Страховой контроль полномочия

Органы государственного контроля и надзора за страховой деятельностью, их функции и полномочия

Важнейшим элементом системы государственного регулирования страховой деятельности являются органы, реализующие свои полномочия по контролю и надзору в данной сфере. Основными органами, осуществляющими контроль и надзор в данной сфере, являются Министерство финансов РФ, Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и его территориальные подразделения.

Законом об организации страхового дела (подпункт 2 пункта 4 статьи 30) установлен контроль Федеральной службы страхового надзора за соблюдением страхового законодательства путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности предоставляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Основными функциями ФССН являются:

1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности:

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральная служба страхового надзора для выполнения возложенных на нее функций вправе:

1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

С образованием Федеральной службы страхового надзора разделились правоустанавливающие и правоприменительные функции регулирования страховой деятельности. В положении о Федеральной службе определено, что она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Минфина России.

В соответствии с Положением Федеральная служба не осуществляет в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. В структуре центрального аппарата Федеральной службы численностью 150 человек созданы следующие подразделения: Управление предварительного контроля; Управление учета и экономического анализа; Управление надзора и финансового контроля; Управление делами.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ. С этой целью они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан. Территориальные органы страхового надзора действуют под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти. На территориальные органы страхового надзора возложены следующие функции:

а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;

б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

Экономическая сущность строительства как отрасли материального производства
Экономика Российской Федерации представляет сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территори .

Понятие и сущность ипотеки
Ипотека — это одна из форм имущественного обеспечения обязательства должника, при которой недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества. Обязател .

Экономическая сущность и правовые основы личного страхования
Гражданский кодекс, глава 48 «Страхование»: Статья 934. Договор личного страхования 1. По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодич .

Страховой контроль полномочия

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

К полномочиям указанной службы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» отнесены следующие:

1) осуществление контроля и надзора за:

а) соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

Другие публикации:  Приказ о создании комиссии комитета по охране труда

б) выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;

в) предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

г) достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

д) обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

е) составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

ж) выдачей страховщиками банковских гарантий;

з) соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

2) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3) проведение аттестации страховых актуариев;

4) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

5) получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела;

6) выдача в соответствии с законодательством РФ предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

9) осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями и иные полномочия.

Также на орган страхового надзора возложена обязанность по публикации в определенном им печатном органе:

1) разъяснений вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведений из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) актов об ограничении, о приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) актов об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иной информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативных правовых актов, принимаемых органом страхового регулирования.

В связи с вышеперечисленным субъекты страхового дела обязаны:

1) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

2) соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

3) представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Орган страхового надзора уполномочен применять к страховщикам следующие меры ответственности:

1) давать предписание об устранении выявленных нарушений, т. е. письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения;

2) ограничивать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения выявленных нарушений заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;

3) приостанавливать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия;

4) отзывать лицензию, т. е. запрещать осуществление страховой деятельности.

Необходимо учитывать, что страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. А орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по таким направлениям, как обоснованность страховых тарифов, платежеспособность и соблюдение законодательства.

Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой. Направления и механизмы контроля, существующие в настоящее время в РФ, в целом соответствуют общемировой практике, однако в данном вопросе существуют определенные возможности повышения эффективности регулирования.

Так, отсутствуют эффективные методики отслеживания «проблемных» страховщиков на ранних стадиях, это приводит к тому, что финансовые проблемы страховой компании часто не фиксируются в момент их возникновения, а конкретные меры принимаются органами страхового надзора только после предоставления соответствующих годовых документов отчетности. Процедура лицензирования российских страховщиков не предусматривает проверку учредителей, владеющих значительными пакетами акций на предмет легальности происхождения капиталов, наличие реальных активов передаваемых в уставный капитал. Наконец, российское законодательство не наделяет орган страхового надзора надлежащими полномочиями по введению внешнего управления или временной администрации в случае угрозы банкротства или в период ликвидации страховщика; в результате средства страховых резервов и другие активы страховщика вымываются из активной массы и не используются для исполнения обязательств по договорам страхования.

Таким образом, существующий механизм регулирования страхового дела со стороны государства не является достаточно эффективным. Для решения этой проблемы возможно обращение к главным страховым принципам, принятым в октябре 2003 г. на ежегодном собрании международной ассоциации страховых надзоров. [54] В этом документе сказано, что:

1) страховой надзор может успешно проводиться только при наличии политического климата, обеспечивающего финансовую стабильность для страхового бизнеса, и должен содействовать эффективным, свободным, безопасным и стабильным страховым рынкам на пользу и в целях защиты страхователя;

2) надзорная служба должна проверять наличие и функционирование режима строгого внутреннего контроля у страховщика, она должна проводить проверки на местах для того, чтобы выявить возможные нарушения страховой компанией требований законодательства или нормативных актов о надзоре. Предметами таких проверок являются среди прочего внутренние системы контроля, разработка и внедрение страховых продуктов и тарифная политика компании, методы информирования и консультирования клиентов, урегулирование ущерба и т. д. Не в последнюю очередь проведение проверок на местах помогает сотрудникам надзорной службы получить представление о том, соответствует ли руководящий состав компании требуемым характеристикам пригодности для такой работы.

Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке компаний, имеющих прочную финансовую основу и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что целью регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.

Страховой надзор в России

Интернет приемную Банка России (Центробанк) (электроннная форма)

История развития страхового надзора

Задачи и функции страхового надзора

Осуществление надзора некоммерческими организациями

Вячеслав обратиться Вам нужно в ФАС

Контактная информация
Для писем и обращений:

Куда, кому: Федеральная антимонопольная служба (или руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву)

Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринс кая, д. 11, Д-242, ГСП-3

E-mail: delofas.gov.ru

Многоканальный телефон ФАС России:(499) 755-23-23

Факс: (499) 755-23-24 или (499) 755-23-23 (тон. № 3)

Проверка прохождения факса: (499) 755-23-23 (тон. № 4)

РСА зажрались уже. Вам нужно обратиться к ним с письменным заявлением приложив документы от страховых компаний. Они Вам должны прислать письменный отказ. С ним идете в прокуратуру и пишите заявление.

Прокуратура должна провести проверку и выписать им предписание. И они должны все быстренько поправить. Если страховщики все им передали, значит это «КОСЯК» РСА.

Другие публикации:  Новые требования снип от 26 декабря 2019

Олеся, идите в прокуратуру и пишите на них заявление. Внести ваши данные в единую электронную базу они имели право на основании действующего законодательства.

Но вот ежедневно вам названивать, закон им право не дает, это уже называется злоупотребление м и «впаривание» своих услуг, нарушает нормы закона «О защите прав потребителей» и порядка обработки и хранение персональных данных.

Так что, пусть органы прокуратуры поработают. Даже если они самостоятельно не будут рассматривать ваше заявление а передадут его по подведомственно сти в полицию, то все равно им нужно будет осуществлять контроль за его рассмотрением.

Цели, задачи и функции страхового надзора

Для выполнения целей перед органами страхового надзора ставятся следующие задачи:

  • — обеспечение условий для осуществления государственного регулирования страховой деятельности;
  • — создание предпосылок для эффективного развития страхового рынка;
  • — создание оптимизации распределения ресурсов.

Для решения поставленных задач органы страхового надзора наделяются следующими функциями:

  • — лицензирование деятельности субъектов страхового дела;
  • — ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела;
  • — контроль за соблюдением требований страхового законодательства;
  • — контроль за финансовым состоянием страховщиков, обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
  • — контроль за соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • — выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов;
  • — организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;
  • — обобщение практики страховой деятельности, разработка предложений по совершенствованию законодательства.

Для выполнения возложенных функций органы страхового надзора наделяются определенными полномочиями. Объем полномочий должен быть достаточным, чтобы эффективно исполнять надзорные функции. К правам органа страхового надзора в России относятся следующие:

  • — получать, обрабатывать, анализировать отчетность и информацию о финансовом состоянии, а также запрашивать у субъектов страхового дела необходимые документы;
  • — проводить проверки соблюдения субъектами страхового дела требований страхового законодательства на местах;
  • — согласовывать передачу страхового портфеля другому страховщику;
  • — применять санкции за нарушение страхового законодательства путем выдачи предписания, приостановления, ограничения и отзыва лицензии;
  • — вводить временную администрацию в страховой организации;
  • — обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом;
  • — рассматривать заявления, жалобы, предложения граждан, предприятий, организаций.

Получение информации, в том числе в форме отчетов, необходимо для эффективного мониторинга деятельности страховых организаций. Мониторинг позволяет выявить потенциальные проблемы и предпринять незамедлительные корректирующие меры на ранних стадиях, пока не переросли в значительные финансовые трудности. В ходе текущего контроля анализируется финансовая устойчивость и платежеспособность страховщика.

Орган страхового надзора не вправе выносить решения по спорным вопросам, касающимся порядка заключения и исполнения договоров страхования, так как указанные вопросы находятся под юрисдикцией судов.

Дополнительный контроль, на который в своей деятельности опирается орган страхового надзор, может содержать:

  • — оценку страховых тарифов и адекватности страховых резервов путем проведения актуарной оценки страховыми актуариями;
  • — подтверждение достоверности показателей деятельности страховщика путем проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности;
  • — разработку стандартных правил страхования, рекомендаций по осуществлению страховой деятельности в рамках действующего законодательства, сбор, обработку и публикацию статистики по страховым операциям путем создания профессиональных объединений субъектов страхового дела.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Кем и как осуществляется надзор за страховой деятельностью в РФ

Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.

В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.

В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Другие публикации:  Ходатайство в уфмс продление пребывания

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Контроль и аудит страховой деятельности

Понятие и сущность страхового контроля и аудита

В настоящее время во всем мире страховая деятельность находится под государственным контролем и надзором. Это связано с тем, что данный вид деятельности является очень значимым для социальной и экономической жизни общества. Страховые компании аккумулируют огромное количество денежных средств, поступающих от страхователей, а также несут высокую ответственность за эти средства.

Контроль и надзор за деятельностью страховых организаций необходимы для исключения мошенничества в сфере оказания страховых услуг, отслеживания соблюдения страховщиками законодательства РФ, осуществления лицензирования и аккредитации профессиональных участников страхового рынка.

В Российской Федерации контроль страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора.

Страховой надзор — контроль деятельности страховых компаний со стороны особо уполномоченных органов страхового надзора, которые осуществляют выдачу лицензий, проверку деятельности страховщиков, проводят контроль их платёжеспособности, дают рекомендации страховым организациям по формированию и размещению страховых резервов, а также способствуют развитию страховой деятельности, в некоторых случаях утверждают тарифы страховых премий.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансово-хозяйственной деятельности и финансовой отчетности в страховых компаниях регулируется законодательством и осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами.

Страховой аудит представляет собой деятельность, направленную на проведение независимой оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций.

Основной целью аудита является проверка достоверности предоставленной отчетности, а также соответствия деятельности страховщика нормативным актам и законодательству РФ.

Особенности контроля страховой деятельности в РФ

Страховой надзор является важнейшим элементом регулирования деятельности страховых компаний со стороны государства.

С 2013 года страховой надзор в России осуществляется Департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Одной из главных функций государственного контроля за страховой деятельностью остается защита прав страхователей. Также страховой надзор выполняет следующие основные функции:

  1. Выдача и отзыв лицензий на осуществление страховой деятельности, а также ведение единого реестра страховщиков.
  2. Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела законодательства РФ.
  3. В случаях, предусмотренных законодательством, выдача разрешений на увеличение уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов.
  4. Разработка нормативных актов по вопросам страховой деятельности.
  5. Контроль за обоснованностью установленных страховщиком страховых тарифов, а также обеспечение необходимого уровня его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  6. Разработка предложений по развитию и совершенствованию страховой деятельности в РФ.
  7. Реализация единой государственной политики в страховой области.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При этом субъекты страховой деятельности обязаны:

  • Соблюдать требования законодательства и нормативных актов в области страхования.
  • Предоставлять всю необходимую финансовую отчетность и документацию касательно своей деятельности, а также информацию о текущей финансовой ситуации, в том числе о банкротстве.
  • Устранять нарушения, выявленные органами страхового надзора в ходе проверки, и предоставлять подтверждающую документацию.
  • Предоставлять органам страхового надзора информацию обо всех своих филиалах и представительствах, а также документы, подтверждающие полномочия их руководителей.

При нарушении субъектом страхового дела законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность в РФ, органы государственного страхового надзора имеют право применять различные санкции в виде штрафов, а также приостановке или отзыве лицензии.

Аудит страховой деятельности

Одной из важнейших форм контроля деятельности страховых организаций является проведение аудиторской проверки.

Аудит страховых организаций может быть внутренним и внешним.

Согласно законодательству РФ для обеспечения внутреннего контроля совей деятельности, страховая организация организует внутренний страховой аудит, для чего назначается ответственное должностное лицо или создается специальное структурное подразделение (для более крупных компаний).

Основной целью проведения внутреннего аудита является предоставление владельцам и органам управления компанией объективной информации о деятельности страховой организации и отдельных ее подразделений. Особенно важен такой тип аудиторской проверки в крупных компаниях с широко развитой сетью филиалов и представительств.

Создание эффективной системы внутреннего аудита позволит страховой компании обеспечить эффективное функционирование и развитие в условиях растущей конкуренции, своевременно выявлять и минимизировать финансовые и коммерческие риски, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциал организации и др.

Основной целью внешнего страхового аудита является определение платежеспособности и финансовой устойчивости страховой компании, оценка соответствия деятельности законодательству РФ, подтверждение правильности отражения в финансовой отчетности результатов деятельности.

Внешний страховой аудит проводится специализированными аудиторскими организациями или независимыми аудиторами, имеющими лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые организации обязаны раз в год проводить внешнюю аудиторскую проверку и публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением.

Специфика аудита страховых компаний заключается в:

  • наличии специального страхового законодательства;
  • особенностях ведения бухгалтерского учета страховых операций и составления бухгалтерской отчетности, а также расчетах страховых резервов;
  • особенностях налогообложения страховых организаций.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *