Основные требования к специалисту психологу

Требования к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов

Помимо этических принципов психодиагностики важно соблюдение требований к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов.

В США и Канаде были приняты законы о лицензиях и аттестации психологов, а также законы, регулирующих психологическую практику.

Законами обычно требуется докторская степень по Психологии, определенный стаж работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.

Законы о лицензировании включают перечень оснований для применения к психологам административных мер воздействия, от штрафов и взысканий до приостановки действия и аннулирования лицензии.

Американским Советом по профессиональной психологии проводится аттестация для ведения практики в клинической психологии, психологическом консультировании, промышленной, организационной и школьной психологии.

Создан Колледж профессиональной психологии АПА, который выдает свидетельства о присвоении разнообразных квалификаций внутри психологии на основе процедуры, учитывающей результаты экзаменов, а также необходимые требования к образованию и опыту работы.

Разработан процесс официального признания специальностей и квалификаций в области психологической практики.

Профессиональные требования к пользователю-психологу:

1. уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией,

2. владеть методами рестандартизации теста, проверки надежности и валидности,

3. владеть основами дифференциальной психометрии,

4. иметь сведения о валидности и надежности теста,

5. Психолог должен знать, какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики, как психометрические характеристики соответствуют типу теста и задаче,

6. Психолог должен определить, насколько тестовые нормы по методики применимы в ситуации. При необходимости должен уметь произвести рестандартизацию.

7. Располагать также сведениями об ограничениях теста, связанных с его применением.

8. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу статистически.

9. Психолог обязан все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики.

10. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы.

11. Психолог должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ.

12. Отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования,

13. В подборе методик исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

Профессиональные требования к психологу-психометристу:

1. Уметь самостоятельно осуществлять проверку надежности и валидности, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов.

2. Уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога, знать структуру используемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами данных.

3. Уметь организовать работу психологов-психодиагностов по ведению документации к методикам, соблюдению методических стандартов, сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.

4. Уметь вести картотеку методик в рамках заданной области, иерархизировать методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов к использованию стандартизованных методик.

Профессиональные требования к специалистам-непсихологам:

1. предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной отрасли, какие методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками;

2. если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки, то пользователь обязан:

  • либо выбрать другую методику,
  • либо пройти соответствующую подготовку,
  • либо привлечь к проведению психодиагностики психолога,
  • либо отказаться от проведения психодиагностики.

3. пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

4. не злоупотреблять доверием

5. предупреждать испытуемого как будет использована информация.

6. не использовать методики без необходимых показателей надежности и валидности.

Основные требования к специалисту психологу

7.2. Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении

К практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования. Основное из них – уже отмеченное выше наличие высшего профессионального образования по специальности «Психология», полученного в университете, или по специальности «Педагогика и психология», полученного в педагогическом вузе. Кроме соответствующих уровню полученного образования знаний по психологии, практический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и других областей, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми.

Это общие требования к практическому психологу образовательного учреждения. Существуют и специальные требования, относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами и быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях. Для проведения мероприятий по психокоррекции психолог должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками.

Особое положение практического психолога среди работников образования как главного лица, защищающего интересы ребенка, порождает несколько иное соотношение прав и обязанностей по сравнению с остальными педагогами. Для практического психолога характерен приоритет обязанностей перед правами, долга – перед личными интересами. Многие из прав психолога одновременно являются обязанностями, поскольку одно не может быть реализовано без другого. В частности, психолог обязан и одновременно имеет право:

› активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-то из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;

› принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;

› вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более, если они наносят ему вред;

› добиваться от администрации образовательного учреждения, руководителей органов народного образования, педагогов и родителей всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся его судьбы;

› лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей и лиц, связанных с их обучением и воспитанием.

Права практического психолога могут быть защищены юридически, социально и морально. Юридическая защита предполагает существование законов и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими участниками образовательного процесса. Основным таким нормативным актом в Российской Федерации является Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636. Социальная защита прав практических психологов осуществляется организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации.

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением. Моральные правила поведения практического психолога образования составляют этический кодекс, предписывающий ему определенную этическую позицию. В развитых странах, где психологическая служба в системе образования существует давно, выработаны свои этические кодексы специалистов данного профиля, в России же он еще находится на стадии формирования. Этический кодекс необходим практическому психологу по той причине, что далеко не все проблемы, с которыми он сталкивается, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в виде юридических норм, регламентирующих поведение в той или иной ситуации. Психологу, работающему в сфере образования, часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств.

Другие публикации:  Госпошлина мировой суд размер

Этическая позиция практического психолога базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике. Этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь состоит в следующем: он обязан защищать права и интересы ребенка, всегда оставаясь на его стороне, даже перед его родителями, что бы ребенку при этом ни инкриминировалось. Как любой педагог, психолог должен принимать, понимать и любить детей, хорошо знать свои профессиональные возможности и человеческие достоинства и недостатки, знакомиться с последними достижениями своей науки, новыми методами диагностики, консультирования и коррекции. Сведения о детях, имеющиеся у психолога, сугубо конфиденциальны и должны храниться в надежном месте: нельзя допускать, чтобы они попали к педагогам и родителям в своем полном виде. Сообщая родителям и педагогам какие-либо сведения, психолог обязан следить за тем, чтобы они не были использованы во вред ребенку. В случае с учащимися подросткового и юношеского возраста психолог должен вначале получить их согласие на сообщение касающейся их информации третьим лицам и поставить учащихся в известность о том, что именно о них будет сказано. Психолог может соглашаться с предписываемыми ему руководством образовательного учреждения направлениями и видами работы только в том случае, если они не противоречат кодексу его профессиональной этики. Он не должен принимать участие в деятельности, которая ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность, и при этом обязан информировать свое руководство и профессиональное объединение о замеченных им случаях нарушения прав ребенка другими лицами.

Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения и определенные нормы поведения. Психолог обязан контролировать свои эмоциональные проявления и не позволять себе таких проявлений, которые могут быть неоднозначно истолкованы клиентом. При работе с ребенком не следует делать резких движений и очень громко говорить. Ситуация общения с психологом не должна вызывать у ребенка дополнительного эмоционального напряжения, напоминать экзамен или воспитательную беседу. Психолог должен хорошо представлять переживания детей того или иного возраста, иметь максимально полное представление об эмоциональной и духовной жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше в общении психолога с ним должно быть игровых моментов, не допускается никаких форм принуждения. У ребенка необходимо создать собственную потребность в сотрудничестве с психологом, иначе показанные им результаты могут неверно отразить ситуацию (ребенок может застесняться, забыть что-либо от испуга, проявить хулиганские побуждения или негативизм). Если ребенку еще не исполнилось 15 лет, к нему можно обращаться на «ты», но при встрече с незнакомым ранее учащимся, уже достигшим 15-летнего возраста, со стороны психолога будет корректно обращаться к нему на «Вы», а для перехода к обращению на «ты» следует спросить у него разрешения. Общение учащегося с психологом должно прекратиться при первых же признаках утомления ребенка, но, если есть необходимость дальнейшего контакта с ним, психолог должен настроить его на дальнейшее сотрудничество, поинтересоваться, что ему понравилось и что не понравилось в их встрече. В любом случае по окончании встречи ребенка нужно поблагодарить.

Психолог образовательного учреждения участвует в педсоветах и комиссиях, на которых обсуждаются личность ребенка, особенности его поведения и развития. При столкновении со сложными случаями, выходящими за рамки компетенции психолога, он должен переадресовать ребенка смежным специалистам – детскому психоневрологу, невропатологу или психиатру, при необходимости направить его в консультативный или коррекционный центр.

Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога

К человеку, претендующему на должность практического психолога в системе образования, предъявляются определенные квалификационные требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь диплом о высшем психологическом специальном образовании. Такой диплом выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на спецфакультетах по специальности «Практический психолог в системе образования», которые могут создаваться при различных, в основном педагогических, высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии, дефектологии, психологического консультирования и ряда других, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми, поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности «Практический психолог в системе образования» в основном принимают лиц, уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования, предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам, занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких, например, как психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

Профессиональная специализация практического психолога в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их. Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке практических психологов-консультантов особое внимание должно быть обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся межличностного общения.

Психокоррекция— это особо сложная сфера прикладной работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем, например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное—иметь личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях. Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка, детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих учреждениях должны по-возможности заменять детям отсутствующих родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа, нередко имеется отставание в развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере межличностных отношений.

Особое положение практического психолога среди работников образования, которое делает его главным лицом в защите интересов ребенка, порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению с тем, которое имеется у большинства других педагогов или у человека иной профессии. Если во многих случаях жизни в профессиональной работе людей на первом месте находятся права, а на втором обязанности, то для практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет обязанностей перед правами, долга перед претензиями, связанными с личными интересами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право):

Другие публикации:  Нпб пожарные краны требования

— активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;

— принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;

— вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;

— добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями (администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся судьбы ребенка;

— лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием.

Свои обязанности практический психолог реализует в собственной профессиональной деятельности, основные направления которой нами были рассмотрены выше. Его права могут быть защищены юридически, социально и морально. Юридическая защита предполагает существование законов, в соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими лицами, занятыми обучением и воспитанием детей. Такие законы могут существовать, приниматься и иметь силу на государственном и местном уровнях. В настоящее время защита прав практических психологов в нашей стране обеспечивается теми документами, которые принимаются правительством, Министерством образования, республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными органами власти, осуществляющими на подвластных им территориях законотворческие функции. Основным таким базовым документом является Положение о , психологической службе.

Социальная защита прав практических психологов обеспечивается организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это — ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации. Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением.

Часть вопросов в своей практической работе психолог решает полностью самостоятельно, часть—во взаимодействии с другими специалистами, имеющими отношение к обучению и воспитанию детей. К числу тех проблем, которые психолог должен ставить и решать самостоятельно, относятся проявление инициативы в поиске и исследовании вопросов психолого-педагогического характера, возникающих в учебно-воспитательном процессе, выбор методов исследования, проведение обследования, интерпретация его результатов, формулировка выводов и рекомендаций, вытекающих из них. Сюда же можно отнести своевременное выявление, предупреждение и устранение доступными практическому психологу средствами отклонений или нарушений в психическом развитии детей и проведение занятий с детьми по курсам человековедения, этики и психологии семейной жизни, ряду других, где используются психологические знания. Совместно решаемые проблемы включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, начиная с младенчества и до окончания школы. Совместная работа многих специалистов требует своевременного определения у детей таких качеств и свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых способностей, и выработки рекомендаций по индивидуализированному обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экспертизу специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений практический психолог решает задачи по оптимизации управления педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-психологической атмосферы.

Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические медико-психологические и социально-педагогические обследования детей на протяжении всего детства, участвует в анализе результатов таких обследований, в проведении установленной законом медико-психологической экспертизы детей с нарушениями в психическом развитии и аномалиями поведенческого характера. В сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений, учителями и воспитателями практический психолог оказывает воздействие на ребенка с целью исправления его поведения, ускорения интеллектуального и морального развития.

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического психолога, в зависимости от их характера решаются компетентной комиссией, состоящей из независимых профессиональных психологов, или комиссией, включающей в свой состав специалистов разного профиля. Если речь идет о проблемах, относящихся к тем перечисленным выше видам работ, которые психолог выполняет самостоятельно, то такие проблемы, как правило, решаются специальной комиссией, включающей высококвалифицированных профессиональных психологов. Такая комиссия может создаваться и функционировать, например, при одном из вышестоящих научно-методических центров психологической службы в системе образования. Если дело касается проблем, связанных с принятием ответственных решений относительно жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обязательным участием самих детей (если они достаточно взрослые), родителей или заменяющих их лиц, а также психологов, медиков, дефектологов и педагогов, причем каждый из членов таких комиссий обладает правом решающего голоса при обсуждении подобного рода проблем и принятии по ним ответственных решений. Это означает, что любое из принимаемых решений признается недействительным, если хотя бы один из членов комиссии с ним не согласен, за исключением некоторых случаев медико-психологического или судебно-психологического характера, процедура решений которых строго определена в соответствии с законом.

Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом

Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.

Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности. Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.

Операциональная сфера психики профессионала обеспечивает исполнительскую часть профессиональной деятельности. Операциональная сфера — это совокупность средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей. Развитие операциональной сферы обеспечивает соответствие процессуальной стороны профессиональной деятельности нормативным требованиям. Среди важнейших операциональных показателей развития профессионала — профессиональные способности, позволяющие личности как можно более полно отвечать требованиям профессии. Некоторые исследователи (А.А.Борисова) выделяют как важное структурное качество профессиональную проницательность, социальный интеллект (Н.А.Аминов), способность психолога решать задачи на общение (Н.В.Бачманова).

Кроме этих требований существует требование опыта практической работы. В соответствующих нормативных документах многих стран содержатся указания на то, что полноценным психологом-консультантом или психологом-психотерапевтом можно стать после прохождения практики (500-600 часов) под руководством профессионала, а также по достижении определенного возраста (27-29 лет).

Зарубежный опыт показывает, что оценка уровня квалификации — это важнейших элемент регуляции их деятельности. Так в США и многих Европейских странах лицензирование и сертификация психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психолога пользуются специальные комиссии, состоящие не только из чиновников, но по большей части из представителей университетских кафедр, клиник, центров реабилитации и др. Осуществляется комплексная проверка кандидатов на получение лицензии, состоящая из профессионального экзамена и анализа опыта их самостоятельной практики.

В нашей стране целостной комплексной системы проверки соответствия квалификационным требованиям психологов на разных этапах их профессиональной деятельности пока нет. Исключение составляют многочисленные курсы повышения квалификации для работников образования, медицинских работников и др., позволяющие подтвердить или повысить свою профессиональную категорию. Качество обучения на таких курсах, как правило, оставляет желать лучшего.

Предполагается, что в будущем в нашей стране сертификация психологов будет осуществляться на основе экспертного оценивания деятельности профессионала, его знаний теории. По отдельным узким специализациям практикующих психологов предполагается ввести разные квалификационные требования.

Другие публикации:  Лицензия на обслуживание многоквартирных домов

Профессия психолог

Ответить правильно на вопрос «чем занимается психолог?» могут далеко не все. Если ориентироваться на фильмы и телепередачи, то покажется, будто психолог занимается только тем, что ведет задушевные разговоры с клиентами и делает глубокомысленные и при этом очевидные выводы.

Да, профессия психолога связана с работой с людьми и помощью им в трудных или нестандартных ситуациях. Суть работы зависит от специфики специалиста. Одни помогают адаптироваться в новом коллективе, другие поддерживают людей после аварий, травм или несчастий, третьи — выбрать профессию, четвертые — достичь высоких результатов (в спорте, бизнесе или других сферах жизни), пятые — обучают новым навыкам, шестые работают с детьми и так далее.

Психолог — это прикладная профессия, универсалов в этом деле нет. Каждый подобный специалист трудится в своей узкой сфере.

Если раньше должность психолога имелась разве что в образовательных или здравоохранительных учреждениях, то в последние годы таких специалистов стало существенно больше. Психологи работают:

  • в тренинговых центрах;
  • в социальных учреждениях;
  • на биржах труда и в центрах профориентации;
  • в военных учреждениях;
  • в индустрии спорта;
  • в некоторых коммерческих компаниях.

Помимо этого многие специалисты работают сами на себя — занимаются частной практикой.

Обязанности психолога

В зависимости от вида деятельности организации должностные обязанности психолога могут быть следующими:

  • проведение психологических тренингов;
  • консультирование и помощь людям в сложных или критических ситуациях.
  • оценка психологических качеств людей;
  • консультирование руководства по вопросам управления коллективом;
  • развитие и обучение детей;
  • адаптация работников к новым условиям или коллективу.

В ряде компаний предусматриваются и иные функции психолога: проведение деловых или развивающих игр, подбор персонала, написание статей и книг и т. д.

Требования к психологу

Так как направления работы могут быть разными, то психолог должен знать разные вещи. Психолог в отделе кадров должен понимать порядок проведения аттестации работников. Специалист по работе со спортсменами — знать спортивную психологию и разбираться в данном виде спорта.

Вот обобщенные требования к психологу:

  • высшее образование;
  • опыт работы (по конкретному направлению).

Как стать психологом

Чтобы стать психологом, прежде всего, нужно закончить ВУЗ по специальности. Во-вторых, надо выбрать интересную вам специализацию. Сейчас есть масса специализаций: педагог-психолог, клинический, социальный, спортивный, школьный, детский, военный психолог и многие другие. Этот выбор определит ваш путь развития и обучения и поможет определить навыки психолога, которые необходимо иметь.

Вообще, психологами чаще всего становятся по призванию, а не из-за образования. Некоторые люди, преодолев серьезные сложности в своей жизни или добившись огромных успехов, решают для себя помогать в этих же делах другим. Кто-то успешно бросил курить и решил посвятить себя лечению других курильщиков. Мама, воспитавшая трех детей, может стать классным детским психологом.

По этой причине образование — вторично, но в нашем обществе без диплома бывает трудно устроиться на работу.

Плюсы и минусы профессии психолог

К плюсам профессии психолог можно отнести ее полезность для самого себя. Даже если устроиться по специальности не удастся — знания пригодятся и в обычной жизни, и при работе по другим направлениям — например, в менеджменте.

Второй плюс — высокая востребованность специалистов.

При этом главное преимущество, которое отмечают сами психологи — это просто удовольствие от работы, понимание своей нужности не только работодателю, но и людям вообще.

Главный же минус профессии психолог — постоянные стрессы, вызываемые тяжелыми ситуациями и поведением клиентов. Самое же сложное — регулировать свое собственное состояние, дабы оно не влияло ни на клиентов, ни на качество работы.

Образец резюме психолога

Зарплата психолога

В зависимости от организации заработная плата психолога колеблется от 18 до 60 тысяч рублей в месяц. По оценкам экспертов психолог — это одна из самых интересных и низкооплачиваемых профессий. Средняя зарплата психолога составляет примерно 30 тысяч рублей в месяц.

Если же говорить о специалистах, открывший свой частный кабинет, то крайне сложно оценить их доход. Есть психологи, которые зарабатывают большие деньги, а есть те, кто работает за еду и идею.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Психология».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Специалист по социальной и организационной психологии».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Социальная психология и педагогика» и выдаёт диплом и сертификат.

Требования к психологу

Психолог – это прежде всего квалифицированный специалист, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Поскольку психолог работает с людьми, с их психикой и внутренним миром, эти требования должны соблюдаться неукоснительно.

Профессиональные требования к психологу

В первую очередь, психолог обязательно должен иметь высшее психологическое образование – такое у нас в стране дают во множестве различных ВУЗов. Высшее образование должно быть хорошим – то есть психолог × обязан:

  • Понимать методы и цели деятельности психолога;
  • Владеть различными методами проведения психологических исследований и занятий;
  • Уметь применять знания из различных отраслей психологии в жизни и во время работы с клиентом;
  • Понимать механизмы психических состояний и процессов;
  • Знать функции психики в жизни человека;
  • Разбираться в формировании личности, функционировании мотивационной сферы;
  • Знать механизмы эмоциональных явлений, внимания, процессы волевой регуляции;
  • Иметь представление об индивидуальности и личности, ее развитии и структуре;
  • Знать закономерности взаимодействия людей, их общения, разбираться в межгрупповых отношениях;
  • Иметь представление о развитии человека на разных возрастных ступенях;
  • Знать основы психологического консультирования и психодиагностики.

Требования к личности психолога

Помимо требований к профессиональной квалификации психолога, особые требования также предъявляют к его личностным качествам. Вне зависимости от специализации каждый хороший психолог должен обладать следующими чертами характера:

  • Одинаковое отношение ко всем людям, независимо от их индивидуальных черт характера;
  • Умение чувствовать эмоциональное состояние человека, находящегося рядом;
  • Профессиональный такт, способность доносить до клиента информацию таким образом, чтобы она не травмировала его;
  • Способность легко менять темы, обходить неприятные ситуации, выходить из тупиков, рассматривать разные точки зрения по поводу какого-либо вопроса;
  • Эмоциональная терпимость и сдержанность, умение нормально реагировать на психические срывы клиента, снять тревожность, успокоить, не срываться самому;
  • Вежливость и соблюдение общей культуры, правил поведения, этикета;
  • Доброжелательность и дружелюбие, умение заставить клиента расслабиться, создать дружескую атмосферу.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *