Договор об организации перевозок характеристика

Договор об организации перевозок: понятие, содержание, ответственность

В ГК РФ договор перевозки выделен в самостоятельный вид договора, который получил свое закрепление в гл. 40 ГК РФ. Общие положения данного договора закреплены в ст. 784 ГК РФ.

По договору об организации перевозки грузов согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

В этих договорах может быть установлена ответственность сторон за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Таким образом, договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер и является по своей юридической природе консенсуальным, возмездным и двусторонним.

К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры — на морском и речном транспорте; специальные договоры — на воздушном транспорте; годовые договоры — на автомобильном транспорте.

Наличие данного договора не освобождает отправителя от обязанности подать заявку на перевозку груза перевозчику.

При несоответствии условий договора перевозки конкретного груза (ДПГ), заключенного на основе договора об организации перевозок (ДОП), условиям ДОП приоритет отдаётся условиям ДПГ (т.к. они являются специальными).

§ 2. Договор об организации перевозок

Понятие и определение. Юридическая природа. Значение.

1. Данный договор не носит обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок.

2. Договор об организации перевозок — это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления в обусловленном объеме грузов к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) — предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки (ст. 798 ГК).

В договоре определяется порядок расчетов сторон на будущее время при возникновении в ходе транспортного процесса конкретных денежных обязательств. Договор может содержать иные условия организации перевозки.

В договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, и другие условия.

3. Договор об организации перевозок груза является:

— двусторонне обязывающим (взаимным).

Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

4. Значение договора. Договор об организации перевозок груза нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров. Все транспортные договоры в равной степени элементы регулирования транспортного процесса. Нельзя рассматривать договор об организации перевозок как подчиненный договору перевозки груза.

Договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов (то есть именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок).

Договор об организации перевозок характеристика

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Глава 7. Договор об организации перевозок грузов

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать определение, виды, основные характеристики, примерную форму и элементы договора об организации перевозок грузов;

уметь аргументированно доказывать организационный характер правоотношений, возникающих из договора об организации перевозок грузов; определять основания и применять меры ответственности в случае нарушения условий договора об организации перевозок грузов; отграничивать данный договор от предварительного договора, договора на перевозку грузов, договора подряда, заявки на перевозку грузов, договоров об организации буксировок, договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, букинг-нота и др.; применять способы обеспечения обязательств к договору об организации перевозок;

владеть навыками оформления договора на подачу и уборку вагонов и договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути; составления и заключения договора об организации перевозок грузов.

7.1. Понятие договора об организации перевозок грузов

Долгосрочные гражданско-правовые договоры об организации систематических перевозок впервые получили свое закрепление в действующем гражданском кодексе. Таким образом, выражена дань признания важности и необходимости этого гражданско-правового института. Степень оптимальности и надежности схем доставки, отточенности их механизма напрямую коррелирует со стабильностью товарооборота и устойчивостью работы российских предприятий. Неудивительно, что этой проблематике в последнее время уделяется большое внимание со стороны экономистов, специалистов в области логистики и цивилистов.

На автомобильном транспорте договор о систематических перевозках грузов традиционно именовался годовым, на речном транспорте – навигационным, на воздушном транспорте – специальным.

Другие публикации:  Федеральный закон об основах охраны труда новый

В настоящее время договор об организации перевозок сформулирован в ст. 798 ГК следующим образом. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелецпредъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Следует констатировать, что среди специалистов отсутствует единое мнение по вопросу правовой природы названного договора ни в теории, ни в судебной практике. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2005 № Ф08- 2699/2005 отмечается, что договор об организации перевозки грузов не является самостоятельным видом договоров, это договор, обеспечивающий регулирование отношений, которые связаны с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе. Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов характеризуют договор об организации перевозок, предшествующий реальному договору перевозки конкретного груза, как организационную предпосылку заключения договора перевозки груза, отличную от самого договора перевозки груза. Вместе с тем авторы определяют рассматриваемое обязательство как консенсуальный, взаимный договор, направленный на обеспечение планомерных отправок грузов [1] . Однако организационно-техническую предпосылку никоим образом нельзя отнести к числу юридических фактов, из которых могут возникнуть гражданские права и обязанности. Представляется, что с точки зрения гражданского права налицо гражданско-правовой договор, что, собственно, с достаточной определенностью обозначено законодателем. В связи с этим вызывает удивление названное постановление ФАС Северо-Кавказского округа, согласно которому договор об организации перевозки грузов не является самостоятельным видом договоров.

  • [1] См.: Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства // Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. M., 2011. Т. 2. С. 378.

1. Понятие и содержание договоров об организации перевозок грузов

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять грузы в обусловленном объеме; в этом договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК).

По своей юридической природе этот договор относится к числу организационных, а не имущественных, чем и предопределены его особенности41.

40 Подробнее об этом см. § 8 и 9 гл. 67 настоящего тома учебника.

41 Подробнее об организационных договорах см. § 2 гл. 38 т. III настоящего учебника.

В советский период организационные договоры на перевозку грузов имели весьма широкое распространение в связи с необходимостью конкретизации действий сторон по выполнению планов перевозки грузов (ст. 36 УАТ). В современных условиях такие договоры призваны обеспечить организацию систематических перевозок грузов на долгосрочной договорной основе.

Только в таких договорах можно в полной мере учесть специфические особенности перевозимых грузов. В них могут детально и подробно регламентироваться:

порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств;

минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно);

графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузо-подъемность;

порядок погрузки (выгрузки);

требования, предъявляемые к таре и упаковке предъявляемых грузов;

порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов;

сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес;

виды механизмов, используемых при погрузочноразгрузочных работах;

Поэтому в некоторых случаях, например при организации завоза продукции, товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера, целесообразно было бы обязательное заключение таких договоров как для грузовладельцев, так и для перевозчиков, поскольку товары в эти районы должны доставляться по жесткому графику, учитывающему ограниченные условия навигационного периода. Между тем в настоящее время при морской перевозке грузов участники конкретной перевозки в соответствии со ст. 118 КТМ вправе изменять условия долгосрочного договора об организации морских перевозок, которые, таким образом, не являются обязательными и, по сути, составляют некий протокол о намерениях. В ВК нормы о таких договорах вообще отсутствуют; в ст. 55 КВВТ просто воспроизводятся правила ст. 798 ГК. Все это свидетельствует о недооценке транспортным законодательством важного значения договоров об организации перевозок.

Договор об организации перевозок характеристика

§ 1. Общая характеристика, значение и виды
договоров перевозки

1. Транспорт в любой стране — одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров, багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.
2. Не существует единого транспортного договора как отдельного вида гражданско-правового обязательства . В литературе высказаны различные мнения по вопросу существования системы «транспортные договоры», «транспортные обязательства» . Некоторые выделяют в системе гражданско-правовых договорных обязательств самостоятельную группу транспортных договоров. При этом авторы используют различные критерии градации: субъектный состав — участие в договоре транспортной организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортную деятельность; вид оказываемых услуг (перемещение с помощью транспортных средств груза, почты, пассажира, багажа); «направленность транспортных договорных обязательств» . Другие авторы отрицают введение категории «транспортные договоры», мотивируя свою позицию тем, что «в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры и типы и виды гражданско-правовых обязательств» .
———————————
См., например: Залесский В.В. Глава X: Транспортные договоры // Гражданское право: Учебник / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998. Ч. 2: Обязательственное право. С. 309.
Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом (см.: Валеев Д.Х. Глава 41: Перевозка и иные транспортные обязательства // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. Т. 2. С. 511).
См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. М., 2005. С. 11.

Другие публикации:  Приказ министра транспорта и

: примечание.
Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право» (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См.: Витрянский В.В. Глава 43: Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. II: Обязательственное право. С. 675.

3. Транспортные договоры — это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа . Понятие «транспортные договоры» шире понятия «договоры перевозки». В системе договорных гражданско-правовых обязательств по возмездному оказанию услуг как самостоятельный вид выделяются обязательства из договоров перевозки (гл. 40 ГК).
———————————
См. также определения и классификации транспортных договоров: Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учебник для магистров. М., 2013. С. 98 — 102; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. С. 13; Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. М., 2005. С. 428 — 429; и др.

Договоры перевозки как обобщающее понятие могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа.
Следует учитывать то обстоятельство, что законодательное регулирование отношений по оказанию услуг перевозки, отношений по обеспечению заключения и исполнения договоров перевозки происходит только в том случае, если перевозка как услуга осуществляется транспортом общего пользования (п. 1 ст. 789 ГК) за плату. Соответственно, исключаются из рассматриваемой сферы отношения, возникающие в связи с перевозками различными видами транспорта для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
4. Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. Называя гл. 40 ГК «Перевозка», законодатель не формулирует легальное определение данного понятия. В транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок (ст. 2 УЖТ, ст. 101 Воздушного кодекса, ст. ст. 67, 68, 95, 160 КВВТ, ст. ст. 2, 4, п. 1 ст. 115 КТМ, ст. 1 УАТ).
5. Перевозка — вид предпринимательской деятельности , в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве (п. 2 ст. 784 ГК) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК). Договор перевозки порождает обязательство по возмездному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчика не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.
———————————
Перевозочная деятельность — деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта, осуществляемая на основе договора или других законных основаниях и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности (см. ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности. Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением от 31 октября 2007 г. N 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ).
См.: Мурзин Д.В. Глава 56: Транспортные договоры. Общие положения // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. М. — Екатеринбург, 2011. Т. 2. С. 361.

6. Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств . При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по оказанию услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (см. ст. 2 УЖТ), договоры по возмездному оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции (ст. 801 ГК), договоры буксировки (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ) и др.
———————————

: примечание.
Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право» (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 674.

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения и др.), например предусматривать обязанность перевозчика выполнить погрузочно-разгрузочные работы (ст. 9 УЖТ).
Глава 40 ГК предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров.
Во-первых, договоры перевозки (договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа) (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК) . В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК), который содержит в себе элементы договора аренды .
———————————
В гл. 40 ГК отдельно не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах (см., например, ст. 3 УЖТ, ст. 103 КВВТ).

Другие публикации:  Развод по причине рукоприкладства

: примечание.
Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право» (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

В настоящей главе не рассматривается договор фрахтования, поскольку он имеет свою специфику, обусловленную элементами договора аренды (см. также: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 675; Майфат А.В. Глава 58: Транспортные договоры. Договор перевозки груза // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. Т. 2. С. 377).

Во-вторых, организационные договоры (договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом смешанном сообщении) (ст. ст. 798, 799, 788 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке .
———————————
См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые транспортом: наземным (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим), воздушным, водным (морским, внутренним водным транспортом Российской Федерации) (ст. 1 УЖТ, ст. 1 УАТ, ст. 32 Воздушного кодекса, ст. 2 КТМ, ст. 3 КВВТ).
В системе российского транспортного законодательства, которое будет рассмотрено ниже, нет действующих нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта . К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты субъектов Федерации, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта . Перевозка на данных внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.
———————————
Планируется принятие специального закона. Минтрансом России подготовлен проект Федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию на 13 июля 2015 г.).
См., например: Приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 29 июня 1998 г. N 233 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» (ред. от 3 июня 2015 г.).

В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются перевозки внутригосударственные и международные .
———————————
Перевозки в международном сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (см., например, ст. 2 УЖТ).

В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного (комбинированного) сообщения.
Перевозки местного сообщения — перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу. Перевозки прямого сообщения — перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу . Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения — перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК). В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ).
———————————
Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *