Статистика осаго

Страховое бессилие. Почему водители отказываются от ОСАГО

Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка — законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности — борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество — нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность — навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту — даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, — суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» — пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд — долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус—малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус—малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами — во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается — он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами — иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов — не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

Выплаты по ОСАГО упали в полтора раза из-за «Росгосстраха» («РБК»)

25 июня 2018, 09:02

Другие публикации:  Кбк имущество налог 2019 для физических лиц

прочитали: 2078 раз

Выплаты страховщиков по ОСАГО в первом квартале упали в 1,6 раза год к году. Но ЦБ пока не видит оснований говорить о снижении убыточности этого вида страхования. Причина падения – новая политика «Росгосстраха», говорят эксперты.

Выплаты страховых компаний по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в первом квартале 2018 года сократились более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 52 млрд до 32 млрд руб., следует из статистических данных, опубликованных ЦБ. Падение выплат по ОСАГО не сопровождалось сопоставимым снижением сборов – они уменьшились всего на 4,6%, до 46 млрд руб., число проданных полисов сократилось год к году на 1,3%, до 7,9 млн.

Как пояснили РБК в Центробанке, эти изменения в значительной степени обусловлены показателями деятельности отдельных крупных игроков на рынке ОСАГО – но конкретные страховые компании не назвали.

При этом, согласно статистике ЦБ, самое существенное падение выплат произошло у «Росгосстраха» (РГС), попавшего осенью прошлого года в периметр санации банка «ФК Открытие»: они упали в 3,5 раза, с 21,3 млрд до 6,1 млрд руб. В результате если в первом квартале 2017 года на эту компанию приходилось почти 40% всех выплат и она занимала 25% всего рынка ОСАГО, то по итогам первого квартала 2018 года ее доля на рынке упала до 9,8%, а выплаты составили лишь 19% от общего объема. Без учета данных «Росгосстраха» выплаты страховщиков по ОСАГО за первый квартал снизились не так значительно – на 15%, с 31 млрд до 25 млрд руб., а сборы выросли с 37,1 млрд до 42,2 млрд руб.

В «Росгосстрахе» на запрос РБК не ответили. В Центробанке пояснили, что намерены изучить более детально итоги первого квартала 2018 года. В ЦБ также добавили, что благодаря системе прямого возмещения убытков (ПВУ) изменение выплатной политики страховщика потерпевшего отражается и в выплатах страховщиков причинителей вреда. (В рамках ПВУ потерпевшая в результате ДТП сторона имеет право обращаться за выплатой в страховую компанию, с которой у нее заключен договор ОСАГО, а страховая компания уже требует возмещения у страхователя виновника аварии).

Кроме того, в ЦБ по-прежнему считают «актуальными инициативы, изложенные в подходах к стабилизации рынка ОСАГО, объявленных Банком России в мае текущего года». Тогда регулятор объявил, что уже к осени 2018 года в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным, коридор базовой ставки по ОСАГО расширится на 20%. В результате средний обобщенный водитель будет платить за полис 7 тыс. руб. против нынешних 5,8 тыс. руб. На втором этапе реформы рынка ОСАГО страховым компаниям предлагается дать возможность устанавливать индивидуальные тарифы для каждого страхователя, а к 2020 году ЦБ рассчитывает снять все ограничения по тарифам.

Аномальные средние

Выплаты страховых компаний по ОСАГО начали резко снижаться во втором полугодии 2017 года: если в первом и втором кварталах прошлого года выплаты по страховым случаям превышали 50 млрд руб., то в третьем квартале снизились до 43 млрд руб., а в четвертом квартале – до 28,4 млрд руб.

Однако в ЦБ утверждают, что «анализ ситуации на рынке ОСАГО не дает пока оснований делать выводы о системном снижении объемов страховых выплат по ОСАГО», а статистика за 2017 год свидетельствует о достаточно высоком уровне убыточности в данном сегменте. По данным ЦБ, в 2017 году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.

«Необходимо учитывать, что изменение выплатной политики даже одного крупного страховщика ОСАГО ведет к изменению показателей большого числа страховщиков», – пояснили РБК в ЦБ.
Выплаты «Росгосстраха» по ОСАГО в прошлом году рухнули примерно с 20 млрд руб. в первых кварталах до 2,6 млрд руб. в последнем. Это совпало по времени со сменой собственников компании: владевший ею Данил Хачатуров продал убыточную страховую компанию (по итогам 2016 года убытки составили 33,3 млрд руб.) банку «ФК Открытие». 29 августа 2017 года ЦБ объявил о санации банка через Фонд консолидации банковского сектора, причем в периметр санации попал и «Росгосстрах». Возглавивший «ФК Открытие» Михаил Задорнов в конце 2017 года заявлял, что в «Росгосстрахе» «сверху донизу царило воровство». Данил Хачатуров не соглашался, утверждая, что причиной финансового краха компании стали ошибки в госрегулировании рынка ОСАГО, а не плохое управление.

Однако ситуация с выплатами по ОСАГО в «Росгосстрахе» отличилась от средней по рынку. В октябре 2017 года рейтинговое агентство АКРА отмечало, что в первом полугодии 2017 года средняя выплата по ОСАГО у «Росгосстраха» превышала среднюю выплату по остальным компаниям на 70% и приближалась к 100 тыс. руб. У «Росгосстраха» и прежде средняя выплата и раньше была выше среднерыночной (на 32% в 2016 году), но рост этого разрыва вдвое эксперты найти не могли, как писал РБК. Разница в средней выплате со среднерыночными показателями раньше объяснялась спецификой самого портфеля ОСАГО страховщика: у «Росгосстраха» большее присутствие в проблемных регионах, где наблюдается большая доля так называемых автоюристов, отмечали в АКРА. В самой компании РБК тогда говорили, что «Росгосстрах» всегда показывает страховые выплаты в целом, включая все выплаты по судам, которые и дают основную динамику, тогда как в ряде других компаний такие выплаты относят на другие статьи. Тем не менее, уверяли в компании, с третьего квартала 2017 года ситуация улучшилась благодаря принятой в мае программе исправления ситуации. К первому кварталу 2018 года средняя выплата «Росгосстраха» снизилась до 65 тыс. руб. против средних 57 тыс. руб. по остальным компаниям.
Страховщики должны одинаково отражать выплаты, подчеркивает партнер FMG Group Крупнов. Более того, в действующем отраслевом стандарте бухучета (так же, как и в предшествовавшем ему плане счетов) просто нет вариантов, как их отражать, поясняет юрист.

Тенденции к снижению нет

Если принять во внимание тот факт, что «Росгосстрах» изменил политику отражения выплат, то сравнение новых данных ЦБ с данными за первый квартал прошлого года теперь нерелевантно, полагает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. «Тем не менее с учетом того что РГС принял решение сокращать долю [ОСАГО] и сокращать убыточность, то в отношении этой компании тенденция к сокращению выплат пропорциональна сокращению сборов», – отмечает эксперт.

То обстоятельство, что «Росгосстрах» в течение всего прошлого года усиленно чистил свой портфель, сыграло важную роль в статистических показателях по выплатам в первом квартале 2018 года, отмечает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. С другой стороны, считает он, в первом квартале компании традиционно показывают хорошую оптимизацию расходов и статистика за январь–март не всегда отражает дальнейшую тенденцию развития рынка.

Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов также согласен, что на общую статистику повлияло сокращение портфеля ОСАГО у «Росгосстраха», отличавшегося самыми высокими выплатами на рынке из-за недобросовестных автоюристов. Но эксперт считает, что на снижение выплат могло повлиять и увеличение количества фальшивых полисов, оформляемых через посредников. «Все это приводит к тому, что число действующих полисов ОСАГО уменьшается, а по фальшивому полису клиент выплату, как полагается, не получает», – отмечает он.

Автобизнес / Новости

Средняя выплата по ОСАГО вновь снизилась

По итогам семи месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО составила чуть более 64 тысяч рублей – на 17% меньше, чем годом ранее. Также на 15% – до 1,25 миллиона – снизилось количество заявленных и урегулированных убытков. При этом вновь несколько сократился и размер средней премии – с 5,78 тысячи до 5,68 тысячи рублей, свидетельствуют данные Российского союза автостраховщиков (РСА).

Другие публикации:  Отпускные договор подряда

«РСА отмечает снижение размера выплаты по ОСАГО с начала этого года. Мы полагаем, что это, как и снижение количества заявленных и урегулированных убытков, связано с расширением практики применения натурального возмещения в обязательной “автогражданке”. Размер выплат снизился, поскольку натуральное возмещение применяется страховщиками в первую очередь в проблемных регионах, где активно работают “автоюристы”, – отметил президент РСА Игорь Юргенс. – Урегулирование в натуральной форме лишает их возможности получать со страховых компаний дополнительные деньги в результате накруток на выплату через суды. Что же касается снижения количества заявленных и урегулированных убытков, то это, скорее, особенности ведения учета, чем реальное их снижение».

Снижение размеров премий, по словам президента РСА, вызвано тем, что каждый год увеличивается число автовладельцев, имеющих скидку на ОСАГО из-за применения коэффициента «бонус-малус».

В январе-июле объем начисленных премий по ОСАГО составил 128,99 миллиарда рублей, сократившись на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сумма выплат по страховым случаям упала на 29% – до 79,78 миллиарда.

Статистика осаго

Для страховщиков ОСАГО 2017 год был неудачным. Впервые с 2004 г. премии по этому виду страхования и средняя стоимость полиса снизились. Стоимость полиса снизилась на 4% до 5819 руб., а сборы – на 3% до 228,125 млрд руб., следует из предварительных данных Российского союза автостраховщиков (РСА) за 2017 г. (Центробанк статистику публикует позже). При этом средняя выплата по ОСАГО в прошлом году увеличилась на 10% до 75 763 руб., а сумма выплат за прошлый год увеличилась на 9% и составила 181 млрд руб.

«Данные свидетельствуют о дисбалансе в системе ОСАГО», – говорит президент РСА Игорь Юргенс, слова которого приводит пресс-служба союза. Статистика РСА не учитывает накладные выплаты страховщиков ОСАГО в суде, например, штрафы и пени, оплата услуг экспертов и автоюристов, поясняет Юргенс. По предварительным данным самих страховщиков, по итогам 11 месяцев 2017 г. сумма таких непрофильных расходов составила 17 млрд руб.

Рынок ОСАГО сжимается, потому что некоторые автовладельцы либо отказались от покупки полиса, либо не смогли его купить, считает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. «Также довольно широкое распространение получили фальшивые полисы ОСАГО либо настоящие бланки полисов, украденные либо «утерянные» у отдельных страховщиков, в том числе лишившихся лицензий», – добавляет Янин.

Определенное влияние на сжимание рынка оказали и действия «Росгосстраха» по сокращению своей доли в ОСАГО: в ряде регионов у компании было доминирующее положение, уточняет он. Темп падения средней стоимости полиса и премий в целом предсказуемый, утверждает директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. Тем не менее, говорит она, это было ожидаемо. В 2015 г. Центробанк повысил тарифы по ОСАГО примерно на 40%, эффект от повышения исчерпался к середине 2016 г., и с III квартала 2016 г. началось падение средней премии.

Лидером по сборам премий по ОСАГО в 2017 г. стала «РЕСО-гарантия», размер премий которой составил 36,1 млрд руб. «Росгосстрах», который прежде был лидером по ОСАГО, в 2017 г. опустился на второе место, его сборы за год упали с 54,6 млрд до 31,8 млрд руб. Весь прошлый год «Росгосстрах», стремясь выбраться из многомиллиардных убытков, целенаправленно сокращал свою долю в ОСАГО и к концу года довел ее до 10% (ранее доля компании в ОСАГО достигала 40%), говорил ранее представитель «Росгосстраха».

«РЕСО-гарантия» не ставила перед собой задачу по завоеванию лидерства в ОСАГО, говорит заместитель гендиректора Игорь Иванов. «Сказалось сочетание разных факторов: сокращение доли РГС, популярность нашего бренда, специфика страхового продукта», – сказал он.

Без ОСАГО ездят 3 млн водителей

В России резко увеличилось количество автомобилистов, которые не покупают полисы ОСАГО. Согласно данным, предоставленным «Известиям» в МВД, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки увеличилось на 40%, до 2,8 млн штук. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что примерно 3 млн автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Эксперты считают, что отказников куда больше, а их мотивация обусловлена растущей стоимостью обязательной страховки.

Ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд. Впервые за всю историю ОСАГО резкий спад заключения договоров был зафиксирован в 2015 году. Тогда, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель скакнул до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 протоколов (+40%).

Страховщики со своей стороны также фиксируют отрицательный тренд. Начиная с 2015 года наблюдается резкое снижение общего числа заключенных договоров ОСАГО, которое на фоне увеличения автопарка может объясняться лишь реализацией и использованием автовладельцами поддельных бланков полисов ОСАГО либо эксплуатацией транспортных средств без полиса, рассказали «Известиям» в РСА.

В 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.

При этом парк легковых и грузовых автомобилей страны за это время значительно увеличился: с 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн. По данным РСА, не менее 3 млн автовладельцев эксплуатировали машины без автогражданки или по поддельным документам.

Доверие к ОСАГО катастрофически снижается, констатирует автомобильный адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— Прежде всего за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже — речь идет о последних поправках, связанных с ограничением выплат наличными деньгами автомобилисту при наступлении страхового случая. Кроме того, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки, — считает Радько.

При ДТП отсутствие полиса ОСАГО у водителя несет потенциальные проблемы невиновному участнику аварии: взыскание средств придется производить через суд. По оценкам адвоката Сергея Радько, за последние три года в среднем количество таких разбирательств выросло на 15–20%.

— Если человек не нашел деньги на полис ОСАГО, то с большой долей вероятности у него нет средств и на оплату ремонта пострадавшей машины. Взыскания через суд могут длиться годами. Иногда судья выносит решение, приставы приходят конфисковать имущество, ничего стоящего не находят и выносят отказ в компенсации, — объясняет адвокат.

По мнению автомобильного эксперта Сергея Иванова, снижение количества заключенных договоров ОСАГО стремительно набирает обороты. При накоплении критической массы (8–10 млн автомобилистов) может возникнуть кризис доверия ОСАГО, который по принципу домино перерастет в повальный отказ граждан от обязательной страховки. Решением проблемы должно быть скорейшее снижение тарифов ОСАГО, убежден Сергей Иванов.

В РСА же полагают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. В союзе рассчитывают, что законодатели их пересмотрят. Также в объединении страховщиков настаивают на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения.

Тенденции рынка страхования ОСАГО в 2014-2017 годах

Автострахование занимает одно из лидирующих мест на рынке страховых услуг практически весь период своего существования. Однако систему страхования гражданской ответственности автовладельцев нельзя назвать стабильной и в 2017 г. Рынок продолжает развиваться, демонстрируя на сегодня отрицательные тенденции роста.

В начале текущего года глава союза страховщиков И. Ю. Юргенс отмечал, что компенсационные выплаты за январь-февраль приближаются к сумме сборов за этот период. За последние 5 лет подобные показатели не фиксировались. Отрасль автострахования продолжает приносить страховым компаниям убытки, поскольку уровень выплат на начало 2017 г. вырос на 48% из-за повышения предельной суммы компенсаций за материальный ущерб.

Другие публикации:  Регистрация по месту жительства в москве для граждан рф

Главные события рынка автострахования в 2014 г.

К началу 2014 г. Российский союз автостраховщиков закончил выплаты по обязательствам компаний, которые обанкротились или ушли с рынка в предыдущий период. 99 страховщиков во всех регионах выдавали полисы ОСАГО. Наблюдалось увеличение средней компенсации по страховым случаям, что было обусловлено повышением лимитов выплат с 01.10.2014 г. незаконной деятельностью автоюристов, которые в судебном порядке добивались солидных сумм компенсации за сфальсифицированные аварии. Страховщики пресекали более 200 попыток получения незаконных компенсаций, что позволило сэкономить за год 15 миллионов.

К основным проектам РСА за 2014 г. относятся:

  • старт единой методики расчета за ремонтные работы по справочникам средней стоимости запасных частей;
  • создание Бюро страховых историй, информация которого должна способствовать формированию справедливых тарифов для каждого клиента;
  • начало разработки электронной системы выдачи полисов автострахования.

К концу полугодия на первый план вышла проблема убыточности страховых компаний, назревавшая около 2-х лет. Центробанк, осуществляющий функции регулятора тарифов, провел проверку тарифных расчетов. Тарифный дефицит, после введения новых выплат, составил более 43%. РСА выступил с инициативой по пересмотру коэффициентов, учитывающих возраст автовладельца и водительский стаж. Исследования подтвердили, что при действующих расчетах опытные водители переплачивали за полис, а начинающие – не покрывали убытков, которые возникали вследствие аварий с участием новичков на дороге. Также требовали пересмотра территориальные коэффициенты: убытки не покрывались в 31 регионе. Предложение страховщиков было принято, коэффициент территорий изменен, что в сочетании с повышением базового тарифа в 2015 г. спровоцировало рост средней стоимости полиса.

Как менялась средняя стоимость ОСАГО с 2014 г. (без учета персональных коэффициентов) отражено в таблице ниже.

В 2015 г. сначала изменился территориальный коэффициент, поэтому стоимость полиса в некоторых регионах возросла. В 2016 г. вступили в силу новые тарифные ставки, которые и обусловили существенное подорожание страховки на всей территории РФ.

Повышение тарифов и реформирование рынка ОСАГО в 2015 г.

Уровень реальной убыточности достиг 105%, что на 3% выше данных 2014 г., поэтому назрела необходимость в существенном повышении тарифов. Игнорирование ситуации привело бы к росту убыточности до 140% и развалу рынка автострахования. Средняя стоимость полиса после перерасчета тарифов выросла до 5530 руб., что почти на 60% выше цены прошлого 2014 года. Существенно выросли и лимиты выплат (по данным РСА средняя сумма компенсации за декабрь составила почти 60 тыс. руб., в 2014 – 43 тыс. руб.). Сборы страховых компаний возросли на 46%, а выплаты – на 37%.

В РСА отметили, что объективный показатель выплат гораздо больше, поскольку возмещение за причинение вреда здоровью из-за специфики начислений и сроков обращений запаздывало на несколько месяцев. Пострадавшие требовали компенсацию после окончания лечения, на что уходил не один месяц. Поэтому выплаты по договорам текущего года должны были осуществляться страховщиками в 2016 г.

Негативной тенденцией в автостраховании 2015 г. стали масштабы фальсификации полисов ОСАГО. Союз автостраховщиков обнародовал данные, по которым 2 договора страхования из сотни приобретались у мошенников. Стоимость фальшивого документа была на порядок ниже, чем настоящего и была примерно равна штрафу за отсутствие страхового полиса. Для решения проблемы была разработана многоуровневая защита бланков: сложная система окраски бумаги, металлизированная нить и др. Параллельно шла работа по внедрению системы электронных продаж, которая с 15.06 начала проходить тестирование.

2016 г. — эффект от роста тарифов

В указанном году некоторые показатели рынка били рекорды. Средняя выплата была на 40% выше, чем в предыдущем 2015 году (сказалось повышение лимитов компенсаций при наступлении страхового случая). По информации РСА, это самый высокий показатель за все годы существования ОСАГО. Отношение выплат к сумме сборов составило 73%, что превышало показатели за предыдущие годы. Суммы сборов и выплат за период 2014 — 2017 гг. отражены в таблице ниже.

Несколько упали продажи полисов, однако, по сравнению с 2015 г., этот сегмент рынка стабилизировался. В 2016 г. падение остановилось на 2% за счет минимизации эффекта отмены отдельного полиса на прицеп. Количество страховых компаний, которые остались на рынке, сократилось до 73-х (в начале внедрения обязательного автострахования их было 157).

Канал электронных продаж полисов в 2016 г. работал с полной нагрузкой, тестирование системы прошло успешно. Страховые компании пока добровольно внедряли у себя такую систему, но планировалось, что в 2017 г. продажа полисов онлайн станет обязательной для всех участников рынка. За 2016 г. через интернет было заключено 330 тыс. договоров.

Е.В. Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков, уверен, что отечественный рынок адаптирует для себя только лучшие модели автострахования Европы. В перечень серьезных достижений он включает единую методику оценки ущерба, наличие Бюро кредитных историй, досудебную практику урегулирования конфликтов, серьезный уровень автоматизации услуг (в том числе электронные продажи полисов). Для достижения таких результатов европейским государствам требовалось до 40 лет, а в РФ система создана и функционирует всего за 13. И это при том, что территориально Россия гораздо больше и сложнее, чем Франция или Бельгия, а отечественный автопарк многочисленнее и как следствие – требует более серьезного подхода к учету и анализу.

Изменения 2017 г. и прогноз на будущее

Негативные тенденции российского страхового рынка ОСАГО актуальны на 2017 г. и, по словам главы РСА, будут расти. По данным за первое полугодие, уровень компенсаций достиг 108% (в 2016 г. – 73%), что свидетельствует о прогрессирующей убыточности страховых компаний. Изменения, вступившие в силу в 2017 г. (ремонт вместо денежной компенсации), еще не проявили себя в полном объеме. Несмотря на применение страховщиками верхнего порога базовой ставки (4118 руб.), уровень выплат по отношению к сборам продолжает расти. В 2017 г. компенсации выросли более чем на 46%. К положительным тенденциям можно отнести работу электронного сектора продаж, который обеспечивает доступность страховки в отдаленных регионах.

В ближайшее время увеличения тарифов не предвидится, поскольку законодательно пересматривать их Центробанк может не чаще одного раза в год. Союз страховщиков настаивает на системе свободного тарифообразования, так как убытки вынуждают многих игроков сокращать свое присутствие в регионах или сдавать лицензии. Если в 2015 г. удалось притормозить падение, то показатели 2016 г. снова демонстрируют снижение продаж. Долю рынка теряет лидер автогражданки «Росгосстрах», который на треть снизил продажи полисов. Данные о компании представлены в таблице ниже.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *