Законы об инновационной деятельности в рф

Проект федерального закона N 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД И.Д. Грачевым, Н.В. Левичевым, О.Г. Дмитриевой) (не действует)

Проект федерального закона N 344994-5
«Об инновационной деятельности в Российской Федерации»

Президент Российской Федерации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Инновационная деятельность

Подборка наиболее важных документов по запросу Инновационная деятельность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Инновационная деятельность

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Инновационная деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Инновационная деятельность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Законы об инновационной деятельности в рф

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Федеральный научный центр «Владикавказский научный центр РАН» © 2009-2018.

При цитировании информации ссылка на первоисточник обязательна (в интернете − гипертекстовая). Предварительного согласия на перепечатку со стороны ВНЦ РАН не требуется.

Данная ошибка возникла в результате обработки сервером Вашего запроса.

Если Вы считаете, что это ошибка сервера свяжитесь с нами

Центральный офис в Воронеже:

Филиал в Москве:

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте innoros.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование оригинального материала без согласования с редакцией, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу с которой материал заимствован.

©2009-2018 «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов»

Информационно-аналитический журнал

Наиболее актуальная проблема уходящего года в инновационной деятельности – несовершенство законодательства, которое становится серьезным препятствием на пути развития прорывных технологий.

Без закона не будет преобразований

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать факт, что в уходящем году одним из самых популярных, используемых применительно к будущему России являлось слово «инновации».

Наверное, только ленивые представители образовательного и других сообществ после призывов Президента РФ Дмитрия Медведева ориентироваться на инновационные технологии не заявили о том, что с инновациями им явно по пути. В свою очередь, практики говорят о несовершенстве российского законодательства, которое может стать серьезным препятствием на пути развития прорывных технологий.

Но ситуация после стратегических заявлений главы государства стала быстро меняться.

В октябре 2010 года в Государственной Думе РФ рассматривался, но был отклонен очередной депутатский законопроект, регламентирующий инновационную деятельность в стране. Придет ли ему на смену другой, более совершенный проект закона? Каким он должен быть? Об этом журналу «АО» рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям Вячеслав ОСИПОВ.

Не соответствует масштабу задач

– Вячеслав Константинович, сегодня много говорится о том, что России нужен закон об инновационной деятельности. Какие существующие проблемы в области инноваций должен, в первую очередь, решать такой нормативно-правовой акт?

–Действительно,интерес к проблемам законодательного обеспечения инновационной деятельности в нашей стране чрезвычайно высок. Последствия глобального кризиса, аномальной засухи и других негативных явлений прошлого года существенно актуализировали необходимость перехода экономики на новую модель развития, принципиально отличную от существовавшей последние два десятилетия. Параметры предлагаемых новаций у всех на слуху. Их обсуждают представители законодательной и исполнительной властей, предприниматели и товаропроизводители, научное сообщество и рядовые граждане. И все сходятся во мнении: Россия должна перейти на инновационные рельсы развития, модернизировать свою экономику, создать многоотраслевое производство.

Серьезным тормозом на этом пути стало несовершенство нормативно-правовой базы, не соответствующей масштабам задач и вызовам времени, перед которыми оказалась наша страна в первом десятилетии XXI века. Неслучайно, Президент РФ Дмитрий Медведев в двух последних ежегодных посланиях Федеральному Собранию уделил особое внимание этой проблеме. «Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и государственном управлении, – подчеркнул он, – которые помогут переходу нашей экономики на инновационный характер развития».

Сегодня все хорошо понимают, что без соответствующей нормативной базы даже самая радикальная политика в сфере инновационной деятельности не может быть реализована. Мы создаем правовое государство, и нам нужны такие законы, которые, с одной стороны, обеспечивали бы благоприятные условия для адаптации науки и научно-исследовательских организаций к практике рыночных отношений. А с другой – значительно повысили бы заинтересованность предпринимателей и товаропроизводителей в развитии и внедрении наукоемких технологий.

Другие публикации:  Материнский капитал за третьего ребенка закон

Дело в том, что бизнес, особенно крупный, весьма неохотно инвестирует инновационную деятельность, поскольку у его представителей нет уверенности, что они получат быстрый и высокий доход. С другой стороны, у научного сообщества нет достаточных средств, чтобы активно развивать наукоемкие технологии и внедрять их в реальную экономику. Без активной и волевой позиции государства в решении этих проблем нам не обойтись.

Завершается разработка нового проекта

– В начале октября 2010 года в Государственной Думе в первом чтении был отклонен закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный депутатами фракции «Справедливая Россия». Профильный комитет изначально предлагал отклонить его. Каковы причины отрицательного заключения по законопроекту?

– Этот документ летом 2010 года дважды рассматривался на заседаниях Комитета по науке и наукоемким технологиям. Предлагалось доработать ряд его положений и определений. К сожалению, авторы законопроекта к нашим рекомендациям не прислушались. В итоге, было принято решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект закона. В чем причина? Прежде всего, в том что большинство его положений и формулировок носит декларативный и неконкретный характер. Кроме того, в предлагаемом к законопроекту финансовоэкономическом обосновании представлены суммы выпадающих, в результате налоговых льгот, бюджетных доходов – 426,1 млрд. рублей, но не указываются источники, за счет которых они будут компенсироваться.

Также отрицательное заключение на законопроект дали комитеты Государственной Думы по промышленности, по экономической политике и предпринимательству, а также комитеты Совета Федерации – по образованию и науке, по промышленной политике. Из 75 отзывов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации 49 не поддерживают этот документ. Поэтому вполне естественно, что при голосовании в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы он был отклонен большинством депутатов.

Вместе с тем необходимость создания специального закона в области инноваций существует. С предложением принять такой документ обратились государственные органы более 50 регионов.

Сейчас рабочая группа, созданная на базе совета по инновациям Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, разработала другой базовый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Его подготовка находится в завершающей стадии, и в ближайшее время, в соответствии с регламентом, он пройдет процедуру рассмотрения в Государственной Думе.

Принципиальное отличие предлагаемого законопроекта заключается в том, что он отвечает современным тенденциям инновационного развития и модернизации страны. В нем впервые системно решается задача стимулирования инновационной деятельности на правовой основе. Документ гармонизирован с отечественными и международными документами в области инноваций.

В соответствии с положениями законопроекта, государственная поддержка должна оказываться адресно: физическим и юридическим лицам, ведущим инновационную деятельность. Такой подход опирается на четкие нормативные определения: «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная продукция» и ряд других. Это позволяет придать необходимую определенность регулируемым законом отношениям. Главный смысл предлагаемого документа в том, что в стране на правовой основе формируются не отдельные виды, а целостная система государственной поддержки создания, коммерциализации и практического внедрения интеллектуальной собственности.

На что опираются инновации

– Какими законодательными актами сегодня регулируется инновационная деятельность в нашей стране?

– Сейчас базовым законом, регулирующим отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции и наукоемких технологий является федеральный закон «О науке и государственной научно-технической деятельности». Принят он был еще в 1996 году. Однако ситуация в стране и мире с тех пор кардинально изменилась. Поэтому в 2009 году в этот закон и связанные с ним законодательные акты были внесены существенные коррективы. Существует также еще ряд законодательных актов, таких как «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах», «О банке развития», «О Российской корпорации нанотехнологий», «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных» и другие. Однако в них решаются лишь отдельные проблемы, связанные с инновационной деятельностью.

В августе 2009 года Государственная Дума одобрила федеральный закон №217ФЗ, позволяющий бюджетным организациям науки и образования создавать малые и средние предприятия, занимающиеся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности. Это, безусловно, важный шаг вперед по развитию инновационной деятельности. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы научные и образовательные учреждения смогли себя проявить как среда, активно рождающая новые, коммерчески привлекательные разработки и создающая инновационные предприятия.

Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие эффективного механизма стимулирования научно-технической деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР. Поэтому к данному закону необходимо принять еще ряд документов, предусматривающих упрощенную систему налогообложения для подобных организаций. Тем самым должна быть обеспечена основа для расходования научными и образовательными учреждениями доходов от их участия в предпринимательской деятельности.

Другие публикации:  Размер госпошлина за порчу паспорта

Особо следует остановиться на федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», принятом в прошлом году. По существу, речь идет о создании в стране нового элемента инновационной инфраструктуры, которая будет действовать по примеру Силиконовой долины в США.

В законе о центре «Сколково», в частности, предусматривается оказание значительных преференций и налоговых льгот физическим и юридическим лицам, занимающимся разработкой и внедрением наукоемких технологий в новом подмосковном наукограде. Его создатели во многом использовали опыт деятельности Силиконовой долины в США. Однако законодатели полагают, что это лишь первый шаг в нужном направлении и останавливаться на нем не следует. Упомянутый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» не противоречит, а дополняет закон о центре «Сколково», образует вместе с ним правовое поле регулирования и стимуляции разработки и внедрения наукоемких технологий по всей стране.

Связать воедино все документы

– В 2009 году партия «Единая Россия» учредила проект «Национальная инновационная система России». Какова его судьба? Как он увязывается с работой по созданию законодательной базы в отношении инновационной деятельности?

– Фракция партии «Единая Россия», как известно, имеет в Государственной Думе парламентское большинство. Вполне естественно, что именно она выступила инициатором разработки проекта «Национальная инновационная система России». Ведь от его реализации зависит будущее отечественной экономики, всей страны. Цель проекта – помочь в решении проблем, стоящих на пути инновационного развития нашей экономики, в частности, в преодолении фрагментарности отечественной инновационной системы.

Исходя из положений упомянутого проекта, в 2009 году – кстати, объявленном Годом науки и инноваций, – Государственная Дума приняла заявление «О необходимости формирования нормативной базы для обеспечения развития инновационной экономики». В нем нашли отражение первоочередные меры по созданию правовых норм в различных отраслях законодательства – налогового, административного, таможенного и других.

На данный момент принят целый ряд законов и постановлений правительства, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Однако практика их реализации свидетельствует о том, что они недостаточно взаимосвязаны между собой. Нужна автоматизированная система учета движения объектов интеллектуальной собственности и создание полноценной системы защиты прав ее владельцев, мониторинг разработки, капитализации и внедрения высоких технологий. И эти задачи требуют четкого законодательного обеспечения.

Мы часто пытаемся использовать инструменты инновационной политики, применяемой на Западе. Однако там эти механизмы действуют в естественной институциональной, организационной, управленческой, инфраструктурной и ментальной среде. У нас такая среда пока только создается. В регионах она особенно слабая и мало укомплектованная.

Формирование инновационной системы – задача сложная и, безусловно, творческая. А в творчестве, как известно, нельзя пользоваться старыми схемами и штампами. И Россия, обладающая богатейшим интеллектуальным капиталом и огромными материальными ресурсами, может создать собственные направления модернизации экономики и общества в целом. Учитывая, конечно, те проблемы и сложности, с которыми сталкиваются сегодня развитые страны. Именно на это и направлены проект «Национальная инновационная система России» и формируемая в настоящее время нормативно-правовая база обеспечения инновационной деятельности.

Законопроект об инновационной деятельности в РФ

Сфера науки, технологии и инновации в РФ сегодня регламентируется законом образца 1996 года. Понятно, что текст документа требует серьезных изменений. На данный момент правительство разрабатывает новый законопроект, соответствующий условиям актуального времени.

Законопроект об инновациях поступил на рассмотрение специального комитета Государственной Думы 13.06.2017. Его автором выступил Сергей Матвеев, занимающий должность директора департамента науки и технологий при Министерстве образования и науки РФ, и группа специалистов. Проект документа должен был стать альтернативой действующему ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», принятому еще в 1996 году.

История законопроекта началась в январе 2014 года (31.01), когда задачи по его созданию были определены на заседании Госдумы, рассматривавшем вопросы образования и науки. Целевая группа по разработке документа была образована в соответствии с решением председателя Думы Сергея Нарышкина. Уже в ноябре группа представила макет состава нового законодательного акта. В марте 2016-го с подачи Минобрнауки был опубликован концептуальный проект закона.

ФЗ №151 в последней редакции. Ссылка тут:

Впервые законопроект обсуждался экспертным советом в апреле 2017 г. Ожидается, что в очередной раз кабинет министров внесет проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» со всеми доработками в Госдуму в марте 2018-го.

В структуре закона на данный момент присутствует пять разделов, содержащих 77 статей. Ожидается, что всего разделов будет девять.

  • Раздел первый (главы 1, 2; ст. 1 – 15) – описывает состав общих положений законопроекта;
  • Раздел второй (главы 3, 4, 5; ст. 16 – 26) – комплексные тезисы касательно научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • Раздел третий (главы 6, 7, 8; ст. 27 – 55) – субъекты отраслей, перечисленных в разделе 2 настоящего закона;
  • Раздел четвертый (главы с 9-й по 15-ю; ст. 56 – 75) – структура отраслей, приведенных в разделе втором;
  • Заключительные положения законопроекта приведены в разделе пятом, носящем порядковый номер «9» (ст. 76 – 77).
Другие публикации:  Единовременное пособие на ребенка омск

Также к законопроекту прилагается пояснительная записка, уточняющая некоторые аспекты касательно мотивов его разработки и задач, которые преследуют создатели ФЗ об инновационной деятельности.

Основные положения законопроекта

Проект, авторы которого планируют его воплощение в жизнь в ближайшем будущем, регламентирует комплексную организованную деятельность, такую как:

  • Научная;
  • Научно-техническая;
  • Научно-просветительская;
  • Научно-экспертная (включая патентную экспертизу);
  • Инновационная.

Содержание потенциального ФЗ максимально нацелено на выделение приоритетов в научно технологической эволюции. Он подразумевает принципы открытости и конкурентоспособности в финансовых инвестициях, привлекаемых на проектной основе. В акте предусмотрен систематический подход к решению задач планирования и осуществления прогнозов научно-технической деятельности. Разработанный законопроект полагает возможные изменения в процедурах по мониторингу и анализу деятельности между субъектами, вовлеченными в научный процесс. Также детерминируются главные аспекты в системе научной квалификации, призванной заменить имеющуюся систему государственной аттестации в науке и других сферах.

Своей главной целью создатели проекта преследуют содействие развитию научной, технологической и инновационной деятельности на всей территории России. Закон ставит задачу свести к минимуму руководящее управление данной сферой. Должны быть созданы благоприятные и конкурентные условия для эволюции науки, способные привлечь в ее ряды молодых перспективных специалистов. Научная и инновационная деятельность обязана иметь элементы саморегулирования. Для этого планируется передать часть директивных полномочий на уровень субъектов.

Параллельно предполагается создание результативных инструментов, способствующих налаживанию взаимосвязей между учеными и научными организациями с социумом, представителями бизнеса и государством.

Структура законопроекта, в том виде, в каком он задумывается, будет дорабатываться. Сегодня четко выстроенного «скелета» закона еще нет. Первый раздел или глава документа включают сам предмет регламента будущего ФЗ и систему используемых в нем понятий, соответствующих международным стандартам. Закрепляется главенствующая роль РАН и других академий наук как создателей единой научно-методической системы для исследований и разработок.

Закон декларирует в качестве основного принципа свободу в научных и творческих изысканиях. Это подразумевает демократичный способ выбора тем, направлений и типов по организации проектов и исследований. Назначается ответственность субъектов данной сферы за полученные исследования и их дальнейшее применение.

Глава 3 дает понятие термину «научное творчество». Отделяется универсальный подход к научно-просветительской деятельности. Указываются инструменты для ее поощрения со стороны государства.

В главе 4 закреплен правовой статус субъектов соответствующей деятельности. Оформлен ряд их полномочий и обязанностей, а также нормативы для ускорения эволюции научных учреждений, лидирующих в своей области.

Тематика остальных глав закона

Гл. 5

  • Порядок приобретения и использования научного оборудования, осуществляемого одним лицом или группой ученых;
  • Доступ ученых к государственным информационным системам на бесплатной основе;
  • Другие правовые вопросы.

Гл. 6

  • Регламент по развитию территорий, которым присвоен научно-технический или инновационный потенциал.

Гл. 7

  • Директивы, задачи и субъекты соответствующей деятельности научных организаций.

Гл. 8

  • Финансовые дотации со стороны государства и фондов развития для сферы научной и инновационной деятельности;
  • Финансирование за счет бюджетной системы, пожертвований и фондов целевых капиталов.

Гл. 9

  • План перехода со старой модели закона на новую.

Скачать проект закона об инновационной деятельности в РФ

Проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» в скором времени будет доработан и внесен на рассмотрение. Рекомендуем скачать его нынешнюю версию здесь.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *