Приказ 765 от 28122007

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 ноября 2006 г. N 765 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным воспалительными болезнями шейки матки, влагалища и вульвы»

О стандартах медицинской помощи больным см. справку

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый стандарт медицинской помощи больным воспалительными болезнями шейки матки, влагалища и вульвы.

2. Рекомендовать руководителям государственных и муниципальных медицинских организаций использовать стандарт медицинской помощи больным воспалительными болезнями шейки матки, влагалища и вульвы при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в 2007 году.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 244 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным воспалительными болезнями шейки матки, влагалища и вульвы».

Стандарт
медицинской помощи больным воспалительными болезнями шейки матки, влагалища и вульвы
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 ноября 2006 г. N 765

1. Модель пациента

Категория возрастная: взрослые, дети

Нозологическая форма: воспалительные болезни шейки матки, острый вагинит, подострый и хронический вагинит, острый вульвит, подострый и хронический вульвит

Код по МКБ-10: N 72, N 76.0, N 76.1; N 76.2, N 76.3

Условие оказания: амбулаторно-поликлиническая помощь

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 7 декабря 2005 г. N 765
«Об организации деятельности врача-терапевта участкового»

В соответствии с подпунктом 5.2.11. пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162), и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению приказываю:

1.1. Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового согласно приложению N 1;

1.2. Учетную форму N 030/у-тер «Паспорт врачебного участка (терапевтического)» согласно приложению N 2.

2. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфин) разработать инструкцию по заполнению учетной формы N 030/у-тер «Паспорт врачебного участка (терапевтического)» в срок до 1 апреля 2006 г.

3. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (Сафонов А.Л.) и Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) разработать квалификационные требования врача-терапевта участкового в срок до 1 июня 2006 г.

4. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации врача-терапевта участкового в срок до 1 июня 2006 г.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2006 г.
Регистрационный N 7378

Утверждено Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового. Согласно Положению, на должность участкового врача-терапевта назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и сертификат специалиста по специальности «Терапия».

Установлено, что участковый врач-терапевт осуществляет деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения: поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Положением на участкового врача-терапевта возложены обязанности по: формированию врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения; осуществлению профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; организации и проведению диагностики и лечения; оказанию неотложной медицинской помощи; проведению противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики; проведению экспертизы временной нетрудоспособности и многие другие.

Утверждена также учетная форма N 030/у-тер «Паспорт врачебного участка (терапевтического)». Инструкция по заполнению этой формы должна быть разработана до 1 апреля 2006 года.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2006 г.

Регистрационный N 7378

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 января 2006 г. N 5

Приказ 765 от 28122007

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 декабря 2007 г. N 1041/48

О ВКЛЮЧЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦЫ Д. БОРОДКИ

ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЕСНОЙ ГОРОДОК ОДИНЦОВСКОГО

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», на основании заявления государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур» Российской академии сельскохозяйственных наук от 22.05.2007 N 05/193, учитывая заключение главы администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района от 31.05.2007 N 155, заключение главы администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района по результатам публичных слушаний от 04.12.2007 N 156, Правительство Московской области постановляет:

1. Включить земельные участки:

площадью 6700 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 02 27:0271 в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 22.08.2007 N 20.3/07-4-15965;

площадью 1794 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 02 27:0272 в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 22.08.2007 N 20.3/07-4-15966;

площадью 4320 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 02 18:0013 в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 22.08.2007 N 20.3/07-4-15968;

площадью 107186 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 02 27:0273 в границах, указанных в кадастровом плане от 22.08.2007 N 20.3/07-4-15967, —

расположенные вблизи д. Бородки городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района, в границы д. Бородки городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района.

2. Изменить вид разрешенного использования земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления, на использование для строительства жилого многоэтажного комплекса с объектами культурно-бытового, социального назначения и инженерной инфраструктурой.

3. Рекомендовать главе Одинцовского муниципального района Гладышеву А.Г. представить в Министерство финансов Московской области сведения о возмещении потерь сельскохозяйственного производства.

Губернатор Московской области

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска из боковой части бревна по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Последние изменения:

Об утверждении схемы размещения территориальных органов Ростехнадзора Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2008 N 261-р

О проведении обследований внутрипромысловых трубопроводов нефтяных месторождений Распоряжение Ростехнадзора от 25.01.2008 N 9-рп

Об утверждении и введении в действие изменений в положения о территориальных органах по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказ Ростехнадзора от 22.01.2008 N 25

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах Приказ Ростехнадзора от 29.12.2007 N 923 РД от 29.12.2007 N 14-05-2007

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных . Приказ Ростехнадзора от 29.12.2007 N 922 РД от 29.12.2007 N 14-06-2007

О распределении полномочий между территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по отдельным направлениям надзора (контроля) и территориям . Приказ Ростехнадзора от 28.12.2007 N 910

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке организации и осуществления надзора за промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья Приказ Ростехнадзора от 26.12.2007 N 907 РД от 26.12.2007 N 14-04-2007

О переименовании территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 15 января 2008 года) Приказ Ростехнадзора от 26.12.2007 N 908

Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 N 92 ГН от 19.12.2007 N 2.1.6.2309-07

РД 11-07-2007 Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых Приказ Ростехнадзора от 06.12.2007 N 830 РД от 06.12.2007 N 11-07-2007 Нормы, правила и нормативы органов государственного надзора

О Межведомственном совете по взрывному делу при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказ Ростехнадзора от 12.11.2007 N 765

Другие публикации:  Как оформить кредит в 1с

Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ Приказ Ростехнадзора от 08.11.2007 N 759 РД от 08.11.2007 N 14-03-2007

Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 N 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции Приказ Ростехнадзора от 29.10.2007 N 741

О порядке рассмотрения документов и выдачи разрешений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказ Ростехнадзора от 17.09.2007 N 632

О повышении эффективности надзорной деятельности государственных инспекторов горного надзора Приказ Ростехнадзора от 02.08.2007 N 544

V_Conference_27-05-2011_for_site

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ НАЦІОНАЛЬНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

V НАУКОВО-ПРАКТИЧНОЇ КОНФЕРЕНЦІЇ

УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ В ФАРМАЦІЇ

Харків, 27 травня 2011 року

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

Головний редактор: чл.-кор. НАН України, проф. В.П. Черних

Заступник головного редактора: проф. С.М. Коваленко Відповідальний секретар : доц. В.О. Лебединець

Члени редакційної колегії – проф. Ю.В. Підпружников, проф. О.І. Гризодуб, доц. Св.М. Коваленко, доц. Р.Ф. Єрьоменко, доц. С.В. Русанова, доц. Левашова І.Г., доц. Мурашко А.М., доц. Проскурня О.М.

Управління якістю в фармації: Матеріали V Наук.-практ. конф., Харків, 27 травня 2011 р. / М-во охорони здоров’я України; Нац. фармац. ун-т. – Х., 2011. – 96 с.

Збірник містить матеріали V Науково-практичної конференції «Управління якістю в фармації». Матеріали присвячені обговоренню результатів досліджень у напрямку теоретичних та практичних аспектів менеджменту якості, сучасних підходів до забезпечення й управління якістю на виробничих фармацевтичних підприємствах та інших організаціях фармацевтичного профілю. Представлені результати досліджень актуальних питань, пов’язаних з якістю фармацевтичної продукції, у тому числі проблемами валідації процесів виробництва ліків, кваліфікації виробничого й контрольно-аналітичного обладнання, підготовки кадрів для фармацевтичної галузі, проведення внутрішніх аудитів, регламентації діяльності уповноважених осіб з якості, застосування методології оцінки й керування ризиками для якості, реалізації процесного підходу при формуванні систем управління якістю тощо.

Для широкого кола наукових та практичних працівників фармації.

Матеріали подаються мовою оригіналу.

За достовірність фактів, статистичних та інших даних, структуру і стиль викладення інформації, точність формулювань та висновки несуть відповідальність автори матеріалів.

Упорядники: С.М. Коваленко, В.О. Лебединець

Матеріали збірника друкуються згідно із рішенням Вченої ради Національного фармацевтичного університету (протокол № 9 від 29 квітня 2011 р.)

УДК 615.1 © НФаУ, 2011

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ АПТЕК В УКРАИНЕ ПО ПРИНЦИПАМ НАДЛЕЖАЩЕЙ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ GPP

Коваленко Сергій Миколайович, Мурашко Андрей Николаевич

Національний фармацевтичний університет, м. Харків

Всесторонняя оценка терапевтической или профилактической ценности лекарственных средств, т.е. их эффективности и относительной безопасности (безвредности), проводится в отношении новых препаратов до начала их полномасштабного коммерческого производства (по межотраслевой терминологии — на основных образцах или прототипах).

Приемлемость же серийной продукции проверяется по показателям качества, т.е. по косвенным, техническим (товароведческим) характеристикам, изложенным в АНД или иных официальных стандартах. В отношении других потребительских товаров проверка приемлемости серийной продукции связана, хотя бы частично, с прямым определением потребительских свойств.

Поскольку основной вид контроля качества лекарств — разрушающий, крайне редко используется отбраковка на основе 100 % проверки сомнительных по качеству серий (партий) с удалением бракованных единиц продукции.

По этой причине не только потребитель, но и производитель заинтересованы в том, чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму вероятность изготовления некачественных лекарств и выпуска их на рынок, ибо последствия могут быть крайне негативны для обеих сторон.

Пациент вынужден доверять всем: разработчику, исследователю, производителю, врачу, провизору, квалифицированная помощь которого может вовремя скорректировать назначение и т.д. Такая особенность лекарственных препаратов как товара заставила установить требования к основным этапам их обращения, т.е. к разработке, испытанию, регистрации, производству, контролю и т. д.

Лекарственное средство обладает своей спецификой: формальные показатели качества, зафиксированные в аналитической нормативной документации (АНД), далеко не всегда отражают его безопасность и эффективность.

Учитывая эту сложность, в основу регистрационного досье положен принцип: лекарственный препарат, полученный из строго фиксированной субстанции (привязка к производителю) по фиксированной и контролируемой технологии на определенном оборудовании, обладает заявленными в регистрационных документах свойствами в плане токсичности и терапевтической эффективности. Изменение любого параметра может привести к изменению биодоступности и, как следствие, эффективности и безопасности препарата.

Качество лекарственного средства – совокупность свойств, которые придают лекарственному средству способность удовлетворять потребителей соответственно своему назначению и отвечают требованиям, установленным законодательством и нормативными документами. Для обеспечения качества лекарств следует регламентировать все этапы их создания – от разработки до реализации и применения. С этой целью последние десятилетия человечество плодотворно разрабатывает так называемые «надлежащие практики» (Good Practice) – своды норм и правил, пользуясь и реализуя которые, различные субъекты фармацевтического рынка доказывают соответствие своей продукции общепринятым требованиям.

Для обозначения различных распространенных сейчас надлежащих практик применяют общую аббревиатуру GxP, где х — С, D, L, М, Р и др.

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

Так, GPP – это деятельность, связанная с поставками, хранением и применением лекарственных средств и изделий медицинского назначения, осуществляемая в аптеках, лечебных учреждениях и домашних условиях.

Первым стандартом качества аптечных услуг был разработанный Международной Фармацевтической Федерацией (МФФ) в 1993 г. Документ «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках».

Сейчас доступны следующие документы: «Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», Стандарт качества аптечных услуг, разработанный Всемирной организацией здравоохранения (WHO) 2001 г. и т.д.

Одно из новых для отечественных фармацевтов требований – институт уполномоченных лиц. Документы ВОЗ и Европейского Союза свидетельствуют о том, что наличие Уполномоченного лица по качеству на предприятиях-производителях ЛС является необходимым требованием соблюдения стандарта GMP, потому что именно такое лицо наделено правом выдавать разрешение на выпуск серии лекарственного средства, причем как на производстве, так и в дистрибуции и розничной реализации.

На стадиях оптовой и розничной реализации возникает потребность компетентного проведения входного контроля, с целью недопущения в обращение некачественной продукции, что может нанести вред людям, которые уже и без того нуждаются в лечении.

В свете концепции обеспечения качества, Уполномоченные лица должны быть на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства, и прежде всего на производстве, дистрибуции и в розничной реализации.

Уполномочено лицо – это лицо, назначенное руководителем субъекта хозяйственной деятельности на соответствующую должность фармацевтического учреждения, на которое в соответствии с приказом возложено осуществление входного контроля качества лекарственных средств, которые подлежат оптовой и розничной торговле.

По Приказу Гослекинспекции Минздрава № 340 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству ЛС, оптовой розничной торговли ЛС» следует определить Уполномоченное лицо, которое должно иметь полное высшее образование, получить образовательно-квалификационный уровень специалиста (получить сертификат о присвоении (подтверждении) звания провизора общего профиля (для специалистов, окончивших вуз после 1992 года)) и иметь стаж работы по специальности не менее двух лет.

На сегодня квалификационных требований к уполномоченным лицам не существует. Необходима специальная подготовка провизоров и к назначению их «уполномоченными лицами» по качеству лекарственных средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях, и в дальнейшем организация на регулярной основе их профессионального обучения и систематического повышения квалификации.

Проанализировав Постановления КМУ и Приказы МОЗ Украины, мы пришли к выводу об обязательности выполнения функций Уполномоченных лиц в медицинских и аптечных заведениях и выяснили, что их устав является достаточно размытым и указанные обязанности могут выполнять должностные лица от заведующего аптекой до фармацевта со средним образованием или медсестры. Безусловно, такое положение вещей не может считаться удовлетворительным и требует скорейшего решения вопроса.

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

ИССЛЕДОВАНИЯ IN VIVO БИОЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ И КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ GLP

Подпружников Юрий Васильевич, Зупанец Игорь Альбертович

Национальный фармацевтический университет, г. Харьков

Биоаналитические исследования in vivo являются важной составной частью клинических испытаний (КИ), в том числе направленных на изучение фармакокинетики и биоэквивалентности лекарственных средств. Хотя требования надлежащей лабораторной практики (GLP) формально распространяются на доклинические, а не на клинические исследования, в документах ВОЗ, ЕМА и FDA однозначно указывается на необходимость соответствия биоаналитических лабораторий принципам GLP.

Можно выделить следующие этапы организации и проведения исследований:

— Разработка и утверждение Протокола КИ;

— Исследования в условиях клинической базы, включая:

o отбор проб биологических жидкостей;

o формирование комплектов биообразцов;

— Передача биообразцов в биоаналитическую лабораторию;

Другие публикации:  Судебные приставы города первоуральска

— Биоаналитическая часть исследования:

o Разработка и валидация методики количественного определения аналита;

o Рутинный анализ биообразцов;

o Статистический анализ фармакокинетических параметров;

o Подготовка, согласование отчетов по этапам;

— Заключительный отчет о КИ.

При организации и проведении исследований биоэквивалентности необходимо со-

блюдать следующие основные требования:

— Препараты для исследований производятся в соответствии с GMP (приложение 13).

— Объем биосерии – не менее 100 тыс. единиц или 1/10 части промышленной серии (выбирается большее).

— Количество добровольцев – не менее 12 (ВОЗ, ЕС) или не менее 18 (США).

— Перекрестный дизайн (2 периода, 2 последовательности).

— Количество точек отбора образцов – от, обычно, 12 до 18.

— Протяженность времени отбора образцов – не более 72 часов.

В настоящей публикации рассмотрено основное содержание требований GLP в применении к биоаналитическим лабораториям, участвующим в исследовании фармакокинетики

и биоэквивалентности лекарственных средств, а также практическую реализацию указанных требований. Принципы GLP имеют 10 составляющих:

— управление лабораторией и персонал; — обеспечение качества; — помещения;

— приборы, материалы, реактивы; — тест-системы;

— тестируемые и референтные образцы; — стандартные операционные процедуры (СОП); — проведение исследований; — отчеты об исследованиях;

— хранение и архивирование записей и материалов.

В разделе 1 принципов GLP приводятся требования к организации исследовательского учреждения (ИУ), в частности перечисляются основные обязанности руководителя ИУ и руководителя исследований. Руководитель ИУ имеет следующие основные обязанности: обеспечение проведения исследования в соответствии с принципами GLP; обеспечение наличия достаточного количества квалифицированного персонала, соответствующих помещений, оборудования и материалов для проведения исследований; обеспечение ведения записей

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

относительно квалификации, обучения, опыта и должностных инструкций для каждого специалиста и технического работника; обеспечение наличия и выполнения соответствующих стандартных операционных процедур (СОП), утверждение первичных и пересматриваемых СОП; формирование программы обеспечения качества (ОК) и персонала ОК, гарантирующего выполнение исследований в соответствии с принципами GLP; обеспечение наличия утвержденного плана исследований и его выполнение, а также некоторые другие.

К основным обязанностям персонала, участвующего в исследованиях, относятся: знание принципов GLP; надлежащее выполнение плана исследования, а также требований соответствующих СОП; незамедлительная и точная регистрация исходных данных в соответствии с принципами GLP.

Лаборатория «Клинфарм» была создана в 2006 году. Лаборатория является юридическим лицом, основное направление деятельности которого — организация и проведение фармакокинетических исследований и исследований биоэквивалентности лекарственных средств. С начала своего создания лаборатория ставит перед собой цель: проведение объективных фармакокинетических исследований в соответствии с требованиями ЕС и ВОЗ. Поставленная цель достигается за счет безусловного соответствия принципам GLP, что включает в себя, но не ограничивается, наличием квалифицированного персонала (все сотрудники имеют профильное высшее образование — химическое, биологическое, стаж работы по специальности не менее 5 лет).

В лаборатории работают 1 доктор и 2 кандидата наук. В утвержденных должностных инструкциях четко указаны обязанности персонала, в том числе соблюдение планов исследований, СОП и требований GLP.

Краеугольным камнем требований GLP является наличие и функционирование в ИУ задокументированной и утвержденной программы ОК, которая гарантирует, что исследования проводятся в соответствии с принципами GLP. Как это и требуется в соответствии с GLP, в лаборатории «Клинфарм» утверждено и функционирует Руководство по качеству, заместитель директора по качеству подчинен только директору ИУ и не принимает непосредственного участия у исследованиях.

Основные требования к помещениям ИУ сформулированы в третьем разделе GLP и заключаются в следующем: помещения ИУ должны быть соответствующих размеров, конструкции и расположения, которые отвечают условиям исследования; расположение помещений ИУ должно обеспечивать соответствующее разделение разных видов деятельности (получение, хранение образцов, пробоподготовка, проведение испытаний, хранение отчетов) с целью создания требуемых условий для проведения каждого исследования.

Лаборатория «Клинфарм» была спроектирована, ее помещения спланированы и построены с учетом принципов GLP. Необходимая температура и влажность в помещениях обеспечиваются системой централизованного кондиционирования, функционирует валидированная система снабжения лаборатории водой очищенной и водой для хроматографических целей. Лаборатория укомплектована самым современным оборудованием, среди которого системы получения очищенной и сверхчистой воды, низкотемпературные морозильники, прецизионные аналитические весы, спектрофотометр, рефрактометр, pH-метр, жидкостный хроматограф с масс-спектрометрическим и диодно-матричным детектором, системы автоматизированной пробоподготовки и т.д.

В соответствии с принципами GLP, ИУ должно иметь утвержденные руководителем СОПы, предназначенные для обеспечения качества и целостности данных, полученных в лаборатории. Эти СОПы должны находиться в тех местах, где проводятся соответствующие части исследования. В лаборатории «Клинфарм» существует система разработки, утверждения, использования и пересмотра СОПов, полностью соответствующая требованиям GLP. Ответственность за функционирование данной системы возложена на заместителя директора по качеству лаборатории.

Восьмой раздел GLP посвящен непосредственному проведению исследований. При этом констатируется, что до начала каждого исследования должен существовать утвержден-

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

ный и датированный план исследования. План исследования должен быть согласован руководителем исследования и Спонсором. Для проведения исследования с целью обеспечения полного соответствия требованиям GLP в лаборатории «Клинфарм» разрабатываются и утверждаются планы на каждое исследование (планы валидации и рутинных исследований). Кроме того, на каждый экспериментальный день работы создается мини-план-задание для исполнителей и после его выполнения составляется соответствующий отчет. По нашему мнению, эта практика не противоречит, а развивает требования GLP, полностью соответствует идеологии этого нормативного документа.

Основные требования GLP, предъявляемые к финальному отчету по результатам исследования, заключаются в том, что он должен включать все результаты, в том числе вычисления и статистическую обработку, должен правильно отражать первичные данные и содержать выводы. В лаборатории «Клинфарм» это достигается за счет полной прослеживаемости первичных результатов, начиная от их автоматической фиксации до полностью автоматизированного формированию отчета благодаря функционированию локальной компьютерной сети, поддерживаемой сервером. В лаборатории для статистической обработки фармакокинетических данных используется лицензионный специализированный программный продукт WinNonlin 5.2 корпорации Pharsight (США). Вывод о биоэквивалентности формируется с использованием подхода, основанного на 90 % доверительных интервалах для отношения средних значений параметров максимальной концентрации (С макс ) и площади под фармакокинетической кривой (AUC0-t) для испытуемого и референтного препаратов, оцененных при выполнении процедуры статистического анализа.

Препараты считают биоэквивалентными, если 90 % доверительный интервал для отношения их средних значений С макс и AUC0-t находился в пределах 0,80–1,25 (80–125%).

Последний раздел GLP посвящен организации и хранению архивных материалов (планы исследований, первичные данные, заключительные отчеты, отчеты о проверках, проведенных службой обеспечения качества, записи о квалификации, обучении, опыте персонала, документации о валидации компьютерных систем и т.д.).

В лаборатории «Клинфарм» обеспечивается архивное хранение в безопасных условиях всех перечисленных и других документов, требуемых в соответствии с требованиями GLP, протоколов исследований и договорными обязательствами.

Лаборатория занимается только биоаналитической частью клинических исследований. При этом для проведения полного (и клинической, и биоаналитической фаз) исследования лаборатория сотрудничает с клиническими базами, имеющими достаточный опыт и заслуженный международный авторитет в проведении подобных исследований. Наиболее тесно в Украине лаборатория сотрудничает с Клинико-диагностическим центром Национального фармацевтического университета.

За 5 лет работы в лаборатории полностью выполнены 12 фармакокинетических исследований, ряд исследований находится на разных стадиях выполнения (подробнее: www.clinfarm.com.ua). Среди заказчиков – ведущие украинские и зарубежные фармацевтические предприятия: ОАО «Олайнфарм», ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод», Корпорация «Артериум», ОАО «Фармак», ООО «ФармаСтарт» и др.

Все этапы исследования в лаборатории «Клинфарм» проводятся в соответствии с принципами GLP и другими регуляторными документами и нормами, каждое действие планируется, фиксируется, документируется и критически оценивается при сохранении полной прослеживаемости получаемых результатов.

Соответствие принципам GLP, которое лаборатория гарантирует на протяжении всех проводимых исследований, включает в себя, в частности, обеспечение доступа и содействие лаборатории любым аудитам со стороны спонсора, его уполномоченных представителей, представителей регуляторных и надзорных органов (как отечественных, так и зарубежных). В марте текущего года лаборатория прошла первый этап сертификации на соответствие GLP

– предварительный аудит со стороны Словацкого агентства по аккредитации (SNAS). Проводится подготовка к финальному аудиту, который планируется пройти до конца 2011 года.

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Арыстанов Жалгаскали Мергалиевич, Сламбаева Сауле Абдувахабовна, Жанбырбаева Акмарал Данабековна, Оспанова Айгерим Маратовна

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент

В современных условиях во всех отраслях экономики происходит активное внедрение системы менеджмента качества (СМК) на основе стандартов 1SO серии 9000. СМК является средством достижения максимальной эффективности деятельности организаций и предприятий. В этих условиях особую актуальность приобретает исследование СМК в аптечных и дистрибьюторских организациях.

В результате внедрения СМК можно определить слабые стороны в деятельности аптечных организаций по эффективному использованию имеющихся ресурсов, факторов, влияющих на принятие решения о покупке фармацевтических товаров и удовлетворения потребителей фармацевтических услуг.

Другие публикации:  Требования к внешнему виду воспитателя детского сада

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по внедрению СМК и фармацевтического контроля в аптечных учреждениях.

Задачами нашего исследования является анализ литературных данных по внедрению СМК в практике функционирования субъектов сферы обращения лекарственных средств (ЛС), разработка методического подхода к созданию СМК и фармацевтического контроля, проведение анализа деятельности аптечных организаций в свете внедрения СМК и совершенствования фармацевтического контроля на основе данных социологического исследования, разработка методических рекомендаций по внедрению СМК, совершенствованию организации и проведения фармацевтического контроля деятельности аптечных организаций.

Разработка СМК аптечной организации включает этапы научно-методического обоснования, описаний основных процессов фармацевтической деятельности и внедрения в практику работы аптечной организации.

На основе системного подхода нами проведен анализ проблемы создания и функционирования СМК аптечной организации в современных условиях с учетом отраслевой и региональной специфики.

Проведено социологическое исследование более 70 аптечных организаций различных форм собственности, расположенных в г. Шымкент и Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. В социологическом исследовании в качестве респондентов приняли участие преимущественно руководители структурных подразделений аптечной организации и их заместители.

Результаты проведенного исследования показали, что в процессе внедрения СМК в аптечной организации возникают проблемы, связанные с реализацией требований стандарта ISO 9001 в специфических условиях функционирования аптечной организации. Чаще всего проблемы возникают при регламентации таких процессов, как контроль качества ЛС, приемка и складирование, закупка и хранение ЛС, обеспечение квалификации фармацевтических кадров, обеспечение работы ответственного лица по СМК, а также некоторые другие.

В настоящее время нами проводится сравнительная характеристика функционального

и процессного подхода к управлению аптечной организацией. Полученные результаты проводимого исследования позволят получить научно обоснованные рекомендации по разработке и внедрению СМК, способствующей совершенствованию деятельности аптечных организаций, повышению эффективности их работы и удовлетворенности потребителей ЛС.

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Арыстанова Танагуль Акимбаевна, Арыстанов Жалгаскали Мергалиевич, Ордабаева Сауле Кутымовна, Сопбекова Анара Онлабековна

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент

Обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств – важнейшая задача современной фармацевтической отрасли. Усиление роли государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, изменения в лекарственном обеспечении, существенное обновление нoрмативно-правовой и законодательной базы, внедрение национальных стандартов, соответствующих международным стандартам (ISO, GMP, GPP, GLP, GCP, GDP), появление новых форм организации и функционирования фармацевтического бизнеса, совершенствование службы аналитической токсикологии и судебной медицинской экспертизы в соответствии с принципами и приоритетами государственной политики в сферах обеспечения безопасности лекарственных средств (ЛС) и многие другие изменения определяют необходимость подготовки специалистов по вопросам управления качеством в фармацевтической сфере.

Подготовка специалистов по управлению качеством в фармацевтических организациях и на предприятиях осуществляется на этапе последипломного обучения – непрерывного профессионального развития фармацевтов на базе высших учебных заведений фармацевтического профиля. В номенклатуру должностей введена должность – уполномоченное лицо по качеству. Приказом МЗ РК № 765 от 28.12. 2007 г. «Об утверждении квалификационных характеристик должностей медицинских и фармацевтических работников» определены требования к квалификационной характеристике уполномоченного лица по качеству фармацевтической организации и предприятия, которое осуществляет свою профессиональную деятельность в фармацевтических структурах, в органах управления и фармацевтического надзора, в органах стандартизации и сертификации ЛС в качестве главного контролера качества ЛС и изделий медицинского назначения.

Уполномоченный по качеству несет ответственность за надлежащее функционирование системы качества при производстве ЛС – выполнение принципов и правил GMP, производство готовой продукции в соответствии с лицензией, со всеми соответствующими законодательными и административными положениями в РК, проведение валидации основных испытаний, учет всех условий изготовления и протоколов производства, проведение аудитов и выборочных проверок, выдачу руководителем отдела контроля качества паспорта качества, гарантирующего соответствие продукции требованиям нормативной документации.

В соответствии со своими должностными обязанностями, уполномоченное лицо по качеству должен знать: основные принципы, задачи государственной политики и основные положения государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС в РК; систему управления качеством; принципы и систему обеспечения качества ЛС – стандарты надлежащих фармацевтических практик (GMP, GLP, GCP, GDP); принципы и методологию создания ЛС; принципы и правила отбора проб и проведения испытаний исходного сырья, упаковочных материалов и готовых ЛС; обеспечение качества ЛС во время оптовой, розничной реализации и на всех этапах хранения; методы контроля качества, правила стандартизации и сертификации ЛС; валидацию процесса производства, аналитических методик, документацию валидации; фармацевтическую логистику на всех этапах продвижения ЛС на фармацевтическом рынке.

V Науково-практична конференція «Управління якістю в фармації»

ОРГАНІЗАЦІЯ ВАЛІДАЦІЙНИХ РОБІТ НА ВИРОБНИЧОМУ ФАРМАЦЕВТИЧНОМУ ПІДПРИЄМСТВІ

Абряямян Геворк Абрамович

ТОВ «Фармацевтична компанія «Здоров’я», м. Харків

Актуальність організації валідаційних робіт на вітчизняних фармацевтичних підприємствах на сьогодні не підлягає сумніву. Валідаційні роботи є обов’язковими і регламентуються чинною галузевою Настановою МОЗУ 42-4.0:2008 «Лікарські засоби. Належна виробнича практика». Згідно із Наказом від 20.10.2010 г. № 896, Державні інспекції з контролю якості лікарських засобів Міністерства охорони здоров’я України повинні проводити перевірку наявності у виробників (заявників) лікарських засобів документів, що підтверджують відповідність виробництва вимогам належної виробничої практики (GMP), виданих (визнаних) згідно з чинним законодавством України або вимогам міжнародної Системи співробітництва фармацевтичних інспекцій (PIC/S), ЄС, США та Японії. В Україні зафіксовано біля 130 виробничих фармацевтичних компаній і всі вони так чи інакше стикаються з необхідністю організовувати необхідні роботи з валідації для підтвердження ліцензії та сертифікату GMP.

З цього приводу на базі ТОВ «Фармацевтична компанія «Здоров’я» нами було вжито низку заходів, а саме:

а) розроблені рекомендації щодо організації діяльності валідаційної робочої групи та осіб, які будуть відповідати за проведення валідаційних робіт, у тому числі – за затвердження і узгодження документації з валідації;

б) регламентована вся сукупність дій з валідації, у тому числі:

• аналіз ризиків для якості

• кваліфікація проектної документації

• валідація аналітичних методів

• валідація технологічних процесів;

в) проведений аналіз вітчизняної і зарубіжної літератури з валідації, який показав, що на сьогоднішній день немає єдиного підходу до складання документів з валідації — ВМП, протоколів, звітів. Нами була розроблена необхідна документація з валідації, а саме валідаційний майстер плин (ВМП), форми протоколів валідації та звітів з валідації. При розробці документації ми керувались Настановою МОЗУ 42-4.0:2008. Розроблені документи чітко показують яким чином буде проведена кваліфікація і валідація; в них зазначені критичні етапи та критерії прийнятності. Також згідно настанові ми врахували порядок перевірки, затвердження та узгодження документів з валідації.

г) визначені критичні об’єкти та процеси, які підлягають валідації, для доказу того, що у кожному конкретному випадку всі критичні умови / параметри, використовувані при виробництві лікарських засобів, знаходяться під контролем.

Нами були розглянуті критичні об’єкти та процеси, що підлягають валідації, а саме: валідація очищення, валідація технологічного процесу та валідація обладнання. При проведенні валідації цих процесів та об’єктів ми дотримувалися розробленої методики проведення валідаційних робіт. Під час проведення кваліфікації та валідації нами не було виявлено суттєвих (критичних) відхилень у розробленій методиці. Всі виявлені відхилення були віднесені до несуттєвих (некритичних), для їх усунення були проведені коригування.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *