Прекращение служебного контракта увольнение с гражданской службы

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 33 внесены изменения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Для федеральных гражданских служащих, уволенных в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, сохраняется право на пенсию за выслугу лет при наличии иных условий, предусмотренных абзацами первым и третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ

Информация об изменениях:

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта (ст.ст. 33 — 41)

Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Основания и порядок прекращения государственной гражданской службы

Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим — с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.

Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.

1. Соглашение сторон служебного контракта. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.

2. Истечение срока действия срочного служебного контракта. Служебный контракт, заключенный на определенный временной период, расторгается по истечении срока его действия, о чем государственный гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы.

Служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.

Служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы, расторгается с выходом этого государственного гражданского служащего на службу, а государственный гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.

3. Расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. До истечения срока предупреждения о рас-торжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление.

По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. В последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать государственному гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с государственной гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

4. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в случаях:

  • несоответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
  • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей (прогула, отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
  • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
  • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

5. Перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

6. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.

7. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

8. Отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе.

9. Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом.

10. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта. Указанное основание предполагает два варианта служебно-правовых последствий:

  • приостановление служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности, оставлением его в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв в связи со следующим: призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направ-лением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда; избранием или назначением государственного гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих про-должению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • прекращение служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы в связи с осуждением государственного гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; признанием госу-дарственного гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием государственного гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; достижением государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет; смертью (гибелью) государственного гражданского служащего либо признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим решением суда, вступившим в законную силу.
Другие публикации:  Доплата педагогам за стаж

11. Нарушение установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы. К указанному основанию относятся:

  • заключение служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности государственной гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
  • заключение служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • отсутствие у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом.

12. Выход государственного гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. Служебный контракт расторгается, а государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации. Государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

13. Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

14. Нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой.

15. Отказ государственного гражданского служащего от замещения прежней должности государственной гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Основания и последствия прекращения гражданской службы

Для анализа данного вопроса целесообразно весь материал поделить на две части: первоначально рассмотреть общие вопросы прекращения гражданской службы, а затем из них выделить наиболее важные проблемы — расторжение служебного контракта по соглашению сторон, срочного служебного контракта, по инициативе гражданского служащего, а также по инициативе представителя нанимателя.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») являются:

  • 1) соглашение сторон служебного контракта (ст. 34);
  • 2) истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35);
  • 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36);
  • 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37);
  • 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (ст. 28);
  • 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной подготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31);
  • 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29);
  • 8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28);
  • 9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28);
  • 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39);
  • 11) нарушение установленных федеральным законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40);
  • 12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (ст. 41);
  • 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 15-16);
  • 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17;
  • 15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27).

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Что касается наиболее важных проблем, то здесь целесообразно пояснить следующее. Во-первых, расторжение служебного контракта по соглашению сторон может быть достигнуто в любое время с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Во-вторых, расторжение срочного служебного контракта осуществляется по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом.

Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. Гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

В-третьих расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, который имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы не производился, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдастся в архив этого государственного органа.

По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода сто временной нетрудоспособности.

Наконец, в-четвертых, расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае:

  • 1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, а также вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
  • 2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • 3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей, а именно прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
  • 4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • 5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • 6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;
  • 7) представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • 8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;
  • 9) в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 37 Федерального закона, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Другие публикации:  Спор солнечная система

До образования государственного органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа осуществляются государственными органами в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Расторжение служебных контрактов

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнение с гражданской службы играют важную роль в формировании кадрового состава государственного органа. Представитель нанимателя должен решать такие важные вопросы, как достижение оптимальной численности и штата служащих государственного органа, обеспечение служебной дисциплины и др. И законность этих решений напрямую зависит от правильности применения норм закона и соблюдения установленных процедур. Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы возникают при расторжении служебного контракта на государственной гражданской службе.

Статья 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе) закрепляет перечень оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, преимущественно заимствуя и трансформируя соответствующие нормы Трудового кодекса РФ.

Если в ТК РФ законодатель использует три термина: «прекращение трудового договора», «расторжение трудового договора» и «увольнение работника», то Закон о госслужбе вводит четвертый — «освобождение от замещаемой должности». Объясняется это тем, что освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы могут не совпадать по времени.

В практике применения и ТК РФ, и Закона о госслужбе возникает масса проблем, связанных с увольнением гражданского служащего. Рассмотрим некоторые из них.

Внимание, проблема! Следует ли учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при увольнении госслужащего по причине его недостаточной квалификации (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе)?

Проблема 1. Сходство оснований и порядка прекращения служебного контракта, закрепленных в Законе о госслужбе, с аналогичными положениями ТК РФ. При этом нормы указанного Закона сформулированы таким образом, что трудно понять, должны они применяться сами по себе (буквально) или с учетом соответствующих положений ТК РФ. Речь идет об учете мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при увольнении гражданского служащего по причине его недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Статья 38 Закона о госслужбе устанавливает, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 данного закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы. Нельзя не заметить, что данное положение, по сути, рецепция ст. 82 ТК РФ, которая говорит о том, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В то же время ст. 82 ТК РФ содержит и другие требования к участию выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя с членами профсоюза:

• по пункту 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации);
• по пункту 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
• по пункту 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Увольнение по данным основаниям производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. Так следует ли распространять эти требования на отношения в сфере государственной гражданской службы и учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при увольнении гражданского служащего по причине его недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»)?

Следует ли учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при увольнении госслужащего по причине его недостаточной квалификации (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе)?

На первый взгляд ответ очевиден — следует исходя из ст. 73 Закона о госслужбе. Действительно, данная статья закрепляет, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе. В данном случае ст. 82 ТК РФ содержит положения, не отраженные в Законе о госслужбе и, соответственно, эти нормы трудового права распространяются на государственных служащих в силу того, что данный вопрос не урегулирован административным правом.

Однако, если подойти к этому вопросу более детально, можно увидеть, что ситуация не так проста. Тут же возникает другой вопрос: почему законодатель, заимствуя нормы из ТК РФ, сделал это лишь частично? Если невключение в ст. 38 Закона о госслужбе указаний на обязательность учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при увольнении гражданского служащего было сделано намеренно, то можно предположить, что в данном конкретном случае применять нормы трудового законодательства не следует.

Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках» не устанавливает правил внесения в трудовую книжку госслужащего записи об увольнении со ссылкой на Закон о госслужбе.

Проблема 2. Оформление прекращения служебного контракта.

Поскольку законодатель отказался от традиционной схемы закрепления только специальных оснований прекращения служебного контракта и предусмотрел собственную систему оснований увольнения, на практике возникла проблема, связанная с оформлением такого увольнения. Причина увольнения в трудовой книжке и приказе об увольнении должна быть сформулирована в точном соответствии с законом со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью. На сегодняшний день правила внесения записи в трудовую книжку предусмотрены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Несмотря на то, что в данный документ неоднократно вносились изменения уже после вступления в силу Закона о госслужбе, он не устанавливает никаких специальных правил в отношении ведения трудовых книжек гражданских служащих. Все основания увольнения предусматривают ссылку на ТК РФ. Поэтому на практике кадровые службы зачастую производят увольнение гражданского служащего не по положениям соответствующего закона, а в соответствии с трудовым законодательством.

З., К. и Г. уволены по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) с должностей государственной гражданской службы Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее — МРИФНС № 11). Судебная коллегия по гражданским делам указала, что избранная ответчиком формулировка причин увольнения З., К. и Г. по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ незаконна, поскольку работодателем не был применен специальный Закон о госслужбе, регламентирующий основания увольнения с государственной службы.

При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих следует руководствоваться ст. 33-41 Закона о госслужбе. При этом необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 73 названного закона ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе. В частности недопустимо увольнение гражданского служащего с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным ТК РФ, поскольку такие основания установлены специальным законом.

Проблема 3. Отсутствие системности оснований расторжения служебного контракта. Как известно, трудовое законодательство выделяет общие основания прекращения трудового договора и специальные причины увольнения, которые применяются в отношении отдельных категорий работников.

К общим основаниям прекращения трудового договора относятся основания, перечисленные в ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Примером специальной причины увольнения может служить увольнение руководителя организации в соответствии со ст. 278 ТК РФ.

Что касается Закона о госслужбе: если некоторые закрепленные в нем основания расторжения служебного контракта фактически дублируют положения ТК РФ, то другие введены специально для гражданских служащих:

• выход гражданского служащего из гражданства РФ;
• несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законом;
• нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 указанного закона;
• достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Вместе с тем указанные нормы не являются специальными в строгом смысле слова. В этой связи достаточно остро стоит проблема соотношения общих и специальных норм о расторжении служебного контракта.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе безусловным основанием прекращения служебного контракта будет выход гражданского служащего из гражданства РФ. Между тем п. 13 ч. 1 ст. 33 этого же закона предусматривает увольнение гражданского служащего вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. А в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 закона одним из таких ограничений является выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Возникает вопрос: по какому из оснований (п. 12 или п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе) следует уволить гражданского служащего? Это имеет значение не только для кадровой службы государственного органа, но и для самого гражданского служащего с позиции соблюдения его прав.

Дело в том, что, во-первых, названные выше ограничения, предусмотренные в ст. 16 Закона о госслужбе, достаточно разнородны: некоторые из них связаны с виновными действиями гражданского служащего, например представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе).

Как это следует отразить в записи об увольнении в трудовой книжке и акте государственного органа? Если следовать общим правилам ведения трудовой книжки, то должна воспроизводиться формулировка п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, т. е. вследствие несоблюдения ограничений. Однако такая запись фактически уравнивает, например, увольнение по состоянию здоровья (наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, — п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе) и прекращение служебного контракта в связи с представлением подложного документа. Решить проблему в данном случае можно путем внесения записи об увольнении в трудовую книжку гражданского служащего с указанием конкретного ограничения, связанного с прохождением гражданской службы, которое было нарушено.

Неопределенность конкретного основания прекращения служебного контракта приводит к тому, что гражданский служащий может быть неправомерно лишен государственных гарантий, предусмотренных при увольнении по тому или иному основанию.

Во-вторых, неопределенность конкретного основания прекращения служебного контракта приводит к тому, что гражданский служащий может быть неправомерно лишен государственных гарантий, предусмотренных при увольнении по тому или иному основанию.

Так, пункт 8 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе закрепляет возможность прекращения служебного контракта в связи с отказом гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе. С другой стороны, наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, является ограничением, связанным с прохождением гражданской службы. Это дает возможность представителю нанимателя уволить гражданского служащего за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением гражданской службы, т. е. по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. В этом случае никаких выплат гражданскому служащему не производится. Однако согласно ст. 178 ТК РФ, которая распространяется и на гражданских служащих, при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. При увольнении же за несоблюдение ограничений, установленных на государственной гражданской службе, никаких выплат не производится.

Наконец, в-третьих, данная проблема может привести к лишению государственного гражданского служащего предусмотренной законодательством пенсии по выслуге лет. Одно из условий назначения данной пенсии — увольнение гражданского служащего по определенному основанию. Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 1-3, 6-9 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 37, п. 2-4 ч. 1 и п. 2-4 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе. Как видим, при увольнении в связи с несоблюдением ограничений, связанных с прохождением гражданской службы, назначение пенсии по выслуге лет не производится.

При увольнении в связи с несоблюдением ограничений, связанных с прохождением гражданской службы, назначение пенсии по выслуге лет не производится.

Таким образом, если, например, при наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, служебный контракт будет расторгнут в связи с несоблюдением ограничений (что вполне возможно), гражданский служащий лишится пенсии по выслуге лет.

Все сказанное в полной мере относится и к расторжению служебного контракта вследствие нарушения запретов, связанных с гражданской службой, что предусматривается п. 14 ст. 33 Закона о госслужбе.

Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе в связи с прохождением службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Вместе с тем п. 3. ст. 39 Закона о госслужбе предусматривает, что служебный контракт с гражданским служащим приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с избранием или назначением его на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе. Приостановление служебного контракта в связи с избранием на выборную должность производится на период замещения соответствующей должности в государственном органе, органе местного самоуправления либо в органе профессионального союза. Закон устанавливает, что по истечении периода действия обстоятельств, повлекших приостановление служебного контракта, гражданский служащий может быть назначен на должность государственной службы в течение трех месяцев. По смыслу данной нормы назначение такого гражданского служащего на должность является правом, но не обязанностью представителя нанимателя. Если по истечении трех месяцев после указанных выше обстоятельств такого назначения не последовало, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Полагаем, что такое дублирование норм создает широкие возможности для ничем не оправданного усмотрения представителя нанимателя и приводит к нарушению права равного доступа к государственной службе. Так, в нашем примере из-за неопределенности правовой нормы у представителя нанимателя есть выбор: приостановить служебный контракт с гражданским служащим, избранным на выборную должность, или уволить его за нарушение запретов, связанных с прохождением гражданской службы.

Однако Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что из конституционных принципов юридического равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Тем не менее в данном случае проблема до сих пор остается нерешенной на законодательном уровне.

Проблема 3. Еще больше вопросов вызывает такое основание увольнения как невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой (п. 13 ст. 33 Закона о госслужбе). Нужно сказать, что понятие «обязательство» употребляется в законе лишь единожды именно в п. 13 ст. 33. Этот термин ближе всего к понятию «обязанности».

Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ч. 1 ст. 15 Закона о госслужбе. В числе прочего в обязанности гражданского служащего входит исполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом, исполнение поручений соответствующих руководителей, соблюдение служебного распорядка государственного органа и т. п. Заметим, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей, по сути, представляет собой дисциплинарный проступок и, соответственно, влечет применение дисциплинарного взыскания.

Таким образом, увольнение за совершение дисциплинарного проступка, которым является виновное неисполнение обязанностей гражданской службы, возможно только в прямо установленных законом случаях. Пленум Верховного Суда РФ указал, что при применении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее — Постановление № 2). При этом работодатель должен представить доказательства не только совершения дисциплинарного проступка, но и того, что при наложении дисциплинарного взыскания соответствующие обстоятельства им были учтены.

Обязанности — нормативно закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или работника, и безусловный для исполнения. В Российской Федерации различают:

• общие обязанности, определенные Конституцией РФ;
• специальные обязанности органов управления, определенные положениями об этих органах;
• служебные обязанности.

С учетом всего сказанного увольнение гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, как нам представляется, возможно лишь по правилам ст. 37 Закона о госслужбе.

Вместе с тем исходя из п. 13 ст. 33 Закона о госслужбе создается впечатление, что гражданский служащий может быть уволен даже в случае однократного нарушения своих служебных обязанностей. Например, за опоздание, которое представляет собой нарушение служебного распорядка.

Проблема 4. Необоснованное сужение круга социальных гарантий, предоставляемых гражданскому служащему при прекращении служебного контракта.

Так, статья 31 Закона о госслужбе регулирует отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о госслужбе за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации).

При этом в трудовом законодательстве ликвидация организации (прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем), а также сокращение численности или штата работников традиционно являются основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Однако в силу того, что в отношении федерального гражданского служащего нанимателем (работодателем) выступает не конкретный государственный орган, а РФ в целом, ликвидация государственного органа не рассматривается в качестве однозначного основания прекращения служебных отношений.

Соответственно, п. 3 ст. 31 Закона о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы допускает продолжение государственно-служебных отношений в случаях:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Муниципальный контракт
Государственный контракт
Заключение контракта
Срок контракта
Цена контракта
Электронный контракт

Назад | | Вверх

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *