Квалификационные требования к преподавателям автошкол

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АВТОШКОЛ

Внимание! По данной программе предусмотрено дистанционное обучение. Стоимость — 6000 рублей. Дистанционное обучение организуется без выезда в образовательное учреждение. Документ об окончании обучения (диплом) высылается Почтой России.

Одним из основополагающих факторов качественного обучения в автошколе является сильный преподавательский состав. Однако, на данный момент времени, большинство автошкол набирают преподавателей (инструкторов) по обучению вождению практически с улицы, без какого-либо образования в данной области. В результате, на выходе такие автошколы получают учеников не способных сдать экзамены в ГИБДД, а тем более управлять транспортным средством.

Чем это грозит автошколе? Во-первых, это потеря репутации, а соответственно и количества учеников, а во-вторых, в результате всего этого автошколы начинают терять прибыль, становиться убыточными и вовсе закрываются. Ведь как показывает практика, люди, которые реально хотят научиться водить автомобиль идут обучаться не в те автошколы, которые предлагают низкие цены, но плохое качество обучения, а в те — где высокое качество обучения. И таких людей с каждым годом все больше и больше. Преподаватель (инструктор) автошколы является ключевым звеном в оценке качества предоставляемых услуг данной организации.

Преподаватель, не имеющий базы в виде педагогической и психологической подготовки, не может «правильно преподносить» знания своим ученикам, каким бы не был его стаж вождения и опыт. Преподаватель автошколы должен обладать не только такими навыками, как безупречное вождение автомобиля и знания теоретической базы, но и знаниями основ образования и педагогики.

К тому же, согласно закону Российской Федерации, преподаватели автошкол, которые не имеют образование по такому направлению, как «Образование и педагогика» должны пройти обучение в обязательном порядке по программе профессионального дополнительного обучения.

В нашем образовательном центре НЧОУ ДПО «Институт переподготовки и повышения квалификации» Вы можете пройти курсы по профессиональной переподготовки преподавателей автошкол. По окончанию прохождения данного курса, выдается диплом о профессиональной подготовке. Если Вы, либо Ваши сотрудники не могут приехать и лично пройти обучение у нас в учреждении, то мы так же осуществляем подготовку преподавателей автошкол дистанционно.

НЧОУ ДПО «ИППК» проводит подготовку преподавателей автошкол по специально разработанным методикам и программа, позволяющим выпускать высококвалифицированных преподавателей автошкол, способных дать своим ученикам качественное образования в максимально доступной для них форме, что позволяет автошколе получить сильный преподавательский состав.

Требования, предъявляемые к организациям, занимающимся обучением вождению населения, а так же к инструкторам автошкол, представлены ниже.

Организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, реализуют программы профессионального обучения.

Реализовывать программы профессионального обучение могут педагогические работники, должности которых определены Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (далее — Единый квалификационный справочник) установлены требования к квалификации педагогических работников.

К квалификации преподаватель: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сроки освоения программ дополнительного профессионального образования должны быть не менее 250 часов. Следовательно, преподаватели автошкол, которые не имеют высшего или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогика» должны в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования. В противном случае они будут считаться не соответствующими занимаемой должности.

Программа подготовки преподавателей автошкол, предлагаемая нашим образовательным учреждением соответствует вышеуказанным требованиям.

Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Утвержден профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения

Тем, кто выбирает автошколу

Утвержден профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения

Одна из важнейших новелл 2016 года – введение профессионального стандарта по специальности «Педагог».

Приказом Министерства труда РФ от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагог – это в данном случае обобщенное название всех перечисленных в стандарте специальностей. Стандарт распространяет свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности на преподавателей и мастеров производственного обучения. Содержание профессионального стандарта во многом повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. Однако, профессиональный стандарт педагога гораздо подробнее описывает трудовые функции педагогических работников, детальнее конкретизирует требования к их знаниям и умениям. Кроме того, профстандарт накладывает дополнительные ограничения на право занимать должность преподавателя или мастера производственного обучения.

Так, например, профстандарт в дополнение к ЕКС, предписывает преподавателю пройти:

профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине;

Напомню, что переподготовка – это дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 250 часов.

Более того, профстандарт требует от преподавателя и мастера производственного обучения:

При отсутствии педагогического образования – пройти дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

Иными словами, от преподавателя и мастера производственного обучения требуется в обязательном порядке пройти повышение квалификации по направлению, которое раньше называлось «Основы педагогической деятельности». Здесь следует, в свою очередь, напомнить, что повышение квалификации – это дополнительное профессиональное образование в объеме, не менее 16 часов.

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;

Профессиональный стандарт, в дополнение к ЕКС, предъявляет следующие требования к педагогическим работникам:

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

К мастеру производственного обучения предъявляются такие же требования, как и к преподавателю, которых нет в ЕКС и добавляется следующее:

Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы;

Это интересно. По окончании автошколы любому водителю присваивается разряд. В большинстве своем низший, четвертый. Получается, что для удовлетворения требований профессионального стандарта, мастер производственного обучения обязан иметь квалификацию не ниже 3-го разряда. Как этого достичь? Только путем практической работы в каком-нибудь автотранспортном предприятии, путем прохождения аттестации. Это вполне перекликается с положением профстандарта об обязательном наличии у мастера производственного обучения опыта работы в качестве профессионального водителя. Увы, но это значит, что теперь нельзя взять человека со средним специальным образованием, подготовить его на соответствующих курсах, пусть даже в объеме 250 часов и сразу, без стажировки и присвоения квалификационного разряда не ниже 3-го, допустить его к преподаванию практического вождения в автошколе.

Вообще по поводу применения профстандарта возникают достаточно серьезные вопросы.

Вопрос первый. Насколько обязательно его применение. Придется анализировать законодательство.

Внимательно читаем Трудовой кодекс. Статья 57 часть 2.

……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

Педагогическим работникам по действующему законодательству положен ряд льгот, например, право на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. Уже понятно.

В прошлом году Федеральным законом № 122-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения в ст.195.3. Теперь она звучит так:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Напоминаю положения статьи 46 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ст. 46 Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

То есть, вроде бы сформулировано требование к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих трудовых функций. Эти требования с точки зрения закона 273-ФЗ изложены в ЕКС или соответствующем профстандарте. Но…

С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» вроде бы дает выбор между ЕКС и профстандартом. Но, давайте не забывать, что 273-ФЗ регулирует образовательные отношения . А трудовые отношения регулирует Трудовой Кодекс РФ. А в нем написано, что применение профстандарта является обязательным.

Другие публикации:  Развод с томом крузом

Так что же в свете всех этих противоречивых руководящих указаний делать горемычным директорам автошкол? Увольнять или не увольнять работников, не соответствующих профессиональному стандарту? Можно ли прибегнуть к аттестации работника для выправления ситуации?

Ответ на этот вопрос содержится в анализе статьи 12 Трудового Кодекса РФ. Статья, если не приводить ее полностью, гласит, что все требования любых законов к трудовым отношениям вступают в силу только после введения этих законов в действия и не распространяются на уже заключенные к этому времени трудовые отношения.

Другим словами, при приеме на работу сотрудника, все действующие на этот момент требования к нему, в частности, в отношении его квалификации, опыта являются обязательными. В отношении уже работающих, такие требования, тоже являются обязательными, однако, их невыполнение не является основанием для расторжения трудового договора.

На этом акцентировало внимание и Министерство труда РФ. Следует ознакомиться с письмом Минтруда от 05.04 2016., которое так и называется «Информация по вопросам применения профессиональных стандартов». Письмо построено в форме ответов на предполагаемые вопросы.

10. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Здесь требуется отступление. Закон «Об образовании в РФ» в статье 49 предписывает проводить аттестацию педагогических работников строго раз пять лет. Не чаще и не реже. Такое же положение содержится и в Приказе Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, разовую досрочную аттестацию по отношению к конкретному работнику проводить ни по инициативе работодателя, ни по инициативе самого работника нельзя.

Читаем дальше письмо Минтруда РФ

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ ……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях. (штраф на руководителей от1 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей. За каждого. Прим. мое)

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Все становится более или менее ясно.

На счастье, в Положении о лицензировании образовательной деятельности пока остается лазейка. Там написано, что квалификация педагогических работников должна соответствовать ст.46 Закона 273-ФЗ. А эта статья, как мы видим, допускает возможность применения как профстандарта, так и более лояльного ЕКС.

Конечно, когда с проверкой придет трудовая инспекция, она однозначно будет ориентироваться на требования ТК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проверяющих же от органов управления образованием в первую очередь интересует соблюдение законодательства об образовании. И этой вилкой можно пользоваться. Пока.

В любом случае, следует, не откладывая в долгий ящик, озаботиться повышением образовательного, квалификационного и т.д. уровней своих сотрудников (и своего уровня) до требований профессионального стандарта.

В этой связи, хотелось бы познакомить Вас с еще одним документом.

Письмо МОН от 23 марта 2015 г. № 08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Зачитываем наиболее существенные выдержки.

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически — к компетенции работодателя.

Формы подготовки и ДПО работников определяются работодателем

Что это значит? А значит это, что работников и руководителей, нуждающихся в повышении квалификации, вполне можно обучать дистанционно, без отрыва от основной работы.

Продолжаем читать письмо МОН «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

В общем, этого достаточно для ознакомления с документами, измененными в части регулирования трудовых отношений, связанных с этим лицензионных требований и санкций за их нарушение.

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (подготовлен Минтрудом России 21.01.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

труда и социальной защиты Российской Федерации

от «__» ______2015 г. N___

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*(1)Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).

*(4) Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

Другие публикации:  Приказ на вахтовый метод в рб

*(5) Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598).

*(6) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.06.2015) «О Правилах дорожного движения», п. 21.3

*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Приведен проект профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Стандарт содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.

К трудовым функциям относятся проведение практических занятий, педагогический контроль и оценка освоения квалификации, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения и успеваемости.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств

Здравствуйте, дорогие читатели! Настоящая статья будет интересна тем, кто решил или имеет желание связать свою трудовую деятельность с подготовкой водителей транспортных средств. Попробуем разобраться с требованиями, которые предъявляются к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств. Сегодня для работы в автошколе уже недостаточно иметь лишь водительское удостоверение и стаж вождения три года, в связи с постоянным ростом количества транспортных средств и со сложной дорожной обстановкой, которая сегодня сложилась на наших дорогах, существует необходимость в разработке новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны быть готовы к новым изменениям в программах подготовки обучения водителей транспортных средств.

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) следует, что мастер производственного обучения (обучающий) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории , а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 26 , Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение .
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии со статьей 46 , Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года установлены следующие требования к педагогическим работникам.

Мастер производственного обучения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года, об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

В статье 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Другие публикации:  Ресо осаго страхование

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту 9 Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Требования к преподавателям автошкол

16 сентября 2014

Организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, реализуют программы профессионального обучения. Реализовывать данные программы могут педагогические работники, должности которых определены Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Установлены требования к квалификации педагогических работников:

  • преподаватель: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
  • мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Новые требования к автошколам

С 11 августа 2014 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу.

В данной статье указаны и разъяснены основные требования к автошколам. Это поможет подготовиться учебным заведениям к проверке и получению разрешения, а также тем, кто только собирается открыть автошколу. Она будет полезна и желающим отучиться на права, они же тоже имеют право знать, что по новым правилам должна им предоставить автошкола.

Требования к оборудованию

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

В состав АПК должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Отдельно следует отметить, что обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах. А для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, ТС должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим управлением, предусмотренным для таких лиц.

Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

У автошколы должен быть официальный сайт, на котором она должна размещать информацию о себе, свои разрешительные документы, программы подготовки и прочее.

Требования к закрытой площадке (автодрому)

Основное требование указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения. Площадка должна иметь ограждение, которое будет препятствовать движению по ней посторонних ТС и пешеходов.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 люксов (подробнее в приложении 3 к Методике проведения экзамена).

В целях имитации реальных условий движения на площадке должны быть размещены перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, светофор и дорожные знаки, а также нанесена дорожная разметка. Должны применяться также разметочные (ограничительные) конуса, разметочные стойки и стержневые вехи.

Для мотошкол с сентября 2016 еще оно требования: длина площадки должна быть порядка 100 метров, ведь для проведения элемента «Скоростное маневрирование» нужно 80 метров, да еще где-то и затормозить нужно.

Запись практического экзамена

Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи. Такая запись должна вестись в отношении:

  • дорожной обстановки спереди и сзади автомобиля;
  • водителя и лица, находящегося за дублирующими педалями;
  • дублирующих органов управления;
  • панели приборов (спидометр, указатели поворота и прочее);
  • экзаменатора (для фиксации команд).

Требования к преподавателям автошкол

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели и автоинструктора должны знать не только психологию и оперировать методами убеждения учеников, но и знать Конвенцию о правах ребенка. К тому же на согласовании сейчас находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования.

Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены. Так, рядовой инспектор не сможет этого сделать.

С рекомендациями Минобрнауки РФ об организации учебного процесса и более подробными требования к материально-технической базе Вы может ознакомиться здесь. О том, как подать заявление о проверке и получения разрешения для дальнейшей деятельности автошколы можно узнать в статье «Как пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям».

Опубликовано: Анна Макарова, 24.12.2014. Обновлено: Виталий Дмитриев, 26.05.2016.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *