Можно ли вернуть ребенка в школу

Обратно в свою школу

Возвращался 2 раза.
Второй раз пришлось доказать директору, что школа государственная, а не ее личная.

С детьми и учителями проблем не было.

Когда последний раз уходили, то пытались с меня деньги за что-то взять — не дала. Они личное дело специально не дооформили, чтобы я еще раз приехала.
Смешные. 10.09.2014 11:41:53, marins

Как забрать ребенка

Муж не отдаёт ребенка. Подскажите пожалуйста как можно забрать ребенка.

Только по решению суда. Если суд определит место жительства ребенка с Вами, Вы сможете»забрать» ребенка. Но это не значит, что отец ребенка будет ограничен в правах и не сможет общаться с ребенком.

Согласно ст. 65 СК РФ, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Так как вопрос решается в судебном порядке — надо составить исковое заявление, подать его в суд по подсудности, определиться с доказательствами, в дальнейшем ходить на судебные заседания, отстаивать свою позицию. Для ведения дела лучше всего обратиться к юристу.

Тренер моего ребенка, забрал половину призовых денег. На каком основании он отказался дать пояснения. Что делать? Спасибо.

Напишите заявление в полицию. Для проведения проверки в порядке ст.144-146 УПК РФ. Это мошенничество ст.159 УК РФ.

Я в больнице была но не говорила что он теперь готова рассказать как ребенка забрать я его борюсь.

Добрый вечер, Гость! Теперь придется объяснять врачу почему вы сообщили не правдивые сведения и почему решили их изменить.

У меня бывший забрал ребенка как вернуть назад.

Добрый вечер, Гость! Как это-просто забрал ребенка? Сколько лет ребенку и что послужило причиной таких действий? При разводе место жительства ребенка было определено с вами? По одной строке вопроса трудно вам правильно ответить.

11 — летняя дочь убежала жить к бабушке, которая настраивает ребенка против меня. Как мне забрать ребенка если меня не пускают в дом к бабушки?

Здравствуйте! Если это Ваш ребенок, то обращайтесь с заявлением в полицию. Они помогут вернуть ребенка.

Как поступить, ребенок у отца, запрещает посещения матери, также как и то как забрать к матери, род прав не лишены. Документы на ребенка все у отца, какие действия нужно сделать матери? Ребенку 3 года.

Вам необходимо обращаться в суд. Согласно ст. 65 СК РФ, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства. Если супруг документов не дает, можете заявить в суде или при подаче заявления ходатайство об оказании содействия в истребовании доказательств (ст. 57 ГПК РФ).

Здравствуйте, Анжелика. Выход только в исковом заявлении в суд с требованиями определения места проживания ребенка и порядка общения с родителями. Но перед этим необходимо подать мужу письменное соглашение о том же только в досудебном порядке.

Здравствуйте! Второй родитель в судебном порядке может определить порядок общения с ребенком. Нужно обращаться с исковым заявлением в суд.

Здравствуйте, Анжелика! Вам необходимо обращаться в суд, для определения места жительства ребенка и определения порядка общения с ребенком вторым родителем. Насколько мы понимаем, решение вопроса, в вашем случае, в досудебном порядке не представляется возможным.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, обращайтесь в орган опеки и попечительства, а затем в суд, и устанавливайте место жительства ребёнка с вами, его матерью. См. ст. 65 СК РФ. А опека вас поддержит. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Здравствуйте. Вам необходимо подать в суд иск об установлении порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно от ребенка. Если же Вы хотите, чтобы ребенок проживал с Вами, нужно подать в суд иск об установлении места жительства ребенка. Если потребуется помощь, обращайтесь.

Бывший муж подал иск на уменьшение алиментов, так как у него в втором браке родился ребенок. Я забрала постановление, и прекратила алиментные обязательства. Состоится ли суд? должна ли я в суде присутствовать?

Суд состоится в любом случае, если у него действительно родился второй ребенок, суд уменьшит размер алиментов до 33% на обоих детей. На вашего совместного ребенка придется 16,5% от его заработка. Алиментные отношения прекратить вы не можете. Отзыв приказа или решения от приставов, никак на его обязанность по содержанию ребенка не влияет. Отказ от алиментов не имеет законной юридической силы. На суде вы можете не присутствовать, ваша позиция в данном вопросе будет несущественной.

Добрый день! Алиментные обязательства вы прекратить не можете если у вас нет на то оснований! Статья 120 СК РФ. 1. Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением. 2. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия; при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты; при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов; при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов в новый брак; смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты. Судебный процесс состоится в любом случае. На процессе вы можете не присутствовать, но для полного спокойствия после того как вам придет повестка позвоните в суд и предупредите, что не сможете присутствовать на судебном процессе.

Муж хочет забрать ребенка после развода как быть.

Асият, как можно скорее рекомендую обратиться в суд с иском по определению места жительства ребенка с вами и взыскании алиментов на ребенка.

Через суд надо определить место жительства ребенка. В основном суды оставляют детей с матерью. Ст 65 СК РФ.

Здравствуйте, Асият! Вам и вашему мужу следует в первую очередь ознакомиться самим внимательно со статьями 61, 65 Семейного кодекса РФ (кратко — СК РФ). Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей 1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства. (абзац введен Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ) 4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. Если Вы против, что бы ваш общий несовершеннолетний ребенок не с Вами проживал после расторжения брака с мужем, то этот вопрос придется решать в суде. Если ваш ребенок будет проживать с его отцом, то Вам придется на ребенка платить алименты согласно статей 60, 80, 81, 83, 107 Семейного кодекса РФ. Удачи Вам.

Могут ли забрать ребенка в детский дом на месяц без каких либо согласий родителей?

В соответствии с регламентом статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, единственной весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего ребёнка из семьи является опасность для его жизни и здоровья, проистекающая из действий или бездействия его родителей или опекунов. Неоспоримыми основаниями, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются: Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов; Повторяющиеся эпизоды семейного насилия; Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду; Неправомерная эксплуатация детского труда; Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс; В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ); Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся. Однако в законодательстве не даётся чётких определений, какие именно негативные факторы являются весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего гражданина органами опеки. По этой причине сотрудниками попечительской организации, как губительные, могут расцениваться и вполне безобидные бытовые нюансы. Например, на практике бывали случаи, когда отпрыска забирали по причине нахождения его на кухне во время, когда мать готовила еду. Подразумевалось, что на кухне находится множество режущих и колющих предметов, от которых ребёнок мог пострадать, да ещё и открытый огонь включенной газовой плиты. Порядок изъятия ребенка из семьи Главным нюансом рассматриваемой 77 статьи СК РФ является тот факт, что органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре. По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру: Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам; Изучение имеющейся информации; Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка; Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие отпрыска; В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи; До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечением органов опеки; Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация. Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство. https://www.samso.ru/grazhdanskoe-pravo/izyatie-rebenka-iz-semi-organami-opeki.html

КАКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА НУЖНЫ. МОЯ СВЕКРОВЬ БЫВШАЯ ДОБИВАЕТСЯ ЗАБРАТЬ У МЕНЯ СЫНА ОНА ПЕНСИОНЕРКА\.ЕЕ СЫН ОДИН В СЕМЬЕ РАБОТАЕТ, Я НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РАБОТАЮ, ЖИВУ С МУЖЧИНОЙ КОТОРЫЙ НАМ ПОМОГАЕТ, ПАПА ОПЛАЧИВАЕТ ТОЛЬКО 5000 НА 2 ДЕТЕЙ, сТАРШАЯ ДОЧЬ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИ. ПРОЖИВАЕТ С ПАПОЙ, НО НА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЮ САМА, ПАВПА ТОЛЬКО КОРМИТ И ФИН ПОМОГАЕТ НА ПРОЕЗД. у МОЕГО СЫНА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЕСТЬ СВОЙ ПРАВДО НЕ БОЛЬШОЙ УГОЛОК, ГДЕ ОН ИГРАЕТ, ЕСТЬТ ОДЕЛЬНЫЙ ШКАФ И ПОСТЕЛЬ. ПОМОГИТЕ КАКИЕ МОИ ДЕЙСТВИЯ В СЛОЖИВШИЙСЯ СИТУАЦИИ.

Здравствуйте! В данном случае у свекрови нет никаких шансов забрать у Вас ребенка.

Хотим забрать документы со школы. Ребенок в 10 классе, документы не отдают ссылаясь на какой то закон.. как можно забрать документы.
Ребенок в данный момент официально работает.16 лет.

Доброго времени суток! Не имеют право удерживать документы. Обратитесь с жалобой в отдел образования администрации района. С Уважением,

Как правильно написать директору школы заявление чтоб забрать ребенка из школы, потому что связано с переездом в другой город. Без справоки.

Переезд постоянный? Или на время? Нужно понимание — ребенок останется в этой школе учиться или Вы переезжаете на постоянной основе с дальнейшим переходом в другую школу?

Как написать доверенность чтобы другой человек забрал ребенка из санатория.

Для помощи в составлении доверенности Вы можете обратиться к любому юристу в личные сообщения.

Как забрать ребенка из 1 класса и отдать на следующий год ещё раз в 1 класс?

Путем подачи заявления директору школы. Если причины по которым Вы решили забрать ребенка не ясны, Вам могут предложить пройти ПМПК.

Пишите заявление на имя директора школы об отчислении вашего ребенка из первого класса-ФЗ Об образовании в РФ №273-ФЗ ст 61

Скажите на кого лучше переоформить дом, на ребенка 11 лет или мужа, чтобы не забрали приставы. И как быть с имуществом в этом доме.

Здравствуйте, если это единственное жилье, то его не заберут. А так-на ребенка.

Лучше конечно на ребенка. Если на мужа, то приставы все равно могут выделить Вашу супружескую долю. Если опишут, то доказывать, что оно Вам не принадлежит. Лучше, к приходу приставов вывезти бытовую и иную технику.

Другие публикации:  Адвокат макаров сергей

После того как сотрудники полиции забрали и вернули мне ребенка, для меня была приготовлена характеристика с работы деректором учреждения, должен был ее забрать сотрудник полиции, но он не смог. Может ли он звонить моему коллеге у которого лежала характеристика и рассказывать ему о том что со мной произошло и вступать с ним в беседы о происшествии мое, если он не был до этого в курсе дела?

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Мама родила 46 лет назад, ребенка забрали, родители мамы сказали оставить его, можно ли как то узнать удочерил ли ее кто или как найти.

Доброго времени суток! Дело в том, что в соответствии со ст. 139 семейного кодекса тайна усыновления ребенка охраняется законом, а лица ее разгласившие привлекаются к ответственности. Так что если ребенок был усыновлен, официальной информации Вам никто не даст. Однако в случае если ребенок находился под опекой/попечительством, то эти данные открытые. Узнайте где ребенок был оставлен, помещали ли его в дом малютки/детский дом и отсюда уже отталкивайтесь. Удачи!

На ребенка пяти лет пришло заказное письмо с Кемерово ДТИ, что это такое, и как забрать письмо?

Добрый день! Предположу, что пришел налог. Как правило, налоговая присылает через ДТИ (добавочный технический индекс). Получите письмо со свидетельством о рождении дочери и своим паспортом.

Здравствуйте, уважаемый Айдар! Это письма из налоговой инспекции. Забрать его очень просто — придите на почту с Вашим паспортом и свидетельством о рождении.

По какому закону у бабушки или у друга семьи могут забрать ребенка без доверенности или опекунства, если мать-одиночка находится далеко или в больнице.

Здравствуйте Елена. Согласно норм Семейного права, законным представителями несовершеннолетних детей являются ТОЛЬКО их родители. Бабушки и друг семьи, законными представителями могут быть только на основании нотариальной доверенности. Если нет доверенности и родитель уехал/находится в больнице, то ребёнок считается оставленным без надзора и следовательно подлежит помещению в специализированное учреждение.

Как быть!
Подавала на алименты-4 года назад, алименты ребенку не выплачивались, исполнительный забрала, т.к. никаких конкретных действий приставом принято не было. Сейчас вновь подала исполнительный лист-в мае 2018 года. До сегодняшнего дня никаких постановоений о возобновлении не приходило. Летом не могла доехать до приставов, по определенным обстоятельствам, в конце августа пришла, мне сказали, что все отправлено, спрашивайте на почте.
Все это время-с мая по август алименты не выплачивались, образовалась задолженность. Бывший муж на связь не выходит, номера заблокированы, адресов проживания и места работы не знаю. Хотела написать заявление о привлечении к уголовной ответственности. Пристав сказала, что сначала нужно администативку завести и то только в том случае, если неплательщик будет сидеть здесь перед ней. Я написала заявление на розыск. Возбудили исполнительное производство по розыску, постановление мне пришло. Сейчас прошел месяц, снова тишина. До приставов не дозвониться, ездить часто туда не могу, т.к. работаю с 8.00 до 19.00. По исполнительному листу должен платить 8 тыс. — это согласно прожиточному минимуму 1 квартал 2015 года возможно ли сделать перерасчет? Прожиточный минимум ведь менялся.
Подскажите пожалуйста, как быть? Как заставить неродивого папашу платить ребенку?

Добрый день. Это функция пристава — искать деньги и имущество должника. Если пристав не выполняет свои функции — обжалуйте его бездействия в порядке подчиненности либо подавайте административный иск в суд.

Добрый день Дарья. Административное дело по неуплате алиментов может возбудить пристав, но согласно закону неуплате алиментов более 6 месяцев является основанием для уголовного преследования. При не исполнения приставом своих должностных обязанностей Вы имеете право обратится к его вышестоящему начальству или в органы прокуратуры.

Заявление по ст.64.1. ФЗ «Об исполнительном производстве» напишите и потребуйте от пристава: 1). Выдать вам Постановление о возбуждении ИП. 2). Постановление о расчёте задолженности по алиментам. 3). Постановление о проведении индексации взыскиваемых алиментов. 4). О привлечении должника по ст.5.35.1. КоАП РФ. 5). Отчёт пристава о ходе розыска должника и его имущества. Индексацию обязаны провести приставы если не работает должник официально по данным https://www.assessor.ru/notebook/region/minimum-novosibirskaja/. Разделите совместно нажитое имущество приобретённое в браке (ах) должником и обратите взыскание на его долю в этом имуществе. Должника ещё найти нужно, но обратите внимание на п.16 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Бывший муж забрал ребенка. Так как я пришла домой в нетрезвом виде. Ребенок не ходит в школу уже неделю. Так как мы живем в разных городах. Как мне поступить?

Ув. Лидия Владимировна, если между Вами и бывшим мужем имеется спор об определении места жительства ребенка — обратитесь в суд с исковым заявлением об определении места жительства ребенка.

Вам необходимо обратиться в суд с иском об определении места жительства ребенка с Вами, одновременно просить суд об установлении предварительного места жительства до разрешения дела.

Бывший муж забрал дочку. Потому что я пришла в нетрезвом виде. Ребенок не ходит в школу неделю. Как мне поступить?

По какой причине ребенок не посещает школу?

Отец хочет забрать ребенка к себе, какие документы нужны в суд что бы подтвердить проживания ребенка у отца, если ребенок не прописан в его квартире.

Любые. Просто они должны подтверждать данное утверждение. Например, это может быть договор с садиком, прикрепление к детской поликлинике по месту жительства отца. Ну и т.д. Но самым основным в таком случае — будут все-таки показания соседей.

После того как моего ребенка забрали и отдали, я пошла с заявлением в орган опеки. Но заявление у меня не приняли. Мне сразу перезвонил начальник опеки и сказал, что он сожалеет, в том что отдал мне ребенка и чтобы я вычеркнула слово опека и шла подавать заявление в полицию. В противном случае, он сказал, что впереди ещё меня ждёт комиссия. Затем я собиралась пойти в полицию, сразу после работы мне перезвонил сотрудник полиции сам, и пригласил меня к себе на участок (он забирал моего ребенка). Там мы оформили протоколы два. Как было по факту и как говорю я. Затем дал мне бумагу о месте и времени проведения комиссии (профилактическая беседа) Как мне себя на ней вести? Могу я принести характеристику по месту жительства от моих соседей? И ещё, сотрудники когда вошли никто из них не представился, а та, которая забирала ребенка сказала мне, только попробуй скажи, что мы не представились, я 9 протоколов собиру, и ты в правду окажешься неадекватной.

В случае лишения Вас родительских прав на ребенка, вы вправе восстановиться в правах в судебном порядке. Вы не указали есть ли решение опеки и суда (можете оспорить их в установленном порядке)

Бывшая Жена забрала исполнительный лист по алиментам. Так как ребенок стал проживать со мной, полностью на моем обеспечении и место проживания со смной я не устанавливал. На нее на алименты подавать я не хочу. Но я боюсь что она через не которое время захочет потом опять вернуть лист приставам и у меня появиться долг. Как мне себя лучше подстраховать? Может какой то договор с ней заключить нотариально?

Здравствуйте. Можете заключить соглашение и заверить его у нотариуса СК РФ Статья 99,100, но судебное решение все равно будет продолжать существовать, а возврат исполнительного документа, в отличие от прекращения исполнительного производства, не препятствует повторному предъявлению исполнительного листа к исполнению. В таких случаях следует использовать судебную процедуру заключения мирового соглашения.

Добрый день Что бы подстраховаться познакомьтесь с вашим участковым. Фактическая роль участкового знать кто с кем живет. Тоже самое опека и прочее. Если она захочет вернуть лист приставам она его вернет и приставы не имеют права не принять его к производству. Они отправят вас в суд (даже с наличием некого нотариального соглашения или прочих документов) Вы водите в школу, вас знают в больнице и т.д. Это и есть ваша страховка.

Получать от женщины ежемесячно расписки в получении от вас алиментов.

Можно ли забрать ребенка со школы с 7 го класса так как сам ребенок и мать не желают дальнейшего продолжения обучения.

Добрый день! До 18 лет среднее образование является обязательным. В случае отказа Вы привлечете внимание органов опеки. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Всего Вам наилучшего!

Муж выгнал из дома силой. Успела забрать ребенка. Мы там прописаны. Дом офррмлен на мужа. Какие права я имею и куда обратиться?

Светлана, в Вашем вопросе крайне мало информации для её разрешения. Ваш муж, возможно, совершил преступление, предусмотренное ст.330 УК РФ — самоуправство. Вы вправе, при отсутствии у Вас другого жилья, добиваться вселения обратно в квартиру мужа. А если она куплена или иным возмездным образом приобретена в браке, то и на раздел квартиры, минимум на 1/2 долю.

Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Школьная пора.
Памятка для родителей

Актуально по состоянию на ноябрь 2018 г.

Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети — учиться, а родители — улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Правовые «околошкольные» знания — в нашем материале.

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?

Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа. Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, — то такое собеседование является » индивидуальным отбором «. Проводить такой отбор можно и в государственных школах — но это, во-первых, школы с «профильными» классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)). Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях — то есть проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места — детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании). Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.

Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование — по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Обычно оно и вовсе проводится уже после зачисления ребенка в школу, и никаких юридических последствий не имеет. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.

Плата за продленку

Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).

Согласно ч. 8 ст. 66 Закона об образовании учредитель школы (то есть, в большинстве случаев, местный департамент или управление образования) вправе устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД и определять ее размер. Он может (но вовсе не обязан) также установить скидки или вообще не взимать такую плату с определенных категорий родителей (например, малоимущих).

Документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы обязательно должен быть опубликован на сайте школы (п. 4.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона об образовании) в течение десяти дней после его утверждения. Но даже если на сайте школы его и не разместили, документ Вам все равно покажут (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

В этом документе должен быть и расчет родительской платы. Обратите внимание, что в этот расчет нельзя включать расходы на реализацию основной образовательной программы и расходы на содержание здания школы, в том числе на ремонт и коммунальные расходы (ч. 9 ст. 66 Закона об образовании, письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346). В школе также обязательно должны быть документы, определяющие перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, методику расчета платы, перечень льготных категорий (если они есть) и образец договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346).

При этом платная продленка вовсе не означает нарушения принципа бесплатности и общедоступности школьного образования в РФ. Дело в том, что в группах продленного дня детей не обучают (в рамках школьной программы), а присматривают и ухаживают за ними. Кроме того, размер платы за ГПД должен обеспечивать всего лишь возмещение школьных расходов на организацию ГПД и не больше. Государственные и муниципальные школы не вправе извлекать прибыль из родительской платы (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346), ведь все они являются некоммерческими организациями. Если Вам кажется, что размер платы за продленку необоснованно высок, постарайтесь изучить именно упомянутые выше документы об установлении размера платы и методику ее определения.

Режим работы ГПД школа устанавливает самостоятельно (см. письмо Минобрнауки РФ от 14.11.2014 N 08-ПГ-МОН-35967). Этот режим должен обязательно предусматривать питание (двухразовое — обед и полдник), прогулку на свежем воздухе (не менее двух часов), дневной сон для первоклашек (не менее часа), выполнение домашних заданий, общественно-полезный труд, кружки и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10*(2)). Домашние задания ученики выполняют сами — воспитатель ГПД должен только организовать их выполнение. Если хочется, чтобы ребенок делал домашнее задание не под присмотром учителя, а вместе с ним, приготовьтесь доплатить — ведь это дополнительная образовательная услуга, к присмотру и уходу она не имеет отношения.

Покупка учебников, пособий и лыж

Закон об образовании (ч. 1 ст. 35) предполагает, что ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований.

Но вот вопрос: а что именно является учебником и учебным пособием? Относятся ли к ним разного рода тетради-прописи, альбомы-задачники, тесты, сборники контрольных и прочие, рассчитанные на однократное применение? Должна ли школа предоставлять бесплатно и такие пособия? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно. Дело в том, что до 17.02.2015 действовал п. 2.2. СанПиНа 2.4.7.1166-02*(3) (содержит требования к учебникам), который разделял учебные издания на: учебник, учебное пособие и практикум; при этом учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — прямо относились к практикумам, а не к учебникам, и стало быть, бесплатно школой не предоставлялись (см., например, определение Верховного Суда Республики Коми от 22.05.2014 по делу N 33-2365/2014). Однако в настоящее время этот пункт утратил силу. А ГОСТ 7.60-2003*(4) определяет рабочую тетрадь как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (п. 3.2.4.3.4.2.3). Таким образом, вопрос об отнесении одноразовых пособий-тетрадей к учебным пособиям в теории однозначно не разрешен. На практике такие пособия родителям, скорее всего, потребуется приобретать за счет собственных средств.

Другие публикации:  Госпошлина ликвидация ооо

Итак, покупать учебники — то есть учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующие учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания (со значком ФГОС) — не обязательно. Другое дело, если речь идет о каких-либо углубленных занятиях, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках): в таком случае школа вправе указать на необходимость приобретения учебников и пособий (ч. 3 ст. 35 Закона об образовании).

Обязаны ли родители покупать лыжи для занятий физкультурой? Нет, согласно ч. 1 ст. 35 Закона об образовании государственная и муниципальная школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым (п. 26 ст. 2 Закона об образовании) относятся, в том числе, спортивные оборудование и инвентарь.

Что будет, если ученик потерял (испортил) учебник из школьной библиотеки?

Учебник из школьной библиотеки — это имущество школы, а ученик обязан относиться к нему бережно (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Аналогичные положения, как правило, многократно дублируются в уставе школы, правилах внутреннего распорядка и иных внутришкольных документах. Поэтому за утрату или порчу школьного учебника ученику могут грозить меры дисциплинарного взыскания (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Кроме того, читатели, которые нарушили правила пользования библиотеками и причинили библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой (ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле»). Конкретные правила компенсации такого ущерба — например, деньгами или аналогичной книгой, — прописаны во внутришкольных документах. Учитывая, что у детей своих денег нет, оплачивать утерю будут родители (ст. 1073, п. 2 ст. 1074 ГК РФ).

Сбор денег на ремонт и уборку

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий — это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмо Минобранауки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08). Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10), чего, как правило, «народный» ремонт обеспечить не в состоянии. Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).

Вышесказанное относится и к требованию денег «на уборку класса» — эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Дело в том, что школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3 СанПИН 2.4.2.2821-10). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 12.6 СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XII СанПИН 2.4.2.2821-10), и как уже было сказано, финансы на обеспечение содержания школы находит муниципалитет (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Иногда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе. Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное — делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании). В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Техрегламента о безопасности зданий*(5)), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы Росгвардии или Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения»). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении*(6)).

В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Между прочим , о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования РФ от 14.05.2001 N 22-06-648).

Помимо финансовых, у родителей часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников. Например, вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск ? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности*(7)). С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). А ведь недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает вашего ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон. Кстати, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, и возможно, что там описывается подобная ситуация. Если же нет — школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, заметим, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

Кстати, это относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны — при обеспечении пропускного режима — проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права — такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).

Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:

— оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);

— совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).

Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это? Законно. Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы — например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).

Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы. А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей, в общем, не нуждается.

При этом ведь родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще: например, они вправе знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством, и обычно это происходит именно в школе (хотя бы потому, что так удобнее учителям). Как организуются и проходят такие встречи — описывается именно во внутренних документах школы.

Второй аргумент родителей, жаждущих прорваться в школьный коридор, — это необходимость контроля за школьной администрацией и педагогами. Однако родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26, п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).

Соловья баснями не кормят

Муниципальная школа обязана организовать питание школьников (ч. 1 ст. 37 Закона об образовании), в том числе, составить такое школьное расписание, чтобы ученики за время перемены успевали поесть (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании). В муниципальных школах школьные завтраки и обеды оплачивает муниципалитет (ч. 4 ст. 37 Закона об образовании), иногда какие-то деньги на еду могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании). Поэтому именно муниципальными и/или региональными актами могут быть установлены категории учеников, которым питание предоставляется бесплатно или по льготным ценам. При этом ученики с ограниченными возможностями здоровья (то есть с недостатками в физическом или психическом развитии) обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании). Завтраки, обеды и полдники остальных обучающихся, не охваченных региональными или местными льготами, оплачиваются их родителями. Кстати, во многих школах сейчас активно вводится система, при которой ребенок может оплатить себе еду в столовой только специальной электронной картой (без возможности оплатить наличными). По мнению антимонопольного ведомства, подобная практика недопустима.

Рационы школьных столовых и буфетов регламентированы СанПиН 2.4.5.2409-08*(8): этот документ устанавливает требования и к калорийности, и к соотношению белков, жиров и углеводов, и к примерному меню, и даже к ассортименту продуктов в школьном буфете (те, которые не входят в обед или завтрак). Например, салаты нельзя заправлять сметаной и майонезом (п. 8.28 СанПиН 2.4.5.2409-08), а в буфете категорически нельзя продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе (можно только кофейный напиток, например, из цикория), картофель-фри, квас, газировку, жевательную резинку и некоторые другие продукты (п.п. 13, 33, 26, 22, 18, 29, 31 Приложения 7 и п. 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08). А вот шоколад, ириски и зефир в школе допускаются (п. 12 приложения N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08). Разрешается устанавливать торговые автоматы — но только для продажи соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков в упаковке не более 350 мл, а также бутилированной негазированной воды объемом до полулитра (п. 4.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом ассортимент буфета утверждается директором школы перед началом учебного года и согласовывается с Роспотребнадзором (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08). Так что претензии к ассортименту школьного буфета можно и нужно доводить до администрации школы — она в состоянии этот ассортимент изменить и улучшить.

Для завтрака и обеда выделяется перемена продолжительностью не менее 20 минут (п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Перед едой необходимо мыть руки, и при обеденном зале должны быть умывальники (из расчета 1 кран на 20 посадочных мест) и электросушки для рук или одноразовые полотенца (п. 3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08). Кстати, старших школьников (тех, которым уже есть 14 лет) можно привлекать к сервировке столов в школьной столовой, а младшие ученики накрывать столы не должны (п. 7.3 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом дети не могут раздавать готовую пищу, нарезать хлеб и убирать помещение столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Что касается утоления жажды: школа обязана организовать питьевой режим либо в виде питьевых фонтанчиков, либо в виде кулеров (п. 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Однако в любом случае гигиенические требования к такой воде самые простые — те же самые, что и к качеству обычной водопроводной воды (п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08). Следовательно, бюджет школы рассчитывается на покупку именно такой воды. Если хочется, чтобы ваши дети утоляли жажду более качественной водичкой, придется раскошелиться.

Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании), а государственные и муниципальные школы при этом обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями (ч. 2 ст. 38 Закона об образовании). О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается локальный школьный документ. Но школа не должна решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму — такого рода требования выходят за рамки полномочий школы (см. ч. 1 ст. 38 Закона об образовании, разъяснения ФАС РФ). Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей — другими словами, вводить дорогую и роскошную форму школа не может (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08, см. также мнение ФАС РФ).

Другие публикации:  Налоговый вычет по продажи квартиры с 2019 года

Какие неприятности могут грозить ученикам, которые отказываются носить школьную форму? Это зависит, во-первых, от внутренних документов школы, а во-вторых, от возраста ученика. Если, к примеру, школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций вообще не последует.

Однако гораздо чаще устав (или правила внутреннего распорядка, или иные внутренние акты школы) обязывает учеников посещать занятия исключительно в школьной форме (уроки физкультуры — в спортивной). При этом все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор и отчисление из школы — за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании), правда, младших школьников наказывать категорически запрещено (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании). Что же до отчисления, то такое возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли и замечания и выговор, и только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и только если дальнейшее пребывание такого ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников и нарушает их права и права учителей, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании). К тому же процедура исключения из школы достаточно сложна (ч.ч. 9-11 ст. 43 Закона об образовании, приказ Минобрануки РФ от 15.03.2013 N 185).

Таким образом, выгнать из школы за упорный отказ носить школьную форму — довольно проблематично для школьной администрации. Такая ситуация практически невозможна. Но школа способна организовать постоянные, изматывающие напоминания о несоответствующем школьном виде, а также (ученикам 5-11 классов) бесконечные замечания и выговоры.

Разумеется, все вышесказанное относится только к случаям, когда школьник умышленно нарушает правила ношения формы. Если ребенок находится в школе без формы по извинительным причинам (таковая испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может (ч. 7 ст. 43 Закона об образовании). То же самое относится к случаям, когда формы у него вообще не имеется — в таком случае сам ребенок в этом не виноват, а отвечать за чужую вину (родителей, которые эту форму не приобрели) согласно российскому законодательству не допускается.

Можно ли не пустить ученика на урок, если он не в школьной форме? Конечно, нет, причем независимо от причин, по которым ребенок надел другую одежду. Дело в том, что даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечание и выговор , которые не предполагают никакого недопуска на занятия. Что касается отчисления, то оно происходит только после соответствующей процедуры, после которой ребенок вовсе перестанет быть учеником, и у него со школой прекращаются все правовые отношения. Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то — в форме он или без — школа не вправе отказать ему в посещении уроков из-за его одежды. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании).

Макияж, прическа, украшения

Иногда школы идут еще дальше и устанавливают в своих уставах требования к внешнему виду учеников: например, запрещают пользоваться декоративной косметикой (вариант: яркой или вызывающей косметикой), запрещают ученикам являться на урок с экстравагантной прической (вариант: с конкретным видом прически, например, «ирокезом»), не позволяют пирсинг, татуаж и даже использование сумок или портфелей ярких (вариант: «кислотных») расцветок или с крупными принтами. Более того, такие требования иногда вписаны и в региональные требования к одежде учеников (см., например, указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 06.05.2013 N 120).

Однако подобные ограничения и запреты абсолютно незаконны. Дело в том, что закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ст. 38 Закона об образовании). А макияж, прическа, сумки не являются одеждой и не имеют к ней отношения. Следовательно, подобные ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, установленные законом. Школа не вправе включать такие положения в устав школы или иные локальные акты: все они принимаются строго в соответствии с законодательством РФ (абз. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 30 Закона об образовании). Подобные положения нельзя даже включать в договор об образовании, заключаемый между родителями, учеником и школой, поскольку они снижают уровень гарантий, предоставленных ученику законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).

Проще говоря, школа не может запретить ученице накраситься. Это подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда УР от 17.06.2015 по делу N 33-2102/2015).

Цыплят по осени считают

Сколько детей может учиться в одном классе? Расчетное количество учеников определяется исходя из расчета площади учебного кабинета на одного ребенка и расстановки мебели (абз. 5 п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования (п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). Например, если площадь кабинета составляет 60 кв. м., при этом шкафы для книг отнимают 10 кв. м, то на учеников приходится 50 кв. м, следовательно, на такой площади допускается разместить не более 20 детей. Кроме того, каждый ученик должен быть обеспечен рабочим местом, подходящим ему по росту (п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), при этом скамейки и табуретки вместо стульев использовать нельзя (п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10). Следовательно, если в кабинете с расчетной вместимостью 20 учеников помещаются только 9 парт и 18 стульев, то вместимость класса, который будет заниматься в этом кабинете, не может быть больше 18 человек.

Кроме того, при расстановке парт необходимо учитывать дополнительные требования п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): например, в первом климатическом районе парты должны находиться не ближе 1 метра от наружной стены здания (абз. 13 п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Существуют и специальные правила рассадки учеников: учащихся с нарушениями зрения нужно усаживать поближе к доске, деток с нарушением слуха — за первую парту, детей повыше рассаживают дальше от доски, а часто болеющих простудами учеников нельзя усаживать близко к наружным стенам (п. 5.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Вопрос проветривания школьных помещений стабильно входит в топ принципиальных проблем, вызывающих жаркие споры на родительском собрании. Традиционно поборники чистоты воздуха и борцы с пылью сталкиваются с теми, кто боится кашля и насморка. А между тем обязательные требования к проветриванию классов установлены в СанПиН 2.4.2.2821-10: учебные помещения должны быть обязательно проветрены во время перемен , а рекреационные — во время уроков, при этом перед началом учебного дня и по его окончании проветривание должно быть сквозным (п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). В холодное время года проветривать класс во время короткой перемены нужно в течение 1-3 минут, во время больших перемен — 10-20 минут (если за окном мороз ниже — 10°С, то 5-10 минут). В теплое время года проветривают примерно в два раза дольше (см. Табл. 2 к п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Спортивный зал проветривается куда более интенсивно: окна или фрамуги окон должны быть обязательно открыты во время занятий по физкультуре (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Окна открываются, если на улице нет сильного ветра и температура воздуха выше плюс 5°С. Если ветренее или холоднее, открываются одна-две-три фрамуги. Закрыть окна или фрамуги можно только тогда, когда температура в спортзале опустилась до плюс 14°С (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10).

После уроков физической культуры нельзя проводить уроки с письменными заданиями и контрольные работы (абз. 7 Приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Больной — лечись, а здоровый — берегись!

Вопрос постоянного присутствия в муниципальной школе врача или медсестры, как ни странно, не зависит от самой школы. Дело в том, что оказание медицинской помощи, диспансеризацию и медосмотры учеников проводят учреждения здравоохранения, а не образования (ч. 2 ст. 41 Закона об образовании), а порядок оказания первичной медико-санитарной помощи ученикам устанавливается актами субъекта РФ (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании). Если региональные власти распорядятся, чтобы в школах постоянно работал врач или медсестра, то школа обязана будет выделить для них кабинет, а дети получат доступ к медицинской помощи. Если же в субъекте подобного распоряжения не издано, то за медпомощью ученики должны обращаться только в поликлинику (см. также определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 56-КГ16-26).

Что делать, если какой-то несчастный случай произошел с ребенком прямо в школе? Если в школе находится врач или медсестра, то они и займутся бедняжкой. Если же в школе медработников нет, то первую помощь пострадавшему должен оказать педагог, прошедший соответствующую подготовку (п. 11 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Первая помощь — не медицинская, она оказывается до приезда врача при отравлениях, травмах, несчастных случаях и т.п. (ст. 31 Закона об охране здоровья*(10)) и сводится к проведению искусственного дыхания, остановке кровотечения, промыванию желудка, наложению шины на сломанную конечность и другим подобным мероприятиям (см. приказ Минздрава России от 04.05.2012 N 477н).

Независимо от того, имеется ли в школе медсестра или нет, школы ревностно следят за тем, чтобы о днях болезни ученика был представлен оправдательный документ, лучше всего справка из медучреждения с печатью. Это вовсе не каприз администрации: дело в том, что школы обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников (п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). Поэтому мало просто зафиксировать факт отсутствия ученика на занятиях (с этим справится и классный журнал), закон обязывает школу выяснить состояние здоровья ребенка. Предоставлять именно медицинскую справку, в принципе, необязательно, — можно представить записку от родителей о том, что в такие-то дни ребенок отсутствовал на занятиях в связи с недомоганием.

Другой вопрос, что часто школа выставляет требование: пропуск одного-двух-трех дней возможен и на основании расписки родителей, а если болезнь более продолжительная, то нужна справка от врача. Такие требования не имеют, собственно, отношения ни к медицине, ни к школьному образованию. Однако выполнять эти требования в интересах, прежде всего, самих родителей. Дело в том, что школы обязаны выявлять детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, и передавать такие сведения в органы управления образованием (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Оттуда эти сведения попадут в иные органы (соцзащиты, опеки, полиции и т.д.), задача которых — бороться с детской безнадзорностью. Эти органы, в свою очередь, тоже вправе выявлять, проверять, пресекать, устранять, принимать меры и т.п. Следовательно, отсутствие медсправок, оправдывающих длительные или частые пропуски занятий в школе, чревато неприятным столкновением вашей семьи с системой ювенальной юстиции. А значит, предоставление таких справок, в первую очередь, в интересах самих родителей болеющих учеников.

Кстати, охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 — 4-х классов — на 2-3-м уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2-4-м уроках (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). А чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, четверг или пятница должны быть облегченным учебным днем (п. 10.11, абз. 3 п. 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 — 3 классах — 1,5 астрономических часа, в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Груз знаний и учебников, с которым ребенок идет в школу, не должен быть чересчур тяжелым. В законодательстве установлен максимальный вес как для самого школьного ранца (рюкзака, портфеля, сумки), так и его содержимого.

Итак, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать (п. 10.32 СанПиН 2.4.2.2821-10): для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары: ручки, маркеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти и другие аналогичные изделия (приложение N 1 к ТР ТС 007/2011*(11)).

Что касается массы ученического рюкзака, то его вес не должен превышать 700 грамм для учащихся начальной школы, и 1 кг — для учащихся средней и старшей школы (табл. 1 приложения 14 к ТР ТС 007/2011).

При условии, что родители приобрели школьнику портфель, соответствующий требованиям технического регламента, итоговый вес портфеля с минимально необходимым набором ученика должен быть таким:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *