Экологическая экспертиза это анализ

Экологическая экспертиза это анализ

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Для реализации этой идеи в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон «Об экологической экспертизе», где определяется, что экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  • — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • — обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • — комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • — независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  • — научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • — гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • — ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • — определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • — определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • — определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • — обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • — проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
  • — проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • — проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • — проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
  • — проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
  • — обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
  • — технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • — документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и «Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, — штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение — одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят «особое мнение», которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона «Об экологической экспертизе» является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.
Л.Б.Шагарова,
ведущий специалист Госкомэкологии России .

Центр экспертизы и оценки

Москва: +7 (499) 347-13-15
+7 (925) 294-64-63
Нижний Новгород: +7 (831) 283-00-32
+7 (930) 283-00-12

  1. Экспертиза
  2. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза

Специалист изучает экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения; определяет, наносит ли вред окружающей среде функционирующий объект хозяйственной деятельности и, если наносит, то какой. По результатам работы подготавливается заключение.

Экологическая экспертиза производится в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экологическая экспертиза — это что-то вроде «упреждающего контроля», это процедура, которая предотвращает инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Объектами исследования экологической экспертизы могут быть:

  • Отдельные правовые акты: нормативно-технические и инструктивно-методические документы и целевые программы.
  • Техническая документация на новую технику, технологию или вещества (например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов). Известно, что хозяйственная деятельность негативно сказывается на окружающую природную среду.
  • Особо охраняемые природные территории, зоны экологического бедствия. Исследуется экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения; наносит ли вред окружающей среде функционирующий объект хозяйственной деятельности, и если наносит, то какой.
  • Некоторые виды природных ресурсов.
  • Предельно-допустимые выбросы. Проект ПДВ — это норма выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Нормативы предельно-допустимых выбросов устанавливаются для стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха. Проекты нормативов ПДВ разрабатываются в соответствие с требованиями законодательных органов, чтобы обеспечить охрану жизни и здоровья людей, а также, чтобы предотвратить нарушение экологического равновесия в природной среде.

Задачи экологической экспертизы:

  • Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, которые установлены правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • Выявление масштабов воздействия на окружающую среду в результате намечаемой деятельности;
  • Определение экологической обоснованности и допустимости намечаемой деятельности;
  • Обеспечение мер экологической безопасности для сохранения природного потенциала.

Экологическая экспертиза — сложный и трудоемкий процесс, и, прежде чем к ней приступать, необходимо предварительно проконсультироваться с экспертом по поводу предоставления необходимых материалов и уточнить вопросы, по которым она будет проводиться. Перечень материалов, которые следует предоставить, может зависеть от конкретных обстоятельств экологического правонарушения, аварии, от нарушенного природного объекта (земля, живые организмы и др.), от характера негативного воздействия, оказанного на природный объект (уничтожение, порча, загрязнение и т.п.), и других фактов, которые эксперт может установить в процессе производства экспертизы.

Эксперты, проводящие экологические экспертизы — это специалисты, обладающие научными и (или) практическими знаниями по исследуемому вопросу, который привлекается в установленном порядке к проведению экологической экспертизы по различным направлениям науки, техники и технологии.

Другие публикации:  Единый налог таблица

Заключение государственной экологической экспертизы

Заключение государственной экологической экспертизы — это документ, который подготовлен по результатам государственной экологической экспертизы и содержит выводы о воздействие на окружающую среду какой-либо деятельности, а также возможность работы объекта экспертизы и одобрение или неодобрение экспертной комиссии.

Каким образом составляется заключение государственной экологической экспертизы?

  • Экспертная комиссия проводит анализ и обобщение заключений экспертов;
  • Окончательное заключение выносится на всеобщее обозрение при заключительном заседании государственной экспертной комиссии, куда приглашают заказчика, представителя администрации или другого территориального органа, а также разработчика материалов.
  • Заключение выносится с учетом Федерального закона и должно быть подписано всеми членами экспертной комиссии.
  • Удовлетворительное заключение государственной экологической экспертизы не содержит замечаний, а только рекомендации.
  • Если имеются замечания, то проект заключения дорабатывается.
  • Если есть несогласные члены экспертной комиссии, то его мнение оформляется в виде записки к заключению.
  • Если заключение не подписано или имеются ссылки на особое мнение, то продляется срок проведения экспертизы.
  • Если после продления экспертизы заключение не набрало достаточно подписей, то экспертиза признается безрезультатной.

Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза позволяет определить, удовлетворяет ли намеченная деятельности экологическим требованиям и допустима ли реализации этой деятельности, а также не воздействует ли она неблагоприятно на окружающую среду.

Проведение государственной экологической экспертизы регламентировано в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)

Цель государственной экологической экспертизы — проверка, анализ и оценка объекта и вынесение решения о его реализации.

Объекты государственной экологической экспертизы:

  • разработки правовых актов РФ, которые регламентируют деятельность объектов оказывающих влияние на окружающую среду;
  • схемы, планы, программы и иные документы о развитие производственных сил;
  • проекты строительства или капитального ремонта;
  • другие документы, фиксирующие деятельность, способную оказать какое-либо влияние на окружающую среду.

Этапы государственной экологической экспертизы:

  • Анализ и оценка рассматриваемых объектов с точки зрения соответствия всем нормам, регламентирующим охрану окружающей среды;
  • Соответствие экологическим стандартам;
  • Анализ всех документов, где указанно влияние проверяемой деятельности на природную среду;
  • Подготовка заключения по экспертизе и передача его государственным органам, занимающимся этими вопросами;
  • Информирование граждан о неблагоприятных воздействиях и связанных с ними последствиях.

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: « Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические . Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические . При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические . Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

Ком­мер­чес­кая эко­ло­ги­чес­кая экс­пер­ти­за ча­ще все­го про­во­дит­ся добро­воль­но, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях про­вер­ка по­ме­ще­ний – тре­бо­ва­ние за­ко­на. Так, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да (СО­УТ) про­во­дит­ся на всех пред­при­я­ти­ях лю­бой фор­мы собст­вен­нос­ти. Тру­до­вой Ко­декс РФ пре­дус­мат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ат­тес­та­ции ра­бо­чих мест не ре­же, чем один раз в пять лет. На­ру­ше­ние дан­но­го за­ко­на вле­чет за со­бой штраф­ные санк­ции.

Экологическая экспертиза это анализ

Афиногенов Д.В., к.пол.н., координатор проектов Центра экспертиз «ЭКОМ» СПбОЕ

С 1 января 2007 года произошло кардинальное изменение функций и содержания важнейшего инструмента экологического регулирования — экологической экспертизы. Поправки в соответствующий закон были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части устранения административных барьеров. ). Ниже приводится анализ внесенных правок и их последствий.

Тексты статей закона РФ «Об экологической экспертизе», определяющих объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), были изменены, главным образом, путем исключения из них отдельных пунктов (см. Приложение). Остальные изменения – стилистические или связаны с оформлением текста. Таким образом, речь идет не о совершенствовании экологического законодательства, а просто о сужении сферы его применения.

Анализ изменений показывает, что на федеральном и региональном уровне исключены аналогичные объекты ГЭЭ. Если обобщить, то можно сказать, что из закона были убраны проекты нормативно-правовых актов, а также все виды градостроительной и проектной документации [1].

В результате, из объектов ГЭЭ были исключены почти все проекты планируемой деятельности, которые могут оказать воздействие на окружающую среду непосредственно (проектная документация, которая в других странах обычно подвергается процедуре Environment Impact Assessment), за исключением лицензирования, а также новой техники и технологий.

Исключены также проекты нормативно-правовых актов – законов, указов, постановлений и т.п. В наших условиях, когда многие стратегические процессы, направления развития и политика в области охраны окружающей среды устанавливаются именно законодательно, отказ от экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов может привести к долгосрочным негативным экологическим и социально-экономическим последствиям на региональном уровне и уровне всего государства.

В действующем законе «Об экологической экспертизе» предметом экспертизы остались проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, но только тех, которые связаны с охраной окружающей среды, а также проекты некоторых целевых программ. Т.е. ни градостроительная деятельность, ни нормирование тех видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде, предметом экспертизы не являются. Иными словами то, что может оказать воздействие на окружающую среду косвенно, и что нуждается, как правило, в стратегической экологической оценке (Strategic Environment Assessment) также выпадает из пространства экологической экспертизы.

Другие публикации:  Если услуги доставки товара не включены в договор

В связи с этим необходимо отметить, что на сегодняшний день, несмотря на требования закона, большая часть проектов нормативно-технических, инструктивно-методических документов, проектов программ и других подобных документов ГЭЭ не проходила, а если проходила – то формально и поверхностно, а ее результаты никак не влияли на окончательное решение. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что отсутствуют необходимые технологии и методики проведения стратегической экологической оценки. Кроме того, такие экспертизы проводятся без какого бы то ни было вовлечения общественности в обсуждение проектов (Центр экспертиз ЭКОМ, много лет работающий в этой сфере, не знает ни одного случая официального публичного обсуждения проекта стратегического документа в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду).

Учитывая, что ГЭЭ и проводимая в ее рамках оценка воздействия на окружающую среду во многих случаях является единственным механизмом, который включает требование информирования общественности и вовлечение ее в обсуждение планируемой деятельности [2], сокращение объектов ГЭЭ приводит к соответствующему сужению возможностей граждан участвовать в консультациях по поводу проектов.

В измененном списке объектов экологической экспертизы отдельно выделены и сохранены проекты, подпадающие под действие законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Это, возможно, связано с тем, что такие проекты, как правило, являются трансграничными, а потому при их подготовке требуется соблюдение международной Конвенции о трансграничном воздействии. В таком случае, это подтверждает достаточно внимательное отношение России к мнению других стран, и желание соблюдать договоренности.

Кроме того, проведение экспертизы сохранено для проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, при этом все они переданы на федеральный уровень. Большинство таких проектов связано с освоением нефтегазовых месторождений в сложных технических условиях и требует привлечения иностранных партнеров. Вполне вероятно, что таким образом государство хочет сохранить институт ГЭЭ как дополнительный механизм контроля и воздействия на такого рода деятельность на территории России.

Серьезным изменением перечня объектов ГЭЭ является и то, что теперь он стал закрытым, то есть, помимо перечисленных, никакие иные проекты не проходят ГЭЭ. Ранее в законе существовало положение, предполагающее проведение ГЭЭ в отношении любого проекта, который может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Последние изменения законодательства об экологической экспертизе затрагивают не только вопрос о том, что должно проходить ГЭЭ, но также и вопрос «как». Теперь все объекты экологической экспертизы проверяются на соответствие «…экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды» [3]. Если раньше эксперт экологической экспертизы, анализируя проектную документацию, в случае отсутствия официально утвержденных нормативов мог опираться на собственные знания, результаты научных исследований и т.п., то в соответствии с новым законодательством рассматриваются только те вопросы, которые отражены в технических регламентах. Если же технического регламента или иного официального акта по какому-либо аспекту деятельности нет, то и сказать об этой деятельности ничего нельзя. Следует заметить, что пока в стране не принято ни одного экологического технического регламента.

Кроме того, суть экологической экспертизы меняется и изменением перечня. Ранее ЭЭ была инструментом оценки деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Теперь, как следует из перечня объектов, она становится, в основном, инструментом оценки деятельности по охране окружающей среды, что лишает ее смысла и содержания. Единственным объектом экспертизы регионального уровня, который относится к «старому» пониманию экспертизы, является экспертиза обоснований для выдачи лицензий на ведение хозяйственной дейтельности.

[1] По проектной документации Градостроительным кодексом РФ предусмотрено проведение так называемой «государственной экспертизы», которая являлась градостроительной. Последние изменения предполагают, что она будут проводить анализ всех аспектов деятельности, включая возможные последствия для окружающей среды. Однако, учитывая, что эта экспертиза должна будет заменить собой целый ряд специализированных экспертиз, что сроки ее значительно сокращены (до 3 месяцев), а также то, что возложенные полномочия не подкреплены практически никакими организационными, методическими, кадровыми и финансовыми ресурсами, можно предположить, что этот анализ не будет серьезным и качественным, во всяком случае в ближайшие годы.

[2] Вовлечение общественности законодательно предусмотрено также при подготовке градостроительной документации, выделении земельных участков и принятии некоторых решений на уровне местного самоуправления.

[3] Статья 1 закона РФ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза и экологический аудит.

Экологическая экспертиза — это экологическое исследование, анализ и оценка результатов намечаемой или существующей хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Экологическая экспертиза направлена на предотвращение появления новых, ограничение или ликвидацию существующих негативных источников воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения.

В части решения экологических проблем города экологической экспертизе подлежат:

  1. проекты генеральных планов населенных пунктов и промышленных узлов, схем районной планировки;
  2. технико-экономические обоснования (ТЭО) и расчеты (ТЭР), проекты на строительство и реконструкцию, расширение, техническое перевооружение предприятий и других объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды; действующие предприятия, другие объекты и комплексы, представляющие опасность для окружающей природной среды.

В последнем случае, если инициатором проверки природоохранной деятельности предприятия является администрация самого предприятия, такая деятельность носит название экологический аудит.

Необходимость и процедура проведения экологической экспертизы определены природоохранным законодательством Украины. Осуществляются государственная и общественная экологические экспертизы. По инициативе заинтересованных лиц и организаций, а также по решению центральных или местных органов власти может производиться дополнительная независимая экологическая экспертиза.

Государственную экологическую экспертизу объектов общегосударственного и межобластного значения проводит управление экологической экспертизы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, объектов местного значения — отделы экологической экспертизы областных управлений экологической безопасности. В проведении государственной экологической экспертизы принимают участие органы государственного санитарного надзора и другие заинтересованные государственные органы.

Для подготовки заключений государственной экологической экспертизы привлекаются специализированные научно-исследовательские, учебные и проектные организации, отдельные высококвалифицированные специалисты, эксперты международных организаций.

На государственную экологическую экспертизу представляется раздел проектной документации, который называется «Оценка воздействия (проектируемого объекта) на окружающую среду», сокращенно — ОВОС. Раздел ОВОС включает всю, посвященную природопользованию и воздействию на окружающую природную среду, информацию, которая содержится в проектной документации.

Заключение государственной экологической экспертизы содержит оценку экологической допустимости и возможности реализации представленных на экспертизу проектов. Подготовка заключения государственной экологической экспертизы и принятие решений относительно реализации рассмотренного проекта осуществляется с учетом общественного мнения.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования по реализации рассмотренного проекта.

Для учета общественного мнения относительно реализации намечаемой проектом хозяйственной деятельности, ее социально-экологических последствий проводится общественная экологическая экспертиза. Она может осуществляться в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Ее проводят по инициативе общественных организаций создаваемые на добровольных началах эколого-экспертные коллективы из представителей общественности, независимых специалистов, представителей прессы.

Заключение общественной экологической экспертизы освещается в средствах массовой информации, направляется в органы, проводящие государственную экологическую экспертизу, местные и центральные органы власти, заказчику проекта.

Всесторонний комплексный анализ и оценка деятельности предприятий или любого другого вида деятельности в области природопользования, оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, получили название экологического аудита.

Экологический аудит организуется по инициативе руководителя или владельца объекта или вида деятельности и носит характер экологического самоконтроля или экологической самооценки. Экологический аудит выполняется независимо от государственной экологической экспертизы. Он проводится специализированными аудиторскими организациями, имеющими соответствующий квалификационный сертификат (лицензию).

Выводы (результаты) экологического аудита являются основой для разработки перспективных экологических программ, планов природоохранных мероприятий, формирования направлений экологической политики.

В обязательном порядке экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных предприятий, при экологическом страховании, в случаях подачи предприятиями заявок на получение знака высокого экологического стандарта продукции («зеленая метка»), при предоставлении предприятиям финансовой поддержки из экологических фондов и в других случаях, связанных с определением экологических затрат.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Начавшиеся еще в 1990г. глубинные преобразования в России оказались мало восприимчивыми к требованиям конференции в Рио-де-Жанейро по развитию Земной цивилизации, в ходе которой Россия взяла на себя обязательства перед мировым сообществом по реализации программы устойчивого развития.

Состояние окружающей природной среды в большинстве регионов России является неудовлетворительным. В последние годы резко упала технологическая дисциплина, существенно уменьшились ассигнования на природоохранную дея­тельность, в результате удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 1992 — 2000 г.г. увеличились в 1,5 раза, сбросы в водоемы — в 1,9 раза, водоемкость ВВП — в 1,8 раза [2].

Природоохранная политика и проекты, направленные на охрану окружающей среды, организационно объединяются в природоохранных программах. Макроэкономическая политика оказывает заметное, а иногда и решающее влияние на окружающую среду, но далеко не всегда улучшение среды как таковой является приоритетной целью такой политики. Принципы «загрязнитель платит» и «пользователь платит» предусматривает непосредственное применение принципа «загрязнитель платит» и позволяет получить 80% всех поступлений в российские экологические фонды, которые обеспечиваются за счет платежей за загрязнение.

В сложившихся условиях важное значение приобретают вопросы проведения государственной экологической экспертизы.

В конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон «Об экологи­ческой экспертизе», где определяется, что «экологическая экспертиза — это уста­новление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологиче­ской экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздейст­вий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы» [2].

Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяю­щей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Суть ее предупредительного назначения выражается в том, что она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных реше­ний, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей природной среды, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества.

В настоящее время в Российской Федерации существует несколько видов экспертиз, в том числе и Государственная экологическая экспертиза (см таблицу).

Основные принципы экологической экспертизы сформированы в ст.35 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Несмотря на то, что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательной, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности [2].

Цель экологической экспертизы — провести оценку влияния использования природного потенциала (сброса или выброса продуктов отхода) на состояние ок­ружающей природной среды. Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Другие публикации:  Налоговая ставка на налог на недвижимость

Экологическая экспертиза является одним из важных инструментов экономического механизма природопользования. Экспертизе должны быть подвергнуты все инвестиционные проекты и программы хозяйственной и иной деятельности. Она непосредственно реализует принцип предупреждения негативных экологических последствий. При этом экологическая экспертиза способствует экономии материальных затрат: установлено, что правильная организация технологического процесса с точки зрения его воздействия на окружающую среду на стадии проектирования в несколько раз дешевле последующей доустановки очистного оборудования и штрафных сумм за нарушения правил.

В последнее время все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной документации, т.к. именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Виды экологической экспертизы

Назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды

Выводы имеют силу надведомтвенного документа, обязательного к исполнению

Проводится по приказу соответст­вующего ведомства

Выводы имеют силу внутри соответствующей ведомственной структуры (если нет противоречий с выводами государственной экологической экспертизы)

Проводится по инициативе общественных объединений, проводится негосударственными органами

Заключение носит форму рекомендаций

Проводится по инициативе научных учреждений или ВУЗов

Заключение носит информационный характер

Становление института экологической экспертизы в мире началось в 70-х годах сначала в США и Канаде, затем в странах Западной Европы и Японии, а в начале 80-х годов — в восточно-европейских странах и СССР.

Экологическая экспертиза является неотъемлемым элементом процедуры получения разрешения на размещение новых предприятий и реконструкцию действующих. Проведение экологической экспертизы в зарубежных странах базиру­ется на следующих положениях [5]:

— выявляются факторы, негативно влияющие на состояние окружающей среды и на здоровье человека в случае реализации рассматриваемого проекта;

— обосновываются мероприятия, способствующие уменьшению отрицательных экологических последствий;

— сопоставляются альтернативные варианты и из них выбирается оптимальный по экологическому критерию;

— экспертиза проводится независимыми специалистами;

— в процессе экспертизы вся информация предоставляется общественности, общественное мнение учитывается при подготовке заключения.

Надо отметить, что в США различные законы, не связанные с экологической экспертизой, предусматривают обязанность государственных органов оценивать и не допускать возможный экологический ущерб в процессе выполнения ими своих основных полномочий. Так, Закон о координации использования и охраны рыб и диких животных 1934г. предусматривает согласовывать действия различных ведомств со Службой по охране рыб и диких животных, прежде чем приступить к осуществлению мероприятия, которое может оказать воздействие на «живые ресурсы»; Национальный закон о транспорте предлагает иметь альтернативные варианты проектов скоростных дорог, а также, если это возможно, не пересекать на­циональные парки и заповедники животных. По Национальному закону об охране исторических памятников 1966г. министерства и ведомства обязаны согласовывать мероприятия, оказывающие воздействие на состояние исторических мест, с Консультативным советом по охране исторических памятников. Значение же этого закона заключается в экологической оценке планируемых мероприятий, включая анализ всех возможных воздействий на окружающую среду [5].

Наиболее интересным представляется сам порядок проведения экологической экспертизы.

Надо отметить, что, во-первых, в каждом штате предъявляются свои конкретные требования к проведению экологической экспертизы: в одних штатах они более обширны, в других штатах законодательство об экологической экспертизе крайне слабо, а в-третьих, оно отсутствует вообще.

Заявление о воздействии на окружающую среду (процедура, получившая распространение в США) отражает) [6]:

— воздействия планируемого мероприятия на окружающую среду;

— негативное воздействие на окружающую среду, наступление которого неизбежно;

— альтернативные варианты планируемого проекта;

— взаимодействия краткосрочных видов использования окружающей среды в местных масштабах и перспективы ее сохранения и улучшения;

— всех необратимых и невозобновимых видов ресурсов, которые будут ис­пользованы в случае, если планируемое мероприятие будет осуществле­но.

Функционирование Государственной экологической экспертизы в нашей стране началось с образованием в 1988г. Государственного комитета СССР по охране природы.

Это не означает, что ранее при разработке проектов хозяйственного развития экологические параметры не учитывались. Однако, экологической экспертизы как отдельной и независимой системы, как института, фактически не существовало. На практике экологическая экспертиза проводилась в форме согласования предплановых, предпроектных и проектных материалов с различными органами государственного надзора, каждый из которых преследовал прежде всего свои ведомственные интересы, противоречащие зачастую экологическим интере­сам общества. Единого центра, регулирующего и координирующего проведение экологических экспертиз, обеспечивающего комплексность экспертизы и противостоящего ведомственным интересам, не было. Последняя проводится с целью проверки соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Она осуществляется на следующих принципах [2]:

— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

— независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

— научная обоснованность, объективность и законность заключений эколо­гической экспертизы;

— гласность, участие общественных организаций (объединений), учет

— ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза про­водится как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы [2]. Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик (государственная структура, которая имеет право назначать подобную экспертизу), подрядчик (исполнитель задания по экологической экспертизе (специалисты, НИИ и т.д.)), потребитель (предприятие или организация, являющаяся собственником объекта).

Объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшест­вующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты [3]. В Законе [4] нет единого перечня объектов экологической экспертизы, есть лишь общая характеристика. Таким образом, любой проектный документ, любое мероприятие, намечаемое к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, мате­риалы потенциально могут рассматриваться в качестве объектов государственной экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза на­зывается эколого-санитарной. Ее задача — установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача — исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффектив­ность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоро­вья человека, охраны его генетического фонда [2].

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоря­жения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытекает из обязанности, возложенной Законом РФ «Об Экологической экспертизе» [4] на законодательные и нормативные органы. Субъекты РФ в принимаемых ими нормативных актах впра­ве устанавливать свои виды объектов экологической экспертизы, обусловленные спецификой местных условий.

Исследования теоретических и практических вопросов экономической оценки экологической среды и инвестиций в природоохранные мероприятия позволяют сделать следующие выводы и предложения:

— решение острейших экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, предполагает проведение комплексного анализа социально-экономических процессов и рациональное использование природных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В существующих экономических взаимоотношениях возникает необходимость разработки эколого-экономического анализа окружающей природной среды и эффективности инвестиций в природоохранные мероприятия, обеспечивающей функционирование и развитие природоохранной деятельности в регионах;

— объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Заключение Государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Данное заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде. И, наконец, хотелось бы напомнить норму Конституции РФ [1] о том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоро­вью или имуществу экологическим правонарушением». Развитие экологического страхования, экологического аудита в итоге приведет к тому, что окружающую среду загрязнять будет экономически невыгодно. Это, конечно, идеалистический подход, но, во всяком случае, не лишенный здравого смысла.

1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39с.

2. Аржакова, М.В. Анализ состоянии я экологической среды и инвестиций в природоохранные мероприятия (на примере Республики Саха (Якутия)): дис. . канд. экон. наук: 08.00.12 / Аржакова Мария Васильевна. — СПб-Пушкин, 2003. — 227 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [федер. закон: принят ГД РФ 31.07.1998: по состоянию на 01.01.2014]. — М.: Изд-во стандартов, 2014. — 288 с.

4. №174-ФЗ. Об экологической экспертизе. — Введ. 1995-23-11 (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ). — М.: Российская газета, 2008. — 18с.

5. Робинсон Николас. Правовое регулирование природопользования и охране окружающей природной среды в США: Пер. с англ./ Под ред. О.С. Колбасова, A.C. Тимошенко; Послесл. О.С. Колбасова. — М.: Прогресс, 1990. — 523 с.

6. Сотникова, К.Н. Экспертная система принятия решений для реконструкции зданий с учетом принципов «Зеленого строительства» / К.Н. Сотникова, Н.В. Колосова, А.П. Толмачев // Инженерные системы и сооружения. — 2012. — №1. — С. 98-105.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *