Типовой договор автора с издательством

Типовой договор автора с издательством

Издательство ____________, именуемое в дальнейшем «Издательство», в лице _____________, действующего на основании ______________, и _______________, именуемый в дальнейшем «Автор»*), заключили договор о следующем:

1. Автор передает или обязуется создать и передать Издательству для издания и переиздания на _____________ языке свое произведение ____________________, написанное на том же языке, сроком на три года со дня одобрения произведения Издательством.

2. Указанное произведение должно удовлетворять следующим условиям:

а) _______________ (вид литературы, жанр, назначение);

б) соответствовать прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану, учебной программе);

г) объем ______ до _________ авторских листов (стихотворных строк), включая приложения и иллюстрации. (Авторский лист равен 40000 печатных знаков).

Комментарий Объем произведения определяется в соответствии с Инструкцией по исчислению объема литературного произведения в авторских листах.

3. Автор обязуется представить Издательству (сдать на почту) рукопись произведения не позднее _______________20____г. (рукопись представлена).

Автор вправе, не спрашивая согласия Издательства, представить рукопись на один месяц позднее указанного срока при договорном объеме произведения до 10 авторских листов включительно и на два месяца — при договорном объеме свыше 10 авторских листов.

Подписанная Автором рукопись представляется в двух экземплярах, напечатанных на машинке с крупным очком литер, через два интервала, по 28-30 строк на одной стороне стандартного листа, до 60 знаков в строке (исключения допустимы лишь в случаях, предусмотренных Типовым положением о подготовке рукописи к изданию).

Произведение, создаваемое двумя или более лицами (коллективное произведение), подписывается всеми соавторами и представляется в целом виде.

Рукопись считается поступившей в Издательство, если она представлена комплектно и оформлена в соответствии с требованиями Типового положения о подготовке рукописи к изданию. Рукопись считается сданной в надлежащем виде, если Издательство в течение 10 дней после ее получения не предъявило Автору требования о доукомплектовании и дооформлении рукописи.

4. Со дня заключения договора и до истечения трех лет после одобрения рукописи Автор обязуется не передавать для издания другим организациям указанное в п.1 произведение или часть его без предварительного письменного согласия Издательства.

Комментарии: а) если произведение состоит из двух или более томов, оно считается одобренным со дня одобрения Издательством рукописи последнего тома, за исключением случаев, когда каждый том выпускается отдельно;

б) Автор вправе без согласия Издательства, но с уведомлением последнего публиковать в _______________ свои произведения в газетах, журналах.

5. Издательство обязано рассмотреть представленную в надлежащем виде рукопись в 30-дневный срок с добавлением по 4 дня на каждый авторский лист (700 стихотворных строк) и письменно известить Автора об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в произведение поправок с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора.

Для доработки рукописи Издательство обязано предоставить автору достаточный срок, который определяется соглашением сторон. Исправленную Автором рукопись Издательство обязано рассмотреть в 15-дневный срок, с добавлением по 2 дня на каждый авторский лист (700 стихотворных строк).

Если письменное извещение не направлено Автору в установленный срок, произведение считается одобренным.

Примечания: а) указанные сроки исчисляются со следующего дня после получения рукописи Издательством;

б) время нахождения рукописи на просмотре в соответствующей организации, если необходимость такого просмотра установлена нормативными актами, и сверх того еще 2 недели после просмотра из подсчета сроков исключаются.

6. Издательство вправе отклонить рукопись в связи с ее непригодностью к изданию по соображениям, относящимся к достоинствам самого произведения, не посылая рукопись на рецензирование, но с мотивированным обоснованием причин отклонения.

7. Издательство обязано выпустить в свет произведение не позднее одного года при фактическом объеме рукописи до 10 авторских листов включительно и не позднее двух лет при большем объеме, считая со дня его одобрения.

Для многокрасочных изданий объемом от пяти до десяти авторских листов срок на издание два года.

8. Автор обязуется по предложению Издательства доработать произведение или внести в него исправления, если одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим от сторон, но оно может быть сделано пригодным к изданию путем доработки или исправления.

Время, необходимое для этого Автору, определяется соглашением сторон и не учитывается при исчислении сроков, указанных в п.7 договора.

9. Издательство обязуется не вносить без согласия Автора какие бы то ни было изменения как в самом произведении, так и в его название, в обозначение имени Автора, а также не снабжать произведения без согласия Автора иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

10. Автор обязуется по требованию Издательства, без вознаграждения, читать чистую корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графика движения книжных изданий в производстве. Издательство обязуется по требованию Автора предоставить ему возможность читать чистую корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве. Издательство обязуется по требованию Автора предоставить ему возможность читать корректуру. Задержка Автором оттисков дает Издательству право выпустить в свет произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки.

11. Издательство вправе издать произведение любым тиражом.

12. По требованию Издательства Автор обязан предоставить справку о том, что написанное произведение не является плановой работой, созданной в научном учреждении или вузе в порядке выполнения служебного задания, или диссертацией, выполненной с отрывом от производства. Справка не должна потребоваться в случае написания плановых учебников и учебных пособий.

13. Издательство обязуется уплатить Автору гонорар в соответствии с действующими ставками и правилами расчета _________ руб. за один авторский лист (стихотворную строку) при первом издании, при переиздании — _________.

Массовое издание произведения оплачивается из расчета _______ руб. за авторский лист (стихотворную строчу) при первом издании, при переиздании — ___________.

Комментарии, примечания, указатели, иллюстрации, составления опла чиваются из следующего расчета: ____________

Стороны считают намечаемое к выпуску издание _________ (номер издания) обычным _______ массовым.

Порядковый номер издания уточняется при окончательном расчете.

14. Гонорар Издательство обязуется выплатить Автору в следующие сроки:

а) _________% аванс (выплачивается по подписании договора литературного заказа в предусмотренных нормативными актами случаях);

б) 60% (с зачетом выданного аванса) — по одобрении рукописи, исходя из предварительного подсчета ее фактического объема;

в) остальную сумму — после подписания в установленном порядке последнего листа корректуры к печати (литературно-художественные произведения) или после подписания произведения на выпуск в свет (все другие виды произведений, кроме литературно-художественных) по фактическому объему произведений. Учебники и учебные пособия в предусмотренных нормативными актами случаях оплачиваются по установленному объему. При издании произведения в переводе на языки с иной системой письменности гонорар переводчику выплачивается по объему оригинала.

Гонорар за превышение нормы тиража выплачивается после утверждения произведения на выпуск в свет.

Примечание. Обязательные, контрольные и рекламные экземпляры книги (брошюры) в количестве, установленном нормативными актами, при исчислении гонорара не учитываются.

15. Издательство обязано письменно сообщить Автору о намерении переиздать произведение. Автор в течение двух недель письменно уведомляет Издательство об изменениях, которые он считает нужным внести в произведение. Неполучение от Автора в указанный срок ответа дает право Издательству выпустить произведение без изменений.

Переиздание произведения с изменениями (кроме стилистической правки и исправления ошибок) допускается лишь на основании нового договора.

16. Переиздаваемое произведение Издательство обязуется выпустить в сроки, указанные в п.7 договора, исчисляемые со дня получения от Автора письменного согласия на переиздание или со дня истечения двухнедельного срока, установленного со дня ответа.

17. Гонорар за переиздание, осуществляемое без оформления нового договора, выплачивается в следующие сроки:

а) 50% — при получении Издательством от Автора письменного согласия на переиздание произведения или со дня истечения срока, указанного в п.15 договора;

б) 50% — после подписания произведения на выпуск в свет.

18. До истечения срока действия договора Издательство вправе отказаться от переиздания. Письменный отказ Издательства от переиздания дает Автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

19. Действие договора прекращается в случаях:

а) отклонения рукописи (п.6);

б) отказа Автора от доработки одобренной рукописи или внесения в нее исправлений, а также непредставления в срок исправленной рукописи после одобрения произведения (п.8);

в) невозможности выпуска произведения в свет по мотивам, связанным с соблюдением государственной тайны;

г) письменного отказа Издательства от переиздания (п.18).

При прекращении действия договора по указанным основаниям за Автором сохраняется право на получение гонорара, который Издательство должно было выплатить до прекращения действия договора.

20. Издательство вправе расторгнуть договор в случаях:

а) непредставления Автором рукописи по его вине в установленный срок (п.3) либо в срок, установленный для ее доработки (п.5);

б) отказа Автора внести в рукопись исправления, предложенные ему на основании п.5 договора;

в) установления судом недобросовестности Автора при исполнении заказанного произведения;

г) выполнения заказанного произведения не в соответствии с условием п.2 договора (в частности, завышение объема, отступления от темы, изменение жанра — если это идейно или художественно не оправдано);

д) нарушения Автором обязанности лично создать произведение;

е) нарушения Автором обязанности, предусмотренной в п.4 договора.

При расторжении договора по указанным основаниям Автор обязан возвратить полученный гонорар (включая аванс).

21. Если Издательство не выпустит в свет произведение в установленный срок (п.7), оно обязано по требованию Автора выплатить ему обусловленный гонорар полностью. В этом случае Автор вправе расторгнуть договор и потребовать возврата переданных по договору экземпляров рукописи, если они не подписаны к печати.

22. Автор имеет право в необходимых случаях внести в корректуру верстки не более ____% правки от стоимости набора (размер авторской правки определяется в соответствии с нормами, установленными ________).

Стоимость правки, превышающая 2%, возмещается Автором полностью, но не свыше 20% стоимости набора издания по расценкам металлического набора.

Конъюнктурная, техническая правка, а также авторские правки в пределах 2% стоимости набора относятся на счет Издательства.

Стоимость авторской правки в корректуре верстки переизданий полностью оплачивается Автором.

Автор возмещает Издательству ущерб, причиненный оплатой простоя полиграфического предприятия из-за задержки по его вине корректуры верстки, в размере не свыше 20% суммы гонорара.

По обоим указанным основаниям общий размер возмещаемого Автором ущерба не может превышать 20% суммы гонорара.

Издательство представляет Автору подробный расчет удерживаемых сумм.

23. Издательство обязано выдать Автору бесплатно при первом издании произведения . (обычно 10) экземпляров книги (брошюры), при переизданиях — по . (обычно 2) экземпляра (независимо от количества соавторов).

Примечание. Переводчику и составителю выдается бесплатно при первом издании . (5) экземпляров, при переиздании — по . (1) экземпляру.

24. Особые условия:

а) каждый экземпляр изданного произведения должен содержать Знак охраны авторского права: (С) ______________ (фамилия, и., о. автора) ______________ (год издания);

25. Предусмотренные договором права и обязанности Издательство вправе передавать полностью или частично другим организациям, письменно уведомив об этом Автора.

26. Споры по договору рассматриваются по установленной законом подсудности.

27. Адреса сторон:

Стороны обязуются письменно извещать друг друга о перемене адресов.

Договор автора с издательством

Передавая права на публикацию своего произведения, автор заключает с издательством договор. Договор может быть лицензионным или договором об отчуждении исключительного права. Договор, заключаемый с издательством, называется издательским.

Заключив с издательством лицензионный договор, автор передает издательству исключительное (эксклюзивное) право на использование своего произведения, то есть печать и распространение книги.

Договор, по которому автор передает неисключительное право (то есть автор сможет передать эти права кому-то еще), называется неисключительным лицензионным договором и в издательской практике встречается нечасто.

Заключая договор об отчуждении авторского права (или уступка авторских прав), автор передает издательству исключительные права на книгу, то есть полностью и навсегда. Таким образом, после передачи прав он уже не сможет распоряжаться своим произведением. Тем не менее, у него остается право называться автором произведения (см. статью Авторское право в России).

В договоре должны быть обязательно указаны следующие пункты:

1. Стороны (кто заключает договор: ФИО автора полностью, паспортные данные, банковские реквизиты; название издательства, его адрес и банковские реквизиты).

Другие публикации:  Приказ ответственным за безопасное производство работ

2. Подписи обеих сторон (со стороны издательства подписывать договор должен директор издательства или его доверенное лицо).

3. Дата заключения договора и срок, на который передаются издательству права на произведение. Срок исчисляется с даты заключения договора.

4. Место заключения договора.

5. Предмет договора (здесь указывается, какие именно права автор передает издательству: права на публикацию произведения только в виде бумажной книги, или в других видах тоже (например, аудиокнига)).

6. Права автора (например, права на получение бесплатных авторских экземпляров книги; важно указать в договоре право автора на расторжение сделки, если издательство не опубликует книгу в назначенный срок).

7. Права и обязанности издательства.

8. Гонорар (в гонорар входят аванс и роялти. Аванс – это определенная сумма, которая выплачивается автору независимо от продаж. Роялти – это процент автора с продаж книги, он составляет 5–10% и начисляется, как правило, только в случае допечатки, то есть дополнительного тиража, который выпускается после полностью распроданного первого).

9. Условия расторжения контракта (это очень важный пункт, необходимо четко обозначить его в договоре, чтобы потом не пришлось решать конфликты через суд – указать, к примеру, что автор имеет право расторгнуть договор, если издательство нарушило сроки выпуска книги в свет или не выплатило вовремя гонорар).

10. Чтобы не возникало разногласий с редактором после внесения его исправлений в рукопись, следует указать в договоре, что издательство обязано отправить автору верстку книги на одобрение.

Типовой договор автора с издательством

ТИПОВОЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(Утвержден Приказом председателя Госкомиздата СССР от 24 ôåâðàëÿ 1975 ã. ¹ 88,
с изменениями, внесенными Приказом председателя Госкомиздата СССР
от 15 ноября 1989 г. № 356)

г. ___________________ “___” ______________ 19 ___ г.

Издательство _______________________________________________, именуемое в дальнейшем “Издательство”, в лице директора ______________________________, действующего на основании устава, и _____________________________, именуемый в дальнейшем “Автор”, заключили договор о следующем.

1. Автор передает или обязуется создать и передать Издательству для издания и переиздания произведение, отвечающее следующим условиям: ___________________________________________

(название, тема, сюжет, вид работы, размер,

техника выполнения и т.д.)

сроком на 3 года со дня одобрения произведения Издательством.

2. Автор обязан представить Издательству (сдать на почту) указанное произведение в виде эскиза (эскиза-макета) не позднее “___” _____________ 199 __ г., а оригинал __________________ ___________ не позднее ____________ 199 __ г. (эскиз-макет, оригинал представлен).

Автор вправе, не испрашивая согласия Издательства, представить эскиз (эскиз-макет) на 15 дней, а оригинал на 30 дней позднее указанных сроков.

Произведение, создаваемое совместно двумя или более лицами (коллективное произведение), подписывается всеми соавторами и представляется в целом виде.

3. Со дня заключения договора и до истечения трех лет после одобрения произведения Автор обязуется не передавать для издания другим организациям указанное в п. 1 произведение или часть его без предварительного письменного согласия Издательства.

Примечание. Автор вправе без согласия Издательства, но с уведомлением последнего экспонировать произведение, воспроизводить его в газетах, журналах, альманахах и “Роман-газете”, а также в монографических изданиях, посвященных Автору.

4. Издательство обязано рассмотреть представленный эскиз (эскиз-макет) в 15-дневный срок, а оригинал – в 30-дневный срок и письменно известить Автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в произведение поправок с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах договора или утвержденного эскиза.

Для доработки эскиза или оригинала Издательство обязано предоставить Автору достаточный срок, который определяется соглашением сторон.

Исправленный Автором эскиз Издательство обязано рассмотреть в 8-дневный срок, а оригинал – в 16-дневный. Если письменное извещение не направлено Автору в установленный срок, то эскиз считается утвержденным, а оригинал – одобренным.

а) указанные сроки исчисляются со следующего дня после получения эскиза или оригинала Издательством;

б) время нахождения эскиза или оригинала на просмотре в соответствующей организации, если необходимость такого просмотра установлена нормативными актами, и сверх того еще 2 недели после просмотра из подсчета сроков исключаются;

в) по наглядным пособиям указанные сроки увеличиваются на один месяц;

г) соглашение о доработке эскиза соответственно отодвигает срок представления оригинала.

5. Издательство вправе отклонить произведение в связи с его непригодностью к изданию по соображениям, относящимся к качеству самого произведения, не посылая произведение на рецензирование.

6. Издательство обязано выпустить в свет произведение в течение _________ месяца, но не позднее двух лет со дня одобрения оригинала.

7. Издательство обязуется обеспечить точное воспроизведение произведения. Всякое изменение, в котором возникает необходимость, Издательство обязано согласовать с Автором.

8. Автор обязан по требованию Издательства без особого за то вознаграждения просмотреть корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве. Издательство обязано по требованию Автора предоставить ему возможность просмотреть корректуру. Задержка Автором оттисков дает Издательству право выпустить в свет произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки.

9. Издательство вправе издать произведение любым тиражом.

10. Издательство обязуется уплатить Автору гонорар в соответствии с действующими ставками и правилами из расчета _____________________________ руб. при первом издании, при переиздании _________________ руб.

Стороны считают намечаемое к выпуску издание ________________________________________.

Порядковый номер издания уточняется при окончательном расчете.

11. Гонорар Издательство обязуется выплатить Автору в следующие сроки:

а) аванс (15 – 20%) – при подписании договора;

б) 75% (с зачетом выданного аванса) – по одобрении оригинала;

в) остальную сумму – после подписания в установленном порядке произведения к печати.

12. Издательство обязано письменно сообщить Автору о намерении переиздать произведение. Автор в течение двух недель письменно уведомляет Издательство об изменениях, которые он считает нужными внести в произведение. Неполучение от Автора в указанный срок ответа дает право Издательству выпустить произведение без изменений.

Переиздание произведения с изменениями (кроме исправления ошибок) допускается лишь на основании нового договора.

13. Переиздаваемое произведение Издательство обязуется выпустить в свет в сроки, указанные в п. 6 договора, исчисляемые со дня получения от Автора письменного согласия на переиздание или истечения 2-недельного срока, установленного для ответа.

14. Гонорар за переиздание, осуществляемое без оформления нового договора, выплачивается в следующие сроки:

а) 50% – по получении Издательством от Автора письменного согласия на переиздание произведения или со дня истечения срока, указанного в п. 12 договора;

б) 50% – после подписания произведения на выпуск в свет.

15. До истечения срока действия договора Издательство вправе отказаться от переиздания. Письменный отказ Издательства от переиздания дает Автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

16. Действие договора прекращается в случаях:

а) отклонения произведения (п. 5);

б) письменного отказа Издательства от переиздания (п. 15).

При прекращении действия договора по указанным основаниям за Автором сохраняется право на получение гонорара, который Издательство должно было ему выплатить до прекращения действия договора.

17. Издательство вправе расторгнуть договор в случаях:

а) непредставления произведения Автором по его вине в установленный договором срок
(п. 2) либо в срок, установленный для его доработки (п. 4);

б) отказа Автора внести в произведение исправления, предложенные ему на основании ï. 4 договора;

в) установления судом недобросовестности Автора в исполнении заказанного произведения;

г) выполнения произведения не в соответствии с условиями договора;

д) нарушения Автором обязанности лично создать произведение;

е) нарушения Автором обязанности, предусмотренной в п. 3 договора.

При расторжении договора по указанным основаниям Автор обязан возвратить полученный по договору гонорар (включая аванс).

18. Если Издательство не выпустит в свет произведение в установленный срок (п. 6), оно обязано по требованию Автора выплатить ему обусловленный гонорар полностью. В этом случае Автор вправе расторгнуть договор и потребовать возврата переданных по договору оригиналов, если они не подписаны к печати.

19. При уплате Издательством полиграфическому предприятию за простой, вызванный задержкой Автором по его вине корректурных оттисков, понесенные убытки относятся за счет Автора в размере не свыше 20% суммы гонорара.

Дополнительные расходы Издательства, вызванные внесением Автором изменений в оригинал в процессе корректуры, относятся за счет Автора в размере не свыше 20% суммы гонорара.

20. Неодобренные эскизы или оригиналы возвращаются Издательством по требованию Автора, заявленному в течение одного месяца со дня получения им письменного извещения об отклонении. По истечении этого срока Издательство не несет ответственности за сохранность эскизов и оригиналов.

21. По миновании надобности, но не позже истечения срока договора Издательство обязано возвратить Автору оригинал произведения в неповрежденном виде. При повреждении оригинала Издательство выплачивает Автору компенсацию в размере, установленном Положением об оплате труда нештатных художников и фотографов, выполняющих художественно-графические работы для воспроизведения в печати.

Неполучение Автором оригинала (эскиза) в течение одного месяца после посылки ему Издательством извещения о необходимости забрать его освобождает Издательство от обязанности дальнейшего хранения или возмещения стоимости оригинала (эскиза).

22. Издательство обязано выдать Автору бесплатно при первом издании произведения, выпускаемого самостоятельным изданием, 2 экземпляра, при переизданиях – по 1 экземпляру.

23. Каждый экземпляр изданного произведения должен содержать знак охраны авторского
права:

(фамилия автора) (год издания)

24. Предусмотренные договором права и обязанности Издательство вправе передать полностью или частично другим организациям, письменно известив об этом Автора.

25. Споры по договору рассматриваются по установленной законом подсудности.

26. Адреса сторон:

Стороны обязуются письменно извещать друг друга о перемене адресов.

Директор Издательства _______________________

Авторский договор на издание книги

Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости — его рецензирование, а также, в отдельных случаях — рассмотрение пробных глав будущей книги.

Автор — это человек, творческим трудом которого создано произведение, охраняемое авторским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авторам совместно.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которого делает отбор при подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками. Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор. Юридические консультации при заключении договора не будут лишними.

Авторский договор

Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора:
авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;
авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Другие публикации:  Системные требования для автокад 16

Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.
Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора — авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Содержание авторского договора

В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:
• способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
• срок и территорию, на которые передается право;
• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки. Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными.

Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.
Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Типовые договора на работы

Думаете, что заключение договора с издательством — это целая вереница формальностей и испорченных нервов?

В нашем издательстве ценят время и деньги своих заказчиков, поэтому мы разделили сотрудничество на этапы. Вы можете заказать, как полный комплекс услуг по изданию книг, так и выбрать отдельный этап.

Из каких этапов состоит сотрудничество?

Договор на допечатную подготовку заключается, когда автор не имеет готового макета своего труда.

Корректоры, верстальщики и дизайнеры издательства «Перо» всю допечатную подготовку возьмут на себя. Вам нужно будет лишь утвердить готовый дизайн макета и получить его на руки в обозначенный в договоре срок.

Договор на печатные работы заключается, когда макет готов или автор пришел уже с готовым макетом.

Мы отпечатаем вашу книгу быстро, качественно и в срок. В случае заключения договора на печать с нашим издательством, ISBN-номер * вы получаете в ПОДАРОК!

* ISBN — это индивидуальный код международной классификации, без присвоения которого книга не считается изданной

Договор на отдельное оформление ISBN номера и других выходных данных (ББК, УДК, штрих-кода и авторского знака) мы предлагаем авторам, которые уже имеют на руках изданные книги, но не имеют кодов классификации.

Для оплаты услуг издательства, нужно просто выбрать удобный для вас вариант здесь.

Для выбора способа доставки книг издательством нужно перейти сюда.

Результат сотрудничества с нами — КНИГА, только что изданная, отлично оформленная и в превосходном качестве!

Как заключать договор с издательством — пособие начинающим авторам

Ко мне в последнее время довольно часто обращаются начинающие авторы с просьбой проконсультировать их по поводу различных форм работы с издательствами и рассказать о подводных камнях при заключении договоров — учитывая мой опыт владельца собственного издательства и опыт общения с самыми разнообразными издательствами, — поэтому я решил, чтобы не повторять постоянно одно и то же, свести свои рекомендации в одну статью, которая, надеюсь, будет полезной для начинающих (и не только) авторов. В статье я выделю различные ключевые моменты при заключении авторских договоров и подробно расскажу о том, каким образом можно избежать стандартных ошибок, которые в дальнейшем могут создать серьезные проблемы.>

Будьте внимательны при заключении так называемого договора заказа!

Многие издательства, предлагая автору стандартную форму договора, настаивают на заключении так называемого договора заказа. На первый взгляд ничего особенного в этом нет: издательство заказывает, автор выполняет. Вроде все логично. Тем не менее когда речь идет о договоре на публикацию уже созданного произведения (учебника) не рекомендуется заключать договор заказа.

Почему? Договор заказа — это почти договор подряда. Вас подряжают — вы выполняете. Из самой формы такого договора следует, что издательство уже является обладателем имущественных прав и явилось заказчиком данного произведения. Подобный договор еще может заключаться в случае, когда речь идет о еще не написанном произведении (учебнике), но в случае же заключения договора на уже написанное художественное произведение договор заказа должен быть исключен как класс: в этом случае автор передает имущественные права — то есть право издавать (возможно, эксклюзивно) свои произведения. Это должно называться «Авторский договор об издании произведения» или «Договор об издании авторского произведения». При этом рекомендуется в каком-то из пунктов договора вписать следующую фразу:

Произведение не создано в рамках выполнения служебного задания или по авторскому договору заказа.

При этом следует четко понимать, что по договору автор передает имущественные права — то есть права на публикацию и распространение его произведения. Если в договоре отдельно не отмечено, что имущественные права передаются исключительно (то есть автор не имеет права в течение срока действия договора передавать аналогичные права на это же произведение другим издательствам) — они считаются неисключительными. Неимущественные права (право автора называться автором своего произведения) по договору передаваться вообще не могут, потому что это запрещено законодательно.

Даже если некий псевдоним, под которым автор создает серию произведений, придуман каким-то издательством, права на использования псевдонима (неимущественные права) не могут передаваться по договору. (Хотя подобные договоры встречаются.) Если вы пишете под данным псевдонимом и под ним опубликованы какие-то произведения, только у вас есть права на этот псевдоним, и эти права не могут передаваться издательству — то есть они не имеют права приглашать других авторов работать под данным псевдонимом. (Тем не менее подобные прецеденты широко известны.)

Эксклюзивное сотрудничество и запрет на создание аналогичных произведений

Некоторые издательства при составлении договоров сразу на несколько произведений или при составлении так называемого договора о намерениях, оговаривающих взаимоотношения автора и издательства на какой-то срок, требует так называемой эксклюзивности сотрудничества — то есть автор обязуется не работать ни с какими другими издательствами, — а кроме того, иногда встречаются формулировки, запрещающие автору на период сотрудничества создавать, так сказать, аналогичные произведения.

С одной стороны, требования издательства на эксклюзивность сотрудничества, особенно если оно само на себя берет какие-то обязательства по «раскрутке» автора — вполне логичны и объяснимы. Но следует понимать, что с юридической точки зрения пункт о том, что автор не имеет права сотрудничать с какими-то другими издательствами (разумеется, речь идет не о тех произведениях, права на издание которых он уже передал первому издательству) — является несостоятельным. А вот пункт о том, что автор обязуется все свои вновь созданные произведения сначала предлагать для публикации первому издательству, а в случае его отказа имеет право предложить их другим издательствам — вполне корректен.

Второе требование, которое иногда встречается в договорах, — это запрет на создание аналогичных произведений. Например, издательство приобретает у автора исключительные права на публикацию написанной им детской сказки и включает в договор пункт о том, то автору в течение срока действия договора запрещено издавать детские сказки где бы то ни было. Такое требование противоречит законодательству.

Не берите маленькие авансы!

Многие издательства очень любят включать в авторские договоры пункты о том, что авторам выплачивается какой-то ничтожный аванс — пятьдесят или сто рублей. Так вот, не берите эти деньги и вычеркивайте подобные пункты. Если вы хотите получить деньги вперед — требуйте полноценный аванс (например, 20-30 процентов от общей суммы гонорара, который вы надеетесь получить). Но не берите копейки (точнее, не подписывайтесь под таким пунктом), потому что это может создать большие проблемы в дальнейшем. Пока вы не взяли никакого аванса (особенно если правильно составлен документ) — в договоре не могут быть прописаны никакие серьезные штрафные санкции в случае непредоставления рукописи в срок. А если вы берете даже смехотворный аванс — все, уже наступает материальная ответственность. Поэтому отказывайтесь от маленьких авансов и требуйте убрать пункты о какой-то ответственности автора в случае непредоставления рукописи. Нет денег — нет ответственности.

Но если издательство согласно выплатить более или менее пристойный аванс — тогда они, конечно, уже имеют полное право потребовать выполнения соответствующих сроков и об этом в договор вписывается соответствующий пункт. Однако и в этом случае внимательно следите за тем, чтобы ваша ответственность за срыв сроков была расписана вполне четко. Если встречается фраза «в случае непредоставления рукописи в срок к автору могут быть применены штрафные санкции в размере xxx процентов от чего-то там в день» — требуйте совершенно точно указать, что эти санкции не могут превышать полученной суммы аванса! Мало ли по каким причинам вы не сможете предоставить рукопись! Если в договоре указано, что вы должны платить какую-то сумму за каждый день просрочки — вы так до конца жизни можете платить издательству. Кроме того, требуйте исключить из штрафных санкций в случае непредоставления рукописи «упущенную выгоду издательства», потому что это очень опасный пункт: при желании упущенная выгода может быть раздута до небес. Если вы берете аванс и не выполняете сроки, указанные в договоре, или вообще не предоставляете рукопись — штрафные санкции не могут превышать выплаченный аванс. Этот пункт должен быть включен обязательно!

Это один из самых важных пунктов договора. Какие у издательства могут быть формы расплаты с автором? Как правило, используется три варианта:

1. Заранее оговоренная фиксированная сумма, которая не зависит от тиража.

2. Авторские отчисления — обычно их называют роялти, хотя с терминологической точки зрения это не совсем верно, — которые устанавливаются в процентах от отпускной цены книги (учебника) издательства.

Другие публикации:  Мировой суд новошахтинск участок 1

3. Комбинированная форма: автор по предоставлению рукописи получает какую-то фиксированную сумму и далее в процессе или после реализации тиража получает свои роялти (откуда, как правило, вычитается первоначальная фиксированная сумма, хотя и не всегда).

Первая форма используется нечасто. Потому что и издательству приходится идти на определенный риск, выплачивая деньги до реализации, и автор может проиграть в том случае, если реальный тираж его произведения будет больше ожидаемого. Тем не менее подобная форма существует. Она может иметь определенные вариации: например, автор с издательством договариваются об определенной сумме, но по приеме рукописи издательством автор получает, например, половину, а другую половину — через сколько-то месяцев после начала реализации. При этом следует иметь в виду, что в случае использования подобной формы оплаты в договоре нужно обязательно указывать максимальный тираж, которым издательство может выпустить даное произведение. (Это явно оговорено в Законе об авторских правах.)

Вторая форма — авторские отчисления — самая распространенная. И вот в ней как раз кроются основные проблемы для автора. Почему? Да потому что автор в жизни никогда не узнает, каким реальным тиражом продана его книга (учебник). Он может только предполагать. Поэтому если в договоре указано только то, что автор получает авторские отчисления с тиража, которые составляют такое-то количество процентов, — дальнейшее получение гонорара и его размер зависят исключительно от доброй воли издательства. А она, эта воля, может быть не такой уж и доброй. Кроме того, если в договоре вдруг фигурирует пункт о том, что автор получает свой гонорар только после полной реализации тиража, он может вообще ничего никогда не получить, потому что у издательства «еще лежат ваши книги на складе». (Прецеденты, увы, были неоднократно.)

Как с этим бороться? Способ только один: в договоре четко указать сумму отчислений с минимального тиража, которым будет выпускаться книга (учебник), и включить пункт о том, что автор эту сумму получает в любом случае через какой-то установленный срок (три-шесть месяцев с момента сдачи рукописи). Причем обязательно требуйте выплаты определенных процентов с этой суммы (20-30 процентов) при приеме рукописи издательством. Остаток — через сколько-то месяцев, но безо всяких «в случае полной реализации тиража». Реализация тиража — задача издательства. Вас это не должно волновать. Тем более что речь в данном случае идет о минимальном тираже и минимальной гарантированной (ключевое слово) оплате.

Каков минимальный тираж? Тут разночтений практически нет — пять тысяч экземпляров (если речь идет о книге или учебнике невысокой ценовой категории). Если издательство не соглашается гарантировать оплату тиража в пять тысяч — с ним вообще не нужно иметь дела, потому что пять тысяч — это минимум миниморум.

Теперь возникает вопрос: каким образом подсчитать авторские отчисления с еще не написанной книги? Да на самом деле это считается довольно просто. Даже если договор заключается на еще не написанное произведение или учебник, в нем заранее указываются примерный объем и формат издания. Издательство всегда может назвать примерную отпускную цену книги, с которой требуется посчитать отчисления. Да и вы сами, приобретя определенный опыт, хотя бы примерно эту сумму сможете назвать. Например, отпускная цена издательства на стандартную книгу формата А5 (издательства и типографии обычно оперируют другими названиями форматов, но я так пишу для наглядности) объемом 300-400 страниц в твердой обложке на газетной бумаге — примерно 30-40 рублей. Отпускная цена учебника формата 70х100 1/16 в мягкой глянцевой обложке объемом 300-400 страниц — примерно 40-50 рублей (у учебников отпускная цена немного выше, зато тиражи ниже).

Здесь главное — не путать конечную цену издания в магазинах и отпускную цену издательства. На конечной цене сидит накрутка от 100 до 200 процентов. Если у издательства есть своя сеть реализации, то накрутка получается порядка 100 процентов. Если нет — то накрутка в полтора-два раза выше. Таким образом, если ваша книга продается в магазине за 100 рублей, то ее отпускная цена в издательстве — максимум 40 рублей. Именно с отпускной цены платятся авторские отчисления — это нужно хорошо понимать.

Обычный размер этих отчислений — 7-12 процентов. 7-8 дают начинающим авторам, но я рекомендую сразу требовать не менее 10 процентов — издательства, как правило, соглашаются, тем более что сумма с тиража в 5000 все равно получается мизерная.

Какая именно? Вот и считаем. Берем обычную книгу (повесть, сборник рассказов) вышеуказанного формата — А5, 300-400 страниц, твердая обложка, газетная бумага внутри. Предположим, отпускная цена издательства — 30 рублей. Значит, ваших с экземпляра — 3 рубля (то есть 10 центов). Умножаем 3 рубля на пятитысячный тираж, получаем 15 000 рублей. Чуть больше 500 долларов. В общем, не густо. Но это, подчеркиваю, минимальная сумма, которую вы должны указать в договоре как выплачиваемую в любом случае. Это гарантия того, что вы хоть что-то получите. Если вы считаете, что рассчитанная сумма оскорбительно низка, — не стесняйтесь округлить эту сумму до величины, которую вы считаете приемлемой. Например, вам заказывают учебник в 800 тысяч знаков (400 страниц), а расчет показал, что по минимуму вы должны получить всего-то 600-700 долларов — это явно мало за такую работу. В этом случае требуйте в качестве минимальной суммы хотя бы тысячу долларов — это вполне нормально.

Как приблизительно оценить свой гонорар

У начинающих авторов нередко возникают проблемы с предварительной оценкой гонорара, который они должны получить. И если в случае художественного произведения разумный гонорар можно оценивать, подсчитав роялти с пятитысячного тиража (надеясь, конечно, что реальный тираж будет больше), то в случае, например, учебной литературы гонорар лучше подсчитывать по трудозатратам, а не по роялти.

Пример. Вы работаете в компьютерной области — например, сетевым администратором. Получаете, предположим, $500 в месяц. Издательство вам предлагает написать учебник по сетевому администрированию в 400 страниц стандартного формата — это примерно 800 тысяч знаков. В качестве стартового гонорара вам предлагают $500. Вы думаете, что сумма на первый взгляд неплохая. На работе 500 плюс за месяцок учебник накропаю и получу еще столько же. Круто, думаете вы, можно будет комп проапгрейдить полностью.

Между тем $500 за такую работу — очень мало. Учебник в 800 тысяч знаков вы не напишете за месяц. Минимальный срок — три месяца (учитывая, конечно, что у вас есть основная работа). Минимальная оплата, которую вы за него, по идее, должны получить, вычисляется из расчета полтора-два доллара за тысячу знаков. Таким образом, 800 тысяч знаков — это от 1200 до 1600 долларов. Тысяча — самый минимум, на который можно соглашаться. И при этом имейте в виду, что, когда издательство выпускает переводной учебник, оно платит правообладателю порядка $1000 (плюс роялти с тиража) и еще за перевод примерно столько же. Таким образом, содержимое учебника им обходится в пару тысяч. Оно, конечно, понятно, что книга, например, Питера Нортона будет расходиться несколько лучше, чем учебник Васи Пупкина, но тем не менее.

Срок передачи имущественных прав

В любом договоре, как правило, четко указывается срок, на который вы передаете имущественные права. Некоторые издательства любят ставить сроки запредельные — например, пятьдесят лет. Если речь идет не об учебниках, то на подобные вещи нельзя соглашаться ни под каким видом (особенно если издательское право передается эксклюзивно). Передавайте права года на три. Пять — потолок. Была масса довольно неприятных прецедентов, когда авторы подписывали договоры на пятьдесят лет, издательство их произведения вообще не выпускало, а авторы даже не могли предложить их другим издательствам.

Впрочем, в случае с компьютерными учебниками срок договора серьезного значения не имеет. По существующей практике, если в учебнике изменено более 30% текста, он считается совершенно новым произведением, поэтому автор всегда имеет возможность уйти в другое издательство. Ну и кроме того, текст компьютерных учебников, как правило, быстро устаревает.

Имейте также в виду, что если в договоре не указан срок, на который переданы имущественные права, то такой договор может быть расторгнут автором через 5 лет после его заключения, но при этом автор должен письменно уведомить об этом противоположную сторону за шесть месяцев до расторжения.

Некоторые дополнительные тонкости

1. Отмечайте в договоре, что автор должен утверждать дизайн обложки (особенно это актуально для художественных произведений) и название, а без его утверждения книга не может отправляться в печать.

2. Не отдавайте скопом права на перевод произведения и выпуск его за границей. Страны СНГ — да, это вполне нормально. А пункт «издательство имеет право переводить произведение и издавать его в других странах» в дальнейшем может сыграть дурную шутку. Если же издательство настаивает на этом пункте, требуйте отдельной оплаты за разрешение на перевод.

3. Вносите в договор пункт: «Издательство не имеет права производить собственными силами или требовать от автора жанровой переработки произведений в рамках настоящего договора». Это означает, что издательство не сможет использовать ваш текст, например, для радиопостановки, аудиокниги и так далее.

4. Сразу оговаривайте переиздания (особенно это касается учебников). Указывайте, что для любых переизданий будет заключаться отдельный договор.

5. Обязательно указывайте в договоре, в течение какого срока издательство обязано выпустить произведение (особенно если выплата гонорара привязана к выходу книги из типографии). Пишите, что если через заданный промежуток времени произведение не попадет в магазины — это автоматически вызывает расторжение договора. Полученный аванс в этом случае не возвращается.

Ну вот, пожалуй, и все основные моменты, на которые я хотел обратить ваше внимание. В заключение хотелось бы сказать следующее.

Очень внимательно читайте все пункты договора. Если какой-то из пунктов вызывает у вас сомнение — требуйте убрать или изменить его. Не стесняйтесь отстаивать свои права — к вам в издательстве будут относиться более уважительно. И помните о том, что какой-нибудь малозаметный пункт в договоре может в дальнейшем создать вам огромные проблемы. Не подписывайте договоры на бегу. Берите их домой и внимательно изучайте.

Если в договоре написано, что вы передаете издательству авторские права на пятьдесят лет, получая взамен только туманное обещание когда-нибудь выплатить авторские отчисления, и издательство категорически отказывается менять этот договор — пошлите такое издательство лесом. В конце концов, лучше немного подождать и найти другое издательство, которое считает, что автору все-таки нужно хоть что-нибудь платить.

Если издательство отказывается в договоре устанавливать минимальную гарантированную сумму, равную авторским отчислениям от пятитысячного тиража, — не подписывайте такой договор.

Гонорары авторов — в руках авторов. Фраза «никогда ничего не просите, сами все дадут» не имеет никакого отношения к взаимоотношениям автора с издательством. Сами никогда ничего не дадут, поэтому вы должны уметь потребовать. И в данном случае, подчеркиваю, речь идет не о золотых горах непонятно за что, а о минимальном гонораре, на который вы как автор имеете полное право.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *