Банковская отчетность в цб

​Отчетность ЦБ: шито-скрыто

Все больше нареканий в последнее время вызывает политика регулятора в части раскрытия отчетности кредитных организаций. В начале процесса активного финансового оздоровления банков ЦБ взял за регулярную практику надолго убирать из публичного доступа отчетность санируемых организаций. Сама по себе идея была не лишена смысла, так как отчетность большинства банков в подобных случаях уже не представляет столь предметного интереса для контрагентов, но при этом может дестабилизировать обстановку на рынке раскрытием масштабов бедствия.

С одной стороны, скрывая от глаз общественности отчетность, регулятор пытался поддерживать видимость финансовой стабильности. С другой — участники рынка за все время ни разу не получили четких ответов на вопросы, как попавшему на санацию банку удавалось столь долго маскировать свои проблемы; насколько обоснованным является спасение того или иного банка и выделение ему конкретной суммы; наконец, кто виноват в ситуации, повлекшей за собой очередные бюджетные расходы. Отсутствие ответов на подобные вопросы гораздо сильнее подрывает доверие клиентов и населения к банковской системе, чем дыры в отчетности банков.

Со второй половины 2017 года, когда серьезные проблемы ощутили крупные банки, впоследствии попавшие в «разработку» Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), регулятор внедрил и узаконил еще один «способ» сохранения финансовой стабильности. Так, ЦБ начал до последнего тянуть с публикацией отчетности, законодательно прописав себе такую возможность в указании 4515-У («О составе и порядке раскрытия Банком России информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций (банковских групп)»). Регулятор разрешил себе раскрывать банковскую отчетность на собственном сайте «в срок не позднее 18 рабочих дней после отчетной даты». В результате, например, отчетность за декабрь 2017 года рынок получил лишь в начале февраля 2018 года. При этом сам ЦБ получает отчетность от банков практически в первые рабочие дни каждого месяца. Оттягивание срока публикации отчетности не уберегло банки, попавшие под контроль ФКБС, от оттока клиентских средств.

Помимо вышеназванных действий, которые просто не могли остаться незамеченными на рынке, регулятор начал применять и незаметные широкой публике нововведения, так или иначе ограничивающие объем информации, раскрываемой в отчетности. Еще в 2017 году внес изменения в балансовые данные оборотной ведомости (форма 101) и убрал из добровольно публикуемой банками отчетности детализацию основных клиентских счетов. В результате в общей платежной динамике клиентов банков затерялись потоки по счетам для расчетов гособоронзаказа, учета средств на проведение выборов и референдумов, средств избирательных фондов, индивидуальных предпринимателей и физических лиц — нерезидентов. При этом инициатива регулятора коснулась не только «свежей», но и всей ежемесячной отчетности кредитных организаций на сайте ЦБ за период с 1 октября 2015 года.

Можно предположить, что, скрывая, например, разбивку по счетам «оборонки», ЦБ прежде всего руководствовался заботой о своих подопечных в непростой геополитический период, когда новых санкций боятся даже крупнейшие госбанки, а правительство вынуждено создавать под гособоронзаказ отдельный банк, которому уже нечего терять. Однако, заботясь о судьбе крупных и прежде всего государственных банков, регулятор не считается с интересами остального рынка, «провернув» свою инициативу без какого-либо «анонсирования», комментариев или объяснения причин.

В конце января 2018 года ЦБ представил проект поправок в указание 4515-У. Поправки устанавливают для кредитных организаций, не являющихся одновременно публичными акционерными обществами (ПАО) и участниками системы страхования вкладов (ССВ), упрощенную форму раскрытия отчетности на сайте ЦБ, а именно без дебетовых и кредитовых оборотов по счетам второго порядка в оборотной ведомости (форма 101).

Между тем динамика оборотов в банковской отчетности по РСБУ является важной составляющей общего кредитного анализа финансового института, позволяет оценить деловую активность его клиентской базы, зависимость от межбанковского рынка, ликвидность портфеля ценных бумаг и т. д. Ежемесячная отчетность без оборотов может не позволить сформировать полноценный кредитный профиль банка или обнаружить в нем слабые стороны. Вероятно, именно поэтому возможность публикации отчетности без оборотов на сайте ЦБ распространяется на довольно ограниченный круг кредитных организаций (не ПАО и одновременно не участники ССВ). Среди таких организаций отсутствуют участники, занимающие более-менее заметную долю на рынке.

В числе таких банков, в первую очередь, можно выделить две группы. Первая — небольшие «дочки» зарубежных банков, имеющие доступ к дешевому материнскому фондированию и, как правило, специализирующиеся на определенном направлении. Например, автокредитовании (ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус», ООО «БМВ Банк» и др.) или корпоративно-инвестиционном бизнесе (ООО «Морган Стэнли Банк», АО «Банк оф Токио Мицубиси ЮФДжей (Евразия)» и др.). Вторая группа — это небанковские кредитные организации (НКО и РНКО), основной задачей которых является обеспечение расчетов. Имена других банков, подпадающих под условие не ПАО + не участник ССВ, вряд ли будут известны рядовому клиенту или вкладчику.

Другие публикации:  Сколько платить безработному алименты

Однако в тексте первоначальной версии проекта обнаруживалась явная нестыковка ключевых формулировок. В тексте указывалось, что без указания оборотов на сайте регулятора раскрывается отчетность кредитных организаций, не являющихся ПАО и участниками ССВ. Там же ЦБ отмечал, что раскрытие информации в отчетности в полном объеме осуществляется по кредитным организациям, являющимся и ПАО, и участниками ССВ. Можно было подумать, что таким образом оставлена некая лазейка для публикации отчетности банков, удовлетворяющих лишь одному из критериев — либо ПАО, либо участник ССВ. С одной стороны, отчетность таких банков не может публиковаться без оборотов, но в то же время ЦБ не обязан публиковать их отчетность у себя на сайте в полном объеме. Здесь необходимо дополнить, что среди банков — участников ССВ, не являющихся ПАО, довольно много крупных кредитных организаций, в том числе из списка системообразующих.

По последней доступной информации, проект регулятора находился на этапе независимой антикоррупционной экспертизы, дата окончания которой была намечена на 15 февраля текущего года. После данного этапа происходит завершение разработки проекта с формированием окончательного варианта его текста для официальной публикации непосредственно нормативно-правового акта. На этапе антикоррупционной экспертизы в тексте проекта появились изменения: раскрытие отчетности Банком России в полном объеме теперь осуществляется по кредитным организациям, являющимся ПАО и (или) участниками ССВ. Вероятнее всего, юридическая коллизия в первоначальном варианте проекта являлась случайным недочетом, однако теперь на этот счет остается лишь строить догадки.

Так или иначе, новые инициативы ЦБ пока не улучшают его коммуникацию с рынком, а скорее наоборот. Банковский сектор хотя бы формально, но пока остается одним из наиболее прозрачных сегментов российского бизнеса. Возникает ощущение, что ЦБ всеми силами пытается устранить такой дисбаланс, однако в силу специфики банковской деятельности делать это стоило бы крайне осторожно и постепенно. Весьма вероятно, что увеличение сроков публикации и сокращение объема информации в отчетности представляют собой вынужденные меры на фоне глобальных задач, решаемых регулятором. Однако такие меры лишь указывают дальнейшее направление работы регулятора в области закручивания гаек под предлогом сохранения финансовой стабильности и оздоровления системы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Отчетность кредитных организаций*

* Основные документы выделены жирным шрифтом.

  • О сайте
  • Архив
  • Поиск и карта сайта
  • Другие ресурсы
  • Версия для слабовидящих Обычная версия

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов России), +7 499 300-30-00 (круглосуточно, по рабочим дням), факс: +7 495 621-64-65

ЦБ раскроет отчеты всех банков

Центральный банк сообщил, что на его сайте теперь будет публиковаться отчетность всех российских банков.

Раньше на сайте ЦБ публиковались отчеты только тех банков, которые дали на это свое согласие, теперь доступны будут отчетности всех без исключения кредитных организаций.

По мнению регулятора, это поможет повысить прозрачность финансового рынка. Любую информацию можно будет получить на одном ресурсе, и она будет достоверная.

Раскрываться информация будет через 18 рабочих дней после отчетной даты. Первой отчетной датой ЦБ назначил 1 октября 2017 года.

Кроме того, на сайте регулятора можно будет найти формы отчетности банков, которые никогда не публиковались раньше. Это «Консолидированный балансовый отчет», «отчет о финансовых результатах», а также «расчет капитала и значений обязательных нормативов банковской группы».

Сейчас на сайте Центробанка можно проверить лицензию и регистрационные данные любой кредитной организации, чтобы избежать мошенников. Сделать это можно в специальном справочнике.

Отчетность в ЦБ РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчетность в ЦБ РФ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Отчетность в ЦБ РФ

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отчетность в ЦБ РФ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие публикации:  Возмездный договор гпк

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Отчетность в ЦБ РФ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Отчетность и контроль за Банком России

Банк России осуществляет свою деятельность независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом Центральным банк отчитывается за свою деятельность перед Государственной думой РФ ежегодно не позднее 15 мая следующего года в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Годовая отчетность Центрального банка состоит из следующих документов:

— отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, и анализ выполнения ее основных параметров;

— анализ состояния экономики, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;

— годовая финансовую отчетность Банка России;

— аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;

— заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России.

При этом годовая финансовая отчетность включает:

— годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

— отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;

— отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;

— отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

— отчет об исполнении сметы капитальных вложений;

— отчет об объеме сделок, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В свою очередь, государственная дума направляет отчетность президенту РФ и правительству, а также дает свое заключение до 1 июля следующего за отчетным года.

По закону Центральный банк обязан ежемесячно публиковать только следующие данные: баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях.

На практике финансовая деятельность Банка России досконально изучается исключительно аудиторской компанией (в 2010 году — ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит»). Кроме того, она может быть проверена Счетной палатой РФ, но, согласно Федеральному закону, «указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета».

Таким образом, законодательные и исполнительные органы государственной власти могут влиять на деятельность Банка России только одним способом: делегируя или отзывая (в случае нарушения закона или через добровольную отставку) членов совета директоров или председателя.

Банковская отчетность

Сущность банковской отчетности

Банковская отчетность представляет собой предусмотренную законодательством Российской Федерации форму получения информации о функционировании коммерческих банков, предоставляемую в вышестоящие органы (Центральный банк) посредством документов установленной строгой формы, которые утверждает Банк России, а так же подписанные должностными, руководящими лицами, которые несут ответственность за качество предоставляемых в документе данных.

Назначение отчетности состоит в том, чтобы доносить достоверную информацию о деятельности кредитной организации.

В отчетности коммерческие банки отражают результаты своей деятельности (в цифровом формате). Наличие достоверной информации о результатах деятельности банка позволит определить направления в развитии банка, осуществить прогноз деятельности банка в перспективе.

Вся информация, которая отображается в отчетности банка, играет большую роль и значение для лиц или организаций, которые проявляют интерес к финансовой устойчивости банков на рынке банковских услуг, к эффективному, а так же стабильному уровню доходности банка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Информация, содержащаяся в документе банковской отчетности, имеет большое значение для лиц и учреждений, заинтересованных в финансовой устойчивости и прибыльности банка.

К таким лицам относятся ЦБ, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов РФ; акционеры коммерческого банка или его непосредственные владельцы; руководящий состав коммерческого банка (директора, руководители, старшие сотрудники банка), а также клиенты банка (уже имеющиеся или потенциальные).

ЦБ получает от кредитных организаций отчетность по их деятельности согласно следующим целям: для осуществления денежно-кредитной и валютной политики страны, выполнения надзора над функционированием кредитных организаций, осуществления валютного регулирования, выполнения контроля, а также анализа операций относительно денежных средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; для осуществления контроля по ликвидации коммерческих банков.

Другие публикации:  Оформить путевой лист легкового автомобиля

Признаки банковской отчетности

Рисунок 1. Признаки банковской отчетности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Рассмотрим признаки, которые характеризуют банковскую отчетность.

Обязательность — все коммерческие банки должны предоставлять документально оформленные отчетные данные по установленным показателям, срокам, срокам и т.д.

Обоснованность — все данные, отображаемые в отчетности, формируются исходя из данных первичных бухгалтерских документов.

Правовая сила документа отчетности: формы отчетности представляют собой официальный документ коммерческого банка, который несет ответственность за точность, правильность, отображенных в отчетности данных касаемо деятельности банка.

Требования к банковской отчетности

Основными требованиями для банковской отчетности являются:

  • ясность и открытость для инвесторов банков, а также имеющихся и потенциальных кредиторов;
  • полнота заполнения банками любого рода отчетности;
  • достоверность данных, подлежащих к указанию в бланке отчетности;
  • своевременность предоставления отчетности банками.

Исходя из определенных требований, необходимо выполнение следующих условий:

  • в бланке, необходимом для заполнения отчетности, должны быть отражены все показатели, предусмотренные видом предоставляемой отчетности строки, отражающие суммы по каким-либо финансовым показателям, могут не отражаться, если сумма по показателям равна нулю или по данной строке нет необходимых данных;
  • для каждой формы показателей используются свои единицы измерения, которые необходимо отражать в бланке отчетности;
  • данные, которые отражаются в отчетности, должны сопоставляться с показателями отчетности предыдущих периодов.

Виды банковской отчетности

Рисунок 2. Виды банковской отчености. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Раскроем каждый классификационный признак:

  • Отчетность по экономической направленности: статистическая, бухгалтерская, финансовая.
  • Согласно динамике предоставления: оперативная (предоставляется только по необходимости, требованию), периодическая (предоставляется, как правило, в определенные промежутки времени – год, квартал, месяц и т.д.).
  • Согласно группировке показателей отчетности: первичная, сводная.
  • По уровню конфиденциальности: допустимая к публикации (обычно это годовой отчет банковской деятельности, отчет о прибылях и убытках за конкретные промежутки времени, сведения о функционировании коммерческого банка и т.д.), закрытая отчетность.
  • В зависимости от учета деятельности филиалов банка: консолидированная, не консолидированная.
  • В зависимости от центра предоставления отчетности: Центральный банк или его отделения, органы налоговой службы, руководящий состав коммерческого банка, другие организации.
  • В зависимости от варианта предоставления отчетности: по почте, по электронной почте, факсом и т.д.

Составление банковской отчетности

Рассмотрим основные характерные черты составления банковской отчетности.

Верная, полная информация отчетности в части бухгалтерских данных. Такая отчетность формируется согласно правилам, которые устанавливает ЦБ. Информация должна носить нейтральный характер. В отчетности не может быть удовлетворение интересов только одной стороны.

При предоставлении достоверной информации для банка лучшим будет не раскрыть некоторые данные (что позволено законодательством), чем раскрыть их, и, тем самым ввести в заблуждение заинтересованных в отчетности лиц.

При предоставлении бухгалтерской отчетности коммерческим банком необходимо включить в данные отчетности финансовые показатели деятельности отдельных филиалов банковской сети.

При составлении отчетности, а именно – публикуемой информации в части бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, а также дополнительных поясняющих документов к ним, необходимо придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *