Международный договор и международно-правовой обычай соотносятся по юридической силе

§ 3. Международный обычай

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание призна­ния обычая как источника права (таково, например, становле­ние в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в ка­честве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами сво­боды использования космического пространства, позднее полу­чившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировка­ми правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитиче­ских документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уясне­ние его содержания является более сложным и противоречи­вым.

Международное право не дает оснований для предположе­ния о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространя­ются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый ис­точник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же во­просу применяются одновременно оба источника — и между­народный договор, и международный обычай, но каждый при­менительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистека­ют из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулиро­вать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоя­щей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников ме­ждународного права следует иметь в виду, что договор концен­трирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права пере­плетаются.

Лекция 3. Источники и нормы международного права

3.2. Международный договор и обычай – основные источники международного права

Как уже было сказано выше, к основным источникам международного права относят международный договор и обычай, которые, в су их значимости, распространённости и интенсивного применения, выступают в качестве универсальных источников международного права.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в статье 1 определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Международный обычай – то правило поведения, которое в результате неоднократного повторения в течение длительного времени приобрело молчаливое признание субъектов международного права.

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

На протяжении длительного времени обычай играл весьма важную роль в развитии международного права и был его главным источником.

Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют «законами и обычаями войны».

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения и

2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени, хотя это требование не нашло закрепления в судебной практике Международного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних и тех же действий не создает еще международного обычая, поэтому такой признак, как продолжительность существования правила поведения, не может служить главным доказательством существования обычая.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нарушение обыкновения может выступить реторсия.

Каково же соотношение международного договора и обычая.

Договор и обычай имеют ряд общих черт, характеризующих их как источники одной правовой системы:

— договор и обычай образуются в результате взаимных действий государств или иных субъектов международного права и имеют общую юридическую основу – соглашение создающих их субъектов;

— договор и обычай содержат правила поведения, носящие обязательный характер, то есть связывают воли создавших их субъектов. Это означает, что ни одно государство или иной субъект международного правоотношения не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя обязательств;

— несоблюдение или нарушение как договора, так и обычая ведёт к одинаковым правовым последствиям: к прекращению их действия, возникновению каких-либо требований об удовлетворении претензий, вытекающих из невыполнения договора или обычая;

— оба источника подчинены действию общих принципов права, на базе которых решается вопрос об их правомерности и, соответственно, праве на существование;

— общность договора и обычая выражается в наличии в международном праве смешанных, обычно-договорных норм. Международной практике государств известны многочисленные случаи, когда одни и те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других – в форме международных обычаев.

Вместе с тем договор и обычай имеют весьма существенные различия:

— договор всегда возникает из активных действий государств (или иных субъектов), направленных на достижение именного такого результата, как писанная норма. Обычай же может возникнуть не только из активных, но и из «молчаливых» акций, при отсутствии действий, например отсутствия возражений против практики государства или ряда государств;

— договор имеет чётко выраженный во времени процесс создания. Момент вступления договорной нормы в силу также определён во времени. В то же время, как правило, процесс становления обычая прослеживается с трудом, время его формирования может быть указано лишь приблизительно. Это обстоятельство, в свою очередь, весьма существенно затрудняет применение обычая при разрешении споров и разногласий, возникающих между субъектами международного права;

— факт существования конкретного договора, то есть писанной нормы, может быть подтверждён ссылкой на текст документа. Доказательством же существования обычной нормы служит исключительно практика государств или, в крайнем случае, наличие каких-либо косвенных признаков, например, использование преимуществ, вытекающих из существования обычая; включение обычая во внутреннее законодательство какого-либо государства или ряда государств; определённые акции, свидетельствующие о том, что государство требует от других субъектов выполнения и соблюдения данного обычая, а также такая своеобразная форма доказательства, как отсутствие протеста против определённый действий государств, применяющих обычай;

— договор всегда носит письменный характер, что обусловливает наличие согласованного текста, чётких логических связей, формулировок, определённой компактности, что даёт возможность его промульгации. Эти качества договоров обеспечивают быстрое их отыскание и применение, в отличие от обычая, не обладающего данными преимуществами;

— писаная норма подлежит толкованию в случае возникновения неясностей или осложнений при её применении; в случае несогласия с какими-то отдельными положениями такой нормы государство имеет возможность выразить свою особую позицию путём заявления оговорки по поводу содержания всей нормы или какой-то её части;

— обычай всегда идёт вслед за практикой, закрепляя сложившиеся нормы поведения, а писаная норма, напротив, в ряде случаев сама создаёт практику, устанавливая правила обязательного поведения государства в новых областях сотрудничества или внося изменения в предыдущие нормы;

— только с писаной нормой связано развитие международного современного права как кодификация. В настоящее время работы по кодификации охватили практически все отрасли и институты международного права.

Перечисленные различия свидетельствую в пользу договора как источника международного права, наиболее отвечающего потребностям государств, их интересам, целям дальнейшего развития самого международного права в настоящий период. В то же время нельзя не учитывать значение обычных норм, так как значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

Тема № 1 Понятие современного международного права и его особенности

Планы и методические рекомендации проведения практических занятий

Тема № 1 Понятие современного международного права и его особенности

1. Понятие международного права, его основные черты и особенности.

2.Предмет регулирования международного права.

3. Международное публичное и международное частное право.

4. Система международного права.

5. Нормы международного права.

6. Источники международного права. Договор и обычай в международном

7.Соотношение международного и внутригосударственного права (дуалистическая и монистические теории).

8. Определите основные периоды развития международного права

Методические рекомендации: При подготовке данной темы студентам необходимо изучить материалы лекции и соответствующие разделы литературы. Проанализировав предлагаемые в теме вопросы, выпишите основные дефиниции «международное право». Определите основные черты и различия в понятии терминов «международное публичное право» и «международное частное право».

Контрольные вопросы:1.Приведите примеры доктринальных источников? 2. Чем отличаются императивные и диспозитивные нормы в международном праве?

Задачи:

1. В 1957 г. в связи с возрастанием напряженности в районе двух анклавов – территориальных владений Португалии внутри территории Индии правительство Индии распорядилось прекратить к ним доступ Португалии. Португалия обратилась в Международный Суд ООН, пытаясь добиться признания права на проход к владениям. Она обосновала свои притязания тем, что право прохода через территорию Индии следует из локального обычая, с которым молчаливо соглашалась Великобритания, а затем и Индия в порядке правопреемства после достижения ею независимости. Индия возражала, указывая, что для возникновения локального обычая необходима практика более чем двух государств.

Может ли местная практика, признанная сторонами в период после британского господства, означать молчаливое признание права прохода? Может ли локальная норма международного права сложиться между двумя государствами, или для этого требуется большее количество государств?

Другие публикации:  Собственность контрольная работа

Могут ли другие государства получать права по указанной локальной норме международного права? Может ли государство отказаться от выполнения локальной международно-правовой нормы?

2. В одном из учебников международного права при характеристике понятия источников международного права приведен текст ст. 38 Статута Международного Суда ООН, сопровождаемый таким пояснением: «Хотя толкование этой статьи вызывает много разногласий, но есть все основания полагать, что перечисленные в ней источники международного права признаются всеми государствами».

Можно ли согласиться с указанным толкованием статьи?

3. В ст. 38 Статута Международного Суда ООН в качестве источника международного права упоминается международный обычай «как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Что понимается под доказательством существования обычая? Приведите примеры. Как толкуется «всеобщность» международного обычая? Может ли государство ссылаться на обычные нормы, если они не признаются со стороны других государств?

4. Третья Конференция ООН по морскому праву (1973 — 1982) завершилась 10 декабря 1982 г. Принятием Заключительного акта Конференции и подписанием Конвенции по морскому праву.

Определите юридическую природу указанного Заключительного акта. Являются ли акты международных конференций источниками международного права?

1. Высшей юридической силой в международном праве обладают:

а) императивные нормы;

б) диспозитивные нормы;

в) договорные нормы;

г) обычно-правовые нормы;

д) декларативные нормы.

2. Международный договор и международно-правовой обычай соотносятся по юридической силе следующим образом:

а) обладают одинаковой силой;

б) договор обладает большей силой;

в) обычай обладает большей силой.

3. Всеобщая декларация прав человека является:

а) источником внутригосударственного права;

б) рекомендательным актом ООН;

в) сборником обычных норм;

г) международным договором;

4. Решения Международного Суда ООН являются:

а) рекомендательными актами;

б) актами правоприменения;

в) актами толкования;

г) источниками международного права.

5. Нормы международного права обязательны:

а) для всех государств;

б) только для тех, кто выразил свое согласие на их обязательность;

в) для всех, но только императивные нормы;

г) для тех, кто принимал участие в их формировании.

6. Когда был создан Институт международного права?

7. Назовите автора работы «Принцип международного права», изданной в 1843 г.

8. Назовите направление науки международного права середины XX века.

г) нормативизм, солидаризм

9. Сколько направлений образовалось в науке международного права в XIX — XX веках?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Лукашук И.И. Международное право: Учебник. 3-е изд.: В 2 кн. М., 2005.

2. Международное право: Учебник для вузов /Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 2005.

3. Международное публичное право: Учебник для вузов /Отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд. М., 2007.

4. Международное право: Сборник документов /Сост. Г.М. Мелков, Н.Т. Блатова. М., 2004.

Дополнительная литература

1.Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и их применение судами Российской Федерации. М, 1996.

2. Бабин В.Д. Категория развития и проблема программных актов в современном международном праве// Международное публичное и частное право. – 2010 – №1

3.Курс международного права. Т. 1 – 7. М., 1989 – 1993.

4. Костенко Н.И. Лекции по международному публичному праву. М., 2001.

5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.

7. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.

8.Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 т. М., 1996, 1997.

9. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. — Тюмень, 2006.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 172 ; Нарушение авторских прав

Международное публичное право

5. Договор и обычай — основных источников международного права

К основным источникам международного права относятся международный договор и обычай, что, в силу их значи-

мосту, распространенности и интенсивного применения, выступают и в качестве универсальных источников международного права.

В соответствии со статьей 1 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Договор понимается как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время международные договоры занимают основное место в системе источников международного права по следующим причинам

— Процесс создания договорной нормы в хронологическом плане короче процесса создание обычных норм. Кроме того, воли субъектов международного права при создании договорной нормы имеют более выраженный характер;

— Процедура заключения, исполнения и денонсации договоров детально разработана и закреплена в кодифицированных международно-правовых актах (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года);

— Договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, чем какая-либо другая.

Международный порядок — это правило поведения, в результате неоднократного повторения в течение длительного времени приобрело молчаливого признания субъектов международного права и выполняется ими в их международной практике в качестве обычной международно-правовой практики.

В течение длительного времени обычай играл очень важную роль в развитии международного права и был его главным источником. Эта его роль в международных отношениях в прошлом дала основание многим авторам утверждать, что международное право суть, главным

образом, обычное право. Так, Гефтер считал, что международное право «является преимущественно право неписаное, в юридическом смысле этого слова ». В условиях отсутствия договорных норм по важнейшим вопросам взаимоотношений государств на международной арене эти вопросы регулировались международными обычными нормами. После начала активных кодификацийнх процессов в современном международном праве роль международного порядка значительно снизилась, однако и в современный период многие международные порядков сохранилось в дипломатическом и консульском праве, международном морском праве. Венская конвенция 1969 года подтверждает, что нормы международного обычного права прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Представляет интерес проблема соотношения международного договора и обычая.

Договор и обычай имеют ряд общих черт, характеризующих их как источники одной правовой системы

— Договор и обычай образуются в результате взаимных действий государств или других субъектов международного права и имеют общую юридическую основу — соглашение субъектов, которые создают;

— Оба источника содержат правила поведения, носят обязательный характер, т.е. связывают воли субъектов, их создали. Это означает, что ни одно государство или другой субъект международных правоотношений не мoже произвольно восстановиться от выполнения взятых на себя обязательств. В этом смысле оба источника нуждаются соблюдения одного из основных принципов современного международного права — «pacta sunt servanda », закрепленного в п. 2 статьи 2 Устава ООН, статьи 26 Венской конвенции о праве договоров 1969 года и других документов. В своей практике государства должны строго соблюдать этот принцип и исходить из того, что все правомерно действующие нормы независимо от формы их выражения должны точно выполняться;

— Несоблюдение или нарушение как договора, так и обычая ведет к одинаковым правовых последствий: к прекращению их действия, возникновения каких-либо требований о

удовлетворения претензий, вытекающих из неисполнения договора или обычая. Во всех случаях юридическая природа компенсационных требований одинакова: они вытекают из факта нарушения существующей в той или иной форме нормы международного права

— Оба источника подчинены действия общих принципов, на базе которых решается вопрос об их правомерности и, соответственно, право на существование;

— Общность договора и обычая выражается в наличии в международном праве смешанных, обычно-договорных норм. Международной практике государств известны многочисленные случаи, когда те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других — в форме международных обычаев. Такое положение имеет место тогда, когда одни государства уже стали участниками некоего международного договора, а другие, не участвуя в нем, выполняют те же договорные международно-правовые нормы в качестве обычных международно-правовых норм. Например, многие государства ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, а Украина присоединилась к нее только 3 июня 1999 года. Итак, для первой группы государств эта конвенция действовала в качестве договорных норм, а для Украины до указанного срока — в качестве международного обычая. За счет таких смешанных норм, существующих одновременно в двух формах, расширяется круг субъектов, одинаково применяют международное право.

Наличие смешанных норм свидетельствует в пользу тезиса о том, что эти источники не конфликтуют друг с другом, а, наоборот, дополняют и взаимодействуют друг с другом.

Современному международному праву известен ряд обычных норм, базой которых появились положения созданных, произведенных государствами соглашений (конвенций, соглашений), не вступили в законную силу, а также резолюций или деклараций международных организаций, например Генеральной Ассамблеи ООН. Так, развитие и конкретизация закрепленного впервые в Уставе ООН принципа самоопределения народов и наций шли создания обычаев нормы, основой которой стал текст Декларации о

предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей в 1969 году.

Одновременно договор и обычай имеют очень существенные различия:

— Эти различия коренятся в средствах создания договорной и обычаев нормы. Договор всегда возникает с активных действий государств (или других субъектов), направленных на достижение именно такого результата, как писаная норма. Обычай может возникнуть не только из активных, но и с «молчаливых» акций, с бездействия, например отсутствии возражений против практики государства или ряда

— Договор имеет четко выраженный во времени процесс создания. Например, Женевская конференция 1958 года с морского права работала с 24 февраля по 29 апреля 1958 года и создала в этот период четыре документа. Момент вступления договорной нормы в силу также определен во времени. Таким образом, писаная норма характеризуется наличием временного показателя, с которого начинается существование данного источника. Открыты для подписания в результате работы упомянутой конференции конвенции вступили в силу Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне — 10 сентября 1964 года, Конвенция об открытом море — 30 сентября 1962 года, Конвенция о континентальный шельф — 10 июня 1964 года и т.д. Писаны нормы вступают в силу или сразу после подписания, или после сдачи государству-депозитарию (хранителю) оговоренной в тексте количества ратификаций или документов о присоединении. Момента вступления документа в силу считается время сдачи последней из необходимых грамот. Иногда может быть обусловлен дополнительный срок — обычно тридцать дней. Так, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 года вступило силы после сдачи пятого документа; Пакты о правах человека 1966 года вступили в силу после сдачи 35 документа и т.д.

Как правило, процесс становления обычая прослеживается с трудом, время его формирование может быть указан лишь приблизительно. Это обстоятельство очень затрудняет применение обычая при решении споров и разногласий, возникающих между субъектами международного права;

— Факт существования конкретного договора есть писаной нормы, может быть подтвержден ссылкой на текст документа. Доказательством же существования обычаев нормы служит исключительно практика государств или, в крайнем случае, наличие каких-либо косвенных признаков, например использование преимуществ, вытекающих из существование обычая; включения обычая во внутреннее законодательство какого-либо государства или ряда государств; определенные акции, свидетельствующие о том, что государство требует от других субъектов выполнения и соблюдения данного обычая, а также такая своеобразная форма доказательства, как отсутствие протеста против определенных действий государств, применяющих обычай. Для примера можно сослаться на международно-правовой обычай установления лимита территориального моря от 3 до 12 морских миль. Данный обычай был признан 96 из 116 государств, имеющих выход в открытое море. Об этом свидетельствовал прежде всего тот факт, что этот обычай был включен в национальное законодательство этих государств о установление и охрану государственных границ. Так, Советский Союз, имевший 12-мильное территориальное море, отразил это в Положении об охране государственной границы СССР от 5 августа 1960 года (с изменениями, внесенными в ст. 3);

— Явное различие договора и обычая обнаруживается при сравнении средств их выражение снаружи. Необходимость для договора письменной формы обусловливает наличие согласованного текста, четких логических связей, формулировок, определенной компактности, что дает возможность его промульгации. Перечисленные качества писаной нормы обеспечивают ее быстрое нахождение и применение, в отличие от обычая, не обладает этими преимуществами;

— Писаная норма подлежит толкованию в случае возникновения неясностей или осложнений при их применении;, в случае несогласия с какими-то отдельными положениями такой нормы государство имеет возможность высказать свою особую позицию путем заявления оговорки по поводу содержания всей нормы или какой-то ее части. Так, СССР сделал оговорку при подписании Конвенции 1958 года с морского права, Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и др.. Делает оговорки к международным договорам и независимая Украина. Обычай не подлежит толкованию, к нему, конечно, не может быть сделана оговорка, что всегда делается в письменной форме;

Другие публикации:  Субъектами социально трудовых отношений являются

— Писаная норма имеет еще одну, пожалуй, самое важное для этого периода развития международного права преимущество перед обычаем: обычай всегда следует за практикой, лишь фиксируя ее. Напротив, написанная норма в ряде случаев сам создает практику, устанавливая правила должного поведения государства в новых отраслях сотрудничества или внося изменения в предыдущие нормы. Например, практика освоения Луны и небесных тел еще не сложилась, но основные принципы, которым она должна быть подчинена, уже согласованы и приняты государствами. Они зафиксированы в письменных нормах Договора о принципах деятельности государств по исследования и использования космического пространства, Луны и небесных тел 1967 года;

— Только с писаной нормой связан такой прогрессивный институт современного международного права, как кодификация. Договор как правовая форма является и основным инструментом и конечной целью кодификационных работ, независимо от того, кодификуеться договорное или обычное право. В настоящее время работы по кодификации охватили практически все основные отрасли и институты международного права, включая общие принципы, то есть важнейшие руководящие нормы современного международного права. Успешно завершены работы по кодификации морского, консульского, дипломатического права, идет работа по кодификации основных норм о ответственности государств.

Перечисленные различия свидетельствуют в пользу договора как источника международного права, которая наиболее полно соответствует потребностям государств, их интересам, целям дальнейшего развития самого международного права в современную эпоху.

Несмотря на перечисленные преимущества договорной формы, рано было бы делать вывод о бесполезности обычаю, он имеет все права на существование, обычные нормы входят в состав международно-правовой материи, складываются и применяются сей день. Таким образом, по-прежнему правомерно утверждение, что современное международное право в основном формируется двумя видами источников.

Международный договор и международно-правовой обычай соотносятся по юридической силе

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Источники международного права можно разделить на два вида — основные и вспомогательные. К основным источникам международногоправа относятся: международный договор как общий, так и специальный и международный обычай, как итог всеобщей практики.

К вспомогательным источникам международного права, в соответствии со статьей 38 Статута Международного Суда ООН, следует отнести: общие принципы права, признанные цивилизованными

нациями, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву, представляющиеразличные правовые школы. В какой-то степени к вспомогательным

источникам международного права следует отнести односторонние действия и акты государств, например, акты внутреннегозаконодательства, официальные заявления глав государств и правительств, делегаций на международных конференциях, совместныезаявления государств, например, коммюнике по итогам переговоров.
Договор и обычай равны по юридической силе.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.

^ Существуют два основных способа создания нормы международного права и одновременно два основных его источника — международный договор и обычай международно-правовой.

Обязательная юридическая сила договорных (конвенционных) и обычных норм международного права является одинаковой. Это закреплено практикой государств, Уставом ООН, Статутом Международного Суда ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

По числу субъектов международного права (главным образом государств), признающих данные нормы юридически обязательными для себя правилами поведения, нормы международного права могут быть классифицированы как универсальные, региональные, локальные.

По объему и содержанию заключающихся в нормах международного права предписаний они подразделяются на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) в международных отношениях, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений. Среди специальных норм выделяютиндивидуальные нормы, регулирующие международные отношения по какому-либо отдельному вопросу и не создающие постоянных правил международного поведения.

^ В дипломатической практике и международно-правовой литературе нормы международного права нередко называют принципами международного права.

К особой категории относятся общепризнанные нормы общего содержания, обладающие императивным характером.

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы (jus cogens) — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

^ Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства государств;
  7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
  8. Принцип нерушимости государственных границ;
  9. Принцип территориальной целостности государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

1. Международный договор и обычай по юридической силе:

б) договоры обладают приоритетом над обычными нормами;

в) договор и обычай взаимодополняют друг друга;

г) нормы международного обычного права преобладают над договорами.

3. Форма международного договора включает:

а) язык, структуру и наименования договора;

б) только структуру;

в) наименование, структуру и приложения;

г) структуру, а также заявления и оговорки, сделанные сторонами.

4. Положения международных договоров, предусматривающие обязательства для третьих государств, распространяются на третьи государства:

а) без согласия третьего государства;

б) если участники договора имеют намерение сделать это положение средством создания обязательства и третье государство принимает в письменной форме это обязательство;

в) только с согласия этого государства;

г) когда согласие третьего государства предполагается до тех пор, пока не имеется доказательств противного.

5. К постоянным зарубежным органам внешних сношений относят:

а) специальные миссии;

б) торговые представительства;

в) делегации, направляемые для участия в международных конференциях;

г) министерство иностранных дел.

6. Сторонами в международном договоре являются:

а) основные и производные субъекты права;

б) субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью;

в) участники международных отношений;

г) субъекты федераций как основные субъекты международного права.

7. Освобождение от абсолютной ответственности по Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился следствием:

а) крайней необходимости;

б) грубой небрежности или умысла потерпевшей стороны;

в) невиновного правомерного поведения причинителя

г) ни одно из указанных оснований не освобождает от ответственности.

8. Назовите международное судебное учреждение:

а) Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ;

б) Международный Экологический Суд;

в) Иностранный суд;

г) Международный арбитражный суд МТП (Париж).

9. Число судей Европейского Суда по правам человека составляет:

в) число судей равно числу Высоких Договаривающихся Сторон;

г) число членов Европейского Союза.

10. Выделите специализированное учреждение ООН:

в) Совет по опеке;

г) Международная морская организация.

11. Право мирного прохода представляет собой плавание через территориальное море с целью:

а) подъема в воздух, посадки или принятия на борт летательного аппарата;

б) проведения исследовательской или гидрографической деятельности;

в) рыболовной деятельности;

г) постановки на рейд у портового сооружения.

12. Укажите вид международной правовой помощи, способствующий принятию судебного решения (приговора) по делу:

а) признание и исполнение иностранных судебных решений (приговоров);

б) передача компетенции;

в) обмен правовой информацией судебных органов различных государств;

г) направление судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий.

13. Специализированные учреждения ООН — это:

а) самостоятельные учреждения

в) самостоятельные международные организации, тесно сотрудничающие с ООН

г) международные неправительственные организации

14. Высшим органом СНГ является:

а) Совет глав государств;

б) Совет глав правительств;

в) Совет министров иностранных дел;

г) Совет глав государств и правительств.

15. В каких случаях осуществляется уголовная юрисдикция РФ на борту иностранного судна, находящегося во внутренних водах РФ?

а) если судно является негосударственным и на нем совершено любое преступление, предусмотренное УК РФ;

б) если капитан судна или дипломатический агент государства флага обратится к власти РФ с просьбой об оказании помощи;

в) если совершенное преступление является тяжким или особо тяжким по УК РФ и его последствия распространяются на территорию РФ;

г) если совершено любое преступление на борту иностранного судна (за исключением военного) и иное не предусмотрено международным договором между РФ и государством флага.

16. Проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками -это:

17. Ширина территориального моря не должна превышать:

а) 24 морские мили;

б) 8 морских миль;

в) 200 морских миль;

г) 12 морских миль.

18. Какая из перечисленных категорий лиц не относится к комбатантам?

а) состав действующих вооруженных сил;

б) бойцы национально-освободительного движения;

в) добровольцы и партизаны;

г) все вышеуказанные лица являются комбатантами.

19. Какие из перечисленных признаков характеризуют вооруженный конфликт немеждународного характера?

а) наличие конфликта на территории одного государства;

б) наличие внутренних беспорядков;

в) национально-освободительный характер действий повстанцев;

г) официальное признание государством антиправительственных группировок в качестве воюющей стороны в конфликте.

20. В каких нижеперечисленных случаях нарушается принцип невмешательства во внутренние дела?

а) предоставление исключительно гуманитарной помощи;

б) поддержка террористических формирований, преследующих неполитические цели;

в) применение принудительных мер по решению Совета Безопасности в целях поддержания мира и безопасности;

г) повышение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров.

21. Какой из принципов не является принципом современного международного права?

а) принцип равноправия и самоопределения народов;

б) принцип мирного сосуществования государств;

в) принцип нерушимости государственных границ;

г) все принципы являются принципами современного международного права.

22. В понятие территории по международному праву не входит:

а) сухопутное пространство;

б) водное пространство;

в) подземное пространство;

г) воздушное пространство.

23. Насильственное присоединение территории иностранного государства называется:

г) приращение территории.

24. Классификация морских пространств в международном праве:

а) внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море;

б) искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы;

в) океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря;

г) реки, озера, грунтовые воды.

25. Выделите правосоздающие субъекты международного права:

а) государства и международные межправительственные организации:

в) неправительственные международные организации;

г) международные хозяйственные объединения.

26. К международно-правовым нормам относят:

в) договорные и обычные нормы.

г) уставы муниципальных образований.

27. К универсальным международным организациям от-

28. Международный судебный орган, рассматривающий индивидуальные обращения граждан:

а) Международный Суд;

б) Европейский Суд по правам человека;

в) Экономический Суд СНГ;

г) Нюрнбергский суд.

29. Согласие на обязательность международного договора выражается путем:

юридические и физические лица;

правила дипломатического этикета;

в) г) голосования;

подписания ad referendum.

30. Прекращение международного договора осуществляется в форме:

31. Универсальной правосубъектностью обладают:

а) международные организации;

в) нации, борющиеся за независимость;

32. Исключительная экономическая зона относится к территории:

в) со смешанным правовым режимом;

г) все ответы правильные.

33. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать:

34. Государственная граница прибрежного государства на море включает:

а) только внутренние морские воды;

б) внутренние морские воды и территориальное море;

в) внутренние морские воды, территориальное море и прилегающую зону.

г) внутренние морские воды, территориальное море и континентальный шельф

35. В международном праве лица, обладающие двойным гражданством:

36. Какое из нижеперечисленных государственных устройств является простым по международному праву?

а) федеративное государство;

в) унитарное государство;

37. Целью какого суверенного образования является благотворительность?

а) «вольный город» Триест;

в) Мальтийский орден;

38. Непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора:

в) добрые услуги;

г) все перечисленное.

39. Переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое без права выбора в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому называется:

40. Метод принятия решений на международных конференциях и в международных организациях без проведения голосования, основанный на одобрении решения аплодисментами, репликами и т.д., называется:

41. Международное право не регулирует:

а) имущественные отношения международных организаций с государствами;

б) финансовые отношения государств;

в) отношения частных лиц в сфере международной торговли;

г) вопросы межгосударственной торговли.

42. Аутентичный текст — это:

а) дипломатический документ, в котором излагается фактическая сторона какого-либо международного вопроса;

б) выработанный и согласованный сторонами текст международного договора, признаваемый в качестве основного и достоверного;

в) документ, в котором приводятся обоснования позиции государства;

г) переписка Министерства иностранных дел.

43. Временный коллективный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей:

а) межправительственная конференция;

б) международный договор;

в) дипломатическое представительство;

г) международная неправительственная организация.

44. Потерпевший в результате международного правонарушения называется:

а) субъект международного деликта;

б) субъект международных претензий;

в) субъект международного преступления;

г) субъект законодательной инициативы.

45. Денежная компенсация убытков потерпевшему в международном праве:

46. Правовое положение экипажа воздушного судна:

а) определяется законодательством государства-эксплу-атанта (владельца) воздушного судна;

б) определяется законодательством государства регистрации воздушного судна;

в) вообще никак нормативно не определено;

Другие публикации:  Как оформить бортовой журнал

г) являются гражданами государства пребывания.

47. Понятие открытого моря:

а) это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;

б) это все части моря, которые не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства;

в) это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами;

г) прибрежная полоса шириной 24 морские мили.

48. Виды ответственности в международном праве:

а) политическая, уголовная, гражданско-правовая, дипломатическая;

б) политическая, материальная;

в) политическая, материальная, дипломатическая, консульская;

г) административная, дисциплинарная.

49. Классификация международной безопасности:

а) межгосударственная, Западная, Восточная, Североамериканская, Южноамериканская, Африканская, Океании;

б) космическая, ядерная, химическая, биологическая, радиационная, национальная;

в) всеобщая, региональная;

г) личная, общественная.

50. Мирные средства разрешения международных споров:

а) согласительные комиссии, мирные конференции, двусторонняя дипломатия, многосторонняя дипломатия, челночная дипломатия;

б) переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство;

в) встречи «без галстука», демонстрация силы государства путем передислокации собственных вооруженных сил к границе;

г) превентивная дипломатия, санкции по решению Совета Безопасности ООН.

51. Экстрадиция — это:

а) выдача преступника другому государству;

б) согласие на исполнение дипломатом его обязанностей;

в) доступ в открытые морские порты;

г) приложение к международному договору.

52. Категории населения государства:

а) граждане, иностранцы, лица без гражданства;

б) мужское население, женское население;

в) совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные;

г) взрослые, подростки, дети;

53. Виды норм международного права:

а) нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;

б) Jus соgеns, универсальные, партикулярные, диспозитив-ные, императивные, договорные, обычноправовые нормы;

в) административные, уголовные;

г) гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

а) признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

б) государственные границы, определенные государствами исторически однажды, не подлежат какому-либо изменению;

в) государство самостоятельно определяет свои границы, правила их пересечения и пограничный режим;

г) границы определяют соседние государства.

55. Классификация международных договоров:

а) индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные;

б) письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, неправительственные;

в) «джентльменское соглашение», тайные, всеобщие;

г) межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные.

56. Виды признания в международном праве:

а) признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля;

б) признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;

в) признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

г) признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

57. Какие из перечисленных органов входят в систему главных органов ООН?

а) Экономический суд;

б) Совет безопасности;

в) Всемирный почтовый союз;

г) Международный валютный фонд.

58. Внутригосударственные органы внешних сношений —

а) высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;

б) высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства правительство, ведомство иностранных дел;

в) правительственные, неправительственные;

г) консульская служба.

59. Виды территорий в международном праве:

а) поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;

б) открытые и закрытые территории, специализированные территории;

в) государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;

г) территории с двойным режимом.

60. Укажите, кто входит в состав регулярных вооруженных сил государства:

г) участники движения сопротивления.

61. Кто является комбатантом?

а) медицинский персонал регулярных военных сил;

б) военные корреспонденты;

в) участники партизанского движения;

62. Всеобщая декларация прав человека была принята в:

63. В какой международный орган может обратиться индивид с частной жалобой о нарушении своих прав?

а) в Комитет по гражданским и политическим правам ООН;

б) в Совет Безопасности ООН;

в) Генеральному Секретарю ООН;

г) в Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

64. К международным преступлениям относятся:

а) захват заложников;

65. К преступлениям международного характера относятся:

б) необеспечение безопасности работы посольства;

в) угон воздушных судов;

66. Источниками международного экономического права являются:

а) международные экономические договоры;

б) предпринимательское право отдельных государств;

в) двусторонние международные договоры о купле-продаже определенного количества военной продукции;

г) судебный прецедент в области международных экономических отношений.

67. Какой из перечисленных принципов международного экономического права распространяется на любое государство?

а) принцип наибольшего благоприятствования;

б) принцип недискриминации;

в) принцип предоставления преференций;

г) принцип национального режима.

68. Укажите, какая из нижеперечисленных территорий относится к международным пространствам:

б) открытое море;

в) космические корабли;

г) континентальный шельф.

69. Определите правовой режим континентального шельфа:

70. Определите режим полетов в воздушном пространстве над открытым морем:

а) свобода полетов воздушных судов как в мирных, так и в военных целях;

б) регистрационный порядок полетов;

в) разрешительный порядок полетов;

г) запрет ведения наблюдений военного характера.

71. Какой вид деятельности запрещен на Антарктическом континенте?

а) участие военных специалистов в работе научных экспедиций;

б) разработка минеральных ресурсов;

в) ведение рыбного промысла;

72. Определите режим полетов в воздушном пространстве над Арктикой:

а) свободный полет гражданских воздушных судов всех стран, независимо от участия в Договоре об Антарктике

б) разрешительный порядок полетов;

в) транзитный пролет;

г) регистрационный порядок полетов.

73. К международным межправительственным организациям, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды, относятся:

а) Всемирный почтовый союз (ВПС);

б) Международный валютный фонд (МВФ);

в) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

г) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

74. Среди основных принципов международного права выделяются:

а) принцип неприкосновенности частной собственности;

б) принцип использования вооруженной силы при разрешении конфликтов;

в) принцип невмешательства во внутренние дела государства;

г) принцип мирного использования космического пространства.

75. К субъектам международного права относятся:

а) общественно-политические движения;

б) международные межправительственные организации;

г) юридические лица.

76. Определите понятие «правоспособность» субъекта международной жизни:

а) право на субъективное мнение;

б) способность реализовывать принадлежащие ему права;

в) суверенность в международно-правовых отношениях;

г) признаваемая международным правом способность иметь международные права и обязанности.

77. Постоянно-нейтральное государство вправе:

а) связываться с военными блоками;

б) вступать в международные организации, служащие целям мира и безопасности;

в) участвовать в конференциях по разоружению;

г) участвовать в санкциях невоенного характера.

78. Опубликование международного договора внутри страны обозначается термином:

79. Пролонгация международных соглашений — это:

а) определение срока действия;

б) возобновление соглашения;

в) продление срока действия;

г) прекращение соглашения.

80. Какие международные органы занимаются кодификацией международного права?

а) Постоянная Палата Третейского Суда;

б) Комиссия международного права ООН;

в) Международный Суд ООН;

г) Совет Безопасности ООН.

81. При решении каких вопросов Советом Безопасности ООН применяется «право вето»?

а) при решении вопросов процедурного характера;

б) при выборе членов Международного Суда;

в) при решении о созыве Генеральной конференции по пересмотру Устава ООН;

г) при расследовании спора или ситуации, развитие которых может угрожать поддержанию мира и безопасности.

82. Какой орган имеет право выносить решение об использовании Вооруженных сил ООН?

а) Генеральная Ассамблея ООН;

б) Совет Безопасности ООН;

в) Экономический и Социальный Совет ООН;

г) Международный Суд ООН.

83. Какие средства мирного разрешения споров предполагают принятие решений, обязательных для спорящих сторон?

а) добрые услуги;

б) Международный Суд ООН;

в) согласительные комиссии;

84. Наиболее результативным средством мирного разрешения международных споров является:

б) международная следственная процедура (обследование);

в) судебная процедура (деятельность Международного Суда ООН);

г) непосредственные переговоры.

85. Что означает термин «агреман»?

а) соглашение между государствами;

б) согласие на назначение данного лица в качестве посла;

в) признание за дипломатом привилегий и иммунитетов;

г) право на открытие посольства.

86. В каком документе выражается согласие государства пребывания на деятельность конкретного лица в качестве консула?

а) в соглашении об установлении консульских отношений;

б) в выдаче агремана;

в) в выдаче экзекватуры;

г) в консульском патенте.

87. Понятие территориального моря:

а) это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод;

б) это моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства;

в) это моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага.

88. Понятие открытого моря:

а) это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;

б) это все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;

в) это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами.

89. Международные реки — это реки:

а) протекающие по территории двух и более государств;

б) протекающие по границе двух или нескольких государств;

в) как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств.

90. Правовой статус воздушного судна:

а) воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту управления им гражданами того или иного государства;

б) воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту использования воздушного пространства того или иного государства;

в) воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту его регистрации в том или ином государстве.

91. Ответственность в международном воздушном праве:

а) ответственность государств, ответственность авиаперевозчика; ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам;

б) ответственность пассажиров, ответственность диспетчерских служб, ответственность международных организаций, ответственность туристских организаций;

в) ответственность грузоперевозчиков, ответственность страховых компаний, ответственность служб аэропортов.

92. Правовой статус космических объектов:

а) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

б) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

в) космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

93. Объекты и субъекты международного космического права:

а) объекты — правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты — субъекты международного публичного права;

б) объекты — правоотношения, возникающие в связи с использованием космического пространства, планет Солнечной системы, Луны, искусственных космических объектов и их составных частей, правовой статус космических экипажей, правовой режим использования результатов космической деятельности; субъекты — международные и внутригосударственные научно-исследовательские организации, видные ученые, обсерватории;

в) объекты — внеземные цивилизации, установление контакта с иными мирами, планеты солнечной системы, Луна и другие космические тела, космические летательные аппараты и их компоненты, исследования и полученные знания о Вселенной; субъект — все человечество и цивилизованные формы существования внеземного разума.

94. Отраслевые принципы международного космического права:

а) принцип недискриминации, принцип наиболее благо-приятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

б) принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства, принцип равенства народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров;

в) равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвое-

ния космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса, обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.

95. Субъектами международной ответственности являются:

а) государства, международные организации, юридические лица;

б) государства, борющиеся за независимость народы, физические лица, органы государства;

в) государства, борющиеся за независимость народы, международные организации.

96. Какие привилегии относятся к личным?

а) неприкосновенность помещений дипломатического представительства;

б) фискальный иммунитет;

в) административный иммунитет;

г) свобода общения с представителями государства;

д) привилегии на символику.

97. Предоставляются ли привилегии и иммунитеты членам семьи дипломатического персонала?

а) им и их детям;

б) да, в полном объеме;

в) не только членам семьи, но и обслуживающему персоналу.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *