Дидактические пособия по монтессори

Дидактические материалы Марии Монтессори

Развивающие материалы, действия, упражнения Марии Монтессори.

Рамки с застежками — обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.

Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Материалы для сенсорного развития ребенка:

➣ коричневая лестница предназначена для различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;

➣ розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

➣ красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;

➣ цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;

➣ блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;

➣ цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного из наборов блоков цилиндров. Материалы для развития речи:

➣ буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;

➣ металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;

➣ шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;

➣ геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Материалы для математического развития ребёнка:

➣ красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;

➣ коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;

➣ золотые бусины обеспечивают знакомство со счетом, понятием количества и основными математическими функциями.

Другие предметы и материалы:

➣ географические карты — деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования.

Карты знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии;

➣ природные карты — различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;

➣ звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

➣ линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

«Золотой материал» Марии Монтессори

Вы прекрасно помните, сколько времени потратили на обустройство детской комнаты. Ведь вам приходилось продумывать все детали: удобная мебель, развивающие игрушки.

Так Монтессори, день за днем наблюдая за детьми разного возраста, внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики школы Марии Монтессори могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

От ее пристального внимания, казалось, не ускользала ни одна, даже самая мелкая деталь. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста. Есть сведения, что более 70 % материалов Мария Монтессори в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты, то, что лучше стимулировало естественное развитие малышей. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «золотой материал Монтессори», так как никто еще не смог создать лучший, чем она, дидактический материал.

Золотой материал Монтессори — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы и т. д.), таблички, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некото­рые из них имеют характерный цвет (например, розовая баш­ня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели, например глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе устано­вившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры».

Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости,

от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их «видеть руками»», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Рамки-вкладыши. Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.

Все дидактические материалы Монтессори удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру ваши слова, слова взрослого, но и на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, что дважды два — четыре, что Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Другие публикации:  Пенсия изменения страховой и накопительной части

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Татьяна Шерстюкова
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие способствует формированию психических функций, наиболее значимых для дальнейшего обучения и развития, и направленно на развитие различных видов ощущений (обонятельного, двигательного, зрительного, слухового, тактильного, и т. д.)

У детей дошкольного возраста чувственный опыт обогащается через совершенствование работы различных анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, кожно-мышечного, осязательного).

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс усвоения малышами сенсорных эталонов – величины, цвета, формы и т. д. Происходит это совсем не быстро, поскольку воспитанники должны чётко различать свойства предметов в самых различных ситуациях. Поэтому так важно развивать мелкую моторику, ведь чтобы узнать предмет, познакомиться с его свойствами, нужно этот предмет потрогать, попытаться покатать, может быть понюхать или попробовать на вкус. – в общем, обследовать со всех сторон.

Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, чётко знает, что любую информацию ребёнок воспринимает через органы чувств. Каждый из этих органов (глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела) воспринимает строго определённый вид информации, а всё вместе – складывается в целостный образ. Именно эту особенность и взяла за основу Мария Монтессори.

Она разработала свою собственную систему упражнений по ознакомлению дошкольников со свойствами и признаками предметов., суть которой заключается в игровой форме обучения и в том, что каждый воспитанник действует самостоятельно и самостоятельно может ощутить результаты своей деятельности.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: именно ребёнок выбирает тот дидактический материал, который в данный момент ему наиболее интересен, именно ребёнок определяет продолжительность занятий, что обуславливает индивидуализацию педагогического процесса и развитие каждого воспитанника в собственном ритме.

Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори- среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Центр развития ребёнка п. Чегдомын использует элементы системы, разработанной М. Монтессори уже несколько лет. Администрацией были приобретены материалы и оборудование, которые любой педагог может широко использовать в своей работе.

Вот некоторые из них:

Ящик с кусочками ткани.

Входит в комплект пособий для различения структурных поверхностей и материалов. В результате работы с этим пособием развивается тактильное восприятие, ребёнок может различать на ощупь различные по фактуре ткани.

Пособие входит в комплект материалов для различения вкусовых качеств. В результате работы с данным пособием воспитанники учатся определят вкус, знакомятся с названиями основных вкусовых ощущений.

Данное пособие входит в состав комплекта материалов для различения веса. Используя таблички, воспитанники получают возможность потренироваться в способности к различению веса, сравнении предметов различного веса, закрепить представления о понятиях «лёгкий»«тяжёлый».

Пособие из комплекта материалов для различения цвета. Помогает воспитанникам знакомиться с основными цветами и их оттенками.

Чтобы в дальнейшем правильно ориентироваться в окружающем мире, каждому ребёнку необходимо научиться воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно на развитие восприятия и направлена система Марии Монтессори. В этом её нет равных, и я каждому педагогу советую использовать её в своей деятельности.

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

Дидактическая игра как средство развития сенсорного восприятия Дидактическая игра как средство развития сенсорного восприятия. Воспитатель: Урусова. Н. С. город. Подпорожье. Дошкольный возраст – это.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Игра — это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Представление опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Актуальность. В наше время, резкое обновление.

Мягкий планшет — эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста Развиваемся играя. Мягкий планшет эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста. Подготовила: Сорокатая.

Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

Конспект НОД с использованием дидактических игр и пособий Марии Монтессори для детей 3–4 лет «Спешим на помощь»

Светлана Потапова
Конспект НОД с использованием дидактических игр и пособий Марии Монтессори для детей 3–4 лет «Спешим на помощь»

1. Продолжать формировать умение называть предметы по количеству «много – мало» и по свойству «мягкий – твёрдый»;

2. Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

3. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый;

4. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику;

5. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Оборудование: игрушечный медведь, магнитофон, зонт, одноразовые ложки и стаканы по количеству детей, шарики маленькие резиновые, дидактическая игра подбери узор, шаблон цветка без лепестков по количеству детей, прищепки, шарики набитые крупами (рис, гречка, манка, фасоль, сосуды с водой 4 штуки, фонограмма музыки.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое развитие)

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Дидактические игры «Подбери «заплатку»», «Игры с прищепками», «Перебери крупу», «Разложи шарики по тарелкам».

Воспитатель: (для создания эмоционального контакта).

Мы сначала будем топать:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топать ногами)

А потом мы будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопать в ладоши)

А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнемся (друг другу улыбнуться)

Дети: активно повторяют движения за взрослым

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята! Какой сегодня замечательный и светлый день. Мы все с вами пришли в детский сад с хорошим настроением, но мне кажется, что кто то у нас в группе грустит, посмотрите друг на друга из вас никто не грустный?

Воспитатель: я даже слышу, что кто то плачет (раздается, плачь). Кто же это может быть?

Ребята посмотрите это плачет Мишка. Что случилось с тобой Мишка?

Мишка: Со мной случилась беда. Я упал и подвернул ножку и дальше идти не могу, а мне нужно срочно помочь моей маме навести порядок перед приходом гостей, ведь у неё сегодня день рождения! И я для неё хотел приготовить сюрприз, но только теперь я думаю, у меня ничего не получится.

Воспитатель: Мишка, наши ребята я думаю, с большим удовольствием помогут тебе, что бы ты всё успел. Правда, ребята, поможем Мишке?

Воспитатель: А где ты живёшь Мишка?

Мишка: Вооон в том лесу.

Воспитатель: Ой, ребята, нам нужно скорей отправляться и помочь Мишутке, пока его мама не вернулась с работы, а на чём нам с вами отправиться в лес?

(ответы детей: на автобусе, на поезде, на машине и т. д.)

Воспитатель: правильно ребята, на всех этих видах транспорта можно отправиться в лес, но я вам предлагаю полететь на волшебном зонтике. Вы согласны?

Воспитатель: Ну, тогда в путь! А что бы наш волшебный зонтик летел быстрей мне нужна ваша помощь, нам нужно всем вместе хорошо подуть на него.

(Дети вместе с воспитателем дуют на зонтик и отправляются в путь звучит волшебная мелодия)

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и прилетели! Мы свами ребят находимся в лесу, а можно в лес ходить без взрослых?

Воспитатель: Правильно нет! Потому что можно потеряться, ведь в лесу деревья какие?

Дети: Высокие (дети показывают, какие высокие деревья).

Воспитатель: А мы с вами какие?

Дети: маленькие (садятся на корточки и показывают, какие маленькие).

Воспитатель: И поэтому мы будем всегда рядом и никуда друг от друга не отлучаемся, что бы не потеряться! Договорились?

Воспитатель: Ребята посмотрите, Мишка хотел для гостей приготовить угощение, разложить всем гостям в чашечки, но не успел. Давайте поможем ему сделать это.

Упражнение «Разложи шарики (нарезанный поролон) с помощью ложки» (дети садятся за стол, в общей тарелке лежат шарики (нарезанный поролон, каждому ребёнку предлагается переложить шарики (нарезанный поролон) из общей тарелки в одну маленькую тарелку либо стакан с помощью ложки).

После того как дети закончили задание на большой тарелке появляются шарики заполненные крупами: манкой, гречкой, фасолью, рисом, детям предлагается определить свойства (твёрдый – мягкий, много – мало).

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Как удачно вы справились с этой работой, я думаю, Мишкина мама будет очень рада! А нет ребята, это оказывается ещё не всё, видимо Мишутка очень сильно любит свою маму и решил ей устроить много сюрпризов.

Посмотрите, какие замечательные салфетки, это видимо мама приготовила для гостей, но что — то с ними не так, что не так ребята?

Другие публикации:  Гк рф ст договор купли продажи

Дети: На них нет заплаток.

Упражнение «Подбери узор» (на каждого ребёнка раздаётся коврик, к которому он подбирает соответствующий узор, называя форму заплатки (треугольник, круг, квадрат и т. д.).

Воспитатель: Молодцы ребята! И с эти заданием вы справились.

физминутка «Мишка косолапый»

Воспитатель: Какой же день рождения без подарка? Видимо Мишка хотел подарить своей мамочке букет цветов, но подул сильный ветер (как дует ветер? дети с помощью голоса имитируют вой ветра, и все лепестки с цветочков улетели, поможем ребята, собрать лепесточки обратно, что бы получился красивый букет?

Упражнение «Игры с прищепками», дети собирают лепесточки для цветов цвета.

Воспитатель: Какой красивый получился букет, я думаю, мама медвежонка будет очень рада! Скажите ребята, а у нас цветов получилось много или мало? (ответы детей).

Ну а зато то, что вы сегодня хорошо потрудились, у меня есть для вас сюрприз! Сейчас я превращусь в волшебницу (воспитатель имитирует превращение в волшебницу) покажу вам один фокус. Вы ведь любите фокусы?

Упражнение на закрепление цвета, на столе стоят 4 бутылочки с водой, воспитатель демонстрирует детям, что вода в каждой бутылочке прозрачная, но применив «волшебство» вода окрашивается в определённый цвет (красный, синий, зелёный, желтый, дети называют цвета, в которые окрашивается вода.

Воспитатель: Ребята! Мишка благодарит нас за оказанную помощь, и в подарок дарит вам вот такие подарки. Ребята прощаются с Мишкой, благодарят его.

Ну а нам пора возвращаться в детский сад, давайте скорей подуем на наш волшебный зонтик и полетим.

(дети дуют на зонтик, садятся под него, звучит волшебная музыка)

Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? Конечно же, нет! Игра и игрушка — обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала,.

Конспект итогового интегрированного занятия в «Комнате развития по технологии Марии Монтессори «Цветик-пятицветик» Описание материала: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия в «Комнате развития» с использованием Монтессори-материалов для детей.

Конспект занятия «Спешим на помощь к Смешарикам» Задачи: Образовательные: совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке, последующее.

Консультация для родителей «Методика Марии Монтессори» «Педагог – прежде всего воспитатель, а не учитель, должен уметь слышать ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в образовательном.

Мастер-класс для родителей «Прокалывание силовыми магнитами по методике Марии Монтессори» Цель: ознакомление родителей с методикой Марии Монтессори. Задачи: — познакомить родителей с методикой; — расширить контакты между образовательным.

НОД по ФЭМП для детей 6–7 лет «Спешим на помощь!» Образовательная область: «Познание». Программное содержание: Образовательные задачи 1. Закрепить у детей навыки прямого, обратного счета.

Развлечение в бассейне «Спешим на помощь к Водяному» для детей подготовительной группы «Спешим на помощь к Водяному». (подготовительная группа) В бассейн входят дети. Ведущая: Ребята, в наш детский сад пришло письмо, я вам.

Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста План: 1. Актуальность. 2. Цели и задачи. 3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек, игр и пособий для детей группы раннего возраста).

Конспект ООД «На помощь Чиполлино мы спешим» Цель: Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса и уважения к культуре итальянского народа. Задачи: Закрепить знания детей.

Внедрение технологии Марии Монтессори в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения Для успешного решения проблемы нашего общества, в духовно-нравственном смысле, необходимо владеть совершенно другим складом личности, творческим.

Метод Монтессори в домашних условиях – пособия своими руками

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных. Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями.

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

  • Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

    Рельефные буквы и цифры

    Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

    Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.


  • Тактильные дощечки

    Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

    Сенсорные коврики

    Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

    Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.


  • Аналоги классических Монтессори-игрушек

    Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

    Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

    Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

    В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

    Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

    Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

    С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

    Пирамидка из подушек

    Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

    Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

    Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

    Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

    Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше — меньше».

    Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

    Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

    Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

    Другие публикации:  Образец заявления временно исполняющему обязанности

    Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.

    Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.

    Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

    Скользящие мягкие шарики

    Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

    Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

    Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

    Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

    Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

    Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

    Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

    Магазин Умный Ребенок

    Что такое монтессори-материалы?

    Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

    Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

    Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

    Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

    Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

    Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

    Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».

    Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

    Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

    Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

    Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

    Монтессори-материалы — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:

    Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

    Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

    Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

    Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

    Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.Цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

    Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

    Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

    Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

    Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

    Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

    Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома — они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:

    А также некоторые другие Монтессори-материалы.

  • Leave a Reply

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *