Кто обязан уплачивать налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.

Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций.

Плательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные прс дета в итсл ьств а. объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.

Налоговый период налога на имущество организаций

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая база в соответствии со ст. 375 НК определяется для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство, как среднегодовая стоимость имущества.

При определении налоговой базы принимается следующая стоимость имущества:

  • по имуществу, подлежащему амортизации, принимается его остаточная стоимость, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации;
  • по имуществу, не подлежащему амортизации, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. К такому имуществу относятся — объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т. п., объекты основных средств у некоммерческих организаций.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Ставка налога на имущество организаций

Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества. В Москве налоговая ставка установлена в максимальном размере для всех налогоплательщиков.

Налоговые льготы

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

В Москве, в частности, от налога на имущество организаций освобождаются учреждения, финансируемые за счет бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований г. Москве на основе сметы доходов и расходов, организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы, и другие категории плательщиков.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Налогоплательщики — иностранные организации, не осуществляющие деятельности на территории России, но имеющие объекты недвижимого имущества, расположенные на ее территории, уплачивают также в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, и соответствующей налоговой ставки. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика данной категории права собственности на недвижимое имущество, исчисление налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект был в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. В Москве уплата авансовых платежей и налога производится в те же сроки, что и подача налоговых расчетов и налоговой декларации.

Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Статьями 384, 385, 3851, 3852 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации.

Налог на имущество: Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом.

В том случае, если вновь созданная организация начала свою деятельность не с начала налогового периода или приобрела новые объекты основных средств, обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций возникает после его государственной регистрации и принятия на учет в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание на то, что Минфин Российской Федерации в Письме от 27 июня 2006 года №03-06-01-02/28 «Как платить налог на имущество по основным средствам, права на которые не зарегистрированы» предлагает при решении вопроса о сроках начала уплаты налога на имущество сделать упор на факт эксплуатации объекта основных средств, а не государственной регистрации прав на него.

В Письме Минфина Российской Федерации №03-06-01-02/28 «Как платить налог на имущество по основным средствам, права на которые не зарегистрированы» в частности указывается на тот факт, что, несмотря на то, что государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, она носит заявительный характер. Поэтому, если основное средство числится на счете 08 из-за длительного отсутствия регистрации, но полностью используется в производстве, оно должно быть переведено в состав основных средств и подлежит обложению налогом на имущество. В противном случае учет актива на счете 08 должен рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Минфин Российской Федерации сослался на то, что существует Письмо ФНС Российской Федерации от 25 августа 2004 года №ШС-14-21-121 ДСП, согласно которому налоговые органы при установлении фактов уклонения от государственной регистрации объектов недвижимости должны привлекать таких налогоплательщиков через обращение в суд об уплате налога на имущество организаций. Кроме того, такие организации привлекаются к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога.

При этом меры административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество предусмотрены статьей 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Налог на имущество следует уплачивать с начала квартала, следующего за кварталом, в котором указанное имущество было принято на учет, в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Авансовые платежи по налогу на имущество уплачивают в отношении:

— имущества, которое находится на балансе по месту нахождения российской организации в бюджет по месту нахождения организации;

— объекты недвижимого имущества, которые входят в состав Единой системы газоснабжения (далее — ЕСГС) (Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации») в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— объекты недвижимого имущества иностранной организации, в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Организация «А» образовалось в качестве самостоятельной на базе отдельного цеха в результате реорганизации Организации «Б».

Государственная регистрация Организации «А» состоялась 11 апреля текущего года.

Остаточная стоимость основных средств Организации «А» на дату регистрации равнялась 1 500 000 рублей.

Остаточная стоимость основных средств Организации «А» составила на 1 мая текущего года – 1 700 500 рублей; на 1 июня текущего года – 1 790 000 рублей, и на 1 июля текущего года – 2 130 000 рублей.

Ставка налога на имущество установлена в размере 2,2%.

Рассмотрим, как исчисляются авансовые платежи по налогу на имущество организации и как они отражаются в учете.

Согласно статье 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если организация была организована после начала календарного года, то в соответствии с пунктом 2 статьи 379 НК РФ, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

Другие публикации:  Приказ мо рф о тех надзоре

При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

В нашем примере Организация «А» зарегистрирована 11 апреля текущего года, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 386 НК РФ, обязано не позднее 30 июля текущего года представить налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 383 НК РФ, в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации, уплатить авансовый платеж по налогу на имущество в сроки, определенные законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится Организация «А».

Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, как среднегодовая остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Законодательством не предусмотрено особого порядка расчета среднегодовой стоимости имущества для организаций, созданных в течение налогового периода.

Это положение объясняется тем, что налоговой базой по налогу на имущество является именно среднегодовая (а не средняя за период деятельности организации) стоимость имущества организации.

Тогда среднегодовая стоимость имущества за полугодие составит 802 929 рублей

((0 + 0 + 0 + 0 + 1 700 500 + 1 790 000 + 2 130 000) / (6 месяцев + 1)).

При этом остаточная стоимость основных средств Организации «А», на дату ее государственной регистрации 11 апреля текущего года, в расчете среднегодовой стоимости имущества не учитывается.

Согласно пункту 4 статьи 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

В нашем примере сумма авансового платежа составляет 4 416 рублей (802 929 рублей х 2,2%) / 4.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

1. Начислен авансовый платеж по налогу на имущество:

Дебет 91/2 «Прочие расходы»;

Как было уже отмечено раньше, применение, субсчета 91-2 «Прочие расходы», в настоящее время, основывается только на последовательности учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 октября 2005 года №07-05-12/10 «О расходах организации по обычным видам деятельности» высказывает свою точку зрения на этот вопрос:

«…считаем, что суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности».

2. Оплачен авансовый платеж по налогу на имущество:

Что касается объектов недвижимого имущества, входящего в состав ЕСГС, то на основании пункта 4 комментируемой статьи 383 НК РФ налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основные вопросы по газоснабжению в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в котором сказано:

«Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Как уже отмечалось ранее, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ, признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

В целях налогообложения налогом на имущество иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, установленным в Российской Федерации.

Согласно статье 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

В отношении имущества иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство и имеющих недвижимое имущество, находящееся вне места расположения данных организаций и не относящегося к их деятельности, положения статьи 385 НК РФ относятся в полной мере.

При этом налог на имущество исчисляется в порядке, установленном статьей 385 НК РФ, на основе сведений об инвентаризационной стоимости указанных объектов по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, сообщаемых в налоговый орган уполномоченными органами и специализированными организациями, осуществляющими учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.

Пункт 6 статьи 383 НК РФ. В отношении данного пункта следует сказать, что пунктом 3 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Минфин Российской Федерации Письмом от 30 ноября 2004 года №03-08-05 в отношении данного имущества сообщает, что:

«В соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Согласно п. 5 ст. 382 Кодекса сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в п. 2 ст. 375 Кодекса, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку».

В том случае, если права собственности на объект недвижимого имущества зарегистрированы после начала календарного года, при расчете авансового платежа должно быть учтено положение пункта 5 статьи 55 НК РФ, предусматривающее, в частности, что в случае если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено после начала календарного года, налог на это имущество в данном календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Согласно пункту 6 статьи 383 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

На основании пункта 1 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 386 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Таким образом, иностранная организация, имеющая недвижимое имущество на территории Российской Федерации и не осуществляющая деятельности в Российской Федерации, является плательщиком налога на имущество с инвентаризационной стоимости указанного объекта имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, который подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения имущества.

При этом авансовые платежи, а также налог по итогам налогового периода должны уплачиваться в бюджет в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

В письме Минфина от 20 июля 2006 года №03-03-04/1/600 указано, что с 1 января 2007 года за просроченную уплату любых авансовых платежей будут начисляться пени. Федеральным законом от 27 июля 2006 года №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» были внесены изменения в НК РФ. До указанной даты пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей налоговые органы могут начислять, если порядок их исчисления и уплаты прописан в главе о конкретном налоге.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Налог на имущество организаций в 2018 году

Налог на имущество организаций – это один из обязательных налогов ОСНО для юридических лиц (в том числе иностранных). ИП, в свою очередь, платят налог на имущество, как физические лица (более подробно здесь).

Примечание: налог на имущество организаций – это региональный налог, вводимый в действие законами субъектов РФ. Власти регионов могут самостоятельно устанавливать ставку по налогу (в пределах установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты, льготы, особенности расчета базы по налогу.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество организаций

Перечень организаций, освобождаемых от обязанности уплаты данного налога, перечислен в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

Объект налога на имущество организаций

Для российских организаций объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств (счет 01).

Не облагаются налогом на имущество:

  • Земельные участки, водные объекты и иные объекты природопользования.
  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
  • Ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, захоронения радиоактивных отходов.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в международном реестре судов.
  • Иные объекты, указанные в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Обратите внимание, что с 1 января 2018 года льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу (пп.8 п.4 ст. 374 НК РФ), прекращает свое действие. Решение о продлении срока льготы или установлении ставки налога передано во власть регионам, которые, в случае, отказа от продления льготы, смогут установить ставку по данному налогу в размере не более 1,1% (на данный момент ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).

Расчет налога на имущество в 2018 году

Налог на имущество организаций рассчитывается по следующей формуле:

Налог к уплате в бюджет = Налоговая база х Ставка налога – Авансовые платежи

Другие публикации:  Договор поставки строительных материалов со спецификацией образец

По общему правилу, налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, определяемая из остаточной стоимости (за вычетом амортизации).

Среднегодовая стоимость рассчитывается по следующей формуле:

СГС = (ОстН + ОстК) : (КМ+1)

ОстН – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца;

ОстК – остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (года);

КМ – количество месяцев владения имуществом в налоговом периоде;

1 – коэффициент, на который увеличивается количество месяцев владения имуществом.

Пример расчета среднегодовой стоимости

Среднегодовая стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323 + 1 174 976 + 1 143 720 + 1 112 464 + 1 081 206 + 1 049 952 + 1 018 696 + 987 440 + 956 184 + 924 928) / (12м. + 1) = 1 112 471 руб.

Примечание: в отношении некоторых объектов недвижимости (перечисленных в ст. 378.2 НК РФ) налоговая база принимается равной их кадастровой стоимости на 1 января отчетного года.

Примечание: если недвижимость на 1 января отчетного года не была включена в специальный региональный перечень объектов, база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, или ее кадастровая стоимость не была установлена на 1 января отчетного года, база по налогу на имущество рассчитывается в общем порядке.

Налоговая ставка

Ставка налога на имущество организаций устанавливается региональными властями, но не может превышать – 2,2 % (на 2018 год).

Для имущества, по которому база определяется исходя из кадастровой стоимости, ставка налога также устанавливается властями региона и не должна превышать 2% (на 2018 год).

Для движимого имущества, поставленного на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, ставка по налогу на имущество не может превышать 1,1%

Примечание: если ставка не установлена, она принимается равной вышеуказанным значениям (2,2% и 2% соответственно).

Примечание: в отношении ряда объектов может применяться пониженная или вообще «нулевая» ставка налога. Перечень организаций, имеющих право на уплату налога по сниженным ставкам, указан в пп. 3-3.1 ст. 380 НК РФ.

Авансовые платежи

Авансы, подлежащие уплате по итогам каждого квартала, рассчитываются по следующей формуле:

Авансовый платеж = (Средняя стоимость имущества х Налоговая ставка) : 0,25

Примечание: не стоит путать среднегодовую и среднюю стоимость имущества. Среднегодовая нужна для расчета налога за год, а средняя для расчета ежеквартальных авансов.

Средняя стоимость имущества рассчитывается по следующей формуле:

СРС = (ОстН1 + ОстН2) х (КМ + 1)

ОстН1 – остаточная стоимость на 1 число каждого из трех месяцев квартала.

ОстН2 – остаточная стоимость на 1 число месяца, следующего за прошедшим кварталом.

КМ – количество месяцев владения имуществом в квартале.

1 – коэффициент на который увеличивается количество месяцев владения имущество.

Пример расчета средней стоимости

Средняя стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323) / (3м. + 1) = 1 253 139 руб.

Пример расчета авансовых платежей

Среднемесячная стоимость имущества ООО «Ромашка» за 1 квартал 2018 года составила 1 253 139 руб.

Ставка по налогу на имущество – 2,2 % (Закон города Москвы «О налоге на имущество организаций» № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма авансового платежа к уплате за 1 квартал 2018 года составит 6 892 руб.:

(1 253 139 х 2,2 %) х 0,25

Пример расчета авансового платежа для имущества с кадастровой стоимостью

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 % (Закон города Москвы № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма налога к уплате за 1 квартал 2018 года составит 41 032 руб.:

(12 625 300 х 1,3%) x 0,25

Пример расчета налога за год по среднегодовой стоимости имущества

Среднегодовая стоимость имущества ООО «Ромашка» 1 112 471 руб.

Ставка по налогу – 2,2%.

За квартал 6 892 руб.

За полугодие 6 376 руб.

За 9 месяцев 5 861 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 5 345 руб.

1 112 471 х 2,2 % – (6 892 + 6 376 + 5 861)

Примечание: в случае если право собственности на то или иное имущество возникло или было прекращено в течение отчетного (налогового) периода расчет сумм авансов и налога по итогам года осуществляется с применением специального коэффициента.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

Количество полных месяцев владения имуществом : Количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде

Примечание: в случае если право собственности на имущество возникло после 15 числа месяца (или прекратилось до 15-го), то месяц берется как полный и наоборот, если право собственности возникло до 15 (или прекратилось после 15-го), то месяц не учитывается при расчете авансов и налога.

Пример расчета налога за год по кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 %

За квартал 41 032 руб.

За полугодие 41 032 руб.

За 9 месяцев 41 032 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 41 032 руб.:

12 625 300 х 1,3% – (41 032 + 41 032 + 41 032)

Примечание: налог рассчитывается и уплачивается отдельно по имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно, по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, а также по имуществу, облагаемому иными ставками.

Налог на имущество к уплате

Отчетным периодом по налогу на имущество организаций является квартал, полугодие и девять месяцев.

Примечание: для имущества с кадастровой стоимостью отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

По итогам каждого квартала налогоплательщики самостоятельно рассчитывают и уплачивают авансовые платежи.

Сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам года, устанавливаются законами субъектов РФ. Например, в г. Москве, организации обязаны уплатить авансы в срок не позднее 30 дней с окончания квартала, а налог за год до 30 марта следующего года.

Более подробно о ставках налога, сроках уплаты и льготах по налогу на имущество организаций конкретно в вашем регионе можно узнать, воспользовавшись сервисом ФНС РФ «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Отчетность по налогу на имущество организаций

По итогам каждого квартала организация должна сдать в ИФНС авансовые расчеты в срок не позднее 30 дней с окончания квартала.

Налоговая декларация сдается по итогам года в срок до 30 марта следующего года.

Примечание: расчеты по авансам и налоговая декларация сдаются отдельно по каждому имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс – во все ИФНС на территории которых расположено указанное имущество.

Примечание: налогоплательщики, отнесенные к крупнейщим, сдают декларации по месту своего учета.

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Статья опубликована в журнале «Вестник бухгалтера Московского региона» № 4 август 2015 г.

В. Г. Молчанов,
эксперт службы
правового консалтинга ГАРАН
Т

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Юридическое лицо имеет в собственности квартиры в Москве. Должно ли оно в 2015 году платить налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости квартир?

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах установленных главой 30 НК РФ (включая порядок и сроки уплаты). Кроме того, законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, в том числе могут предусматриваться налоговые льготы и устанавливаться основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Из письма Минфина России от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062 следует, что на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ объект налогообложения по налогу на имущество организаций должен определяться во взаимосвязи со статьей 378.2 НК РФ.

Так, подпункт 4 пункта 1, подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ предписывают организациям – собственникам жилых домов и жилых помещений, не учитываемых у них на балансе в качестве объектов основных средств, определять налоговую базу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Несмотря на то что из указанных норм прямо не следует, признаются ли жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, объектом обложения налогом на имущество организаций, они предписывают включать в налоговую базу по налогу утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость, в том числе квартир (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ), не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что из системного толкования пунк­та 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375, пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, должна быть возложена на налогоплательщиков соответствующим законом субъекта РФ, который может быть принят только после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (письмо Минфина России от 11.11.2014 № 03-05-05-01/56914).

Иными словами, включать в налоговую базу по налогу на имущество организаций утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость квартир, учтенных в бухгалтерском учете в качестве товаров, их собственникам необходимо только при условии установления соответствующих особенностей налогообложения законом субъекта РФ по месту нахождения недвижимости.

Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64) устанавливает налог на имущество организаций на территории г. Москвы. Особенности определения налоговой базы по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона № 64.

Указанная статья не предусматривает определения налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости в отношении таких объектов, как жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении квартир, учтенных в составе товаров и находящихся в г. Москве, у организации в данном случае не возникает обязанности по уплате налога на имущество, исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке.

Данное утверждение в полной мере относится и к организациям, уплачивающим УСН, которые освобождены от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Другие публикации:  Пособие по проектирования оснований

Компенсация за квотирование рабочих мест

Можно ли учесть расходы на уплату компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов и молодежи в 2015 году в г. Москве для целей налогообложения прибыли? Как учесть эту компенсацию в бухгалтерском учете?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным статьей 252 НК РФ критериям.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон № 90), квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

В Москве квотирование рабочих мест должны осуществлять работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. Квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для трудоустройства инвалидов и 2% для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона (ч. 1 ст. 3 Закона № 90).

В силу части 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу (далее – квота) считается:

1) в отношении инвалидов – трудо­устройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2, – трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего мес­та в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Итак, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты (п. 2.8 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Заметим, Законом г. Москвы от 08.04.2009 № 4 в Закон № 90 были внесены изменения, вступившие в силу с 2009 года, которые исключили из Закона № 90 условие о возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудо­устроенного инвалида (см. также определение Верховного суда РФ от 10.08.2005 № 5-Г05-45).

То есть инвалидов работодатель должен принимать на работу в счет установленной квоты, а за молодежь может уплачивать в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговые и финансовые органы в отношении расходов, связанных с уплатой в бюджет г. Москвы (в целевой бюджетный фонд) компенсационных выплат стоимости квотируемого рабочего места для приема на работу как молодежи, определенной частью 1 статьи 2 Закона № 90, так и в отношении инвалидов (предусмотренных ранее), придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (письма ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ (данное письмо согласовано с Минфином России), УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, от 05.05.2010 № 16-15/047216@, от 02.10.2009 № 16-15/102999, письма Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 № 03-03-06/1/294).

В подтверждение своей позиции ими используется следующая аргументация. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 1032-1, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятос­ти граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).

Мероприятия по содействию занятос­ти населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом № 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 1032-1). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона № 1032-1).

Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель. По их мнению, подобные компенсационные выплаты можно расценивать как расход, который не направлен на получение прибыли, как того требует статья 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Следовательно, к таким выплатам можно применить норму пункта 2 статьи 270 НК РФ.

В одном из последних разъяснений по данному вопросу в письме Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504 специалисты финансового ведомства не изменили свою позицию. В частности, в указанном документе говорится о том, что «с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.

Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года – компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.

Статьей 6 Закона № 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона № 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года), невыполнение работодателем установленной Законом № 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона № 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.»

Иными словами, если организация включит в расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, ей придется отстаивать свою позицию в суде.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении подобных споров суды нередко поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 № Ф05-15459/12 по делу № А40-134004/2011, от 22.01.2013 № Ф05-15455/12 по делу № А40-60377/2012, от 31.03.2011 № Ф05-1732/11, от 09.12.2010 № КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 № КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 № КА-А40/830-10, от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010).

В своих решениях суды отмечают, что изменения, внесенные в Закон № 90, отменили обязанность вносить плату в связи с невозможностью исполнить условия квотирования в отношении инвалидов. В свою очередь, обязанность по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении определенных Законом № 90 категорий молодежи сохраняется.

При этом уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в бюджет субъекта Федерации является одним из способов реализации государственных гарантий социальной защиты категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, и осуществляется в рамках городских программ содействия занятости населения.

По мнению судебных органов, в связи с тем, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места предусмотрена Законом № 90 и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы, это соответствует критериям подпункта 20 пункта 1 статьи 265 и статьи 252 НК РФ. Следовательно, данные затраты организации являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В данном случае операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости»

  • начислена сумма компенсационной стоимости;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости» Кредит 51

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *