхующего к весу страхуемого принимает значение, меньше некоторой величины. Такие соотношения реально возможны на практике. (при страховке слабым физически участником тяжелого напарника, при применении скользких страховочных рукавиц, при страховке участника с грузом и др).
2. Возможен визуально не контролируемый отказ верхней страховки при перемещении страхующего участника по нижней площадке.

Это говорит о том, что верхняя страховка через один верхний карабин работает на пределе своих возможностей. Рекомендовать такую страховку нельзя.

Для увеличения надежности страховки вводится дополнительный элемент трения веревки в нижнем пункте. Для этого оборудуется нижний пункт судейской страховки с дополнительным перегибом веревки на карабине, или на тормозящем устройстве (восьмерке, шайбе и др.).

Верхняя командная страховка

Участника обеспечивает верхней страховкой другой участник команды. На маршруте подъема страхующий участник обычно находится на полке, над маршрутом группы или связки. На спусках по веревке верхняя командная страховка может осуществляться как с верхнего пункта, так и с площадки приземления.

Рисунок верхней командной страховки практически не отличается от, описанной выше, схемы верхней судейской страховки. При страховке из нижнего пункта командная страховка не отличается от верхней судейской страховки. При страховке из верхнего пункта подобие схемы так же сохраняется, но отрезок между страховочным карабином и руками страхующего участника уменьшается до нескольких десятков сантиметров (обычно меньше метра). Это говорит о том, что все недостатки, присущие верхней судейской страховке характерны и для верхней командной страховки.

Существующие правила страховки, описанные в современной методической литературе и в правилах туристских соревнований, требуют выполнения острого угла страховки. Т.е. угол перегиба веревки на страховочном карабине должен превышать 90О. Так как падение происходит по вертикали, правило угла страховки можно выразить через угол наклона веревки В этом случае правило страховки о угле охвата страховочного карабина получается идентичным требованию, чтобы угол наклона страховочной веревки между карабином и руками страхующего участника был положительный (Δ > 0).

Тот, кто судил туристские соревнования на скальных этапах, знает, что это правило многократно нарушается участниками, а штраф «неправильный угол страховки» является одним из самых массовых. Но самое главное, что это правило не учитывает различия сил у разных участников на страховке. Оно не учитывает больших вариаций в весе страхуемых участников и веса рюкзаков. Это правило не учитывает возможных провисов веревки, увеличивающих свободный пролет падения при срыве, и изменений наклона страховочной веревки, приводящих к ослаблению страховки. При работе связки на маршруте многие эти факторы выходят за рамки безопасности.

При верхней командной страховке на соревнованиях участник работает на подготовленном судейской бригадой пункте страховки, в виде закрепленных горизонтально перил из двойной, основной веревки, с завязанными проводниками. При рывке срыва карабин, пристегнутый к проводнику перил отклоняет их в сторону рывка и угол страховки увеличивается. Описанный эффект проявляется сильней, когда точки закрепления перил широко разнесены, а так же при применении для перил эластичных веревок. Это приводит к уменьшению охвата карабина веревкой и к ослаблению силы страховки. Если веревка выходит из допустимого сектора углов, страховка отказывает и не сможет удержать срыв.

Таким образом, верхняя командная страховка с охватом одного карабина работает на пределе своих возможностей. В плане обеспечения безопасности она ненадежна.

Другие публикации:  Социальное пособие в рб

Нижняя командная страховка

Рассмотрим наиболее опасный вариант — прохождение скального участка снизу вверх. В этом случае применяется нижняя, динамическая страховка с набивкой промежуточных крючьев. По основному смыслу соревнований командная страховка не должна отличаться от обычной страховки на скальном участке. Вместе с тем, если бы нижняя командная страховка выполнялась по всем правилам, она бы полностью обеспечивала безопасность участников, и дополнительная, судейская страховка не потребовалась бы. Но из-за специфики соревнований, командная страховка часто не может полностью обеспечить безопасность участников.

Одна из основных причин снижения надежности нижней, командной страховки, это трудность обеспечить участниками и проконтролировать судьями надежность набивки промежуточных крючьев на маршруте подъема. На практике трудно найти такую скалу, чтобы команда могла надежно забивать крючья через каждые 1,5-2 м маршрута, как это требует нижняя страховка на скалах. Это трудно осуществить даже в судейском варианте. Надежность командных крючьев мала, когда участник больше думает о времени работы, а не о надежности и старается все делать предельно быстро.

Чтобы компенсировать ненадежность крючьевой командной страховки, страхуемый участник обеспечивается дополнительной, верхней судейской страховкой (рис.3).


Рис. 3. Нижняя командная страховка

Командные промежуточные крючья, в этом случае считаются условными. Верхняя судейская страховка обеспечивается следующим образом:

1. Над маршрутом подъема участников команды оборудуется верхний пункт судейской страховки. На надежной точке опоры, посредством двойной, основной веревки, подвешивается стандартный, замуфтованный, страховочный карабин. Карабин подвешивается таким образом, чтобы страховочная веревка, проходящая через него, не имела перегибов на скале.
2. На площадке под скалой, на некотором удалении от маршрута оборудуется нижний пункт судейской страховки, в котором должен работать судья на страховке. На надежной опоре, посредством основной веревки, так же закрепляется стандартный страховочный карабин. Судейская страховочная веревка проходит через карабины верхнего и нижнего пунктов и удерживается судьей на страховке. При этом веревка должна иметь угол охвата нижнего карабина 135-180º (угол страховки меньше 45º). В этом случае нагрузка на страхующего судью получается 3-4 раза меньше силы его торможения. При отсутствии слабины судейской веревки, при угле страховки на верхнем карабине, не более 45º (угол охвата 135-180º) нагрузка на руки судьи, в этом случае составит 35-25% от веса страхуемого участника. При срыве 90кГ участника нагрузка на страхующего составит 22-32кГ. Это по силам для любого, здорового, взрослого человека.

Верхняя судейская страховка пристегивается к участнику до начала подъема, отдельным карабином, обычно к грудной точке его личной страховочной системы. По мере подъема, судья на страховке выбирает страховочную веревку, оставляя небольшую ее слабину, чтобы не мешать работе страхуемого.

На туристских соревнованиях верхней судейской страховкой обычно обеспечивается только первый участник группы или связки, проходящих данный маршрут. Остальные участники поднимаются либо с верхней командной страховкой, либо с самостраховкой на командные перила.

Основные недоработки судейской страховки, обычно сводятся к следующим.

1. К наиболее типичной, часто допускаемой недоработке судейской страховки можно отнести отсутствие перегиба веревки в нижнем пункте судейской страховки. Судья на страховке удерживает страховочную веревку напрямую, руками в брезентовых (строительных) рукавицах. Такая страховка имеет малый запас надежности и работает на пределе возможностей страхующего участника. При некоторых соотношениях между максимальным усилием страхующего участника, угла охвата страховочного карабина и весом страхуемого, при динамическом рывке, получающемся при свободном падении, при некоторой слабине (провис) веревки, отрезок торможения может оказаться больше высоты скалы.
2. Достаточно часто ситуация напоминает первую, но верхний карабин судейской страховки находится за перегибом скалы. В этом случае, благодаря большому трению веревки на перегибе скалы, при срыве тяжелого участника, нагрузка на страхующего судью получается значительно меньше, чем в первом, описанном случае. Перегиб скалы компенсирует отсутствие нижнего пункта.

В этом случае проявляется другой недостаток страховки. При спуске страхуемого участника, после его срыва веревка трется о камень и быстро изнашивается.

Верхняя судейская страховка значительно снизила требования к командной страховке. В частности она позволила уменьшить количество промежуточных крючьев, забиваемых на маршруте. Крючья стали забивать символически, по 2-3 крюка на отрезке 10-20м. Это уменьшило количество и вес командного снаряжения, а так же время работы команды на скалах, что немаловажно на соревнованиях. Отпала необходимость контроля надежной забивки крючьев.

Вместе с тем, верхняя судейская страховка выявила и отрицательные тенденции. Постепенно были забыты основные требования к пункту работы участника на нижней, командной страховке. Судьи и участники соревнований, благодаря верхней судейской страховке, не видели опасных срывов на реальной нижней страховке. Обязательное требование наличия острого угла страховки в нижнем пункте выпало из правил соревнований. В правилах осталось, совершенно некорректное требование к углу страховки, без привязки к конкретному пункту. Требование к острому углу страховки, стали применять к карабину верхнего промежуточного крюка, что совершенно недостаточно для нижней страховки. Со временем даже многие судьи стали считать, что охвата страховочной веревкой одного верхнего карабина, вполне достаточно для нижней командной страховки.

Последнее не так безобидно, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что туристские соревнования являются одним из основных способов активного и эффективного обучения технике страховки. Естественно, участники туристских соревнований, особенно соревнований начального и среднего уровня, воспринимают соревновательные правила, как «безусловно правильные» и применяют их во всех других случаях, в туристских походах, при восхождениях на горные вершины и скалы. Это приводит к увеличению травматизма в таких мероприятиях.

Соло на верхней страховке

Одиночество на высоте

Сольная верхняя страховка это не квантовая механика— ее техника понятна, а из специального снаряжения вам потребуется только страховочное устройство. Тем не менее, нужна некоторая подготовка, поэтому для безопасного сольного лазания соблюдайте нижеизложенные пункты. В отличие от обычной верхней страховки, для организации сольной верхней страховки, потребуется лишь одна половина веревки. Однако дополнительная закрепленная страховочная веревка серьезно облегчает процесс, и главное – сделает его безопаснее. Если маршрут, который вы собираетесь лезть, длиннее половины веревки, вам потребуется еще одна бухта для организации страховки. Внимание: Если выбранный вами маршрут расположен на стене, по которой обычно идут мультипитчевые маршруты, из соображений безопасности для закрепления веревки лучше использовать шлямбура. Если вы лезете спортивный маршрут, у вас не возникнет с этим проблем. Для трэдовых линий лучше сначала подыскать места для установки закладных элементов.

1. Сначала вы должны организовать станцию для закрепления спусковой веревки, поэтому выбирайтесь наверх скалы и приступайте к подготовке. Убедитесь, что вы предупредили всех поблизости, так как вы представляете собой серьезную опасность, и вам должны предоставить достаточно пространства. Как только станция готова, спускайтесь за перегиб по одной веревке к месту организации станции для закрепления страховочной веревки.
При правильной организации страховки крайне маловероятно, что ваше страховочное устройство не сработает. Тем не менее, убедитесь, что в случае срыва страховочная веревка не даст вам упасть на землю или на полку.
Для этого навяжите на веревке петли с определенным интервалом – навяжите их столько, сколько вы считаете нужным. Если у вас нет второй веревки, вы можете навязать петли на основной веревке, ниже страховочного устройства.

2. Вщелкнитесь в станцию, если это трэдовая линия, сначала установите ее, встаньте на самостраховку и закрепите спусковую веревку на станции. Оставьте немного слабины, чтобы, пока вы лезли, веревка не задевала скалы.
Теперь закрепите страховочную веревку на станции и сбрасывайте веревку вниз.

3. Спуститесь по основной веревке на землю. Установите страховочное устройство на веревку, затем слегка нагрузите веревку, повесив на нее легкий рюкзак или часть снаряжения. Вщелкните в страховочную петлю два муфтованных карабина.

4. Теперь вы готовы лезть. На высоте примерно 5 метров вщелкните один из карабинов в петлю на страховочной веревке. При подходе к следующей петле, используйте второй карабин для вщелкивания в нее, затем выщелкните первый карабин из первой петли, и так далее. Если вам срочно потребуется страховка, вы всегда можете навязать на страховочной веревке еще одну петлю.

Вокруг устройств для сольного лазания бушуют бесконечные дебаты. Возможные варианты — Petzl Microscender и Minitraxion (очень популярный в Долине — вероятно, из-за высокой функциональности и малого веса); Yates или Troll Rocker; Wild Country Ropeman; а также Ushba Basic и Wren Silent Partner, популярные благодаря отсутствию острых зубцов на кулачке, в отличие от других устройств. Для правильной работы некоторых устройств вам потребуется верхняя обвязка. Какое бы устройство вы ни выбрали, всегда берите с собой жумар и пеадль — так вы можете разгрузить ваше страховочное устройство и/или зажумарить по веревке в случае необходимости.

Избегаете сильных провисаний – при падении это приведет к серьезным шоковым нагрузкам, которые могут стать причиной повреждения веревки или падения. Это может произойти, когда вы пролезли маршрут и находитесь выше станции или сбоку от нее, Или если вы лезете траверсом, или сильно нависающий маршрут, на котором слабина веревки может быть незаметна.
Нельзя лезть соло по обледенелым веревками; если ваш напарник для ледолазания не смог вас сегодня страховать, вам лучше покататься на лыжах, или быть предельно внимательным в отношении системы страховки.

Jeff Achey, редактор журнала Climbing, в последнее время пролез много маршрутов, используя вышеописанную технику.

Страховка и самостраховка в альпинизме. Некоторые нюансы и типичные ошибки.

На тему обеспечения страховки в альпинизме написано много, но перед очередным сезоном стоить напомнить самые важные моменты и рассмотреть основные, возникающие при организации страховки, ошибки.

Страховочная цепь.

Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет.

Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи.

Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для пТО типа дейзи чейн.

Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий — применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно.

Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве.

Внимание!

Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.

Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ — сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.

Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВпСпТ от глубины падения. На эту тему написано очень много — посмотреть на расчеты можно тут — http://www.kuban.ru/tourism/clubs/edelweis/ или тут http://www.rockclimbing.com/cgi-bin/forum/gforum.cgi?do=post_attachment;postatt_id=746) .

Эта сила воздействует на сорвавшегося через страховочную систему, прочность которой согласно стандартам UIAA составляет не менее 15 кН, что вполне достаточно и дает почти двукратный запас прочности. (Обсуждение использования только нижней или полной страховочных систем выходит за рамки данной статьи, плюсы и минусы каждого варианта многократно обсуждены, и выбор каждый альпинист делает сам для себя в зависимости от маршрута и ситуации. UIAA рекомендует использовать нижнюю страховочную систему — беседку.)

К веревке страховочная система (согласно рекомендаций UIAA) прикрепляется с помощью узла «восьмерка», использование для этой цели карабина НЕДОПУСТпМО!

пспользования узла булинь не рекомендовано!

Ситуация, при которой карабин при рывке развернется, и усилие окажется приложено к карабину поперек длинной оси, с высокой степенью вероятности приведет к разрушению карабина, разрыву страховочной цепи и потере страховки. Обычный карабин выдерживает при приложении нагрузки поперек длинной оси от 7 до 9 кН, что не оставляет никаких запасов прочности при тяжелом рывке. Особенно опасна практика прикрепления к страховочной веревке с помощью карабина именно там, где она и получила широкое распространение — на простых маршрутах среди начинающих альпинистов и среди горных туристов. п те и другие часто используют статические или просто старые веревки (не смотря на то, что это недопустимо) и совершают походы и восхождения с тяжелыми рюкзаками. Классическая отговорка звучит так — «маршрут простой — падать тут негде», но с использованием старой или статической веревки при падении на 1-2 метра с фактором рывка 1 сила рывка может значительно превысить прочность карабина.

Страховочная веревка.

На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half ( двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок .

Другие публикации:  Ничтожная сделка судебная практика

Силы действующие на промежуточную точку страховки.

Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка.

Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. п это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.

Также следует помнить, что практический фактор рывка часто оказывается выше теоретического — трение веревки о рельеф, трение в карабинах снижают способность веревки поглощать энергию падения.

псходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН.

Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи.

Внимание!

Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли.

Страховочное устройство.

Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.

Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» — они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое.

Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип — веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.

Данный вариант использования подходит только для статических и «дубовых» веревок неизвестного происхождения, которые могут применяться только для верхней страховки и перил. При страховке современной «мягкой» динамической веревкой такой вариант использования приводит к страховке «через карабин», что абсолютно недопустимо, так как не обеспечивает необходимый уровень торможения веревки и соответственно не является безопасным.

Второй распространенной ошибкой является встегивание страховочно/спускового устройства в две петли на обвязке. Производители снаряжения явно указывают единственно правильный способ – крепление в силовую петлю. При использовании первого способа происходит неправильная ориентация страховочно/спускового устройства в пространстве и регулярное приложение нагрузки на муфту карабина. В обоих случаях затрудняется работа с устройствами и повышается опасность.

Важно! Привязывание к страховочной веревке производится через ДВЕ петли. Страховочное устройство крепится в силовую петлю.

Также очень опасным является широко распространенный способ перехватывания веревки при страховке.

При использовании этого способа руки страхующего перехватывают веревку, захватывая одновременно две веревки — выше страховочного устройства. При этом способе появляется момент в который веревка удерживается одной рукой в неправильной позиции, фактически происходит страховка одной рукой через карабин. Данный способ страховки абсолютно недопустим!

Правильный способ заключается в поочередном перехватывании веревки ниже страховочного устройства, когда свободный конец веревки находится в правильном положении, а одна из рук его непрерывно удерживает.

Важными при организации страховки являются выбор места расположения страхующего, его позиции и позы.

Обычная ошибка – страхующий при нижней страховке далеко отходит от маршрута, при срыве лидера это приведет к сдергиванию страхующего, его подтаскиванию к скале, удару и возможно к потере страховки. Чтобы избежать этого, особенно в начале лазания, когда возможен срыв с высоким фактором рывка, страхующий должен находиться под маршрутом, чтобы рывок на него пришелся в направлении ВВЕРХ.

Способность страхующего удержать лидера при срыве повысится, если он заранее оценит направление рывка, возможность своего контакта с рельефом при рывке и предпримет меры снижающие вероятность ударов. Одним из самых простых методов является выбор правильной позы – с упором в рельеф, и смена страховочной руки, чтобы при ударе о рельеф не оказалась травмирована или зажата рука, контролирующая веревку.

Страховочная станция.

Основным качеством страховочной станции является ее надежность — возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки — которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка — монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д.

Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима!

Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можно тут — http://www.risk.ru/users/vkh/9983/

Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке.

При страховке второго — верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

Рассмотрим несколько ситуаций при различных методах закрепления страховочного устройства.

.

Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении — ВНпЗ, что и понятно — ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНпЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках — закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.

Чтобы избежать разрушения станции в такой ситуации рекомендуется устанавливать оппозитную оттяжку на дополнительную точку страховки, которая должна будет воспринять рывок вверх. Но далеко не всегда есть такая возможность, да и доверять всего одной точке не совсем разумно. Следуя принципу дублирования и распределения нагрузки при таком способе организации станции рекомендуют страхующему нагружать станцию вниз своим весом через самостраховку. Но на реальном рельефе такое удается далеко не всегда.

Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и страхующего в направлении ВВЕРХ. Как правило это приводит к поддергиванию страхующего — трение веревки в карабинах и трение веревки о рельеф ограничивают рывок и высоту поддергивания. При этом поддергивании происходит протравливание веревки и снижается рывок на сорвавшегося и на верхнюю промежуточную точку.

Сравнивая ситуации 1 и 2 видно, что при значительно большей трудоемкости и сложности организации станции с оппозитной оттяжкой мы не получаем выигрыша в надежности организации страховки. Ее единственный плюс это исключение передачи рывка на страхующего, но снизить опасность этого рывка можно правильно выбирая место для страховки и позицию страхующего. пз дополнительных минусов можно отметить ограниченную подвижность страхующего — он должен «висеть на станции», что значительно ограничивает его обзор и затрудняет организацию работы с веревкой.

Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное усилию рывка на сорвавшегося (до 9 кН) воздействует на страховочное устройство и станцию. Это один из самых тяжелых и опасных сценариев — рывок с силой до 9 кН приходится на страховочную станцию, возможность снижения усилия рывка существует только если страхующий сможет протравить веревку. К сожалению исследования и опыт говорят о том, что в такой ситуации страхующий, как правило намертво зажимает веревку и воспользоваться протравливанием веревки не удается.

Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. Веревка проходит через станцию к стаховочному устройству. При этом на станцию будет воздействовать усилие равное 1,66 усилию рывка на сорвавшегося (до 15 кН), на страховочное устройство и на страхующего до 6 кН. Это также очень тяжелый и опасный сценарий, но страховочная станция должна выдержать такой рывок, а поддергивание страхующего и происходящая при этом выдача веревки приведет к значительному снижению силы рывка на сорвавшегося, станцию и страхующего.

Рассматривая ситуации 3 и 4 видно, что при обоих вариантах организации станции ситуация очень опасная. Некоторые преимущества крепления страховочного устройства на станцию существуют, но допускать такую ситуацию нельзя. Так, что значимых выигрышей при такой организации станции нет. Все минусы такого решения наоборот сохраняются.

Организация направляющей точки — первая промежуточная точка страховки после станции.

Видя тяжесть последствий при срыве лидера в ситуациях 3 и 4, становится понятно, что следует любыми способами избегать срыва лидера в самом начале движения от станции и его падению ниже станции, что может привести к рывку с фактором 2.

Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук.

Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.

Лидер, получив от страхующего информацию о небольшом остатке веревки, выбирает удобное место для организации станции, но видит, что выше нет возможности организовать точку страховки вблизи от станции. В этой ситуации он вылезает выше места, в котором планирует организовать станцию, организует промежуточную точку, пощелкивает в нее веревку и спускается на место станции. Таким образом, в начале движения на следующем отрезке первая промежуточная точка страховки уже будет организована. А после того, как лидер пролез больше половины веревки (приближаясь к станции) срыв с фактором рывка больше 1 маловероятен.

В ситуации, когда организовать направляющую очку невозможно, и выше страховочной станции начинается участок сложного лазанья с высокой вероятностью срыва можно использовать следующий метод. Страхующий с помощью лидера спускается вниз от станции на несколько метров, глубина спуска выбирается примерно равной расстоянию от станции до места, где можно будет установить первую промежуточную точку страховки. В этом случае фактор рывка, который придется на станцию, не превысит 1, что с учетом протравливания веревки от поддергивания страхующего снизит нагрузку на сорвавшегося и станцию до приемлемых величин.

Стандартная и очень опасная ошибка при организации направляющей точки заключается в пощелкивании веревки, с помощью оттяжки, в одну из точек, которые составляют станцию.

Во первых это не приводит к значимому снижения фактора рывка и усилию на сорвавшегося. При выходе лидера на 5 метров выше направляющей точки и расстоянию в 0,5 метра от направляющей точки до страховочного устройства расчетный фактор рывка снизится всего на 10% с 2 до 1,8. Во вторых, как мы уже рассмотрели выше, на эту точку при срыве лидера будет действовать сила в 1,66 раз большая, чем на сорвавшегося, что может привести к ее разрушению, а разрушение одной из точек станции может привести к каскадному разрушению всей страховочной станции.

При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка.

Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек.

Следует предостеречь от установки единственной промежуточной точки в непосредственной близости от станции и выхода от этой точки на большую высоту. Фактор рывка будет снижен незначительно, и нагрузка на эту точку при срыве будет также очень большой.

Страховка второго.

При закреплении страховочного устройства на станции при страховке второго или при страховке на спуске страховочное устройство крепится на станцию, как показано на рисунке. При данном способе торможение в устройстве недостаточно и в случае сильного рывка или необходимости длительного удержания могут возникнуть проблемы. Данный метод практически аналогичен страховке «через карабин».

Другие публикации:  Ип платит налог за другого ип

Следует организовать дополнительную направляющую точку для правильного прохождения веревки в страховочном устройстве, при этом обязательно надо позаботится об исключении трения между веревкой и элементами страховочной станции.

При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. пспытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0.

Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.

Представим ситуацию — осуществляется страховка второго через страховочное устройство закрепленное на станции, веревка выбирается аккуратно и провиса нет, второй срывается. В этом случае на станцию будет воздействовать нагрузка равная удвоенному весу сорвавшегося. А если веревка проходит через станцию и страхующее устройство закреплено на страхующем — то весу сорвавшегося умноженному на 3 — 3,3. При образовании провиса и увеличению фактора рывка до 0,3 усилия могут вырасти до 5-8 весов сорвавшегося (в зависимости от качества веревки).

Организация самостраховки.

Самостраховка при восхождении в двойке.

Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.

Данный вариант прост, не требует дополнительного снаряжения, позволяет организовать самостраховку нужной длинны и т. д. Страховочная веревка обладает необходимым запасом прочности и способна эффективно поглощать рывок, что обеспечивает безопасность даже при падении с высоким фактором рывка > 1. Даже известная особенность узла стремя «ползти» под нагрузкой более 4 кН в этом случае является плюсом — нагрузка при срыве на самостраховке будет дополнительно ограничена протравливанием веревки.

Отдельная самостраховка при восхождениях в двойке необходима только на спуске по веревке — «дюльфером».

Поскольку при спуске не планируется выход альпинистов выше страховочной станции и падение с высоким фактором рывка маловероятно, то для самостраховке на дюльфере допускается использование самостраховки завязанной из стандартной петли длиной 100 или 120 см. При этом образуется точка закрепления спускового устройства в 40-50 см от альпиниста и ус для закрепления самостраховки к страховочной станции длиной от 80 до 100 см. Но следует помнить, что срыв с фактором рывка > 1 даже на капроновой стропе очень опасен. Сила рывка при весе груза 80 кг и факторе рывка =1 достигает 11 кН, а при тех же условиях и использовании стропы из дайнемы или кевлара превысит 15 кН, что смертельно опасно. Поэтому требование UIAA при использовании самостраховки категорично — самостраховка должна быть все время натянута . Только этим способом можно предотвратить срыв с высоким фактором рывка.

Самостраховка при восхождении в тройке, группе или ПСР.

При работе в тройке или в большей группе принято в процессе всего восхождения пользоваться отдельными самостраховками для каждого участника. Если в группе более чем 3 человека, то эти самостраховки приходится делать достаточно длинными или регулируемыми. Но длинные самостраховки достаточно опасны — альпинист должен иметь возможность в любой ситуации дотянуться до конца самостраховки, поэтому использование самостраховок длиной более 1 метра опасно. При необходимости организовать самостраховку для большого количества людей следует организовать или дополнительную станцию или петлю «накопитель».

Привило «самостраховка должна быть из основной динамической веревки» является абсолютно истинным и актуальным. Но такие самостраховки и особенно узлы на ее концах получаются достаточно громоздкими и не очень удобными в использовании и регулировке. Регулировка длину самостраховки возможно либо с помощью завязывания на ней узлов либо с использованием схватывающего узла.

Следует напомнить, что согласно рекомендациям UIAA, для завязывания схватывающего узла вяжется, узел Пруса в три оборота из репшнура диаметром 7 мм.

Не смотря на все неудобства самостраховки из основной веревки надежны и функциональны. Даже если альпинист совершил грубую ошибку, приведшую к срыву и падению с высоким фактором рывка на самостраховку сила рывка будет ограничена растяжением веревки и протравливанием веревки в затягивающихся узлах. При срыве с фактором рывка 2 на глубину 2 метра рывок не превысит 8-9 кН.

Неадекватной заменой самостраховкам из основной веревки, стали, получившие распространение в последнее время, самостраховки из строп (лент).

Это варианты самостраховок для спелеологии V-типа и различные варианты самостраховок для лазания с использованием искусственных точек опоры пТО типа «дейзи чейн». Важно знать и понимать, что ни одна из этих самостраховок не разработана, не испытана и не сертифицирована для использования в качестве самостраховки для классического альпинизма. В лазанье с пТО отсутствует возможность падения на самостраховку с фактором рывка отличным от 0. На петле «дейзи ченн» указана прочность самой самостраховки — 22 кН, эта цифра многих успокаивает и вводит в заблуждение.

При падении уже с фактором рывка 1 груза весом 80 кг на самостраховку из дайнемы рывок превысит 15 кН, самостраховка это выдержит, но выдержит ли станция? п альпинист при этом получит серьезные травмы.

А при срыве с фактором рывка 2 возможен уже и обрыв и самой самостраховки. Чтобы произошла такая авария падение не должно быть глубоким, проведенный нами эксперимент привел к обрыву капроновой стропы прочностью 18 кН при падении груза 80 кг с фактором рывка 2 на суммарную глубину всего в 1,5 метра.

Материалы испытаний приведены в статье Гламурная самостраховка – брутальный удар!

Многие вспомнят, что при коротких срывах значительную роль начинают играть мелкие нюансы — затягивание узлов, растягивание и деформация страховочной системы, деформация тела альпиниста, что при небольшой глубине падения приводит к значительному снижению силы рывка. Да, так и происходит. Но расчетная сила рывка при срыве груза весом 80 кг с фактором рывка 2 на стандартную капроновую ленту с удлинением 12%-14% (при разрушающей нагрузке) превышает 30 кН . Но все эти причины и приводят к снижению силы рывка до 18 кН, как и показали эксперименты. Растяжение стропы из дайнемы почти на 50% меньше чем у капроновой и рывок будет еще сильнее.

Также часто встречается мнение, что если «дейзи чейн» укоротить, то при рывке будут разрываться промежуточные сшивки, что приведет к снижению силы рывка — сшивки сработают в качестве импровизированного разрывного амортизатора. Да и это также правда, но энергоемкость такого «амортизатора» будет мизерной и совершенно недостаточной для видимого снижения силы рывка. Прочитать об исследованиях амортизаторов можно http://www.risk.ru/users/vgr/4141/ .

Стандартной и распространенной ошибкой при использовании «дейзи чейн» (кроме использования ее в качестве самостраховки) является неправильное закрепление карабина в концевой петле.

Альпинистами используются несколько методов.

Узел стремя — снижает прочность петли, не дает возможности выровнять нагрузку одинаково на обе ветви петли, при большой нагрузке ползет, что вызывает оплавление стропы и потерю ей прочности (особенно при использовании стропы дайнема).

Полусхватывающий узел — снижает прочность петли — на ленте из дайнемы снижение прочности достигает 50%.

Карабин фиксируется с помощью липкой ленты или специального резинового фиксатора — данный способ создает иллюзию жесткого и прочного закрепления, но не дает возможности увидеть ошибку при укорачивании самостраховки. Такая фиксация равна полному отсутствию фиксации.

Карабин не фиксируется — в случае ошибки при укорачивании самостраховки ничто не удерживает альпиниста от падения.

Разумной альтернативой этим способам является наматывание на карабин дополнительного полувитка из петли самостраховки.

Данный способ гораздо менее других узлов снижает прочность петли и гарантирует сохранение страховки в случае ошибки при укорачивании. Некоторые производители уже начали производить «дейзи чейн» с заранее перекрученной петлей для крепления карабина.

Самостраховки выполненные из замкнутых петель лишены недостатков связанных с возможностью неправильного закрепления карабина и ошибок при укорачивании, но сохраняют все прочие недостатки свойственные самостраховкам данного типа.

Резюме по самостраховкам типа «деййзи ченйн».

пспользование самостраховок данного типа не рекомендуется, так как они не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Но в силу широкого распространения, простоты и удобства использования их видимо еще долгое время будут применять.

пспользуя данные самостраховка, следует помнить об их потенциальной опасности и следовать следующим правилам — правильно крепить страховочный карабин, правильно укорачивать самостраховку и главное — не допускать ситуацию при которой может возникнуть срыв с фактором большим или равным 1 на самостраховку.

Главное правило — самостраховка должна быть все время натянута!

К сожалению, при работе в большой группе, восхождениях с начинающими альпинистами и тем более при проведении спасательных работ следовать этому правилу не удается.

Поэтому для данных видов деятельности такие самостраховки неприменимы.

Стандартная ситуация — на станции 6 человек, лидер просит отстегнуть его самостраховку и начинает движение. Но отстегивают не его а другую самостраховку и, сделав первое движение, лидер «упирается» в натянутую самостраховку и срывается с фактором рывка 2 на станцию. Опасность такого срыва мы уже обсудили выше. Это более чем распространенная ситуация.

При проведении спасательных работ ситуация еще более опасная — спасатели активно перемещаться на станции и работают с тяжелыми грузами, все эти действия часто происходят в темноте и в условиях некоторой неразберихи. Опасность выхода на самостраховке над станцией и срыва с высоким фактором рывка при проведении ПСР очень высока.

Большую опасность представляет использование для самостраховки регулируемых самостраховок для пТО – клифа.

пзвестные производители снаряжения Petzl, Metolius, Yates и другие указывают на таких самостраховках разрешенную нагрузку от 1 до 5 кН. п только на изделиях фирмы 5.14 указана нагрузка 22 кН, что безусловно неверно и вводит в заблуждение пользователей.

пспользование клиф возможно только для позиционирования – использование их для самостраховки запрещено!

Альтернативой описанным выше типам самостраховок являются самостраховки выполненные из динамической веревки, но не завязанные узлами, а сшитые на специальном оборудовании.

Промышленностью выпускаются несколько видов самостраховок данного типа — прямые усы, различной длинны, Y- образные системы и Н- образные.

Сила рывка при использовании сшитых самостраховок получается несколько выше, чем у самостраховок с узлами — отсутствует протравливание веревки в узлах, но и при этом рывок находится в безопасных пределах, а значительное удобство в использовании, легкость и компактность таких систем делают их все более и более популярными.

Но правила использования остается все тем же — самостраховка должна быть все время натянута! Срыв с фактором рывка более 1 опасен на любой самостраховке!

Одной из самых удобных и функциональных самостраховок данного типа является модель Beal Dinaconnexion и аналогичные модели других производителей. Выполненная методом сшивки из веревки диаметром около 8 мм данная самостраховка обеспечивает две точки крепления, которые позволяют с большим удобством организовывать самостраховку и спуск по веревке.

На спуске в среднюю точку самостраховки — на расстоянии 40 см. от альпиниста встегивается спусковое устройство, а длинный ус — 80 см. крепится к станции. Такая конфигурация очень удобна при использовании спуска со страховкой узлом автоблок.

Следует сказать, что UIAA не рекомендует крепить схватывающий узел к ножному обхвату беседки.

Для информации — сшивки, выполненные на специальном оборудовании, в отличие от узлов, не ослабляют веревки и стропы, на испытаниях сшитые самостраховки рвутся не по сшивке, а по ровной веревке. Прочность сшитых самостраховок превышает 15-22 кН.

Также достойной альтернативой самостраховкам из ленты является самостраховка типа Purcell Prusik.

Для изготовления данной самостраховки применяется репшнур диаметром 7 мм, и по результатам испытаний данный тип самостраховки доказал высокую надежность и безопасность.

пспользование в альпинизме самостраховок для маршрутов виа фератта допустимо, эти самостраховки спроектированы и испытаны для использования в очень тяжелых условиях (на этих маршрутах возможен срыв с фактором рывка больше 2).

Но удобство использования, вес и габариты делают их не лучшим выбором.

Самостраховки для спелеологии не испытаны и не сертифицированы для использования в альпинизме и не могут быть рекомендованы.

Выводы.

пспользовать для самостраховки только динамическую веревку.

Держать самостраховку всегда нагруженной.

Нижнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на страхующем.

Верхнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на станции.

Первая промежуточная точка страховки должна быть организована в непосредственной близости от станции, вторая точка должна исключить возможность падения на первую точку с высоким фактором рывка.

Подарите восьмерки, дейзи-чейн и самострахи из стропы врагам.

Всегда (даже при лазании с верхней страховкой) веревку к беседке привязывать узлом восьмерка, использование карабина недопустимо.

Вопросы организации точек страховки, используемое снаряжение, узлы и ошибки при их организации мы рассмотрим в следующей статье.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *