Ответственность за нарушение земельного законодательства понятие и виды

Земельное Право

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.

Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:

  • наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять определенное действие;
  • факт несоблюдения этой нормы;
  • наличие вины правонарушителя;
  • наличие причинно-следственной связи.

Основными видами юридической ответственности являются:

  • уголовно-правовая;
  • административно-правовая;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).

Ответственность за нарушение земельного законодательства понятие и виды

Понятие и виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за земельные правонарушения. Однако эта практика не получила распространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов.

Юридическая ответственность – система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность – это правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Таким образом, юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной – обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внимание уделяется разработке гарантий равноправной защиты участвующих в данных отношениях сторон. Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственности, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развиваются институт адвокатуры, механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке.

Процессуальные отношения также регулируются консолидирование и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за земельные преступления применяются нормы Уголовно-процессуального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством – Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным – Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.

Они включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

факт несоблюдения требований норм права, или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий;

наличие вины правонарушителя;

наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица.

Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Таким образом, земельное правонарушение – общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Земельное правонарушение состоит из элементов, которые характеризуют совершенное действие или бездействие как правонарушение. Совокупность этих элементов, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, образуют состав правонарушения.

Объектом правонарушения выступают закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в ее юридическом понимании. Земля – предмет посягательства.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства. Противоправное поведение может быть выражено в действии, например загрязнении земель, либо бездействии, заключающемся в неисполнении возложенных обязанностей. К последним, например, относятся невыполнение требований по обеспечению воспроизводства плодородия почв, неуплата земельного налога либо арендной платы.

К субъектам земельного правонарушения относятся физические и юридические лица. Физические лица как субъекты юридической ответственности, в свою очередь, делятся на граждан и должностных лиц, меры ответственности для которых устанавливаются отдельно. К должностным лицам относятся сотрудники государственных и муниципальных органов, признаваемые таковыми по законодательству о государственной службе, а также руководители государственных и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, предприниматели без образования юридического лица. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений.

Субъективная сторона правонарушения выражается в наличий вины правонарушителя. Существуют две формы вины – умышленная и неосторожная.

В большинстве случаев земельных правонарушений ответственность наступает только при наличии всех четырех элементов. Однако для привлечения к ответственности предприятий – источников повышенной опасности наличие вины не требуется (см. ст. 1079 ГК). Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий.

Другие публикации:  Требования к первичному стандарту

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами.

Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления, административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений. Административные правонарушения – такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размеры причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Ответственность за земельные правонарушения

В статье подробно раскрыт вопрос основания и разграничения ответственности за нарушение земельного законодательства; особенности уголовной, административной и гражданской ответственности за нарушение норм земельного права.

Рациональное использование земельных участков – один из ключевых моментов земельного законодательства РФ. Под таким использованием принято понимать такое поведение землепользователей, при котором, во-первых, достигается максимальный эффект в осуществлении целей землепользователей, во-вторых, производится оптимальное взаимодействие с природными факторами с учётом охраны земель. Земельный Кодекс РФ регламентирует запреты и дозволения в процессе эксплуатации наделов, а также ответственность за земельные правонарушения. Этой теме посвящены статьи 74-76 в рамках главы XIII ЗК РФ.

Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности :

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности — состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Разграничение видов ответственности за нарушение земельного законодательства

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • земельно-правовая.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ – «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ; дисциплинарнойст. 75; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст. 76. Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

В рамках данной темы уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ):
  • регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данный состав в качестве цели предусматривает корысть или иную личную заинтересованность. Субъектом является должностное лицо, использующее своё служебное положение.

  1. Порча земли (ст. 254 УК РФ): объективную сторону составляет
  • отравление;
  • загрязнение;
  • иная порча земли.

Порча может осуществляться вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Другие публикации:  Образец искового заявления о возврате аванса

Общественно опасным последствием является причинение вреда:

  1. a) здоровью человека;
  2. b) окружающей среде.

Если эти деяния совершаются в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ, а ч. 3 данной статьи в качестве последствия предусматривает смерть человека по неосторожности.

  1. Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ). Предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при:
  • проектировании;
  • размещении;
  • строительстве;
  • вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ответственность также влечёт самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Общественно опасным последствием этих деяний выступает причинение значительного ущерба. Субъектом преступления признаётся лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

  1. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ). К непосредственным объектам относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории. Последствием является причинение значительного ущерба.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное наказание – это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, целью его применения является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ.

Нарушение норм земельного законодательства в рамках административной ответственности предусматривает наказание в виде:

  • предупреждения (официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменном виде на основании ст. 3.4. КоАП РФ;
  • штрафа (денежное взыскание, установленное в размере до 5 000 руб. для граждан, до 50 000 руб. для должностных лиц, до 1 000 000 руб. для юридических лиц).

КоАП РФ закрепляет следующие составы земельных правонарушений:

  1. В гл. 7 КоАП РФ охраняет права собственности. Так, ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в соответствии с которой наказывается самовольное занятие земельного участка либо его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В примечаниях к данной статье отмечено, что:
  • за совершение указанных действий лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (п. 1);
  • при самовольном занятии части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка (п.2).
  1. Уничтожение или повреждение специальных знаков регулируется ст. 7.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 данной статьи ответственность наступает за уничтожение или повреждение:
  • скважин государственной опорной наблюдательной сети;
  • наблюдательных режимных створов на водных объектах;
  • маркшейдерских знаков;
  • специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов (в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ);
  • знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования;
  • знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий;
  • специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю;
  • знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков;
  • знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам.

Часть 3 этой статьи в качестве оснований наложения на виновное лицо санкций предусматривает уничтожение, повреждение или снос:

  • пунктов государственных геодезических сетей;
  • пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;

либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

Часть 4 устанавливает ответственность за неуведомление собственником (владельцем, пользователем) земельного участка (здания, сооружения), на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ.

  1. Статья 7.9 КоАП РФ устанавливает санкции за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
  2. В главе 8 КоАП РФ ответственность устанавливается за:
  • порчу земель (ст. 8.6);
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7);
  • Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8);
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12).
  1. В соответствии с главой 10 КоАП РФ нарушением земельного законодательства являются правонарушения в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель:
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);
  • нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10).
  1. Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за:
  • нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9);
  • несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) (ст. 19.21).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Данный вид ответственности в рассматриваемой сфере неразрывно связан с понятием имущественной ответственности за причинение ущерба имуществу граждан, юридических лиц, а также за негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Причинение ущерба может быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, либо совершение правонарушения. Обязанность должника по возмещению убытков устанавливается ст. 393 ГК РФ и характеризуется обязанностью должника по возмещению кредитору убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Виды ответственности закреплены в главе 25 ГК РФ. Среди них выделяются убытки и неустойка (ст. 394), ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395), ответственность и исполнение обязательства в натуре (ст. 396). Кроме того, ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать на основании норм главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», так как общие положения такой ответственности закреплены в ст. 1064 ГК РФ.

Кроме того, ГК РФ содержит ряд специальных норм, связанных с ответственностью за нарушение земельного законодательства. К ним относятся:

  1. ст. 284 — изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению, при этом ст. 285 регулирует порядок этого изъятия. Такое изъятие осуществляется, если:
  • предназначение участка – ведение сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства;
  • участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
  1. ст. 285 — изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ. В частности, это возможно, если использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  2. ст. 287 — прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками.

Сложность земельных правоотношений проявляется во всех аспектах данного правового явления, в том числе в части ответственности за нарушение норм земельного законодательства. Это подтверждается разнообразием видов ответственности. Все рассмотренные выше виды ответственности за нарушение земельно-правовых норм играют большую роль в процессе регулирования земельной отрасли права. Применение каждой-либо из них требует учёта всех обстоятельств и факторов.

Другие публикации:  Bacillus cereus спор

Проблемы дисциплинарной ответственности рассмотрены в статье.

Проблемы земельно-правовой ответственности рассмотрены в статье Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • виды и основания юридической ответственности за земельные правонарушения;
  • • особенности состава земельных правонарушений;
  • • виды санкций за земельные правонарушения;
  • • порядок применения мер различных видов юридической ответственности за земельные правонарушения;

уметь

  • • дать характеристику каждому виду юридической ответственности за земельные правонарушения;
  • • показать особенности применения специальной земельно-правовой ответственности;
  • • четко разграничивать основания административной, уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности;

владеть навыками

  • • квалификации земельных правонарушений;
  • • выявления обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений.

Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране и рациональном использовании земель служит сохранности земельного фонда, улучшению состояния и качества почв, эффективности использования земель и стабильности проводимой в стране земельной реформы, а также защите прав собственников земельных участков и экологических прав граждан. Учитывая многообразие и значение перечисленных целей, законодатель в области рационального использования и охраны земель (почв) применяет все виды юридической ответственности – уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Следовательно, для применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо учитывать нормы не только ЗК РФ и иных актов земельного и экологического законодательства, но и нормы УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, ТК РФ.

Законодательное понятие земельного правонарушения отсутствует. Но в науке земельного и экологического права традиционно предлагается его определение. Земельное правонарушение – это виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Эта весьма краткая дефиниция может быть дополнена более развернутыми указаниями на объект (предмет) посягательства как на правовое благо, правопорядок, отдельные характеристики состояния и качества земель; на возможность безвиновного причинения вреда; на отсутствие общественной опасности и т.п. В литературе по этому поводу ведутся оживленные дискуссии.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Правовое регулирование данного вида юридической ответственности было подвергнуто наиболее существенным изменениям в ходе уголовно-правовой реформы: в гл. 26 УК РФ «Экологические преступления» впервые в истории отечественного законодательства была введена ст. 254 «Порча земли».

В соответствии с ч. 1 ст. 254 УК РФ уголовному наказанию в виде штрафа до 200 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет подлежит лицо, в чьих действиях (бездействии) содержатся признаки состава преступления – порчи земли, т.е. отравления, загрязнения или иной ее порчи вредными продуктами хозяйственной или другой деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среды. Более суровая ответственность установлена в виде принудительных работ до двух лет либо ограничения или лишения свободы до двух лет – по ч. 2 ст. 254 УК РФ – за совершение деяния в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и по ч. 3 ст. 254 УК РФ – принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет – за причинение по неосторожности смерти человеку. Толкование текста данной уголовно-правовой нормы (одной из самых сложных по конструкции в УК РФ) показывает, что в ней содержатся основной и квалифицированные материальные составы преступления с альтернативными признаками объективной стороны по характеру деяния и последствиям и альтернативными признаками предмета преступления. Ответственность по ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ наступает за преступления небольшой, по ч. 3 этой статьи – средней тяжести. Сложность конструкции состава и новизна уголовно-правового запрета, трудность его понимания, сложность собирания и закрепления доказательств, особенно для определения вреда (его размеров), причиненного окружающей среде, приводят к тому, что работники правоохранительных и судебных органов применяют ст. 254 УК РФ достаточно редко. Так, за все время действия УК РФ выявлено незначительное число уголовно наказуемой порчи земли: в 2000 г. было зарегистрировано 10 преступлений, в 2001 г. – 4, в 2002 г. – 13, в 2003 г. – 21, в 2004 г. – 12, в 2005 г. – 13, в 2006 г. – 83, в 2007 г. – 27, в 2008 г. – 27, в 2009 г. – 24 [1] . Данное преступление, несомненно, характеризуется высокой латентностью. Кроме того, работники контрольно-надзорных органов в области охраны земель также стремятся реализовать более привычные для них меры административной ответственности за земельные правонарушения, даже если в деянии, несомненно, наличествуют признаки состава экологического преступления.

Проанализируем более подробно содержание норм ст. 254 УК РФ.

Предметом преступления является земля как любые виды земельных участков (угодий), освоенные, осваиваемые, не осваиваемые человеком, независимо от форм собственности па землю или характера владения ею, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, а также природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса. Смежным в смысле данной статьи с термином «земля» является понятие «почва» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

Объективная сторона основного состава преступления сформулирована сложно и включает в себя:

  • а) деяние (действие или бездействие), осуществленное путем отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности и сопряженное с нарушением правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами в процессе обращения с ними;
  • б) последствия в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде – в простом составе и смерти человека – в составе квалифицированном;
  • в) причинную связь между деянием и последствиями.

Субъективная сторона – косвенный умысел.

Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением (использованием, хранением, транспортировкой) указанных в ч. 1 ст. 254 УК РФ веществ, и выполняющее обязанности, возложенные на него соответствующими правилами.

Квалифицированные составы преступления характеризуются повышенной общественной опасностью. Квалифицирующим признаком по ч. 2 ст. 254 УК РФ является место совершения преступления, по ч. 3 этой статьи – причинение по неосторожности смерти человека. Смерть возможна в результате употребления продуктов, полученных с загрязненных (отравленных) земель, контактного попадания в организм человека ядохимикатов и иных опасных веществ с загрязненных земель. Причинная связь между порчей земли и смертью человека должна быть обязательно установлена.

Помимо ст. 254 уголовный закон защищает землю (почвы) с помощью введения общих составов экологических преступлений (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), при обращении с опасными отходами или веществами (ст. 247, 248)) и составов специальных, когда совершение экологического преступления, посягающего на компоненты окружающей среды или другие блага, может нанести вред и землям (почвам). К их числу относятся составы загрязнения вод и воздуха, последствия которых вторичным загрязнением могут сказаться на состоянии земель, уничтожения и повреждения лесов, и, конечно, нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *