290 приказ мз рф

Содержание:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н
«Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468), приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2015 г.
Регистрационный N 38647

Установлены нормы времени на посещение пациентом врача в поликлинике. Речь идет об участковых врачах (терапевтах, педиатрах, семейных) и врачах-специалистах (неврологе, оториноларингологе, офтальмологе, акушере-гинекологе).

Нормы времени применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом пациента на дому.

Так, на одно посещение пациентом в связи с заболеванием участкового врача-терапевта или педиатра отводится 15 минут, семейного врача — 18 минут, офтальмолога — 14 минут, оториноларинголога — 16 минут, невролога и акушера-гинеколога — 22 минуты. Нормы времени на повторное посещение в связи с болезнью и на посещение в целях профилактики несколько ниже.

Оформление медицинской документации должно занимать не более 35% времени, отводимого на посещение.

К нормам применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от плотности проживания и половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости.

На основе установленных норм рассчитывают нормы нагрузки, нормативы численности и иные нормы труда врачей.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2015 г.
Регистрационный N 38647

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

О приказе Минздрава РФ №290н и нормативах на работу с ЭМК

Гусев Александр,
Зам. директора по развитию, к.т.н.

Гусев Александр Владимирович

Участие в стратегическом развитии, консультации по предметной области и развитию программного обеспечения, новые технологии и продукты

В 1998 г. закончил Петрозаводский государственный университет по технической специальности, 1998-1999 гг. прошел службу в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в медицинском госпитале в качестве разработчика программного обеспечения. В 1999 г. начал работу в медицинском центре ОАО «Кондопога», где занимался разработкой и внедрением медицинской информационной системы. В 2007 г. вместе с партнерами основал и работает в компании К-МИС.

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию «Информационные технологии в здравоохранении» (2002 г.) и «Медицинские информационные системы» (2005 г.), соавтор учебного пособия «Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения».

Является ответственным редактором журнала «Врач и информационные технологии» (г. Москва), членом Экспертного совета Министерства здравоохранения РФ по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Входит в наблюдательный совет ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине “Национальная база медицинских знаний”.

Рыбалка, охота, кулинария

Этим приказом установлены нормы времени на посещение пациентом врача в поликлинике. Речь идет об участковых врачах (терапевтах, педиатрах, семейных) и врачах-специалистах (неврологе, оториноларингологе, офтальмологе, акушере-гинекологе). Нормы времени применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также при посещении пациента врачом-специалистом на дому.

Данный документ для тех, кто занимается информатизацией здравоохранения, в первую очередь интересен пунктом №5, который гласит:

«Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени».

Другие публикации:  Как правильно вернуть товар на гарантии

Пункты 3 и 6 документа устанавливают абсолютные показатели нормы длительности приема врача для различных случаев. Соответственно, если принять за исходное положение, что рабочие места сотрудников медицинской организации (МО) оснащены компьютерной техникой (что по идее, должно быть уже достигнуто не менее чем на 50% в среднем по стране в результате «Базовой информатизации» в 2011-2012 гг.) и что организация работы в данной МО выполнена рационально (иначе куда смотрят проверяющие и контролирующие органы и почему главврач в такой МО до сих пор занимает свой пост, а региональный министр здравоохранения – свой) – то у нас получаются вот такие нормативы на ведение медицинской документации, которая в случае должной автоматизации МО должна создаваться в соответствующей системе ведения электронной медицинской карты (ЭМК):

Итак, пороговое значение норматива времени, которое пользователь может потратить на работу с ЭМК в случае первичного, повторного осмотра или осмотра с профилактической целью посещения, мы определили. Теперь необходимо понять – а какие действия, хотя бы в наиболее типичных случаях, наш пользователь должен успеть сделать за это время.

Точнее, наш пользователь с нашей медицинской информационной системой (МИС) – потому как эффективность расхода этого времени определяется не только (а честно говоря, и даже не столько) качеством работы самого пользователя, сколько качеством проектирования, удобством, зрелостью и производительностью МИС. Плохо, когда пользователь не обладает беглой машинописью или вообще не в ладах с компьютерной техникой. Но еще хуже – когда наиболее восстребованные пользователем действия система ведения ЭМК делает долго, сложно или неудобно.

При этом мы понимаем, что каждое такое действие – будь то открытие документа из ЭМК, внесение записи и т.д. – это определенная последовательность событий, каждое из которых в свою очередь тоже расходует время: команда пользователя системе ведения ЭМК, отображение результатов на экран, создание экранной формы документа для ее заполнения, ввод пользователем информации через клавиатуру, первичный форматно-логический контроль данных со стороны МИС, сохранение электронной записи в БД МИС, обновление интерфейса системы и т.д. Но мы до такой степени детализации расчеты проводить не будем, рассмотрим лишь в целом наиболее типичные виды взаимодействия пользователя с системой ведения ЭМК, представленные в таблице ниже.

В этом перечне – наиболее типичные случаи. Обязательно нужно отметить, что это далеко не полный список тех документов, оформление которых необходимо сделать в отведенное время. Выявили отравление? – оформляем «Извещение о случае острого отравления химической этиологии» (Форму №58-1/у), требуется по приказу МЗ РФ №460 от 29.12.2000. Выявили инфекцию? – оформляем «Извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (Форму №058/у), предусмотрено приказом МЗ СССР №1030 от 04.10.1980. Нашли ЗППП или кожное заболевание? – нужно сделать «Извещение о больном с вновь установленным диагнозом» (Форму №89/у-кв), это требует приказ МЗ РФ №403 от 12.08.2003. – и т.д. Нужно не забыть диспансерный учет заболеваний, который по идее тоже надо вести. Обновление листа лучевой нагрузки. Контроль вакцинопрофилатики. Вообщем, у врача на обычном амбулаторно-поликлиническом приеме – более чем внушительный список документов, журналов и других записей, которые тоже нужно оформлять в системе – и все это нужно успеть в отведенное время.

При этом очень важным подспорьем со стороны МИС может быть то, что ряд обязательных для ведения форм система может сделать самостоятельно. Например, если мы ведем полноценную ЭМК – то тот же «Талон амбулаторного пациента» (ТАП) — МИС вполне может оформить сама, т.к. все необходимые для этого данные есть в медицинской документации. По идее, ТАП даже распечатывать на приеме не надо, т.к. законодательство это в явной форме не требуется. Другой пример – если наступила временная нетрудоспособность, что врач (или, что чаще всего – медсестра на приеме, если она есть) должен из МИС распечатать заполненный бланк «Листка нетрудоспособности» (Приказ МЗСР РФ №624н от 29.06.2011). А вот запись в «Книгу регистрации листов нетрудоспособности» (Форма 036/у) система вполне может сделать автоматически, зачем заставлять медперсонал повторно дублировать уже внесенные данные? Таким образом, если смотреть на ведение медицинской документации с точки зрения строго соблюдения всей имеющейся на данный момент нормативно-правовой базы, то ведение ЭМК реально позволяет снизить количество форм документов, которые необходимо заполнить на врачебном приеме.

А это значит – что в отведенное приказом 290н время на работу с документацией может потребоваться меньше действий с различными формами, чем если бы мы вели их в привычном бумажном виде. Другими словами – или мы все равно полностью тратим отведенное на медицинскую документацию время, но при этом делаем более тщательную запись, например, на более подробное описание жалоб пациента, объективного статуса или выданных рекомендаций. Либо мы экономим общее время работы врача в пользу большего внимания пациенту, диалогу с ним. Тут правда есть другая проблема, состоящая в том, что многие из действующих приказов Минздрава не предусматривают ведение медицинских записей в электронном виде и поэтому есть некая дилемма: а насколько вообще законно ведение ЭМК? Но это — уже другая тема, мы о ней вели речь тут: http://www.gosbook.ru/node/88040

Конечно, нет абсолютно идентичных приемов, т.к. нет совершенно похожих пациентов, их конкретного заболевания, анамнеза жизни и многих других факторов, из которых складывается каждая конкретная ситуация. Тем не менее – теперь с учетом данного приказа и указанным в нем конкретным показателям, мы можем понять, сколько времени у нас есть в той или иной ситуации на полноценное ведение ЭМК. И исходя из этого – уже просчитывать нормы времени на каждое конкретное действие пользователя, определенный вид электронной медицинской записи и т.д. На самом деле – это вполне хороший ориентир получается. Разрабатываем или совершенствуем функцию оформления листка нетрудоспособности? Отлично – теперь нам нужно не просто внимательно прочитать Приказ Минздрава №624н от 29.06.2011, но еще и учесть – что на всю работу, включая создание экранной формы, заполнение всех предусмотренных приказом полей, а также вкладывание бланка в лоток принтера и печать – у нас не более, чем определенное количество минут и секунд. Вот и критерий оценки зрелости и качества МИС. Успевает среднестатистический медицинский работник сделать это в реально работающей МИС? Если да – это хорошо. Если нет – теперь есть нормативный повод задуматься, почему так случилось и искать пути решения проблемы.

Другие публикации:  Учебное пособие по скульптуре

Правда, причины этой проблемы иногда бывают не в МИС, а, например, в правилах формирования и сдачи реестров на оплату ОМС, в каналах связи, в «железе», на обновление которого нет денег. Да и в тех же приказах Минздрава, часть из которых, чего греха таить, нужно уточнять и может быть пересматривать – чтобы нормативно закрепить возможность ведения документов в электронном виде или упростить и ускорить оформление документов, а местами – и вообще отменить не имеющие особого смысла формы. Но это – уже другая история….

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»

Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 02 июля 2016, № 290н

Категории: типовые отраслевые нормы времени врач приказ.

Опубликован 15 октября 2015, 13:07

Обновлён 28 марта 2016, 21:38

© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Комментарий к приказу Минздрава России от 2 июня 2015 года № 290н

Нормы времени приема пациентов врачами, оказывающими амбулаторную помощь, наконец-то появились.
Они закреплены в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2015 № 290н , который вступает в силу с 5 сентября 2015 года.

Нормы времени нисколько не претерпели изменений по сравнению с проектом данного приказа, опубликованном еще в начале 2015 года .

Значит ли это, что утвержденные нормы времени становятся обязательными для выполнения работником (врачом) и работодателем (медицинской организации).

Как медицинский юрист утверждаю: «Нет»! Они носят пока рекомендательный характер, некий ориентир для сторон трудовых отношений.

Потому что обязательными они становятся в том случае, если внесены в условия трудового договора врача, его должностную инструкцию, коллективный договор и иные локальные нормативные акты регулирующие трудовые отношения, в том числе нормы труда. Причем об изменении норм труда врач должен быть извещен не позднее, чем за два месяца. Так установил Трудовой кодекс РФ в статье 162.

Обращает внимание на себя и требование приказа только 35 % времени врачебного приема тратить на медицинскую документацию, все остальное на пациента. И обеспечить именно этот норматив времени на так называемую «писанину» — обязанность работодателя.

Как медицинский юрист однозначно приветствую появление данного приказа. Наконец-то впервые в постсоветском периоде отечественного здравоохранения появился нормативный акт Минздрава России, устанавливающий нормы времени приема врачами пациентов.

Вот это министр здравоохранения! Сказала в январе 2014 года о необходимости пересмотреть нагрузку на медицинских работников первичного звена и в августе 2015 года типовые отраслевые нормы времени появились.

Прошло-то всего чуть больше полутора лет с момента объявленной инициативы .

А что вы думаете по этому поводу? В поле для комментариев поделитесь своим мнением: что даст врачам установление продолжительности времени приема пациентов?

Действующая редакция ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (ред. от 27.01.2010) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2009 г. N 14742

В соответствии с пунктом 5.2.70 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427), приказываю:

1. Утвердить Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 5 февраля 1999 г. N 1700);

Постановление Минтруда России от 29 октября 1999 г. N 39 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 1999 г. N 1984);

Постановление Минтруда России от 3 февраля 2004 г. N 7 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2004 г. N 5583).

Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 1 июня 2009 г. N 290н

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н О выдаче специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ

На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по охране труда: Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Другие публикации:  Рассчитать налог на недвижимость юридических лиц

Дополнительные сведения о документе:

  • Утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н (Приказ 290н)
  • Приказ 290н зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2009 г. за номером 14742
  • Изменения внесены приказом Минтруда России от 12.01.2015 г. № 2н
  • Действует в новой редакции с 23.02.2015 г.

Область применения:

Приказ 290н распространяется на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

I. Общие положения

1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

2. Требования настоящих Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

5. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

6. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

7. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

8. Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке.

Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.

9. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

10. Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.

11. В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

Ниже вы можете оставлять свои комментарии (вопросы) касательно применения этого документа на практике.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *