Льготы по системе права социального обеспечения

Льготы по системе права социального обеспечения

Понятие и виды льгот по ПСО

Понятие и виды льгот по ПСО

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг;

2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

1) по целевому назначению: льготы по проезду; льготы по уходу и соц. обслуживанию; льготы по обеспечению получателя необходимым; льготы в сфере здравоохранения;

2) по субъектному составу: льготы ветеранам; льготы многодетным семьям; льготы инвалидам; льготы пострадавшим от воздействия радиации;

3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя; зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя; зависящие от наступления определенных обстоятельств.

Виды социальных льгот: 1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг; 2) бесплатная установка телефоны; 3) льготы по уплате отдельных видов налогов; 4) первоочередное предо ставление жилья; 5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; 6) льготное обеспечение транспортными средствами; 7) льготы по протезированию; 8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами; 9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; 10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте; 11) льготы по пенсионному обеспечению; 12) льготы в сфере образования; 13) льготы в сфере здравоохранения; 14) льготы по предоставлению юридической помощи; 15) льготы по предоставлению земельных участков.

Право социального обеспечения
Суперека С.В.
2008

Льготы по системе социального обеспечения

Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании — это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота — это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки — соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое — низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе — особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами — коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание — освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» — как один из видов социального обслуживания.

Дифференциация социальных льгот, их виды

Дифференциация социальных льгот в законодательстве осуществляется обычно не по их содержанию, а по контингентам граждан, которым они предоставляются: ветеранам различных категорий, в том числе участникам войны, инвалидам различных категорий и групп, детям-сиротам, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям СССР и Героям России, полным кавалерам ордена Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и т.д.

При этом объем соответствующих льгот по одному и тому же содержанию (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам, например) зачастую различается для разных категорий граждан. Общее число льгот с учетом конкретных их особенностей — около 100. Достаточно разнообразен и массив нормативных правовых актов, которыми социальные льготы устанавливались. Среди них законы, указы и постановления Правительства.

Объясняется это недостаточно четким нормотворческим процессом как в прошлом, так и сейчас (проекты соответствующих решений готовятся разными организациями, они не проходят зачастую независимую экспертизу, принимаются в спешке и т.п.), переоценкой правотворческой компетенции, в частности, органами исполнительной власти. Социальные льготы в подлинно правовом государстве должны вводиться законом, как социальные пособия, поскольку они являются по существу таковыми. Кстати, в некоторых странах выплачиваются дополнительно к пенсии пособия для оплаты различных социальных услуг — в частности, коммунальных. В нашей стране подобные пособия заменяются соответствующими льготами.

Единого кодификационного акта о социальных льготах нет и вряд ли такой акт появится в ближайшее время. Однако в отношении социальных льгот ветеранам подобный акт принят. Это Закон «О ветеранах». Закон весьма сложен по своему юридическому оформлению и структуре, в нем продолжена традиция установления льгот для определенных категорий граждан из числа ветеранов. Всех ветеранов Закон разделил на пять категорий с учетом (цитируем) «заслуг при защите Отечества, иной государственной службы, безупречной воинской службы и продолжительности добросовестного труда». Это, во-первых, ветераны Великой Отечественной войны. Они в свою очередь подразделяются на четыре группы:

  1. участники Великой Отечественной войны (их девять групп);
  2. граждане, работающие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале войны в портах других государств;
  3. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  4. граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на времен но оккупированной территории СССР, и лица, награжденные орде нами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Это, во-вторых, ветераны боевых действий (их 6 групп), в-третьих, ветераны военной службы, в-четвертых, ветераны государственной службы, в-пятых, ветераны труда.

Для каждой категории ветеранов, а зачастую и отдельных их групп (например, среди ветеранов Великой Отечественной войны выделены четыре группы), установлен «свой» набор прав и льгот. При этом наиболее полный набор льгот имеют ветераны — непосредственные участники Великой Отечественной войны и иных войн, особенно инвалиды войны (для них установлено 29 различных льгот), менее широкий набор льгот для иных ветеранов, в частности для ветеранов труда.

По содержанию социальные льготы, которые закреплены в нормативных правовых актах, можно подразделить на несколько видов, которые касаются определенных сфер деятельности соответствующих служб (коммунальных, транспорта и т.п.).

Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть, как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.

Наиболее значимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически все категории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, а также по проезду. Рассмотрим их более подробно и определим контингент тех граждан, которым они предоставляются. Некоторые весьма существенные льготы, также материального характера, касаются пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями. Они рассматриваются в других разделах учебника.

Льготы по оплате жилья. Они заключаются в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты. Обычно это 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членами семьи, совместно проживающими с гражданином, которому предоставляется эта льгота (в коммунальных квартирах такая скидка предоставляется в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья в таком порядке имеют граждане, проживающие в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Подобная льгота предоставляется всем категориям ветеранов, в том числе ветеранам труда; всем категориям инвалидов; семьям, имеющим детей-инвалидов; жертвам политических репрессий; нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; состоявшим на иждивении погибшего и получающим пенсию по случаю смерти кормильца (или имеющим право на получение такой пенсии).

Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены семьи полностью освобождены от оплаты жилья, независимо от его размера.

Льготы по оплате коммунальных услуг также заключаются в снижении оплаты за такие услуги либо в полном освобождении от их оплаты. К коммунальным услугам относится, как правило, водоснабжение, в том числе горячее, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия (отопление) — в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективную антенну. Иногда этот перечень более узкий, например для многодетных семей (указано только пользование отоплением, канализацией, газом и электроэнергией). Размер скидки обычно 50%, а в некоторых случаях — не ниже 30% (для многодетных семей).

Эти льготы предоставляются тем же категориям граждан, которые имеют льготы по оплате жилья, а также многодетным семьям.

Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семьи полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг.

Льготы по обеспечению топливом. Они заключаются в оплате необходимого для отопления жилья топлива, приобретаемого в пределах соответствующих норм, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Эти льготы состоят в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты за топливо и его доставку. Скидка — обычно 50% (не менее 30% — многодетным семьям). Некоторым категориям граждан предоставляется льгота лишь по оплате топлива (без льгот по его доставке) — многодетным семьям, инвалидам.

Данная льгота предоставляется практически тем же категориям граждан, которые имеют льготы по оплате коммунальных услуг. Распространяется она на граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.

Герои и полные кавалеры указанных выше орденов и совместно проживающие с ними члены семьи обеспечиваются топливом (включая его доставку) бесплатно.

Льготы по проезду на транспорте зависят от вида транспорта. Проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен), кроме такси, бесплатный в любом городе независимо от места жительства для всех категорий ветеранов и инвалидов (как взрослых, так и детей); родителей, опекунов и попечителей детей-инвалидов, ухаживающих за детьми-инвалидами; членов многодетных семей (как взрослых, так и детей); граждан, пострадавших от политических репрессий; нетрудоспособных родителей и супругов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы.

Практически правом бесплатного проезда на городском транспорте пользуются во многих регионах все пенсионеры, в том числе и не из числа ветеранов. Льготы по проезду предоставлены им соответствующими решениями, принятыми субъектами РФ.

Для этих же категорий граждан повсеместно введен также бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения.

Проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения для одних граждан бесплатный, а для других — со скидкой. Круг граждан здесь несколько уже. Бесплатный проезд на этих видах транспорта введен для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств; участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств; граждан, работавших на предприятиях и в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период его блокады и награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; родителей и супруга инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; инвалидов (взрослых и детей); детей-инвалидов и сопровождающих их граждан (при поездках к месту лечения, обследования); родителей, опекунов и попечителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами; граждан, пострадавших от политических репрессий; учащихся образовательных школ из многодетных семей; Героев и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы.

Право на скидку в размере 50% имеют все другие ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

Проезд на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте для определенных категорий бесплатный, а для других — со скидкой с оплаты стоимости проезда.

Право на бесплатный проезд имеют инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств; инвалиды I и II групп один раз в год (туда и обратно), а инвалиды III группы — один раз в два года. При этом инвалидам III группы может предоставляться (по их желанию) один раз в год скидка в размере 50% со стоимости проезда (туда и обратно).

Такие же льготы по проезду, как инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств III группы, предоставляются всем другим участникам Великой Отечественной войны, а также участникам боевых действий на территории других государств.

Бесплатный проезд один раз в год предоставляется Героям Советского Союза, Героям России, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. Они имеют право на бесплатный проезд в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, на водном транспорте в каютах I класса (на местах I категории) экспрессных и пассажирских линий.

Бесплатный проезд к месту лечения один раз в год (туда и обратно) предоставляется инвалидам I и II групп и детям-инвалидам. Право на 50% скидку со стоимости проезда (туда и обратно) в период с 1 октября по 15 мая (независимо от числа поездок в это время) и один раз в году при поездках в другое время года предоставляется всем инвалидам, в том числе III группы, и инвалидам с детства.

Другие публикации:  Судебные приставы в зеленодольске адрес

В некоторых случаях установлены также льготы по оплате проезда для граждан, сопровождающих инвалидов. Так, гражданам, сопровождающим инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий на территории других государств I группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда.

К числу других специальных льгот материального характера относятся, например: получение разовых льготных кредитов банковских учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков (такие льготы предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств, участникам этих войн и некоторым другим категориям граждан); бесплатная установка квартирного телефона (такую льготу имеют, например, указанные выше инвалиды); различные образовательные льготы (бесплатное питание — завтраки, обеды) в школах для детей из многодетных семей и т.д.

Следует иметь в виду, что на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. То же касается и членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов: на них распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме случаев наступления инвалидности вследствие их противоправных действий) предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Такие же социальные льготы по материально-бытовому обеспечению, как для инвалидов войны, установлены для инвалидов — бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей. Остальным таким узникам (не инвалидам) предоставляются льготы, аналогичные установленным для участников Великой Отечественной войны.

Право, теория и понятие права

Льготы по системе социального обеспечения предполагают пре­доставление различных услуг или иной помощи в целях компен­сации затрат на их приобретение или социальной поддержки ли­бо в целях стимулирования определенной категории граждан.
Система социальных льгот включает:
• бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодо­рожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;
льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;
бесплатную установку телефона;
налоговые льготы;
льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;
первоочередное бесплатное предоставление жилья;
льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обес­печению лекарственными препаратами;
обеспечение транспортными средствами;
льготы по протезированию и т. д.

Социальные льготы для многодетных семей1:
бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет;
бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта либо к месту временного размещения и постоянного жительства;
снижение на 30% платы за пользование коммунальными услу­гами, топливом;
получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (коопера­тивное) жилищное строительство;
бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой, на весь период обучения; на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок и др.

Социальные льготы для инвалидов:
льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях — в зависимо­сти от категорий инвалидов);
льготы по проезду на транспорте (бесплатный проезд на город­ском транспорте; 50%-ная скидка при проезде на междугород­ных линиях воздушного, железнодорожного, речного и авто­мобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз в другое время года). Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам пре­

1 См. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.92 431 (в ред. от 25.02.2003). 2 См. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ (в ред. от 23.10.2003).
доставляется право бесплатного проезда 1 раз в году к месту
лечения и обратно (в том числе и для лиц, сопровождающих
инвалидов I группы или ребенка-инвалида);
льготы по бесплатному (либо на льготных основаниях) обеспе­чению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспе­чение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной ком­пенсации транспортных расходов и др.;
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавлива­ется 50%-ная скидка за пользование телефоном и радиотранс­ляционной точкой.

Социальные льготы ветеранам1.
Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечи­вающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы:
по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий в соответствии с законодательством РФ;
получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений;
оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию; са­наторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и из­делиями медицинского назначения;
обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи. Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 ­23 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. от 06.05.2003). При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством.
5* Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиа­ции1.
бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецеп­там врача (для ликвидаторов аварии — со скидкой 50%), а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к кото­рым были прикреплены;
бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лече­ние (в случае отказа от путевки выплачивается компенсация);
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключе­нием протезов из драгоценных металлов);
бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кро­ме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте;
• 50%-ная скидка со стоимости проезда 1 раз в год воздушным,
, железнодорожным, водным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, — на бес­платный проезд. 1 раз в год);
50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и телефона;
внеочередная установка телефона;
внеочередное обеспечение детей местами в детских дошколь­ных учреждениях, а также в специализированных детских ле­чебных и санаторных учреждениях с 50%-ной скидкой стоимо­сти содержания.

Льготы по системе права социального обеспечения

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Льготы по системе социального обеспечения понятие виды

Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения.

Понятие и виды льгот по Праву Социального обеспечения

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг

2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

1) по целевому назначению: льготы по проезду льготы по уходу и соц. обслуживанию льготы по обеспечению получателя необходимым льготы в сфере здравоохранения

2) по субъектному составу: льготы ветеранам льготы многодетным семьям льготы инвалидам льготы пострадавшим от воздействия радиации

3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя зависящие от наступления определенных обстоятельств.

Виды социальных льгот: 1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг 2) бесплатная установка телефоны 3) льготы по уплате отдельных видов налогов 4) первоочередное предо ставление жилья 5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство 6) льготное обеспечение транспортными средствами 7) льготы по протезированию 8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами 9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение 10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте 11) льготы по пенсионному обеспечению 12) льготы в сфере образования 13) льготы в сфере здравоохранения 14) льготы по предоставлению юридической помощи 15) льготы по предоставлению земельных участков.

Льготы: понятие, виды

Курсовая работа на тему:

ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

Глава I. Льгота как определенная мера социальной поддержки

В системе социального обеспечения……………………………………………. 4

1.1. Правовое регулирование льгот и мер социальной поддержки

1.2. Понятие социальной льготы……………………………………………….…6

1.3. Проблема монетизации льгот………………………………………………..11

2.1. Льготы многодетным семьям………………………………………………..14

2.3. Льготы и меры социальной поддержки

жертвам политических репрессий……………………………………………….15

2.4. Льготы и меры социальной поддержки узникам концлагерей,

бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и ветеранам………………..16

Список использованной литературы……………………………………………..21

Устойчивое и успешное функционирование любого государства невозможно без создания прочной системы социального обеспечения. Базовым элементом данной системы являются льготы, в которых, прежде всего, содержится отношение, взаимодействие государства и населения. Именно через систему льгот проявляется связь государства с гражданами и роль первого в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема взаимодействия государства и населения сквозь призму проблемы социальных льгот является малоизученной. В юридической литературе данной проблематике не уделено должного внимания.

Поэтому мы постарались рассмотреть данную проблему на фоне процесса реформирования системы социального обеспечения, а именно – на фоне процесса монетизации льгот.

Процесс реформирования системы социального обеспечения внес существенные коррективы как в понятие социальных льгот, так и в их дифференциацию. Данная проблематика затрагивается в Главе I настоящей работы «Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения».

Социальные функции государства переживают в настоящее время тяжелую трансформацию, связанную как с длительностью и неочевидностью последствий процесса монетизации льгот, так и с ростом социальной напряженности по данному поводу. Тем не менее, реформирование социального обеспечения является необходимым и поступательным процессом в Российской Федерации.

Цель работы – рассмотреть понятие и виды льгот.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

— рассмотрение правового регулирования системы льготного обеспечения в Российской Федерации

— анализ основных видов льгот

— прослеживание основных закономерностей процесса реформирования системы социального обеспечения.

Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена вопросам правового регулирования льгот, вторая – непосредственно видам льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Заключении отражены выводы проведенного исследования.

В работе проанализирована современная периодика, посвященная вопросам льгот и действующее законодательство Российской Федерации в области социального обеспечения.

Глава I. Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения

1.1. Правовое регулирование льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации специальная статья, посвященная льготам, отсутствует. Но в ст. 39 Конституции Российской Федерации отражен принцип гарантии государством социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитании детей и в иных случаях, установленных законом. Предполагается, что льгота является мерой социальной поддержки наряду с государственными пенсиями и социальными пособиями (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Основным нормативным актом, закрепляющем право отдельных категорий граждан на получение льгот и мер социальной поддержки является Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 .

Основная цель 122-ФЗ – защита прав и свобод граждан РФ: «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения».

Исходя из Преамбулы и анализа содержания Федерального закона 122-ФЗ, можно выделить его четыре основные задачи:

«обеспечение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина»

«повышение материального благосостояния граждан»

«обеспечение экономической безопасности государства»

«приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой».

Также нормативными актами, содержащими в себе виды льготного обеспечения граждан являются: Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 2 августа 1995 г.) 2. Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (181 – ФЗ от 24 ноября 1995 г.) 3 .

Право на пенсию на льготных условиях закреплено в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 4 .

Понятие социальной льготы

В современной юридической литературе большинство исследователей сходятся на следующем определении социальной льготы: Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей 5.

Чаще всего такие преимущества имеют форму дополнительных выплат (повышенные пенсии, стипендии, особые возможности получения и размер пособий) или полного или частичного освобождения от уплаты обязательных или необходимых платежей (налогов, бесплатный проезд). Льготы устанавливаются для тех категорий граждан, интересы которых не могут получить должного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящих их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны). Льготы также устанавливаются для групп населения, находящихся в особых условиях (работа во вредных условиях, работа и жизнь на Крайнем Севере и др.) 6 .

Социальные льготы выполняют три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и оценочную. Компенсаторная функция проявляется в возмещении с помощью льготы временного относительно большего снижения доходов, повышения расходов. Стимулирующая функция социальных льгот способствует привлечению граждан к определенным видам общественно необходимой деятельности. Оценочная функция состоит в оценке и признании уже совершенных особых заслуг той или иной группы населения.

Основными средствами предоставления населения социальных льгот могут выступать субсидия и компенсация. Субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ и услуг, имеющих целевое значение. Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими обязательных расходов.

Отличительная особенность льгот состоит в том, что они носят социально-групповой (профессионально-статусный) характер.

То, что у нас принято называть «льгота», в действительности есть форма натурального распределения дополнительных доходов к действующим низким основным выплатам, не обеспечивающих нормальных стандартов жизни. Если по международным нормам 7 минимальная пенсия должна составлять 40% от заработка квалифицированного работника, то у нас она на уровне 10%. При таких пенсиях натуральное распределение есть форма выживания. Исторические подобная форма натурального распределения была названа «льготой».

Льготы есть самая высокая степень адресной социальной помощи, и именно на адресности помощи настаивает Правительство в своих Основных направлениях социального и экономического развития на долгосрочную перспективу. Адресность означает прямую связь между нуждаемостью в благе (услуге) и ее получением.

Льготы в социальном обеспечении регулируют не самостоятель­ное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспе­чения применительно к различным категориям субъектов, поэтому объединение этих норм не является самостоятельным институтом. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. По наше­му мнению, льготы являются подинститутом института социально­го обслуживания, ибо Институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множе­ство подинститутов, в том числе пединститут льгот по системе соци­ального обеспечения 8 .

Закон «О социальной государственной помощи» 9 делит все льго­ты на ряд категорий: профессиональные льготы (например, погра­ничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги2), льготы за особые заслуги (ветеранам вой­ны и труда, получившим звание героя Советского Союза и Российс­кой Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как фор­ма социальной поддержки).

Другие публикации:  Как расчитывается пособие по декрету

Льготы можно разграничить по целевой направленности, усло­виям предоставления, субъективному составу.

Принято считать, что в форме льгот выступает компенсация по­вышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней по­требность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать компенса­цию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением лич­ных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

Льготой считается также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «пре­имущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных об­стоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), ко­торые порождают специфические потребности (в специальных сред­ствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными права­ми — льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потреб­ности на общественно необходимом уровне.

Основанием для предоставления льгот в социальном обслужива­нии выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обще­ством. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инва­лидности, старости и др. но и служит формой поощрения и призна­ния заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предос­тавление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефи­цитными, подобные привилегии перестанут существовать.

В виде правовых гарантий социальной защиты выступают льго­ты-привилегии. Например, Федеральный закон «О ветеранах» 10 предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов ВОВ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому об­служиванию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслужи­ванию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспорт­ными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреж­дений связи, трудоустройству, переподготовке кадров и условиям труда и др.

По мнению законодателя льготной является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для определенного круга лиц. Например, та­кая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС»» для оп­ределенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсация, ми. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

Основные права в социальном обслуживании выступают в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льго­ты заключаются в освобождении полностью или частично от опла­ты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. 0 некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом го­рячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болез­ни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Социологи считают, что льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать соци­альную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной си­туации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. Мы со­гласны с мнением ученых, что «заработная плата не может и не должна нести не свойственную ей нагрузку»1. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

Дифференциация льгот в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, героям Рос­сийской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

22 августа 2004 г. принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О вне­сении изменений в законодательные акты Российской Федерации ВД признании утратившими силу некоторых законодательных актов’ Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом понятие «льготы» заменя­ется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее суще­ствовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по соци­альной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отече­ственной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Оте­чественной войны на объектах противовоздушной обороны, строи­тельстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отече­ственной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инва­лидов, а также граждан, подвергшиеся воздействию радиации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по соци­альной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсио­неров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Закон указывает, что для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в от­мененных нормах, положения Закона не могут рассматриваться как не допускающие реализацию, возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, указанных в Законе. Вновь установленные социальные выплаты, гарантии и компенсации в денежной форме, устанавливаемые орга­нами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления, не могут быть ниже уровня социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по со­стоянию на 31 декабря 2004 г.

Кроме того, законодатель указывает, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предостав­лявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в на­туральной форме, совокупный объем финансирования соответству­ющих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предос­тавления ухудшены.

Указанный Закон вступает в силу с 1 января 2005 г. С этой даты все указанные категории граждан в течение 2005 г. будут получать Установленный пакет мер по социальной поддержке в порядке, ус тановленном в ФЗ от 22.08.2004 г. Граждане, изъявившие свое желание заменить устанавливаемые меры по социальной поддерите старыми льготами, должны об этом письменно заявить не позднее 01.10.2005 г. В этом случае соответствующая замена будет произве­дена начиная с 01.01.2006 г.

Проблема монетизации льгот

Долгое время в отечественной системе социального обеспечения действовала система льготного обеспечения граждан. 22 августа 2004 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон Российской Федерации № 122-ФЗ, который вызвал достаточно широкий общественный резонанс, прежде всего — негативный 11. Главная цель принятия и реализации 122-ФЗ – ликвидация всей системы государственных льгот и замена их денежными выплатами.

Основной мотив монетизации льгот – государственный и региональные бюджеты, а также отрасли (предприятия), предоставляющие льготные блага, несут большие потери часть льгот не получают те, кому они предназначены (материальное содержание разворовывается) рыночная экономика должна строиться исключительно на отношениях купли-продажи – никаких натуральных предоставлений.

Как отмечает Российский исследователь Н. Римашевская к основным предостережениям монетизации льгот можно отнести следующие:

при монетизации льгот соответствующие расходы бюджета придется увеличивать как минимум на 1/5 часть, так как численность их получателей возрастет за счет тех, кто до этого ими не пользовался.

передача финансирования льгот ветеранам труда на региональный уровень повлечет за собой массовый переход их в категорию инвалидов 1 и 2 групп, остающихся за центральными властями, поскольку практически во всех субъектах федерации наблюдается дефицит ресурсов 12 .

Денежные компенсации, в отличие от натуральных, как отмечают ряд исследователей, не носят прямого адресного характера. Деньги – всеобщий эквивалент, тратятся как угодно и на что угодно. Если наш пенсионер нуждается буквально во всем, ибо 30-40% пенсионеров не имеют прожиточного минимума, да и он крайне высок, то он может деньги проесть, залатать дыру в крыше дома, помочь безработным детям (лучший вариант), а то и пропить (худший, но жизненный вариант). В результате деньги ушли, а потребность остается, и человек оказывается без лекарства, без протеза (в том числе зубного), что угрожает здоровью поедет бесплатно, и будет конфликт с властью (контролер на транспорте – представитель власти).

Как отмечает Российский исследователь В.Б. Савостьянова, «при денежных выплатах предлагаемый порядок ежемесячных выплат неудачен – получается временной разрыв между потребностью и потреблением. Деньги особенно не выгодны для одиноких граждан с пониженной жизнеспособностью: в селе, малом городе важно иметь дрова, стоимость которых довольно высокая, иначе придется приплатить за усилие тех, кто их купит и доставит на дом. С лекарством для больных диабетом, раком и др. – еще сложнее, они дороже предусмотренных выплат и т.д.» 13 .

Советская экономика, насквозь пронизанная дотациями и перекрестными субсидиями, в силу господствующей идеологии предоставляла населению огромные объемы «бесплатных товаров и услуг». Финансовое перераспределение, деление и частичное изъятие полученного дохода в денежной форме долгие годы подменялось ценовым перераспределением. В СССР более 30 лет розничные цены на большинство товаров оставались стабильными, хотя закупочные цены на сельскохозяйственное сырье периодически повышались. Как великое завоевание развитого социализма рассматривались низкая квартплата, бесплатные квартиры, здравоохранение и образование.

Массовая «бесплатность» льготных благ при социализме привела к растрате колоссальных средств, деградации стимула, к наращиванию эффективности производства и производительности труда, к ухудшению условий жизни большинства населения 14. Бесплатность жилья способствовала снижению объемов жилищного строительства и значительному отставанию Россиян в обеспеченности жильем от граждан других стран. Полная бесплатность медицинских услуг сопровождалась резким снижением ее качества, с одной стороны, и недоступностью получения квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, с другой. Заниженные розничные цены стали причиной ускоренного развития теневой экономики и коррупции.

Следует четко осознавать, что неоплата населением денежными средствами льготных товаров и услуг отнюдь не означает, что они бесплатны. В конечном счете, в любой стране всегда и за все расплачиваются домашние хозяйства. Именно домохозяйства являются первичным, коренным источником всех ресурсов экономики. Безусловно, и в советской экономической системе, само население оплачивало все социальные льготы, причем именно денежными средствами, только деньги эти не проходили финансового перераспределения.

Миф о «натуральности» и «бесплатности» социальных льгот, которые в 2004 году якобы решено монетизировать, нужно признать одним из уходящих выдающихся достижений советской пропагандистской машины.

Термин «монетизация», мгновенно получивший общественный резонанс из-за злободневности и остроты самого вопроса упорядочения льгот, нужно воспринимать лишь как акцент на их строго денежное содержание. При этом главная часть проблемы – персонификация и целевой характер социальной поддержки. Также необходимо принять во внимание, что развитые западные страны, в том числе и благодаря длительному влиянию идеологии стран социалистического блока вполне активно проводят финансовое перераспределение денежных доходов и осуществляют масштабные целевые выплаты бедным слоям, но не вопроса, не самого понятия социальных льгот за рубежом нет.

Льготы по системе социального обеспечения

Информация — Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету Юриспруденция, право, государство

Льготы по системе социального обеспечения

  1. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими
  2. Предоставление инвалидам средств передвижения
  3. Виды льгот, предоставляемых ветеранам

1. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими

Льгота (анг. Privilege) предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п.

По системе социального обеспечения в Республике Беларусь льготы и преимущества предоставляются ветеранам, пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан в социально-бытовом, транспортном обслуживании, оказании медицинской помощи, в санаторно-курортном лечении, по проезду, по жилью, торговому обслуживанию, протезированию, по предоставлению средств передвижения, по уплате налогов и т.д. в соответствии с действующим законодательством.

Так, инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним инвалидам предоставляются следующие льготы:

  1. бесплатный отпуск лекарств по рецепту врача
  2. бесплатное обеспечение всеми видами протезно-ортопедической помощи
  3. бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение
  4. бесплатный проезд на всех видах городского транспорта
  5. 50% скидка со стоимости проезда с 1 октября по 15 мая
  6. бесплатный проезд один раз в год по железной дороге и 50% скидка на других видах транспорта
  7. предоставление в первую очередь жилья и льгот по нему
  8. первоочередной ремонт транспорта
  9. по подоходному налогу (не облагаются доходы в размере 10 минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход)
  10. льготное торговое обслуживание
  11. обеспечение транспортными средствами и колясками и другие льготы, предусмотренные Законом Республики Беларусь О ветеранах от 12.07.2001 № 44-З и Законом Республики Беларусь О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь от 11.11.1991 с изменениями и дополнениями.

Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие льготы:

  1. повышение размеров пенсий и льготное налогообложение
  2. получение льготных кредитов, субсидий
  3. первоочередное санаторное лечение
  4. бесплатный проезд на городском общественном транспорте
  5. бесплатное получение лекарств
  6. 50% скидка на жилье
  7. внеочередное пользование телефонной связью, установка телефона за 20% стоимости и др. льготы предусмотренные законодательством.

Имеются дополнительные льготы ветеранам войны, достигших 70-летнего возраста. Им предоставляются права и льготы, предусмотренные статьей 12 Закона Республики Беларусь О ветеранах как для инвалидов Великой Отечественной войны, за исключением льгот, предусмотренных только для инвалидов I и II групп.

Имеют также льготы:

  1. Участники Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, занимавшие штатные должности в частях действующей армии
  2. Граждане, работавшие в период блокады (с 8.09.41 г. по 27.01.44 г.) г. Ленинграда на предприятиях города и награжденные медалью За оборону Ленинграда, а также граждане, награжденные знаком Ленгорсовета Жителю блокадного Ленинграда.
  3. Военнослужащие, принимавшие участие в локальных войнах и военных конфликтах на территории других стран в составе формирований и в качестве специалистов и советников Вооруженных Сил, КГБ и МВД.
  4. Семьи погибших военнослужащих
  5. Семьи умерших инвалидов и участников Отечественной войны.
  6. Бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период 2 мировой войны.
  7. Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии и увечья, связанных с боевыми действиями в период войны, либо их последствиями.
  8. Инвалиды с детства, дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды вследствие общего заболевания, трудового увечья.
  9. Ветераны труда.
  10. Лица, сопровождающие инвалидов I группы.

Льготы и преимущества по социальному обеспечению предоставляются также в соответствии с Законом Республики Беларусь О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС от 22 февраля 1991г. с изменениями и дополнениями.

Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Они имеют право на:

  1. бесплатное получение лекарств по рецептам врачей ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки бесплатный проезд на транспорте (кроме такси) от места жительства до места лечения, диспансерного, амбулаторного или клинического обследования и обратно.
  2. возмещение органами социальной защиты расходов, связанных с обслуживанием на дому больного, нуждающегося по медицинскому заключению в постороннем уходе.
  3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработной платы.
  4. выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году.

§ 1. понятие источников права социального обеспечения и их классификация

В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.

В Российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли Российского права.

Другие публикации:  Приказ о впр 2019

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми Российскими нормативными правовыми актами.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.

1. Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Россия — федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.

К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.

2. В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений. Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.

а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции

РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед

законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

б) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, и все

иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны

противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее

соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.

Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.

в) Законы Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции

РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная

норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

г) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.

Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.

В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.

На практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.

Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.

Классификация источников права социального обеспечения может

быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений.

Право социального обеспечения регулирует однородные по своему

характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно

различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются

денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо

льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных

правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты

о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми,

безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В

издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном

обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.

Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. По

данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников граждан,

занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях депутатов

Государственной Думы и членов Совета Федерации народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг. космонавтов и др.

В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные

правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот

критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение,

поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость

усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится

или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об

основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.

По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения

исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например,

законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах

содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Напри

мер, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых

других входят в систему не только права социального обеспечения, но и

трудового, административного, финансового права.

Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще

к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты Российского законодательства. Это в основном по

становления Совета Министров СССР, в том числе совместные с

ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по времен

ной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие

по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета

Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями

труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся

практики, поскольку отсутствует Российский нормативный правовой

акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Читать: Общая часть

Читать: Глава i. понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы

Читать: § 1. основные этапы становления систем социального обеспечения

Читать: § 2. понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. фу§ 3. право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации

Читать: § 4. формирование Российской федеральной системы социального обеспечения

Читать: § 5. формы социального обеспечения

Читать: Глава 2. понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Читать: § 1. понятие права социального обеспечения как отрасли права

Читать: § 2. предмет права социального обеспечения

Читать: § 3. метод права социального обеспечения

Читать: § 4. система права социального обеспечения

Читать: § 5. право социального обеспечения как научная дисциплина

Читать: Глава 3. принципы права социального обеспечения

Читать: § 1. понятие принципов права и их классификация

Читать: § 2. содержание принципов права социального обеспечения

Читать: Глава 4. источники права социального обеспечения

Читать: § 1. понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Читать: § 2. общая характеристика источников права социального обеспечения

Читать: Глава 5. правоотношения по социальному обеспечению

Читать: § 1. понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Читать: § 2. субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Читать: § 3. пенсионные правоотношения

Читать: § 4. правоотношения по поводу пособий и компенсаций

Читать: § 5. правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей

Читать: § 7. процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечениемОсобенная часть

Читать: Раздел i. трудовой стаж

Читать: Глава 6. понятие трудового стажа, его виды

Читать: § 1. понятие трудового стажа, его значение и классификация

Читать: § 2. общий трудовой стаж

Читать: § 3. специальный трудовой стаж

Читать: § 4. страховой трудовой стаж

Читать: § 5. непрерывный трудовой стаж

Читать: Глава 7. исчисление и подтверждение трудового стажа

Читать: § 1. исчисление трудового стажа

Читать: § 2. подтверждение трудового стажа

Читать: Раздел п. пенсионное обеспечение

Читать: Глава 8. общая характеристика пенсионной системы России

Читать: § 1. пенсионная система России, ее современное состояние

Читать: § 2. понятие пенсий и их классификация. право выбора пенсии

Читать: Глава 9. пенсия по старости

Читать: § 1. понятие пенсии по старости

Читать: § 2. пенсия по старости на общих основаниях

Читать: § 3. пенсия по старости на льготных основаниях

Читать: § 4. пенсии по старости в связи с особыми условиями труда

Читать: § 5. пенсия по старости в связи с работой на крайнем севере

Читать: § 6. досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже

Читать: § 7. размер пенсии по старости. надбавки к пенсии

Читать: Глава 10. пенсия по инвалидности

Читать: § 1. понятие пенсии по инвалидности. инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их ю§ 2. пенсия по инвалидности на общих основаниях

Читать: § 3. пенсия но инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих

Читать: § 4. размер пенсии по инвалидности. надбавки к пенсии

Читать: Глава 11. пенсия по случаю потери кормильца

Читать: § 1. понятие пенсии по случаю потери кормильца.

Читать: § 2. пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях

Читать: § 3. пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих

Читать: § 4. размер пенсии по случаю потери кормильца.

Читать: Глава 12. пенсия за выслугу лет

Читать: § 1. понятие пенсии за выслугу лет

Читать: § 2. круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения

Читать: § 3. размер пенсии за выслугу лет. надбавки к пенсии

Читать: Глава 13. социальная пенсия

Читать: § 1. понятие социальной пенсии и основания для ее установления

Читать: § 2. размеры социальных пенсий

Читать: Глава 14. исчисление пенсий. адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате тру§ 1. механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются

Читать: § 2. правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения

Читать: § 3. два метода исчисления пенсий. компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий

Читать: § 4. перерасчет ранее назначенной пенсии

Читать: § 5. адаптация пенсионных выплат

Читать: Глава 15. обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет

Читать: § 1. органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Читать: § 2. обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Читать: § 3. назначение пенсии. сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия

Читать: Глава 16. выплата пенсии

Читать: § 1. общие правила выплаты государственной пенсии

Читать: § 2. выплата пенсий работающим пенсионерам

Читать: § 3. удержания из пенсии

Читать: Глава 17. пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан

Читать: § 1. формирование привилегированной пенсионной системы

Читать: Раздел iii. социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавшиГлава 18.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *