Право частной собственности на природные ресурсы общая собственность

Український юридичний портал

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Право частной собственности на природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности за­креплено в КРФ (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ. Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда до­статочно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственнос­ти на недра фактически был обойден, то в ФЗ от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О не­драх» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископае­мые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицен­зии могут находиться в федеральной государственной собственности, собствен­ности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных фор­мах собственности.

Действующее законодательство, исходя из специфики данно­го природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащи­еся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом РФ, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные вод­ные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса РФ 1997 года. Статьей 30 Кодекса установ­лено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено ФЗ. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собствен­ником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодатель­ства РФ о растительном мире. Частная собственность может быть индивидуальнойиобщей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущест­во, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей — совместной собственностью.

№36 Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

* обращения взыскания на имущество по обязательствам;

* изъятия для государственных нужд путем выкупа;

* изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

* перехода наследства государству;

* реквизиции. Реквизиция — это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

* конфискации. Конфискация — это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;

* национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.

Общие основания прекращения права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

* обращение взыскания на имущество по обязательствам;

* отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

* отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 235).

Согласно ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.

Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279). Решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию.

37 Методы экономического регулирования в области охраны ОС. Общие положения.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

-разработка государственных прогнозов социально – экономического развития на основе экологических прогнозов;

-разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно — антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Право частной собственности на природные ресурсы общая собственность

6.4. Право частной собственности на природные ресурсы

Право частной собственности является одной из форм права собственности, при которой правомочиями пользования, владения и распоряжения обладают юридические и физические лица.
Институт права частной собственности, в том числе и на природные ресурсы получил мощное развитие в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения.
В статье 36 Конституции РФ прямо закреплено право граждан и их объединений (юридических лиц) иметь в частной собственности землю. Данное положение получило дальнейшее развитие в Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (глава III).
Согласно ст.ст. 34 и 40 Водного кодекса РФ, водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством, причем в частной собственности могут находиться лишь обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), которые представляют собой небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 40).
Лесной кодекс РФ (ст. 20) в незначительной мере предусматривает право частной собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Граждане и юридические лица вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Причем древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Как уже упоминалось, законодательство о недрах не предусматривает нахождения участков недр в собственности физических или юридических лиц. В то же время добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в частной собственности.
Законодательство о животном мире также не допускает нахождения объектов животного мира в частной собственности, за исключением случаев, когда такие объекты изъяты из среды их обитания в установленном порядке (зоопарк, животноводческая ферма).
Наконец, согласно ст. 261 Гражданского кодекса РФ, право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный слой), замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения. В то же время, право собственности на недра, расположенные под земельным участком, к его собственнику не переходят.

Другие публикации:  Приказ о списании представительских расходов

Экологическое право

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В статье 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы. Этот процесс идет в острейшей политической борьбе сторонников и противников введения частной земельной собственности. Сторонники права частной собственности на землю полагают, что именно она будет способствовать изменению к лучшему ситуации в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности, призваны стать альтернативой малоэффективным коллективным формам хозяйства. Противники же полагают, что введение частной собственности на землю будет чревато негативными для общества последствиями, связанными со спекуляцией землей, разорением определенной части крестьянства, которая вынуждена будет превратиться в батраков*.

* Иконицкая И.А. Право собственности на землю в Российской Федерации. М., 1993. С. 3.

Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным является Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г . Цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность, а также право граждан на их продажу регулируются Законом РФ от 23 декабря 1992 г . «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»*. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г . «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»** предусмотрел некоторые особенности права частной собственности на сельскохозяйственные земли, касающиеся, в частности, приватизации земель при организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

* ВСНД РФ И ВС РФ. 1993. №1. Ст. 26.

** ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5.

Значительная роль в регулировании отношений частной собственности на землю принадлежит указам Президента РФ, восполнившим пробелы в регламентации этих отношений. Так, Указом от 27 декабря 1991 г . «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусмотрен механизм приватизации земель при реорганизации колхозов и совхозов, а также право граждан на распоряжение земельными участками. Отношения платы за земельные участки урегулированы Указами от 2 марта 1992 г . «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»; от 14 июня 1992 г . О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

Указ от 23 апреля 1993 г . «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установил порядок оформления прав на вновь предоставленные земельные участки, а также порядок перерегистрации прав на земельные участки, ранее предоставленные гражданам в пользование.

В целях упорядочения приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, был принят Указ от 14 февраля 1996 г . «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». В соответствии с ним граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения (далее именуются – объекты недвижимости), вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно. Органам местного самоуправления было рекомендовано предоставить земельные участки по объектами недвижимости в собственность гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получивших объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, – бесплатно, а другим гражданам и юридическим лицам – по нормативной цене земли.

В связи с нерешенностью в законодательстве многих вопросов правового регулирования земельных отношений для обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса РФ был принят Указ от 1 марта 1996 г . «О реализации конституционных прав граждан на землю». Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г . и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещено обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Собственнику земельной доли без согласия других участников долевой собственности предоставлен широкий круг прав, включая право:

• передавать земельную долю по наследству;

• использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

• продать земельную долю;

• подарить земельную долю;

• обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;

• передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

• передавать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

• внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Наряду с земельным законодательством право собственности и другие вещные права на землю регулируются в гл. 17 ГК РФ, которая будет введена в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли-продажи, залога, дарения, наследования).

Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится уполномоченным на то органом, в ведении которого находится земельный участок, на конкурсной основе. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд*.

* Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита. М., 1995.

По имеющимся данным, с начала 1991 г . в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан России получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев).

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. При этом реализуется главное качество земли – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

4.3.1. Право собственности на природные ресурсы.

В силу ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы могут быть объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Право собственности — основополагающее вещное право, от которого производны иные вещные права.

Другие публикации:  Договор о взаимной защите инвестиций

В экологическом праве закрепляется правовой режим природных ресурсов как объектов собственности, в том числе какие природные ресурсы являются объектами права собственности, а также экологические ограничения правомочий субъектов права собственности.

Отношения собственности как предмет правового регулирования имеет свою структуру: субъекты, содержание, объекты. Применительно к ней будут рассматриваться особенности правового регулирования права собственности на природные ресурсы.

Субъектами права частной собственности могут быть граждане РФ, предприятия и иные организации (юридические лица) РФ кроме предприятий и организаций, являющихся объектами государственной, муниципальной собственности. В законодательстве не предусматривается возможность нахождения природных ресурсов в собственности предприятий и иных организаций с иностранными инвестициями, с участием государства и муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, международных организаций, лиц без гражданства.

В законодательстве установлены ограничения права частной собственности на природные ресурсы.

Так, в частной собственности могут находиться земельные участки, переданные в частную собственность из государственной на основании закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» [159] колхозникам и работникам сельскохозяйственных организаций в процессе их реформирования, закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [160], приобретенные в частную собственность при приватизации государственных и муниципальных предприятий, приобретенные гражданами, юридическими лицами РФ из государственной, муниципальной собственности на первичном земельном рынке, а также у других собственников на вторичном земельном рынке, полученные гражданами РФ на основании закона РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[161]. Органы местного самоуправления устанавливают минимальные и максимальные (предельные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, которые дифференцируются в зависимости от целевого назначения земель.

Закон РФ «О недрах» исключает право частной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

В силу ст. 8 ВК РФ в частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, находящихся в собственности физических, юридических лиц, если иное не установлено законодательством.

Лесной кодекс РФ не предусматривает частной собственности на лесной фонд РФ, однако лесные насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в частной собственности, также являются объектом частной собственности. Не предусматривается право частной собственности на объекты животного мира федеральным законом «О животном мире», на особо охраняемые природные территории федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Субъекты права частной собственности на земельные участки, пруды и обводненные карьеры, лесные насаждения обладают правом владения, пользования и распоряжения.

Право владения заключается в принадлежности объекта собственности субъекту.

Собственник, владея природным ресурсом, обязан обеспечить сохранность присущих ему свойств, охранять от загрязнений, порчи, уничтожения и других вредных воздействий, от самовольных захватов и пользований, проводить работы по восстановлению утраченных свойств, мелиорации, осуществлять учет в рамках ведения кадастров; мониторинг, а также информировать в установленном порядке о состоянии находящихся в его собственности природных ресурсов органы государственной власти и местного самоуправления. Равным образом собственник природных ресурсов вправе требовать от всех лиц соблюдать его права, не совершать действий, приводящих к порче, уничтожению находящихся в его собственности природных ресурсов, а также предъявлять требования о защите его прав, возмещении вреда, причиненного природным ресурсам, нанесенных ему убытков.

Право пользования заключается в использовании природных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения производственных и иных потребностей.

Пользование природными ресурсами допускается в соответствии с их целевым назначением. При этом собственники самостоятельно выбирают формы хозяйствования с соблюдением требований по охране окружающей среды, прав и интересов иных лиц.

Пользование природными ресурсами может осуществляться путем извлечения из природной среды нужных человеку компонентов и средств, без такового либо для размещения, захоронения отходов производства и потребления.

Право распоряжения представляет собой право решать юридическую судьбу находящихся в собственности природных ресурсов. Распоряжение может осуществляться путем отчуждения находящихся в собственности природных ресурсов на основе договоров купли-продажи и иных сделок. В этом случае право частной собственности прекращается. Распоряжение природными ресурсами может осуществляться без прекращения права собственности, например, путем передачи во временное пользование, в аренду.

Право государственной собственности на природные ресурсы имеет две формы: право собственности РФ (федеральной собственности) и право собственности субъектов РФ.

Субъектом права государственной федеральной собственности РФ является Российская Федерация. Российская Федерация как субъект права собственности обладает правом владения, пользования и распоряжения находящимися в ее собственности природными ресурсами. Полномочия собственника от имени Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пользование природными ресурсами осуществляется государственными и муниципальными унитарными организациями и другими субъектами отношений природопользования, которые наделяются правом природопользования, а также на условиях аренды.

До провозглашения декларации «О государственном суверенитете РФ», принятой 1 съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.[162], природные ресурсы в силу Конституции СССР были объектами государственной (общенародной) собственности. Субъектом государственной (общенародной) собственности на природные ресурсы являлся СССР, а РСФСР и другие союзные республики таковыми не являлись, а осуществляли в лице органов государственной власти полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, находящимися на их территориях.

Декларацией «О государственном суверенитете РСФСР» провозглашалось исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России, в том числе и природными ресурсами.

В ст. 1 закона РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» [163] природные ресурсы признаны национальным богатством народов РСФСР и собственностью РСФСР.

Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» [164] природные ресурсы признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и передавались в ведение Советов народных депутатов. Природные ресурсы могли находиться в государственной собственности в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в РФ, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Разграничение государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ в силу ст. 72 «г» Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Порядок и условия отнесения природных ресурсов к области федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ регламентируется федеральными кодификационными актами.

В собственности субъектов РФ могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ. В собственности субъектов РФ могут находиться водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, принадлежащих субъектам РФ на праве собственности; особо охраняемые природные территории регионарного значения. Субъектами права государственной собственности субъектов РФ являются республики, края, области, автономная область, автономные округа. Полномочия собственников осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.

Земли и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности и в управлении органов местного самоуправления.

Право муниципальной собственности на конкретные природные ресурсы конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экологических отношений.

При этом объектами муниципальной собственности могут признаваться природные ресурсы:

· составляющие территориальную основу местного самоуправления и находящиеся на территории муниципального образования;

· предназначенные для удовлетворения муниципальных потребностей и потребностей населения муниципального образования;

· не отнесенные по своей значимости к объектам государственной собственности.

Так, в муниципальной собственности должны находиться земли общего пользования, занятыми площадями, улицами, дорогами, кладбищами; водопроводными, канализационными сетями и иными объектами муниципальной инфраструктуры; лесными насаждениями, жилыми домами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры; находящиеся в муниципальной собственности.

Закон РФ «О недрах» не предусматривает передачу недр в муниципальную собственность.

В муниципальной собственности могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков-обьектов права муниципальной собственности. Лесные насаждения, произрастающие на землях находящихся в муниципальной собственности являются объектом муниципальной собственности. Не предусматривает режима права муниципальной собственности на объекты животного мира федеральный закон «О животном мире». Водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, также относятся к муниципальной собственности. В силу ст.2 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» могут создаваться особо охраняемые территории местного значения, которые являются объектами муниципальной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности на природные ресурсы являются муниципальные образования – города, поселки, сельские поселения, районы. Они обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения.

Полномочия муниципальных образований по владению и распоряжению находящимися в их собственности природными ресурсами осуществляют органы местного самоуправления.

Право пользования природными ресурсами осуществляется муниципальными предприятиями и иными организациями, а также может предоставляться другим субъектам, в том числе и физическим лицам.

Право частной собственности на природные ресурсы

Право частной собственности представляет собой правовой институт, который закрепляет собственность граждан и юридических лиц. Субъектами права частной собственности на природные ресурсы могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, в т.ч. иностранные. Не могут быть субъектами права частной собственности на природные ресурсы предприятия, учреждения и организации государственной или коммунальной форм собственности.

Право частной собственности граждан на природные ресурсы, как правило, проявляется в форме общей собственности, т.е. характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. В своем большинстве природные ресурсы предоставляются не отдельным гражданам, а родственным образованиям: семье гражданина, фермерскому хозяйству (что, как правило, является семейно-трудовым образованием). Различаются два вида частной собственности: общая собственность с определением доли (общая долевая собственность) и общая собственность без определения доли (общая совместная собственность).

Для семейных и семейно-трудовых образований характерна общая собственность без определения доли. В случае создания гражданами хозяйствующего совместного общества в виде юридического лица (садоводческого общества, сельскохозяйственного предприятия и др.) образуется общая долевая собственность с определением доли каждого сособственника.

Общая долевая собственность характеризуется тем, что каждому сособственнику принадлежит уже определенная доля в праве собственности. Эта доля не выделяется в натуре, на местности. Она может быть выражена в виде процентов или дроби права общей собственности. Размер доли определяется в зависимости от условий приобретения права на общую собственность, например в случае наследования, приобретения по договору купли-продажи, дарения и др. Поэтому доли в общей собственности могут быть неравными, а могут быть и равными. Но независимо от размера доли каждый сособственник пользуется равным объемом прав по отношению к общей собственности.

Определенная специфика как субъекта права частной собственности присуща фермерскому хозяйству. Земельный кодекс Украины закрепляет гражданина в виде субъекта права частной собственности на землю для ведения фермерского хозяйства. Однако правоспособностью для этих целей гражданин владеет только с момента государственной регистрации фермерского хозяйства. Таким образом, и в этом случае фактически субъектом права частной собственности на землю выступает не отдельный гражданин, а юридическое лицо в виде фермерского хозяйства, которое создается, как правило, группой граждан.

Другие публикации:  Windows 8 64 bit rus лицензия торрент

Таким образом, фермерское хозяйство можно рассматривать как форму сельскохозяйственного предприятия, которое базируется на общей совместной частной собственности на землю, а субъектом этого права выступает семейно-трудовое объединение лиц.

Характерным признаком субъекта права частной собственности, является надлежащая право- и дееспособность. В связи с отсутствием соответствующих предписаний в экологическом законодательстве правовой статус субъектов права собственности на природные ресурсы целесообразно определять по аналогии с нормами гражданского права относительно общей право- и дееспособности с учетом требований экологического законодательства.

Экологической дееспособностью является способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, т.е. осуществлять действия, которые направлены на самостоятельное, или совместное с другими лицами получение объекта собственности, в частности, обращаться к соответствующему органу о предоставлении в собственность природных ресурсов, получать природные ресурсы, земельный пай, приобретать природные ресурсы на основании гражданско-правовых сделок и др.

Экологическая право- и дееспособность принадлежат отдельному физическому лицу – гражданину Украины, иностранному гражданину или лицу без гражданства с момента достижения 18-летнего возраста.

Объектом права частной собственности юридических лиц (основанных гражданами Украины или юридическими лицами Украины) выступают природные ресурсы, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности или для удовлетворения личных и социальных потребностей.

Например, это земельные участки, предоставленные для жилищно-строительных кооперативов, или сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Объектом права частной собственности иностранных юридических лиц являются только земельные участки несельскохозяйственного назначения, в случае приобретения объектов недвижимого имущества и земельные участки для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине, в первую очередь, в пределах населенного пункта.

Земельные участки, как объекты права собственности граждан Украины имеют строго определенные размеры и различаются по цели использования. Например, объектом права собственности граждан Украины выступают земельные участки для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая); для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2,0 гектаров; для ведения садоводства – не больше 0,12 гектара; для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не больше 0,25 гектара, в поселках – не больше 0,15 гектара, в городах – не больше 0,10 гектара; для индивидуального дачного строительства – не больше 0,10 гектара; для строительства индивидуальных гаражей – не больше 0,01 гектара.

Объектом права частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства являются земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

В земельном законодательстве не содержится ограничений на количество земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица. Тем не менее, это не влечет объединения нескольких земельных участков в единый объект права собственности даже при совпадении их целевого назначения и цели использования.

Экологическое законодательство устанавливает право частной собственности не только на земельные участки, но и на леса. Это положение нашло отражение в ст.ст. 10, 12 Лесного кодекса Украины. Гражданам и юридическим лицам Украины могут принадлежать на праве частной собственности небольшие замкнутые земельные лесные участки общей площадью до 5 гектар в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Этот размер может быть увеличен в случае получения лесов по наследству. Кроме этого, граждане и юридические лица могут самостоятельно создавать леса на принадлежащих им деградированных и малопродуктивных землях. В этом случае размер лесных угодий законодательно не нормирован.

Основным способом возникновения права частной собственности на природные ресурсы выступает приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача в частную собственность природных объектов, которые находятся в государственной или коммунальной собственности. Это основание носит разовый характер, так как право собственности на условиях приватизации может возникнуть только один раз, о чем гражданину делается отметка в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность.

По своей сущности предоставление природных объектов в собственность как основание возникновения права собственности выступает в виде административно-распорядительного акта.

Таким образом, приватизация представляет собой акт распоряжения природным объектом. Поэтому природные объекты предоставляются в частную собственность только по решению органов, к компетенции которых относится право распоряжения ими. Граждане Украины имеют право получить бесплатно в собственность ранее предоставленные им в пользование земельные участки, в соответствии с размерами, которые установлены в действующем Земельном кодексе. В случае отсутствия приватизированных земельных участков граждане Украины имеют право получить бесплатно в собственность из земель государственной или коммунальной собственности по одному земельному участку каждого целевого назначения.

Природные ресурсы предоставляются в собственность на основании решений местных советов, на территории которых они расположены. В решении о предоставлении природных ресурсов отмечаются цель, для которой они предоставляются, размеры и основные условия использования. Порядок предоставления природных ресурсов в собственность регулируется поресурсовыми кодексами и законами Украины. Предоставление природных ресурсов в собственность происходит на основании заявления или ходатайства лица, в котором оно указывает желаемый размер, местонахождение и цель использования.

Таким образом, приватизация как основание возникновения права частной собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность определенных законом действий и включает в себя подачу заявления или ходатайства, принятие решения компетентным органом о предоставлении природного объекта в собственность, установление границ на местности (отвод в натуре) и выдачу документа, удостоверяющего право собственности. Право собственности на природные ресурсы возникает при совершении всех перечисленных выше действий.

Кроме того, в случае приватизации сельскохозяйственных предприятий граждане – работники этих предприятий, имеют право получить еще и земельный пай, который после выделения в натуре (на местности) приобретает статус земельного участка соответствующего целевого назначения. При приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа с определением каждому их земельной доли (пая). Каждый работник этого предприятия, учреждения и организации, а также пенсионеры из их числа имеют гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности).

Основанием возникновения права частной собственности на природные объекты выступает получение доли в общем имуществе супругов. По этому основанию у лиц, которые находятся в зарегистрированном браке, возникает право общей собственности на все имущество, которое приобретается в период брака, в том числе и на природные объекты, которые приобретаются (за исключением случаев приобретения имущества, отнесенного к раздельному).

Специфическим условием, которое влечет возникновение права собственности на животный мир, является разведение (получение) объектов животного мира. В этом случае право частной собственности возникает только в отношении тех объектов животного мира, которые разведены (получены) в неволе или полувольных условиях.

Особый регламентированный порядок возникновения права частной собственности предусмотрен для иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные лица могут приобретать в собственность земельные участки только на основании гражданско-правовых сделок. Земельные участки могут быть только несельскохозяйственного назначения в пределах населенного пункта, и, как правило, те, на которых расположены или будут строиться объекты недвижимого имущества. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства в порядке наследования получит земельный участок сельскохозяйственного назначения, то он должен на протяжении года реализовать его путем отчуждения, т.е. продать, обменять или подарить лицу, которое обладает надлежащей право- и дееспособностью (например, гражданину Украины).

Обязательным условием для приобретения иностранным юридическим лицом права собственности на земельный участок является регистрация постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Для заключения сделок на приобретение в собственность земельных участков, которые находятся в государственной собственности, иностранными юридическими лицами требуется согласие Верховной Рады Украины, а для приобретения земельных участков, которые находятся в коммунальной собственности, – Кабинета Министров Украины.

Право частной собственности на землю хозяйственных обществ, например сельскохозяйственных акционерных обществ, может возникать путем внесения в уставный фонд земельных участков их учредителями.

Прекращение права частной собственности на природные ресурсы производится на основании и в порядке, прямо предусмотренном в законе. Экологическое законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права частной собственности и устанавливает порядок такого прекращения.

Право собственности прекращается на основании решения соответствующего государственного органа власти в случае добровольного отказа собственника, отчуждения (продажи) природного объекта, выкупа для государственных или общественных нужд. При несогласии собственника на выкуп, прекращение права собственности осуществляется в судебном порядке.

К числу оснований прекращения права собственности на природные ресурсы (хотя они прямо и не предусмотрены действующим экологическим законодательством) следует отнести случаи, когда право собственности подлежит прекращению, например, при ликвидации предприятия, организации или учреждения, смерти лица или ликвидации (уничтожении) природного объекта.

Прекращение права собственности на природные ресурсы осуществляется путем их изъятия или выкупа.

Выкуп природных ресурсов из частной собственности происходит с согласия собственника.

Прекращение права собственности на природные объекты путем изъятия происходит в судебном порядке по искам местных советов, прокурора или органов контроля за использованием и охраной природных ресурсов.

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *