Можно ли вернуть возвратную фин помощи посредством карпоротивной карты

Можно ли вернуть возвратную фин помощи посредством карпоротивной карты

__________________________
— А де видають водійські права на керування танком?
— Та керуйте так, хто вас зупинить.

Наличка — это бумажки и монетки. Налоговая должна это объяснять?

Інструкція про ведення касових операцій банками в Україні, затверджена постановою Правління НБУ від 01.06.2011 № 174, визначає готівку як грошові знаки у вигляді банкнот і монет.

__________________________
— А де видають водійські права на керування танком?
— Та керуйте так, хто вас зупинить.

Возвратная финпомощь от председателя ФХ в вопросах и ответах

08.04.2016 2265 0 3

Чем ценна эта статья: здесь вы найдете ответы на актуальные вопросы о возвратной финансовой помощи (далее – ВФП), полученной от председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ), что поможет избежать штрафных санкций.

Председатель ФХ от своего имени (как физическое лицо) внес в кассу хозяйства наличными сумму ВФП для выплаты арендной платы за земельные паи и зарплаты работникам. Налоги перечислены своевременно. Не будет ли в данном случае нарушена кассовая дисциплина? В какой сумме действует ограничение на внесение наличных в кассу за день?

Нет, кассовая дисциплина не нарушена. Поясним наш ответ.

Юридическое лицо (ФХ) имеет право получить в кассу наличную выручку. Такая операция не запрещена Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637). Напомним, наличная выручка – это сумма фактически полученных наличных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и внереализационных поступлений (п. 1.2 Положения № 637). К последним относится и ВФП.

Следует учесть, что предельная сумма наличных расчетов между физлицом и предприятием за товары (работы, услуги) в течение одного дня составляет 150 000 грн. (п. 1 постановления Правления НБУ от 06.06.13 г. № 210, далее – Постановление № 210).

Является ли выдача займа наличными расчетами за товары, работы, услуги? Конечно, нет. По своей юридической сути предоставление займа не считается услугой (ст. 837, 901 Гражданского кодекса, далее – ГК). Отношения по договору займа регулируются гл. 71 ГК. Поэтому на такой вид наличных расчетов ограничение не должно распространяться. Однако НБУ и ГФС (см. письма от 24.01.14 г. № 11-116/3159 и от 21.07.14 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415) разъяснили, что 150 000-ное ограничение действует и на наличные расчеты по договорам займа. Рекомендуем прислушаться к их мнению. Помните, что общая сумма наличных расчетов с председателем ФХ за день не может превышать указанный предел.

Что делать, если вы уже получили от председателя ФХ в один день свыше 150 000 грн.? За такое нарушение к должностным лицам ФХ могут применить штраф, предусмотренный ст. 163 15 КУоАП, в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.), а за повторное нарушение в течение года – в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.).

ФХ может распоряжаться полученными от председателя денежными средствами по своему усмотрению (в т. ч. и использовать на выплату арендной платы, зарплаты, уплату налогов и т. п.). Такое право предусмотрено п. 2.9 Положения № 637. При выплате наличными из кассы также нужно соблюдать ограничение наличных расчетов. Так, при выплате арендной платы за земельные паи предельная сумма расчетов должна составлять 150 000 грн. в день с каждым физлицом.

Сколько времени можно хранить в кассе полученную ВФП?

Положением № 637 (п. 2.9) запрещено накапливать наличность в кассе сверх установленного лимита для осуществления необходимых расходов до наступления сроков этих выплат. Если вы за счет полученных от председателя ФХ наличных выплачиваете:

  • зарплату, то хранить наличность в кассе сверх установленного лимита можно в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков выплаты в сумме, указанной в ведомостях на выплату денег (п. 2.10 Положения № 637);
  • арендную плату за паи или используете их на другие нужды, связанные с деятельностью ФХ, – всю сверхлимитную наличность необходимо выдать в день получения ВФП или на следующий день, а остаток этой наличности – сдать в банк не позднее следующего рабочего дня банка (п. 5.9 Положения № 637).

Если лимит кассы не установлен, то израсходовать полученные средства вы должны в день их получения. В противном случае вся наличность будет считаться сверхлимитной (п. 5.8 Положения № 637).

При нарушении этих требований Положения № 637 ФХ придется уплатить штраф в двукратном размере сверхлимитной суммы за каждый день (абзац второй ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95, далее – Указ № 436).

Как правильно оформить внесение ВФП в кассу ФХ?

Полученные от председателя ФХ наличные обязательно оприходуйте в кассе в день получения. Для этого:

1) оформите приходный кассовый ордер (далее – ПКО) типовой формы № КО-1 (приложение 2 к Положению № 637) (п. 3.3 Положения № 637). При этом в реквизите ПКО «Принято от» укажите Ф. И. О. председателя ФХ, а в реквизите «Основание» рекомендуем написать «Возвратная финпомощь по договору займа от ______ г. № ______»;

2) зарегистрируйте ПКО в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов типовой формы № КО-3 или № КО-3а (приложение 4 к Положению № 637) (п. 3.11 Положения № 637);

3) сделайте запись в Кассовой книге типовой формы № КО-4 (приложение 5 к Положению № 637) (п. 4.3 Положения № 637).

Такой алгоритм действий убережет вас от штрафа за неоприходование наличных в 5-кратном размере неоприходованной суммы (абзац третий ст. 1 Указа № 436). Напомним, оприходованием наличных в кассе предприятий, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является учет наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании ПКО (п. 2.6 Положения № 637).

Председатель ФХ от своего имени (как физическое лицо) внес в кассу банка наличные для зачисления ВФП на текущий счет. Действует ли в этом случае ограничение наличных расчетов? Надо ли отражать такую операцию в кассовой книге?

Нет, не действует. Ограничение, введенное Постановлением № 210, применяется только к наличным расчетам. В данном случае для ФХ такие расчеты будут безналичными, а для плательщика – наличными (п. 2.5 Положения № 637). Кроме того, согласно п. 2.3 Положения № 637 платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки путем внесения средств в кассу банка для последующего их перечисления на текущие счета. Аналогичное мнение ГФС приведено в ОИР (категория 109.13).

Однако если председатель ФХ будет вносить через кассу банка сумму, равную или превышающую 150 000 грн., то эта операция может попасть под финмониторинг (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII). Чтобы избежать проведения финансового мониторинга, рекомендуем вносить через кассу банка сумму не более 150 000 грн.

Другие публикации:  Приказ насф в доу

Отражать такую операцию в кассовой книге не нужно, ведь в данном случае нет движения наличных денежных средств и факта совершения кассовой операции (п. 4.2 Положения № 637). Документом, подтверждающим факт получения ВФП, служит выписка банка.

Председатель ФХ является держателем корпоративной платежной карточки (далее – КПК). Можно ли вернуть ВФП председателю ФХ, перечислив ее на КПК, чтобы он получил сумму помощи наличными через банкомат?

Да, можно, но только выполнив следующие действия.

1. Председатель, получив наличные с КПК, должен вернуть их в кассу предприятия и подать Отчет по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.15 г. № 841. Ведь согласно п. 2.12 Положения № 637 все денежные средства, снятые с текущего счета предприятия с помощью КПК, являются выданными работнику под отчет.

2. Кассир должен оформить ПКО и оприходовать полученные наличные в кассу предприятия.

3. Кассир обязан оформить расходный кассовый ордер на возврат финпомощи председателю.

Выплатить ВФП председателю можно и на его личную платежную карточку.

Если председатель снимет деньги с КПК и просто их заберет, не сдав в кассу, тогда:

  • на ФХ наложат штраф за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности в размере 25 % подотчетной суммы (абзац пятый ст. 1 Указа № 436);
  • полученная сумма будет считаться излишне потраченными и не возвращенными в установленный срок средствами (пп. 170.9.1 Налогового кодекса). Ее придется включить в месячный налогооблагаемый доход председателя ФХ и обложить НДФЛ по ставке 18 %.

При выдаче наличных из кассы соблюдайте норму об ограничении наличных расчетов. Выдать наличные председателю ФХ можно в сумме не более 150 000 грн. (см. ответ на вопрос 1). Помните, что общая сумма наличных расчетов с председателем за день не может превышать 150 000 грн. Например, если в один день председателю выплачивается из кассы арендная плата в сумме 50 000 грн., то вернуть ему в этот день вы можете только 100 000 грн. ВФП.

ВОПРОС: На расчетный счет через кассу банка была зачислена финансовая помощь от учредителя. Она была возвращена путем зачисления на корпоративную карту директора (он же учредитель). Правильны ли такие действия? Можно ли вернуть финпомощь на корпоративную карточку?

Нет, неправильно. Так делать нельзя. Возвратную финансовую помощь, полученную от учредителя, который работает директором на предприятии, можно вернуть двумя способами:

  • перечислить денежные средства на его личную банковскую карточку;
  • выдать наличные денежные средства из кассы предприятия. Для этого денежные средства, снятые с корпоративнойкарточки, следует оприходовать в кассе предприятия, а после этого выдать их учредителю (директору) по расходному кассовому ордеру. Такой вывод следует из п. 2.12 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, которым предусмотрено, что физические лица — доверенные лица предприятий, в соответствии с законодательством Украины получившие наличные денежные средства с текущего счета с применением корпоративного электронного платежного средства, используют их по назначению без оприходования в кассе. Поскольку такая сумма считается выданной под отчет, указанные доверенные лица подают в бухгалтерию предприятия отчет об использовании денежных средств вместе с подтверждающими документами в сроки и порядке, установленные для подотчетных лиц, а также документы о получении наличных денежных средств с текущего счета вместе с неизрасходованным остатком. Документом о получении наличных денежных средств может являться чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала и т. п. После оприходования денежных средств в кассе предприятия они могут быть выданы физическому лицу по расходному ордеру, в том числе как возврат ранее полученной возвратной финансовой помощи.

Возвратная финансовая помощь: на что стоит обратить внимание

Последние поступления

На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.

Рис. 1. Налогово-учетные последствия у предприятия, которое предоставляет ВФП

* Ссылки на материалы, упомянутые в рис. 1:

2. Возвратную финпомощь предоставляет ФЛП

В данном случае прежде всего логически возникает вопрос правомерности предоставления предпринимателем ВФП. Отметим: налоговики не всегда «ЗА» возможность такого предоставления. А особенно — касательно ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Однако это не совсем так, ведь законодательство не ограничивает круг поставщиков ВФП только юрлицами. Более подробно об этом читайте в материале «ФЛП & предоставление возвратной финпомощи: налоговые последствия».

Налоговые последствия здесь будут несколько иными, чем у юрлиц, учитывая в первую очередь то, что предприниматели не обязаны вести бухучет. Однако если получателем ВФП является физлицо или ФЛП, то последствия в части НДФЛ будут аналогичными, как и у предприятий. Помимо прочего, все зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель — предоставитель ВФП. Покажем схематически данные последствия на рис. 2.

Рис. 2. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), который предоставляет ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 2:

3. Предприятие получает ВФП

Тут получается диаметрально противоположная ситуация. При этом важно обратить внимание на следующее:

  • при получении ВФП в бухучете отражаем кредиторскую задолженность;
  • плательщик налога на прибыль данную кредиторскую задолженность отражает согласно бухучетным правилам;
  • плательщик единого налога должен вернуть такую ВФП в течение года, в противном случае контролеры будут настаивать на отражении дохода.

Рассмотрим возможные последствия схематично (см. рис. 3).

Рис. 3. Налогово-учетные последствия у предприятия, получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 3:

4. ФЛП получает возвратную финансовую помощь

В этом случае все достаточно просто: ФЛП-общесистемщик не отражает в доходах полученную ВФП в течение действия договора, а плательщик единого налога — на протяжении 12-ти календарных месяцев со дня ее получения.

Если же ВФП не будет возвращена, то ФЛП-общесистемщик должен отразить доход. А что же касается ФЛП — плательщика единого налога, то существует вероятность двойного налогообложения данного дохода, поскольку списанная кредиторская задолженность попадает в доход (а, как мы помним, доход уже был отражен по истечении 12 месяцев).

Другие публикации:  Доверенность на получение товара сроки действия

Отразим данные налоговые последствия на рис. 4.

Рис. 4. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 4:

Оставить отзыв к материалу

ВНИМАНИЕ!
Редакция не принимает на себя обязательства отвечать на вопросы, заданные через окно отзывов
(с этой целью предусмотрен сервис «Персональные консультации»).
Однако в любом случае мы не оставим без внимания ваши отзывы и учтем их при дальнейшей работе.

Возвратная финпомощь от учредителя: как избежать признания дохода, когда вскоре истечет 365 дней

Последние поступления

Возвратная финпомощь от учредителя: как избежать признания дохода, когда вскоре истечет 365 дней

Учредитель предоставил предприятию финпомощь в размере 100 тыс.грн по договору от 25.06.2013 г. В договоре предусмотрено, что предприятие должно возвратить данную помощь в течение года с момента ее поступления, то есть не позднее 24.06.2014 г.
Допустим, предприятие заключит новый договор с учредителем на сумму 130 тыс.грн, и данную сумму учредитель внесет в кассу предприятия. Из них 100 тыс.грн предприятие до 24.06.2014 г. вернет в счет старого долга по договору от 25.06.2013 г. Будет ли на новый договор с учредителем распространяться условие НКУ о необложении финпомощи при ее возврате в течение 365 дней или данная сумма по новому договору сразу попадет в доход?

ОТВЕТ: Для второго договора будет новый отсчет 365 дней, а потому и показывать доход не придется. К тому же таким образом предприятие избежит налогообложения возвратной финпомощи и по первому договору. Но главное все сделать вовремя и правильно оформить. Объясним.

Правовые основы заключения договора займа

Прежде чем выяснять налоговые последствия приведенной ситуации, кратко напомним основные моменты получения возвратной финансовой помощи, в частности, от учредителя предприятия.

Правовые основы оформления финпомощи регулируют ст.ст. 1046–1053 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ). В правовом поле возвратная финансовая помощь — это заем: «По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества» (ч. 1 ст. 1046 ГКУ).

В ст. 1048 ГКУ прописано, что заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Если договором не установлен размер процентов, их размер определяется на уровне учетной ставки Нацбанка. Поэтому чтобы получить по договору займа возвратную финпомощь, в договоре займа следует обязательно указать, что заем является беспроцентным.

Заключенным договор считается с момента передачи денег. Для налогового учета дата получения денежных средств от учредителя играет важную роль. О факте получения и возврата денежных средств будут свидетельствовать банковские выписки о зачислении или возврате денег с текущего счета, а также приходные и расходные кассовые ордера в случае внесения денег в кассу предприятия. Если финансовую помощь получают и возвращают наличными, предприятие должно обратить внимание на предельную сумму расчетов. В соответствии с п. 2.3 Положения № 637 1 , предприятия имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличными, определенных постановлением Правления НБУ «Об установлении предельной суммы наличных расчетов» от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210). Так, предельная сумма расчетов наличными составляет для предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 тыс.грн, а для физлица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) — 150 тыс.грн. Поскольку возвратная финпомощь не является расчетом за товары, работы, услуги — на ее предоставление не распространяются нормы п. 1 Постановления № 210. В то же время Нацбанк в письме от 24.01.2014 г. № 11-116/3159 разъяснил, что ограничения п. 1 Постановления № 210 касаются расчетов по правочинам, предметом которых являются какие-либо материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе расчетов по договорам, связанным с корпоративными правами, предоставлением или возвратом займа, выплатой неустойки. Данное утверждение НБУ слишком расширяет круг операций, на которые распространяется наличное ограничение. Подробнее об этом читайте в материале «Ограничение наличных расчетов: новое разъяснение», опубликованном в газете «Интер­активная бухгалтерия» № 34/2014. Но если все же выбирать осторожный вариант, то следует учитывать разъяснения от Нацбанка. А тогда — если учредителем-заимодавцем является юридическое лицо, предельная сумма наличных в течение одного дня составляет 10 тыс.грн. Когда же учредителем является физическое лицо, предприятию для избежания нарушений кассовой дисциплины, следует ограничиться суммой в 150 тыс.грн. Суммы, превышающие указанные ограничения, перечисляются только по безналу.

По гражданскому и налоговому законодательству понятие «заем» очень отличается. Так, согласно пп. 14.1.267 НКУ, заем — денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа. Как видим, ГКУ объединяет более широкое понятие займа, нежели НКУ. Вместе с тем НКУ использует отдельный термин «возвратная финансовая помощь». В соответствии с пп. 14.1.257 НКУ, это: «сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными средствами, и является обязательной к возврату». Вот поэтому для налогового учета важно, чтобы заем считался возвратной финпомощью, в договоре займа должно быть четко указано, что он беспроцентный.

Порядок налогообложения возвратной финпомощи установлен пп. 135.5.5 НКУ. В частности, в настоящем подпункте предусмотрен отдельный порядок налогообложения, если денежные средства получают от учредителя. Кроме того, в подпункте нет ограничений касательно количества заключенных с учредителем договоров, но важно соблюдать установленные повременные требования по каждому договору займа. Так, для того чтобы иметь возможность не облагать возвратную финпомощь от учредителя (участника, в т.ч. нерезидента), предприятие — получатель помощи должно вернуть денежные средства не позднее 365 календарных дней со дня их получения. В случае нарушения данного условия возвратную финпомощь следует облагать налогом на прибыль в порядке, установленном пп. 135.5.5 НКУ. А это значит, что в дальнейшем порядок налогообложения, в частности, признание суммы доходов, зависит уже от налогового статуса заимодавца-учредителя. Подробно об этом — в материале «Истек 365-дневный срок возврата учредителю финпомощи: налоговые последствия» в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 95/2014.

Кроме того, отметим, если договором займа установлен больший срок пользования денежными средствами, чем 365 календарных дней, для необложения следует соблюдать предельную дату возврата, хотя у контролеров и могут возникнуть вопросы (см. материал «Возвратная финпомощь от учредителя: как использовать 365 дней, чтобы не признавать доход», опубликованном в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 94/2013).

Подытожим!

Таким образом, чтобы избежать налогообложения суммы возвратной финпомощи, полученной от учредителя, предприятие может до истечения срока в 365 дней заключить второй договор о предоставлении возвратной финпомощи и за счет полученных средств погасить долг по первому договору. Тогда будет соблюден срок в 365 дней по первому договору и не нужно будет показывать доход. А по второму договору начнется новый отсчет в новые 365 дней для возврата возвратной финпомощи от учредителя. Главное — успеть это сделать до истечения 365 дней после получения денежных средств по первому договору. При этом важно четко прописать, по какому именно договору возвращается финпомощь, чтобы не возникало сомнений, что задолженность закрыта именно по первому договору.

Другие публикации:  Социальное пособие в рб

На заметку!

Несколько слов о том, нужно ли при получении возвратной финпомощи заполнять Отчет о льготах (форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233). В данном отчете указываются суммы налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Сумма возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя плательщика налога на прибыль, согласно Справочнику прочих налоговых льгот № 70/2 (письмо Миндоходов от 31.03.2014 г. № 70/2) имеет код льготы 11020226. Вместе с тем, по нашему мнению, «льгота» в виде возвратной финпомощи от учредителя, полученной и возвращенной в пределах 365 дней, не должна отражаться в Отчете о льготах, поскольку данная льгота не повлияла на то, что бюджет какую-то сумму недополучил. Подробнее об этом читайте в материале «Возвратная финпомощь от учредителя: нужно ли отражать в Отчете о льготах», опубликованном в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 31/2014.

Бухучет рассмотрим на примере.

Пример

Предприятие — плательщик налога на прибыль 25.06.2013 г. получило от учредителя — юрлица на общей системе налого­обложения возвратную финансовую помощь в размере 100 тыс.грн по договору на год. Подтверждением полученной суммы займа является банковская выписка о зачислении денежных средств на текущий счет.

Заемщик находится в трудном финансовом положении и не может вернуть сумму, поэтому для того чтобы избежать налогообложения по полученной и невозвращенной сумме финпомощи, предприятие принимает решение заключить еще один договор займа. По новому договору, сумма финансовой помощи в размере 130 тыс.грн была получена от этого же учредителя 13.06.2014 г. Денежные средства поступили на счет в банке (есть выписка банка). В этот же день предприятие возвращает полученную ранее сумму возвратной финпомощи в размере 100 тыс.грн, о чем свидетельствует выписка банка.

Возвратная финансовая помощь: на что стоит обратить внимание

На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.

Рис. 1. Налогово-учетные последствия у предприятия, которое предоставляет ВФП

* Ссылки на материалы, упомянутые в рис. 1:

2. Возвратную финпомощь предоставляет ФЛП

В данном случае прежде всего логически возникает вопрос правомерности предоставления предпринимателем ВФП. Отметим: налоговики не всегда «ЗА» возможность такого предоставления. А особенно — касательно ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Однако это не совсем так, ведь законодательство не ограничивает круг поставщиков ВФП только юрлицами. Более подробно об этом читайте в материале «ФЛП & предоставление возвратной финпомощи: налоговые последствия».

Налоговые последствия здесь будут несколько иными, чем у юрлиц, учитывая в первую очередь то, что предприниматели не обязаны вести бухучет. Однако если получателем ВФП является физлицо или ФЛП, то последствия в части НДФЛ будут аналогичными, как и у предприятий. Помимо прочего, все зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель — предоставитель ВФП. Покажем схематически данные последствия на рис. 2.

Рис. 2. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), который предоставляет ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 2:

3. Предприятие получает ВФП

Тут получается диаметрально противоположная ситуация. При этом важно обратить внимание на следующее:

  • при получении ВФП в бухучете отражаем кредиторскую задолженность;
  • плательщик налога на прибыль данную кредиторскую задолженность отражает согласно бухучетным правилам;
  • плательщик единого налога должен вернуть такую ВФП в течение года, в противном случае контролеры будут настаивать на отражении дохода.

Рассмотрим возможные последствия схематично (см. рис. 3).

Рис. 3. Налогово-учетные последствия у предприятия, получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 3:

4. ФЛП получает возвратную финансовую помощь

В этом случае все достаточно просто: ФЛП-общесистемщик не отражает в доходах полученную ВФП в течение действия договора, а плательщик единого налога — на протяжении 12-ти календарных месяцев со дня ее получения.

Если же ВФП не будет возвращена, то ФЛП-общесистемщик должен отразить доход. А что же касается ФЛП — плательщика единого налога, то существует вероятность двойного налогообложения данного дохода, поскольку списанная кредиторская задолженность попадает в доход (а, как мы помним, доход уже был отражен по истечении 12 месяцев).

Отразим данные налоговые последствия на рис. 4.

Рис. 4. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 4:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *