Собственность на землю и тсж

ТСЖ: проблемы оформления прав на земельный участок (на примере Санкт-Петербурга)

Юридическое закрепление прав на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме и ТСЖ, созданным для управления этим домом, заслуживает особого внимания.
Первоначально необходимо уточнить, на какой земельный участок ТСЖ вправе зарегистрировать права. Здесь мы можем выделить земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, и земельный участок, прилегающий к территории многоквартирного дома. Рассмотрим процедуру оформления прав на каждый из этих земельный участков.
Ст.36 Жилищного Кодекса РФ устанавливает, что собственники помещений (жилых и нежилых помещений) многоквартирного дома имеют право на долю в общем имуществе многоквартирного дома, в которое включается и земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, с элементами озеленения и благоустройства. Этот земельный участок принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности, т.е. в отношении этого земельного участка определены доли каждого собственника. Ст. 131 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, моментом возникновения права собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, является государственная регистрация этого права. При этом необходимо уточнить, что право собственности на земельный участок возникает именно у собственников помещений, а не у самого ТСЖ или его отдельных членов, сам факт владения помещением в многоквартирном доме является юридическим основанием для возникновения права собственности на земельный участок этого дома. ТСЖ в данной ситуации играет роль посредника в отношения между собственниками помещений и органами власти, с которыми придется столкнуться собственникам в той или иной ситуации.
Процедуру оформления права собственности на земельный участок условно можно разбить на этапы, а именно:

  1. Принятие на общем собрании собственников помещений решения о формировании земельного участка под многоквартирным домом и регистрации права общей долевой собственности на него
  2. Проведение процедуры формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом
  3. Осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок многоквартирного дома.

Если говорить о практике Санкт-Петербурга, то Жилищный комитет Санкт-Петербурга рекомендует проводить общие собрание собственников помещений, посвященное принятию решения о формировании земельного участка и регистрации права собственности на него, в форме заочного голосования. Данная форма проведения собрания является наиболее удобной для самих жителей многоквартирного дома и в организационном плане она довольно проста.
Решение общего собрания собственников о формировании земельного участка и регистрации права общей долевой собственности должно быть принято квалифицированным большинством голосов собственников помещений (3/4). На общем собрании собственники могут также определить уполномоченных лиц, которые будут заниматься оформлением документов на земельный участок. Практичнее всего уполномочить на совершение всех необходимых действий Председателя ТСЖ многоквартирного дома.
Процедура формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, включает в себя проведения межевания земельного участка, определение его границ и прохождение государственного кадастрового учета земельного участка. Данные действия выполняются в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005г. № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» и Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20.04.2005г. № 500-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
Регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На государственную регистрацию предоставляется определенный пакет документов, в том числе и документы, индивидуализирующие земельный участок, полученные в результате формирования земельного участка.
В настоящее время возникает много вопросов в отношении порядка наделения полномочиями доверенных лиц на представление интересов собственников помещений при регистрации права собственности на земельный участок. Может ли представитель действовать на основании Протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или же необходима нотариальная доверенность на представление интересов от каждого собственника помещения?
Ранее осуществлялась государственная регистрации прав на общее имущество в кондоминиумах многоквартирных домов. Кондоминиум представлял собой единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенные на нем жилые здания (ст. 1 Федерального закона от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» — закон утратил силу с 1 марта 2005 года в связи со вступлением в силу Жилищного Кодекса РФ).
В соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах, утвержденной Приказом Минюста от 27.06.2003 г. № 152, полномочия представителя собственника помещения при регистрации права общей долевой собственности на земельный участок оформлялись либо нотариально удостоверенной доверенностью от каждого собственника, либо решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Кроме этого председатель ТСЖ или уполномоченное им лицо могли представлять интересы собственников помещений в процессе регистрации.
В кондоминиумах земельные участки подлежали оформлению в общую долевую собственность, поэтому полагаем, что порядок наделения полномочиями доверенных лиц при регистрации права общей долевой собственности собственников помещений на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен осуществляться аналогичным образом.
В отношении земельных участков, прилегающих к территории многоквартирного дома, следует отметить, что данные земельные участки могут быть приобретены в собственность или в аренду как непосредственно собственниками помещений многоквартирного дома (общую долевую собственность), так и самим ТСЖ, как юридическим лицом. Причем, при оформлении прав ТСЖ на прилегающий земельный участок только члены ТСЖ приобретают соответствующую долю в общей долевой собственности на земельный участок либо право пользования долей земельного участка. Поэтому, в случае оформлением ТСЖ прав на земельный участок оно приобретает дополнительные рычаги воздействия на собственников помещений в многоквартирном доме — ты не член ТСЖ, а значит ты не вправе пользоваться прилегающим земельным участком в своих целях. Единственным минусом оформления ТСЖ прав на прилегающий земельный участок — это затраты, которые необходимо будет произвести при выкупе земли (уплатить соответствующую цену земельного участка) или при получении земельного участка в аренду (ежемесячные арендные платежи).
Таким образом, процедура оформления прав на земельный участок собственниками помещений в многоквартирном доме и ТСЖ является очень трудоемкой и поэтому рациональным решением многих проблем, с которыми Вы можете столкнуться, явилось бы обращение к юристам, специализирующимся на этих вопросах.

Статью составила Чеснова И.В.
юрист Отдела гражданских споров

Земля под многоквартирным домом в собственность ТСЖ

Добрый день, уважаемые юристы.

В декабре 2016 года сдан в эксплуатацию многоквартирный дом. На момент строительства участок под домом и примыкающая территория принадлежали застройщику. После сдачи дома в эксплуатацию, застройщик отказывается от земли. Как застройщик объяснил теперь земля принадлежит городскому фонду, но до декабря 2017 года наше ТСЖ может его принять в собственность. Так ли это и какие действия от ТСЖ необходимы.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 825 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Добрый день!
На каком праве принадлежал земельный участок застройщику? Право собственности или аренды? Полагаю, что все же аренда.

В соотвествии с пункотм 4 ст. 36 ЖК РФ -Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Другие публикации:  Гк рф ст договор купли продажи

А вообще, нужно подробнее изучить документы.

Участок принадлежал застройщику.

В свидетельстве о гос регистрации.

Вид права: собственность.

Консультация юриста бесплатно

День добрый! Никакой процедуры (решения госорганов) для регистрации права не требуется.

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
КонсультантПлюс: примечание.
Часть 3 статьи 16 признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ст. 36, 38 ЖК РФ земельный участок под домом после его постройки является общим имуществом домовладельцев. Таким образом, после постройки многоквартирного дома и перехода квартир в собственность дольщиков (покупателей) земля становится их общей собственностью.

Право собственности на общее имущество многоквартирного дома, в состав которого входит земельный участок, у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу приобретения права собственности на жилое помещение (ст. 289 ГК РФ, ст. 36, 38 ЖК РФ, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Порядок приемки и ввода объекта законченного строительства в эксплуатацию регламентирован на сегодняшний день ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и рядом подзаконных нормативных актов, принятие которых предусмотрено в рамках Кодекса, а также п. 6 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», который предусматривает приемку многоквартирных жилых домов при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие дома.

После ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию и регистрации прав собственности на жилые помещения право собственности на земельный участок должно перейти от застройщика в общую собственность собственников жилых помещений.

Какой-либо специальной регистрации перехода права собственности на землю не требуется, так как при регистрации права общей долевой собственности в многоквартирном доме все объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества, объединяются в единое целое.

Регистрация права общей долевой собственности осуществляется внесением в ЕГРП отдельной записи о доле каждого из сособственников, что удостоверяется свидетельствами, выдаваемыми каждому из них. Порядок подачи заявления на регистрацию долевой собственности определяется способом приобретения и моментом возникновения права. Если право возникает с момента регистрации, когда один объект поступает в долевую собственность нескольких лиц, все указанные собственники должны одновременно подать заявление о регистрации права. Заявления могут быть поданы на одном бланке.

При этом, как указывается в п. 74 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, собственникам помещений в многоквартирном доме не выдаются. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, включаются в выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме свидетельство о государственной регистрации права посредством дополнительного описания в нем названных объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на это имущество в соответствии с п. 39 Правил.

Таким образом, действительно, нормами действующего жилищного законодательства предусмотрено, что право общей долевой собственности на земельный участок возникает у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме одновременно с возникновением (регистрацией) права собственности на жилые (нежилые) помещения в многоквартирном доме; при этом свидетельство, подтверждающее право общей долевой собственности на земельный участок, не выдается (оформляются только свидетельства о праве собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирного дома).

также много судебной практики, которая подтверждает вышесказанное.

Собственность на землю и тсж

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

Другие публикации:  Нотариус на маяковского ставрополь

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Земля под многоквартирным домом

Наше тсж хочет оформить землю под домом в собственность тсж. Правильно ли это. Возможно ли оформить землю без согласия всех собственников квартир

Ответы юристов (1)

Нет, это неправильно. С момента постановки на кадастровый учет земельный участок является собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Доли в праве на земельный участок под домом следуют судьбе квартир в доме, т.е. при продаже переходят в собственность нового владельца. Для оформления земельного участка в собственность ТСЖ, необходимо ТСЖ стать собственником всех помещений в доме.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Права ТСЖ на земельный участок многоквартирного дома

ТСЖ препятствует проезду автотранспорта отдельных жильцов многоквартирного дома, мотивируя тем, что у данных собственников имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, имеет ли ТСЖ на это право?

Товариществом собственников жилья (далее – «ТСЖ») признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе:

1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;

3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;

4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;

5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно пп. «е» и «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома, включая коллективные автостоянки, расположенные в границах данного участка.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ вправе установить порядок пользования земельным участком, в том числе устанавливать ограничения в пользовании им, лишь на основе решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом товарищество обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений при определении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (ч. 6 ст. 138 ЖК РФ).

Если собственники помещений в многоквартирного дома, которых решением ТСЖ коснулись ограничения по проезду и парковке автотранспорта на земельном участке относящемся к многоквартирному дому, не были извещены и/или не принимали участие в общем собрании собственников помещений при решении данного вопроса, они вправе заявить требование о признании недействительными решений общего собрания членов товарищества/решения ТСЖ (если они явились основанием для ограничения въезда и парковки на придомовую территорию), поскольку принятие такого решения не входило в компетенцию ТСЖ.

В тоже время, если процедура принятия решения по данному вопросу не была нарушена и вынесенное по итогам общего собрания решение не было оспорено в установленном законом порядке, такое решение является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

При этом действия ТСЖ по воспрепятствованию свободному доступу собственниками помещений в многоквартирном доме к принадлежащему им имуществу (в частности, общему имуществу многоквартирного дома) и его использовании могут быть оспорены в судебном порядке на основании п. 1 ст. 247, ст. 304 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 14.08.2009 № ВАС-10309/09, Постановление ФАС Уральского округа от 22.04.2009 № Ф09-2139/09-С6).

Как следует из судебной практики, решением общего собрания членов ТСЖ возможно ограничить въезд/выезд на придомовую территорию автомобилей собственников, а также автомобили гостей, прибывших к собственникам, имеющих задолженность по оплате за коммунальные услуги, обслуживание, содержание и охрану общего имущества многоквартирного дома (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2012 по делу N А56-46525/2011).

Собственность на землю и тсж

ТСЖ и оформление земли

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2008 г. N 03-05-04-02/36

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о налогообложении земельным налогом земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также о предоставлении информации, необходимой для исчисления земельного налога, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем необходимо отметить, что основания прекращения права собственности на земельные участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Другие публикации:  Сколько стоит продлить патент на работу

Таким образом, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, положения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

На основании статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности, статьей 16 Федерального закона N 189-ФЗ) и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику (например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2007 N 10248/07), полагаем, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.

По вопросу о налогообложении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 388 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, при регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе «Доля» указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графу «Доля» вносятся слова «доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади», далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29 Правил.

При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе «Правообладатель» указываются предусмотренные пунктом 18 Правил данные о собственниках помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса содержащаяся в ЕГРП информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях должна передаваться в налоговые органы.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса).
На основании изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» совместному Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 февраля 2001 года N 36, БГ-3-08/67 «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» в налоговые органы представляется информация об объекте недвижимого имущества, признаваемом объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также об объекте недвижимого имущества, находящемся во владении юридического лица на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418, Роснедвижимость осуществляет ведение государственного технического учета объектов капитального строительства и предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства.

Приказом Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. N 268 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, согласно которым источниками формирования реестра являются, в частности, технические паспорта, оформленные организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее — ОТИ) по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета, сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ.

Согласно указанным Правилам для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.

Одновременно сообщаем, что указанные разъяснения направлены в адрес ФНС России письмом Минфина от 27 марта 2007 г. N 03-05-05-02/17.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *