Об основах государственной молодежной политики закон республики беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 7 декабря 2009 года №65-З

Об основах государственной молодежной политики

(В редакции Законов Республики Беларусь от 10.01.2011 г. №242-З, 10.07.2012 г. №426-З, 04.06.2015 г. №274-З, 21.10.2016 г. №434-З)

Принят Палатой представителей 5 ноября 2009 года

Одобрен Советом Республики 19 ноября 2009 года

Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

государственная молодежная политика — система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан (далее, если иное не определено настоящим Законом, — молодежь) и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества;

молодая семья — семья, в которой оба или один из супругов (родитель в неполной семье) находятся в возрасте до тридцати одного года;

молодежная кадровая политика — деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, а также республиканских молодежных общественных объединений по обеспечению функционирования системы поддержки и служебного продвижения работающих молодых граждан, направленная на повышение их профессиональной компетентности и мотивации, привлечение к решению актуальных и перспективных задач социально-экономического развития страны;

молодые граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.10.2016 г. №434-З)

Статья 2. Законодательство о государственной молодежной политике

Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели государственной молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:

всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному, профессиональному и физическому развитию;

создание условий для самореализации, свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;

социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;

расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.10.2016 г. №434-З)

Статья 4. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика основывается на принципах:

защиты прав и законных интересов молодежи;

сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;

научной обоснованности и комплексности;

участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики;

приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики;

Об Основах Государственной Молодежной Политики

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

государственная молодежная политика – система социальных, экономических, политических, организационных.

Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Целями государственной молодежной политики являются:

всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;

создание условий для свободного.

Государственная молодежная политика основывается на принципах:

защиты прав и законных интересов молодежи;

сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

молодежные общественные объединения;

государственные органы и иные организации.

В целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной молодежной политики, обеспечения ее комплексности и согласованности с иными.

Государственное регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканский орган.

Президент Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

определяет единую государственную молодежную политику;

определяет республиканский орган государственного.

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики:

проводит государственную молодежную политику;

Местные Советы депутатов в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции:

утверждают региональные программы;

Основными направлениями государственной молодежной политики являются:

гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

содействие формированию здорового образа жизни.

В целях формирования у молодежи патриотизма, национального самосознания, правовой и политической культуры, развития осознанного, ответственного и активного стремления к участию в общественной.

Государство обеспечивает необходимые условия для формирования здорового образа жизни молодежи.

Содействие формированию здорового образа жизни молодежи осуществляется.

Государство принимает меры по созданию надлежащих условий для укрепления института семьи, стимулирования молодежи к созданию семьи с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом.

Государство реализует систему мер, направленных на содействие в профессиональной ориентации и трудоустройстве молодежи, в том числе по экономической, организационной, правовой поддержке.

В Республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность основного, дополнительного и специального образования в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательными.

В целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала молодежи, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики.

Молодежь имеет право в соответствии с законодательными актами создавать молодежные общественные объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение и защиту ее гражданских.

Государство содействует развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив.

В целях воспитания молодежи путем привлечения к общественно полезному труду, приобретения ею.

Государство содействует международному молодежному сотрудничеству путем:

заключения и реализации в установленном порядке международных договоров о молодежных международных обменах.

Финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных.

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по полному.

Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодежи гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться многопрофильные центры по работе с молодежью по месту.

Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством общественно значимых инициатив, обращений в государственные органы и иные организации.

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовить и внести в.

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ (2009 г.)

Государственная молодежная политика – это совокупность мер законодательного и исполнительного характера, направленных на реализацию потребностей молодежи, ее адаптацию в современном обществе. Выразить и защитить интересы молодых людей, не противопоставляя, а соотнося их с общим публичным интересом, – важнейшая задача и функция государственной молодежной политики.

Молодые люди имеют мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.

Государственное управление молодежной сферой включает в себя выработку концептуальных направлений работы с молодежью, обеспечение целостной системы социально-экономических, организационных мер в целях создания социально-правовых гарантий для молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу.

В данном контексте органы власти всех уровней призваны обеспечивать условия для развития молодежи. Эти условия создаются путем формирования и развития действенного законодательства о государственной молодежной политике.

Отдельные государства – члены ООН с конца 50-х – начала 60-х годов 20 века начали проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения. Осуществление государственной молодежной политики отражает одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с постоянным усилением роли «молодежного фактора» в социально-экономических и политических процессах.

По данным ООН, более 130 стран приняли специальные законодательные акты о вопросах развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.

Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. С принятием в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодого поколения находятся в центре внимания этой организации. По линии ЮНЕСКО с 1979 г. принято свыше ста документов о проблемах молодежи. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, постоянно работает «круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд», проводятся Всемирные фестивали молодежи и студентов.

К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда (МОТ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

На протяжении последнего десятилетия органами ООН принято более 50 резолюций, касающихся молодежи. Главная их цель – осуществление координации в решении наиболее общих молодежных проблем, укрепление сотрудничества с неправительственными молодежными организациями и учреждениями.

В государствах – участниках СНГ молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в юридическую систему постсоветских государств из принятого в 1991 г. Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить: отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Государство и общественные организации заботились об образовании, идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения.

Учитывая значимость молодежной проблематики, практически все государства – участники СНГ в первые же годы своей независимости приняли законодательные акты, направленные на правовую защиту интересов молодого поколения.

Так, например, в Азербайджанской Республике за период с 1994-го по 2007-й год было принято более 20-ти нормативно-правовых документов (законы, государственные программы, указы Президента и Кабинета Министров), регулирующих молодежную политику, а также направленных на всестороннее развитие и защиту прав молодых граждан. Основными документами здесь являются Закон «О молодежной политике» Азербайджанской Республики, принятый Парламентом 9 апреля 2002 года, и Государственная программа «Молодежь Азербайджана на 2005–2009 годы», утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 30 августа 2005 года.

В Армении действуют «Основные направления и мероприятия государственной молодежной политики», разработана Национальная стратегия молодежной политики на 2008–2012 годы.

В Республике Беларусь в соответствии с Законом от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и Законом от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» разработано более 10 программ. Назовем лишь основные: Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы; программы «Дети Беларуси» и «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы; Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006–2010 годы.

Всего же в Республике Беларусь принято более 50 нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики.

Основополагающими документами о развитии молодежной политики в Республике Казахстан являются Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года, программа «Молодежь Казахстана – 2009», разработанная в развитие данного Закона.

Президент Кыргызстана подписал Указ «О Концепции развития государственной молодежной политики Кыргызской Республики до 2010 года и Национальной программе «Кыргызстан жаштары» на 2006–2008 годы».

В развитие Закона Республики Молдова «О молодежи» от 11 февраля 1999 года Правительство Молдовы утвердило Национальную стратегию в области молодежи на 2009–2013 годы.

В Российской Федерации с 3 июня 1993 года действует Закон «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», в 2002 году принята Федерально-целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей до 2010 г.».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года утверждена «Стратегия государственной молодежной политики» на период до 2016 года, которая определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России», Программа «Молодежь России». Базовые законы о государственной молодежной политике действуют практически во всех субъектах Российской Федерации.

В Республике Таджикистан положение молодежи регулируется Законом Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» от 15 июля 2004 года и Национальной концепцией молодежной политики от 3 июня 2006 года.

Закон Туркменистана «О государственной молодежной политике в Туркменистане» был принят 1 октября 1993 г.

В Республике Узбекистан действует Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» от 20 ноября 1991 года с изменениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года.

Законодательная база Украины о молодежной проблематике была заложена Декларацией «Об основах государственной молодежной политики в Украине» от 15 декабря 1992 года. Далее были приняты законы Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 5 февраля 1993 года, «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря 1998 года, «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21 июля 2001 года. Кроме базовых актов, за годы независимости принято более 70 нормативных актов, направленных на решение молодежных проблем.

В основном молодежное законодательство государств – участников СНГ сходно по целевой и содержательной направленности.

Вместе с тем существуют и некоторые различия. Прежде всего, это касается определения возрастных рамок категории «молодежь».

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», молодежь – это граждане Республики Казахстан в возрасте от 14 до 29 лет.

В Республике Молдова молодежное законодательство защищает интересы граждан в возрасте от 16 до 30 лет.

Другие публикации:  Анестезиологическое пособие при гинекологических операциях

Основной целевой аудиторией государственной молодежной политики России, Таджикистана и Узбекистана названа молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Декларация «Об основах государственной молодежной политики в Украине» от 15 декабря 1992 года относит к этой категории лиц от 14 до 35 лет.

Различны и структуры исполнительной власти, реализующие молодежную политику.

В Азербайджане, Армении, России и Украине созданы специальные государственные органы по управлению в сфере молодежной политики.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на которое возложена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. Одновременно Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи.

В других государствах СНГ функции координации выполняют министерства образования.

В ряде государств дополнительно образуются структуры, призванные активизировать и помогать им в решении молодежных проблем.

В Казахстане, например, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 1 июля 2008 года создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан.

Государственный совет Республики Узбекистан по делам молодежи ежегодно представляет Олий Мажлису и Президенту Республики Узбекистан доклад о положении молодежи.

В Верховной Раде Украины ежегодно проводятся слушания о положении молодежи и готовится доклад по этому вопросу Президенту, Верховной Раде, Кабинету Министров. С 1995 года проведено 7 парламентских слушаний, подготовлено 9 докладов.

Практически все законодательные акты и программы содержат положения о реализации гражданских прав и свобод.

В каждом из государств – участников СНГ действует достаточно большое количество молодежных организаций (в Азербайджанской Республике функционируют около 170 молодежных организаций, республиканский реестр молодежных и детских объединений в Республике Беларусь включает 12 организаций, в Украине действуют 132 всеукраинских молодежных организации).

Заслуживает внимания опыт Республики Казахстан по воспитанию гражданской активности. Здесь в каждом регионе создан молодежный парламент – молодежный маслихат, состоящий из 16 депутатов – представителей молодежных организаций. Все они подготавливают пакеты предложений по тому или иному закону, прямо или косвенно затрагивающему интересы молодежи. Далее маслихаты вносят свои предложения на рассмотрение мажилиса. Таким образом, молодежь может принимать участие в решении своих проблем.

Важное место в молодежных законодательствах занимают вопросы гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан. Это, прежде всего, вопросы защиты государством несовершеннолетних лиц, защиты прав отдельных групп молодых граждан (инвалидов, детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей, матерей, воспитывающих детей, и т.п.), профилактика наркомании, СПИД и других негативных явлений среди молодежи, а также пропаганда здорового образа жизни.

Молодежные законы регулируют права молодых граждан в сфере образования и их социальной защиты, определяя, какие социальные услуги гарантируются молодым гражданам по обучению, воспитанию, духовному развитию, профессиональной подготовке; общедоступность всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством, право выбора учебного заведения, языка обучения, профиля и формы обучения.

В законах государств – участников СНГ предусмотрены льготы, предоставленные молодым гражданам, в сфере образования (право на льготное питание и медицинское обслуживание, пользование учебниками и учебными пособиями, учебно-производственной, научной и культурно-спортивной базой учебного заведения, а также на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, льготы на проезд, на участие в органах самоуправления учебного заведения).

Повышение на 30 % бюджетных мест для молодежи, ежегодное увеличение на 15 % числа учреждений, в которых проводится обновление материально-технической базы, ежегодный ремонт 10 % всех студенческих общежитий – это лишь несколько основных положений Национальной стратегии в области молодежи на 2009–2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Молдова.

Молодежное законодательство стран СНГ декларирует государственную поддержку талантливой молодежи, права молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг.

Особое значение в новых экономических условиях имеют государственные гарантии по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан в реализации права молодежи на труд.

Социологические исследования позволяют заявить об этих направлениях, как о наиболее значимых для людей в возрасте 18 лет и старше. По частоте упоминания наиболее актуальными являются:

безработица, проблемы трудоустройства (45%),

низкая оплата труда на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях (35,9%).

Иерархия молодежных проблем по степени значимости отражает социально-экономическую ситуацию переходного периода.

Программы экономической поддержки молодежи практически всех государств СНГ предусматривают, главным образом, предоставление молодым финансовой и технической помощи для развития собственного бизнеса; реализацию программ трудоустройства молодежи; предоставление молодым гражданам и молодым семьям льгот в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, кредитов на приобретение жилых домов и квартир, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования; погашение молодым семьям, имеющим детей, части кредита.

В целях активизации реализации молодежной политики ряд государств Содружества объявляли тот или иной год Годом молодежи.

Так, например, Указом Президента Азербайджанской Республики Годом молодежи был объявлен 2007 год. В его рамках было проведено более 40 мероприятий республиканского значения, а 8 из них имели международный статус. Была введена система социального ипотечного кредитования для молодых семей и военнослужащих. В 2007 году началась реализация Государственной программы обучения азербайджанской молодежи за рубежом на 2007–2015 годы.

2008 год стал Годом молодежи в Республике Молдова. Была создана Национальная комиссия по проведению мероприятий, посвященных Году молодежи.

24 октября 2008 года Президент Республики Молдова Владимир Воронин провел заседание этой Комиссии, на котором была рассмотрена информация о выполнении Программы мероприятий, посвященных Году молодежи.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в каждом из государств СНГ является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.

Для создания наиболее благоприятных условий для развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25 ноября 2005 года Советом глав правительств было принято Соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Его подписали представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.

Подписание данного Соглашения было вызвано желанием государств расширять и совершенствовать международное молодежное сотрудничество на принципах равноправия и налаживать в этих целях широкое взаимодействие между государственными органами, молодежными общественными объединениями и иными организациями (объединениями), участвующими в реализации государственной молодежной политики.

В Соглашении подписавшие его стороны обязались укреплять и развивать сотрудничество в сфере работы с молодежью по линии государственных органов и общественных молодежных организаций (объединений) государства Содружества, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики, поддерживать их инициативы, направленные на интенсификацию молодежного сотрудничества, создавать для этого благоприятные условия.

Соглашением предусматривались разработка и выполнение межгосударственных программ и отдельных проектов, представляющих взаимный интерес; взаимодействие в подготовке профессиональных кадров в сфере работы с молодежью; обмен статистической и другой информацией, научными, справочно-информационными и методическими изданиями, опытом работы государственных органов, молодежных общественных организаций и иных организаций и объединений, участвующих в реализации государственной молодежной политики и поддержке молодежных инициатив; проведение совместных научных исследований и мероприятий по различным вопросам молодежной политики и молодежного сотрудничества.

Государства – участники Соглашения обязались оказывать взаимное содействие в вопросах международного сотрудничества, в том числе в деятельности международных молодежных организаций.

В целях реализации настоящего Соглашения был создан Совет по делам молодежи государств – участников Содружества Независимых Государств и утверждено Положение о нем.

Первое организационное заседание Совета состоялось в городе Минске в Исполнительном комитете СНГ 14 сентября 2006 года. Его председателем была избрана Ковалева Татьяна Николаевна – заместитель Министра образования Республики Беларусь.

На заседаниях члены Совета обсуждали национальные молодежные программы, анализировали эффективность уже существующих многосторонних и двусторонних отношений между государствами – участниками Соглашения, вырабатывали рекомендации по налаживанию взаимодействия в сфере работы с молодежью.

Важнейшим направлением деятельности Совета является активное включение молодежи в процесс развития общего гуманитарного пространства. В этой связи Советом намечен ряд мероприятий по реализации данного проекта. Одним из них является организация международного молодежного лагеря. Государственным органам по делам молодежи государств – участников СНГ рекомендовано ежегодное проведение конкурсов среди молодежи, направленных на повышение ее информированности об истории, культурном наследии и современности государств Содружества.

Предметом особой заботы Совета стали вопросы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию молодежной политики, и лидеров общественных молодежных организаций.

На последнем заседании в Бишкеке 29–30 января 2009 года члены Совета рассмотрели предложения по молодежному сотрудничеству, высказанные на неформальных саммитах глав государств СНГ 22 февраля в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества (10 октября 2008 года, г. Бишкек) об объявлении 2009 года Годом молодежи Советом обсуждены и одобрены предложения государств – участников СНГ о мероприятиях по проведению Года молодежи, которые включены в План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2010 годы. Предусмотрено проведение дней молодежи стран СНГ, научно-творческих и международных тематических фестивалей, форумов и конференций по вопросам социально-экономической политики государств – участников СНГ по поддержке молодежи, конкурсов совместных проектов молодежи государств – участников СНГ, патриотической акции «Во славу Великой Победы» и ряд других мероприятий.

В период мирового экономического и финансового кризиса обострилась проблема трудовой занятости. Особенно болезненно она отражается на положении молодежи. При обсуждении вопроса об организации временной трудовой занятости учащейся молодежи Совет рекомендовал государственным органам государств – участников СНГ принять меры к смягчению последствий мирового экономического и финансового кризиса в части трудоустройства выпускников высших учебных заведений и противодействия массовым увольнениям молодых специалистов. Признано целесообразным обратить особое внимание на использование такого инструмента занятости, как волонтерское движение, повысить престижность и качество профессионально-технического обучения молодежи за счет технического обновления материальной базы учебных заведений, внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс с учетом мирового опыта подготовки квалифицированных рабочих.

Советом также принято решение о подготовке замечаний и предложений к представленному Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ проекту модельного закона о воспитании детей и молодежи.

1214 декабря 2006 года в г. Минске прошел Международный фестиваль молодежных инициатив «Открытый проект – молодежное сотрудничество». В фестивале приняли участие представители молодежных общественных объединений, государственных органов по делам молодежи Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, отделов по делам молодежи областных (Минского городского) исполнительных комитетов. Итогом фестиваля стало подписание Протокола о сотрудничестве в сфере молодежной политики между Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта и Министерством образования Республики Беларусь, Соглашения о сотрудничестве в сфере молодежной политики между Министерством образования Республики Беларусь и Комитетом по делам молодежи и туризма Курской области Российской Федерации.

Огромный потенциал патриотического воспитания был реализован в ходе Международного конкурса рисунков и сочинений «След Великой Победы в моей семье» в рамках Международной Вахты Памяти «Мы – наследники Победы!», старт которой состоялся во всех государствах СНГ, а торжественное закрытие прошло в столице Казахстана г. Астане.

12–14 мая 2008 года в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубренок» (Республика Беларусь) состоялась II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная педагогика». В конференции приняли участие более 260 человек из всех регионов Республики Беларусь, а также представители стран СНГ (Россия, Казахстан, Украина).

Конференция проводилась в целях обобщения опыта использования инновационных педагогических методов и технологий образования в системе отдыха и оздоровления детей, их адаптации в массовую образовательную и воспитательную практику.

В числе других мероприятий, которые получили организационную поддержку Совета, в 2007–2008 годах стали также: Международный межвузовский конкурс грации и артистического мастерства «Королева Весна» (Беларусь, г. Минск); Международный молодежный форум «Молодежь за мир, дружбу и сотрудничество!» (Кыргызская Республика, Иссык-Куль); Международный молодежный форум «Межкультурный диалог» (Армения, Цахкадзор).

Совет по делам молодежи активно включился в проведение мероприятий, посвященных 50-летию студенческих строительных отрядов, а также мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; поддерживает организацию конкурсов среди молодых людей, направленных на повышение их информированности об истории, культурном наследии и современности государств Содружества.

Множество интересных мероприятий Совет наметил провести в связи с объявленным Годом молодежи.

Членов Совета по делам молодежи объединяет уверенность в том, что молодежь – это не источник проблем, а значимый ресурс общественного и государственного развития. И в этой связи на заседании 29–30 января 2009 года в городе Бишкеке члены Совета единодушно поддержали инициативу Республики Беларусь о разработке Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы продвижения государств СНГ по пути социально-экономических преобразований.

В то же время молодежь, как ни какая другая социальная группа, подвержена восприятию и негативных явлений, порожденных процессами обновления во всех сферах жизни.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о снижении интереса молодых людей к производительному труду, образованию практически во всех государствах Содружества.

Высок уровень безработицы среди молодых людей, особенно выпускников средних и высших учебных заведений. Так, например, в России среди лиц
15–24 возраста она составляет 6,4 процента.

Начиная с 90-х годов прошлого века практически во всех государствах СНГ увеличилось число молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что приводит к реальному росту внебрачных и брошенных детей, увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Рост цен и арендной платы за квартиры, высокие процентные ставки по кредитам делают собственное жилье недоступным для значительного числа молодых людей.

Другие публикации:  Договор хранения в холодильнике

Сложнейшей проблемой последних десятилетий в странах СНГ стала проблема наркомании. Так, например, в России, согласно данным МВД, органов здравоохранения, других министерств и ведомств, за последние пять лет количество потребителей наркотиков возросло в три с половиной раза. При сохраняющейся тенденции роста числа наркоманов их количество к исходу десятилетия достигнет четырех миллионов человек. С учетом основной возрастной категории наркоманов (13–25 лет) под угрозой оказывается фактически все подрастающее поколение страны. За последние четыре года число наркоманов среди школьников, а также в студенческой среде (прежде всего, в крупных городах) возросло в 6–8 раз. При этом данные Минздрава свидетельствуют: средняя продолжительность жизни людей, начавших употреблять наркотики, составляет 4–4,5 года и подавляющее большинство хронических наркоманов не доживает до 30 лет. По данным МВД, за десять лет число смертельных исходов в результате употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – более чем в 40 раз.

Самым тревожным для будущего, олицетворением которого выступает молодежь, являются неопровержимые данные о прогрессирующем снижении качества жизни населения по главным группам индикаторов: здоровье (физическое, психологическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная готовность, духовно-нравственные ценности и ориентиры.

Усиление социального неравенства, снижение духовного потенциала общества привели к росту антисоциальных форм поведения, вовлечению в консервативные и реакционные движения, увеличению количества правонарушений и преступлений.

Вопреки сложившемуся стереотипу о прогрессивности молодежи практика постсоветского периода показала, что она ни прогрессивна, ни консервативна. Инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи.

Непоследовательное отношение к интересам молодежи в сочетании с недостаточной защищенностью способно превратить ее в дестабилизирующую общественную силу.

В связи с этим роль государственных и общественных структур, призванных регулировать механизмы взаимоотношений молодежи с социальной средой, постоянно возрастает.

В Плане приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2009–2010 годы, который планируется внести на предстоящее заседание Совета глав правительств, предусмотрена разработка проекта Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ.

В течение 2009–2010 годов государствами СНГ планируется провести около 30 мероприятий, среди которых Международный молодежный фестиваль «Диалог культур», Иссык-Кульский молодежный форум интеллектуалов СНГ, посвященный памяти Ч. Айтматова, Фестиваль дружбы молодежи, мероприятия, посвященные 50-летию движения студенческих трудовых отрядов в России и др.

Значительное место в Плане отведено работе с научно-творческой категорией молодых людей. Запланированы организация школ (курсов) для молодых ученых стран СНГ в области гуманитарных и естественных наук, IV и V летние школы молодых ученых-историков стран СНГ, Международная летняя школа молодых ученых стран СНГ «Интеграция и инновация», научно-творческий фестиваль «Есть идея».

Но независимо от характера мероприятий и состава его участников, все они направлены на утверждение общечеловеческих ценностей, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами.

Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем
Исполнительного комитета СНГ

Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 №65-З «Об основах государственной молодежной политики»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 8 декабря 2009 г. N 2/1617

Принят Палатой представителей 5 ноября 2009 года
Одобрен Советом Республики 19 ноября 2009 года

Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

государственная молодежная политика — система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан (далее, если иное не определено настоящим Законом, — молодежь) и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества;

молодая семья — семья, в которой оба или один из супругов (родитель в неполной семье) находятся в возрасте до тридцати одного года;

молодые граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.

Статья 2. Законодательство о государственной молодежной политике

Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели государственной молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:

всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;

создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;

социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;

расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Статья 4. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика основывается на принципах:

защиты прав и законных интересов молодежи;

сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;

научной обоснованности и комплексности;

привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;

приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики.

Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики

Субъектами государственной молодежной политики являются:

молодежные общественные объединения;

государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.

Статья 6. Республиканские и региональные программы в сфере государственной молодежной политики

В целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной молодежной политики, обеспечения ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются республиканские программы в сфере государственной молодежной политики, которые утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Региональные программы в сфере государственной молодежной политики разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.

Разработка и утверждение республиканских и региональных программ в сфере государственной молодежной политики осуществляются с учетом мнения молодежных общественных объединений и молодежи.

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования и управления в сфере государственной молодежной политики

Государственное регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Президент Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

определяет единую государственную молодежную политику;

определяет республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики;

утверждает республиканские программы;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

рассматривает ежегодный доклад республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики, о положении молодежи в Республике Беларусь;

осуществляет контроль за выполнением республиканских программ;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики:

проводит государственную молодежную политику;

осуществляет регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики;

координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации государственной молодежной политики;

разрабатывает республиканские программы в сфере государственной молодежной политики;

определяет порядок формирования и осуществляет ведение республиканского реестра молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

готовит ежегодный доклад о положении молодежи в Республике Беларусь;

осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности по реализации государственной молодежной политики;

утверждает положения о многопрофильных центрах по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

осуществляет государственный контроль в сфере государственной молодежной политики;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, реализует свои полномочия также через создаваемые в структуре местных исполнительных и распорядительных органов структурные подразделения по делам молодежи.

Статья 11. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в сфере государственной молодежной политики

Местные Советы депутатов в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции:

утверждают региональные программы;

осуществляют государственный контроль;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции:

проводят государственную молодежную политику;

разрабатывают региональные программы и вносят их на утверждение соответствующих местных Советов депутатов;

определяют порядок формирования и осуществляют ведение местных реестров молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

осуществляют информационное обеспечение деятельности по реализации государственной молодежной политики;

осуществляют государственный контроль;

организуют работу с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 12. Направления государственной молодежной политики

Основными направлениями государственной молодежной политики являются:

гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

содействие формированию здорового образа жизни молодежи;

государственная поддержка молодых семей;

содействие реализации права молодежи на труд;

государственная поддержка молодежи в получении образования;

государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи;

содействие реализации права молодежи на объединение;

содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив;

международное молодежное сотрудничество.

Государственная молодежная политика может осуществляться и по другим направлениям.

Статья 13. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи

В целях формирования у молодежи патриотизма, национального самосознания, правовой и политической культуры, развития осознанного, ответственного и активного стремления к участию в общественной жизни страны государство разрабатывает систему мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи направлено на усвоение молодежью общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи осуществляется путем:

поддержки создания и функционирования молодежных общественных объединений с соответствующими целями деятельности;

проведения республиканских (региональных) фестивалей молодежных общественных объединений по гражданской и патриотической тематике;

организации «круглых столов», семинаров по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи;

организации спортивно-патриотических лагерей;

создания при воинских частях нештатных центров патриотического воспитания молодежи;

поддержки деятельности оперативных молодежных отрядов, молодежных добровольных дружин и иных форм правоохранительного движения среди молодежи;

организации взаимодействия с ветеранскими организациями;

выпуска учебно-исторической, методической и художественной литературы, показа художественных, документальных фильмов и театральных постановок по гражданской и патриотической тематике;

проведения иных мероприятий, направленных на создание условий для гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Статья 14. Содействие формированию здорового образа жизни молодежи

Государство обеспечивает необходимые условия для формирования здорового образа жизни молодежи.

Содействие формированию здорового образа жизни молодежи осуществляется путем:

организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, привлечения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создания условий для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом;

проведения совместно с организациями физической культуры и спорта массовых спортивных мероприятий;

создания с участием молодежных общественных объединений и иных организаций физкультурно-оздоровительных и спортивных центров (комбинатов, комплексов);

строительства физкультурно-спортивных сооружений;

организации оздоровления и санаторно-курортного лечения в соответствии с законодательством;

пропаганды здорового образа жизни;

запрета реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и табачных изделий несовершеннолетним;

организации и проведения иных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи.

Государственные организации здравоохранения осуществляют оказание необходимой медицинской помощи молодежи, в том числе проводят в порядке, установленном законодательством, ежегодную диспансеризацию несовершеннолетних, учащихся и студентов.

Статья 15. Государственная поддержка молодых семей

Государство принимает меры по созданию надлежащих условий для укрепления института семьи, стимулирования молодежи к созданию семьи с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, сочетания родителями трудовой деятельности и исполнения семейных обязанностей, улучшению жилищных условий молодых семей.

Государство содействует функционированию системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включая осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, издание книг и пособий, организацию программ телевизионными и радиовещательными средствами массовой информации, а также публикаций печатными средствами массовой информации по проблемам семейного воспитания и семейных отношений.

В Республике Беларусь устанавливается система государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Молодым семьям в установленном законодательством порядке предоставляются льготные кредиты и одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, иная финансовая поддержка государства.

Статья 16. Содействие реализации права молодежи на труд

Государство реализует систему мер, направленных на содействие в профессиональной ориентации и трудоустройстве молодежи, в том числе по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

Молодежь по достижении шестнадцати лет, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь, имеет право на самостоятельную трудовую деятельность.

Государство обеспечивает молодежи предоставление первого рабочего места и иные гарантии в области содействия занятости в соответствии с законодательством о труде.

В целях защиты трудовых и социально-экономических прав молодежи в коллективные договоры могут включаться положения о предоставлении молодежи дополнительных гарантий в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и других трудовых и социально-экономических условий в соответствии с законодательством о труде.

В Республике Беларусь действует система информирования молодежи, в том числе безработной, о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, возможностях получения образования по ним, трудоустройства и временной трудовой занятости, а также осуществляется профессиональная подготовка безработной молодежи по востребованным на рынке труда профессиям.

Другие публикации:  Договор хранения является

Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения ею трудовых навыков организуется временная трудовая занятость молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Статья 17. Государственная поддержка молодежи в получении образования

В Республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность основного, дополнительного и специального образования в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами.

Государство оказывает поддержку молодежи в получении образования, создает и обеспечивает для этого необходимые условия, в том числе путем:

финансирования из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования;

создания условий для получения образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов молодежи;

предоставления возможности выбора учреждений образования, форм получения образования, специальностей, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

создания специальных условий для получения образования молодыми гражданами с особенностями психофизического развития;

установления мер социальной защиты, включая стипендиальное обеспечение, предоставление отпусков, обеспечение местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;

содействия в предоставлении на льготных условиях кредитов для получения высшего образования на платной основе в установленном законодательством порядке.

Дополнительную поддержку при получении образования государство оказывает молодым гражданам из многодетных семей, из числа инвалидов, проживающим в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, достигшей особых успехов в учебе, культуре, искусстве, спорте и общественной работе.

В целях обмена опытом, участия в международных образовательных мероприятиях, а также для повышения образования молодежь может направляться на обучение за пределы Республики Беларусь. Порядок направления молодежи на обучение за пределы Республики Беларусь устанавливается законодательством.

При получении образования отношения между молодежью и учреждениями образования, иными организациями системы образования, реализующими образовательные программы, строятся на принципах равенства и взаимного уважения прав и свобод.

Статья 18. Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи

В целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала молодежи, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики Беларусь государство реализует систему мер по поддержке талантливой и одаренной молодежи и созданию условий для ее плодотворной деятельности.

В Республике Беларусь организуются мероприятия, в том числе олимпиады и конкурсы, направленные на выявление талантливой и одаренной молодежи, проводится постоянный мониторинг работы с такой молодежью, ведутся банки данных талантливой и одаренной молодежи.

Ведение банка данных талантливой молодежи осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной.

Ведение банка данных одаренной молодежи осуществляется Министерством образования Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной.

Конкретные меры по государственной поддержке талантливой и одаренной молодежи, в том числе выплата установленных стипендий и видов премий, оказание материальной помощи, выделение грантов, а также порядок их применения определяются законодательством.

В целях выявления молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества, способной к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях, создается перспективный кадровый резерв. Создание перспективного кадрового резерва и работа с ним проводятся республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 19. Содействие реализации права молодежи на объединение

Молодежь имеет право в соответствии с законодательными актами создавать молодежные общественные объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение и защиту ее гражданских, социальных, культурных и иных прав и законных интересов.

Ни одно молодежное общественное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи.

Не допускаются прямое или косвенное принуждение молодежи к вступлению в молодежные общественные объединения, а также запрет на участие в их деятельности, в том числе основанные на использовании ее зависимого положения.

Государство формирует систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем молодежным общественным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни Республики Беларусь.

В целях создания необходимых условий для функционирования молодежных общественных объединений государство может оказывать молодежным общественным объединениям материальную и организационную поддержку.

Государственные органы и иные организации вправе передавать в установленном законодательством порядке молодежным общественным объединениям здания и сооружения, иное имущество, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 20. Содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив

Государство содействует развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив.

В целях воспитания молодежи путем привлечения к общественно полезному труду, приобретения ею профессиональных и управленческих навыков государство способствует созданию студенческих отрядов — добровольных объединений лиц, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, других категорий молодежи, изъявивших желание в свободное от учебы и основной работы время участвовать в производственной, творческой, социально значимой деятельности.

Порядок формирования и деятельности студенческих отрядов устанавливается законодательством.

В Республике Беларусь создаются условия для развития молодежного волонтерского движения — добровольной деятельности молодежи, осуществляемой на безвозмездной основе, направленной на развитие у молодежи чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения молодежи в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей.

Государство содействует становлению и развитию волонтерского движения, в том числе посредством оказания поддержки молодежным общественным объединениям с соответствующими целями деятельности.

Государство может оказывать содействие развитию и реализации иных общественно значимых молодежных инициатив.

Статья 21. Международное молодежное сотрудничество

Государство содействует международному молодежному сотрудничеству путем:

заключения и реализации в установленном порядке международных договоров о молодежных международных обменах, включения молодежи в систему международных программ;

оказания помощи организаторам и участникам международных молодежных обменов в получении информации, разработке документов и подборе партнеров в сфере международного молодежного сотрудничества;

участия в организации иных мероприятий, способствующих развитию международного молодежного сотрудничества.

Государство оказывает поддержку в организации и проведении международных молодежных визитов, способствующих развитию дружественных и деловых отношений между странами, обмену опытом в области молодежной политики, в сферах культуры, образования, науки, туризма, спорта и иных сферах.

ГЛАВА 4 ФИНАНСИРОВАНИЕ И ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 22. Финансирование мероприятий государственной молодежной политики

Финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для финансирования мероприятий в сфере государственной молодежной политики могут создаваться специальные фонды, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи.

Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.

Статья 23. Информационное и научное обеспечение государственной молодежной политики

Республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по полному и всестороннему информированию населения, в том числе молодежи, о проводимой государственной молодежной политике.

В этих целях обеспечивается доступ населения к информации о мероприятиях, проводимых в сфере государственной молодежной политики, правах и обязанностях молодежи, а также об имеющихся возможностях для реализации прав в областях здравоохранения, образования, социальной защиты, трудоустройства, организации отдыха, физической культуры и спорта и иных областях.

Государственные органы и иные государственные организации содействуют молодежным общественным объединениям в распространении информации о деятельности таких объединений.

Государственные средства массовой информации освещают мероприятия в сфере государственной молодежной политики.

В республиканских программах в сфере государственной молодежной политики должно предусматриваться проведение научных исследований по проблемам молодежи. Указанные исследования осуществляются на долгосрочной основе и являются одним из условий разработки мероприятий в сфере государственной молодежной политики.

Координация проводимых научных исследований по проблемам молодежи осуществляется республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы проводят анализ положения молодежи по направлениям своей деятельности и представляют статистические и аналитические данные по запросу республиканского органа государственного управления, ответственного за осуществление государственной молодежной политики.

На основании результатов научных исследований и полученных статистических и аналитических данных республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, ежегодно до 15 июля года, следующего за отчетным, представляет в Совет Министров Республики Беларусь доклад о положении молодежи в Республике Беларусь. Данный доклад рассматривается Советом Министров Республики Беларусь в целях принятия соответствующих решений в сфере государственной молодежной политики.

Статья 24. Создание условий для работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания) и месту работы

Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодежи гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания), в том числе социальные службы для молодежи.

Многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляют:

информирование молодежи о ее правах и обязанностях;

консультирование молодежи по вопросам психологической, педагогической, медицинской и юридической помощи;

социальную помощь молодым семьям;

помощь в социальной адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

информирование молодежи о молодежных организациях и сферах их деятельности на соответствующей территории;

иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством.

Деятельность многопрофильных центров по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики.

В целях реализации государственной молодежной политики в государственных и иных организациях могут вводиться должности специалиста по работе с молодежью.

Государство обеспечивает подготовку и повышение квалификации кадров для работы в сфере государственной молодежной политики.

Статья 25. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики

Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством общественно значимых инициатив, обращений в государственные органы и иные организации, взаимодействия молодежных общественных объединений с указанными органами и организациями, а также в иных формах.

Для выявления и учета мнения молодежи, расширения ее участия в формировании и реализации государственной молодежной политики при государственных органах могут создаваться совещательные органы из числа молодежи.

Вносимые молодежью, молодежными общественными объединениями, совещательными органами из числа молодежи в государственные органы и иные организации предложения о реализации государственной молодежной политики рассматриваются государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством.

Если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор документов и (или) сведений, разработка проектов документов, государственные органы и иные организации оказывают информационную помощь и проводят консультации с уполномоченными представителями молодежных общественных объединений и молодежи, внесших эти предложения.

Государственные органы при необходимости привлекают молодежные общественные объединения с их согласия для консультаций и координации деятельности по формированию и реализации государственной молодежной политики.

ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Признание утратившими силу некоторых актов законодательства и структурного элемента закона

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 19, ст. 304);

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 27, ст. 472);

пункт 6 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 19, ст. 305).

Статья 27. Меры по реализации настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *