Полномочия федеральных учреждений

Статья 6 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей.

Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности

Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности

1. Статья 16 комментируемого закона определяет полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности. По своей структуре статья состоит из одной части, которая подразделяется на 14 абзацев, в каждом из которых указано то или иное полномочие указанных органов.

Первым по перечислению полномочием является разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением. Органы государственной власти могут претворять в жизнь свои идеи, цели и намерения, то есть то, что и называется государственной политикой, только одним цивилизованным способом — путем принятия нормативно-правовых актов. Поэтому нельзя говорить о государственной политике в отрыве от законодательства, поскольку не будучи закреплена в такой форме государственная политика не является таковой, а представляет собой совокупность идей и взглядов тех или иных должностных лиц. Основными законодательными актами, реализующими государственную политику в области пожарной безопасности, являются комментируемый Закон, федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Как следует из преамбулы, комментируемый Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Из п. 1 ст. 1 федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что указанный закон имеет своей целью защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Наконец, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Однако государственная политика в сфере пожарной безопасности находит свое отражение не только в принятии «целевых» законов, но и путем установления тех или иных норм в законодательстве, регулирующим другие сферы правоотношений.

Так, согласно подп. 19 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению работ (оказанию услуг) по тушению лесных пожаров. В силу п. 2 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Все эти и многие другие положения законов и образуют механизм реализации государственной политики в сфере пожарной безопасности.

2. Вторым полномочием федеральных органов государственной власти является разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденная постановлением Правительства РФ N 972 от 29 декабря 2007 г. Ее целью является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 40%, и снижение ущерба от пожаров на 44%. Основными задачами Программы являются:

развитие инфраструктуры пожарной охраны, в том числе в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления; развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных и проведение исследований по разработке и внедрению новых информационных образовательных технологий;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности;

развитие материально-технической базы объектовых противопожарных подразделений и их оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;

реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием, в том числе проведение исследований по совершенствованию противопожарной защиты объектов подготовки обслуживающего персонала, учреждений здравоохранения и социальной защиты, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений; разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей и внедрение новых технологий в области обучения населения по вопросам пожарной безопасности.

Программа будет реализована в течение 5 лет в 3 этапа.

На 1-м этапе (2008 год) предусматривается решение первоочередных задач Программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств субъектов РФ и организаций, а также разработка механизмов координации их деятельности.

На 2-м этапе (2009-2010 годы) предусматривается решение следующих задач Программы: организация и проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации; создание научных основ для реализации мероприятий Программы по разработке и внедрению новых инновационных технологий в области обнаружения и тушения пожаров, оповещения населения о пожарах, а также для создания новых средств спасения людей при пожарах и средств пожаротушения.

Другие публикации:  Возврат товара на бонприкс

На 3-м этапе (2011-2012 годы) планируются завершение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации; укрепление материально-технической базы системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; внедрение пилотных проектов по противопожарной защите образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения; создание систем обнаружения пожаров и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров.

Ожидаемыми конечными результатами Программы является:

создание эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности, укрепление материально-технической базы и обеспечение благоприятных условий для функционирования различных видов пожарной охраны;

сокращение в 1,5-2 раза количества пожаров на объектах образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, здравоохранения и других объектах с массовым пребыванием людей.

Социально-экономическая эффективность за период реализации Программы составит 257,5 млрд. рублей. В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки, касающейся пожаров, в том числе снижения по отношению к показателю 2006 года: количества зарегистрированных пожаров (на 7 тыс. единиц в год); количества погибших при пожарах людей (на 6,8 тыс. человек в год); количества населения, получившего травмы (на 5,2 тыс. человек в год); экономического ущерба (на 41 млрд. рублей в год); количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (на 100 процентов).

3. Третьим полномочием федеральных органов государственной власти является участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. С этой целью разработан и принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который направлен на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Кроме того, принят Федеральный закон от 22 августа 1995 г. 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», который определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Кроме того, в настоящее время действуют Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 г.

4. Четвертым полномочием является формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

В соответствии с п. 6 Положения о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1010 от 29 декабря 2007 г. федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ являются субъектами бюджетного планирования.

Пунктами 15 и 17 указанного Положения установлено, что федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 апреля текущего финансового года в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство регионального развития РФ проекты докладов о результатах и основных направлениях деятельности в части, касающейся определения целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период. Они же направляют до 1 мая текущего финансового года в Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств РФ на очередной финансовый год и первый год планового периода и предложения по объему и (или) структуре расходных обязательств РФ на второй год планового периода в части, обусловленной проектами долгосрочных (федеральных) целевых программ, внесением изменений в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы и проектами иных нормативных правовых актов (решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета, а также в Министерство регионального развития РФ — указанные предложения в части, касающейся комплексного территориального развития и предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ.

5. Пятым полномочием федеральных органов государственной власти является создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Очевидное право: если указанные органы власти одной из целей своей деятельности имеют обеспечение пожарной безопасности и если они должны содержать подразделения пожарной охраны, соответственно, им для реализации этих обязанностей необходима возможность создавать указанные подразделения, самостоятельно определять их структуру, реорганизовывать их в случае необходимости, чтобы структура соответствовала вызовам времени, ликвидировать их.

6. Шестым полномочием федеральных органов государственной власти является организация государственного пожарного надзора. Подробно данный вопрос рассмотрен при комментировании положений ст. 6 Закона.

7. Седьмым полномочием является организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок. В соответствии со ст. 31 комментируемого Закона научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения. Подробно вопросы реализации данного полномочия рассмотрены при комментировании указанной выше статьи.

8. Восьмым полномочием федеральных органов государственной власти является утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу.

Типичные поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ст. 5 указанного нормативного акта под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 10 того же Закона предусмотрен ряд способов размещения заказа: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Помимо этого, Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлен особый порядок осуществления такой деятельности, ст. 3 Закона предусмотрено, что для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Другие публикации:  Иск вита ооо

Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами РФ обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Что касается оборонного заказа, то такие правоотношения регулируются Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В соответствии со ст. 3 указанного Закона оборонный заказ формируется в пределах устанавливаемых федеральным бюджетом расходов на эти цели на основе:

основных положений военной доктрины РФ;

федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, включающей в себя заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе работы по развитию базовых военных технологий), серийное производство, утилизацию и уничтожение выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, капитальное строительство, а также мероприятия по материально-техническому обеспечению этих работ; других федеральных программ; мобилизационного плана экономики РФ;

программ военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами РФ.

Работы по осуществлению федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период на первые пять лет планируются на каждый год. Указанная программа уточняется один раз в пять лет не позднее чем за девять месяцев до начала соответствующего периода. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представляет на утверждение Президенту РФ основные показатели оборонного заказа на соответствующий год. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете. Правительство РФ в двадцатидневный срок после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете и утверждения Президентом РФ основных показателей оборонного заказа утверждает оборонный заказ в полном объеме в пределах расходов на эти цели, установленных федеральным бюджетом.

Размещение оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения. При размещении оборонного заказа определение начальной цены государственного контракта, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

9. Девятым полномочием федеральных органов государственной власти является установление общих принципов подтверждения соответствия. Данным правоотношениям посвящена ст. 33 комментируемого Закона, и этот вопрос подробно рассмотрен при комментировании положений данной статьи.

10. Десятым полномочием является создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач. В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий. Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба. Вопросы информационного обеспечения пожарной безопасности подробно рассматриваются при комментировании положений ст. 26, а вопросы учета пожаров — ст. 27 комментируемого Закона.

11. Одиннадцатым полномочием федеральных органов государственной власти является осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в организациях, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Вопросы тушения пожаров подробно регламентированы в ст. 22 комментируемого Закона. Аналогичное полномочие есть у органов государственной власти субъектов РФ, что закреплено в ст. 18 комментируемого Закона. Различие состоит в перечне объектов, на которых проводится их тушение. Непосредственно вопросы тушения пожаров рассмотрено при комментировании положений ст. 22 Закона.

12. Двенадцатым полномочием является организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Необходимо отметить, что это не обозначает, что органы Государственного пожарного надзора отстранены от осуществления контрольной деятельности относительно этих объектов. Данная норма права лишь указывает на необходимость наличия еще и ведомственного пожарного надзора и на то, что федеральные органы государственной власти должны сами осуществлять его в подведомственных организациях.

13. Тринадцатым полномочием является подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, утверждаемого в установленном порядке. Это полномочие находится во взаимосвязи с одиннадцатым полномочием о наличии обязанности организации тушения пожаров на объектах, в которых такие подразделения созданы.

14. Четырнадцатым полномочием является подготовка утверждаемого Правительством РФ перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана. В этот список должны входить важнейшие органы государственной власти, объекты промышленности, энергетики, связи, транспорта, безопасности, военные объекты, крупнейшие культурные объекты.

Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ, от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ) в статью 28 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в области образования;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

4) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

9) Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ в подпункт 11.1 статьи 28 внесены изменения

11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (за исключением государственной (итоговой) аттестации, указанной в подпункте 8.2 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона), в том числе порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций), порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, а также утверждение положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе установление порядка аккредитации общественных наблюдателей;

Другие публикации:  Рассчитать возврат по осаго

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ в подпункт 11.2 статьи 28 внесены изменения

11.2) организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, организация формирования и ведения федеральной информационной системы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ подпункт 11.3 статьи 28 изложен в новой редакции

11.3) установление порядка приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предельного количества образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста гражданин одновременно вправе подать заявления, и количества направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе);

11.4) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ в подпункт 11.5 статьи 28 внесены изменения

11.5) установление перечня общеобразовательных предметов, по результатам освоения которых осуществляется прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ в подпункт 14 статьи 28 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2012 г.

14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, установление порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение федерального реестра таких документов и федеральной базы данных об апостилях, проставленных на таких документах, установление порядка признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации (в том числе порядка проведения экспертизы документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации), установление форм свидетельств о признании документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации и технических требований к ним, признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации;

15) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ в подпункт 16 статьи 28 внесены изменения

федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности;

образовательного ценза педагогических работников;

ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;

социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;

См. Положение о проведении с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2013 г. эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 699

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ подпункт 17 статьи 28 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

17) финансовое обеспечение деятельности федеральных государственных казенных образовательных учреждений и выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями;

18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;

18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в подпункт 19 статьи 28 внесены изменения

19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

19.1) формирование и ведение федеральных баз данных в области образования;

20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ подпункт 21 статьи 28 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

21) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений и научных организаций, указанных в подпункте 24 настоящей статьи, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

22.1) организация контроля качества подготовки обучающихся и выпускников (государственной (итоговой) аттестации) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

23) утратил силу с 1 августа 2011 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ в подпункт 24 статьи 28 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

24) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация:

высших учебных заведений;

образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций;

образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ статья 28 настоящего Закона дополнена подпунктом 24.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

24.1) формирование, ведение и обеспечение использования федеральной информационной системы государственной аккредитации, содержащей сведения о деятельности образовательных учреждений и научных организаций, имеющих государственную аккредитацию и указанных в подпункте 24 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в подпункт 25 статьи 28 внесены изменения

25) организация и осуществление, в том числе в соответствии с международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие установленным в Российской Федерации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, по заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.

См. комментарии к статье 28 настоящего Закона

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *