Ставка налог на прибыль в 2009

Ставки налогов в 2012 году в России.

Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2012 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за которыми следует обращаться напрямую к текстам законов о налогах и сборах.

Следует иметь в виду, что крайне важное значение имеет не только ставка определенного налога, но и объект налогообложения к которому применяется эта ставка.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2012 году.

  1. Ставка НДС — 18% . Применяется чаще всего
  2. Ставка НДС на отдельные группы товаров — 10%
  3. Ставка НДС — 0% , в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ

В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки

  • Производная от ставки НДС 10% — рассчитывается как ( 10 / (100+10) ) * 100%
  • Производная от НДС 18% — рассчитывается как ( 18 / (100 + 18) ) * 100%
  • Указанные ставки НДС действуют с 01 января 2009 года.

    Ставка налога на прибыль в 2012 году.

    1. С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль — 20%
      Из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки

  • Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%
  • Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов — 0%, 9%, 15%
  • Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства — 10%, 20%
  • Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%
  • Ставка налога на доходы физических лиц в 2012 году.

    1. Основная ставка НДФЛ в 2012 году — 13%.

    Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ — 9%, 15%, 30%, 35%
    Ставка НДФЛ 35% применяется для:

    А) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры
    Б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры
    В) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров
    Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

    доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций
    Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:

    доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций
    Ставка НДФЛ 9% применяется для:

    А) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ
    Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

    Ставки налогов в 2012 году при применении специальных налоговых режимов:

    1. Ставка ЕСХН в 2012 году (единого сельскохозяйственного налога) — 6%
    2. Ставка ЕНВД в 2012 году (единый налог на вмененный доход) — 15% от вмененного дохода
    3. Ставка УСНО в 2012 году с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) — 6%
    4. Ставка УСНО в 2012 году с объектом обложения доходы минус расходы — 15%

    Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в размерах от 5 до 15%

    Alinga Consulting Group

    Business Support & Consulting

    Налогоплательщики в 1-ом квартале 2009 года должны платить авансовые платежи по налогу на прибыль по ставке 24%.

    Такой вывод следует из Письма ФНС РФ от 19.01.2009 № ШС–22-3/33a. Логика мытарей следующая.

    Сумма аванса в первом квартале 2009 равна сумме аванса за 4-ый квартал 2008 года. Сумма ежемесячного аванса за 4-ый квартал 2008 года принимается равной одной трети разницы между авансом за девять месяцев и за полугодие 2008. В 2008 году действовала ставка 24%.

    Далее следует гениальный вывод.

    Т.к. законодательством не предусмотрен пересчет исчисленных выше сумм авансов в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода, то размеры авансов в 1-ом квартале 2009 года никак не зависят от ставки налога. Поэтому налогоплательщики платят авансы, исходя из ставки 24%. В поддержку позиции налоговики также ссылаются на налоговую декларацию и правила ее заполнения.

    В таком случае ставка налога никогда не будет уменьшена. Ведь авансы за 2-ой квартал будут считаться от размера авансов за 1-ый квартал.

    Какая ставка по налогу на прибыль организаций в 2018-2019 годах?

    Изменения 2018 года в части ставок налога на прибыль

    Изменения в части применяемых ставок не внесли глобальных перемен в установленные правила и касаются только некоторой части налогоплательщиков. Перемены здесь таковы:

    • Установлена ставка по налогу на прибыль в размере 15% к доходам в виде процентов по облигациям российских фирм, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, выпущенным в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 года (подп.1 п.4 ст.284 НК РФ).
    • С 2018 года для участников регионального инвестиционного проекта смягчены условия для применения пониженной ставки (п.1 ст.284.3, п.1 ст.284.3-1 НК РФ).
    • Ст. 284 НК РФ дополнена п. 1.11, установившим для организаций, осуществляющих деятельность в туристско-рекреационной сфере в пределах Дальневосточного округа, ставку 0%, особенности применения которой (в частности, период действия, соответствующий 2018-2022 годам) описаны в новой ст. 284.6 НК РФ (закон «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ). Ставка 0% применима только при соблюдении условий, поименованных в п.3 ст.284.6 НК РФ.
    • С 2018 года из абз. 7 п. 1 и абз. 3 п. 1.7 ст. 248 НК РФ исключено указание на возможность применения в период 2017-2020 годов дополнительного снижения пониженной ставки, установленной в регионах для особых и свободных экономических зон (закон от 27.11.2017 № 348-ФЗ). Таким образом, уменьшение этой ставки (12,5 вместо 13,5%) для данной категории налогоплательщиков оказалось возможным только в 2017 году.

    Рассмотрим ставки налога на прибыль организаций в 2018 году.

    Общая процентная ставка налога на прибыль

    Значение общеустановленной ставки налога на прибыль определено в ст. 284 НК РФ. Она установлена равной 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

    По такой ставке налог платит большинство обычных организаций. Уплата производится с распределением суммы налога по бюджетам. Основной алгоритм распределения таков:

    • в федеральный бюджет — 2%;
    • бюджеты регионов — 18%.
    Другие публикации:  Как переоформить договор лизинга

    Однако для периода 2017-2020 годов это соотношение изменено следующим образом:

    • в федеральный бюджет — 3%;
    • бюджеты регионов — 17%.

    Законом субъекта РФ для некоторых категорий налогоплательщиков региональная ставка может быть снижена до 13,5% по общему правилу. Для периода 2017-2020 годов это снижение может достигать значения 12,5%.

    О том, возможен ли отказ от применения ставки, установленной в пониженном размере, читайте в материале «От пониженной ставки налога на прибыль нельзя отказаться».

    Специальные налоговые ставки по налогу на прибыль

    В некоторых случаях предусмотрены специальные налоговые ставки по налогу на прибыль.

    1. Для отдельных видов доходов:
    • дивидендов;
    • процентов по государственным или муниципальным ценным бумагам;
    • некоторых видов доходов иностранных организаций.
    1. Для отдельных категорий плательщиков:
    • сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН;
    • участников различных проектов, особых зон и территорий (таких как «Сколково»), региональных инвестпроектов, свободных экономических зон (включая Крым и Севастополь), территорий опережающего социально-экономического развития, технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ (из-за специфичности эти ставки по налогу на прибыль мы рассматривать не будем);
    • организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности: образовательную, медицинскую, социальное обслуживание граждан.

    Подробнее о видах существующих ставок читайте здесь.

    Основные ставки налога на прибыль на 2018-2019 годы

    Общая ставка налога на прибыль неизменна с 2009 года, все изменения касаются лишь специальных налоговых ставок. Например, была введена в 2013 году ставка налога на прибыль 0% для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С 2014 года появилась повышенная 30% ставка на доходы по ценным бумагам, учитываемым на счетах депо, для случаев, когда у налогового агента отсутствует определенная информация о получателе дохода. В 2015 году произошло повышение ставки по дивидендам, получаемым российскими организациями. Действующие в 2016-2019 годах ставки соответствуют ставкам 2015 года.

    С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль — 20%

    Согласно Федеральному закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года снижены сразу на 4% (с 24 до 20%).

    В соответствии с прежней редакцией Налогового кодекса ставка налога делилась на две части — 6,5 процента пополняли федеральный бюджет, 17,5 процента — бюджеты регионов. С 1 января 2009 года ставка в федеральный бюджет составляет 2 процента, а в бюджет регионов 18 процентов.

    Соответствующий закон № 305-ФЗ принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года и подписан Президентом России 30 декабря 2008 года.

    Поправки в Налоговый кодекс,были предложены Владимиром Путиным в ноябре 2008 года. А вообще снижениие ставки налога на прибыль до 20% чиновники задумали еще в далеком 2005 году и постоянно об этом напоминали.

    С 2009 года он будет снижен до 20%

    Ставка налога на прибыль с 2009 года снизится с 24 до 20%, что оставит в распоряжении предприятий около 400 млрд руб., обнародовал на съезде «Единой России» новую антикризисную меру премьер-министр Владимир Путин. Еще 100 млрд руб. бизнес сэкономит на увеличении уже с 2009 года амортизационной премии по налогу на прибыль. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, новации компенсируют бизнесу больше половины запланированного на 2010 год увеличения социальных платежей. Впрочем, скидки по налогу на прибыль предполагают наличие прибылей компаний в 2009 году.

    Главной налоговой новостью в выступлении Владимира Путина на съезде «Единой России стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% уже с 2009 года. Как пояснил премьер, сокращение произойдет за счет федеральной части этого платежа. Сейчас ставка налога делится на две части — 6,5% пополняют федеральный бюджет, 17,5% — бюджеты регионов. Таким образом, с 1 января 2009 года ставка центра сокращается до 2,5%. Сейчас для федерального бюджета налог на прибыль — третий по значимости. По данным ФНС, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам первой половины 2008 года составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%).

    Вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин вчера публично поддержал столь внушительное сокращение доходов: «Это меры антициклической политики. Когда ухудшается мировая конъюнктура, нужно поддержать свой реальный сектор, поэтому сейчас снижение налогов я считаю вполне своевременным». При этом министр признал, что в 2009 году бюджет не только лишится профицита, но и, возможно, будет исполнен с дефицитом в пределах 1%. Напомним, хотя Минфин ранее предлагал снижать налог на прибыль в качестве альтернативы сокращению ставки НДС, с началом кризиса ведомство твердо придерживалось позиции, что резервов для сокращения фискального бремени нет.

    Однако Минфину пришлось смириться не только со снижением налога на прибыль, но и согласиться с другими антикризисными инициативами, предложенными большей частью Минэкономики. По налогу на прибыль Владимир Путин вчера обязал Госдуму изменить не только ставку, но и порядок расчета. Сейчас крупный бизнес в основном вносит налог в бюджет авансовым методом — исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале. Так что, даже если фактически в октябре компания получила убыток, налог на прибыль ей платить все равно надо.

    Премьер предложил поправку в Налоговый кодекс, позволяющую предприятиям не платить налог с такой «бумажной» прибыли. «Таким образом, бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства»,— пояснил премьер.

    Позаботившись о корпорациях, глава правительства не забыл о малом бизнесе и гражданах. Пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, в 2009 году могут рассчитывать на снижение нагрузки. Премьер предложил разрешить регионам, в «ведении» которых находятся «упрощенцы», снижать ставку этого налога вплоть до 5%. Гражданам, пока не получавшим антикризисных «подарков» от правительства, премьер пообещал удвоение суммы, которую они могут раз в жизни вернуть из бюджета при покупке жилья. Имущественный вычет по подоходному налогу увеличивается с 1 млн до 2 млн руб., что позволит физлицам вернуть из бюджета не 130 тыс. руб., как сейчас, а 260 тыс. руб.

    Госдума, никогда не затягивавшая с выполнением заданий президента и премьера, и на этот раз проявила невиданную готовность оперативно голосовать. Сразу после обнародования предложений они в виде депутатских поправок были внесены в подходящий по смыслу и готовившийся ко второму чтению законопроект о налоговом администрировании, внесенный группой депутатов «Единой России» (см. «Ъ» за 11 ноября). Вчера вечером новации были одобрены бюджетным комитетом Госдумы, и уже сегодня, как пообещал спикер палаты Борис Грызлов, проект будет принят сразу во втором и третьем чтениях.

    «Эти предложения не являются исчерпывающими. Мы будем внимательно отслеживать ситуацию, и в апреле будущего года вернемся к рассмотрению вопроса оптимизации налоговой системы»,— пообещал вчера глава правительства. Его первый заместитель Игорь Шувалов пояснил, что в апреле 2009 года не исключено возвращение правительства к теме снижения НДС. Вице-премьер заявил, что названные премьером меры позволят компенсировать большую часть увеличения налоговой нагрузки, возникающего из-за запланированного на 2010 года резкого роста социальных платежей. По его словам, выпадающие доходы из-за снижения ставки налога на прибыль составят 400 млрд руб., от снижения налога на малый бизнес — 13 млрд руб., от утроения амортизационной премии — 100 млрд руб., от удвоения размера налогового вычета для физлиц — около 44 млрд руб. Таким образом, суммарное выпадение доходов для бюджетов в 2009 году составит 556 млрд руб., или 1,1% ВВП. В свою очередь, по словам Игоря Шувалова, замена ЕСН страховыми платежами увеличит нагрузку на бизнес на 1,7-1,8% ВВП, то есть примерно на 900 млрд руб. «Таким образом, больше чем наполовину мы вопрос с компенсацией решили»,— резюмировал Игорь Шувалов.

    Другие публикации:  Компенсация это в педагогике определение

    Впрочем, по предположению заместителя главы Минэкономики Станислава Воскресенского выпадающие доходы бюджета от снижения налога на прибыль, скорее всего, будут меньше, чем 400 млрд руб. По его словам, это связано с неопределенностью прогноза прибыли российских компаний в 2009 году из-за снижения цен на основные товары. Заместитель министра считает, что новации не стоит рассматривать в качестве компенсации бизнесу по ЕСН. «Это оперативные меры, к апрелю мы представим пакет системных мер по оптимизации налоговой нагрузки с точки зрения такой компенсации»,— сказал Станислав Воскресенский.

    Отметим, размеры валовой прибыли российских компаний, являющейся базой для формирования налога на прибыль, не оценивал вчера ни один представитель правительства России.

    Налог на прибыль: эффект от снижения

    В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

    Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

    В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

    Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

    Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

    По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

    Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

    Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

    Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

    Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

    Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

    – Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

    Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

    Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

    Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

    Другие публикации:  Расторгнуть трудовой договор в порядке перевода

    Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

    Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

    Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

    Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

    Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

    Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

    В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

    Leave a Reply

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *