Требования к автобусам и городским перевозкам

С 1 июля будут изменены требования к возрасту автобусов для перевозки детей в Москве и МО

ГИБДД напомнила о скорых изменениях по перевозке детей на старых автобусах

На официальном сайте ГИБДД города Москвы было опубликовано напоминание, что с 27 апреля 2018 года в Постановление Правительства «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» вносится изменение. Стоит подчеркнуть, что это важное и долгожданное изменение, которое напрямую влияет на безопасность детей, перевозимых автобусами, откладывается на потом уже несколько лет. Первые попытки узаконить организованную перевозку детей на автобусах не старше 10 лет предпринимались еще в 2015 году.

И вот с 1 июля 2018 года для осуществления организованной перевозки групп детей на маршрутах, начинающихся или заканчивающихся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях (и в этом суть внесенных изменений), должен использоваться автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также оснащенный в установленном порядке тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Требование касается автобусов массой до 5 тонн.

Также при организованной перевозке группы детей на автобусе должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета. При этом включенный маячок не дает преимущества в движении и служит лишь для предупреждения других участников движения: Внимание, в автобусе находятся дети!

Отметим, что законодатели ограничились на 2018 год внесением изменений для автобусов легче 5 тонн и не старше 10 лет только в вышеназванных двух городах федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург) и прилегающих к ним областях. Сделано это было, по всей видимости, из-за большого пассажиропотока и аварийности в этих регионах.

С 1 апреля 2019 года правила по организованной перевозке на легких автобусах распространятся и на другие маршруты и регионы страны.

За несоблюдение Правил организованной перевозки группы детей автобусами предусмотрена административная ответственность по частям 4-6 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

«Нарушение правил перевозки людей»
4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

Также напоминаем, что «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица» (примечание к статье 12.23 КоАП).

Схожие требования будут применяться и для автобусов категории M3, то есть массой более 5 тонн: «используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, с 1 октября 2018 г., а в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, с 1 октября 2019 г.»

Столичная Госавтоинспекция также напоминает перевозчикам, руководителям образовательных и туристических организаций, а также родителям несовершеннолетних о необходимости «строго соблюдать основные требования Правил дорожного движения к организованной перевозке групп детей и помнить, что их нарушение может повлечь за собой трагические последствия».

Памятку и пошаговую инструкцию по организации перевозки групп детей автобусами можно посмотреть на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, перейдя по ссылке.

Междугородние автоперевозки. Безопасность

В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.

Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:

— Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;

— Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;

— Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.

Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:

— наличие лицензии для этого вида деятельности;

— соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;

— требования к автобусам для перевозки пассажиров;

— соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;

— установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;

— основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;

— предоставление услуг гражданам льготных категорий.

Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.

Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:

— количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);

— места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э ксплуатация междугородних автобусов без ремней безопасности категорически запрещена);

— наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;

— багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;

— на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;

— запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;

— запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;

— посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;

— начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

— указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;

— свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас.

Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Помните, что пассажиру автобуса запрещено:

провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;

провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;

провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);

провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;

провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;

провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);

-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;

— препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;

— открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,

— распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;

— ставить детей и помещать на сиденья вещи;

— приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);

— отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.

Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.

Какие предъявляются требования к пассажирскому автобусу

Первое на что всегда следует обращать внимание при провозе людей на автобусах – это безопасность. Причем безопасность, как людей в салоне, так и всех остальных участников движения на автомагистралях – пешеходов, водителей и пассажиров в других автотранспортных средствах передвижения, собственная безопасность, как шофера автобуса.

Недаром на такую работу берутся исключительно люди с высокими показателями стрессоустойчивости, внимательности, профессионализма и надлежащей квалификации. Но кроме водителей, должному уровню безопасности должны соответствовать также и сами автобусы.

В каких нормативных документах прописаны

Такое ответственное дело, как массовая перевозка людей на автобусном автотранспорте, всегда должна осуществляться по правилам и нормативам, что обозначены для этого в законе.

Каким бы ни был автобус, городского значения или дальнего следования, все правила провоза касаются как водителей, так и пассажиров.

Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:

  1. Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. Он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
  2. Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее – Правила).
  3. Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее – Устав ).
  4. Дополнительно деятельность транспортных компаний, работающих с пассажирами, может регулироваться Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами, изданными Ространснадзором.

Изменения в нормативные документы могут вноситься путем изданий новых федеральных законов на местах по регионам страны. Так, уже сегодня внесен к рассмотрению Госдумой проект закона №985164-6, который будет менять содержание ст. 3.1 Устава.

Различные меры ответственности за нарушение Правил и распорядка Устава можно найти в административно-правовом Кодексе РФ. Например, в ст. 12.19 КоАП РФ – о нарушении правил автобусных остановок.

Требования к автобусам для перевозок в городе

Для заказных автобусов или нерегулярных маршрутов устанавливаются свои правила и тарификация оплаты за оказание услуги провоза людей.

Существуют также свои требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2018 году, которые заключаются в наличии определенной документации, которая должна иметься у перевозчика, обязанностей водителей и самого технического состояния автобусного средства передвижения.

Документы у водителя городского пассажирского автотранспорта (автобуса) должны иметься при себе следующие:

  • соответствующая категории перевозок лицензия компании-перевозчика;
  • водительское удостоверение водителя с категорией D (D, DE, D1 и прочее);
  • полис ОСАГО (неограниченный, открытый);
  • путевые листы на осуществление в течение дня определенного количества рейсов по заданному городскому маршруту;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта техосмотра транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации ТС с присвоенными ему госномерами;
  • техпаспорт автобуса.

Отсутствие тех или иных бумаг при выявленных нарушениях Правил провоза пассажиров в городском транспорте может спровоцировать большие штрафы, выписанные патрульной дорожной службой, как самому водителю-нарушителю, так и компании, в которой он трудоустроен. Поэтому будет лучше, если вся документация будет присутствовать у водителя.

Все водители обязаны подчиняться тому расписанию или графику, а также заказным маршрутам, которые проходят через транспортную компанию, согласно основным правилам осуществления ее деятельности.

Так, например, рейсовые автобусы следуют расписанию, которое должно в обязательном порядке быть согласованно с органами местного самоуправления – транспортным отделом в исполкоме того города, по которому курсирует автобус.

Те же автобусы, что работают время от времени ходят обычно по нерегулярным маршрутам и называются они заказными.

Каждый водитель, осуществляющий те или иные поездки по городу, обязан учитывать следующие правила:

  1. Соблюдать график перемещения автобуса по заданному маршруту и не отклоняться от него (как от графика, так и от маршрута).
  2. Прямой обязанностью водителя считается следование всем Правилам автодорожного движения.
  3. При посадке и высадке людей водитель должен всегда смотреть в зеркало бокового видения, нет ли пассажиров в дверных проемах, только после этого закрывать двери.
  4. Если в салоне нет сопровождающего маршрут кондуктора или цифрового валидатора для платежей электронными проездными в виде пластиковых карточек, водитель обязан брать оплату с пассажиров.
  5. Посадку и высадки людей нужно производить исключительно при полной остановке автомашины.
  6. Водители обязаны соблюдать все правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан.
  7. Разрешается в таком виде транспорта перевозить людей стоя.
  8. При наличии габаритного багажа, превышающего трехмерные параметры более 180 см, взимается дополнительная плата за занятое в автобусе место.
  9. В рейсовых автобусах водитель обязан сообщать наименование остановочных пунктов, если для этого не предусмотрена встроенная в панель управления автобусом автоматизированная система оповещения.

При этом водитель должен следить также за тем, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям, не сломали их, были осторожны при входе и выходе из транспорта. Ручная кладь не берется во внимание. Она должна соответствовать размерам, не превышающим 115 см.

Техническое состояние транспорта

Перевозка людей городским транспортом подразумевает также, что автобусы будут соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются такой категории перевозок законодательством и Правилами:

  1. Тип, марка, конструкция, мощность – все должно соответствовать виду автобусов, предназначенных для ежедневной перевозки людей по внутригородским маршрутам.
  2. Масса и габариты автобуса должны соответствовать всем нормативам свободного прохождения по дорогам страны.
  3. Для перемещения по городу в вечернее время в салоне обязательно должны зажигаться все лампочки.
  4. Динамики для уведомления об остановках должны работать также по всему салону.
  5. Все механизмы дверей и окон должны быть исправны.
  6. Обязательно в зимнее время должно быть налажено отопление автобусов.

Наличие нумерации посадочных мест для автобусов с регулярными маршрутами не обязательны. Потому что продажа таких билетов не производиться строго по посадочным местам.

О правилах перевозки пассажиров в общественном транспорте читайте здесь.

Для междугородних

Провоз людей междугородского назначения имеет практически те же самые требования, что и автобусов, следующих по внутригородским регулярным маршрутам.

Неважно, заказной ли это транспорт или следующий по графику, все надлежащие документы должны быть у перевозчика в обязательном порядке.

Также водители должны следовать всем правилам, касающимся выполнения своих правил, а сам автобус должен соответствовать техническому состоянию, безопасному для движения и провоза людей.

Если какого-то документа не будет при водителе, то это существенно может затруднить не только саму поездку, но и ведение отчетной документации самой транспортной компании.

Например, путевые листы водители всегда предъявляют на тех или иных автостанциях, пунктах остановки по маршрутам, где ставятся соответствующие отметки, что водитель вовремя прибыл на временную стоянку.

Так, и маршрут легко рассчитать и расход топлива и сделать все отчеты вовремя для налоговой инспекции.

Для следования по междугородним рейсам понадобиться наличие следующих документов в пути:

  • лицензия – копия от компании-перевозчика, заверенная у нотариуса;
  • путевка, подтверждающая заказанный маршрут;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией группы D – не просроченное (пользоваться можно в течение 10 лет, далее следует продлевать период действия);
  • справка от медкомиссии о том, что водитель годен к управлению автобусом;
  • полис ОСАГО, в который должна быть вписана фамилия водителя, водителей, если их несколько;
  • иагностическая карта или любой другой документ, могущий подтвердить, что техосмотр был пройден вовремя;
  • технический паспорт на автобус, где отражаются все параметры, которым должно соответствовать транспортное средство в реальности;
  • свидетельство о регистрации государственных номеров техники.

Если автобус не является личным имуществом водителя, тогда, скорее всего ему выдадут копию страхового полиса ОСАГО, заключенного со страховщиком на основе открытого полиса.

Такой вид страхового продукта позволяет ездить с полисом всем водителям компании на данном автотранспорте в неограниченном количестве.

Другими словами, вписывать в такой полис всех водителей, коры е будут садиться за руль автобуса, не нужно, если ОСАГО неограниченное.

Ответственность водителей за перевозку людей из города в город заключается в следующем:

  1. Отслеживание осуществления мер безопасности пассажиров.
  2. Посадка и высадка производится только при полной остановке машины.
  3. Проверка билетов осуществляется водителем, если при нем не предусмотрено наличие экспедитора.
  4. Допускается в пригородных или междугородних транспортных средствах, автобусах, провоз людей в стоячем положении, только если расстояние между конечными пунктами составляет не более 70 км. В остальных случаях стоя перевозить людей из города в город запрещено.
  5. Весь багаж должен быть складирован в нижнем или верхнем багажном отделении, который должен быть предусматриваться по конструкции автобуса дальнего следования.
  6. Никаких отклонений от маршрута не должно быть без согласия на то транспортной компании.

Если маршруты имеют протяженность более 500 км, то по Правилам обязательно автобус должен обслуживаться двумя водителями за один рейс.

Техническое состояние транспорта

Автобусы, следующие по межгороду, обязательно должны соответствовать своим техническим и конструктивным нормативам:

  1. Тип и марка должны обязательно соответствовать целям – перевозка пассажиров.
  2. Все весовые и габаритные параметры транспорта должны соответствовать нормативам дорог в России.
  3. Пассажиры могут проехать стоя в автобусе только в том случае, если для этого внутренняя конструкция салона позволяет делать это – есть поручни для того чтобы держаться или облокачиваться, имеется свободное пространство и т.д.
  4. Приспособления и механизмы для открытия и закрытия окон, дверей, люков должны быть исправны.
  5. Наличие нумерации посадочных мест обязательно.
  6. Динамики для того, чтобы пассажиры могли слышать названия остановочных пунктов должны работать все, если по модели автобуса таковые предусмотрены в салоне.
  7. Для перевозок пассажиров в зимнее время должна исправно работать печка или отопительная система, в зависимости от модели автобуса.

Любые перевозки большого количества людей в транспорте междугороднего назначения исключены, если ионии превышают допустимые нормы, прописанные в технической документации автобуса.

На международных маршрутах

Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.

Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.

Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.

Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.

Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:

  • лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
  • путевые листы;
  • полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
  • действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
  • справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
  • документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
  • гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.

При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.

Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.

Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.

Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.

Техническое состояние транспорта

Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.

К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:

  1. Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
  2. Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
  3. Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
  4. Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
  5. Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
  6. Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.

Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.

В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.

Требования к автобусам в зимнее время

Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.

Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.

Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.

Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.

Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.

Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.

Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.

А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.

По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.

Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.

Видео: О вступлении в силу дополнительных требований к автобусам, используемым при перевозке детей

Нормативные требования к автобусам

Автобус — это пассажирский автомобиль с числом мест для сидения более 9, включая место водителя. Поскольку перевозки пассажиров являются одним из наиболее ответственных и сложных видов перевозок, к транспортным средствам, их осуществляющим, предъявляются дополнительные требования.

В процессе производства все модификации автобусов проходят процедуру официального утверждения типа на соответствие специальным требованиям Правил ЕЭК ООН, касающихся их общей конструкции. Данные требования установлены в Правилах ЕЭК ООН № 36 и № 52, причем первые из них относятся к одноэтажным автобусам большой вместимости (более 22 мест для сидящих или стоящих пассажиров), а вторые — к маломестным автобусам вместимостью не более 22 мест для сидящих или стоящих пассажиров. Отдельно устанавливаются требования к двухэтажным автобусам большой вместимости, изложенные в Правилах ЕЭК ООН № 107.

Транспортные перевозки

Автобусы — это пассажирские АТС, предназначенные для одновре­менной перевозке более 8 пассажиров. По конструкционной схеме автобусы подразделяются на одиноч­ные, сочлененные и автобусные поезда.
Одиночный автобус — это пассажирское АТС эксплуатирующее­ся без прицепов и полуприцепов. Одиночные автобусы составляют преобладающее большинство пассажирских АТС и применяются на всех видах перевозок пассажиров, предусмотренных ГОСТ 20774-75 и классификацией (внутригородские, пригородные, местного со­общения, междугородные, туристские, общего назначения, экскур­сионные, международные и другие).

Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров по территории города. Они обеспечивают возмож­ность проезда пассажиров сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на остановочных пунктах, удобство посадки и высадки. Планиров’ ка салона городских автобусов (рис.3.16.) облегчает проход и соз-дает возможность сосредоточиваться на накопительных площадках. С этой целью предусматривается комбинированное трехрядное размещение сидений в салоне, количество которых примерно со­ставляет 25. 30% общей вместимости автобуса.
Высокие динамические качества городских автобусов и неболь­шой тормозной путь, обеспечивают движение автобусов с высоки­ми скоростями. Автобусы, работающие без кондуктора, оборуду­ются радиоустановкой для оповещения пассажиров водителем, кас­сами самообслуживания, компостерами для гашения абонементных билетов. Городские автобусы имеют 2, 3 и 4 двери (соответственно в автобусах средней, большой и особо большой вместимости) ши­риной не менее 1200 мм каждая.
На уродских автобусах с габаритной длиной 9 м и более уста­навливается автоматическая и полуавтоматическая трансмиссия, применяется подвеска, обеспечивающая постоянную высоту уровня пола над поверхностью дороги, место водителя изолировано от пассажирского помещения.
Так как городские автобусы работают на маршрутах с большой интенсивностью движения транспорта и в большинстве своем обо­рудованы бензиновыми двигателями, то они должны иметь высоко­эффективную вентиляцию салона, а в зимнее время хорошую сис­тему отопления.
Большие колебания пассажиропотока на городских маршрутах в течении суток, вызывают необходимость иметь автобусы особо ма­лой, малой, средней, большой и особо большой вместимости.
Городские автобусы особо малой вместимости (маршрутные ав­томобили-такси), используемые в системе автобусного транспорта общего пользования в отличие от ведомственных (служебных) ав­тобусов, должны быть конструктивно более надежны и приспо­соблены для ежедневной интенсивной эксплуатации и иметь уси­ленную конструкцию отдельных механизмов, узлов и агрегатов.

Пригородные автобусы, предназначены для перевозки пассажи­ров по маршрутам, связывающим город с пригородом. Планировка салона автобусов (рис.3.17) предусматривает четырехрядное распо­ложение сидений, что позволяет увеличить количество сидячих мест. Из-за большего расстояния перегонов на маршрутах и мень­шего по величине пассажирообмена на остановочных пунктах по сравнению с городскими перевозками размер накопительных пло­щадок и количество дверей в салоне автобусов могут быть сокра­щены. Пригородные автобусы оборудуются одной или двумя две­рями шириной 700 мм. В салоне автобуса предусматривается спе­циальное для кондуктора место, оборудованное дополнительным обогревом. Хорошие динамические качества автобусов обеспечи­вают более высокие скорости движения. Кабина водителя изолиро­вана от пассажирского салона.

Автобусы местного сообщения (внутрирайонные, сельские) предназначены для перевозки пассажиров и небольшого багажа между районными центрами, населенными пунктами, деревнями и поселками, по маршрутам, проходящим в сельской местности. Кон­струкция этих автобусов должна обеспечивать возможность их экс­плуатации по дорогам с различными типами покрытия, а также грунтовым. Планировка салона автобусов (рис.3.18.) предусматри­вает всем пассажирам места для сидения, а также возможность раз­мещения небольшого багажа. Автобусы оборудуются одной дверью и комбинированным расположением сидений (допускается 4-рядное расположение).

Рис 3.18. Планировка салона и общий вид автобуса местного сообщения (Сармат-4225)

Особенностями конструкции этих автобусов являются повышен­ная прочность кузова. Салон автобуса должен иметь хорошую гер-мегизацию, высокоэффективную принудительную вентиляцию и отопительную систему.
В сельских автобусных перевозках применяются автобусы по­вышенной и высокой проходимости, специальные школьные авто­бусы для перевозки детей, грузопассажирские автобусы различной вместимости.
Междугородные автобусы предназначены для перевозки пас­сажиров по внутриобластным, межобластным и межреспубликан­ским маршрутам на значительное расстояние по дорогам с твердым Усовершенствованным покрытием. Автобусы имеют одну дверь для посадки и выхода пассажиров в передней части кузова, 4-рядное расположение сидений. Сидения имеют высокие спинки с подго­ловниками, их наклон может регулироваться пассажирами. Всем пассажирам предоставляются места для сидения и возможность размещения в салоне ручной клади, для чего в салоне автобуса над окнами устраиваются полки.

Рис 3.19. Планировка салона и общий вид междугородного автобуса

В междугородных автобусах пассажирские сиденья первого ря­да и против прохода, а также сиденье водителя оборудуются рем­нями безопасности. Эти автобусы под полом пассажирского помещения имеют багажные отсеки с доступом к ним с внешней сторо­ны автобуса.
В салоне автобуса (рис. 3.19) предусматривается размещение закрываемых и пломбируемых отсеков (кассет) для перевозки поч­товых грузов в небольшом количестве. Пассажирское помещение некоторых автобусов оборудуется холодильником и гардеробом. Хорошие динамические качества междугородных автобусов допус­кают движение их с высокими скоростями при обеспечении надеж­ной безопасности перевозок пассажиров. Место водителя не полно­стью изолировано от пассажирского салона.
Туристские автобусы по своему оборудованию и назначению близки к междугородным автобусам. В этих автобусах в передней части салона устанавливается поворотное сиденье для руководите­ля группы (гида), место водителя огорожено несплошной перего­родкой.
Автобусы общего назначения, являются универсальными и предназначены для обслуживания сотрудников различных учреж­дений, предприятий и выполнения других разовых служебных пас­сажирских перевозок. В большинстве своем для этих перевозок ис­пользуют обычные автобусы особо малой и малой пассажировме-сти мости.
Экскурсионные автобусы, по своему оборудованию ана­логичны пригородным автобусам и предназначены для перевозки групп экскурсантов по постоянным экскурсионным маршрутам. Как правило, эти автобусы имеют одну дверь для пассажиров в пе­редней части кузова, оборудуются специальным местом для ру­ководителя группы и оснащаются громкоговоряшей установкой. Салон автобуса имеет 4-рядное расположение сидений. Особенно­стью салона являются широкие оконные проемы, обеспечивающие хороший обзор местности.

Международные автобусы
. Широкое развитие международных автобусных сообщений, намечаемое в ближайший перспективный период времени, требует выпуска международных автобусов, отли­чающихся от междугородных более высоким уровнем предостав­ляемого комфорта для пассажиров в пути следования: наличие бу­фета, гардероба, телевизора, туалета, кондиционирование воздуха и других специальных устройств, характерных для международных автобусов. Для ночных поездок в международных автобусах могут устанавливаться спальные места, либо устраиваются спальные прицепы-салоны.

В зависимости от этажности пассажирского помещения автобу­сы подразделяются на одно-, полутора- и двухэтажные.
Двухъярусные или двухэтажные автобусы в классификации не выделены, так как в Российской Федерации они применения не по­лучили. Применение двухэтажных автобусов дает возможность увеличить вместимость автобуса при сравнительно малой площади. Их недостатком является ограниченная скорость движения по со­ображениям безопасности, особенно в зимнее время. Кроме того, в двухъярусном автобусе пассажиры должны подниматься на второй ярус, что затрудняет посадку и высадку и увеличивает время про­стоя на маршрутных остановках. В зарубежных странах двухъярус­ные автобусы городского типа получили ограниченное распростра­нение. Они применяются в Англии и в некоторых других странах, однако постепенно заменяются обычными, одноярусными. Некото­рое распространение получают полутора- и двухэтажные автобусы междугородного, туристического и экскурсионного типов.

Сочлененный автобус. Получают распространение так назы­ваемые «сочлененные автобусы» (рис.3.20). которые представляют собой постоянно сцепленные автобус и автобусный полуприцеп. Такие автобусы, имея большую пассажировместимость, более ма-невренны, чем автобус с прицепом или тягач с полуприцепом, и более устойчивы, чем двухэтажные автобусы.
Кроме того, для таких автобусов не нужны дополнительные кондуктора, что необходимо для автобусов с прицепами, и для них не увеличивается время на остановках, как для двухэтажных ав­тобусов.
На автобусе отсутствует задняя стенка кузова, а на полупри­цепе — передняя, вместо которых устроен коридор с гибкими стен­ками, соединяющий салоны автобуса и полуприцепы. На задней части автобуса сделано опорно-сцепное устройство, на которое опирается передняя часть полуприцепа. Колеса полуприцепа вы­полнены поворотными, что значительно уменьшает радиус поворо­та всего автопоезда.

Современные автобусы, в основном, используются во внутригородских и пригородных перевозках.

Автобусные поезда (прицепной и седельный). Автобусы с пассажирскими прицепами имеют малое распространение по соображениям безопасности движения. Применение их может быть оправдано лишь в отдельных частных случаях. Возможно все же применение автобусов с прицепом туристического назначения или применение малого прицепа для багажа, например к автобусам, обслуживающим аэропорты.
Ограничением их применения служила трудность устранения виляния прицепов и толчков, что создает неприятные ощущения у пассажиров. В качестве автобусных прицепов применяются глав­ным образом такие, которые имеют поворотные устройства авто­мобильного типа, беззазорное сцепное устройство, а также эффек­тивно действующую тормозную систему. Главным преимуществом применения автобусных прицепов является возможность резкого увеличения провозной способности существующего автобусного парка в часы или дни «пик», тогда как в остальное время можно ис­пользовать автобусы без прицепов.
Автобусные полуприцепы имеют распространение для между­городных и пригородных сообщений. При междугородных сооб­щениях полуприцеп проходит всю линию сквозным рейсом, тогда как тягачи могут меняться на отдельных участках. Для пригород­ных сообщений автобусные полуприцепы большой емкости приме­няются только в часы пик, тогда как тягачи могут быть использова­ны в другое время с грузовыми полуприцепами,
Автобусные полуприцепы применяются во многих аэропортах в Российской Федерации и за рубежом.
Все автобусы должны отвечать общим требованиям к АТС (раздел 3.2.) и дополнительным требованиям, обеспечивающим не­обходимые эксплуатационные качества. Ввиду некоторых особен­ностей в условиях перевозок пассажиров автобусами различного назначения, требования, предъявляемые к ним. должны быть диф­ференцированы.
Требования к размерности и прочности кузова и несущих дета­лей (рамы, подвесок, мостов, колес и шин) выделяют вместимость.
Требования к двигателю, передаточным отношением в транс­миссии радиусом качения и сопротивлению колес, тормозным ме­ханизмом и аэродинамическим характеристикам автобуса опреде­ляют скорость движения (скоростиость).
Требования к устройству в салоне дверей подножек, накопи­тельных площадок, проходов, устройству и размещению сидений определяют удобство использования.
Требования к запасу тяги на низких передачах, сцепному фак­тору, дорожным просветом, рисунку протектора и удельному дав­лению шин определяют проходимость. Требования к безопасности действия механизмов, деталей и шин определяют надежность.
Требования к износостойкости деталей, обеспечивающие большие запасы хода между техническим обслуживанием и ремон­том определяют долговечность.
Требования приспособленности конструкции к минимальным затратам времени на техническое обслуживание и ремонт опреде­ляют простоту технического обслуживания и ремонта-Кузова автобусов могут быть вагонного типа рамные или без­рамные (несушей) конструкции, а также копотного типа, смонтиро­ванные на шасси базового грузового автомобиля (рамные).
Кузова вагонного типа несущей конструкции, обеспечивают наилучшее использование площади кузова и получение более низ­ких показателей массы, чем у автобусов рамной конструкции.
Автобусы капотного типа обычно составляют пассажирские АТС местного сообщения, имея лучшую проходимость при движе­нии по грунтовым дорогам и в полевых условиях.
Кузов должен обеспечивать наибольшую вместимость пасса­жирского салона ГОСТ 18716-73 «Габаритные длины», по которым для автобусов установлены предельные габаритные размеры: длина 1 S,0, ширина 2,5, высота 3,8 м.
Вместимость автобусов связана с габаритными размерами и определяется тремя факторами: величиной полезной площади пола кузова, нормой площади для одного пассажира и характером пла­нировки мест для’ сидения в салоне автобуса. Для городских, вме­стимость принимается по сумме мест для сидения и стояния. /Для прочих автобусов она равна числу мест для сидения.
Норма площади пола кузова принимается в соответствии с ГОСТ 10022-75 «Автобусы и троллейбусы городские. Пассажир­ское помещение?). Номинальная норма полезной площади, приходя­щейся на одного пассажира, должна быть не менее: 0,315 м2 — для сидячего пассажира и 0,2 м — для стоячего пассажира, а в часы пик снижается до 0,125 м2 (8 чел. на 1 м2).
Планировка салона автобуса зависит от количества мест для сидения пассажиров. Четырёхрядное расположение сидений вы­полняется, когда количество мест для сидения составляет 50. 60% общей вместимости автобуса. Такая планировка салона позволяет предоставить пассажирам больше мест для сидения и является ра-циональной для междугородных, туристских, экскурсионных, меж­дународных и частично, автобусов общего назначения. Двухмест­ные поперечные сиденья, устанавливаемые у противоположных бортов, должны быть сдвинуты относительно друг друга.
Для городских автобусов более рационально трехрядное ком­бинированное расположение сидений, обеспечивающее большую вместимость автобусов в часы пик. При трехрядной комбинирован­ной планировке сидений с правой стороны в салоне устанавливают двухместные, а с левой стороны одноместные сиденья, которые вместе составляют 20. 25% общей вместимости автобусов. При этом остается достаточно большая свободная площадь для накопи­тельных площадок.
Смешанная планировка получается при расположении сидений на одной части длины кузова в три ряда, а на другой в четыре ряда. При этом места для сидения составляют 30. 40% от общей вме­стимости автобуса. Планировка салона автобусов общего наз­начения и местного сообщения выполняется с учетом получения наибольшего числа мест для сидения с сохранением возможности выхода без помех для остальных пассажиров и перевозки неболь­шого багажа. Планировка салона, расположение сидений и их раз­меры должны обеспечивать максимальные удобства пассажирам.
Устройство сидений может быть различное, однако все они должны отвечать основному требованию — обеспечивать наиболее удобное положение тела пассажира, а также обладать, мягкостью, устраняющей влияние колебания кузова на пассажира-
В городских автобусах допускается установка полужестких си­дений. Большое значение для удобства и сокращения времени по­садки и высадки пассажиров имеет количество дверей и их распо­ложение в кузове автобуса. Приспособленность автобуса к быстрой посадке и высадке пассажиров определяется шириной и высотой Дверных проемов
Удобством расположения поручней, высотой подножки, коли­чеством ступенек и их освещенностью, наличием накопительных лошадок и удобством размещения касс и компостеров в салоне.
Большинство кузовов автобусов оборудуется запасными выхо­ди, которыми могут служить специальные запасные двери, окна люки, предназначенные для использования в качестве выходов. оличество аварийных выходов зависит от вместимости автобуса: одна дверь на 30 пассажиров и одно аварийное окно или люк на 20 пассажиров. Высота окон городских автобусов должна обеспечи­вать хорошую обзорность как для сидящих, так и стоящих пасса­жиров.
Стекла аварийных окон должны легко выдавливаться наружу или разбиваться специальным молотком, закрепленным в держате­ле на внутренней стенке кузова автобуса. Если доступ к аварийной двери преграждает сиденье, оно оборудуется специальным приспо­соблением для легкого смещения.
Автобусы местного сообщения и пригородные оборудуются ра­бочим местом кондуктора, которое должно быть отделено от двери стеклянной перегородкой, а от пассажиров — поручнем.
Система отопления салона автобуса должна обеспечивать зи­мой при температуре наружного воздуха до -25 °С температуру в салонах междугородных и туристских автобусов не ниже 15 °С, для всех других автобусов 10 °С. При более низкой температуре на­ружного воздуха допускается снижение контрольной температуры в салоне на 5 °С.
Все автобусы должны иметь принудительную или естествен­ную систему вентиляции. Принудительная вентиляция должна обеспечить подачу свежего воздуха из расчета не менее 30 м /ч на одного пассажира в междугородных и туристских автобусах и не менее 7 м /ч в остальных типах автобусов. Естественная вентиля­ция должна обеспечивать приток свежего воздуха с перепадом тем­ператур не более 3 °С при температуре наружного воздуха 28 °С и не более 6 °С при температуре -40 °С. Подвижность воздуха в са­лоне не должна превышать 4 м/с.
Освещенность салонов автобусов на уровне 1 м от пола должна быть не менее 60 люкс при лампах накаливания и 100-150 люкс при люминесцентном освещении. Подножки и ступени, а также участок дороги у дверей на расстоянии 1 м должны иметь освещен­ность в пределах 10 люкс.
Обеспечение безопасности движения автобусов выдвигает до­полнительные требования, предусматривающие:

  1. применение переднего стекла типа «триплекс» и других стекол в салоне, не дающих ранящих осколков при разбива­нии;
  2. устройство в кузовах приспособлений для экстренного от­крывания основных дверей пассажирами;
  3. устройство запасных аварийных выходов;
  4. оснащение автобусов противоугонным устройством, огне­тушителями и аптечками первой помощи;
  5. наличие аварийного выключателя двигателя и выключателя подачи топлива из бака;
  6. оборудование автобусов основным рабочим (ножным) тор­мозом, стояночным (ручным) и тормозом-замедлителем, ко­торый обязательно устанавливается на aRrofiycax с габарит­ной длиной 9,5 м и более, а также на автобусах длиной 7,5 и 8,5 м, эксплуатируемых в горной местности.

Максимальная скорость автобусов с номинальной нагрузкой должна быть не ниже:
Скорость, км/ч
Городские автобусы. 70
Автобусы местного сообщения:
при габаритной длине 6-6,5 м. 85
при габаритной длине 7-7,5 м. . 90
Междугородные и туристские автобусы. 100
Экскурснонньс автобусы. 90
Время разгона с места до скорости 60 км/ч должно быть не более 50 для сочлененных и 35. 37 с для всех остальных авто­бусов.

Тяговые качества автобусов должны обеспечивать возможность преодолевать подъем на сухой дороге с полной нагрузкой не менее:
Сочлененные автобусы. 12 %
Вое остальные автобусы. 20%
Динамические качества городских автобусов должны обеспечивать высокую интенсивность разгона, что позволит органи­зовать движение с более высокой средней технической скоростью и сократить время рейса.

Запас хода автобусов по топливу в баке не должен быть менее:
Для междугородных и туристических автобусов. 600 км
Для всех прочих автобусов. 500 км

Допускается на междугородных и туристских автобусах устанавли­вать вне пассажирского помещения дополнительные баки.
Маневренность автобусов оценивается радиусом поворота, ко­торый не должгн превышать 12 м, и шириной коридора, образуемо­го при повороте, не более 6,7 м.

Проходимость автобусов зависит от величины дорожного про­света переднего и заднего углов свеса. Поэтому для всех автобусов в зависимости от их назначения установлена минимальная величи­на дорожного просвета: для большинства междугородных и турист­ских, местного сообщения и автобусов общего назначения — 270 мм, а для городских и экскурсионных — 240 мм. Для большинства автобусов установлены минимальные углы свеса в градусах, перед­ний — 12° и задний — 9°. Исключение составляют автобусы местно­го сообщения и общего назначения, для которых угол переднего свеса составляет 40°, а заднего — 24°.
Ремонтопригодность, характеризуется удельной трудоемкостью ТО и ТР автобусов в днях на 1000 км пробега. Показатели трудо­емкости и периодичности ТО и Р должны соответствовать требова­ниям ГОСТ 20334-74.
Долговечность автобусов оценивается величиной их пробега (наработки) до капитального ремонта и списания. Долговечность автобусов, в первую очередь, определяется долговечностью кузова. Современные автобусы должны иметь высокую долговечность: срок службы двигателя и других основных агрегатов должен быть не ниже 200 тыс. км пробега, а срок службы кузова малых и сред­них автобусов — 450 тыс. км (6 лет), больших и особо больших — 600 тыс. км (7. 8 лет).
Показатель массы является относительным оценочным показа­телем совершенства конструкции автобусов по материало- и метал­лоемкости и определяется отношением собственной массы автобу­са в снаряженном состоянии GA к массе полезной нагрузки или об­щей вместимости автобуса G

Величина показателя у для городских и пригородных автобусов должна составлять не более 90. 95 кг/чел, для остальных автобу­сов — не более 200 кг/чел. Снижение массы автобусов положитель­но сказывается на их стоимости, расходе топлива и износе шин.
Автобус УАЗ-2206 4х4.1 все особо малого класса сельского (местного) сообщения, выпускался Ульяновским автомобильным заводом. Автобус повышенной проходимости, кузов — рамный, цельномета/лический, вагонного типа, 4-дверный (две двери в пе­реднем отделении, одна боковая для входа в салон н одна сзади). Расположение двигателя — переднее. Сиденье водителя — нерегули­руемое. Система отопления — воздушная, использующая тепло сис­темы охлаждения двигателя. Отличается от ранее выпускавшегося аналога УАЗ-452В мощностью двигателя, передаточными числами коробки передач, приводом тормозов. Модификации: УАЗ-220606 и УАЗ-220607 — экспортные для стран с соответственно умеренным и тропическим климатом; УАЗ-3962 — медицинский.
Автобус КАвЗ-3976 4Х2.2 задние малого клаесг общего назна­чения, выпускался Курганским автобусным заводом. Автобус рам­ной конструкции, на шасси мод. ГАЗ-33074, кузов цельнометалли­ческий, капотный, 3-дверный (одна дверь для водителя, одна для пассажиров и одна запасная сзади), расположение двигателя — пе­реднее. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления — воздушная, ис­пользующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпуска­лись автобусы КАвЗ-685 (1971. 1984 гг.) и КАвЗ-3270 на шасси соответственно ГАЗ-53А и ГАЗ-53-11 и отличались внешней фор­мой и интерьером. Модификация — КАвЗ-397601 -северный, пред­назначен длл работы при температуре окружающего воздуха от -60 до +40°С, отличается наличием теплоизоляции кузова, изолирован­ной кабиной водителя, двойным остеклением, дополнительным отоплением н подогревателем.
Автобусы ПАЗ-3205 4×2.2 задние и ПАЗ-3206 4×4.2 задние. Автобусы малого класса сельского (местного) сообщения ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206 зыпускались Павловским автобусным заводом. Кузова

вагонного типа, несущей конструкции, 3-дверные (одна дверь для водителя, одна — для пассажиров и одна аварийная). Планировка сидений 4-рядная. Агрегаты — соответственно автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66-11. Расположение двигателя — переднее. Сиденье водителя регулируется по длине, наклону подушки н массе. Систе-ма отопления -воздушная, использующая тепло системы охлажде­ния двигателя. Модификация — ПАЗ-32051 с двумя пассажирскими дверями, числом мест для сидения 24, общим числом мест 35.
Автобус ЛАЗ-695Н 4х2.2 задние. Автобус общего назначения среднего класса, выпускался Львовским автобусным заводом. Ку­зов — вагонного типа, с несущим основанием, 3-дверный (две 4-створчатых двери для пассажиров и одна одностворчатая навесная дверь для водителя). Планировка сидений 4-рядная. Расположение двигателя — заднее. Сиденье водителя — подрессорен и ое, регулиру­ется по высоте, длине и наклону спинки. Система отопления — воз­душная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ра­нее выпускался автобус ЛАЗ-695М. Модификации: ЛАЗ-695НЭ и ЛАЗ-695НТ — автобусы для экспорта в страны соответственно с умеренным и тропическим (сухим и влажным) климатом, ЛАЗ-695НГ — автобус, двигатель которого работает на сжатом природ­ном газе или бензине.
Автобус ЛАЗ-42021 4*2.2 задние. Пригородный азтобус сред­него класса, выпускался Львовским автобусным заводом. Кузов -вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверный (две 4-створчатых пассажирских двери, передняя часть передней двери используется для входа водителя в кабину). Планировка 4 -рядная. Расположение двигателя — заднее. Сиденье водителя — подрессо­ренное, регулируется по массе, высоте и длине. Система отопления — жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод. 14.8106. Ранее выпускался город­ской автобус ЛАЗ-4202 (1978-1984 гг.), отличавшийся вместимо­стью, планировкой салона, наличием гидромеханической передачи.
Междугородный автобус ЛАЗ-4207 4х2.2 задние среднего клас­са, выпускался Львовским автобусным заводом. Кузов — вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверныЙ (двери — одностворчатые выдвижного типа). Планировка сидений 4-рядная. Сиденья само­летного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. Расположение дзигателя — заднее. Сиденье водителя — подрессо­ренное, регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления — жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого, отопителя мод. 14.8106. Модификации:

  1. автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36;
  2. автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидеиия 41

Городской автобус ЛиАЗ-5256 4х2.2 задние большого класса, «ыпускался Ликинским автобусным заводом. Кузов — вагонного типа, несущий, 3-дверный (для пассажиров две 2-створчатых двери и задняя половина передней двери; для водителя — передняя поло­вина передней двери). Все двери поворотного типа. Планировка си­дений 3-рядная. Расположение двигателя — заднее. Сиденье водите­ля регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спин­ки. Система отопления — жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод. 14.8106.
Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-3964 4*4.1 все выпускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля ГАЗ-66-11. Предназначен для эксплуатации в условиях холодного климата. Кузов — цельнометаллический, с тер­моизоляцией, однодверный, остекление — двойное, сидения — полу­мягкие. Вентиляция — комбинированная: естественная — через окна и люки крыши, принудительная — через передний отопитель салона. Отопление — комбинированное: жидкостное — от системы охлажде­ния двигателя. В кабине установлены: щиток управления освеще­нием, вентиляцией и отоплением кузова, автомобильный радиопри­емник, переговорное устройство между кузовом и кабиной. Для обеспечения питанием дополнительного оборудования установлена аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМС
Модификация — НЗАС-39641, отличается одинарным остекле-чением и отсутствием автономного подогревателя-отопителя, до­полнительной аккумуляторной батареи, утепленного пола.
Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-4951 6×6.1 все впускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля Урал-4320-OL Кузов — каркасно — металличе­ский, с термоизоляцией, однодверный, остекление — двойное, сидс-нья — полумягкие. Вентиляция — комбинированная: естественная -через форточки и люки крыши; принудительная — через передний отопитель сатона и отолительно-вентиляционную установку, рабо­тающие в режиме вентиляция. Отопление — комбинированное; жидкостное — с использованием тепла системы охлаждения двига­теля; независимое — от отопительно-вснтиляционной установки ОВУ-65. В кабине дополнительно установлены: щиток управления освещением, вентиляцией и отоплением кузова, автомобильный ра­диоприемник, переговорное устройство между кузовом и кабиной. Модификация — НЗАС-495101-01 в северном исполнении, изготов­ленная на шасси Урал-4320-01 северной комплектации.
Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-4208 6×6.1 все выпускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля КамАЗ-43101. Кузов — металлический, с тер­моизоляцией, однодверный, остекление — двойное, сиденья — полу­мягкие. Вентиляция — комбинированная: естественная — через окна и люки крышн, принудительная — при помощи отопителыю-вентиляционыоР установки, работающей в режиме Еентиляции. Отопление состоит из трех систем. Основная — автономная от жид­костного подогревателя 14.8106 типа Webasto. Резервная — воздуш­ная от отопитегьно-вентиляционной установки. Аварийная — жид­костная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ка­бина дополнительно оборудована приборами управления освеще­нием, вентиляцией’ и отоплением кузова, автомобильным радио­приемником, двумя транспортными переговорными устройствами между кузовом н кабиной.
Модификация — НЗАС-420801, северное исполнение, изготав­ливается на шасси автомобиля КамАЗ-43101 северной комплекта­ции.

Другие публикации:  Договор прохождение практики студентами вуза

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *