Пособие по дисциплине литература

Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие
Концепция дисциплины.

КОНЦЕПЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В условиях обновления содержания высшего образования и реформирования педагогических и дидактических методов и приемов, направленных на формирование компетентностного подхода к получению и применению знания возникает необходимость моделирования нового содержания базовых учебных дисциплин, к которым, в том числе относится историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения». Традиционный способ преподавания и контроля за учебной деятельностью студентов был ориентирован на формирование репродуктивного знания. В основе этого типа преподавания лежал принцип передачи теоретической и фактической суммы знаний и формирования способности к их воспроизведению. Этот тип обучения в основе был монологичен, и в учебном процессе преобладала лекционная форма проведения занятий, а ведущими формами контроля за результатами учебной деятельности студентов выступали зачеты или экзамены.

В условиях перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам III поколения в процессе освоения историко-литературной дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» корректируется сама образовательная доминанта, больший удельный вес в учебном процессе приходится на практические занятия (им отводится 60% аудиторного времени) и самостоятельную работу студента. Энциклопедичность знаний и академичность методов их получения не отменяется, а дополняется их продуктивностью, направленностью на практическое применение. В новых условиях растет роль практической составляющей в учебном процессе, репродуктивное знание выступает только первым этапом освоения содержания учебной дисциплины, а целью обучения становится получение студентами продуктивного знания.

Знание содержания историко-литературной дисциплины не может сводиться к усвоению некоего необходимого минимума фактов, понятий и теоретических положений, активность познавательной деятельности стимулирует студентов к активизации самого знания, к формированию его действенного характера. Характер познавательной деятельности студентов становится ориентированным на когнитивный компонент знания и понимания. При этом само содержание историко-литературных дисциплин активизирует аксиологический компонент знания, способствует воспитанию студента через обучение и образование.

Историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» направлена на формирование у студентов как общекультурных, так и профессиональных и научно-исследовательских компетенций. Разнообразные формы самостоятельной и практической работы студентов в процессе освоения содержания учебной дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» создают базу для перехода на кредитную оценку знаний и учет успеваемости, равно как направлены на реализацию принципа активного обучения. Учебные достижения студента оцениваются комплексно, а результатом образования становится овладение методами и приемами поиска, получения и применения знаний. Обучение в условиях роста удельной доли практической и самостоятельной работы студентов при актуализации ее разнообразных форм начинает носить более персонифицированный характер, приобретает направленность на формирование профессиональной личности студента.

Базовая историко-литературная учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» предполагает изучение литературы западноевропейских стран от момента зарождения словесности, формирования национальных литератур до их ренессансного расцвета. Поэтому важно выявить как специфически литературные, так и общекультурные связи между Средневековьем и Возрождением. Не менее важно показать особенности развития культуры и литературы в пределах каждого отдельно взятого этапа, как в рамках эволюции жанра, типа художественного сознания, художественного или стилистического приема, так и в пределах исторического развития отдельной национальной литературы или творческой индивидуальности отдельных писателей и поэтов. Изучаемый материал стимулирует студентов к сравнению, а, следовательно, к обращению к смежным с литературой областям знания – философии, религии, истории, к другим видам искусств. Результатом обучения становится комплексное знание, включающее как освоение содержания литературного процесса Средневековья и Возрождения, так и овладение абстрактно-теоретическими обобщениями и суммой историко-культурных фактов.

Данная историко-литературная дисциплина изучается студентами-первокурсниками в системе подготовки бакалавра-филолога, поэтому важно, чтобы студенты овладели не только необходимыми, согласно программе, фактическими знаниями, но и приобрели новые конкретные навыки анализа художественных произведений, овладели новыми методами и приемами литературоведческого анализа. Студенты должны уметь выделить этапы развития творческой индивидуальности писателя, объяснить, чем обусловлены перемены в мировоззрении художника, показать преемственные связи между разными периодами творческой эволюции художника, получить представление об особенностях творческой индивидуальности и авторской идентичности писателя, о месте, которое занимает его творчество в развитии национальной литературы и мирового литературного процесса в целом.

Сложности в освоении данной историко-литературной дисциплины связаны, во-первых, с тем, что студентам не хватает знаний по истории, философии и истории культуры, а литература Средневековья и Возрождения находится в тесном взаимодействии с другими видами искусства и областями гуманитарного знания; во-вторых, студенты недостаточно хорошо владеют иностранными языками и плохо представляют себе, что происходит с оригинальным произведением после его переводческой адаптации к другим языку и культуре. Кроме того, данная дисциплина изучается студентами-первокурсниками, пока еще недостаточно хорошо владеющими как навыками анализа произведения, так и способностью находить, осваивать и систематизировать знания. К тому же, преподаватель поставлен перед необходимостью уложиться в тот объем аудиторного и внеаудиторного времени, который отводится на освоение данной дисциплины.

Учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» включает лекционные и практические занятия, кроме того, некоторые темы выносятся в качестве зачетных и сдаются индивидуально во время контролируемой самостоятельной работы студентов. В течение семестра студенты дважды выполняют контрольные работы по вариантам с индивидуальными заданиями.

Студентам следует прочитать и осмыслить целый ряд художественных произведений, сыгравших значительную роль в дальнейшем развитии культуры, ставших на долгие века недосягаемыми образцами философской глубины и эстетического совершенства для многих поколений художников. Это, безусловно, в первую очередь, «Божественная Комедия» Данте Алигьери, а также баллады Ф. Вийона, поэзия трубадуров, героические и архаические эпосы европейских народов. Поэтому важно помочь студентам полнее и глубже осознать эстетическое и философское значение этих произведений, показать их всемирно-историческое значение, наметить перспективы для дальнейшего изучения всемирной литературы. И если чтение и выполнение контрольных заданий студент осуществляет самостоятельно, то на практических занятиях, а также в ходе индивидуальных собеседований во время самостоятельной контролируемой работы и во время тестирования преподаватель имеет возможность проконтролировать работу студента и оценить ее результат.

Лекционные, практические занятия, как и разнообразные формы самостоятельной контролируемой работы в комплексе репрезентируют содержание учебной дисциплины, которое целесообразно распределить между разными формами организации учебной деятельности студента. Разумеется, лекции наиболее полно представляют фактические и теоретические составляющие содержания дисциплины. Такие темы как «Формирование средневековой словесности», «Городская литература Средних веков», «Литература позднего Средневековья во Франции» целесообразнее раскрывать в форме лекции. В этом случае практические занятия, направленные на анализ отдельного произведения, будут дополнением к лекциям. Некоторые сложные и многоаспектные темы, такие как «Особенности литературного процесса Средневековья», «Категории средневековой культуры», целесообразно теоретически разработать на лекциях, а затем детализировать аналитически на практическом занятии. При этом репродуктивное знание будет дополняться продуктивным в процессе анализа источников и сравнительного анализа отдельных литературных и культурных явлений.

Необходимым компонентом учебного процесса выступает самостоятельная контролируемая работа. Формы самостоятельной работы, актуализируемые в процессе освоения данной учебной дисциплины, разнообразны: от тестирования до собеседования и выполнения контрольной работы по вариантам. Самостоятельная контролируемая работа студентов младших курсов, на которых изучается «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» направлена, в первую очередь, на формирование научной ориентации, умения самостоятельно находить необходимую литературу по нужному вопросу, а также самостоятельно осмысливать, систематизировать, интерпретировать и применять приобретенные знания. Умению добывать, обобщать и адаптировать полученные знания студенты учатся на собеседованиях с ведущим дисциплину преподавателем в ходе самостоятельной работы.

Одной из форм самостоятельной контролируемой работы выступает тестирование. Бесспорными достоинствами этой формы контроля выступает экономия времени и возможность проверить знание художественных произведений и необходимых фактических сведений по истории и теории литературы. К тестам целесообразно обращаться во время промежуточных или итоговых аттестаций, как к дополнительному способу проконтролировать и объективно оценить знания студентов. Результат тестирования входит в ту комплексную оценку знаний студента, которая постепенно складывается в ходе освоения учебной дисциплины.

В целом, учебная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и выступает составной частью общей «Истории зарубежной литературы», поэтому особенно важно проакцентировать аспект преемственности в ее изучении, а также аспекты межпредметных связей с другими дисциплинами общепрофессионального цикла, в первую очередь, с «Историей русской литературы».

История русской литературы XX века. Методические разработки.

Учебное пособие для студентов-заочников и учителей-словесников. Освещаются дискуссионные проблемы курса и предлагается современная интерпретация творчества М.Горького, В.Маяковского, С.Есенина, А.Фадеева, М.Шолохова, Л.Леонова.
Даны контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее; Среднее профессиональное; Высшее;

История русской поэзии XVIII-XIX вв.: Учебно-методическое пособие

Куркина Т.Н., Козюра Е.О.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1-3 курса иностранного отделения филологического факультета специальности: 031001 (021700) — «Филология». Представленная в данной разработке тематика практических занятий охватывает наиболее выдающиеся поэтические индивидуальности в русской классической литературе. Тематика составлена таким образом, чтобы обеспечить разнообразие как в объектах и предметах изучения, так и в подходах к ним, в аспектах этого изучения.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Литература Древней Греции и Древнего Рима: Учебно-методическое пособие

Морозова Т.В., Попова М.К.

Учебное пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов филологического факультета ВГУ всех форм обучения. Пособие основывается па практике проведения практических занятий, сложившейся на кафедре зарубежной литературы ВГУ. Лекционный курс по античной литературе читается для студентов первого курса дневной и вечерней форм обучения и сопровождается восемью практическими занятиями. Практические занятия позволяют выработать у студентов-филологов навыки самостоятельного литературоведческого анализа художественного текста и тем самым играют важную роль в профессиональной подготовке учителя-словесника.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История русской литературы XX века. Шестидесятые годы: Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы XX века филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов V курса дневного отделения филологического факультета ВГУ специальности 031001 (021700) — «Филология».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История мировой литературы и искусства: Методические указания для студентов I курса специальности 03060265 — «Связи с общественностью»

Методические указания построены на основе педагогической идеи, направляющей процесс ознакомления студентов с мировыми шедеврами литературы и искусства в русло творческого активного поиска. Ориентируют слушателей на теоретическую и литературоведческую интерпретацию художественных произведений. Содержится развернутая программа учебного курса, планы практических (семинарских) занятий, список художественных произведений для обязательного прочтения, перечень контрольных вопросов, списки учебной, дополнительной и справочной литературы. Методические указания подготовлены на кафедре «Филология, издательское дело и редактирование» и предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности 03060265 — «Cвязи с общественностью» УлГТУ.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Формирование жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка: Учебное пособие

В настоящем учебном пособии представлена авторская программа спецкурса «Формирование жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка» учебной дисциплины «История русской литературы XX века», входящей в блок общепрофессиональных дисциплин направления подготовки бакалавров и магистров 540300 «Филологическое образование». Рассматривается специфика формирования жанровой системы в творчестве Б. Пильняка: определяются жанровые характеристики произведений, выявляются особенности жанровой эволюции писателя. Издание может быть использовано в практике преподавания истории русской литературы XX века, истории отечественной журналистики.

Тип материала: Учебные материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История мировой художественной литературы: Планы семинарских занятий

Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней форм обучения, преподавателей, разрабатывающих и ведущих курс истории мировой художественной литературы. Планы семинарско-практических занятий дают представление о концептуально-проблемной структуре дисциплины, об общей направленности самостоятельной работы студентов, приемах ее организации.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»

Ременец О.М., Короткова Г.В.

Целью данного курса является знакомство с классическими произведениями мировой литературы и искусства, осознание взаимосвязи культуры Запада и Востока. В УМК представлен краткий конспект лекций, список литературы, планы и методические указания для подготовки к семинарским занятиям, тематика контрольных работ для студентов дистанционной формы обучения, тесты для самопроверки, примерный перечень вопросов к экзамену, рабочая программа дисциплины. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Тип материала: Учебно-методические материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История русской литературы XVIII века: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Д.И. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов: Практикум для вузов

Практикум подготовлен на кафедре русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса д/о филологического факультета и факультета журналистики для специальности 031001 — «Филология».

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История древнерусской литературы. Часть 1. Литература Киевской Руси: Учебно-методическое пособие для вузов

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для иностранных студентов 1 курса бакалавриата филологического факультета. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой первую часть — «Литература Киевской Руси» — курса по истории средневековой русской литературы. В его теоретических статьях излагается наиболее важный и яркий материал по специфике древнерусской книжной культуры, и литературы Киевской Руси в частности. Для более подробного изучения в пособие включены лучшие по содержанию и форме образцы древнерусской словесности XI-XII вв.: «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха и «Слово о полку Игореве», — представляющие ведущие жанры литературы Киевской Руси (летопись, ораторское искусство, воинская повесть, историческое сказание и предание).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Рецепция художественного текста: функциональный подход

Монография посвящена исследованию проблемы теории и практики рецепции художественного текста. Рецепция рассматривается в книге как один из вариантов анализа, ведущих к объемному пониманию смысловых стратегий. Книга адресована не только специалистам по вопросам теории и истории литературного процесса XIX-ХХ веков, но и всем интересующимся актуальными методами и приемами семиотического и феноменологического анализа.

Тип материала: Монография; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендовано для студентов 2-3 курсов факультета журналистики дневной формы обучения и студентов филологического факультета вечернего отделения специальностей: 031001 (520300) — «Филология», 030601 — «Журналистика».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История мировой литературы: Учебное пособие

В пособии рассматривается проблематика специфической природы искусства слова, художественности, целостности литературного произведения, литературного процесса культурных эпох: романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма. Предназначено для студентов специальности 030602 — «Связи с общественностью» 1-3-го курсов дистанционной формы обучения.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История русской литературы. Ч.1: Учебное пособие

Учебное пособие разработано на кафедре истории русской литературы ДВГУ. Курс «Истории русской литературы» — важное звено в подготовке студента филолога, специалиста в области русского языка и русской культуры. Этот курс охватывает временный период с 1800-го по 1917г., знаменующий начало нового периода русской литературы (послеоктябрьский). Особенности данного курса определяют характер самостоятельной работы студентов-филологов. Даны списки источников и основная научная литература по вопросу в соответствии с программой курса истории русской литературы XIX века в университетах. Учебное пособие предназначено для студентов-филологов.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Российский государственный архив литературы и искусства

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) является крупнейшим хранилищем России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. В архиве РГАЛИ собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов. Общие сведения об архиве (история, структура, устав, услуги, контакты). Электронный каталог архива. Выставки. Новые поступления.

Тип материала: Библиотеки и издательства; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Русская литература XX века. Ч.1. Тексты и задания к практическим занятиям

Тесты и задания подготовлены на филологическом факультете Воронежского государственного университета. Рекомендуется для иностранных студентов-бакалавров IV курса специальности: 031000 (520300) — «Филология».

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История древнерусской литературы (Практикум): Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие, посвященное истории древнерусской литературы, подготовлено на кафедре теории литературы и фольклора Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса дневного, вечернего и заочного отделений филологического факультета ВГУ специальности: 031000 (021700) — «Филология».

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Просеминарий по русской литературе XX века: Учебное пособие для вузов

Просеминарий по литературе ХХ века — вводный курс, с которого начинается обучение студентов на кафедре русской литературы ХХ века. Его цель — познакомить с методологией анализа художественного текста на материале русской литературы ХХ века, привить навыки профессиональной исследовательской работы с художественным текстом, составить предварительное представление о литературном процессе ХХ столетия и специфике его изучения. Пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ века филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендовано для студентов II курса дневного отделения филологического факультета ВГУ для специальности: 031001 — «Филология».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История мировой литературы. Русская литература XVIII века. Учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие представляет собой разработки планов занятий и заданий для самостоятельной работы по модулю «Русская литература XVIII века» дисциплины «История русской литературы». Включает списки обязательной художественной, научной и справочной литературы, а также примерные вопросы в зачету. Адресована студентам, обучающимся по направлению подготовки: 45.03.01 — филология (профиль — отечественная филология).

Другие публикации:  Осаго мазда 3 2008

Тип материала: Учебно-методические материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История русской литературы. Ч.3: Учебное пособие

Электронный учебник для студентов-филологов Института русского языка и литературы разработан на кафедре истории русской литературы ДВГУ. Курс «Истории русской литературы» — важное звено в подготовке студента филолога, специалиста в области русского языка и русской культуры. Этот курс охватывает временный период с 1800-го по 1917г., знаменующий начало нового периода русской литературы (послеоктябрьский). Особенности данного курса определяют характер самостоятельной работы студентов-филологов. Даны списки источников и основная научная литература по вопросу в соответствии с программой курса истории русской литературы XIX века в университетах.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Учебно-методическое пособие по литературе (10 класс) на тему:
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине БД.02 Литература

Учебно-методическое пособие по дисциплине БД.02 Литература (1 СЕМЕСТР) для студентов 1 курса колледжа позволит качественно подготовиться к любому занятию по дисциплине, пополнить и проверить свои знания по теме. В пособии 2 блока: теоретический и практический. Теоретический включает методические пояснения к 15 видам работ. Практический блок содержит практические задания ко всем темам, изучаемым в 1 семестре. Задания носят обучающий и контролирующий характер.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных.

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при метод.

Контрольно-оценочные средства по ФГОС СПО для дисциплины БД.02 Литература включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме выполнения самос.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» предназначены для чёткой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материа.

Методические рекомендации предназначены для студентов ГБОУ НПО ПУ №69 КК. Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по .

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Литература» на тему: «Творчество А.А.Блока»

Описание разработки

Биография А. А. Блока

Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж — за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки.

Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии.

В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет петербургского университета. через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно — pусское отделение истоpико — филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это — лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий «свеpхpеальный», высший «мир идей».

Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любовь Дмитриевне Менделеевой), которая впоследствии стала его женой.

В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 года. В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года — почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «северные цветы». Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, пpозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание.

В конце 1904 года в символистском издательстве «гриф» вышла в свет первая книга Блока — «Стихи о прекрасной Даме». Стихотворение «Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока.

Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.

Прежнее безразличие Блока к общественно — политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.

Годы 1906 — 1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, его имя приобретает уже довольно широкую известность.

Одна за другой выходят книги Блока — сборники стихов «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), сборник «лирические драмы» (1908).

В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока «Песня судьбы» (постановка ее на сцене не осуществилась). В 1907 — 1908 годах определился глубокий разлад его почти со свей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы. В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи» — лучшее, что есть в русской поэзии об Италии.

В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин ),

В 1913 году — в третий раз (Париж и Бискайском побережье Атлантического океана ).

Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно — стpоительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении сомодеpжавия

В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чеpезвычайной следственной комиссии, которая была учеpеждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия. На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти».

Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока — с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве).

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров — в эпоху подготовки и осуществления октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

Новый учебник по методике преподавания литературы

Издательство РГПУ им. Герцена очень незначительным тиражом выпустило в октябре учебник «Методика обучения литературе в школе: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: в 2 кн./сост. и общая ред. д-ра пед.наук, проф. Н.М.Свириной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2018.»

На Пятнадцатой гимназической научно-практической конференция педагогов России и ближнего зарубежья 29-30 октября 2018 г. в Санкт-Петербурге «Диалог культур в современном школьном образовании» прошла первая презентация учебника, на которой петербургские авторы: Мурин Дмитрий Николаевич, филолог, методист, Заслуженный учитель РФ, Мирзоян Мариэта Апресовна, к.п.н, доцент, научный руководитель школы имени Горчакова, Рыжкова Татьяна Вячеславовна, к.п.н, доцент, Шолпо Инна Лолиевна, к.п.н, доцент, Боровик Марина Гершуновна, к.п.н., доцент, ВА МТО им. генерала А.В. Хрулёва, Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор СПб АППО- представляли книги учителям литературы и методистам.

Что представляет собой учебник? Две книги учебника подготовлены авторским коллективом методистов, преподавателей данной дисциплины в системе высшей школы и академий постдипломного педагогического образования разных регионов РФ. Таким образом, учебник отражает реальную картину возможной сегодня качественной подготовки современного учителя литературы для школ России в разных регионах.

17 авторов из Москвы, Петербурга, Оренбурга, Вятки, Кубани, Новосибирска, Смоленска, Самары, Челябинска. Из них 9 докторов педагогических наук и 6 кандидатов по данной специальности. Книга получила положительные отзывы в рецензиях д.п.н. Л.В.Шамрей из Нижнего Новгорода и к.п.н. Е.С.Романичевой из Москвы. А также гриф ФГАУ «ФИРО», к сожалению, это не нашло отражения в издании. Составление книги и общая редакция принадлежит Н.М.Свириной, д.п.н., профессору.

Состав авторов солидный, обладающий несомненной профессиональной компетенцией и опытом работы в методике и педагогике. Книги такого рода выходят не часто. А время всё бежит, бежит, а реформы в образовании всё идут, идут. Им уже около 30 лет. Поэтому потребность в современном учебнике методики преподавания литературы назрела. Что же он в общем виде собой представляет?

В учебнике 7 разделов, каждый из которых занимает от 40 до 120-140 страниц. Книга очень чётко структурирована. Каждый раздел содержит в себе необходимое количество глав и параграфов. В ней легко ориентироваться.

Вот эти 7 разделов.

  1. История развития методики преподавания литературы как наука.
  2. Психолого-педагогические и филологические основы изучения литературы в школе.
  3. Особенности развития современных школьников и актуальные практические методы и приёмы обучения предмету.
  4. Построение уроков литературы с учётом возрастных особенностей школьников и жанрово-родовой специфики произведения.
  5. Традиционные актуальные и инновационные темы, методы и приёмы работы на уроках литературы.
  6. Внутренние ресурсы и внешние связи уроков литературы.
  7. Литературное развитие школьников во внеурочной и исследовательской деятельности.

Добротный (105 наименований) библиографический список, подготовленный д.п.н. Н.П.Терентьевой завершает 2 том книги.

Внимательно просматривая разделы и главы, можно увидеть, что все аспекты обучения и развития учащихся, с которыми сегодня сталкивается школа, здесь представлены: от выявления первоначального восприятия произведения до оценки учебного труда ребёнка, от чтения как проблемы до учебной исследовательской деятельности.

Большое внимание уделено современному уроку литературы как основной форме обучения. Ему уделено более половины текстового поля книги.

Хочется обратить внимание на такие аспекты содержания учебника как сопоставление прошлого и современности в преподавании литературы, на использование креативных технологий, электронных интернет-ресурсов, информационной среды и, конечно, русской национальной культуры, вербальным выражением которой выступает литература. Традиционные и инновационные подходы в обучении сосуществуют в учебнике на равных.

Авторы статей теоретические положения методики обучения обязательно сопровождают выразительными примерами, интересными вопросами и заданиями, имеющими практический смысл. Практическая сторона методики учебника может быть полезна и опытному учителю.

Поскольку учебник адресован студентам филологических факультетов педагогических вузов для обучения по программе учебной дисциплины «Методика обучения литературе» (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература, квалификация выпускника — Бакалавр), то каждый раздел завершается заданиями для самостоятельной работы, контрольными заданиями и вопросами.

Учебник ориентирован на запросы современной школы, потому, например, в нем находит свое место и работа с родителями в области семейного чтения и внеклассной работы по литературе, и подробный раздел о месте ИКТ в литературном развитии современных школьников.

Присутствующие на презентации коллеги выразили надежду на понимание значимости этого учебника ответственными людьми, которые будут принимать решение об издании этого учебника тиражом, позволяющим обеспечить не только студентов филологических специальностей педагогических вузов нашей страны, но и молодых специалистов, а также опытных учителей: в связи с последними изменениями требований к аттестации необходимость актуального учебника по методике возрастает многократно.

Е.В.Бузина, Д.Н.Мурин, Н.М.Свирина

Методическое пособие по дисциплине «Литература» на тему:Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века (лекционный материал)

Столичный учебный центр
г. Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный

промышленно-гуманитарный техникум им. А.В.Яковлева»

Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века

Плотникова Т.В. Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе ХХ в. (лекционный материал). Методическое пособие.

Методическое пособие поможет обучающимся сконцентрировать свое внимание на наиболее важных моментах из истории страны и народа и их отражении в литературе второй половины ХХ в.; по-новому осмыслить традиции, проблемы и новаторство в литературе, связанные с изменениями в общественной и культурной жизни; попытаться оценить жизнь с позиций предшествующего и современного поколения. Задания имеют разную степень сложности.

На примере конкретных произведений раскрыта тема коллективизации, сталинских репрессий, подвига человека в Великой Отечественной войне, «афганская» и «чеченская» тема. Методическое пособие окажет значительную помощь при подготовке к практическим занятиям и во внеаудиторной самостоятельной работе.

Анфалова Т.В. — преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева».

Кравченко О.В. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Южно-Уральский государственный технический колледж.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК
Протокол № от «_______» ________ 2017 г.

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся по специальностям экономического профиля уровня СПО: «Экономика, бухгалтерский учет», «Организация обслуживания в общественном питании».

Максимальная учебная нагрузка в соответствии с учебным планом дисциплины «Литература» составляет 175 часов, из них 117 час. – обязательная аудиторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа в объеме 58 час.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

К концу изучения дисциплины «Литература» обучающийся должен овладеть историко — литературными и теоретико — литературными знаниями, освоить основные понятия по литературе, необходимые для оценки художественных произведений: тема, идея, проблематика, роды и жанры литературы, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, средства создания художественного образа в эпическом и лирическом произведении.

В процессе самостоятельной работы формируются общие компетенции, что является обязательным в соответствии с новым ФГОС.

Тема «Трагические страницы истории страны и народа» рассматривается в разделе «Литература второй половины ХХ в. и последнего десятилетия» является обзорной.

Методическое пособие должно помочь обучающимся сконцентрировать свое внимание на наиболее важных моментах из истории страны и народа и их отражении в литературе; по-новому осмыслить проблемы, тенденции и новаторство в литературе, связанные с изменениями в общественной и культурной жизни; попытаться оценить жизнь с позиций предшествующих и современных поколений.

Предложенные вопросы и сцены для самостоятельной внеаудиторной работы помогут заинтересовать обучающихся, глубоко усвоить тему, обеспечить творческую и самостоятельную активность.

Материал излагается в строгом соответствии с планом лекции. Названные в пособии произведения выбраны преподавателем произвольно.

Тема может быть раскрыта на примере других произведений по выбору обучающихся.

Литература и история. Их взаимосвязь.

Коллективизация в стране и ее отражение в литературе.

Тема сталинских репрессий.

Художественное воплощение подвига народа в Великой Отечественной войне.

«Афганская» тема в литературе 80-х гг.

«Чеченская» тема в современной литературе.

Литература и история

Сегодня интерес к истории нашей страны беспрецедентен. Этот интерес не случаен. Он связан с тем, что страна переживает переломный момент своего развития. Огромное внимание к истории страны во многом обусловлен тем, что в ней мы хотим видеть наше будущее. Литература, являясь «учебником жизни», одновременно является и «зеркалом», в котором эта жизнь отражается.

В общественно-политической жизни второй половины ХХ в., пожалуй, нет ни одного исторического события, которое не нашло бы отражение в литературе. История – это то, что было тысячу лет тому назад, пятьсот, двести, тридцать и даже то, что произошло пять минут тому назад, – это уже история.

В художественных произведениях мы ищем ответы на вопросы: кто мы? на что мы способны? что было сделано верно? что требует серьезного осуждения?

Велики изменения, происходящие в нашей стране.

Писатели получили возможность ставить такие вопросы и такие проблемы в своих произведениях, о которых раньше не смели и задумываться. Наше «сегодня» нельзя оторвать от нашего прошлого. Уроки прошлого нам совершенно необходимы для формирования нашего будущего.

Другие публикации:  Иск о разводе и разделе долгов

Остановимся на нескольких исторических фактах, нашедших отражение в литературе.

Коллективизация в стране и ее отражение в литературе

Тема коллективизации во второй половине ХХ в. Что же это такое – коллективизация? Долгое время это слово в сознании людей вызывало противоречивую реакцию. На протяжении многих десятилетий нас убеждали, что это была великая революция, вторая после Октябрьской. Один из первых декретов после революции 1917 г. был Декрет о земле. Его ждали, надеялись, верили и на него возлагали большие надежды. По этому Декрету каждая крестьянская семья получала надел земли. Величина его зависела от количества членов в семье. Получив землю, крестьянские семьи работали на ней по-разному. В семье трудолюбивого и заботливого крестьянина во дворе стали появляться плуги, маслобойки и даже трактора. И вдруг 1929 год, который был объявлен годом сплошной коллективизации. Коллективизация предполагала создание коллективных хозяйств (колхозов) и совхозов и уничтожение частной собственности.

Наиболее дальновидные крестьяне бросали обжитые места и подавались куда глаза глядят. Ликвидацию кулачества – наиболее зажиточной части крестьян – поручали местным активистам. А для «взбадривания их активности» установили, что до четверти конфискованного имущества передается в их распоряжение. Таким образом появились ревностные защитники и организаторы «всеобщего равенства». Коллективизация была выгодна самым ленивым, нежелающим трудиться. Им было выгоднее поработать на поле соседа за кусок мяса, мешок муки, а потом целый год лежать на печи. В 30-ые гг. даже появилась частушка:

Хорошо тому живется,

Кто записан в бедноту:

Хлеб на печку подается,

Как ленивому коту.

В годы коллективизации был уничтожен крестьянин — труженик, который умел и хотел работать на земле. И самое главное – у него это получалось.

Именно об этом рассказывает повесть белорусского писателя Василя Быкова.

Василий Владимирович Быков родился в 1924 г. в крестьянской семье. Учился в средней школе, со школьной скамьи добровольцем ушел на фронт. Был дважды ранен. Им написано более двух десятков повестей, преимущественно на тему войны. В 1991 г. написал повесть «Облава – единственное произведение на мирную тему.

Время действия – середина 30-х гг., белорусская деревня, мирная жизнь. Главный герой – Федор Ровба, белорусский крестьянин, бывший безземелец, бывший член сельского совета, получивший после революции землю. «Душа пела от счастья. Белый свет казался солнечным раем!»

Действие в повести начинается с описания осеннего дня, когда люди работают в поле, убирают картошку, а на окраине деревни появляется человек: «он часто и хрипло дышал; торопливая походка казалась неестественно напряженной; одет он был в порыжевший от старости армячок; люди для него представляли наибольшую опасность»… Это Федор Ровба – с точки зрения государства, — он — преступник, сбежавший из мест заключения. Как он там оказался? Почему? За что? Эти вопросы «раскаленным гвоздем сидели у него в голове». «Тысячу раз он спрашивал у себя, у жены, у знакомых и незнакомых людей, у начальства спрашивал. Но никто не мог ему толково объяснить. Все они что-то говорили о классовой борьбе, о коллективизации. Но никто не мог объяснить так, чтоб понятно было, за что у него отняли землю, которую ему дала власть; за что его лишили нажитого имущества и сослали в каторгу».

Оказывается, механизм несчастья очень прост: он считал, что революция произошла для того, чтоб трудящийся крестьянин жил хорошо. Выходит, ошибся.

Произведение написано ярко. Читая, удивляешься: неужели все написанное – правда. Автор раскрывает внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Задание для самостоятельной работы.

Прочитайте наиболее яркие сцены:

— жизнь семьи до революции;

— работа на собственном поле;

— выселение из дома;

— смерть жены и дочери;

— побег, стремление во что бы то ни стало попасть домой;

— скитания вокруг родной деревни;

— отец и сын, их взаимоотношения;

— облава и гибель.

Подумайте над вопросами.

— Почему именно так заканчивается произведение?

— Почему Федор Ровба – фигура трагическая?

— О чем заставило вас задуматься это произведение?

Не менее яркое произведение на эту тему – роман Б. Можаева «Мужики и бабы». Его роман – роман-хроника. Автор рассказывает о последних месяцах 1929 г. – начале 1930 г. Это время, когда в директивном порядке проводилась в стране коллективизация. Опираясь на документы, Можаев показывает, как трудно, а порой даже трагично проходил этот процесс.

В романе показан широкий общественный фон, на котором происходят конкретные события.

Описаны события, которые происходят в одном районе, в одном селе.

Но создается обобщенная картина. Именно так было везде.

Произведение поражает описанием массовых сцен. Какой будет новая жизнь в колхозе – этот вопрос волновал всех, и равнодушных не было. Многочисленные собрания, митинги, разговоры на важную больную тему: кто кулак? сколько их? когда и кого будут выселять? как жить дальше?

Вот одна из сцен (книга 2, глава 13, подглавка 3, организация колхоза в Тихановском).

«В классе стояли рядами скамьи, люди сидели на них густо, словно снопы на току. Приезжие прошли к учительскому столу, расселись на стульях. Возвышаев вынул из черного портфеля красную папку и раскрыл ее перед Акимовым со словами:

— Тут все заготовлено. Так что открывай собрание, а все остальное я скажу сам.

Акимов встал, позвонил звонком, давая рукой знаки задним рядам, ломившимся из коридора, успокоиться. Когда все смолкли, сказал:

— Граждане односельчане, причина сходам нашего села известна. Выслушаем сообщение товарища Возвышаева на предмет вступления в колхоз. Прошу, Никанор Степанович. – Акимов сел, расстегнул полушубок, вынул из бокового кармана атласный синий кисет и стал скручивать сигарку.

Возвышаев недовольно покосился на него, спросил, обращаясь к мужикам:

— Товарищи, вы не считали, сколько здесь присутствует?

— Пятьсот десять человек!

— Четыреста восемьдесят два…

— Четыреста семьдесят три…

Раздались голоса из коридора.

— То есть, абсолютное большинство. А если так, то мы имеем право решать вопрос исключительной важности для всего нашего села. Вопрос этот продуман окончательно , значит, выступать против колхоза – все равно что выступать против советской власти. – Сделал внушительную паузу, обвел всех мужиков раскосыми глазами и потом добавил: — Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Агитировать за колхоз я вас не стану – время агитации давно истекло. Всем вам рассказали, куда инвентарь свозить, куда вести лошадей, куда коров, где свиней держать и птицу. Дело осталось за вами. Кормушки вы сами строили, дорогу к ним знаете. А посему приступим к голосованию: кто против директив правительства, то есть против колхоза прошу поднять руки!

Воцарилась мертвая тишина. Акимов даже курить перестал, так и застыл, приоткрыв рот, глядя на на Возвышаева. А Никанор Степанович, подымаясь на носки, вытягивал шею из полурастегнутого воротника бекеши, спрашивая:

— Посмотрите там, в коридоре! Никто не поднял руку? Так, никто… Значит, все за. Таким образом, объявляю вас всех колхозниками.

Тут все словно проснулись и зашумели разом:

— Это по какому закону?

— А где список? Поименнай?

— Я подписи своей не ставил! Не имеете такого права!

Акимов схватил со стола звонок и замотал им над головой. Шум постепенно стих.

Возвышаев взял лист бумаги из раскрытой папки и стал читать:

— «Мы, граждане села Гордеев, постановили сего числа, то есть, 17 февраля, в 19:00, организовать сельскохозяйственную артель или колхоз, и вступить в таковой всем членам, а так же считать фактически членами колхоза и неприсутствующих на данном собрании. Нежелающим вступить в колхоз предоставить право подать в течение 24 часов заявление о выходе из артели. В случае же неподачи заявления на выход в указанный срок считать всех автоматически членами данного колхоза. Тех же, которые подадут заявление на выход, считать как злостных противников колхозного строя и советской власти, а посему земельно-луговой надел не выделять таковым весной тридцать пятого года. Всем ясно?

И, не давая опомниться мужикам, покрывая разноголосый гомон, сам затряс звонком, пока снова не притихли все.

_ Получите первое задание: поскольку вы теперь все колхозники, в течение восемнадцати часов, считая с этой минуты, собрать семенной фонд, скот и сельхозинвентарь. Все население объявляется мобилизованным запрещением выезда из села до известного срока, который будет установлен особым решением. Кто воспротивиться сдавать семфонд или скот, будет привлечен к ответственности судебно-следственной бригадой. Представляю членов бригады лично: нарсудья товарищ Родионов, нарследователь товарищ Билибин и заведующий райзо товарищ Чубуков.

Каждый из поименных привстал и поглядел строго в зал.

— Им будет помогать товарищ Акимов, милиционер Ёжиков и члены гордеевского актива. Всех предупреждаю – жаловаться некуда Выше нас власти нет. Все! А теперь расходитесь по домам и приступайте к выполнению задания.

Из передних рядов встал старик в свитке и, подняв над головой зажатую в кулаке шапку, замахал ею, обращаясь к односельчанам:

— Обождите, мужики! Стойте!

Возвышаев спросил на ухо Акимова:

— Возьми на заметку.

— Он и так никуда не денется.

Старик, осадив поднимавшихся мужиков, обернулся к Возвышаеву:

— Все, что вы тут читали нам, это вы сами и написали. А когда же напишут и скажут по-нашему?

Старик был худ, высок, с открытой жилистой шеей и смоляными горящими глазами.

— Сперва надо представиться, кто ты есть. – Сказал Возвышаев.

— Прозываюсь Петрусивым, — ответил старик. – Авдей Исав.

— Итак, чем вы недовольны, Авдей Исаевич? – строго спросил Возвышаев.

— Я-то всем доволен. У меня все свое. А вот вы ответьтя, по какому праву нарушаете закон?

— Какой же это закон мы нарушаем?

— Тот самый! Ленин дал нам волю или нет? Отвечайте!

— А вы ее уже однови отбирали.

— Когда же у вас отбирали эту волю? Каким образом?

— Таким же самым… Значит, какое равноправие дал нам Ленин? Голосовать! А вы помимо его воли, без нашего голосования, отбирали у нас и хлеб, и скотину в эти самые годы… Ну, когда денег не было, а вся торговля шла на хлеб.

— В комунизьму! – крикнули из коридора.

— Во-во! В эту самую комунизьму, — подхватил старик. – Потом вашего брата за это же наказывали. А сколь мужиков погубили? За что, спрашивается?

— Вы мне тут кулацкие речи не пускайте! Вы знаете, что бывает за саботаж решений партии и правительства?

— Ты не грозись, а прочти нам, что Ленин написал или теперешний начальник, Сталин.

— А я вам не читал?

— Это вы сами написали! – закричали уже со всех сторон.

— Сталин не говорил, чтоб загнать всех разом за сутки.

— Тут омман, мужики! Озорство, одним словом…

— Так ведь мы же не с потолка брали. Нам директива спущена, от правительства! Вы что, газет не читаете?

— В газете Штродов насочинял.

— И где директива Сталина? – кричали из коридора- Директива в книжке пропечатана. Закон! А вы нам свою бумажку прочитали, — торжествующе, покрывая шум, сказал Петрусев и сел.

Возвышаев, красный от негодования, схватив звонок, долго тряс им, потом грохнул наотмашь кулаком по столу и закричал:

— Вы что, бунтовать сюда собрались? Рекомендую одуматься и разойтись по домам. Все! Сход окончен.

— Нам итить некуда – ноне дворы отобрали, завтра выгоните из домов.

— Прекратите базар! Хорошо, кто против колхоза, напишите здесь же заявление. Даем вам сроку час. Через час судебно-следственная бригада примется за дело. Помните, каждого, кто напишет заявление расцениваем как противника советской власти со всеми вытекающими последствиями.

И сразу же все смолкли.

— Акимов, принесите им сюда несколько тетрадей, пусть пишут заявление о выходе из колхоза, а мы подождем в канцелярии.

Не давая опомниться притихшим мужикам, все начальство длинной вереницей вышло в учительскую. Возвышаев, вращая разбегающимися от негодования глазами, набросился на Акимова:

— Сколько выслали кулаков?

— Это на восемьсот хозяйств? Меньше одного процента! Вот он, либерализм, боком выходит для всего района.

— Выслали, согласно директиве – двух мельников, пять владельцев молотильных машин. Подрядчик сам сбежал.

— А бондари? А колёсники? А санники? Имей в виду, Акимов, если сорвете план сплошной коллективизации, собственной головой поплатитесь.

— Я его чем сорву?

— Либерализмом! Вот наша главная прореха в классовой борьбе. Слушайте инструкторов. И выполнять все без оговорок. Никакие объективные причины в счет не принимаются.

Возвышаев долго и строго наказывал, как надо собирать семфонд и сводить скот на общие дворы. Он разбил судебно-следственную бригады на две группы, укрепил ее гордеевским активом и приказал начать одновременно с обоих концов села. Взять с собой по три-четыре подводы. Сперва собирать семена. Кто окажет сопротивление, немедленно брать под арест. Арестованных запирать в кладовые, штрафовать, не стесняясь.

Весь скот должен быть сведен на общие дворы к утру. На всякие мелочи остается еще Акимову восемь часов. К вечеру колхоз должен быть создан фактически.

— В восемь часов утра докладываешь мне лично о сборе семфонда, понял? – сказал он Чубукову. – К двенадцати бригада выезжает в Веретье, проводит по такому же образцу там собрание и за двадцать четыре часа создает всеобщий колхоз. Остальные, мелкие села, привести в соответствие за оставшиеся сутки. Утром двадцатого отрапортовать в район, что весь Гордеевский куст превратился в сплошной колхоз».

Каждая сцена романа убедительна, неповторима и… производит впечатление. Почему? Рассуждая, аргументируйте свой ответ.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Проанализируйте следующие эпизоды:

— кн. 1, гл.2, подглавка 3 (собрание актива и бедноты);

— кн. 1, гл. 6, подглавка 4 (конфискация имущества и выселение семьи Клюева);

— кн.2, гл.10, подглавка 3 (итоги раскулачивания).

Для более глубокого изучения и понимания произведения проанализируйте самостоятельно подобранные эпизоды.

Эпизод – завершенная часть художественного произведения, в которой изображается законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Разнообразны возможности работы над эпизодом. Если систематизировать их, то намечаются следующие этапы:

Определить границы эпизода, прочитайте и озаглавьте эпизод.

Определить тему эпизода, соотнести ее с темой произведения.

Какое впечатление производит данная сцена (эпизод) на вас, (чем она интересна, какие мысли вызывает).

Место данной сцены в сюжете произведения, ее композиционная роль, раскрытие ее значения в характеристике персонажа.

Определить завязку, кульминацию (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязку.

Указать наиболее значимые художественные детали (портрет, пейзаж, интерьер и др.).

Указать, как раскрывается герой в эпизоде, рассмотреть его чувства, мысли, переживания, поступки, речь героев, отношение героев друг к другу и решаемой проблеме и др.

Выявить авторскую позицию (определить, на чьей он стороне и как это ему удается передать) и др.

Высказать и обосновать свою оценку эпизоду.

Задание повышенной сложности.

— Сравните названные сцены с аналогичными сценами из романа М.А.Шолохова «Поднятая целина.

— Что их объединяет и в чем разница авторской позиции в оценке исторических событий (Письменно).

Тема сталинских репрессий

Одной из самых трагических страниц в истории нашей страны являются репрессии, развернутые в середине 30-хгг. в обстановке сложившегося культа личности И.В.Сталина. Они распространялись по всем областям, краям, унося из жизни или нормальных условий существования и деятельности тысячи и даже миллионы людей.

Многие писатели испытали их на себе, а потом во времена гласности и перестройки опубликовали произведения, написанные на эту тему.

Одно из них – «Дети Арбата», написанное Анатолием Рыбаковым (1911-1998).

Это роман о столичной молодежи 30-х, чья юность прошла в условиях культа личности. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. Главный герой – Саша Панкратов – студент одного из московских вузов. Живет с мамой на Арбате. Человек он безукоризненно честный и справедливый, оказывается арестованным. За что и почему? Оказывается, он входил в состав редколлегии студенческой газеты и к Октябрьским праздникам выпустили газету без передовой статьи (вместо нее напечатали стихи собственного сочинения). И в результате – 4 года ссылки в Сибирь по 58 статье, которая звучала так: контрреволюционный заговор, антисоветский мятеж.

Произведение рассказывает о ваших сверстниках, о том, как они жили, дружили, любили, проводили свободное время, отмечали праздники, учились, мечтали быть полезными стране и народу. Жить приходилось трудно, иногда вынуждены были подрабатывать.

«Дети Арбата» поражают широтой охвата действительности. В нем четко определяются две сюжетные линии: с одной стороны – жизнь Саши и его сверстников, с другой – жизнь и деятельность Сталина и его соратников.

Автор не претендует на глубокий анализ исторических фактов. Он просто пишет о том, о чем долгие годы умалчивалось.

Задание для самостоятельной работы.

— Подготовить сообщение по одному из вопросов.

— Саша Панкратов и его одноклассники.

— Женские образы в романе.

— И.В.Сталин как человек и государственный деятель.

«Колымские рассказы» В.Шаламова – великий документ эпохи. «Я – летописец собственной души»,- писал Шаламов. Из 75 лет жизни 20 он провел в сталинских лагерях. В его рассказах нет ничего искусственно выдуманного. Ни в героях, ни в сюжете. Сочетание художественности и документальности позволяет увидеть правду о жизни и быте в сталинских лагерях. Каждый рассказ (а их около сорока) – неповторимая история поворота чьей-то судьбы в условиях унижения.

Вот, например, рассказ «РУР». РУР – это рота усиленного режима. Тюрьма в тюрьме, лагерь в лагере. Сюда определяли тех, кто, сидя в тюрьме, с точки зрения начальства, в чем-то провинился. «Нас привели в РУР как филонов, как не выполнивших непосильную норму, но не отказчиков от работы. Отказ от работы в лагере – это преступление, которое карается смертью. Расстреливают за три невыхода на работу. Мы просто доползали до места работы».

Другие публикации:  Налог с дополнительного дохода физических лиц

«Инженер Киселев» — еще один из рассказов, поражающий своей суровой правдой. Инженер Киселев – молодой, энергичный, только что окончивший институт. Один из немногих начальников, читавший Пушкина, Лермонтова – так его библиотечная карточка рассказывала. Никогда не встречавший прежде арестантов на своем пути, Киселев перещеголял всех палачей в своем палачестве.

В таких условиях человеку трудно оставаться человеком. Читая рассказы, мы видим, что герои возникают из смерти и уходят туда же, откуда явились. Здесь нет живых, здесь есть только заключенные. Грань между жизнью и смертью исчезает для них в момент ареста.

Тема сталинских репрессий звучит и в таких произведениях:

— А.А.Ахматова поэма «Реквием»;

А.Т.Твардовский поэма «По праву памяти».

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Опираясь на биографический материал, подготовить сообщение об одном из произведений (Возможна презентация).

— Выучить наизусть отрывок из любого произведения (по выбору). Объяснить свой выбор.

Задание повышенной сложности .

Целостный анализ небольшого эпического произведения (например, рассказа).

Особенности раскрытия «лагерной» темы в творчестве А.Солженицына («Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Колымские рассказы». Письменно).

Предлагается примерный план отзыва на прочитанную книгу или целостного анализа небольшого эпического произведения.

Краткая биографическая справка о писателе.

История создания произведения.

Тема и время, изображенное в романе.

Проблемы, поставленные автором в произведении, как они решаются.

Особенности сюжета; к раткий пересказ содержание произведения.

Образы главных героев.

Яркие эпизоды (в назывном порядке).

Цитаты, фразы, которые произвели на вас особое впечатление.

Своеобразие произведения (особенности жанра; рассказ в рассказе, лирические отступления, описание природы и интерьера, письма, дневники, внутренние монологи и пр.) Для чего это используется автором?

Образ автора, индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции произведения, его стиле, характере отбора материала и т.д.

Оценка произведения критиками или современниками.

Что нового узнали из произведения, и о чем оно заставило вас задуматься.

Если возможно, связать произведение с современностью.

4. Художественное воплощение подвига народа в Великой Отечественной войне

История человечества знает более 14500 войн, но Великая Отечественная война – одна из самых страшных и кровопролитных.

Тема войны, изображение подвига человека, проблема выбора, поведение человека в исключительной ситуации – все это является предметом изображения в художественной литературе.

Константин Воробьёв (1919-1975) написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» всего за тридцать дней в 1943 г., когда группа партизан формировалась из бывших военнопленных. Эпиграфом взяты слова из «»Слова о полку Игореве»: лучше быть убитым, чем полоненным. Главный герой – Сергей Костров, ему 23 года, он был командиром роты. В повести изображены события первых месяцев войны. Это написанная кровью страница войны, изображающая кошмар и бесчеловечность плена.

Найденная в архиве рукопись была напечатана лишь в 1985 году. Книги, как и люди, имеют свою судьбу.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Прочитать одно из произведений и написать отзыв на прочитанную книгу.

— В. Закруткин «Матерь человеческая»;

— Ю.Бондарев «Горячий снег»;

— Ч.Айтматов «Материнское поле»;

— А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»;

— В.Быков «Сотников», «Пройти и не вернуться» и.др.;

— Б.Васильев «Завтра была война»;

— В.Распутин «Живи и помни»;

— В. Першанин «Мы пол — Европы по — пластунски пропахали»

5. Афганская тема в литературе 80-х гг.

Оглядываясь на события, невольно делаешь грустный вывод: на долю каждого поколения в нашей стране выпадает своя война.

В августе 1978 г. в Афганистане произошел переворот, названный позднее апрельской революцией. На Западе ввод советских войск в Афганистан в 1969 г. вызвал бурные протесты. Не получилось кратковременной военной операции и через пару месяцев войска не вернулись на Родину. Десятки тысяч убитых, раненых, изуродованных морально и физически – таков результат войны.

С. Дышев – наш современник. Родился в 1956 г. на Вологодчине. Окончил Львовское высшее военно-политическое училище и военную Академию. В 1982-1984 гг., будучи корреспондентом одной из военных газет, участвовал в боевых операциях в Афганистане. Его повесть «Да воздастся» — одно из первых правдивых произведений об этой войне.

Главные герои – Евгений Иванов и Сергей Прохоров, которые знали друг друга еще с «бесштанных» времен. Они родились и жили в одном селе, учились в одной школе, вместе призывались в армию и были счастливы, что по собственному желанию попали в Афганистан. Считали, что им повезло. За несколько дней до мобилизации их взводу была поставлена задача: обнаружить и блокировать банду численностью около сорока человек, на ее вооружении – буры, автоматы.

«А ведь им в запас! Домой! Какое сладкое слово – домой! Прохоров не раз представлял себе в мечтах, как приедет сначала в Ташкент в своей афганской форме с медалью «За отвагу». Он наяву видел себя среди веселых мирных улиц. Люди, я вернулся!»

Армия и война требуют от человека максимального проявления человеческих качеств. «Разделил Афган людей. Честный становится здесь честнее, а подлец – подлее». Очередное задание стало для наших героев последним. Единственный, кто остался в живых, — Степан Прохоров. Письмо из дома, которое он перед боем дал прочитать Женьке, сыграло роковую роль. Исключительная ситуация, изображенная в повести, одновременно и глубоко трагична.

«Да воздастся им, уходящим в горную даль, к незримому свету черных звезд, памятью и покоем».

Удивительная искренность и эмоциональность отличает повесть Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». С.Алексиевич – журналист по образованию. В 1990 г. написала эту повесть. Эпиграфом взяты слова Б.Шоу: «История солжет». Да, история, страна, ее руководители солгут. Оправдывая себя, напишут так, как им выгодно. А человек, переживший эти события, — никогда!

Это документальная повесть, основанная на конкретных фактах, рассказах очевидцев и участников почти 10-летней войны, когда тысячи наших соотечественников погибли, пропали без вести, стали инвалидами. «Я не называю в книге подлинных имен и фамилий, — пишет автор,- Одни просили о тайне исповеди, других сама не могу оставить беззащитными перед теми, кто поспешит их упрекнуть… А в дневнике и на фотографиях , кассетах я сохранила их фамилии и рассказы. Может, когда-нибудь мои герои захотят, чтобы о них узнали».

Более сорока человек оказались соавторами С.Алексиевич: родители и жены погибших солдат и офицеров, сами участники тех страшных и бессмысленных событий.

«Вспышка… Фонтан света… И все… Дальше – ночь… Мрак… Открываю глаза… Где я? В госпитале. Дальше проверяю себя – руки на месте? На месте. Ниже… Трогаю себя руками… Короткий какой-то… Ясно. Обеих ног нет» (Капитан вертолетчик).

Особенно поражают и трогают за душу воспоминания матерей, потерявших своих сыновей.

«Он у меня маленького роста был. Обниму. Солнышко ты моё. Забрали в армию. Я молила о том, чтобы не били. Не думала, не знала, куда сына отдаю. Боялась, что будут издеваться ребята посильнее. Уже домой ждала, ему месяц оставался до конца службы. Рубашку купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Так не разрешили гроб открывать… Поглядеть на сыночка, дотронуться… нашли ли ему форму по росту? В чем он там лежит? Солнышко ты моё…»

Каждое воспоминание, рассказ – незаживающая кровоточащая рана, которая никогда не заживет и не зарубцуется.

Извечный российский вопрос: кто виноват? что делать? – остается без ответа. Наверное, еще много будет написано замечательных произведений их истории страны и народа. Это нужно не мертвым. Это нужно живым.

«Прошло уже много лет с тех пор, когда кончилась последняя война последней империи мира — никому не нужная война в Афганистане.
Один за другим умирают или трагически погибают мои друзья, с которыми я вместе воевал. Все меньше остается живых участников тех далеких событий…
Обновленная Россия ведет новую войну, и опять армия и правительство противостоят целому народу.
Война с партизанами — самая тяжелая и самая «грязная», она имеет тенденцию, постепенно перерастать в агрессию против всей нации, от мала до велика. Достаточно вспомнить, что в 1980 году в Афганистане действовало около 20 тысяч моджахедов (душманов), а в 1987 году их было уже порядка 300 тысяч. Грустная статистика…»,- так пишет Николай Погудин, автор романа «Постарайся вернуться назад», состоящего из 3 книг: 1- «Романтик», 2 – «Звездопад», 3 – «Конвейер смерти».

Эта трилогия — об Афганской войне, такой, какой она была на самом деле. Книга написана в 2004 году.
Все события показаны через призму восприятия молодого пехотного лейтенанта Никифора Ростовцева. Смерть, кровь, грязь, жара, морозы и бесконечная череда боевых действий. Но главное — это люди, их героизм и трусость, самоотверженность и эгоизм.
Боевой опыт, приобретенный ценой пролитой крови, бесценен. Потому что история человечества — это история войн. Нельзя исключать, что опыт лейтенанта Ростовцева поможет когда-нибудь и тому, кто держит в руках эту книгу — хотя дай всем нам Бог мирного неба над головой.

«Чеченская» тема в современной литературе

Поражение в Чеченской войне 1994 -1996 гг. многие годы будет отзываться болью в каждом русском сердце. Эта боль становится чертой русского национального характера.
Как и в прошлые времена, писателям необходимо осмыслить состоявшееся поражение, понять истоки чудовищной недееспособности собственного правительства, увидеть закономерности, связанные с ведением современных локальных войн. Современные писатели не могли пройти мимо этой важной и серьезной темы.

Книга Андрея Савельева — талантливого публициста и ученого — является одной из первых столь серьезных публикаций, посвященных истории, причинам и последствиям Чеченской войны.

Андрей Савельев (Кольев) и его «Чеченский капкан» рассказывает о первой чеченской войне. В книге, изданной Конгрессом русских общин, соединены факты и оценки, документы и свидетельства участников боев, история и военная стратегия.

Многоплановость работы автора и жесткость его оценок, возможно, оттолкнут часть читателей, предпочитающих искать в истории войн “официальную истину”. Вероятно, книга вызовет ярость правительственных мужей, допустивших бандитский мятеж в Чечне. Вероятно, ее с ненавистью встретят некоторые “правозащитники”, предпочитавшие рассматривать трупы русских солдат из бойниц дудаевской резиденции. Но книга Андрея Кольева не для них. Эта правдивая книга для тех, кто еще любит Россию и хочет знать правду о Чеченской войне.

Роман «И будем живы» Валерия Горбаня справедливо можно назвать сагой о чеченской войне. Эта сага о тех, кто материл «тупых вояк» и «долбаных ментов», но тут же лез в огонь, чтобы вырвать их из зубов смерти.

«Память крови» этого же автора — это сборник художественных повестей и рассказов об офицерах и бойцах специальных подразделений, достойно и мужественно выполняющих свой долг в Чечне.

Александр Михайлов — автор книги «Чеченское колесо» Это сборник художественных повестей и рассказов об офицерах и бойцах специальных подразделений, достойно и мужественно выполняющих свой долг в Чечне.

Уже сегодня ясно, что сценарии “малых войн” нам пишут те, кто используют межэтнические конфликты в своих интересах. Для одних интерес выражается в контроле за каспийской нефтью, для других — в удобном транзите оружия и наркотиков, для третьих — в отвлечении общественного мнения, сил и средств правоохранительной системы от собственных преступных деяний…

В любом случае мы сталкиваемся с интересами, противоречащими интересам национальной безопасности России, задачам преодоления социально-экономического кризиса в стране, задачам обеспечения достойной жизни гражданам нашей Родины. Об этом прямо говорится в книге “Чеченский капкан”.

Война прекращается только победой одной из сторон. Победа может быть своя или чужая. Одни стремятся к победе России, другие — к победе ее врагов. Здесь не полутонов. Не будет полутонов и в грядущих конфликтах, которые, судя по сложившейся обстановке, еще не раз вспыхнут на границах Российской Федерации. Поэтому Чеченская война всем нам — урок. Пока мы не освоим этот урок, мы будем терпеть поражения одно за другим.

Да, мы проиграли Чеченскую войну, проиграли важное сражение. Но мы не проиграли всей кампании! Если мы поймем, кто наши враги, кто наши друзья, если не будем смотреть равнодушно на разложение власти и разворовывание богатств страны — наши победы впереди.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Прочитать книгу по выбору и написать аннотацию к ней.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и пр., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главных вопросов) и дающая иногда их оценку. Аннотация имеет небольшой объем, независимо от объема основного текста, это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Задание для зачета по теме « Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века»

Написать сочинение на одну из тем.

«История моей семьи в биографии страны».

Размышления над прочитанной книгой.

Написать стихотворение по теме.

«Слышнее стало ощущенье шагов истории самой…» (на примере 2-3 произведений).

«О людях, что ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…» Подвиг человека на войне по произведениям литературы.

Человек в тоталитарном государстве (на примере 2-3 произведений).

Проблема нравственного выбора в литературе второй половины ХХ века.

Размышления о чести и совести (На литературном материале или по личным впечатлениям).

Проблема исторической памяти (На литературном материале или по личным впечатлениям).

Критерии оценивания сочинения (содержание)

«ОТЛИЧНО»: может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
«ХОРОШО»: ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»: ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»: ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Во второй половине ХХ века сформировался новый тип литературного течения. Современный литературный процесс характеризуется прежде всего исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», социалистического строительства, «литература об армии», «деревенская проза» и пр.)

Впервые нашли своего читателя произведения, написанные 30-40 и более лет тому назад. Лучшие писатели были не просто свидетелями исторических событий и трагических страниц в истории нашей страны, но и ее активными участниками.

В литературу влился ряд молодых и талантливых писателей – наших современников, которые уже не боялись и не боятся прямо и открыто говорить о том, о чем плачет душа и о чем раньше писать просто запрещалось.

Появились новые художники, которые искали иной путь к народу. Этот путь часто был сопряжен с непониманием, травлей, арестами, запретами произведений. Впервые в истории русской прозы произошло новое осмысление темы коллективизации, военной темы; впервые зазвучала тема сталинских репрессий, афганская и чеченская тема.

Литературный процесс второй половины ХХ века – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности. Рекомендованные для чтения произведения лишены однолинейности и однозначности в их оценке. Сегодня, читая эти произведения, мы с уверенностью говорим, что свободная мысль в искусстве, наконец-то, восторжествовала.

Произведения писателей реалистически отражают трагические конфликты эпохи и являются чрезвычайно важными в эстетическом и нравственном плане.

1. Литература: учебн. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 656 с.

2. Литература: практикум: учебн. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.

3. Литература (Русская литература Х I Х века). 10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: В 2 ч. Ч. 1, Ч 2/ А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др. ; под ред. А.Н.Архангельского. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 398с.: ил.

4. Литература. 11 кл. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф.Курдюмова, О.Б.Марьина, Н.А.Демидова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа. 2008. – 370 с.

1. Русская литература XX века: Учебник для общеобразоват. учрежд. / под ред. Журавлевой В.П. В 2-х частях. – 7-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2002.- 384 с.

2. Русская литература ХХ в.: Учебник для общеобразоват. учрежд. / под ред. Агеносова В.В. (ч. 1, 2). – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006. — 340 с.

3. Русская литература XIX в.: Учебник-практикум для общеобразоват. учрежд. (ч.1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Просвещение, 2006. — 350 с.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *