Налог на имущество 2019 нк рф

Содержание:

В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 01.01.2019 всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с изменениями в ст. 374 НК РФ и в ст. 381 НК РФ, внесёнными Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 января 2019 года всё движимое имущество (в том числе и приобретённое по сделкам с взаимозависимыми лицами) не будет облагаться налогом на имущество организаций.

Обоснование вывода:
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщика входит уплата законно установленных налогов. Эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 НК РФ основания возникновения обязанности по уплате налогов устанавливаются непосредственно в НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ), соответственно, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ. Объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ понятие «объект налогообложения» как специфическое понятие законодательства о налогах и сборах должно пониматься только в том значении, которое определяется в соответствующих статьях НК РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 09АП-1815/17).
Как отмечают высшие суды, при установлении объекта налогообложения и налоговой базы того или иного налога, являющегося частью единой налоговой системы государства, федеральный законодатель вправе, руководствуясь положениями статей 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ, самостоятельно избирать наиболее оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта в целях обеспечения справедливого и соразмерного налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года N 2-П; определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, от 16.05.2007 N 418-О-П).
Между тем следует отметить, что федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, продолжительность налогового периода, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (смотрите определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1630-О, от 25.02.2016 N 329-О, от 15.05.2007 N 372-О-П).
Так, согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Таким образом, правовая природа объекта налогообложения по налогу на имущество определяется конкретной нормой НК РФ, а именно ст. 374 НК РФ. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 75/12, отсутствие объекта налогообложения свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате налога.
В 2018 году в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Но начиная с 1 января 2019 года ст. 374 НК РФ будет действовать в новой редакции на основании Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 302-ФЗ). В соответствии с пп. «а» п. 19 ст. 2 указанного закона движимое имущество исключено из объекта налогообложения налогом на имущество организаций. Кроме того, согласно п. 22 ст. 2 закона N 302-ФЗ с 1 января 2019 года признаётся утратившим силу п. 25 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготы в отношении движимого имущества с ограничениями к операциям в частности с взаимозависимыми лицами.
Таким образом, с 1 января 2019 года налогом на имущество организаций не облагается всё движимое имущество, в том числе приобретённое и по сделкам с взаимозависимыми лицами. Данные выводы подтверждаются и ответом ФНС России (Вопрос: С какого периода движимое имущество организаций освобождается от уплаты налога (независимо от места нахождения такого имущества)? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», август 2018 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

20 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество

Налог на имущество НК РФ на протяжении последних лет продолжает целенаправленно изменяться. Рассмотрим, как эти изменения отражаются на налоге, уплачиваемом организациями.

Таблица изменений по налогу на имущество 2014–2018 гг.

Основы реформы налога на имущество организаций НК РФ были заложены еще в 2014 году и продолжаются по сей день. Основные изменения по налогу на имущество мы собрали в таблице.

  • Исключение инвентаризационной стоимости из объекта налогообложения.
  • Введение в качестве расчетной базы кадастровой стоимости.
  • Установление перечня объектов, стоимость которых определяют как кадастровую

Наиболее существенные изменения по налогу на имущество с 2015 года:

  • из перечня имущества, не облагаемого налогом на имущество организаций на спецрежимах (УСН, ЕНВД), исключено то, стоимость которого определяется как кадастровая (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
  • увеличен максимальный размер ставок налога для регионов, пошаговое изменение которых НК РФ предусмотрел еще в 2014 году (п. 1.1 ст. 380 НК РФ).
  • для вычисления налога за неполный год введен коэффициент, снижающий его сумму в пропорции к фактическому количеству месяцев, в течение которых за налогоплательщиком имелась обязанность по уплате налога (п. 5 ст. 382 НК РФ).
  • откорректирован ряд положений ст. 378.2 НК РФ (их мы подробнее рассмотрим ниже).

Старые правила исчисления налога на имущество организаций в НК РФ в 2015 году изменены в отношении следующих моментов:

  • из перечня объектов налогообложения исключено имущество 1–2 амортизационных групп (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • движимое имущество, не облагавшееся налогом с 2013 года, с 2015-го стало числиться облагаемым, но попало в список льготируемого; к нему не относится то имущество, которое получено либо от взаимозависимого лица, либо в результате ликвидации (реорганизации) юрлица (п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • остаточную стоимость имущества учитывают в расчетах без стоимости затрат, предстоящих в будущем, если они присутствуют в бухучете (п. 3 ст. 375 НК РФ);
  • изменена в сторону увеличения ставка налога для железнодорожных путей, линий электропередач и магистральных трубопроводов (п. 3 ст. 380 НК РФ);
  • определены условия применения нулевой ставки для объектов газодобычи и магистральных газопроводов (п. 3.1 ст. 380 НК РФ)
  • Введены свои отчетные периоды для налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Они соответствуют кварталам календарного года, при том что налоговым периодом остается год (п. 2 ст. 379 НК РФ).
  • Налог от кадастровой стоимости по объектам, сменившим собственника в течение отчетного периода, рассчитывается с учетом коэффициента владения, соответствующего отношению количества полных месяцев владения к общему числу месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором право собственности приобретено до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ)
  • Прекратил свое действие п. 1.1 ст. 373 НК РФ, исключавший из числа плательщиков налога организаторов Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
  • На 2017–2020 годы установлены максимальные пределы ставок, применяемых при налогообложении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, неразрывно связанных с ними (п. 3.2 ст. 380 НК РФ).
  • В п. 25 ст. 381 НК РФ, согласно которому от уплаты налога освобождается движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 (за исключением имущества, полученного от взаимозависимого лица или приобретенного в результате реорганизации-ликвидации юрлица), внесено уточнение, относящееся к исключениям. С 01.01.2017 из числа не освобождаемого от налога имущества исключен железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.
  • Введена новая ст. 381.1 НК РФ, установившая правила для применения налоговых льгот, поименованных в п. 24 (имущество морских месторождений углеводородного сырья, расположенных на территории РФ) и п. 25 (движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013) ст. 381 НК РФ. Согласно тексту этой статьи применение указанных льгот с 2018 года будет осуществляться в регионе только в том случае, если этот регион принял закон о введении у себя таких льгот. Т. е. в случае отсутствия подобного регионального закона движимое имущество, учтенное после 01.01.2013 и не относящееся к 1-2 амортизационным группам, станет облагаться налогом на имущество организаций
  • С 01.01.2018 организации платят налог на движимое имущество только в том случае, если это предусмотрено региональном законе. Если закон не принят, движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, облагается налогом на имущество по ставке не более 1,1%.

Подробнее об этом нововведении читайте в материале «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

  • Больше организаций должны уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости (соответствующие региональные законы приняты в Астраханской, Калужской, Тамбовской, Омской и Ульяновской областях, Пермском крае).
  • Иностранные компании обязаны исчислять налог на имущество и авансовые платежи по налогу с кадастровой стоимости, если в течение 2018 года установят или изменят кадастровую стоимость.
  • В 2018 году (с отчетности за 2017 год) применяется новая форма декларации по налогу на имущество, утвержденная приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271)

В последние годы дополнительные обязанности по представлению информации по налогу на имущество НК РФ сформулированы:

  • для юрлиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ, которые сдают в ИФНС декларацию (расчеты налога) и уплачивают налог вне зависимости от факта постановки на учет по месту нахождения объекта недвижимости (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ);
  • иностранных юрлиц и иностранных организаций, не образующих юрлиц, которые вместе с декларацией представляют сведения о своих участниках (учредителях), имеющих долю участия более 5% (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Как изменялась статья 378.2 НК РФ

Ст. 378.2 Налогового кодекса по налогу на имущество организаций, рассчитываемому по кадастровым данным, неоднократно корректировалась (смотрите таблицу ниже).

Налоговый кодекс (НК РФ) 2019

НК РФ в последней действующей редакции от 28 января 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) – систематизированный законодательный акт, регламентирующий правовые нормы налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ 2012 года состоит из двух частей. Первая часть содержит общие принципы налогообложения, устанавливает правила уплаты налогов, права и обязанности налогоплательщиков. Здесь же оговариваются требования к деятельности налоговых органов, порядок действия должностных лиц и меры ответственности за совершение правонарушения в области налогового законодательства.

Вторая часть состоит из глав, которые регулируют конкретные виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, транспортный и земельный налог и другие. Здесь же разъясняется порядок обложения и исчисления налогов (федеральных, региональных и местных), система уплаты налоговых сборов. Налоговый кодекс содержит раздел специальных налоговых режимов, который состоит из трёх глав, разъясняющих порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), принципы упрощённой системы налогообложения (УСН) и порядок взимания единого налога на временный доход.

Каждый налогоплательщик должен знать общие положения налогового законодательства, меру ответственности за налоговые правонарушения и виды правонарушений, представленных в Налоговом кодексе РФ, а так же ознакомиться с порядком обжалования актов налоговых органов.

Последние изменения НК РФ

  • Изменения НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2016
  • Налоговый кодекс часть 1 (НК РФ ч. 1) (изм. 01.01.2019)
  • Налоговый кодекс часть 2 (НК РФ ч. 2) (изм. 01.01.2019)

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Налоговый кодекс не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к кодексу

Вы также можете получить комментарии к кодексу «Налоговый кодекс (НК РФ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

НДС, налог на прибыль и налог на имущество: изменения с 1 января 2019 года

Главный эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

В этом году Правительство РФ объявило о налоговой реформе. В России увеличатся налоги и сборы. Наш эксперт Елена Антаненкова рассказала о важных нововведениях, которые вступят в силу с 1 января 2019 года.

НДС

Ставка НДС вырастет с 18 до 20%

Другие публикации:  Социальные льготы ветеранам труда федеральным

С 01.01.2019 налоговая ставка НДС, предусмотренная пунктом 3 статьи 164 НК РФ, повышается с 18 до 20 % (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303-ФЗ). При этом 10% ставка не отменяется.

Применять новую ставку НДС будет необходимо в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 1 января 2019 года. Ставка 20% применяется и в тех случаях, когда входящий НДС по приобретённым товарам составляет 18%. То есть при реализации таких товаров после 01.01.2019 нужно также применять ставку 20%.

Однако возможны ситуации, когда в рамках одной сделки нужно будет применять разные ставки НДС. Например, в случае, когда оплата и отгрузка товаров (работ, услуг) произойдут в разные налоговые периоды, в которых применимы разные ставки по НДС.

Ни в Законе № 303-ФЗ, ни в Налоговом кодексе РФ не установлены переходные положения по вопросам налогообложения операций в рамках сделок, которые заключены до 1 января 2019 года и продолжают осуществляться после этой даты.

В общем случае продавцом при реализации в 2019 году товаров (работ, услуг) будет применяться ставка 20%, даже если ранее с аванса был исчислен НДС исходя из ставки 18/118. К вычету он может принять только фактически исчисленный налог, то есть начисленный из прежней ставки. Покупатель при принятии к учёту полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в 2019 году примет НДС к вычету по новой ставке 20%, который ему предъявит продавец. Если ранее покупатель принимал к вычету НДС с выданного аванса по ставке 18/118, ему необходимо восстановить налог по той же ставке.

А вот стоимость товаров (работ, услуг) по переходящим сделкам будет зависеть от условий договора. Общая цена договора, подлежащая уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), определяется с учётом НДС. Если налог в договоре не выделен, то по умолчанию он включён в цену договора. И тогда из данной цены продавец (подрядчик, исполнитель) самостоятельно выделяет расчётным методом сумму НДС. (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-08/26658). Исключением является случай, когда из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, следует, что налог не учтён в цене договора

Рассмотрим примеры того, как формулировка договора будет влиять на размер НДС в ситуации, когда уплачен 100-процентный аванс до 01.01.2019, а поставка товара осуществлена после 01.01.2019.

Пример 1. В договоре использованы формулировки: «Стоимость составляет 1 000 руб., включая НДС» или «Стоимость составляет 1 000 руб., в том числе НДС 18%».

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет своё действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено. Закон № 303-ФЗ такой оговорки не содержит, следовательно, продавец изменить условия договора и увеличить цену на рост НДС в одностороннем порядке не вправе.

Поэтому в данном примере действия сторон будут следующими.

Продавец:

— исчислит с аванса НДС по ставке 18/118 (152,54 руб.) и выставит счёт-фактуру на аванс на сумму 1 000 руб.;

— исчислит НДС по ставке 20% (166,67 руб.) и выставит счёт-фактуру на поставку товара на сумму 1 000 руб.;

— примет к вычету НДС с аванса (152,54 руб.);

— уплатит НДС в бюджет в сумме 166,67 руб.

Покупатель:

— примет к вычету НДС с аванса по ставке 18/118 (152,54 руб.);

— восстановит НДС с аванса (152,54 руб.);

— примет к вычету НДС по ставке 20% (166,67 руб.).

В данной ситуации при увеличении ставки НДС до 20% общая стоимость товаров не меняется, но сумма налога (+2%) уплачивается за счёт продавца.

Пример 2. В договоре использована формулировка «Стоимость составляет 1 000 руб., кроме того, НДС».

В данном случае, согласно договору, стоимость товара до налогообложения не меняется, а НДС начисляется «сверху», поэтому действия сторон будут следующими.

Продавец:

— исчислит НДС по ставке 18% (180 руб.) и выставит счёт-фактуру на аванс на сумму 1 180 руб.;

— исчислит НДС и выставит счёт-фактуру на поставку на сумму 1 200 руб. (НДС 20%);

— восстановит (примет к вычету) НДС с аванса (180 руб.);

— уплатит в бюджет НДС в сумме 200 руб.

Покупатель:

— примет к вычету НДС по ставке 18/118 (180 руб.);

— восстановит (уплатит в бюджет) НДС с аванса (180 руб.);

— примет к вычету НДС по ставке 20% (200 руб.).

В данной ситуации общая стоимость товаров (работ, услуг) с учётом налога изменится на сумму дополнительного НДС (+2%), предъявляемого покупателю. То есть в следующем году больше заплатит покупатель.

Поэтому если договор имеет длительный характер (перейдёт с 2018 г. на 2019 г.), то налогоплательщику целесообразно заключить с контрагентом дополнительное соглашение и более подробно урегулировать порядок изменения стоимости товара в связи с увеличением ставки до 20%.

К примеру, можно включить условие о том, что общая стоимость товаров остаётся неизменной, а при увеличении налога одновременно уменьшается стоимость товаров без него. Или, наоборот, если стороны согласны увеличить общую стоимость товара, то целесообразно указать новую цену, включающую НДС по ставке 20%.

Иностранные поставщики электронных услуг через интернет налог станут уплачивать сами

С 01.01.2017 в главе 21 НК РФ был закреплён специальный механизм налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями физическим лицам, целью которого было обеспечить равные права для российских и иностранных организаций, реализующих электронные услуги через интернет. То есть НДС со стоимости оказанных услуг физлицам платила сама иностранная компания, а если услуги оказывались предпринимателям или организациям и не только напрямую, но и через посредников, то данные пользователи услуг выступали налоговыми агентами.

Напомним, что под оказанием услуг в электронной форме признаётся оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Полный перечень таких электронных услуг установлен пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ. Однако определено, что в целях НДС к услугам в электронной форме, указанным выше, не относятся, в частности, следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;

— реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

— оказание консультационных услуг по электронной почте;

— оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 335-ФЗ) внесён ряд существенных поправок в пункты 2 – 4 статьи 174.2 НК РФ и ряд корреспондирующих с ними налоговых норм. Суть их такова.

С 01.01.2019 под налогообложение подпадут электронные услуги иностранных фирм, оказываемые через интернет, независимо от того, кто является их потребителем (покупателем). Одновременно с российских организаций и предпринимателей будут сняты обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС в случае приобретения ими электронных услуг для себя, ибо пункт 9 статьи 174.2 НК РФ утратит силу.

Обязанность исчислить и уплатить НДС при оказании электронных услуг будет возложена только на иностранные IT-компании либо их агентов, участвующих в расчётах с покупателем. С этой целью иностранные поставщики электронных услуг подлежат постановке на учёт в налоговых органах как налогоплательщики. Сведения о таких иностранных организациях (наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учёт в налоговых органах) должны быть размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом налоговая база, как и раньше, будет определяться как стоимость услуг с учётом суммы налога, исчисленной исходя из фактических цен их реализации. Однако при расчёте теперь будет применяться ставка 16,67% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ в новой редакции).

Новой редакцией пункта 5 статьи 148 НК РФ уточнено, что документами, подтверждающими место оказания IT-услуг, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами 2 и 14 – 17 подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи.

Перечень документов для подтверждения вычета по IT-услугам определён новым пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ. Для вычета по налогу, предъявленному иностранной компанией, зарегистрированной в налоговых органах на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ, при оказании интернет-услуг покупателю понадобятся:

— договор и (или) расчётный документ с выделенной суммой налога и указанием ИНН и КПП иностранной фирмы (эти сведения об иностранной компании размещаются на официальном сайте ФНС России);

— документы на перечисление оплаты, включая НДС.

Таким образом, российский покупатель (организация или предприниматель) в случае приобретения услуг в электронной форме у иностранных организаций предъявленный НДС сможет зачесть при наличии договора и выделения НДС в счёте (то есть без оформления счетов-фактур), а также при наличии сведений о данной иностранной компании на сайте ФНС России.

Плательщики ЕСХН станут налогоплательщиками НДС

Следующие значимые изменения главы 21 НК РФ, внесённые в Закон № 335-ФЗ, связаны с тем, что с 01.01.2019 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — плательщики ЕСХН) будут признаваться и налогоплательщиками НДС ( ст. 346.1 НК РФ в новой редакции НК РФ). Как и прочие субъекты, уплачивающие этот налог, они смогут принимать входной НДС к вычету. Это будет возможно, поскольку подпункт 8 пункта 2 статьи 346.5 с 1 января 2019 года утратит силу.

В то же время плательщики ЕСХН получат право на освобождение от исчисления и уплаты НДС при соблюдении определённых условий ( ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ ), а именно:

— если они переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году;

— если за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта НДС не превысила в совокупности:

  • 100 миллионов рублей за 2018 год;
  • 90 миллионов рублей за 2019 год;
  • 80 миллионов рублей за 2020 год
  • 70 миллионов рублей за 2021 год;
  • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

В целях реализации права на освобождение фирме или предпринимателю, применяющим ЕСХН, нужно будет представить в свою налоговую инспекцию соответствующее уведомление в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Причем, обратите внимание, плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся этим правом, не смогут добровольно отказаться от него в дальнейшем.

Правда, при определённых обстоятельствах плательщик ЕСХН может утратить право на его применение.

Потерять право на освобождение можно при превышении предельного размера доходов или при реализации подакцизных товаров. При этом утрата права произойдёт с 1-го числа месяца, в котором наступили названные обстоятельства, а сумму НДС за этот месяц придётся восстановить и уплатить в бюджет.

При утрате права на освобождение от уплаты НДС плательщик ЕСХН не вправе воспользоваться им повторно ( п. 5 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ ). Если организации и предприниматели — плательщики ЕСХН не воспользуются освобождением от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, то исчислять и уплачивать налог они будут в общем порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Льгота при реализации макулатуры будет отменена

Внесены изменения в части налоговых льгот по НДС, предусмотренные статьёй 149 НК РФ. В частности Федеральным законом от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 174-ФЗ) будет отменена обязательная сейчас к применению льгота при реализации макулатуры (п. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). В целях НК РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Поскольку с 01.01.2019 подпункт 3 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ утратит силу, то реализация макулатуры на территории РФ будет облагаться налогом в общем порядке, то есть по ставке 20%.

Налог на прибыль

Расходы на отдых работников и членов их семей уменьшат налогооблагаемую базу

С 01.01.2019 в главе 25 НК РФ будет несколько уточнён состав нормируемых расходов. Теперь в целях налога на прибыль в составе расходов на оплату труда организации смогут учитывать расходы на оплату путёвок для работников и членов их семей, на что указывает статья 255 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ).

В частности, в статью 255 НК РФ будет введён новый пункт 24.2, согласно которому в составе расходов на оплату труда будут учитываться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключённому работодателем с туроператором или турагентом, и оказанных:

— детям работников (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновлённым) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

При этом в целях налогообложения прибыли услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации будут считаться:

— услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

— услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

— услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

Другие публикации:  Завещание на земельный участок как оформить

Для данной категории расходов установлен норматив: они не могут превышать 50 тысяч рублей за год на каждого гражданина, отправленного на отдых, при этом суммы таких расходов вместе со взносами по договорам добровольного личного страхования работников и расходами на добровольное медицинское страхование работников не может превысить 6% расходов на оплату труда.

Новые нормы статьи 255 НК РФ и статьи 270 НК РФ организации смогут применять к договорам о реализации туристского продукта, заключённым с 01.01.2019 ( ст. 2 Закона № 113-ФЗ).

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, будут включены в состав амортизируемого имущества

Со следующего года в главе 25 НК РФ будет уточнён порядок учёта для целей налогообложения расходов судовладельцев. Так, согласно Федеральному закону от 04.06.2018 № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), утратит силу абзац 5 пункта 3 статьи 256 НК РФ, исключающий сейчас из состава амортизируемого имущества суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее — РМРС), на период их нахождения в данном реестре. Кроме того, будет скорректирован пункт 48.5 статьи 270 НК РФ, благодаря которому для целей налогообложения не будут учитываться расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных в подпунктах 33 и (или) 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

— доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС, то есть доходы от использования таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг;

— доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС, то есть доходы от их использования для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования;

Сейчас на основании пункта 48.5 НК РФ не учитываются для целей налогообложения расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Основное технологическое оборудование будет амортизироваться по повышенным нормам

Изменение коснётся оборудования, эксплуатируемого с применением наилучших доступных технологий и включённого в перечень, утверждённый Правительством РФ.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 259.3 НК РФ введён подпункт 5, согласно которому по основным средствам, относящимся, согласно утверждённому Правительством Российской Федерации Перечню, к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

Названный Перечень утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 № 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий». Несмотря на то что он ещё не вступил в силу, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.04.2018 № 622-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р» в него были внесены изменения. Список увеличился более чем в два раза. Например, в нём появились:

— автоклав с полезным объемом 100 куб. м;

— брикет-пресс валковый производительностью от 800 до 1000 кг/ч;

— реактор-охладитель ёмкостью от 50 до 80 куб. м и с рабочим давлением 0,49 МПа.

С 01.01.2019 налогоплательщики смогут начислять амортизацию по расширенному перечню такого оборудования.

Плата в систему «Платон» будет признаваться в расходах не полностью

На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 249-ФЗ) утратит силу пункт 48.21 статьи 270 НК РФ, а значит, плательщики налога на прибыль организаций со следующего года не смогут производить учёт платы в систему «Платон» в составе налоговых расходов в той её части, которая зачтена в счёт уплаты транспортного налога.

Это же относится и к «упрощенцам» с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Законом № 249-ФЗ абзацы 2 и 3 подпункта 37 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ с 01.01.2019 признаются утратившими силу.

Налог на имущество

Налог на движимое имущество опять отменят

Сейчас вопрос о том, перечислять налог или нет, зависит от решения региона. Ставка налога в отношении движимого имущества в 2018 году не может превышать 1,1%. Если в регионе нет ни закона, вводящего освобождение от налогообложения движимого имущества, ни закона, устанавливающего налоговую ставку в отношении такого имущества, то движимые ОС, принятые на учёт в 2013 — 2018 гг., облагаются налогом по максимальной ставке — 1,1%. (п. 2 ст. 381.1 НК РФ)

Однако с 2019 года не нужно будет платить налог с движимого имущества. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ) пункт 25 статьи 381 и пункт 2 статьи 381.1 НК РФ отменены.

Льгота по налогу на имущество при ЕСХН будет частично отменена

В настоящее время субъекты на ЕСХН в общем случае от уплаты налога на имущество освобождены. Что касается организаций, то освобождение действует полностью, а для ИП — в части имущества, которое используются для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕСХН. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ) абзац второй пункта 3 статьи 346.1 признаётся утратившим силу. Поэтому со следующего года облагаться налогом не будет лишь то имущество, которое участвует в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также в оказании услуг производителями сельхозтоваров (п. 12 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). С остального имущества компании и предприниматели на ЕСХН должны будут уплачивать налог.

Как видим, несмотря на некоторые послабления налогоплательщикам, в целом налоговая нагрузка на бизнес вырастет. И данные изменения необходимо учитывать как в договорной работе в текущем году, так и при составлении прогнозных бюджетов на следующий год.

Отмена налога на движимое имущество: оптимизация налогов и риски?

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
Шестакова Е. В., к.ю.н.
Жиркова А. А.

В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года.

История вопроса

Налог на движимое имущество взимается не во всех странах. Кроме того, за рубежом и в России существует разное понимание, что относить к движимому, а что к недвижимому имуществу. Например, самолеты в России относятся к недвижимому имуществу, а за рубежом, несмотря на стоимость самолетов их относят к движимому имуществу, и соответственно они не облагаются налогом. В некоторых странах, таких как Хорватия, Каймановы острова, Острова Кука, Сейшельские острова, Бахрейн, Лихтенштейн, Доминикана, Фиджи, Шри-Ланка, Оман, Мальта, Острова Теркс и Кайкос, Катар, Монако и Израиль вообще отсутствуют имущественные налоги, что позволило привлечь инвестиции именно в данные страны. В Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре и Никарагуа взимается налог на недвижимость, но налоговые обязательства, по большей части, ничтожны.

Зарубежная практика была внедрена в части отмены налога на движимое имущество, фактически была введена в 2013 году льгота по вышеуказанному налогу. Однако в дальнейшем были внесены поправки в 2015 году, которые предусматривали, что льгота не применяется для взаимозависимых лиц. Предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ льгота в отношении движимого имущества не применяется и при получении, включая приобретение, имущества от взаимозависимого лица.

Лица считаются взаимозависимыми, как поясняет п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

В частности, взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

4) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; иные лица, установленные законодательно.

В 2018 году был возвращен налог на движимое имущество. Его ставка по умолчанию составляет 1,1%, при этом регионы вправе как угодно менять ставку, не превышая указанный процент. Где-то от налога отказались, где-то ставка снижена для всех, но чаще всего местный бизнес разделен на определенные категории. В результате одни категории оплачивают налог, другие от него полностью освобождены, а для третьих действует льготная пониженная ставка. Таким образом, видно, что в различных регионах налог взимается не единообразно. К негативным последствиям возвращения налога на движимое имущество можно отнести устаревание основных фондов предприятий, отсутствие инвестиций. Аналогичный экономический эффект связан с ограничением в переносе убытков на будущее в размере 50%. Планировалось, что в 2019 году ставка этого налога станет выше ровно вдвое. Увеличение суммы налога еще больше бы негативно повлияло на налогообложение.

В этой связи налог на движимое имущество перестает существовать с 2019 года, что значительно упрощает жизнь бухгалтерам крупных российских компаний. Главная проблема с налогом на движимое имущество — его очень тяжело считать, соответственно, эта проблема будет исключена в 2019 году.

Неравноценная замена

Большинство наблюдателей объясняет отмену налога повышением НДС с 1 января 2019 года.

Вероятно, в этом есть правда. Повышение НДС увеличивает нагрузку на бизнес, и отмена нелюбимого большинством налога слегка подсластит пилюлю.

Проблема, впрочем, в том, что о полной компенсации роста НДС за счет отмены такого специфического вида налога, как “налог на инвестиции”, речи идти не может. Налог, который исчезает из Налогового кодекса РФ с будущего года, уплачивается лишь крупным бизнесом. Для малого бизнеса применяются различные спецрежимы, и налог на движимое имущество ими не уплачивается. А вот НДС оплачивают все, поэтому удар по бизнесу (а, в конечном счете, по потребителям товаров и услуг) если и смягчится, то не слишком значительно.

Соответствующее изменение внесено в налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Объект обложения по налогу на имущество организаций определен в ст. 374 НК РФ.

До 2019 года в объект обложения включалось и движимое имущество (за исключением движимого имущества, которое относится к 1 и 2 амортизационным группам — пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 2019 года федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ исключил из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество. Таким образом, с 2019 года движимое имущество организации налогом на имущество облагаться не будет. Это касается и движимого имущества, которое приобретено до 2019 года. С 2019 года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество.

Тот же закон N 302-ФЗ отменил, с 2019 года, льготу по налогу на имущество с движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) за ее ненадобностью. Необходимость в этой льготе отпала, так как движимое имущество не может в принципе облагаться налогом, так как оно не относится к объекту обложения налогом.

Данное освобождение будет касаться и концессионных соглашений. Концессионное соглашение – это такая форма партнёрства между государством и частным сектором на взаимовыгодных условиях, где правительство передаёт в управление часть своих активов и оказания услуг, для повышения эффективности экономики.

Освобождение организаций от налога на всё движимое имущество, является мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей и входит в государственную налоговую политику, запланированной на период с 2020 по 2021 год, целью которой направлена на амортизацию основных мощностей организаций и более ускоренного внедрения развития новых технологий российского промышленного сектора.

Как снизить налог на имущество в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога.

За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости. Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов. Но налоговая база будет значительно снижена.

Другие публикации:  Наследование долевой собственности

С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов.

Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы.

Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Будущие способы снижения имущественных налогов

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.

Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.

Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.

Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.

Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути Ж\Д сообщения, общественные автомагистрали.

Технические средства спутниковой связи.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай — нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Теперь налогом будет облагаться только недвижимость. В результате чего компании получили в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас самое время обобщить накопленный компаниями опыт оптимизации налога на имущество. Ведь на практике разработано достаточно много способов снижения нагрузки по данному налогу.

Оптимизация с помощью арендных отношений

С помощью договора аренды можно не платить налог со стоимости неотделимых улучшений.

Есть основания считать, что имеется возможность не платить налог на имущество с момента создания неотделимых улучшений и до окончания срока договора аренды. Улучшения увеличивают базу по налогу на имущество арендодателя только после их передачи на его баланс. Арендатор же не платит налог, поскольку не учитывает их в бухучете в качестве основного средства.

Компания передает в аренду недвижимое имущество дружественному контрагенту. Арендатор, в свою очередь, производит капитальные вложения в объекты основных средств с согласия арендодателя. По условиям договора неотделимые улучшения должны учитываться на балансе арендодателя. Гражданское законодательство также говорит о том, что такие улучшения изначально являются собственностью арендодателя (п. 4 ст. 623 ГК РФ).

Однако арендодатель не принимает их на свой баланс вплоть до окончания срока действия договора аренды, поскольку ему может быть попросту неизвестно о том, что неотделимые улучшения были произведены. Арендатор вплоть до окончания договора не извещает арендодателя ни об объемах произведенных работ, ни об их стоимости. При этом срок аренды может быть сколь угодно долгим.

Когда действие договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения передаются арендодателю, что оформляется актом. На дату передаточного акта собственник включает их в состав своих основных средств. И только с этого момента начинает платить налог на имущество.

К тому же при возврате неотделимых улучшений арендатор вполне может «забыть» передать собственнику документы, подтверждающие стоимость работ. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства не увеличится, как и база по налогу на имущество.

В данном случае налоговые риски падают на арендатора. Так как, по мнению Минфина России, с момента ввода улучшений в эксплуатацию и до передачи их арендодателю балансодержателем завершенных капитальных вложений является арендатор (письма от 03.11.10 № 03-05-05-01/48, от 01.11.10 № 03-05-05-01/46, от 24.10.08 № 03-05-04-01/37). И до момента выбытия он должен учитывать неотделимые улучшения на своем балансе и платить налог на имущество. Отметим, что под выбытием чиновники подразумевают окончание договора аренды. Аналогичного мнения придерживаются и судьи ВАС РФ (определение от 26.03.12 № ВАС-2715/12).

Избежать таких претензий можно двумя способами. Прежде всего, не вводить неотделимые улучшения в эксплуатацию до момента окончания договора аренды. Однако в этом случае стороны договора аренды на общем режиме теряют возможность амортизировать стоимость капвложений в налоговом учете. Напомним, что в зависимости от того, возмещаемые улучшения или нет, это имеет возможность делать либо арендодатель, либо арендатор.

Еще один способ снижения риска – сделать арендатором компанию на спецрежиме, например на УСН с базой «доходы минус расходы». Такая компания будет освобождена от обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При этом расходы по капвложениям она вправе учесть.

Ликвидация объекта

По объекту, приобретенному для ликвидации или реконструкции, налог платить не нужно.

Данная схема позволяет сэкономить налог на имущество при учете объектов, которые не соответствуют признакам основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Компания на общей системе приобретает объект незавершенного строительства или ветхое здание с целью снести его и построить на этом месте что-нибудь другое. Компания оформляет свое намерение приказом о сносе или ликвидации имущества. Объект при этом не вводится в эксплуатацию, поскольку не выполняется одно из условий ПБУ 6/01 – отсутствует способность приносить экономический доход в будущем. Следовательно, не возникает и объекта обложения по налогу на имущество.

Минфин России признает, что имущество, не предназначенное для использования в предпринимательской деятельности компании, не признается объектом налогообложения (письмо от 22.04.08 № 03-05-05-01/24). С таким подходом согласны и арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 20.02.12 № А55-6362/2011 и Северо-Кавказского от 13.10.11 № А53-24208/2010 округов).

Объекты недвижимости, приобретенные для реконструкции с целью последующей перепродажи, также не подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 23.06.09 № 03-05-05-01/36, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.10 № КА-А40/687-10). К аналогичному выводу приходят судьи и в отношении иного недвижимого имущества, которое в силу объективных причин не может приносить доход компании (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 21.01.10 № А33-11830/2008, Западно-Сибирского от 09.04.10 № А75-6674/2009 округов).

Перевод имущества в товары

Имущество, планируемое для продажи, можно перевести в категорию товаров и тем самым снизить налог.

Схема позволяет не уплачивать налог на имущество с момента, когда компания перестает использовать объекты в своей хозяйственной деятельности или планирует их продать.

Компания принимает решение о продаже недвижимости. При этом поиск покупателя может занять длительное время. Тогда, чтобы избежать потерь по налогу на имущество, компания переводит его в категорию товаров. Поскольку компания перестала использовать объект в своей деятельности и планирует его продать, то он уже не способен приносить экономический доход в будущем. А значит, не соответствует критериям пункта 4 ПБУ 6/01.

На практике встречаются примеры, когда судьи встают на сторону налогоплательщиков. По мнению арбитров, объекты, которые компания перестает использовать в своей хозяйственной деятельности, не соответствуют критериям основных средств. Поэтому их можно исключить из состава амортизируемого имущества и учитывать как товары для перепродажи (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.01.09 № А65-9168/2008, Центрального от 04.07.08 № А48-3994/07-14 округов).

В другом деле судьи указали, что спорные объекты не использовались в течение длительного времени ни в производстве, ни для управленческих нужд, ни для передачи в аренду, а в дальнейшем были реализованы по договору купли-продажи. Поэтому компания правомерно исключила недвижимость из состава основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.12 № А55-6362/2011).

Иные способы налоговой оптимизации

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

Применение упрощенной системы налогообложения

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых помещений, помещений деловых центров.

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений.

В заключение необходимо отметить, что изменения в законодательстве, безусловно, будут иметь положительный эффект для обновления основных фондов. Но при этом не нужно забывать о наличии действенных способов оптимизации имущественных налогов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *