Как оформить творческую тетрадь по чтению

Тетрадь по литературе: опрос учителей-словесников

Я в школе ненавидел вести тетрадь по литературе. Мне туда нечего и незачем было записывать. Я в ней рисовал и всегда получал за нее плохие оценки. Поэтому не чувствую за собой морального права требовать ведения тетрадей от своих учеников.

В средних классах когда работал, требовал и проверял, а на старшеклассников давно махнул рукой. Но при этом знаю, что многие коллеги тетради требуют и к их ведению приучают. Поэтому и решил провести опрос в специальной группе фейсбука «Методическая копилка».

Вопросы получились вот такие:

  1. Ведете ли вы со своими классами тетради по литературе?
  2. Есть ли в уроке момент, когда вы в тетрадь что-то диктуете для всех (надо им самим записывать, не надо – неважно: главное, вам надо, чтоб было записано)?
  3. Собираете ли вы тетради на проверку и как часто? Ставите ли оценку за «ведение тетради» и что это значит — красиво, аккуратно, или по делу, или полнота записей вас интересует?
  4. Боретесь ли вы с теми, кто саботирует ведение тетрадей (и как бы боролись со мной, если б я у вас учился?)?
  5. Есть ли специальные тетради для специальных письменных работ, которые хранятся в классе?
  6. Проблема «тетрадь vs листочек» — кто любит работы давать на листочках, а не в тетрадях? Поделитесь.

На удивление, коллеги откликнулись очень дружно – и подборка ответов оказалась весьма полезной. Сохраняю разноголосицу мнений и авторский стиль комментариев, а от подписей оставляю только инициалы. И сам подписываюсь ими – С.В.

Ведем. Куда ж умные мысли свои, возникшие на уроках, они будут девать? Записываем и то, что пригодится для сочинений или для ЕГЭ. Бывают обзорные темы, где частично лекционный материал (для гуманитариев). Тетради не собираю, кроме случаев, если в них писали какую-то работу на самом уроке. Естественно, оценку за ведение тетради не ставлю. Сразу говорю, что могут хоть рисовать в них. Прошу вести тетради толстые, с 8 или 9 класса, чтобы сохранился материал для экзамена. В классе хранятся тетради для больших сочинений. Все мелкие письменные работы делают на листочках: от проверки текста и пятиминутных опросов — до развернутых ответов. М.Б.

Рисунок в школьной тетради. Неизвестный художник

‪Я за листочки. Но на подготовительных курсах прошу. чтобы была нормальная тетрадь с записями — ребятам потом к экзамену надо главное вспомнить. Диктую редко, иногда прошу записать какую-то цитату или определение с презентации. М.Г.

‪Здесь так: каким-то ученикам нужны тетради, кто-то спокойно (без вреда качеству изучения литературы) обходится без них. Тетради (их ведение) нужны некоторым родителям. Малыши (5-6 классы) ещё стараются вести тетради по литературе (оформляют, иллюстрируют, записывают). По ходу урока (8-11 классы) записывают, что считают нужным. Если видят, что это помогает, продолжают на следующих уроках. Собирать и просматривать записи, уверен, не нужно. Эффект можно будет увидеть в письменных работах и услышать на уроках. Иногда ученики (не все, конечно) фотографируют доску с разными записями и схемами. Никаких отметок за ведение тетради. Постепенно школы переходят на электронные учебники. Необходимый материал выкладываю ученикам на сайте. Работы чаще даю на листочках (в тетрадях не все любят редактировать тексты — нужны чистенькие и аккуратные), а на листках охотнее работают над текстом. А потом уж отредактированное можно переписать в тетрадь. В.З.

Ведем. С 9 кл. — 48 листов, не толще, иначе пачку и по школе не унести. Лучше в клеточку, чтоб таблицы и др. Велю вести конспект уроков — не подряд, и лучший вариант — запись тезисов и примеров, а также того, в чём сомневается пишущий. Записываем длинное домашнее задание, вопросы. Значки кл/р и д/з помечать на полях — и выполнять. (Иногда выполняют, часто — потом. ) Слушать, думать, записывать на уроках — учимся все годы. Обучающие работы пишем, заглядывая в тетрадь при необходимости, — на листочках. «Двойной листок носить на все мои уроки!» Проверяю неравномерно. Лучший вариант — раз в 2 недели, но получается и раз в месяц, а то и реже. Оценки — за отдельные работы и за темы. Писать понятно, без грязи. Темы подчёркивать, важные слова тоже. Рисовать можно иллюстрации, остальное — себе на другие листки. И еще: правая рука — левое полушарие. Для большинства писать осмысленно, выбирая главное, — это соображать и запоминать. Кроме того (это в мастерских и после мастерских), мы собираем слова: свои, чужие, синонимы, ассоциации. Как записные книжки писателя. С учеником Волковым мы бы иногда беседовали, я бы качала головой, а он бы покаянным голосом говорил, что попробует. Иногда бы писал тезисы, часто — каверзные вопросы. Я бы восхищалась и просила ответить его самого или одноклассников. Иногда бы ставила за отсутствие работ двойки, а потом «забывала», что он не сдал, потому что в журнальной клеточке стояла бы «5» за работу на уроке. ))) Т.Е. (Мой комментарий: Т.Е., я бы точно у Вас погиб 🙂 мой личный формат — листочки. Оборотки А4 складываю пополам и пишу. Потом теряю, выбрасываю или замусоливаю. Ничего поделать с собой не могу. В тетради я вяну. Впрочем, Вы бы, наверно, не дали мне погибнуть 🙂 и чего-нибудь придумали. И да — я снимаю шляпу восхищения перед Вашей методичностью).

Большие сочинения обычно прошу прислать в электронном виде на почту. Выбрала такой формат по многим причинам. Во-первых, так намного легче комментировать, отмечать разными цветами удачные, неудачные и спорные места, задавать вопросы. Во-вторых, никто мне не будет рассказывать, что тетрадка забылась дома. Ну и меньше мучений с разбором почерков и проще проверять на плагиат. В тетрадях у детей мелкие д/з и записи на уроке. Лекции не диктую, все конспекты представлены в виде схем и табличек, которые очень понятны моим негуманитариям: опыт устных зачетов показал, что на основании этих схем дети довольно складно выстраивают ответ. Оценку за ведение тетради ставлю, она складывается как среднее арифметическое за маленькие д/з. К рисункам и разного рода записям на полях отношусь спокойно. А.П.

Картина из книг Майка Стилки

‪Тетради ведем. Еще одну дополнительную хранящуюся в классе тетрадь по литературе завели в конце прошлого года для письменных работ после самостоятельного чтения. Всегда хочу проверять и ставить отметку классе в пятом, но не успеваю это делать. Иногда записываем какую-то важную теорию (нужную мне 🙂 -не под диктовку — с презентации. Часто рисуем там, клеим и раскрашиваем какие-то данные мной рисунки, чертим схемы, записываем умные слова и мысли о героях и т.д. Прошу в следующем классе продолжать прошлогоднюю тетрадь, в большинстве случаев получается. Е.Ш..

Ведём. Условие одно — аккуратно и читабельно. Убедить, что им это надо, невозможно. Но многие доходят сами. Поскольку проверяю выборочные работы, домашние и классные, то в этом году пришла к выводу, что удобнее — папки с файлами. Тем более — много раздаток бывает, которые потом лучше хранить. А приходят к мысли, что лучше вести, потому что на всех работах творческих и проверочно-сочиненных всегда (кроме тестово-проверочных на знание) можно и НУЖНО пользоваться всеми своими записями. Р.Х.

А у нас еще есть читательские дневники. Два года назад был у меня 10 класс (самый обычный), где девочки сами завели тетрадку (кто-то блокнот) для работы с «Войной и миром»: читали роман и по ходу схемки какие-то делали, выписки, то есть «переваривали» содержание. Я об этом узнала в конце года, когда попросила одну из учениц принести свои рабочие тетрадки по литературе, чтобы по ним рабочую программу на будущее скорректировать. А вот на днях нынешний выпуск в гости заходил. Говорят, что все тетради выкинули уже, а вот по литературе на память оставили:) Т.Б.

В тетрадях пытаюсь фиксировать понятия, давать задания нарисовать сюжетные схемы, иногда записать характеристики. С выпуском этого года все чаще переходила на рабочие листы А5 — А4 с заданиями и возможностью сразу записать (так тоже решала проблему переноски тяжестей и одновременно боролась с саботажниками). Сочинения писали на листах (с шаблоном, без него, по цитате — как диалог с автором, по теме, в форме вопросов для интервью с персонажем, от имени персонажа писали письма, составляли телеграммы, делали дневниковые записи). С особо въедливыми переходили на общение Вконтакте (безбумажный вариант) — мне текст, я его правлю, комментирую тут же. Пойманных на плагиате из сети возвращала в класс. Примечание: я работала с одним классом численностью 18 человек. Понимаю, что работать через сеть с большим количеством учеников очень сложно — 24 часов явно мало.Т.Н.

© Автор скетча Калачёва Вероника

Я вообще совместила понятие ТЕТРАДИ и ЛИСТОЧКИ, попросив завести тетради на кольцах с блоками. Надо что-то проверить — вынули листочек, сдали, после проверки вернули на место. Забыл дома тетрадь — попроси листок у соседа, дома вставишь в свой блок. Блока хватает на весь старший цикл 9-11, при желании можно потом вынуть малоценное и оставить необходимое для дальнейшей жизни. Домой забирают тетради лишь желающие, для основной массы завела полку в тумбе, чтобы не таскать тяжести. И, кстати, очень удобно дописывать позже (например, при повторении или подготовке к ЕГЭ), вставляя нужное кол-во листочков. Зато на выходе получается ТАЛМУД, которым потом многие и в вузах пользуются. Е.З.

Мы ведем «тетради художника» (показываю им тетрадь-альбом аниматора Михаила Алдашина, автора знаменитого «Рождества«). В них пишем и рисуем много. Я их не проверяю, иногда заглядываю в процессе или они сами работают вместе и друг с другом обсуждают. Письменные работы — на листочках, мне с собой носить легче. М.П.

На все вопросы — нет. Вести тетради рекомендую, разрешаю пользоваться записями на контр. и соч-ях, так что записывать полезно, но тех, кто этого не понимает, никак не наказываю. Листочки или тетради сдавать — как кому удобно, большинству листочки, хотя в этом вижу минус, т. к. они теряются и пропадает куча всего ценного. Рисовать можно и нужно, даже не только по теме всякие схемки с доски и т. п. Одна из моих лучших учениц полгода рисовала пастелью пейзажи, сидя на первой парте, и это ничуть не мешало учебному процессу, даже помогало). Н.А.

Михаил Алдашин «Рождество», обложка

Работаю с 9 классом. Прошу записывать обычно «умные мысли»)) Хорошие формулировки одноклассников (потом пригодятся в сочинениях и на зачётах) и разные «ключевые» цитаты («лабиринт сцеплений», «сюжет — слово писателя о мире» — всегда много такого всплывает на уроках), которые потом можно использовать в письменных работах, а главное — для осмысления дальнейшего. Тетрадка — скорее «справочник» или «навигатор». Ведение уже не проверяю, проверяю только письменные д/з (обычно это проблемный вопрос по тексту, ну или конспект какой-нибудь лекции с Арзамаса)). А.С.

Ведут, конечно. Кто тетради, кто в телефон пишет, кто в планшет — как хотят. На проверку их не собираю, но часто прошу написать короткий ответ на вопрос в тетради и прохожу по классу — читаю, чтобы всех быстро спросить. В прошлом году от листочков, на которых сдаются работы попыталась перейти к тонким тетрадям для сочинений, а то листочки теряем и я, и они, потом мучительно вспоминаем, что за оценка там стояла. Если бы человек демонстративно не писал — обсудила бы с ним это, если итоговые пишет нормально — его вопрос, если нет — искали бы выход. Ю.С.

Юлий Анатольевич Халфин доказывал (когда мы учились), что надо вести две тетради: в одной оставлять дома планы своих ответов, в другой вести записи на уроках, причем указывать, кто именно чего там сказал. Доказывал, что это очень интересно. Но тяжело, и у меня они все время путались. И он их никогда не проверял, естественно, поэтому там, как положено, рисуночки и всякое сопутствующее. Тетради мы все-таки ведем. Предлагаю заводить те, что на 48 листов (чтобы полегче, но все-таки серьезно). Раньше исписывали штук по 5 за год, о чем я их предупреждала. На обложке изнутри писали: «Хранить 5 лет». И, надо сказать, иногда это помогало и к экзамену они извлекались из-под спуда. И там обнаруживалась половина нужных записей. По ходу дела, раз 5 — 8 в год, придумываю какие-нибудь такие задания, которые можно проверить у всех и выставить в колонку отметки (но не за ведение, а по сути). Иногда даже повторяю халфинскую фишку: спрашиваю домашние заготовки, требую, чтобы записывали друг за другом главное, а потом ставлю две отметки: за свою заготовку и за качество записей. В порядке обучения извлекать информацию. Да, сочинения пишутся в тетрадях (в клеточку, поперек, с огромными полями для правки, хранятся в школе, всегда теряются у кого-нибудь). А многочисленные работки, миниатюры, опросики и прочее — это, конечно, листочки. О.С.

Две тетради – в самый раз. В тетради №1 записываются все наши коллективные интерпретации, а в тетради №2 — личностное осмысление. В.С.

‪Разрешаю делать с рабочей тетрадью что угодно, никогда не проверяю и ничего не требую, так как считаю, что это именно рабочая тетрадь, как джинсы — рабочие штаны, а какой работодатель будет требовать от рабочего джинсов определённого цвета, покроя и размера? Так что только даю рекомендации, учу записывать лекции, организовывать материал, а там уж пусть сами. Иногда диктую, но не слежу, записывают ли: это их дело, это они учатся, да и мало ли почему кто-то не пишет именно в эту минуту. Тетради для сочинений в классе хранятся, да, и уж тут хочу, чтобы было по-человечески, т.е. чтобы я смог прочитать. С.Р.

Рисунок из скетчбука, неизвестный художник

Эх, хорошо коллегам, с которых не дерут по три шкуры за ведение тетрадей для сочинений! Завуч раз в год их проверяет (у учителя) и пишет большущий приказ, в котором учитывает не то что количество работ у каждого ученика, а строчки между работами и каждую буковку в формулировках тем. Теперь о рабочих. Кроме конспектов, маленьких сочинений, цитат и т.п., почти на каждом уроке пишем в тетради выводы: обсуждаем-обсуждаем, перед следующим поворотом мысли сделали паузу для осмысления, выводы записали. Поскольку мне часто достаются чужие 11 или 10 классы, сначала учимся писать под диктовку («Маша, диктуй, какие выводы запишем», — и по ходу корректируем формулировки), потом, когда привыкают, пишут уже самостоятельно. И другой способ работы в тетради, на который я вышла из-за того, что часто куда-нибудь выдергивают прямо с уроков, а кому-то (бывает, психологу или вожатой) приходится заменять. Заранее составляю список вопросов разной степени хитрости (в большом произведении с отсылкой к определенным главам), прошу записать на каждый вопрос ответ около 5 предложений, причем не запрещаю работать коллективно, пусть обсуждают, лишь бы тупо не списывали. На больших сочинениях на вопрос, можно ли пользоваться тетрадями, отвечаю: нужно! Т.О.

Тетради ведём. Разрешаю их оформлять, как им нравится, например, рисовать, если что-то «навеяло» ))) Пишем лекции (в старших) или опорные конспекты, схемы, термины и т.п. Делаем хронологические таблицы, характеристики героев. Ведение тетради проверяю в конце триместров, обращая внимание на полноту записей и аккуратность (для некоторых детей это понятие весьма относительное ))) ). Отдельно, конечно, оценки за характеристики, таблицы и пр. Работы типа отзывов, ответов на вопросы даю на листочках просто потому, что тетради тяжело таскать с собой. Это не касается, конечно, «официальных» сочинений, которые пишутся в специальной тетради, хранящейся в школе. Н.У.

Ведение не проверяю: не вижу смысла. Тетрадь нужна для того, чтобы записывать туда материал, необходимый для подготовки к сочинению по произведению. Да и подготовка к итоговому сочинению проходит в классных тетрадях (планы, черновые наброски, цитаты и т.д.). До прошлого года итоговые сочинения писали в этих же тетрадях. Нынче думаю, что тетради для сочинений должны быть отдельные, т.к. не успеваю проверять к следующему уроку. А на уроках бывают моменты, когда диктую под запись или прошу записать главные мысли из выступлений одноклассников. И всякие таблицы, схемы-обобщения, размышления. все в тетради. На класс всегда найдется один человечек, который пишет на листочках, клятвенно обещая собрать все воедино. Смотрю на это сквозь пальцы: я дала информацию — ты взял. А может тебе так удобно работать? 🙂 Л.Д.

Пишу про детей, которых выпустила в прошлом учебном году. Дети вели тетрадь в 10-11 классах — толстую, А4. Моменты, когда диктую для всех — примерно 1-2 раза за урок. Собирала пару раз за два года, когда забывала принести из другого кабинета листочки)) Ведение тетради не проверяла. Бороться с 10-11 классом бесполезно))) Работы, которые надо было сдавать на проверку, писали на листочках разного формата. Сейчас взяла 5 класс, попросила завести по возможности толстые тетради, буду проверять ведение и полноту записей (обязательно — то, что есть на доске и диктуется). Дальше посмотрим) Т.Р.

1. Да, ведём. В средних — там всё, сочинения, записи рабочие. Сочинения проверяю.

Другие публикации:  Инструкция по заполнению ипр

2. В старших (9-11) веду общую рабочую тетрадь, там конспекты, записи по теме, какие-то необходимые фрагменты лекций (типа «иероглифы непознаваемых сущностей» — как называли символисты окружающее нас в реальности, я даже назначаю ответственного за «иероглифы», как правило, самого балбеса, чтоб он выучил этот термин)), его и спрашиваю при необходимости), всякие рабочие работы (проверяемые) по ходу изучения. Вопросы к уроку записываем. За «ведение» оценок не ставлю, но если, при проверке, обнаруживаю неаккуратность, грязь и прочий карандаш, пишу чего-нибудь гневное. В 10-11 классах стала практиковать сочинения в печатном виде.

3. Собираю, когда даю какую-нибудь работу, нацеленную именно на проверку.

4. Саботирует — что? выполнение задания? ставлю «2» или, по бесконечной доброте, «3», если сдаёт на следующий урок.

5. Были раньше, сейчас есть в средних классах. В 11 классе работы печатали, проверяла содержание, смотрели и мне назад сдавали (они хранились в классе).

6. Даю и на листочках — допустим, разбор стихотворения.

У меня сохранились мои тетради по литературе (рабочие и для сочинений), 1962-1965 гг, я там и рисовала и чего только не. Г.Щ.

Впервые увидела листочки на уроке литературы уже в студенчестве. Подруга позвала меня на урок к своей любимой учительнице Эльвире Николаевне Горюхиной, конечно, с её разрешения. Писать на листочке пришлось и мне, отсиживаться Э.Н. не позволила. Это просто потрясло! (Да и вообще всё, что там было, совсем не походило на нелюбимые мною уроки литературы в старших классах моей школы.) С тех пор люблю листочки. Хотя когда некоторые старшеклассницы (у мальчиков такого не помню) хорошо ведут тетради, радуюсь и отмечаю это. Н.А.

В 5-8 классах ведём, правда, я абсолютно не против рисунков на полях. А в старших классах я предпочитаю блочные тетради, работы на листочках, распечатки, которые можно засунуть в файл и в тот же блок поместить. Но некоторые ученики заводят толстые тетради и старательно всё туда переписывают — кто ж против? Мне главное — чтобы в памяти остались не «типичные представители», а их ощущения по поводу произведения, желание продолжать диалог с автором и «со-читателями» и понимание важности слова написанного:) А.Г.

Хитрые способы, как сделать чтение интересным занятием

Родители-книголюбы нередко обижаются на своих детей за то, что они отказываются читать книги. Ещё бы, ведь в мире столько интересного: телевизор, компьютер, планшет. Все эти предметы не требуют никакого интеллектуального напряжения, достаточно сесть перед экраном и иногда нажимать на кнопки. Принуждать ребенка не следует. С детьми нужно говорить на их языке.

Другие публикации:  Купля-продажа недвижимости в рассрочку договор

Чтобы ребенок осознал важность чтения и книг в своей жизни, обустройте в квартире специальное место, где можно спокойно отдохнуть и почитать. Это должен быть уголок с книжными полками, настольной лампой и удобным креслом. Книжный уголок должен быть максимально уютным, располагающим к чтению. На стене можно повесить портрет известного писателя или просто любую красивую картинку. «Свято место» не должно пустовать. Проводите здесь за книгой каждую свободную минуту.

Маленький сыщик

Любую незнакомую или неприятную деятельность детям нужно представлять в форме игры, и они с удовольствием вам подыграют.

Скажите ребенку, что никак не можете найти в тексте какое-нибудь слово, затем попросите его отыскать это слово. Когда родители дают «важное» задание, дети обычно относятся к просьбе очень ответственно, ведь им доверили «серьёзное дело», как взрослым. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, когда он может сделать что-то такое, чего не могут родители.

Слова для поиска нужно выбирать такие, которые встречаются нечасто, то есть, предлоги и союзы не подходят. Детям необязательно понимать значение слова, которое они ищут. Сосредоточенные на поиске, они вряд ли будут задумываться над смыслом. Однако после того, как ребёнок найдёт слово, непременно объясните, что оно значит.

Сделай предсказание

Предсказания умеют делать не только гадалки и ясновидящие. Настоящие сыщики справляются с этой задачей ничем не хуже.

Найдите книжку с огромным количеством картинок, которые так нравятся детям. Предложите ребёнку предсказать, о чём книга, и чем она закончится. Пусть он внимательно рассмотрит картинки и сделает вывод о содержании истории. Ребёнок с увлечением будет сочинять свою собственную сказку, а затем непременно прочитает книжку, чтобы проверить, насколько точным было его «предсказание».

Чтение может стать своеобразным дополнением к другой игре. Например, постройте тайное убежище. В частном доме для этих целей хорошо подойдёт подвал, чердак или любая хозяйственная постройка. В квартире можно приспособить застеклённый балкон или кладовку. Если ни того, ни другого нет, постройте убежище из подушек и одеял. Многие сегодняшние взрослые всего 10-15 лет назад строили волшебные замки, в которые был запрещён доступ родителям. Настало время передать семейную традицию.

Постройте шалаш, пока ребёнка нет дома. Это станет для него настоящим сюрпризом. Чтобы в «замке» не было скучно, предложите взять с собой книгу. В убежище можно читать, подсвечивая себе текст фонариком. Продолжительное чтение при свете фонарика может быть вредным. Не забудьте объяснить это детям. Ребёнок должен понять, что чтение – сам по себе очень интересный и захватывающий процесс, и чтобы получить от него удовольствие, совсем необязательно прятаться в убежище из подушек и одеял.

Современных детей крайне трудно чем-либо удивить. Технический прогресс шагнул слишком далеко. Возможно, шалаш для чтения будет выглядеть в их глазах недостаточно убедительно. В таком случае возьмите старую книгу со сказками и внесите имя своего ребёнка на место имени главного героя в нескольких волшебных историях. Имя можно набрать на компьютере, затем распечатать и вклеить в книгу. Также можно просто аккуратно закрасить имя персонажа корректором текста.

Читая сказку, неожиданно «обнаружьте», что главного героя зовут Дима («Так ведь это сказка о тебе!»). Ребёнок не сможет остаться равнодушным к истории, которая написана про него. Прочитав 1-2 страницы, скажите ребёнку, что вы устали, или что у вас появилось срочное дело. Если он хочет, то пусть дочитывает сказку самостоятельно. Долго уговаривать не придётся.

Сам себе сказочник

Творчество тоже может стать стимулом для чтения. Когда ребёнок будет знать достаточное количество сказок, предложите ему написать свою собственную историю. Книга, в которой будет написана сказка, может быть как классической, так и более современной – электронной.

В изготовлении бумажного варианта должен помочь кто-нибудь из родителей. Самый простой способ изготовления – купить готовый блокнот, записную книжку или тетрадь. Дети могут попробовать себя не только в роли сказочников, но и в роли иллюстраторов. Любители рисовать непременно захотят продемонстрировать своё мастерство. Если же у ребёнка нет склонности к рисованию, дайте ему старые журналы, из которых он сможет вырезать нужные картинки.

Рекомендации родителям

Ребёнок не должен догадываться о том, что ему прививают любовь к чтению. В противном случае, он просто возненавидит книги. Не превращайте чтение в утомительное и неприятное обязательство. Не забывайте о том, что в школе детям придётся читать объёмные произведения художественной литературы. Если у них с самого детства разовьётся отвращение к общению с книгами, в школьные годы могут возникнуть определённые трудности, а книги из добрых друзей раз и навсегда превратятся в злейших врагов. Используйте творческий подход, чтобы в сознании ваших детей чтение ассоциировалось только с радостными моментами приятного досуга в кругу семьи.

Читать лучше всего по очереди. После 3-4 страниц передайте книгу ребёнку. Следующая страница его. Поскольку скорость чтения у детей меньше, чем у взрослых, не стоит требовать прочтения слишком больших объёмов.

Немного о детском внимании

Не следует забывать о том, что дети не могут долго концентрировать на чём-то своё внимание. Необходимо делать перерывы в чтении. Время для перерыва наступает тогда, когда ребёнок становится непоседливым, отвлекается, пытается найти себе какое-нибудь развлечение, смотрит по сторонам.

Подбирая литературу, старайтесь отдать предпочтение тем книгам, в которых есть небольшое количество незнакомых слов. Непонятное слово обязательно привлечёт внимание ребёнка и заставит спросить о том, что оно означает. Если новая лексическая единица не находит места в сознании малыша, попробуйте отмечать новое слово тем или иным способом, когда оно встречается в тексте. Можно подпрыгнуть, поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. д. Такой метод хорошо подходит кинестетикам, у которых память связана с ощущениями, получаемыми во время прикосновения и движений.

Присутствие сверстников стимулирует детей, порождает чувство некоторого соперничества. Ребёнок всегда стремится показать себя перед ровесниками с лучшей стороны. Договоритесь о совместных занятиях со своими знакомыми, у которых есть дети. Возможно, они планируют пойти в театр или на деловую встречу, а ребёнка оставить не с кем. Знакомые будут вам благодарны за ваше предложение. Заранее подготовьте детей к тому, что им придётся соревноваться. Установите сладкий приз победителю в номинациях: за самое быстрое чтение, за лучшую дикцию и другие. Победить должна дружба.

Как интересно оформить читательский дневник

На летних каникулах учителя часто дают список литературы, рекомендованный к прочтению в свободное время. В учебный период это сократит время на подготовку к уроку. В процессе чтения у человека любого возраста расширяется кругозор, что очень важно, особенно для подростков. Конспектирование краткого сюжета поможет сохранить в памяти ключевые моменты истории, запомнить имена героев. Впоследствии в школе на уроках такая памятка станет незаменимым помощником. Чтобы все записи были лаконичными и удобными для восприятия, важно понимать, как оформить читательский дневник.

Начните с выбора тетради, пусть ребёнок самостоятельно определиться с тем, каким должен быть читательский дневник. Его можно сделать самостоятельно, используя простую подходящую тетрадку или блокнот, или приобрести в магазине готовый вариант, например, подобрав в соответствии с классом.

Другие публикации:  Ремонт жилья на материнский капитал

В начале дневника можно оставить лист для составления содержания, его заполняют в последнюю очередь, после оформления всех последующих страниц.

Для придания неповторимости и индивидуальности дневнику при его заполнении можно использовать различные красивые наклейки, вырезки из журналов, но лучшим вариантом будут собственные интересные рисунки.

В зависимости от возраста читателя меняется размер и суть написанного текста. Для детей младшего школьного возраста достаточно выделить 1–2 страницы для заполнения. Здесь указывается название рассказа или сказки, фамилия и имя автора, перечисляются главные герои. Далее нужно кратко описать сюжет — буквально несколько предложений, чтобы ребёнок мог вспомнить, о чём была книга. И обязательно написать своё мнение о прочитанном материале. У первоклассников в качестве читательского дневника часто выступает альбом для рисунков.

На каждую книгу рекомендовано выделить одну страницу для рисунка. Чтобы упростить задачу, изображение можно найти в интернете и распечатать его.

Дети более старшего возраста, которые имели опыт ведения литературного дневника, уже понимают, насколько удобно его применять. Читатели делают дополнительные пометки: описывают краткую биографию автора, характеристику героев, самый запоминающийся эпизод книги и так далее.

Для удобства оформления списка прочитанных книг можно распечатать подобную страницу.

Читательский дневник — помощник ученика не только на уроке литературы. Он тренирует школьника перед сочинениями, учит самоорганизации и развивает творческое начало.

Рабочие тетради по чтению 1-4 классы

Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Литературное чтение : Практикум по выполнению типовых заданий : 10 вариантов

Цена в интернет-магазине: 134,00 руб. 139,00 руб.

Всероссийская проверочная работа. Литературное чтение. 3 класс : Практикум по выполнению типовых заданий

Цена в интернет-магазине: 107,00 руб. 119,00 руб.

Литературное чтение. 1 класс : Творческая тетрадь

Цена в интернет-магазине: 251,00 руб. 269,00 руб.

Литературное чтение. Итоговые контрольные работы. 1 класс

Цена в интернет-магазине: 80,00 руб.

Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь

Цена в интернет-магазине: 107,00 руб. 119,00 руб.

Литературное чтение. 3 класс : Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 2

Цена в интернет-магазине: 161,00 руб. 169,00 руб.

Литературное чтение. 3 класс : Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1

Цена в интернет-магазине: 161,00 руб. 169,00 руб.

Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь № 2

Цена в интернет-магазине: 116,00 руб. 119,00 руб.

Литературное чтение. 3 класс

Цена в интернет-магазине: 107,00 руб. 119,00 руб.

Зачетные работы по литературному чтению. В 2 ч. Ч. 1. 2 класс

Цена в интернет-магазине: 80,00 руб.

Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 1. 2 класс

Цена в интернет-магазине: 107,00 руб. 119,00 руб.

Литературное чтение: рабочая тетрадь. 4 класс

Цена в интернет-магазине: 107,00 руб. 119,00 руб.

Дополнительная информация:

Контактная информация:

Наш адрес:
Россия, 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1, Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС» (посмотреть на карте).

Телефон: +7 (495) 781-19-12

Время работы службы выдачи заказов:
пн. – пт. 09:00 – 22:00, сб. – вс. 10:00 – 21:00.

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС.

Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.

Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?

В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.

Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:

  • математика и русский язык — по две рабочие тетради и по одной тетради для контрольных работ (со 2 класса);

В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и лдна-две рабочие тетради.

Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.

  • литературное чтение и окружающий мир — допускается использование рабочей тетради на печатной основе*;
  • иностранный язык — допускается использование прописей и рабочей тетради на печатной основе*, возможно наличие одной обычной тетради.

* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.

Требования к ведению тетрадей

В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).

Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.

Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.

Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.

Оформление обложки тетрадей

Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.

Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.

Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе

Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.

Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка работы.

Оформление работ по русскому языку

В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.

Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.

Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы

Оформление тетрадей по математике

Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.

В правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.

Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».

При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.

Образец оформления тетради по математике начальной школы

Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. Фото автора. Материал составлен с использованием источника: Вера Илюхина, Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *