Гаджинский аМ Основы логистики учебное пособие

Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 1996. 9. Понятие информационного потока в логистике

9. Понятие информационного потока в логистике.

Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.

Логистическая операция — обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Логистическая функция — укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Основные функции — снабжение, пр-во, сбыт.

Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. — Саратов, 1992. — 83 с.

2. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 / СГТУ. — Саратов, 1995.-35с.

3.Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 /СГТУ — Саратов, 1995. — 21 с.

-16-

Виды логистических операций и функций.

В логистике для управления потоками использую функции:

— Планирование (установление оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика следования потока, расчет потребностей в ресурсах для осуществления потока).

— Оперативное регулирование (отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих воздействий).

— Учет, сбор, обработка, хранение и выдача информации о МП, составление отчетности).

— Контроль (степень соответствия фактических параметров потока плановым).

— Анализ (причины несоответствия плану).

Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. – Саратов, 1992. – 83 с.

2. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 / СГТУ. – Саратов, 1995.-35с.

4.Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 /СГТУ – Саратов, 1995. – 21 с.

-17-

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Логистика. Гаджинский А.М.

20-е изд. — М. : 2012. — 484 с.

В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики, охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.

Для студентов высших учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 11
Введение 13
Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики
Глава 1. Понятие логистики 15
1.1. Основные области применения понятия «логистика» 15
1.2. Определение понятия логистики 20
1.3. Расширенная трактовка понятия логистики 25
1.4. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками 28
1.5. Предпосылки развития логистики 31
1.6. Этапы развития логистики 36
1.7. Экономический эффект от использования логистики 39
1.8. Взаимосвязь логистики и маркетинга 44
1.9. Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения 45
Глава 2. Концепции и функции логистики 54
2.1. Концепция и принципы логистики 54
2.2. Гуманизация технологических процессов и развитие логистического сервиса 57
2.3. Функции логистики 59
2.4. Организационная структура логистики на предприятии 62
2.5. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом 65
2.6. Логистика и стратегическое планирование 67
Глава 3. Материальные потоки и логистические операции 71
3.1. Понятие материального потока 71
3.2. Виды материальных потоков 74
3.3. Логистические операции 78
Глава 4. Логистические системы 82
4.1. Понятие системы 82
4.2. Понятие логистической системы 84
4.3. Виды логистических систем 87
Глава 5. Методологический аппарат логистики 92
5.1. Общая характеристика методов решения логистических задач 92
5.2. Анализ полной стоимости в логистике 94
5.3. Моделирование в логистике 97
5.4. Экспертные системы в логистике 102
5.5. Определение и основные принципы системного подхода 104
5.6. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем 106
5.7. Пример классического и системного подходов к организации материального потока 108
5.8. Анализ ABC 112
5.9. Графические методы определения границ групп А, В и С 117
5.10. Влияние вероятностного характера спроса на решения по управлению запасами (анализ XYZ) 125
5.11. Задача «сделать или купить» 126
5.12. Показатели логистики 129
Глава 6. Учет издержек в логистике 138
6.1. Проблемы учета издержек в логистике 138
6.2. Требования к системам учета издержек в логистике 142
6.3. Особенности учета логистических издержек 145
6.4. Классификация издержек в логистике 147
6.5. Издержки на создание и поддержание запасов 149
6.6. Транспортно-заготовительные расходы 150
Раздел II. Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
Глава 7. Функциональные области логистики 153
7.1. Характеристика функциональных областей логистики 153
7.2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики 157
Глава 8. Закупочная логистика 161
8.1. Сущность закупочной логистики 161
8.2. Задачи закупочной логистики 165
8.3. Функция снабжения на предприятии 167
8.4. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике 168
8.5. Задача выбора поставщика 171
8.6. Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике 176
8.7. Метод быстрого реагирования 181
Глава 9. Производственная логистика 184
9.1. Понятие производственной логистики 184
9.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства 186
9.3. Качественная и количественная гибкость производственных систем 187
9.4. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике 188
9.5. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике 191
9.6. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве 193
Глава 10. Распределительная логистика 195
10.1. Понятие распределительной логистики 195
10.2. Задачи распределительной логистики 200
10.3. Логистические каналы и логистические цепи 201
10.4. Развитие инфраструктуры товарных рынков 207
Глава 11. Транспортная логистика 212
11.1. Сущность и задачи транспортной логистики 212
11.2. Сравнительная характеристика отдельных видов транспорта 218
11.3. Выбор вида транспорта 220
11.4. Транспорт свой или наемный 228
11.5. Выбор перевозчика 232
11.6. Составление маршрутов движения автомобильного транспорта 233
11.7. Транспортные тарифы и факторы, влияющие на их размер 236
Глава 12. Информационная логистика 240
12.1. Понятие, цель и задачи информационной логистики 240
12.2. Информационные потоки в логистике 242
12.3. Информационные системы в логистике 246
12.4. Требования к информационным системам в логистике и принципы их построения 247
12.5. Виды информационных систем в логистике 249
12.6. Принципы построения информационных систем в логистике 252
12.7. Эффект от внедрения логистических информационных систем 256
12.8. Информационные технологии в логистике 258
Глава 13. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов 260
13.1. Проблема идентификации объектов, составляющих материальные потоки и ее решение в логистике 260
13.2 Технология применения штрихового кода EAN-13 262
13.3. Физические законы, лежащие в основе технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов 264
13.4. Структура номера товара EAN-13 265
13.5. Штриховой код на транспортной упаковке 267
13.6. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом 269
13.7. Эффективность применения технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов 272
Глава 14. Сервис в логистике 275
14.1. Понятие логистического сервиса 275
14.2. Формирование системы логистического сервиса 276
14.3. Уровень логистического сервиса 278
14.4. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса 280
14.5. Зависимость объема продаж от уровня сервиса 282
14.6. Определение оптимального объема уровня логистического сервиса 285
14.7. Критерии качества логистического сервиса 287
Глава 15. Управление временем процессов в логистике 290
15.1. Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия 290
15.2. Виды временных циклов в логистике 293
15.3. «Разрыв» времени исполнения заказа и пути его сокращения 296
Глава 16. Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики 299
16.1. Логистический подход к организации товародвижения 299
16.2. Логистика и интеграционные процессы в торговле 302
16.3. Логистика в звеньях товародвижения. 305
16.4. Служба логистики на предприятиях торговли 307
16.5. Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле 309
16.6. Логистика и научно-техническое развитие торговли 311
16.7. Эффективность применения логистики в торговле 313
Раздел III. Запасы и склады в логистике
Глава 17. Понятие, основные виды, роль и логистика материальных запасов 316
17.1. Понятие материального запаса 316
17.2. Основные виды материальных запасов 320
17.3. Основные причины сокращения запасов (отрицательная роль запасов) 325
17.4. Основные причины создания запасов (положительная роль запасов) 327
17.5. Повышение уровня организованности процессов товародвижения как альтернатива росту материальных запасов 332
Глава 18. Определение размера запасов 337
18.1. Определение оптимального размера текущего запаса 337
18.2. Удельные затраты на создание и хранение запасов 350
18.3. Определение размера текущего запаса в условиях ограниченных возможностей управления хозяйственной ситуацией 356
18.4. Определение размера страховых запасов 360
18.5. Влияние характера распределения на размер страхового запаса 368
Глава 19. Системы контроля состояния запасов 371
19.1. Общая характеристика систем контроля состояния запасов 371
19.2. Параметры основных систем контроля состояния запасов 376
19.3. Сравнительная характеристика основных систем контроля состояния запасов 382
Глава. 20. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики 384
20.1. Оптимизация ассортиментного состава запасов в эшелонах логистических систем 384
20.2. Концентрация запасов как метод их сокращения 385
20.3. Метод быстрого реагирования и размер запасов 387
Глава 21. Понятие, виды и функции складов 391
21.1. Склады, их понятие и роль в логистике 391
21.2. Виды складов 392
21.3. Функции складов 395
Глава 22. Склад как элемент логистической системы 398
22.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы 398
22.2. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания 401
22.3. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории 410
22.4. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада 421
Глава 23. Склад как самостоятельная логистическая система 425
23.1. Принципы организации технологических процессов на складах 425
23.2. Структурный анализ складских процессов 428
23.3. Принципиальная схема технологического процесса на складе 430
23.4. Транспортно-технологическая схема переработки грузов на складе 433
23.5. Технологические карты 436
23.6. Разработка стандартных процедур складского процесса 439
23.7. Технологические графики 441
23.8. Сетевое планирование складских процессов 443
23.9. Технологические планировки складов 445
23.10. Карты организации рабочих мест персонала склада 446
Глава 24. Организация складских процессов с элементами логистики 448
24.1. Краткая характеристика складских операций 448
24.2. Поступление грузов на склад 453
24.3. Входной контроль поставок товаров на складе 458
24.4. Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе 459
24.5. Отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей 463
24.6. Отгрузка товаров со складов 467
Глава 25. Грузовая единица — элемент сквозного логистического процесса 471
25.1. Понятие грузовой единицы, роль в логистике и характеристики 471
25.2. Размер грузовой единицы 472
25.3. Пакетирование грузовых единиц 475
25.4. Практические приемы координации работ с грузовыми единицами 478
Литература 480

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Гаджинский аМ основы логистики учебное пособие

5. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технология, управление и логистика: Учеб.-практическое

12. Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логисти­ ке — М.: ТК Велби; Изд-во “Проспект”, 2008.

Другие публикации:  Договор с несколькими покупателями

Для писем: 129347, Москва, п/о И-347 Тел./факс: 8(495) 741-34-28,

3. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2001.

18. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях по­ ставок: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Логистика: Учебник /Под ред. Б. А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2008.

11. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. — 4-е

Подписано в печать 22.08.2011. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 30,25.

пособие: — М.: ТК Велби; Изд-во “Проспект”, 2007.

9. Миротин Л. Б., Покровский А. К. Введение в коммер­ ческую логистику. — М.: Альфа-Пресс, 2008.

6. Джонсон, Джеймс, Вуд, Дональд, Ф., Вордлоу, Дениэл, Л., Мерфи-мл., Поль, Р. Современная логистика, 7-е изд. / Пер. с англ. — М.: ИД “Вильямс”, 2002.

13. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика: Учеб. посо­ бие. — СПб.: ИД “Бизнес-пресса», 2000.

учет издержек на протяжении всей логистичекой цепи;

8. Снижение уровня запасов готовой продукции;

4. Обеспечение непрерывности процесса производства;

10. Организация доставки продукции потребителям;

7. Управление материальным потокам в производстве;

— ориентация на логистику как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 / СГТУ. — Саратов, 1995.-35с.

— принятие решений на основе экономических компромиссов;

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. — Саратов, 1995.- 167с.

11. Организация сервисного обслуживания потребителей;

6. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов спец0701

Направление работы по реализации целей логистики:

— выполнение заказов происходит немедленно;

Определяем затраты на приобретение материалов.

— цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.

хр­— затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)

Смат = Ц*q (Ц — цена товара, q — объем партии) С1 — затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.

Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:

Экономический размер партии — такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.

— общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 1996.

С2 — затраты на хранение единицы товара, q — хранимый запас, p — среднесуточный расход.

23. Расчет оптимального размера производимой партии.

Зная qопт можно определить оптимальное число поставок в год = nопт A/ qопт

– 275 с. 17. Родионов А. Родионов Р. Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия: Учебное пособие.

Материалы подготовили О. Иртегова (Ижевск), П. Овсянников (Курган), Ю. Селиверстов (Оренбург), С.

16. Практикум по логисмтике: Уч. Пособие / Под ред. Аникина Б. – М. :ИНФРА-М, 2001.

3. Багиев Г. Семененко Е. Оценка и прогнозирование эффективности производства транснациональных корпораций. СПб.

22. Стаханов В. Н, Тамбовцев С. Промышленная логистика: Учебное пособие. М: ПРИОР, 2000. 23.

М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». -2003. –408 с.

Логистический менеджмент: Уч. Пособие / Под ред. В. Козловского и др. – 2-е издание, перераб.

8. Голиков Е. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. М.

2. Аникин Б. Логистика / Учебное пособие. М. ИНФРА. 2000.

Логистики: Управление в грузовых транспортно-логистических системах. – М. Юристъ, 2002. 15. Неруш Ю.

Основы теории: Учебник для вузов. — СПб. Издательство «Союз», 2003.

Логистика : учебное пособие для бакалавров / ред.: Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. — М. : Проспект, 2014. — 408 с. В пособии в сжатой и доступной форме. Авторы: Аникин Б. А.; Издательство: Инфра-М; Цена: 239 руб.; Переплет: твердый; ISBN: 5-16-001941-3, 978-5-16-001941-3; Год издания: 2012 г.;. В учебнике даны основные определения коммерческой логистики, отражена ее под ред. Б. А. Аникина Практикум преследует цель — дать читателю. Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития Концепция логистики Информационная логистика Аникин Б. А. Практикум по логистике DJVU.

2 ИНФОРМАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР «МАРКЕТИНГ» А. М. ГАДЖИНСКИЙ ЛОГИСТИКА Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений ББК 87.4 Г 13 Издание второе Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», с. ISBN В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики. Охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов. Рецензент заслуженный деятель науки РФ, действительный член Инженерной академии, председатель Координационного совета по логистике, доктор технических наук, профессор Л. Б. Миротин 2

Гаджинский аМ основы логистики учебное пособие

16 принцип четкого установления мест стыка; принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения; принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек машина». Область науки и практики, связанная с технико-технологическими аспектами хранения, обработки и передачи экономической информации, динамично развивается. Совершенно неразвитая в середине 80-х годов в России технология автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов сегодня становится обязательной на отечественном рынке (например, «Положение о внедрении штрихового кодирования продукции на потребительском рынке г. Москвы» постановление Правительства Москвы от 7 мая 1996 г.). Материал следующего вопроса знакомит с принципами построения штриховых товарных кодов: EAN-13 и EAN-8 (Европейский товарный код) и UPC — универсальный товарный код (США и Канада). Особое внимание при изучении темы уделяется пониманию преимуществ, которые создает использование штриховых товарных кодов на всех этапах движения материального потока: в производстве, в складском хозяйстве, в розничной торговле. В логистических процессах объектом управления чаще всего является грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи товарных единиц. Отсутствие единообразия и согласованности участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно снижает показатели логистики. В этой связи международной ассоциацией EAN разработан и в настоящее время начинает широко применяться единый стандарт на маркировку грузовых пакетов, основанный на использовании кода UCC-128. В настоящей теме студенты познакомятся с системой кодирования и маркировки грузовых единиц, поймут преимущества использования в логистике современных информационных технологий. По данной теме студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу: познакомиться с информационной системой, обеспечивающей управление материальными потоками на конкретном предприятии; проанализировать информационную систему предприятия в плане ее соответствия принципам построения информационных систем; на качественном уровне оценить резервы повышения эффективности управления материальными потоками на предприятии, которые можно вскрыть за счет совершенствования информационной системы; ознакомиться с техникой и технологией обработки информации на предприятии; используя литературные источники, познакомиться с системами, обеспечивающими обмен информацией между участниками логистических процессов на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Студенты вечернего и заочного отделений знакомятся с системами обработки информации, функционирующими на предприятиях по месту работы. При этом необходимо проанализировать как систему, действующую внутри предприятия, так и систему более высокого порядка, обеспечивающую обмен информацией между предприятием и другими участниками логистического процесса: транспортными организациями, поставщиками и покупателями товаров (в том числе и зарубежными). Анализ необходимо завершить разработкой конкретных предложений по совершенствованию управления информационными потоками на микро- и макроуровне. В теме 12 «Запасы в логистике» изучаются следующие основные вопросы: понятие материального запаса; причины создания запасов; виды материальных запасов; определение оптимального объема заказываемой партии. Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья к конечному потребителю периодически задерживается, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических 16

14 маркетингом. Данный вопрос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются проблемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и совокупности применяемых методов. Предмет третьего вопроса данной темы — логистические каналы и логистические цепи. Из курса маркетинга известно понятие канала распределения. Логистика также широко использует это понятие, так как выбор канала определяет тот путь, по которому материальный поток попадает к конечному потребителю. Например, поток, выходящий с промышленного предприятия, как правило, представлен крупными партиями однородных грузов. В таком виде направить его непосредственно потребителю нельзя — резко возрастут разнообразные издержки. Поэтому канал должен включать посредников, выполняющих функцию накопления запасов и подбора потребительского ассортимента. После принятия решения о канале распределения необходимо сформировать логистическую цепь, то есть выбрать конкретных участников логистического процесса — конкретного перевозчика, посредника, страховщика и т. д. Изучая данный вопрос, необходимо осознать два основных положения. В о — п е р в ы х, что от выбора логистического канала и логистической цепи существенно зависит себестоимость товара, попавшего к конечному потребителю. В о в т о р ы х, что сама возможность выбора как канала, так и цепи, в свою очередь, зависит от насыщенности экономического пространства разнообразными субъектами, осуществляющими те или иные функции логистики, то есть от степени развития инфраструктуры товарного рынка. В целом изучение восьмой темы дает представление о распределении материального потока как о самостоятельной, специфической области логистики, формирует знание состава задач, решаемых в процессе распределения, а также навыки решения наиболее существенных из них. По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно исследовать распределительную систему конкретной фирмы в плане анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие вопросы: 1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформулирована эта задача. 2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения. 3. Насколько согласована по своим параметрам техника, используемая в исследуемой системе распределения. 4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения. 5. Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы. Тема 10 «Транспортная логистика» представлена следующими вопросами: сущность и задачи транспортной логистики; выбор вида транспортного средства; транспортные тарифы и правила их применения. Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% or суммы общих затрат на логистику. Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществления больших объемов перевозок является предметом транспортной логистики. Актуальность транспортной логистики обусловлена необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта. При изучении первого вопроса темы формируется понимание специфики управления материальными потоками на транспортных участках. К задачам транспортной логистики относят: создание транспортных коридоров и транспортных цепей; совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок); совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских 14

9 логистической операции рассматривается ниже). Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе в разрезе следующих признаков: — натурально-вещественный состав потока: одноассортиментные и многоассортиментные; — различие массы или объема: массовые, крупные и средние; — степень совместимости грузов различной номенклатуры; совместимые и несовместимые; — удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные; — способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.; — по отношению к логистической системе: внешние, внутренние, входящие и выходящие. Материал последнего вопроса темы формирует представление о логистических операциях как совокупности действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового пакета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи. Классифицируют логистические операции по следующим признакам: переход права собственности на товар: с переходом, без перехода; изменение потребительских свойств: с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости; природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком. В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде материальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям. Тема 4. Логистические системы. Основные вопросы: понятие системы; понятие логистической системы; виды логистических систем. Базовым понятием логистики является понятие «система». Однако до настоящего времени не выработано строгого, формального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить ч е т ы р е с в -о й с т в а, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой: — целостность и членимость, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом; — связь, то есть между элементами системы имеются существенные связи; — организация, то есть связи в системах определенным образом упорядочены; — интегративные свойства, то есть наличие качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Это дает возможность рассматривать логистические системы в разрезе названных выше ч е т ы р е х с в о й с т в : 1. Ц е л о с т н о с т ь и ч л е н и м о с т ь. В макрологистике элементами (подсистемами) логистических систем являются: поставщик, транспорт, покупатель; в микрологистике — снабжение, сбыт, обслуживание производства. 2. С в я з ь. В макрологистических системах элементы (поставщик, транспорт и покупатель) связаны товароденежными отношениями. Форма связи договор. В микрологистических системах, то есть внутри предприятий, снабжение, производство и сбыт связаны внутрипроизводственными отношениями. 9

Другие публикации:  Арбитражный суд перм

4 ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ Глава 10 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Глава 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ МАРКИРОВКА ГРУЗОВОГО ПАКЕТА МАШИНОЧИТАЕМЫМ КОДОМ Глава 12 ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ЗАПАСА ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ ПАРТИИ Глава 13 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИИ СКЛАДОВ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА — ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ Глава 14 СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Глава 15 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРОПРОВОДЯЩИХ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ 158 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы. Изучение третьего и четвертого вопросов формирует понимание причин, обусловливающих актуальность применения логистики для тех или иных экономических условий. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе следующих слагаемых: — снижение запасов на всем пути движения материального потока; — сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи; — снижение транспортных расходов; — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. В результате изучения первой темы формируется представление о том, что такое логистика, в чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показателей. В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствования на базе логистики. Тема 2. Концепция и функции логистики. Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов: концептуальные положения логистики; участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции; функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства. Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. Основные положения названной системы взглядов — предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующими положениями: реализация принципа системного подхода; учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки; гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда; развитие услуг сервиса на современном уровне; способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Понимание материала следующего вопроса этой темы позволяет выделять из всех субъектов экономики структуры, имеющие самое непосредственное отношение к продвижению материального потока: транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы; предприятия оптовой торговли; коммерческо — посреднические организации; предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции. Деятельность перечисленных участников наиболее существенно влияет на характеристики сквозных материальных потоков, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозными материальными потоками имеют отношение и другие субъекты экономики, например, банки, страховые компании и т. п. 7

11 *Функциональная область логистики это большая группа работ по управлению материальными потоками, объединенная по признаку общности цели этих работ. Например, работы, связанные с обеспечением предприятия предметами труда. Наука и практическая деятельность в сфере логистики вырабатывают общие приемы управления сквозными материальными потоками (а также связанными с ними информационными потоками). Однако, несмотря на это, управление материальными потоками на отдельных участках имеет известную специфику. В рамках данной темы формируется представление об отдельных функциональных областях логистики, выделяемых в соответствии с названной спецификой: закупочная логистика — управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами; производственная логистика — управление материальным потоком на стадии производственного звена; распределительная логистика — комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров; транспортная логистика — специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках; информационная логистика — управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока. Знакомство с данной темой позволяет перейти к изучению практики применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения, то есть к изучению следующих тем курса логистики. Тема 7 «Закупочная логистика» формирует представление по следующим вопросам: сущность и задачи закупочной логистики; служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики; задача «сделать или купить»; задача выбора поставщика. Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является: элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие; элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия; самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистическои системы, необходимо понять специфику работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логистики (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы. Второй вопрос рассматривает варианты системной организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирования на любом уровне. Реализация функции снабжения предприятия осуществляется в процессе решения большого 11

8 Однако временные рамки курса не позволяют развернуто изучить финансовое, страховое и другие виды обеспечения логистических процессов. Во втором вопросе темы очерчен круг логистических функций,* выполняемых основными участниками в процессе управления материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первичного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. * В рамках настоящего курса под термином функция понимается совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, также имеющих определенную цель. К логистическим функциям относят работы, выполнение которых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти грузы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту. На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредническими и производственными предприятиями. Участники логистического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем вопросе. К таким участникам относят службу маркетинга, службу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логистики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа. По данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу: изучить организационную структуру предприятия (по литературным источникам либо на материалах конкретной фирмы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функции логистики; оценить возможность выделения единой логистической службы; наметить состав ее функций; оценить целесообразность реорганизации предприятия; обозначить факторы, которые могут оказать сдерживающее влияние на преобразование организационной структуры. Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С предложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фирмы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последующих семинаров. Тема 3 «Материальные потоки и логистические операции» изучается в разрезе следующих вопросов: понятие материального потока; виды материальных потоков; логистические операции на разных стадиях движения материального потока. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие 8

Другие публикации:  Пенсия про инвалидности

1 А.М. Гаджинский Логистика Учебник МОСКВА

10 3. О р г а н и з а ц и я. В макрологистике это структура хозяйственных связей. В микрологистике — организационное построение предприятия. 4. И н т е г р а т и в н ы е с в о й с т в а. Построенные в соответствии с принципами логистики системы обеспечивают поставку необходимых товаров, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами. Анализ реальных материалопроводящих систем в разрезе перечисленных свойств, то есть выделение значимых для логистического процесса элементов, идентификация связей и анализ организации, позволяет делать обоснованные выводы о причинах наличия у этих систем тех или иных интегративных качеств, принимать обоснованные решения по их преобразованию в соответствии с намеченными целями. Завершает тему знакомство с видами логистических систем: макрологистические и микрологистические системы, логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и с гибкими связями. В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется проанализировать конкретную логистическую систему, для чего: выделить ее подсистемы, охарактеризовать внутрисистемные связи и организацию, а также описать интегративные качества, обусловленные наличием данных элементов, данных связей и данной организации. Тему 5 «Методологический аппарат логистики» предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов: общая характеристика методов решения логистических задач; моделирование в логистике; определение и основные принципы системною подхода; сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем; пример классического и системного подходов к организации материального потока. Изучение первого вопроса темы формирует общее представление о методах логистики, всю совокупность которых можно разделить на д ве г р у п п ы : — методы, которые традиционно использовались и используются при управлении материальными потоками, то есть в процессе транспортировки, складирования и выполнения других логистических операций (вне зависимости от степени реализации идеи логистики, то есть от степени согласованности действий участников логистического процесса); — специфические методы, позволяющие осуществлять эффективное управление сквозными материальными потоками. К таким методам относят системный подход, кибернетический подход, прогностику, методы исследования операций и др. Широко применяемым в логистике методом является моделирование, то есть исследование процессов и систем путем построения и изучения их моделей. Классификация моделей, а также характеристика имитационного моделирования — изучения второго вопроса. Другим специфическим методом логистики является системный подход (вопросы третий и четвертый), позволяющий увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Материал этих вопросов знакомит студентов с основами проектирования систем. При этом изучаются и сравниваются два подхода к формированию систем: классический и системный. Теория применения названных подходов иллюстрирована практическим примером (вопрос пятый). В рамках самостоятельной работы по данной теме студенту рекомендуется проанализировать конкретную материалопроводящую систему, оценив при этом метод, посредством которого она сформирована: классический или системный, а также оценить резервы повышения эффективности ее функционирования от применения системного подхода. Тема 6 «Функциональные области логистики»* второй раздел курса логистики. по существу является введением во 10

13 щих). Завершает изучение темы знакомство со следующими слагаемыми экономического эффекта от использования логистики на производственном предприятии: возможность перехода на малосерийное производство; налаживание партнерских отношений с поставщиками; сокращение простоев оборудования; оптимизация запасов; сокращение численности вспомогательных рабочих; улучшение качества выпускаемой продукции; снижение потерь материалов; улучшение использования производственных мощностей; снижение травматизма. Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, заключается в следующем: изучение по литературным источникам логистических систем управления производством: МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ; — разработка примеров управления материальными потоками (не обязательно в производстве) в соответствии с толкающим принципом; в соответствии с тянущим принципом. Тема 9. Распределительная логистика. В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы: сущность и задачи распределительной логистики; взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга; логистические каналы и логистические цепи; пример логистически организованной системы распределения товаров. Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, экономическая наука широко использует термин «распределение» в значении — фаза общественного воспроизводства. Изучение первого вопроса темы формирует понимание специфики распределения в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Материал первого вопроса раскрывает также состав комплекса задач по управлению материальными потоками на участке поставщик потребитель, решаемых как на уровне предприятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макроуровень). На микроуровне это такие задачи, как определение логистических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических процессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции различных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач. В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории региона, страны, группы стран. К таким задачам относят: выбор схемы распределения материального потока; определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара. Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика. Далее в историческом и содержательном аспектах рассматривается взаимосвязь логистики с 13

12 количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как заключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках решения задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в англоязычной литературе встречается под названием Make-or- Buy Problem, или сокращенно — задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предприятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попадает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи. Завершает тему знакомство с методами решения задачи выбора поставщика — одной из наиболее существенных задач закупочной логистики. В рамках самостоятельной работы поданной теме студентам рекомендуется познакомиться с деятельностью службы снабжения какой-либо фирмы, обратив при этом внимание на следующие вопросы: 1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения. 2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за несвоевременную поставку или поставку некачественных (или не комплектных) товаров и др. 3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабжения при выборе поставщиков. Тема 8 «Производственная логистика» включает в себя изучение вопросов: — понятие и концепция производственной логистики; — варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем; — качественная и количественная гибкость производственных систем; — эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производственном предприятии. Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Организация логистических процессов в этих звеньях существенно влияет на: эффективность функционирования самих производственных предприятий; логистический процесс по всей материалопроводящей цепи. Изучение темы начинается с определения понятия общественного производства, в том числе понятия «производство материальных благ». Таким образом очерчивается круг объектов, на которых управление материальными потоками является предметом изучения производственной логистики. Производственная логистика — это наука и практика управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, упаковка, укладка и т. д. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность. Развивает понимание производственной логистики знакомство с логистической концепцией организации производства. Материал второго вопроса темы знакомит с двумя основными моделями управления материальными потоками на производстве, применяемыми в логистике: толкающей и тянущей. В толкающей модели материальный поток поступает на каждый последующий участок по команде центральной системы, управляющей всеми участками. В тянущей — по команде самого последующего участка (центральная управляющая система непосредственного участия в управлении межцеховыми потоками не принимает). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой широко применяются такие системы, как МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ, в той или иной степени использующие тянущий или толкающий принципы. В следующем вопросе изучаются методы создания качественной и количественной гибкости производственной мощности. Актуальность вопроса обусловлена современными взглядами на создание запасов, суть которых заключается в том, что на современных предприятиях предпочитают создавать запас производственной мощности (а не запас сырья и комплектую- 12

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *