На авторский надзор экспертиза

Авторский надзор

Авторский надзор за строительством зданий и сооружений проводится с целью обеспечения максимального соответствия технических решений и технико-экономических показателей строящихся объектов решениям и показателям, предусмотренным в проектах.

Помимо соблюдения соответствия проектным решениям авторский надзор ставит своей целью повышение ответственности всех участников строительного процесса, а так же позволяет при необходимости оперативно согласовывать и вносить необходимые изменения в проектные решения.

Что включает авторский надзор?

Это комплексная услуга, в которую входят:

Плановые выезды на объект строительства.

Контроль за соблюдением застройщиком проектных решений.

Решение возникающих в процессе строительства вопросов по проектно-сметной документации.

Ведение журнала авторский надзор за строительством зданий и сооружений, в котором фиксируют выявленные при строительстве отступления от проектно-сметной документации и нарушения требований строительных норм и правил и технических условий по производству строительно-монтажных работ, а также сроки их устранения.

Участие в приемке совместно с техническим надзором заказчика отдельных ответственных конструкций.

При необходимости в рамках авторского надзора в строительстве выполняется внесение изменений в проектно-сметную документацию. Изменения вносятся в установленном порядке и по согласованию с заказчиком.

Частота посещения площадки строительства и стоимость авторского надзора зависят от сложности объекта, и согласуется с заказчиком при заключении договора.

Авторский надзор в строительстве от компании «ЭРКОНСИБ»

За 25 лет работы мы успешно провели авторский надзор на десятках объектов Новосибирска и городов-спутников и в других городах РФ. Основной задачей наших специалистов является помощь и контроль корректного воплощения проектных решений.

Необходимо отметить, что работы по выполнению авторского надзора, отличаются от технического надзора за строительством, т.к. охватывают только

общие вопросы соответствия этапов строительства проектным решениям.

Специалисты «ЭРКОНСИБ» готов выполнить работы по авторскому надзору за строительством вашего объекта.

Техническое сопровождение экспертизы и авторский надзор

Прохождение государственной экспертизы проектной документации

Завершающим этапом разработки любой проектной документации на объект капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, является прохождение государственной экспертизы проектной документации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями от 29 декабря 2001 года), Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации в отношении объектов капитального строительства, является обязательной за исключением следующих объектов:

  • отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.

Так же, экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:

  1. если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;
  2. проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;
  3. если при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства применяется модификация проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;
  4. в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В случае, если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится. (п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 №470)

Так же, стоит отметить, что нюансы законодательства РФ позволяют в ряде случаев обойтись без прохождения государственной экспертизы, ограничившись прохождением экспертизы промышленной безопасности. Это позволяет значительно сократить сроки проектных работ, а так же существенно уменьшить стоимость за счет уменьшения количества разрабатываемых спецразделов проектной документации.

Филиалы ФГУ «Главгосэкспертиза России» для прохождения экспертизы проектной документации

В зависимости от расположения объекта капитального строительства на территории субъекта РФ, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится одним из нижеперечисленных филиалов ФГУ «Главгосэкспертиза России»:

1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Смоленская область, Тверская область, Ярославская область.

2. РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Белгородская область, Курская область.

3. САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Воронежская область, Липецкая область, Рязанская область, Тамбовская область, Орловская область, Тульская область.

4. КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Нижегородская область

5. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область. Пермский край

* 6. ОМСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

7. КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область.

8. ХАБАРОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

* 9. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

*Примечание: Проектная документация на объекты капитального строительства, размещаемые на территории Ханты-Мансийского автономного округа, может представляться для проведения государственной экспертизы в Ханты-Мансийский и Омский филиалы Главгосэкспертизы России.

Заказчик может самостоятельно пройти экспертизу проекта. Для этого необходимо написать заявление, оплатить соответствующие пошлины, сдать в надлежащем виде проектную документацию в органы госэспертизы. Основная сложность может возникнуть в том, что проектная документация рассматривается одновременно большим количеством профильных экспертов, которые вносят свои замечания, каждое из которых (в случае принятия) будет менять проектную документацию.

Авторский надзор

Авторский надзор необходим ввиду того, что при любом, достаточно большом строительстве, проектной и рабочей документацией не удается предусмотреть все нюансы будущего строительства. Так же, зачастую с момента проектирования и до начала строительства объекта проходит достаточно продолжительное время: меняются предпочтения Заказчика в плане производителя или типа оборудования, некоторое оборудование или материалы снимаются с производства и т.д.

В каждом из этих случаев, а так же в многих других необходимо оперативно принять решение о внесении изменений в проектную или рабочую документацию. Для этого требуются специалисты-проектировщики, которые в состоянии самостоятельно принять решение о замене того или иного оборудования и материала, выполнить необходимые расчеты и внести изменения в проектную или рабочую документацию.

Эти же специалисты ведут и оформляют исполнительную документацию на строительство. В результате по завершении строительства Заказчик получает комплект исполнительной документации, то есть документации, полностью соответствующей реально построенному объекту, что в дальнейшем значительно облегчает его эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию и т.д.

Авторский надзор может осуществляться как с выездом сотрудников на объект строительства в случае необходимости и по запросу Заказчика, так и с постоянным пребыванием сотрудников на объекте строительства.

Наша компания предлагает Заказчику выбрать наиболее удобный и выгодный для него вариант.

Информация для Заказчиков

Специалисты ЗАО «Нефтехиммонтаж» оказывают услуги по прохождению государственной экспертизы проекта на строительство объектов нефтегазовой промышленности и осуществляют авторский надзор в проектировании и строительстве.

Законны ли требования заказчика и имеем ли мы право провести своего инженера приказом?

Наша организация выиграла тендер на строительство. В сводный сметный расчёт входит стоимость оплаты услуг строительного контроля. Заказчиком является школа. Заказчик утверждает, что наша организация должна нанять фирму с лицензией «строительного контроля», для ведения строительного контроля в процессе производства работ на объекте. У нашей организации есть тоже лицензия на осуществление строительного контроля. Но заказчик, на словах, не разрешает нам осуществлять строительный контроль самим за собой. А нанятый строительный контроль в свою очередь тоже «получит свои деньги после сдачи объекта», то-есть зависит от нас.

Законны ли требования заказчика, и имеем ли мы право провести своего инженера приказом ( тем самым экономя деньги), назначить технадзором на данном объекте? Укажите какими правовыми актами «прикрыться» при дальнейшем диалоге с заказчиком.

. Контракт и проектно-сметная докумен

Уточнение от клиента

Прошу уточнить, какое нарушение имеет место быть. В сводном сметном расчёте ( который составляется заказчиком при выклянчивании денег на ремонт у администрации), был заложен весь комплекс затрат на выполнение ремонта. В том числе составление проекта, проверка достоверности (экспертиза) сметной документации, авторский контроль, строительный контроль и соответственно само выполнение строительно-монтажных работ. Заказчик истратил деньги предназначенные на проект и проведение экспертизы сметы. Остальные деньги выставил на аукцион по проведению строительно-монтажных работ. Заключён контракт на строительно-монтажные работы. Теперь заказчик пытается заставить подрядчика заключить контракт с автором проекта на авторский контроль, и с технадзором. Аргументирует это тем, что деньги на это были заложены в сводном сметном расчёте. Смета на строительно-монтажные работы была приложена в расценках 2001 года без коэффициента удорожания. Путаница какая-то получается. В контракте и тех-задании про авторский и строительный контроль ничего нет. Заказчик угрожает расторгнуть контракт в части неисполнения подрядчиком авторского контроля. Где здесь нарушение ? Можно ли в один лот запихать Стройку авторский и строительный надзор ? Могут ли расторгнуть контракт в части неисполнения авторского контроля, хотя в контракте и тех-задании, приложенном к контракту авторского и строительного контроля нет ?

Другие публикации:  Приказ об открытии консультативного пункта

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 833 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Здравствуйте, Алексей Анатольевич.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
ст. 53, «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»)

Заказчик утверждает, что наша организация должна нанять фирму с лицензией «строительного контроля», для ведения строительного контроля в процессе производства работ на объекте.

Вероятно, речь идет о строительном контроле (СК) заказчика. Нужно отличать СК заказчика и СК подрядчика. Одно лицо не может осуществлять строительный контроль и со стороны подрядчика, и со стороны заказчика — такова судебная практика.

Проанализировав п. 5 и 6 Положения, суды пришли к верному выводу о том, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются, и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.
Довод заявителя жалобы о том, что функции контроля от имени подрядчика и заказчика осуществлялись различными должностными лицами, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку в данном конкретном случае строительный контроль и со стороны подрядчика и со стороны заказчика фактически осуществлялся одним юридическим лицом — подрядной организацией, что не соответствует целям и задачам строительного контроля заказчика, а также требованиям закона.
<Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2016 N Ф09-12199/15 по делу N А60-19907/2015 <КонсультантПлюс>>

Прошу уточнить, какое нарушение имеет место быть.

К сожалению, в такой ситуации, когда у подрядчика с заказчиком имеется спор по тому, на каких условиях заключен контракт, на какой объем и перечень работ, боюсь, только суд сможет решить, кто прав. Для ответа на ваш вопрос необходимо изучить все документы по контракту — контрактную документацию, подписанный контракт, приложения к нему, преддоговорную переписку, переписку в процессе исполнения договора, исполнительную документацию и т.п.

По общему правилу исполнитель обязан выполнить тот объем работ и за ту цену контракта, который согласован сторонами в контракте.

Т.е. заказчик будет доказывать, что поручил такие-то виды и объемы работы за такие-то деньги, а исполнитель будет доказывать, что принял обязательство исполнить другие объемы и виды работ за ту же сумму.

Если сводный сметный расчет не является приложением к контракту, то заказчик не вправе на него ссылаться, на мой взгляд.

Теперь заказчик пытается заставить подрядчика заключить контракт с автором проекта на авторский контроль

3.1. Авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.
Постановление Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44 «Об одобрении и вводе в действие Свода правил „Авторский надзор за строительством зданий и сооружений“ (вместе с „СП 11-110-99. “) <КонсультантПлюс>3.1 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
Приказ Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр „Об утверждении свода правил “Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (вместе с «СП 246.1325800.2016. Свод правил. »)

Примечание. Применимы оба СП сейчас, но не включены в Перечни, предусмотренные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». (см. Письмо Минстроя России от 02.06.2016 N 20632-ОГ/08 «О применении СП 11-110-99 „Авторский надзор за строительством зданий и сооружений“ и СП 246.1325800.2016 „Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений“).

Так что надо разбираться, обязан ли автор проекта осуществить авторский надзор по договору на разработку проектной документации без дополнительной оплаты или нет.

Но по большому счету — это забота заказчика. Если в вашем контракте, смете, ТЗ не указаны обязательства по заключению договоров на АН и СН, то не вижу оснований, почему вы должны за свой счет их заключать. Разве что все-таки в стоимость СМР включены затраты на АН и СН заказчика. Но тут уж надо „копать глубоко“, что невозможно просто заочно сделать.

Строительство: Экспертиза проектов строительства и авторский надзор за строительством зданий и сооружений, Реферат

  • Категория: Строительство
  • Тип: Реферат

Экспертиза проектов строительства и авторский надзор за строительством зданий и сооружений

доцент, к.э.н. Батоева

1. Экспертиза проектов строительства

2. Экспертиза строительных проектов обязательна, но уже не для всех

3. Об изменениях в порядке проведения государственной экспертизы проектов

4. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений

5. Техническая экспертиза и контроль качества

Список использованной литературы

1. Экспертиза проектов строительства

Оценка качества проектных решений осуществляется с помощью экспертизы, выполняемой по РДС 11-201-95. «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», утвержденной в редакции изменений №1 Постановлением Госстроя РФ от 29.01.98 №18-10.

Область применения инструкции – общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации; также предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу объектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится:

1) с целью предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил;

2) если создание и использование объектов наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства;

3) в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ, Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

Главгосэкспертиза России проводит экспертизу проектов строительства:

— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, республиканского бюджета, государственного кредита;

— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии РФ;

— объектов, осуществляющих свою деятельность совместно с другими государствами или с привлечением инофирм;

— экспериментальных и базовых проектов;

— потенциально опасных и технически сложных объектов по перечню, установленному Минстроем и МЧС России.

Во всех случаях Главгосэкспертиза РФ дает сводное экспертное заключение с участием государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда с учетом их заключений. Кроме того, Главгосэкспертиза осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства.

Существуют организации государственной вневедомственной экспертизы, которые проводят экспертизу проектов, осуществляемых за счет бюджета краев, областей, республик и т.д., а также проводят экспертизу проектов, осуществляемых на их территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности; выборочный контроль качества проектов.

Проекты строительства предоставляются заказчиком в государственный экспертный орган. Комплектность документов, их соответствие по составу проверяются экспертным органом в пятидневный срок, а сама экспертиза осуществляется в течение не более 45 дней.

Основные вопросы (уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства), подлежащие проверке при экспертизе:

— соответствие принятых решений обоснованию инвестиций;

— наличие согласований проекта с заинтересованными организациями;

— хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности и конкурентоспособности продукции по проекту;

— обоснование мощности предприятия исходя из принятых проектных решений обеспечения сырьем, топливноэнергетическими и другими ресурсами и исходя из потребности в выпускаемой по проекту продукции;

— достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды и по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

— обеспечение безопасности эксплуатации зданий, сооружений и в целом предприятий, соблюдение правил пожарной безопасности;

— соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям.

Перечень вопросов дополнен, так как внесены изменения к РДС 11-201-95 в № 1 от 29.01.98 г.:

— достаточность и эффективность технологических решений по энергосбережению;

— необходимость оснащения инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— учет дополнительных требований по теплозащите ограждающих конструкций;

— оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;

— наличие безотходного (малоотходного) производства;

— достоверность определения стоимости строительства;

— оценка эффективности инвестиций.

По экспертизе проектов строительства дается сводное комплексное заключение, в котором указываются:

1) краткая характеристика исходных данных;

2) условия строительства и основные проектные решения, а также ТЭП строительства;

3) конкретные замечания и предложения или изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;

4) общие выводы о целесообразности инвестиций;

5) рекомендации по утверждению (если нет серьезных замечаний).

Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.

Соблюдение проекта находится под контролем ГИПа или главного архитектора.

В настоящее время прорабатывается пакет документов относительно нового порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации – Постановление Правительства РФ от 27.12.00 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

2. Экспертиза строительных проектов обязательна, но уже не для всех

Все возрастающая прибыльность инвестиций в строительство в последние годы привела к резкому росту объемов выполняемых строительно-монтажных работ и количества возводимых объектов (за 2002-2004 годы увеличение составило 60%).

Как известно, средняя обеспеченность жильем в России составляет около 20 кв. м на человека, в то время как в европейских странах этот показатель в два раза выше, а в США — в три раза. При этом следует учесть, что в этих показателях не нашло отражение качество жилья. Количество семей в России, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет не менее 30%. Однако это в среднем. Если принять во внимание качество, то желание улучшить свои жилищные условия имеют не менее 75% граждан России. В таких условиях продается любое жилье вне зависимости от его качества и готовности – главное, чтобы на покупку хватило денег. А их все больше: небывалые цены на нефть плюс внедрение различных схем кредитования жилья — именно эти факторы являются источниками инвестиций в строительство. Не нужно забывать и об инфляции, которая стимулирует вложение средств в недвижимость как в средство сбережения капитала. Это обострило две проблемы, на которых мы и сосредоточим внимание.

Другие публикации:  Сургут мировой суд участок 2

Первая проблема заключается в том, что строительство является потенциально опасным производственным процессом и несоблюдение правил и нормативов может привести к существенным материальным потерям, угрозе жизни и здоровью людей. Экономия любыми методами здесь недопустима: количество аварий растет и это ощущают на себе не только специалисты-строители, но и простые люди – потребители строительной продукции.

Вторая проблема состоит в том, что в погоне за ‘сиюминутной выгодой строятся дома, которые по своему качеству устаревают сразу после сдачи в эксплуатацию, и вскоре вновь встанет проблема их сноса или реконструкции. Такую картину можно наблюдать повсеместно, когда на месте старых домов, качество которых определено одним словом «хрущевка», возводятся такие же низкокачественные дома, только высотой 17 этажей и более. Экономя сегодня, мы отбираем деньги у нашего будущего, причем не такого далекого, как кое-кому может показаться.

Очевидно, что в обществе должны действовать механизмы, которые позволяли бы эти проблемы если не избегать вообще, то хотя бы минимизировать. Таких механизмов может быть два. Первый – это спрос. Нет спроса на некачественное жилье (здание, сооружение) – нет смысла такие объекты строить. Но спрос, как мы видим, в настоящее время находится в другом положении: он как раз провоцирует строить любой ценой, даже в ущерб качеству. Второй механизм – это государственное регулирование строительной деятельности. В условиях, когда фактически не работает первый механизм, вся основная нагрузка должна падать на второй. Но в отличие от механизма спроса, который является неким естественным, саморегулируемым средством, механизм государственного регулирования необходимо четко выстраивать, чтобы, с одной стороны, он эффективно защитил нашу среду обитания от варварского, бесконтрольного строительства, а с другой – не загнал бы это самое строительство в такие рамки бюрократии, что независимым застройщикам станет легче и эффективнее вообще отказаться от строительства как бизнеса.

Последние несколько лет ознаменовались серьезными изменениями в области государственного регулирования строительства. Для его осуществления необходимо иметь как минимум две составляющие: нормативную базу по регулированию и государственный орган, который на основе этой нормативной базы будет это регулирование осуществлять.

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области проектирования и строительства, являются:

· Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

· Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

· Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

· Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.- № 188-ФЗ;

· Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

· Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

· Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

· Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

· Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

· Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

В процессе проектирования и строительства зданий и сооружений государственный надзор за соблюдением участниками строительства установленных правил и обязательных требований осуществляют около 25 государственных надзорных и контрольных органов, которые можно разделить на четыре основные группы:

· органы государственной экспертизы;

· органы государственного архитектурно-строительного надзора;

· государственные органы по обеспечению отдельных видов безопасности (пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической, промышленной и т.д.) — специальные надзорные органы;

· государственные органы по охране специальных объектов (памятников истории и культуры и т.д.).

На стадии проектирования основной формой государственного контроля за соответствием проектных решений установленным требованиям является государственная экспертиза.

В законодательном регулировании государственной экспертизы произошли изменения, и достаточно существенные. Новый Градостроительный кодекс определяет следующий порядок ее проведения: проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, за исключением следующих объектов капитального строительства:

1. отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2. жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3. многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

5. отдельно стоящие объекта капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее – типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Как видно, в законодательстве выделена целая группа объектов, проекты строительства которых никакой государственной или иной обязательной экспертизе не подлежат. Фактически это означает, что для них государственную экспертизу отменили.

Попробуем разобраться в том, что же это могут быть за дома. Рассмотрим первый пункт – объекты индивидуального строительства высотой не более трех этажей. Никаких ограничений по геометрическим размерам строения в данном пункте не содержится, а это значит, что можно выстроить настоящий замок – главное, чтобы этажей было не больше трех. В эту категорию фактически попадает большинство загородных вилл, по строительству которых как раз и возникает наибольшее количество нареканий. При этом следует иметь в виду, что отсутствие государственной экспертизы по данной категории объектов приведет не только к «вольным» техническим решениям, но и к такому же вольному размещению этих объектов, что напрямую затрагивает интересы владельцев соседних участков. Не секрет, что такие дома давно перестали быть дачами и коттеджами в понимании прошлых лет. Сегодня по строительному объему, сложности технических решений и стоимости строительства эти дома дадут фору многим многоэтажным, многоквартирным жилым зданиям. А государственный контроль оставил их вне своего внимания и, как уже выше было сказано, основным регулятором здесь будет только спрос.

Для примера приведем новации строительного закона Чешской Республики. Там тоже для индивидуальных зданий высотой до трех этажей предусматривается упрощенный порядок получения разрешений на строительство. Но, во-первых, без государственного регулирования эти здания не оставлены, а во-вторых, помимо этажности, эти здания ограничены и площадью – не более 150 метров общей площади.

В новом Градостроительном кодексе появилось новое понятие – негосударственная экспертиза проектной документации. Застройщик или заказчик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на основании договора с застройщиком или заказчиком, может направить проектную документацию на негосударственную экспертизу, которая проводится на основании договора. Негосударственная экспертиза проектной документации проводится аккредитованными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением. В настоящее время это Главгосэкспертиза России при Росстрое РФ.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. Это по закону. А технических регламентов еще нет, старые нормы или не действуют или находятся в «спорном положении» — так на соответствие чему будет проводиться государственная экспертиза? А это еще и юридически важно потому, что опять же по закону, «отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке». И на какие нормативы будет ссылаться государственный орган, когда будет доказывать объективность отрицательного заключения? Если все обоснование сведется к опыту специалиста-эксперта, то это будет не объективное, а субъективное заключение, чего быть не должно в принципе.

В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, не соответствующих требованиям технических регламентов, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за возмещение в полном объеме вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц. В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации или негосударственной экспертизы проектной документации, не соответствующих требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут соответственно Российская Федерация и организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации.

В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы:

1. о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и его размерах;

2. об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

3. о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Другие публикации:  Налоговый вычет по месту жительства или прописки

Статья 49 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая проведение государственной экспертизы проектной документации, вступила в действие 1 января 2006 года одновременно с рядом федеральных законов, существенно изменивших ее первоначальную редакцию. Действие соответствующих разделов Градостроительного кодекса от 1998 года отменено. Утратили силу многие разделы «Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1008.

В частности, согласно Федеральному закону № 199-ФЗ от 31.12.2005 г., полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации в основном переданы субъектам РФ. В ведении РФ осталась государственная экспертиза проектов документов территориального планирования РФ и организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Расширился перечень объектов, не подлежащих обязательной государственной экспертизе. Теперь в нем присутствуют отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, например торговый комплекс или развлекательный центр, технически достаточно сложные, представляющие потенциально высокий уровень опасности.

Одним из существенных изменений является положение о проведении экспертизы результатов инженерных изысканий, как в составе проектной документации, так и по отдельному договору до направления проектной документации на государственную экспертизу с выдачей соответствующего заключения.

Особого внимания заслуживают ч. 5 и 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, определяющие предмет и содержание заключения государственной экспертизы. Предметом экспертизы теперь является проверка соответствия проекта требованиям технических регламентов, в том числе требованиям безопасности и результатам инженерных изысканий, а заключение не должно содержать оценки экономической эффективности проектной документации и рекомендаций по ее утверждению.

Ввиду отсутствия технических регламентов как таковых, действие нормативных документов, принятых до введения в действие федерального закона о техническом регулировании, ограничено в части их соответствия требованиям безопасности. В связи с этим требуется четкое разъяснение, в частности, о составе разрабатываемой проектной документации и комплектности представления ее на экспертизу.

Согласно действующему законодательству государственную экспертизу на территории Иркутской области может проводить орган исполнительной власти, подчиненный непосредственно правительству области, или подведомственное ему государственное учреждение. Нет необходимости объяснять, почему орган государственной экспертизы должен быть независимым от других структур государственной власти.

В сложившихся условиях, учитывая аналогичный опыт работы других регионов России, например Москвы и Московской области, целесообразно объединение функций государственной экспертизы проектов и ценообразования в строительстве созданием единого Управления Государственной экспертизы проектов и ценообразования в строительстве Самарской области.

Авторский надзор осуществляется в соответствии с СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений». В свою очередь СП 11-110-99 содержит нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам; ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

Авторский надзор – один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.

Договор – основной документ, регулирующий взаимоотношения сторон, устанавливающий их права и обязанности для осуществления авторского надзора при подрядном способе организации проектирования.

Распорядительный документ (приказ) – основной документ для осуществления авторского надзора при проектировании, инвестировании и строительстве объекта одной организацией.

Организация авторского надзора. Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. Сроки проведения работ устанавливаются графиком, прилагаемым к договору и распорядительному документу.

Авторский надзор в случае его выполнения юридическим лицом осуществляется специалистами – разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством организации. Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается главный архитектор или главный инженер проекта.

Руководитель авторского надзора выдает специалистам задание и координирует их работу по ведению авторского надзора на объекте.

Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором (распорядительным документом).

Порядок ведения журнала авторского надзора. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Ведение журнала осуществляется как по объекту строительства в целом, так и по его пусковым комплексам или отдельным зданиям и сооружениям. Он должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания. Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика. После окончания строительства подрядчик передает журнал заказчику.

Каждое посещение объекта строительства специалистам регистрируется в журнале. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика. Запись выполняется также при отсутствии замечаний.

Основные права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор. Основные права специалистов заключаются в следующем:

— доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ;

— ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства;

— контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал;

— внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.

— выборочная проверка соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил;

— выборочный контроль за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования;

— своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию, и контроль исполнения;

— содействие ознакомлению работников, осуществляющих строительные и монтажные работы, и представителей заказчика с проектной и рабочей документацией;

— информирование заказчика о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов;

— участие специалистов: в освидетельствовании скрываемых возведением после дующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений; в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций;

— регулярное ведение журнала и выполнение других работ и услуг, указанных в договоре (распорядительном документе).

5. Техническая экспертиза и контроль качества

Существуют такие агентства, которые выполняют услуги по технической экспертизе и контролю качества выполнения строительно–монтажных и ремонтно-отделочных работ, экспертизе проектно-сметной и рабочей документации на предмет соответствия качества работ строительным нормам и правилам и условиям заключенного договора на выполнение работ на любом этапе.

1. Экспертиза строительно–монтажных работ включает проверку:

· работ нулевого цикла,

· работ по устройству фундаментов,

· работ по устройству дренажной системы,

· возведение конструкций стен, полов, потолков, лестниц,

· работ по устройству кровли,

· установке оконных и дверных блоков,

· устройство инженерных сетей (вентиляция, холодное и горячее водоснабжение и отопление, канализация,

· устройство силовых и слаботочных систем),

· устройства стен и перегородок,

· устройства подвесных потолков,

· выравнивания полов (стяжек, выполненных «мокрым» и «сухим» методом, насыпных полов, плавающих полов, регулируемых полов и пр.),

· инженерных систем (силовые и слаботочные электрические сети, холодное и горячее водоснабжение и отопление, канализация, вентиляция и кондиционирование, шумоизоляция, пароизоляция),

· малярных работ, включая отделку элитными материалами,

· плотницких и паркетных работ,

· облицовки стен, полов и потолков облицовочными материалами,

· декоративных отделок стен, полов и потолков.

· проверка проектно-сметной документации включает проверку на соответствие требованиям строительным нормам и правилам,

· правильности и полноте составления инженерных расчетов,

· грамотного и качественного применения материалов,

· проверка сметы на предмет соответствия работ проекту по количеству и составу,

· соответствия заявленных материалов проекту,

· оценка стоимости работ и материалов, предъявляемых Подрядчиком.

· экспертное заключение с выводами;

· зафиксированные недостатки и дефекты;

· перечень недостатков и дефектов со ссылками на соответствующие строительные нормы и правила;

· рекомендации по устранению недостатков (при необходимости);

· смета на ремонтно-восстановительные работы (при необходимости);

· ответы на вопросы заказчика, сформулированные в техническом задании;

· результаты лабораторных исследований (при необходимости);

· графическая часть с чертежами с привязкой дефектов и недостатков в плане;

· приложение с лицензиями и образовательными документами;

· приложение с предоставленной к проверке документацией;

· при необходимости агентство может выступать в качестве эксперта в судебных органах.

1. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб.пособие. / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. – М.: Лотос, 2006 – 536 с.

2. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000-2000 / В.А. Никитин. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

3. СП 11-110-99: Авторский надзор за строительством зданий и сооружений / Госстрой России — М.: ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»; РОИС; ГУП ЦПП, 2006.

4. Стандартизация и управление качеством продукции / Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Филатов Е.И. Предстоящее реформирование сферы технического регулирования в России / Е.И. Филатов // Проектирование и строительство в Сибири. – 2007 — № 2(14). — С. 5-6.

6. Фомин В.Н. Квалификация. Управление качеством. Сертификация / В.Н. Фомин. – М.: ЭКСМОС, 2005.

7. Ларина Т.А. Нормативно-методическое обеспечение инженерных изысканий в строительстве / Т.А. Ларина, Г.Г. Кальбергенов // БСТ. — 2002. — №12.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *