Договор железнодорожной перевозки грузов образец

Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Специфика договора грузоперевозок по железной дороге заключается в том, что такие услуги практически бесперебойно могут оказываться круглогодично.

Помимо этого преимущества железнодорожные грузоперевозки показывают себя среди прочих видов транспорта наиболее многопрофильными и объемными. Это создает таким услугам достаточно высокий процент конкурентоспособности.

Вот почему в документально-правовой системе подобные договора занимают особое положение и имеют существенную ценность.

Между кем заключается

Прежде всего, следует отметить, что заключение соглашений на железнодорожные перевозки обуславливаются конкретными обязанностями сторон, а также специфическим набором прав, которые распространяются на перевозчика либо отправителя.

Все договора оформляются строго на основании требований и положений Устава железнодорожного вида транспорта Российской Федерации.

Этот Устав утверждался законодательным актом федерального значения №18-ФЗ от 10.01.03 г. и редактировался 06.04.15 года. Все изменения, что вносились в данный закон, вступили окончательно в юридическую и правовую силу 01.07.16 года.

Помимо Устава обговаривание условий договора между сторонами также будет подчиняться и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При заключении соглашения следует понимать, что определить стороны – это важнейшая и первейшая задача. В ст. 10 Транспортного Устава железной дороги (далее – ТУЖД) обозначается, кто конкретно является перевозчиком.

В самом тексте договора сторону могут обозначаться по-разному. Чаще всего они именуются следующим образом: «Перевозчик» и «Грузоотправитель», «Экспедитор» и «Клиент».

Поэтому, отвечая на вопрос: «Кто и с кем должен заключать договор доставки груза по железной дороге?», можно отметить несколько непосредственных и основных участников:

  • владелец самой дороги, путей и всей инфраструктуры, принадлежащей к железной дороге;
  • непосредственно сам перевозчик, который является, в свою очередь, владельцем составов, вагонов и машин-тягачей, паровозов, погрузчиков и прочей транспортной техники;
  • отправитель груза;
  • получатель груза.

Специфика такой иерархии такова, что на практике получается иногда перевозчик и собственник железнодорожных путей – это одно и то же юридическое лицо.

Точно также бывает и с клиентами – отправитель груза и его получатель также могут оказаться одним и тем же юридическим лицом.

Естественно, что договор не заключается непосредственно между физическими лицами, коими являются представители компаний с обеих сторон.

Документ на доставку груза составляется между юридическими лицами – компаниями, предприятиями, организациями, которые осуществляют непосредственно перевозку и клиентом – также юридическим лицом, которому нужно транспортировать куда-то свой груз.

Между физическим лицом и перевозчиком договор составляется несколько в ином виде – оформлении провозного билета вместе с описью имущества и накладными, которые прилагаются к грузу.

Бывают ситуации и иного рода – владелец железнодорожного полотна и собственник поездов и составов – это разные предприятия. Также как и отправитель – это одна компания, которая переправляет грузы другой компании.

Вообще, в России все железнодорожные пути принадлежат одному предприятию – ОАО «Российские железные дороги», которое зарегистрировано как государственная компания, вертикально интегрированная в инфраструктуру общего пользования.

Но у этого предприятия помимо железной дороги имеются на балансе около 20 000 только одних локомотивов, не говоря уже про пассажирские и грузовые вагоны и прочей технике.

Тем не менее, есть множество и других компаний, которые либо владеют собственными вагонными составами, либо могут их арендовать у РЖД (что случается чаще). В этом случае договор не составляется между РЖД и отправителем, а между перевозчиком, куда обратился клиент и самим клиентом.

Когда считается заключённым

После того, как грузоотправитель предъявит перевозчику транспортную накладную, то перевозчик должен будет выдать ему квитанцию, которая бы подтверждала тот факт, что груз принят в обработку.

Именно такая квитанция о приемке груза от отправителя (после рассмотрения транспортной накладной) и будет считаться подтверждением того, что договор на оказание перевозочных услуг заключен.

Поэтому простое подписание бумаги еще не признается заключением договора, пока грузоотправитель не получит на руки квитанцию. В некоторых транспортных компаниях может фигурировать не квитанция, а платежное поручение.

Другие же подключают к этому механизму экспедиторскую расписку, а оплату за услуги клиент производит безналичными средствами.

Условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

На определение тех или иных условий договора может существенно повлиять выбранное сообщение поездов. Это могут быть рейсы составов прямых сообщений, а могут быть и местных.

В первом случае груз перевозится путем следования по нескольким железным дорогам, а во втором – только по одной. Также есть разница еще, какие пути будет занимать маршрут.

Если это магистрали общего значения, тогда придется подстраиваться и под другие графики передвижения составов.

Если же следование поезда будет осуществляться по одному отдельному пути, тогда можно обсуждать индивидуальный график доставок, если клиент хочет оформлять договор на регулярные поставки своего груза по железной дороге.

Права и обязанности сторон

Нужно еще отметить, что договор перевозки груза железнодорожным транспортом существенные условия предлагает освещать также и в отношении вида платформ или вагонов, где будет размещаться груз.

Все контейнера, вагоны, полувагоны, платформы, ж/д ролл-трейлеры и прочие приспособления, являющиеся частью состава, принадлежат как собственность компании-перевозчику. Поэтому всю их исправность обеспечивает именно он, а не владелец путей железных дорог.

В общей сложности обязанности перевозчика по договору заключаются в следующем:

  1. Подавать к погрузке исправные составы.
  2. Произвести погрузку, своевременную доставку и разгрузку с максимальным сохранением целостности имущества клиента.
  3. Проделать соответствующую маркировку груза и составов.
  4. Оформить все надлежащие документы, в том числе и договор, и платежное поручение для оплаты клиентом.
  5. День погрузки нужно согласовывать с отправителем.
  6. Экспедитор уплачивает все сборы и пошлины в пути.
  7. Уведомить грузополучателя не позже 12 ч. дня, который будет следовать за тем днем, когда груз прибыл на станцию конечного пункта заказанного маршрута.
  8. Во время сдачи груза получателю перевозчик должен выдать клиенту складскую расписку или акт приема-передачи, в зависимости от того, каким набором докуме6нтов пользуется перевозчик в своем делопроизводстве.

Помимо обязанностей у перевозчика есть также права, которые по отношению к второй стороне договора будут заключаться в следующем:

  1. Не принимать груз, если он упакован в прохудившуюся тару или пакеты, мешки и т.д. То же самое касается опасных грузов – если упаковка либо тара не надлежащего качества, не сертифицирована и не имеет соответствующих знаков, то перевозчик может не принимать к провозу такой груз.
  2. Право на привлечение других лиц, чтобы выполнить обязанности по договору. При этом ответственность по провозу груза все же будет продолжать нести экспедитор.
  3. В экстренных случаях задерживать доставку груза, если для этого имелись объективные причины.
  4. Производить проверку соответствия данных в транспортной накладной и в наличии самого груза.

Отправитель обязан предъявить при погрузке либо ранее правильно заполненную транспортную накладную на груз, где указывается не только опись перевозимого имущества либо товаров, но также и их характеристики.

В целом клиенты обязуются:

  1. Привести в должный внешний вид упаковку, тару груза. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов.
  2. Доставить к месту погрузки свой груз вовремя, как уславливались по соглашению сторон. Эта обязанность имеет место быть тогда, когда отправитель не пользуется услугами самой транспортной компании, а привлекает для этого других перевозчиков на автотранспорте либо же привозит груз на своем грузовике.
  3. Поручение предоставляется перевозчику в те сроки, которые указаны в договоре, не позднее.
  4. Оплату за услуги произвести тоже в оговоренные сроки.
  5. Полностью информировать экспедитора о специфике груза и способах обращения с ним в пути.

На основании ст. 27 ТУЖД под погрузку все вагоны, полувагоны, открытые вагоны, либо контейнерные платформы перевозчик обязан предоставлять в идеальном состоянии и исправности.

Если же отправитель заметит какую-то поломку, либо слабые укрепления его груза, то он будет иметь полное право отказаться от пользования услугами перевозчика.

Про заключение договора перевозки груза речным транспортом читайте здесь.

Ответственность

В договоре чаще всего прописывают те моменты, за которые в ответственности стороны будут друг перед другом.

Так, клиент ответственен за:

  • задержку груза при доставке его к железной дороге для погрузки;
  • убытки и ущерб имуществу перевозчика;
  • сокрытие информации о грузе и его специфики;
  • несвоевременная оплата за услуги.

В случае задержки груза при доставке его на погрузку по вине заказчика, перевозчик может просто перенести процедуру на следующий или любой другой удобный день. Но в этом случае клиент должен будет доплачивать за каждый день простоя вагона.

Другие публикации:  Удо по ст 228-1

У экспедитора ответственность другая, она заключается в следующем. Перевозчик ответственен за:

  • повреждение груза в пути или при погрузке-выгрузке;
  • задержку доставки либо погрузки-выгрузки;
  • оплатить за нарушение договора стоимость объявленной ценности, которая будет пропорциональна тому грузу, который был утерян либо испорчен;
  • неправильное оформление сопроводительной документации.

Договор на оказание транспортных услуг по перемещению грузов железной дорогой состоит из следующих частей:

  1. Предмет договора обозначает стороны соглашения. Прописываются названия предприятий, выступающих сторонами договора, а также указываются их реквизиты.
  2. В содержании договора очень важно указать маршрут, который желательно должен быть кратчайшим, время доставки груза, название станции конечного пункта и имя грузополучателя – представителя с его персональными и контактными данными.
  3. После этого пункты могут идти в любом порядке. Обязанности сторон и их права выносятся отдельным разделом.
  4. Можно даже отдельно обозначить существенные условия.
  5. После этого указывается специфика оплаты и размеры стоимости провоза.
  6. Ответственность перевозчика и отправителя указываются в одном пункте и включают в тексте наличие ссылок на нормативные акты.
  7. Можно показать также обстоятельства, при которых стороны могут быть освобождены от несения ответственности по договору.
  8. Также отдельно стоит показать, каким образом разрешаются споры в случае их возникновения.
  9. После документ завершается прочими условиями, какие стороны посчитают нужным отразить в документе.
  10. Срок действия соглашения и подписи с указанием всех реквизитов обязательно указывают в конце документа.

Образец договора можно скачать здесь или здесь.

Возможно ли изменение условий

В некоторых случаях могут во время пути возникнуть какие-то изменения в маршруте, либо выгрузке товара по дороге и другие моменты, могущие повлиять на условия договора. В этих случаях нельзя говорить о полной невозможности внесения в соглашения новшеств.

Внести изменения можно, просто для этого грузоотправителю следует написать заявление на имя перевозчика, в котором он должен будет указать те изменения, которые нужно реализовать.

По этому заявлению железная дорога будет производить переадресовку следования состава с грузом, согласно требуемым корректировкам. Может измениться станция назначения в конце пути, возможно, часть партии груза придется выгрузить на станции посреди маршрута и т.д.

Особенности заключения международных соглашений

Заключение договора между перевозчиком железной дороги и клиентом, который желает доставить свой груз в другую страну, регулируется уже международными нормами и законодательством.

Так, для железнодорожных перемещений существует Конвенция международных ж/д перевозок (КОТИФ, 2006 год), а также международное соглашение о грузовом ж/д сообщении (СМГС).

Кроме документов передвижение поездов по территориям разных стран может также координироваться Организацией сотрудничества ж/д дорог (ОСЖД, 2007 год).

Особенности договоров такого уровня будут соблюдаться следующие:

  • ответственность за сохранность груза будут нести разные железные дороги солидарно;
  • пересечение границ потребует дополнительного оформления сопроводительных бумаг для таможенного оформления;
  • таможенные сборы должны учитываться в качестве отдельной оплаты за услугу, которую будет оплачивать клиент;
  • иногда ж/д других стран взыскивают с перевозчиков за простой, если на то нет объективных причин;
  • все параметры груза, его масса, порядок погрузки и прочие тонкости должны определяться перевозчиком с пункта отправления.

К договору прилагаются накладные на груз, квитанция, подтверждающая отправления состава, дорожная ведомость – ее корешок.

При наличии в емкостях либо контейнерах вагонов опасного груза, в договоре обязательно указывается его класс опасности, надлежащее обращение с ним и прочих условности, о которых должен клиент заранее предупредить перевозчика.

В целом составить договор транспортировки грузов железнодорожным транспортом не представляет особой сложности. Необходимо лишь запомнить основные пункты, которые должны в нем быть.

Затем все детали следует обговорить сторонам и желательно все договоренности отразить в тексте соглашения. В противном же случае, могут возникнуть споры, разрешить которые будет сложнее, если о них ничего не сказано в этом документе.

О морских перевозках контейнеров из Китая смотрите на странице.

Когда была принята конвенция о международных морских перевозках грузов, узнайте из информации по ссылке.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

Договор транспортной экспедиции (перевозка грузов железнодорожным транспортом)

ДОГОВОР N [номер]
транспортной экспедиции

[наименование предприятия, организации], именуем[_] в дальнейшем «Клиент», в лице [должность, ф.и.о.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], с одной стороны, и [наименование предприятия, организации], именуем[_] в дальнейшем «Экспедитор», в лице [должность, ф.и.о.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих Клиенту, железнодорожным транспортом. Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.
1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор — оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в заявке на перевозку, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.3. Охрана и страхование груза не являются предметом настоящего Договора, если иное не предусмотрено в заявке с указанием их стоимости.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 настоящего Договора Экспедитор организует обслуживание Клиента, связанное с предметом Договора.
2.2. Для организации указанных услуг Клиент и Экспедитор оформляют заявку на перевозку по согласованной форме, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора и основанием для проведения взаимных расчетов.
2.3. Заявка на перевозку содержит данные о грузополучателе, роде груза, его количестве и стоимости, станциях отправления и назначения, виде ж.-д. отправки и стоимости действующего тарифа, а также перечень дополнительных услуг, таких как: страхование груза, сопровождение груза, прием груза со склада грузоотправителя и транспортировка к месту погрузки, погрузо-разгрузочные работы, а также слежение за следованием вагонов по маршруту.
2.4. Подача груза под погрузку производится в согласованный сторонами день погрузки.
2.5. Экспедитор обязуется:
а) заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза, оформить все необходимые документы;
б) обеспечить [отправку и/или получение груза];
в) проверить количество и состояние груза;
г) обеспечить погрузку и выгрузку;
д) уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента, в течение [срок] с момента заключения настоящего Договора;
е) [другие обязанности, связанные с перевозкой].
2.6. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.
2.7. Клиент обязуется:
а) оплатить вознаграждение Экспедитора в соответствии с условиями настоящего Договора;
б) оплатить расходы, связанные с исполнением настоящего Договора, не позднее [срок] с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат;
в) предоставить Экспедитору информацию, необходимую для выполнения настоящего Договора.

3. ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
3.2. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Вознаграждение Экспедитора по настоящему Договору составляет [сумма, сумма прописью] рублей.
4.2. Оплата вознаграждения по настоящему Договору производится в следующем порядке: [указать].

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ИНЫЕ УСЛОВИЯ

5.1. При задержке погрузки по вине Клиента погрузка переносится на следующие сутки и Клиентом производится доплата в размере [сумма, сумма прописью] за каждые сутки простоя вагона на станции.
5.2. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 3.1 настоящего Договора.
5.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, под которыми подразумевается: авария, наводнение, землетрясение, пожар, военные действия, забастовки, изменение законодательства.
5.4. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить акты и справки в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Во всем, что не указано в настоящем Договоре, ответственность определяется действующим законодательством, а также нормативными актами и соглашениями, регулирующими внутригосударственные и межгосударственные железнодорожные перевозки.

6.1. Стороны настоящего Договора установили обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства о принятии письма.
6.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров. В случае если путем переговоров стороны не смогут достичь взаимного согласия, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с законодательством РФ.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [число, месяц, год].
8.2. Если за [кол-во] дней до конца действия Договора ни одна из сторон не заявит письменно о его расторжении, то Договор считается пролонгированным на следующий календарный год.
8.3. Действие настоящего Договора может быть прекращено:
— по взаимному согласию сторон, оформленному письменно;
— в любое время любой стороной с наличием или без наличия причины при подаче письменного заявления не менее чем за [кол-во] дней до момента прекращения его действия.

Другие публикации:  Учебное пособие кондитер барановский

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ.
9.2. Все Приложения, согласованные сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
9.3. В случае реорганизации или ликвидации одной из сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.
9.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из сторон.

10. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Клиент: [адрес и платежные реквизиты]

Экспедитор: [адрес и платежные реквизиты]

Договор транспортной экспедиции (перевозка грузов железнодорожным транспортом)

ДОГОВОР N ______ транспортной экспедиции (перевозка грузов железнодорожным транспортом)

«___»__________ ____ г.

___________, именуем__ в дальнейшем «Экспедитор», в лице ___________, действующ___ на основании _________, с одной стороны, и __________, именуем___ в дальнейшем «Клиент», в лице __________, действующ___ на основании _________, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих Клиенту, железнодорожным транспортом. Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.

1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор — оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в Поручении Экспедитору (далее — «Поручение»), являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.3. Охрана и страхование груза не являются предметом настоящего Договора, если иное не предусмотрено в Поручении с указанием их стоимости.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 настоящего Договора Экспедитор организует обслуживание Клиента, связанное с предметом Договора.

2.2. Для организации указанных услуг Клиент подает Экспедитору Поручение, являющееся неотъемлемой частью настоящего Договора и основанием для проведения взаимных расчетов.

2.3. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, количестве грузовых мест, а также другие данные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Подача груза под погрузку производится в согласованный сторонами день погрузки.

2.5. Экспедитор обязуется:

а) заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза, оформить все необходимые документы;

б) обеспечить отправку и/или получение груза;

в) проверить количество и состояние груза;

г) обеспечить погрузку и выгрузку;

д) уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;

е) после получения Поручения от Клиента направить его Клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;

2.6. В подтверждение факта получения Экспедитором для перевозки груза от Клиента либо от указанного им третьего лица (грузоотправителя) Экспедитор выдает Клиенту Экспедиторскую расписку. Экспедиторская расписка должна содержать достоверные и полные данные о грузе. В случае если Экспедитор принимает груз Клиента на складское хранение, Экспедитор выдает Клиенту Складскую расписку.

2.7. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

2.8. Клиент обязуется:

а) представить Экспедитору в письменной форме Поручение на выполнение транспортно-экспедиционных услуг не позднее _____ сдачи груза к перевозке;

б) оплатить вознаграждение Экспедитору в соответствии с условиями настоящего Договора;

в) оплатить расходы, связанные с исполнением настоящего Договора, не позднее ________ с момента представления Экспедитором калькуляции затрат;

г) предоставить Экспедитору информацию, необходимую для выполнения настоящего Договора.

3. ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан представить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

3.2. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Вознаграждение Экспедитора по настоящему Договору составляет ______________ за исполнение каждого Поручения Клиента.

4.2. Оплата вознаграждения по настоящему Договору производится в следующем порядке: _________________________.

4.3. Оплата оказанных Экспедитором услуг по настоящему Договору производится в следующем порядке: _____________________________________.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ИНЫЕ УСЛОВИЯ

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. При задержке погрузки по вине Клиента погрузка переносится на следующие сутки, и Клиентом производится доплата в размере _________ за каждые сутки простоя вагона на станции.

5.3. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 3.1 настоящего Договора.

5.4. В случае если будет доказана необоснованность отказа Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных Договором, Клиент уплачивает Экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти % от суммы этих расходов.

5.5. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой % вознаграждения Экспедитору и понесенных им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов.

5.6. Экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие после принятия Экспедитором и до выдачи получателю либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что ущерб был причинен грузу вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Клиента. Экспедитор наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Клиенту плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза.

5.7. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, под которыми подразумеваются: авария, наводнение, землетрясение, пожар, военные действия, забастовки, изменение законодательства.

5.8. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить акты и справки в соответствии с действующим законодательством.

5.9. Во всем, что не указано в настоящем Договоре, ответственность определяется действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами и соглашениями, регулирующими внутригосударственные и межгосударственные железнодорожные перевозки.

6.1. Стороны настоящего Договора установили обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового отделения связи о принятии письма.

6.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров. В случае если путем переговоров стороны не смогут достичь взаимного согласия, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до «___» __________ ____.

8.2. Если за ___ дней до конца действия Договора ни одна из сторон не заявит письменно о его расторжении, то Договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

8.3. Действие настоящего Договора может быть прекращено:

— по взаимному согласию сторон, оформленному письменно;

— в любое время любой стороной при подаче письменного заявления не менее чем за ___ дней до момента прекращения его действия.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

Другие публикации:  Виды судей в рф и их полномочия

9.2. Все Приложения, согласованные сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

9.3. В случае реорганизации или ликвидации одной из сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.

9.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее закон № 14-ФЗ)). В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 закона № 14-ФЗ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 закона № 14-ФЗ).

Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Образец рассматриваемого договора можно скачать по ссылке:

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Существенные условия договора перевозки

На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 закона № 14-ФЗ. Предметом договора перевозкигруза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.

Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 закона № 14-ФЗ).

Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

  • за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ);
  • за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ).

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно.

Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *