Собственность в древнем вавилоне

Формы собственности древнего Вавилона

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. А ещё вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса.

По сравнению с первыми месопотамскими городами в Шумере и Аккаде, Вавилон был молод: начальные упоминания о нем относятся к ХХIII веку до н. э. Политическое значение он приобрел лишь после 1900 года до н. э., когда амориты, союз семитских племен захватили Шумер. За несколько лет, Вавилон превратился в столицу небольшого, но постоянно растущего Аморитского царства, которое при правлении царя Хаммурапи (1792-50 до н. э.) стало империей, вобравшей в себя всю Южную Месопотамию, а также часть Ассирии на севере

О сложном общественном устройстве и богатстве материальной культуры Вавилона свидетельствуют записи на глиняных табличках, найденных во дворце Хаммурапи в Мари. Об этом говорят и самые древние из сохранившихся в мире своды законов, изданные царем Хаммурапи и начертанные на стелах, расставленных по всей империи. Хотя империя Хаммурапи распалась вскоре после его смерти, Вавилон остался великим городом. Формы собственности древнего Вавилона. Своим богатством он был обязан стратегическому расположению на реке Евфрат, что позволило контролировать южные торговые пути через Месопотамию. Но уже тогда Вавилон приобрел и особый статус религиозного и образовательного центра всего региона. Завоевав Месопотамию, вавилоняне и их северные соседи в Ассирии унаследовали культуру Шумера и Аккада, приняли аккадский язык, сохранив мифы шумеров и поклонения их богам.

Однако Хаммурапи изменил религиозное устройство, провозгласив покровителя Вавилона бога Мардука главой шумерского пантеона, поскольку, как он утверждал, такова воля богов.Этот статус Вавилона укреплялся вплоть до XII века до н. э., когда при правлении касситов, варварских племен, его политическая власть резко ослабла.

При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н. э.) и его наследниках Вавилон вновь стал столицей независимого государства, но к X веку до н. э. над Месопотамией утвердили свое господство ассирийцы. В течение трех веков Вавилоном правили ассирийские цари и их наместники. Им постоянно бросали вызов кочевые племена арамеев и халдеев.

Ассирийцы хорошо относились к Вавилону благодаря его положению священного города, и город обычно поддерживал их в борьбе против племен. Однако в 689 году до н. э. ассирийский царь Синахериб, не желавший мириться с постоянной нестабильностью в регионе, разрушил древний Вавилон. И хотя его преемник постарался исправить этот акт святотатства, с того времени вавилоняне склонялись к объединению с врагами Ассирии. В конце концов, под предводительством халдейского царя Набопаласара они вступили в союз с мидянами, иранским народом, и в конце VII века до н. э. разрушили Ассирию.

Нововавилонское царство

Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Он отобрал у Египта Сирию и Палестину, ликвидировал древнееврейское царство Иудею и разрушил Иерусалим. Подобно своим предшественникам-ассирийцам, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, силой переселяя целые племена. Наиболее известен нам из Библии «вавилонский плен» евреев.

При Навуходоносоре Вавилон находился в зените своей славы. Археологами найдены следы таких сооружений, как террасы Висячих садов и Великой храмовой башни, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне. В то время Вавилон был почти наверняка самым большим городом в мире, и им продолжали восхищаться еще несколько столетий. Помимо того, что они сберегли шумерскую культуру, вавилоняне совершили ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них — современному миру. Формы собственности древнего Вавилона.

Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование в 539 г. до н. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки!

После падения Вавилона Месопотамия перестала быть основой великих царств Ближнего Востока. В качестве столицы провинции Персидской империи Вавилон оставался одним из семи чудес света, и Александр Македонский намеревался сделать его своей столицей, однако умер, так и не добившись спокойствия в своей империи. Его преемники на Ближнем Востоке, династия Селевкидов, возвели свою столицу на реке Тигр, и со временем Вавилон пришел в полный упадок.

Древний Вавилон превратился в столицу небольшого, но постоянно растущего Аморитского царства.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Право собственности вавилонского царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

Законы Царя Хаммурапи

Источники права Древней Месопотамии. Право собственности по Законам Хаммурапи. Особенности законодательства Хаммурапи в отношении договора займа. Особенности брачно-семейного и наследственного права. Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

Другие публикации:  1 федеральный закон рф о библиотечном деле

реферат [25,6 K], добавлен 27.11.2012

Имущественные и обязательственные отношения по законам Хаммурапи. Право собственности во времена правления Хаммурапи. Законодательство Хаммурапи о договорах хранения, товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи об обязательствах из причинения вреда.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 10.02.2009

Социальная структура Древнего Египта. Регулирование имущественных отношений в Древнем Китае. Земля и рабы как главные объекты права собственности в Древнем Китае. Источники права государств Древней Месопотамии. Законы царя Хаммурапи как правовой документ.

практическая работа [100,7 K], добавлен 19.10.2015

Государственный строй Вавилона. История создания и особенности Законов Хаммурапи, характеристика права Вавилона с их позиции. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, уголовное право. Осуждение всего, что нарушало целостность семьи.

реферат [62,5 K], добавлен 19.10.2012

Правления царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи – один из выдающихся памятников истории права. Суть «Закона о гомстедах». Принятие Гомстед-акта, мероприятия против рабовладельцев, проведённые в ходе Гражданской войны и Реконструкции Юга.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 04.06.2010

Законы древневавилонского царя Хаммурапи. Объединение Древней Месопотамии. Систематизация старых и издание новых норм права, вошедших в сборник законов. Правовое и имущественное положение различных категорий рабов. Подневольные работники рабского типа.

контрольная работа [28,2 K], добавлен 27.02.2009

Источники права стран Древнего Востока. Характеристика «Законов Хаммурапи». Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 17.06.2016

Законность брака в Вавилоне определялась по соблюдению особых юридических формальностей. Законы Хаммурапи и вопрос об имущественных отношениях между супругами. Заключительные требования «Законов Хаммурапи». Характеристика Вестминстерского статута.

контрольная работа [37,1 K], добавлен 13.10.2010

История Вавилона того времени. История нахождения «Кодекса Хаммурапи». Судебники — первые законы. Законы Хаммурапи — шестого царя первой вавилонской династии. Структура судебника. Брачно-семейное право. Наследственное право.

реферат [20,0 K], добавлен 07.12.2006

Законы Хаммурапи как свод законов рабовладельческого государства. Основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи. Система «разделения властей» и система «сдержек и противовесов» по Конституции США 1797 г. Особенности Билля о правах 1791 г.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 06.10.2011

Право собственности по законам Хаммурапи

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Группа статей, касающихся собственности, едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.

Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли — как несправедливость.

Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб.

Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков).

Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад.

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялось письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз.

Формы земельной собственности. Сословно-классовая структура Старовавилонского общества.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: царские земли, храмовые, общинные, частные. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико также в области торговли и обмена. Развитию частной собственности на землю способствовало расширение царем сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему; крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов.

В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 года), на более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями. Также законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно регулировался договор займа. Характерной чертой в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения, ограничивающие срок отработки долга (3 года), проценты, взимаемые ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.

3. Категории свободного населения. Категория «мушкенум», ее положение. Рабство: источники, категории рабов, сферы применения их труда, характер рабства. Причины ограничения ростовщичества и эндогенного рабства.

Развитие экономической жизни приводило к появлению долговой кабалы и затем к превращению этой кабалы в особую форму рабства. Земледельцы нуждались в земле, в семенах и в скоте, ремесленники — в сырье, а мелкие торговцы — в товарах. Беря ссуду, должники обязывались уплачивать большие проценты, обычно от 20 до 33%. Кредиторами выступали как частные лица, так и храмы, которые владели крупными богатствами. Должники нередко должны были гарантировать как своевременное возвращение ссуды, так и уплату процентов особым залогом (иногда в виде недвижимости, например, дома) или поручительством третьего лица. Если ссуда не возвращалась в срок, то ответственность падала на поручителя, который в свою очередь мог обратить в кабалу несостоятельного должника и даже захватить его семью и его имущество. Все это приводило к разорению и закабалению несостоятельных должников. Обострялись противоречия между бедняками, терявшими свое последнее имущество и стоявшими на грани рабства, и богачами, которые все больше сплачивались в сильный класс рабовладельцев. Чтобы немного смягчить вспышки классовой борьбы, законодатель пытался несколько оградить личность и имущество кабального должника от притеснений кредитора. Так, по ст. 117 законов Хаммурапи, если должник отдавал в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, то кредитор имел право их держать в своем доме и пользоваться их трудом не более трех лет; на 4-й год он был обязан отпустить их. Очевидно, богачи часто задерживали у себя кабальных должников, стремясь превратить долговую кабалу в фактическое рабство.

Другие публикации:  Как получить выписку из егрп воронеж

Наконец, свод вавилонских законов запрещал кредитору самовольно брать из кладовой своего должника хлеб с целью возмещения ссуды. Возможно, что законодатель, стремясь изжить древние формы самосуда и обычного права, пытался несколько ограничить произвол богачей, часто притеснявших бесправных бедняков. Недаром законы требовали составления юридических документов, фиксирующих те или иные сделки, судебного разбора различных казусов и даже устанавливали формы судебной процедуры. В этом сказывается прогрессивный характер законодательства Хаммурапи.

Пытаясь ограничить произвол богатых и влиятельных кредиторов, вавилонские законы все же вводят оговорку, которая развязывала руки заимодавца, использующего подневольный труд кабального должника. В ст. 115 говорится, что «если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог естественной смертью, то это не может повести к иску». Ведь законы Хаммурапи в конечном счете защищали интересы правящего класса богачей и рабовладельцев.

Разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. На рабов смотрели, как на вещи, их продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. В случае нанесения физического ущерба рабу или его убийства виновный должен был компенсировать владельца раба. Спасая свою жизнь, рабы нередко убегали от хозяев, но закон и власти, стремившиеся всячески защитить интересы рабовладельцев, карали смертной казнью того, кто «выводил за ворота, не принадлежащего ему раба» или «укрывал в доме беглого раба». Рабовладелец мог обратиться к государственной власти с просьбой поймать и вернуть ему беглого раба. При найме раба наниматель должен был брать на себя материальную ответственность в случае бегства раба. В случае продажи раба рекомендовалось в трехдневный срок определить, не является ли продаваемый раб беглым.

Рабы (вардум) составляли низкий общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишения их жизни считалось не более как повреждение собственности их господина, которому виновный был обязан возмести ущерб. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершённая с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие к бегству и укрывательству раба или отказа выдать его виновный подлежал к смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначение рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживались с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы не ограничивали власть господина над рабами.

Большое значение все еще сохраняла патриархальная семья, в которой возникли древнейшие формы угнетения и господства и в связи с этим оформлялись древнейшие виды скрытого рабства. Полновластным хозяином в патриархальной семье считался отец и муж. Ему обязаны были повиноваться все члены семьи. Обычай многоженства ставил жену в приниженное положение.

По ст. 129 законов Хаммурапи муж был «господином своей жены», которую он приобретал как рабыню у своего тестя за определенный выкуп. По законам Хаммурапи за супружескую неверность жена каралась гораздо строже, чем муж, В случае неверности мужа жена могла взять свое приданое и вернуться в дом своего отца. Но в случае неверности жены ее следовало «бросить в воду». Судя по брачным контрактам, если жена отказывалась от своего мужа, то муж имел право ее продать как рабыню. Право собственности жены было ограниченным. Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом: по законам Хаммурапи она не имела права отчуждать свое имущество после смерти мужа, ибо оно считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на преимущественную долю наследства. Таким образом, законодатель, защищая интересы богатых патриархальных семей, стремился сохранить все имущество в руках одной семьи. Судя по документам, детей часто продавали в рабство.

Таким образом из статей закона ясно, что в раннерабовладельческую эпоху в древней Вавилонии существовало домашнее рабство. В отличие от более поздних форм это было еще примитивное, неразвитое рабство. Противопоставляя такое домашнее рабство развитому, существовавшему в античном мире, Энгельс писал: «Иное дело домашнее рабство — как, например, на Востоке; здесь оно образует основу производства не прямо, а косвенно, в качестве составной части семьи, переходя в нее незаметным образом. ».

Вавилонского законодателя меньше всего интересовали труд раба сам по себе, условия работы, отрасли производства, в которых предпочитали использовать рабочую силу рабов, а также масштабы ее использования. Все это предоставлялось решать самому господину, эксплуатирующему раба, будь то индивидуальный рабовладелец или коллектив рабовладельцев. Суд в такие дела не вмешивался. Если для свободного наемного труда законом устанавливались определенные нормы и определялась степень вознаграждения (натурального или денежного), то для раба этого не полагалось. Частный рабовладелец или надзиратель, контролирующий труд дворцовых и храмовых рабов, сам решал, где, в какое время и сколько времени будут работать подневольные люди и сколько средств будет затрачено на их содержание. Поэтому законы Хаммурапи совершенно не интересуются различными видами использования рабов. Был ли раб пахарем или пастухом, камнерезом или кожевником, находился ли он в личном услужении господина или получал разрешение завести свой дом и хозяйство, юридический, статут его оставался одним и тем же. Государство заботилось о том, чтобы он подчинялся своему хозяину и не смел покинуть его, и, кроме того, судебные органы разбирают столкновения рабов со свободными людьми, не являющимися их хозяевами. Производственная деятельность рабов является для законодателя безразличной.

Право господина на продукцию труда самого раба не подлежало сомнению. Речь шла лишь о вычислении доли свободных лиц, и закон защищал их имущественные права, закреплял за ними продукцию их труда.

Не всякий рабовладелец имел желание самостоятельно организовывать те или иные хозяйственные предприятия и обременять себя хлопотами. Многие предпочитали поручать это дело рабам, учитывая, что и сам раб остается под их властью и все, что он зарабатывает, рано или поздно достанется им. Законы Хаммурапи вмешивались в эти дела только в том случае, когда соучастниками экономической деятельности раба оказывались свободные люди (его жена и дети). Только так можно понять ст. 175 и 176. Ни в коем случае нельзя считать, что они подрывали неограниченную власть рабовладельца над его рабом, получившим на практике экономическую самостоятельность, но без права передавать свое имущество (как мы видели, свою половину общего имущества) по наследству.

Категория «мушкенум», ее положение. Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум) составляли основную массу населения. В большинстве своём они владели землёй, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были в свою очередь однородным сословием.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос о «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы достоверностью не установлено. По одной из версий происхождение «мушкену» это жители покорённые Хаммурапи городов и областей, по другой- вольноотпущенники. Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. В случае пленения воина его можно выкупить, и он сохранял право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела. Наряды с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, состоявших в непосредственной близости к царю. Из других госслужащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «луббитум», функция этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. С важным государственным значением религии и храмов Вавилона почётное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие.

Другие публикации:  Окружная субсидия

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землёй, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низкие ступени профессионально — служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, в отличие от архитекторов и корабельщиков, получавшие за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

Развитие экономической жизни приводило к появлению долговой кабалы и затем к превращению этой кабалы в особую форму рабства. Земледельцы нуждались в земле, в семенах и в скоте, ремесленники — в сырье, а мелкие торговцы — в товарах. Беря ссуду, должники обязывались уплачивать большие проценты, обычно от 20 до 33%. Кредиторами выступали как частные лица, так и храмы, которые владели крупными богатствами. Должники нередко должны были гарантировать как своевременное возвращение ссуды, так и уплату процентов особым залогом (иногда в виде недвижимости, например дома) или поручительством третьего лица. Если ссуда не возвращалась в срок, то ответственность падала на поручителя, который в свою очередь мог обратить в кабалу несостоятельного должника и даже захватить его семью и его имущество. Все это приводило к разорению и закабалению несостоятельных должников. Обострялись противоречия между бедняками, терявшими свое последнее имущество и стоявшими на грани рабства, и богачами, которые все больше сплачивались в сильный класс рабовладельцев. Чтобы немного смягчить вспышки классовой борьбы, законодатель пытался несколько оградить личность и имущество кабального должника от притеснений кредитора. Так, по ст. 117 законов Хаммурапи, если должник отдавал в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, то кредитор имел право их держать в своем доме и пользоваться их трудом не более трех лет; на 4-й год он был обязан отпустить их. Очевидно, богачи часто задерживали у себя кабальных должников, стремясь превратить долговую кабалу в фактическое рабство.

Наконец, свод вавилонских законов запрещал кредитору самовольно брать из кладовой своего должника хлеб с целью возмещения ссуды. Возможно, что законодатель, стремясь изжить древние формы самосуда и обычного права, пытался несколько ограничить произвол богачей, часто притеснявших бесправных бедняков. Недаром законы требовали составления юридических документов, фиксирующих те или иные сделки, судебного разбора различных казусов и даже устанавливали формы судебной процедуры. В этом сказывается прогрессивный характер законодательства Хаммурапи.

Пытаясь ограничить произвол богатых и влиятельных кредиторов, вавилонские законы все же вводят оговорку, которая развязывала руки заимодавца, использующего подневольный труд кабального должника. В ст. 115 говорится, что «если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог естественной смертью, то это не может повести к иску». Ведь законы Хаммурапи в конечном счете защищали интересы правящего класса богачей и рабовладельцев.

Разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. На рабов смотрели, как на вещи, их продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. В случае нанесения физического ущерба рабу или его убийства виновный должен был компенсировать владельцу раба. Спасая свою жизнь, рабы нередко убегали от хозяев, но закон и власти, стремившиеся всячески защитить интересы рабовладельцев, карали смертной казнью того, кто «выводил за ворота не принадлежащего ему раба» или «укрывал в доме беглого раба». Рабовладелец мог обратиться к государственной власти с просьбой поймать и вернуть ему беглого раба. При найме раба наниматель должен был брать на себя материальную ответственность в случае бегства раба. В случае продажи раба рекомендовалось в трехдневный срок определить, не является ли продаваемый раб беглым. Характерна ст. 282-я устанавливающая наказание для непокорного раба, которому в случае неповиновения хозяину следовало отрезать ухо. Судя по законам Хаммурапи, рабов обычно клеймили, причем изменение клейма (как и изменение клейма скота) строго каралось.

Однако в Вавилонии рабовладельчеcкий способ производства не достиг полного развития. Длительное сохранение общины, а также остатков родового строя обуславливало медленное развитие общественных отношений и государства. Некоторые cтатьи законов Хаммурапи указывают на сохранение в Вавилонии этих пережитков. Так, по ст. 23, если грабитель не был схвачен, все убытки должна была возмеcтить «местность» (алум), в которой жил грабитель. Следовательно, «местность», вернее, община, cвязывала круговой порукой всех своих членов.

Итак, исственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря развитию ирригации «напоил и накормила жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырыт канал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду». Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли. Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендатора недостающую часть арендной платы. Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли- продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которых имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.

Право собственности и обязательственное право в Законах Хаммурапи

Законы Хаммурапи не содержат общего понятия права собственности. Но их содержание свидетельствует о том, что существовали и охранялись правом различные формы права собственности, в частности: царская, храмовая, общинная, частная. Объектами права собственности могли быть: земля, сад, дом, рабы и другое имущество. Особый правовой режим был в так называемого имущества. Такое имущество (поле, сад, дом) придавал царь воинам ш условий их обязательной службы. Воин владел и пользовался имуществом «илку», но не имел права его продать, обменять, завещать, оплачивается-им долги, использовать как выкуп из плена и т.п.. Согласно Законам X аммурапи, если кто-то купил поле, сад, дом, волов, овец, подаренных рсдуму, баируму (т.е. воину) царем, то такая покупка считалась недействительной, проданное имущество возвращается обратно воину, а покупатель теряет заплачено за него серебро (статьи 35-37).

Значительное внимание уделялось собственности на раба. Человек, вывела Иа городские ворота чужого раба или спрятала беглого раба, осуждалась на смерть (ст. 15). Цирюльнику, что удалил рабу клеймо, отрезали пальцы (ст. 226). За причинение вреда рабу надлежало уплатить половину, а за убийство — полную его стоимость (ст. 199).

Многие статьи (статьи 232,241,244,247,254,259 и др..) Посвящены нихисту частной собственности. Усиленными санкциями защищалась царская собственность (статьи 6,8 и т.д.).

Поскольку в Древнем Вавилоне существовал интенсивный гражданский оборот, то в Законах Хаммурапи было много норм, которые регулировали обязательственные отношения, их содержание свидетельствует И Ира, что существовало две основные основания для возникновения обязательств-заключения договора и ущерба. Законы регулирующие И аки виды договоров: купли-продажи, аренды, займа, мены, найма, поклажи, поручения, перевозки и др.. Все сделки делились на две группы:

1) связанные с отчуждением вещи (купля-продажа, дарение, наследство и т.д.), которые требовали обязательного соблюдения определенных И Иравил (письменная форма, клятва, показания свидетелей и т.п.);

2) без отчуждения вещи.

Сборник законов содержал также признаки некачественных соглашений, в частности, противоречивость их закону, заключение путем обмана, шантажа, насилия или с лицами, имеющими ограниченную дееспособность и право-Идатнисть, пьяницами.

Основным средством обеспечения выполнения договорных юбовьязань было заведение, суть которого заключалась в том, что кредитор в случае невыполнения договора мог удовлетворить свои требования за счет 1.1 возложенных вещи. Предметом заведения могли быть: золото, серебро, зерно, оудивли, рабы и т.п..

Значительное количество постановлений Законов Хаммурапи касается порядка Иа доволення имущественных претензий вследствие причинения вреда (статья-П53 -60 и др.)..

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *