Пособие по уходу за ребенком после 15 лет в 2019 году размер

Содержание:

Стал известен новый размер пособия по уходу за ребенком в 2019 году

Какой размер пособия по уходу за ребенком по 1,5 лет в 2019 году? На сколько повысили это пособие? Сколько составила прибавка? Ответим на вопросы и приведем таблицы с новыми суммами. Также см. “Новые размеры “путинской” материальной помощи на детей в 2019 году“.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году вправе получать один из родителей ребенка или любой другой родственник (опекун), который ухаживает за ребенком и находится в отпуске по уходу за ним. Далее расскажем о новых размерах пособий и сравним их с 2018 годом.

Минимальный и максимальный размеры пособий увеличиваются на районные коэффициенты в тех районах и местностях, где предусмотрено их применение.

Минимальное пособие по уходу за ребенком в 2019 году

В случае ухода за одним ребенком размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка. Однако в 2019 году размер пособия не может быть минимального значения.

МРОТ с 1 января 2019 года составляет 11 280 рублей. Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 4512 р. (11 280 р. x 40 %). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году выплачивать нельзя.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на одного ребенка

до 1 января 2019 года

с 1 января 2019 года

4512 р.

«Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми с 1 января 2019 года не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 6284,65 руб. и после 1 января 2019 года.

Максимальное пособие по уходу за ребенком в 2019 году

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.

Если отпуск начнется в 2019 году, при расчете среднего заработка нужно принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2017 и 2018 годы. Они составляют:

  • в 2017 году – 755 000 руб.;
  • в 2018 году – 815 000 р.

Следовательно, в 2019 году, максимальный средний заработок для расчета отпуска по уходу составит 2150,684931 руб. (755 000 р. + 815 000 р.) ÷ 730 дней).

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2019 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 65 380,821917 руб. (2150,684931 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2019 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составит 26 152,33 руб. (65 380,821917 р. × 40%).

Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году (изменения)

В последнее время поступает много вопросов касательно увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет. Действительно, в 2018 году на рассмотрении в Госдуме были сразу два законопроекта (№ 278518-7 и № 478277-7), которыми предлагалось продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет.

  • в первом случае (законопроект № 278518-7) — в виде нового ежемесячного пособия в размере 3000 рублей, которое предлагалось выплачивать случае непредоставления места в дошкольной образовательной организации после достижения ребенком 1,5 лет;
  • во втором (закон № 478277-7) — в виде того же самого ежемесячного пособия, которое выплачивается по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка за два предыдущих года.

Изначально оба законопроекта планировалось рассмотреть в первом чтении в 26-27 сентября 2018 года, однако как раз в эти дни в окончательном виде депутатами принимался закон о повышении пенсионного возраста, поэтому рассмотрение вопроса о продлении пособия с 1,5 до 3 лет сначала было перенесено на неопределенный срок. Уже после окончательного подписания пенсионной реформы, 16 и 17 октября 2018 года эти законопроекты все же были рассмотрены депутатами и отклонены в первом чтении.

В Правительстве эти предложения не поддержали изначально, и профильный Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей предложил эти законы отклонить (как и все другие аналогичные предложения, которые неоднократно рассматривались Госдумой в предыдущие годы).

При этом новых предложений на 2019 год пока не вносилось.

Правительство о продлении пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2019 году

Если быть реалистами, то сейчас такое изменение может быть принято только в качестве инициативы Правительства или лично Президента (который, как известно, в конце 2017 года уже предложил свою новую демографическую программу). И примечательно, что в 2018 году в Правительстве уже возобновлялось обсуждение вопроса пособия по уходу за ребенком до 3 лет, однако в немного другом ключе.

Еще весной 2018 года Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с ежегодным отчетом Правительства, предложил «пересмотреть» ежемесячное пособие в размере 50 рублей, которое было установлено более 20 лет назад указом Президента от 30.05.1994 г. № 1110 и которое выплачивается в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет из средств работодателя:

Позднее министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил о том, что Минтруд планирует «разобраться с пособием в размере 50 рублей» уже до конца 2018 года, однако до сих пор никаких решений по этому вопросу больше официально не озвучивалось. И будет ли вообще реализовано это поручение в 2019 году — пока не известно (по крайней мере, за несколько предыдущих лет этот вопрос так и не был решен, хотя о его проработке сообщалось много раз).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Другие публикации:  Уголовный кодекс информация

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Другие публикации:  Социальные льготы в башкирии

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Оплата больничного по уходу за ребенком в 2019 году

Кто может оформить больничный по уходу за ребенком

Больничный лист по уходу за ребенком не обязательно оформляет один из родителей или официальный опекун. Любой родственник может ухаживать за больным ребенком, даже если они не проживают вместе.

Однако больничный врач выдаст только работающему члену семьи, который отчисляет взносы в ФСС. В один и тот же период ухаживать за заболевшим ребенком может только один родственник, но если болезнь затянулась, бланки могут быть выданы по очереди разным членам семьи. Например, мать выходит на работу и закрывает свой больничный, но вместо нее листок оформляет бабушка.

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255 (ред. от 07.03.2018), который устанавливает порядок выплаты пособий по больничному, для получения оплаты за период присмотра за больным членом семьи достаточно предоставить на работу правильно оформленный и выданный в лечебном учреждении лист нетрудоспособности. Как-либо подтверждать степень своего родства с ребенком работнику не требуется.

Как оплачивается больничный по уходу за ребенком

Оплата больничного листа по уходу за ребенком с первого дня болезни производится за счет средств ФСС, в отличие от случаев заболевания самого работника, когда первые три дня болезни оплачивает работодатель.

Однако в некоторых случаях не все время присмотра за заболевшим ребеноком может быть оплачено, поскольку существует лимит дней на год, в течение которых можно ухаживать за больным. Время ухода за ребенком свыше установленного лимита не оплачивается по больничному, но это не значит, что родитель обязан работать, просто он будет сидеть с чадом «бесплатно».

Количество календарных дней, за которые начисляется оплата в период такой нетрудоспособности, зависит от нескольких критериев: возраста больного ребенка, способа лечения, тяжести заболевания.

Рассмотрим подробнее, как оплачивается больничный с ребенком. Представим информацию в виде таблицы.

60 (в общем случае)

90 (если заболевание включено в перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 № 84н)

Уточним, что пособие по больничному выплачивается за календарные дни ухода за больным ребенком.

То, каким способом была оказана медицинская помощь ребенку (амбулаторно или в стационаре), влияет на расчет пособия по больничному листу следующим образом (ст. 7 закона № 255-ФЗ):

  • если больной ребенок находился дома, то первые 10 дней больничного рассчитываются по общим правилам — с учетом страхового стажа, а начиная с 11 дня пособие составит 50 % среднего дневного заработка вне зависимости от стажа;
  • если ребенка лечили в стационаре, все дни больничного будут оплачены исходя из страхового стажа.

Как рассчитывается больничный по уходу за ребенком

Расчет больничного по уходу за ребенком осуществляется по среднему дневному заработку сотрудника (СДЗ). СДЗ определяется по тем же правилам, что и при расчете любого пособия по нетрудоспособности.

Общие правила определения среднего дневного заработка таковы:

  • в расчет берутся все выплаты и отчисления за два предыдущих года работы. В 2019 это доходы за 2017 и 2018 гг. Женщина, находившаяся в декрете в это время, вправе заменить период на более ранний, если это поможет увеличить размер пособия по больничному листу;
  • величина выплат для расчета пособия не может превышать в 2017 г. — 755 000 рублей, в 2018 году — 815 000 рублей;
  • средний дневной заработок рассчитывается по формуле:

где 730 — число календарных дней;

  • с учетом предельных величин СДЗ в 2019 г. не может быть выше, чем 2150 рублей 68 копеек ((755 000) + 815 000 / 730);
  • если сотрудник не работал в предшествующие периоды, то заработок для оплаты больничного рассчитывается по МРОТ. В случае, если работник за 2017 и 2018 гг. заработал меньшую сумму, чем МРОТ, умноженный на 24, то используют величину МРОТ, умноженную на 24. С 01.01.2019 для расчета пособия по МРОТ нужно 11 280 руб. умножить на 24, итого минимальный заработок за два года для расчета пособий составит 270 720 рублей. Если его по приведенной выше формуле разделить на 730, получится, что минимальный СДЗ в 2019 г. — 370 рублей 85 копеек.

Помимо среднего дневного заработка, расчет пособия по больничному листу происходит исходя из трудового стажа работника. От стажа зависит процент выплат по листку нетрудоспособности. Если:

  • сотрудник имеет стаж от 8 лет и более, он получит 100 % от среднего заработка;
  • сотрудник трудился в целом от 5 до 8 лет, ему положено 80 % среднего заработка;
  • сотрудник отработал менее 5 лет, он получает 60 % среднего заработка.

Учитывая общие правила оплаты пособий по нетрудоспособности и нюансы, выделяющие расчет пособия при ухаживании за больным ребенком, можно вывести такие формулы расчета больничного пособия для рассматриваемого случая.

При лечении ребенка в стационаре, а также в первые 10 дней лечения дома:

Начиная с 11 дня лечения ребенка амбулаторно (дома):

Пример расчета больничного по уходу за ребенком в 2019

Рассмотрим на примере, как рассчитывается больничный по уходу за ребенком в 2019 г.

У сотрудницы ООО «Империя» Батрудиновой М.И. заболел сын 8 лет. Лечение ребенка проходило на дому — амбулаторно и продлилось 12 дней — с 15.03.2019 по 26.03.2019. Ранее, в январе 2019, ребенок уже был болен и Батрудинова М.И. оформляла листок нетрудоспособности на 10 дней.

Стаж Батрудиновой М.И. составляет 14 лет. За 2017 г. она заработала 780 000 руб., за 2018 — 797 000 руб. Заработок превышает установленный предельный размер для расчета больничного, поэтому для расчета пособия используется лимит СДЗ на 2019 г. — 2150 рублей 68 копеек.

Так как ребенку Батрудиновой больше 7 лет, то ей можно оплатить только 45 дней больничного по уходу за ребенком в год и не более 15 дней подряд. С учетом того, что в январе ребенок болел 10 дней, 12 дней болезни, которые приходятся на март, не выходят за рамки 45 дней и будут оплачены полностью. Из них 10 дней болезни ребенка будут оплачены в размере 100 % среднего дневного заработка, так как стаж Батрудиновой более 8 лет, а оставшиеся два дня — в размере 50 % заработка, поскольку лечение проходило амбулаторно.

Пособие по уходу за больным ребеноком за первые 10 дней рассчитывается, как:

Другие публикации:  Федеральный закон 218 от 18072011

За оставшиеся 2 дня:

Общая сумма пособия по больничному за 12 дней, которую получит Батрудинова М.И., составит:

Образец заполнения больничного по уходу за ребенком

Пособие начисляется на основании листа нетрудоспособности, выданного сотруднику врачом, в течение 10 календарных дней с момента предъявления листка работодателю. Подробнее о заполнении больничного можно прочесть в этом материале. Больничный лист по уходу за ребенком в графе «код заболевания» обычно содержит число 09, в отдельных случаях там могут быть указаны коды 12, 13, 14, 15 (подробнее об этом в таблице выше).

Работодатель заполняет свою часть бланка, указывая данные работника, страховой стаж, средний заработок и итоговую сумму начисленного пособия, и передает листок в ФСС. Выплата пособия производится в ближайший день выдачи зарплаты. Напомним, что оплата больничного по уходу за ребенком полностью возмещается работодателю за счет средств фонда соцстрахования. Подробности расчета (почему начислена именно такая сумма) в основном бланке не приводятся, их прикладывают дополнительно в свободной форме при передаче листка в ФСС.

Приведем образец заполнения работодателем своей части бланка.

Если период ухода за больным совпал с отпуском

Оплата больничного по уходу за ребенком не предполагается в случае, если период болезни пришелся на отпуск родителя. Согласно п. 40 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, во время ежегодного оплачиваемого отпуска или отпуска за свой счет лист нетрудоспособности по уходу не выдается вовсе. В соответствии с п. 41 Приказа, если больной не успевает выздороветь до даты выхода родителя (или другого ухаживающего за ним члена семьи) из отпуска, то листок нетрудоспособности выдается со дня, когда сотрудник должен приступить к работе.

Продлить время отпуска на период лечения можно только при заболевании самого работника, но не при уходе за заболевшим.

Больничный по уходу после увольнения

Работодатель обязан оплатить больничный сотруднику, если тот заболел в течение 30 дней после увольнения, не успел за это время заново трудоустроиться и предоставил необходимый бланк по прежнему месту работы.

Однако это правило не распространяется на случаи ухаживания за детьми, а относится только к случаям утраты трудоспособности самим сотрудником (п. 2 ст. 5 закона № 255-ФЗ).

При этом стоит отметить, что есть судебная практика, опровергающая эту устоявшуюся позицию. Так, Томский областной суд в Определении от 21.09.2012 по делу № 33-2420/2012 иначе трактовал эту норму закона и указал, что истица вправе требовать от работодателя оплаты листка нетрудоспособности при наступлении страхового случая в пределах 30 дней с даты увольнения, в том числе для ухода за больным членом семьи.

Новые детские выплаты и пособия в 2019 году

Индексация детских пособий произойдет в феврале, а не в начале года, как это было раньше. Изменятся детские пособия – за постановку на учет в ранние сроки беременности, единовременная выплата при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и пособие по беременности и родам. Их обязан выплачивать работодатель.

Новые выплаты, пособия и льготы россиянам в 2019 году

Коэффициент федеральных индексаций утвердит правительство РФ. «В 2019 году инфляция, прогнозируемая специалистами, составит 3,7%», – сообщает сайт Маткапитал. Региональные выплаты проиндексированы на 4%.

Пособие по беременности

Единовременное пособие по беременности (декретные) положены всем трудоустроенным и находящимся в положении гражданкам РФ. Если женщина являлась безработной, она не может претендовать на получение пособия, так как фактически не выходит в отпуск. Рассчитывают декретные по формуле: размер выплаты = А * (В /С), где А — количество дней отпуска, когда выплачивается пособие по беременности и родам, В — средний заработок за последние 2 года, С — количество отработанных дней за этот период (без выходных, отпусков, отгулов и больничных). Важен и стаж работы – если до ухода в декрет женщина отработала менее полугода, сумма будет минимальной – из расчета МРОТ (в Новосибирской области 14100 рублей). При стаже более 6 месяцев декретные начисляются полностью.

При своевременной постановке на учет до 12 недели беременности жительницам Новосибирска еще полагается 754,16 рубля. Эта сумма выплачивается вместе с декретными. Размер выплат студенткам-очницам зависит от их стипендии, а беременная жена солдата в армии получит 31847,71 рубля в виде пособия по беременности и родам.

Выплата при родах

Единоразовое пособие при рождении младенца получают все гражданки РФ. Жительницам Новосибирской области, родившим в 2019 году, выплатят 19620,40 рубля. Эта сумма выплачивается вместе с декретными.

Молодые семьи должны знать о мерах государственной поддержки. Фото Виктора Боровских

Пособие по уходу за ребенком от 0 до 1,5 лет

Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получают все родившие гражданки РФ. Он рассчитывается следующим образом: cреднемесячный заработок, умноженный на 40%. Если средний заработок меньше МРОТ, то посчитать размер пособия можно, умножив МРОТ на 40%, таким образом минимальный размер детского пособия в 2019 году составит 3770,79 рубля. «Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми в Новосибирской области составляет 7541,58 рубля. Жена солдата-срочника в качестве ежемесячного пособия будет получать 13649,01 рубля, пока отпрыску служащего не исполнится 1,5 года.

Материнский капитал

Материнский капитал за рождение второго ребенка в этом году составит 453026 рубля. Напомним, ежемесячные выплаты по 11358 рублей в течение 1,5 лет вместо разовых 453 тысяч смогут получать малообеспеченные семьи, имеющие сертификат материнского капитала. Оставшаяся сумма материнского капитала не сгорает, ее можно использовать на любое из прописанных в законе направлений – улучшение жилищных условий, образование ребенка, здравоохранение и погашение кредитов. 60 рублей в месяц могут получать мамы малышей от 1,5 до 3 лет.

«Путинские» выплаты

Не путайте их с материнским капиталом. «Детские» выплаты на первого и второго ребенка выдаются семьям, где на человека приходится менее полутора прожиточных минимумов. Рассчитать, имеете ли вы право на выплату в равных долях в следующем году, нетрудно: достаточно сложить общую сумму доходов семьи за последние 12 месяцев, разделить ее на 12 и оставшуюся часть разделить на всех членов семьи, включая новорожденного ребенка. Если получившаяся сумма меньше полуторакратного прожиточного минимума, то можно смело подавать заявление на ежемесячную выплату.

Семьи начали получать две новых выплаты при рождении детей

Ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка до 1,5 лет с 1 января 2019 года составит 11 358 рублей. Выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет составит 11 145 рублей.

Многодетные и малоимущие

Малоимущие семьи могут рассчитывать на ежегодные 300 рублей для приобретения письменных принадлежностей на каждого ребенка. Если в малоимущей семье разом появились на свет двое и более ребятишек, им положено 5000 рублей единовременно. Рассчитать, являетесь ли вы малоимущими, несложно: достаточно сложить совокупный доход семьи за три месяца, разделить на три и поделить на количество членов семьи. Если сумма меньше МРОТ, то можно смело подавать документы в органы соцзащиты для признания статуса малоимущих.

Программу выплат маткапитала предложено продлить до конца 2021 года. Фото Аркадия Уварова

Многодетным семьям (трое и более детей) положены пособия для устройства детей в учебные заведения: 5000 рублей при поступлении в первый класс общеобразовательной школы и 10000 рублей при зачислении в высшее учебное заведение. Многодетным семьям положено 2000 рублей в год на приобретение одежды для детей-школьников. Если несовершеннолетних детей в семье пять и более, семья может рассчитывать на единовременную выплату на ремонт в размере 100000 рублей.

Для многодетных проиндексирована региональная мера социальной поддержки – областной семейный капитал, сумма которого в прошлом составляла 100 тысяч рублей. С учетом 4% региональной индексации сумма составит 104 тысячи рублей. Распорядиться областным семейным капиталом можно не ранее чем после полутора лет со дня рождения или усыновления третьего ребенка и последующих детей.

Семьи с детьми-инвалидами могут рассчитывать на ежемесячную помощь от государства в размере 330,72 рубля. Такую же сумму получат и граждане, имеющие ВИЧ-инфицированного ребенка. А если в семье трое и более детей инвалидов, им полагается сумма в 15000 рублей на каждого.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *