Налоговые льготы предназначены для сдерживания хозяйственной активности

Тест по «Микроэкономике»

Mikroekonomika.doc

S: Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

-: административное регулирование поведения субъектов рынка
-: планирование цен на товары первой необходимости

+: широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру

-: национализация частных предприятий-монополистов
+: индикативное планирование

S: Меры антиинфляционной экономической политики:

-: введение таможенных ограничений
+: регулирование денежного рынка
-: повышение уровня заработной платы
-: увеличение расходной части бюджета государства
+: повышение нормы обязательных банковских резервов

S: Органы налогообложения определяют…

-: как часто собирать налоги
-: сумму собранных налогов
+: тех, кто платит налоги
-: государственное агентство, получающее налоги

V2: Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

S: Величина совокупного спроса увеличится, если…

-: курс ценных бумаг возрастет
-: ставки процента повысятся
-: ставки налогообложения возрастут
-: усилятся инфляционные ожидания
+: ставки налогообложения понизятся

S: Величина совокупного предложения возрастет, если

-: курс национальной валюты повысится
-: произойдет повышение ставок
+: появятся новые технологии
-: масса денег на товарном рынке
+: увеличатся инвестиции

S: Кривая ИС выражает:

-: оптимальное соотношение между объемами инвестиций и сбережений

-: возможные соотношения между процентной ставкой и объемом ЧНП, обеспечивающие равновесие товарного рынка

+: равновесие товарного рынка при неизменной бюджетно- налоговой политике

-: функциональную зависимость располагаемого дохода от процентной ставки

+: равенство инвестиций и сбережений, а следовательно, совокупного спроса и совокупного предложения

S: Наклон кривой ИС зависит от:

+: эластичности инвестиций по процентной ставке
+: предельной склонности к
+: предельной склонности к сбережению
-: величины основного капитала

S: Повышение процентной ставки выполняет функции:

+: сдерживает использование средств для немедленного потребления
+: снижает склонность к потреблению
-: снижает склонность к сбережению

+:обеспечивает рост дохода в будущем и с целью увеличения потребления в перспективе

-: усиливает склонность к потреблению
-: усиливает склонность к инвестированию

S: Согласно кейнсианской модели, для повышения совокупного спроса при нарушении макроэкономического равновесия, применяются…

-: отвлечение потенциальных расходов
+: инъекции
-: повышение учетной ставки
-: изъятие в сбережения

S: Кейнсианская модель макроэкономического равновесия представлена в

+: стоимостной (равновесие товарного рынка) форме
-: материально-вещественной
-: виде таблицы
-: виде баланса
+: виде «креста»

S: «Парадокс бережливости» по Дж.М. Кейнсу заключается в том, что произойдет:

+: падение совокупного спроса
+: сокращение фактического объема сбережений
-: рост предложения
-: рост инвестиций
-: снижение уровня инфляции

S: «Шок спроса», связанный с резким сокращением предложения денег в краткосрочном периоде, должен вызывать в классической модели равновесия:

-: повышение уровня цен и уменьшение объема производства
-: повышение уровня цен и рост объема производства
+: рост цен
-: сокращение занятости населения
+: перемещение кривой совокупного спроса вверх

S: Увеличение совокупного спроса в долгосрочном периоде порождает:

-: неизменность уровня цен
+: повышение уровня цен
-: сокращение предложения
-: неизменно экономической конъюнктуры
+: рост спроса на инвестиции
+: увеличение предложения

S: Денежная эмиссия вызывает изменение экономической конъюнктуры, которой будет соответствовать:

+: перемещение кривой совокупного спроса вправо вверх
-: перемещение кривой совокупного предложения

-: одновременное смещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения

-: перемещение по кривой совокупного спроса
-: перемещение кривой совокупного спроса влево вниз
+: неизменность положения кривой совокупного предложения

S: Классический вариант кривой совокупного предложения имеет…

-: положительный наклон
-: отрицательный наклон
-: вертикальное положение
+: фиксированное положение
-: фиксированное горизонтальное положение
-: нисходящий наклон

S: Кривая совокупного спроса выражает функциональную зависимость:

-: расходов предпринимателей от цен на приобретённые ресурсы
-: уровня цен от произведенного реального ВВП
+: приобретения товаров и услуг от общего уровня цен
-: потребляемой части ВВП от объема его производства
+: спроса на национальном рынке от изменения уровня цен

S: Возможности применения модели «совокупный спрос — совокупное предложение»:

-: ограничиваются интерпретацией процессов и явлений, происходящих на мезоуровне

-: обеспечивают анализ отдельных макроэкономических явлений и процессов
-: позволяют осуществить разработку региональных программ

+: сводятся к вхождению в комплекс моделей, используемых для анализа и прогнозирования развития экономики

+: обеспечивают определение степени сбалансированности национального товарного рынка

S: Равновесие национальной экономики может быть достигнуто, если:

-: скорость обращения денег в стране постоянна
-: государственный бюджет сбалансирован
+: совокупное предложение равно совокупному спросу
+: уровень инфляции в экономике страны стабилизирован
+: сбалансированы товарный и денежный рынки

V2: бюджетно-налоговая политика

S: Кривая Лаффера характеризует:

+: функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения

-: тенденцию роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок
-: ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода
-: зависимость благосостояния
+: принцип оптимизации налоговых поступлений

S: Финансовая политика проявляется в (во):

+: системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов
+: способах распределения имеющихся денежных ресурсов
-: стабилизации обменного курса национальной валюты
-: взаимоотношениях между социальными группами
-: развитии рыночных отношений

S: Дискреционная финансовая политика предполагает:

-: саморегулирование ставок налогообложения
+: сознательное изменение налоговой системы и государственных расходов
+: реализацию программы занятости
-: автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания
+: изменение принципов фискальной политики

S: Автоматическая финансовая политика базируется на

-: регулировании сбережений
-: манипулировании налогами
-: увеличении государственных инвестиций
+: изменении экономической конъюнктуры
+: принципе встроенных стабилизаторов

S: Экспансионистская финансовая политика ведет к:

-: снижению совокупного спроса в период экономического подъем
-: приспособлению развития экономики к фазам экономического цикла
-: сбалансированности государственного бюджета
+: увеличению совокупных расходов
+: росту трансфертных платежей

S: Встроенные стабилизаторы включают:

-: учетную ставку
-: норму амортизации
-: норму обязательных банковских резервов
+: тарифы, налоги
+: пособия по безработице и социальные выплаты

S: Эффективность встроенного стабилизатора определяется:

-: степенью увеличения налоговых поступлений в бюджет
-: степенью увеличения объема сбережений населения
-: изменением объема государственных инвестиций
+: степенью его восприимчивости, к динамике уровня экономической активности

+: «весом» стабилизатора в хозяйственном механизме регулирования экономики

S: Финансовая политика ведет к экономическому росту, если увеличение государственных расходов:

-: вызывает равновеликие снижения совокупных расходов общества
+: ведет к росту совокупных расходов общества

-: связано с большим снижением других статей совокупных расходов общества

+: вызывает мультипликационный эффект

S: Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются…

-: эмиссия денег
-: государственные ценные бумаги
+: кредиты от международных финансовых организаций
-: государственные сберегательные займы
-: кредиты, получаемые от иностранных коммерческих банков

S: Налоговые льготы предназначены для:

-: ускорения оборота капитала
+: повышения уровня социальной справедливости
-: повышения жизненного уровня трудящихся
-: сдерживания хозяйственной активности
+: активизации хозяйственной деятельности

S: Следствием эффективного сочетания неокейнсианской и неоклассической концепций налоговой политики является:

-: снижение уровня цен и расширение объема национального производства
+: расширение объема национального производства
+: сдерживание роста уровня цен
-: рост уровня цен и расширение объема производства

-: одновременное сокращение объемов национального производства и повышение уровня цен

S: Финансовая система включает:

-: совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с любыми денежными ресурсами

+: совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность

+: формирование и использование финансовых ресурсов

+: финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами

-: совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемым Центральным банком

S: Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга равны:

-: сумме процентов по совокупному долгу
-: сумме обязательного ежегодного погашения ранее полученных кредитов
+: ежегодному погашению иностранных кредитов
+: выплате процентных платежей иностранным кредиторам
-: покрытию бюджетных дефицитов за прошлые годы

S: Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

-: прямых налогов
-: налогов с физических лиц
+: косвенных налогов
-: целевых сборов
+: акцизов

S: Факторы, вызывающие реальное изменение национального дохода в модели «кейнсианского креста»:

-: уровень государственных расходов
-: предельная склонность к накоплению
+: уровень планируемых расходов
-: соотношение потребления и накопления в располагаемом доходе
+: бюджетно-налоговая политика

S: Источниками финансовых ресурсов являются:

-: средства, аккумулированные в государственном бюджете
+: средства внебюджетных фондов
+: собственные целевые денежные средства предприятий
-: кредиты коммерческих банков
-: вклады населения в банках

S: Бюджетная система — это:

-: финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета

+: совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням
+: организация разработки и принятия бюджетов всех уровней
-: свод федерального бюджета и региональных бюджетов
-: консолидированный бюджет государства

S: Консолидированный бюджет представляет собой…

+: свод федерального, регионального и местных бюджетов
-: совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов
-: федеральный бюджет
-: свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов
-: совокупность бюджетов всех уровней

S: Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

Другие публикации:  Возврат товара ненадлежащего качества как оформить

+: государственный бюджет
-: консолидированный бюджет
-: республиканский бюджет
-: бюджет субъектов федерации
+: федеральный бюджет

Тестовые задания

средства, аккумулированные в государственном бюджете;

собственные целевые денежные средства предприятий;

кредиты коммерческих банков;

вклады населения в банках.

Бюджетная система — это:

финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;

организация разработки и принятия бюджетов всех уровней;

свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

консолидированный бюджет государства.

Проводимая государством фискальная политика влияет:

только на предприятия государственного сектора экономики;

только на домохозяйства;

только на предприятия и домохозяйства;

на все макроэкономические субъекты.

Рестриктивная денежно-кредитная политика проводится:

в целях стабилизации экономической конъюнктуры;

в целях сокращения инфляции;

для стимулирования деловой активности;

для решения социальных проблем.

Экспансионистская денежно-кредитная политика — это:

политика «дорогих денег»;

политика «дешевых денег»;

политика, направленная на сбалансирование доходов и расходов государственного бюджета;

все ответы неверны.

К прямым налогам относится:

налог на добавленную стоимость;

налог с доходов физических лиц;

К косвенным налогам относится:

налог на дарение;

налог на прибыль;

Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

налогов с физических лиц;

Налоговые льготы предназначены для:

повышения уровня социальной справедливости;

повышения жизненного уровня трудящихся;

сдерживания хозяйственной активности.

Кривая Лаффера отражает зависимость между:

инфляцией и безработицей;

спросом и ценой;

налоговой ставкой и доходом бюджета;

инфляцией и доходом.

Кредитная рестрикция предполагает:

снижение учетной ставки;

повышение нормы обязательных резервов;

снижение дисконтной ставки;

снижение нормы обязательных резервов.

Кредитная экспансия предполагает:

повышение учетной ставки;

снижение нормы обязательных резервов;

повышение нормы обязательных резервов;

продажу государственных ценных бумаг.

Следствием финансирования дефицита гос. бюджета за счет внутренних займов будет:

рост внешнего долга;

снижение темпов инфляции.

К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:

манипулирование расходами государственного бюджета;

ставки и порядок налогообложения;

регулирование денежного обращения.

Дефицит гос. бюджета — это:

превышение доходов государства над расходами;

превышение расходов государства над доходами;

равенство расходов и доходов;

наличие государственного долга.

Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:

прибылей частных предприятий;

средств пенсионного фонда.

норма обязательных банковских резервов;

пособия по безработице и социальные выплаты.

Состояние бюджета, при котором расходы бюджета превышают доходы, называется:

Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет отражается:

I Тестовые задания. Задание 1 (○– выберите один вариант ответа)

Задание 1 (– выберите один вариант ответа)

Финансовые отношения могут быть охарактеризованы как…

а) возмездные отношения;

б) отношения эквивалентного обмена;

в) денежные безвозмездные отношения;

г) часть кредитных отношений.

Задание 2 (○ – выберите один вариант ответа)

Бюджетная система — это…

а) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

б) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням, а также организация их разработки и принятия;

в) свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

г) консолидированный бюджет государства.

Задание 3 (– выберите один вариант ответа)

Смета расходов федерального правительства и источников их покрытия называется…

а) государственным бюджетом;

б) федеральным бюджетом;

в) бюджетом субъектов федерации;

г) республиканским бюджетом.

Задание 4 (□ – выберите варианты ответов)

К внебюджетным социальным фондам относятся…

а) пенсионный фонд;

б) государственный фонд борьбы с преступностью;

в) государственный фонд занятости;

г) фонд социального страхования;

д) федеральный экологический фонд.

Задание 5 (□ – выберите варианты ответов)

К прямым налогам не относятся…

а) налог на прибыль с предприятий;

б) подоходный налог с физических лиц;

в) плата за воду;

г) налог на добавленную стоимость;

Задание 6 (– выберите один вариант ответа)

Налоговые льготы предназначены…

а) для ускорения оборота капитала;

б) для повышения уровня социальной справедливости;

в) для повышения жизненного уровня населения;

г) для сдерживания хозяйственной активности.

Задание 7 (– выберите один вариант ответа)

Что из ниже перечисленного неверно?

а) налоговая реформа предполагает снижение налоговых ставок в сочетании с расширением налоговой базы и выравниванием налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков;

б) высокие коэффициенты обслуживания государственного долга относительно ограничивают возможности снижения налоговых ставок;

в) снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения;

г) снижение налоговых ставок исключает возможность повышения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок может вызвать сокращение налоговых доходов бюджета.

Задание 8 (□ – выберите варианты ответов)

Установите правильную последовательность результатов проведения экспансионистской фискальной (налогово-бюджетной) политики в закрытой экономике.

а) увеличение потребительских расходов;

б) увеличение совокупного спроса;

в) увеличение объемов национального производства;

г) снижение ставки налога с дохода физического лица.

Задание 9 (□ – выберите варианты ответов)

К встроенным стабилизаторам относятся…

а) норма амортизации;

в) учетная ставка;

г) норма обязательных резервов;

Задание 10 (– выберите один вариант ответа)

Дискреционная фискальная политика предполагает…

а) саморегулирование ставок налогообложения;

б) сознательное изменение налоговой системы и государственных расходов;

в) автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания;

г) изменение принципов фискальной политики.

II Верны ли утверждения?

1 Государственный бюджет – это счет доходов и расходов государства.

2 Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то этот бюджет будет усиливать колебания в рамках экономического цикла.

3 Дефицит государственного бюджета не образуется, когда сумма расходов государства превышает размеры налоговых поступлений.

4 Повышение предельных налоговых ставок способствует увеличению встроенной стабильности экономики, но препятствует экономическому росту.

5 В условиях полной занятости увеличение государственных расходов сопровождается стопроцентным эффектом вытеснения.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 1119 . Нарушение авторских прав

Тема 11. Финансы и финансовая система. Налогообложение

Цель.В результате изучения данной темы студент должен знать элементы финансовой системы и финансовой политики государства; принципы налогообложения.

В результате изучения данной темы студент должен уметьанализировать экономические последствия государственного долга, выявлять особенности бюджетно-налоговой политики.

Вопросы к практическому занятию

1. Финансы и финансовая система как индикатор национальной экономики.

Формирование и использование финансов государства: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, доходная и расходная части финансов населения. Функции финансовой политики: распределительные и контрольные.

2. Фискальная политика государства.

Инструменты фискальной политики: государственные расходы, трансферты, система налогообложения. Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая, дискреционная и автоматическая.

3. Государственный долг и обслуживание бюджетного дефицита.

Концепции регулирования бюджетного дефицита: концепция ежегодного балансирования; концепция циклического балансирования; концепция функциональных финансов.

Контрольные вопросы

1. За счет чего финансируется дефицит госбюджета?

2. Что относится к косвенным налогам?

3. Что такое стимулирующая фискальная политика?

4. Назовите основные статьи доходов и расходов госбюджета.

Тесты

Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:

а) перераспределения прав собственности;

б) продажи золото-валютных резервов;

в) эмиссии денег и государственных ценных бумаг;

г) все ответы неверны.

а) налоговая политика;

б) финансово-бюджетная политика;

в) кредитная политика;

г) все ответы неверны.

а) налоги на все виды доходов;

б) налоги на продажу товаров;

в) налоги на перепродажу товаров;

г) все ответы неверны.

Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

а) государственный бюджет;

б) консолидированный бюджет;

в) республиканский бюджет;

г) бюджет субъектов федерации.

Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации дохо­дов, считаются:

Налоговые льготы предназначены для:

а) ускорения оборота капитала;

б) повышения уровня социальной справедливости;

в) повышения жизненного уровня трудящихся;

г) сдерживания хозяйственной активности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Налоги и налоговая система государства. Особенности налогообложения в Исламе.

Целью является раскрытие понятие налог, особенностей налогообложения в исламской экономике.

1. Сущность налогов, элементы налогообложения.

2. Налоги: функции и виды.

3. Особенности исламского налогообложения.

1. Сущность налогов, элементы налогообложения.

В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние НТП.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различных фондов. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей образуют налоговую систему государства, благодаря которой происходит перераспределение доходов между государством, предприятиями и населением.

Налоговая политика государства – это комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Другие публикации:  Приказ минюста от 25032003 70

Систему налогообложения можно охарактеризовать с помощью ряда понятий – элементов налога: субъект, объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиков делят на лиц:

— имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

— не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Объект налогообложения — это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог. Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.

Предмет налогообложения — это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок — предмет налогообложения, но объект, как уже было указано, — право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) — часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога — размер налога на единицу налоговой базы.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

2. Налоги: функции и виды.

Основные функции налогов:

В современной рыночной экономике налоговая система должна выполнять следующие функции:

1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами для финансирования государственных социально-экономических функций.

Зависимость, получившая название «кривая Лаффера» по имени американского ученого, впервые ее описавшего (рис. 1), показывает, что увеличение налоговой ставки (К) на определенном участке сопровождается увеличением суммы налоговых поступлений, но по достижении определенной границы (Q) кривая начинает падать, означая, что дальнейшее повышение ставки налога будет приводить к сокращению суммы налоговых поступлений. Предприниматели в этой ситуации оказываются незаинтересованными в наращивании объемов своей деятельности. Также кривая Лаффера дает понимание того, что если государство желает увеличить объем налоговых поступлений в бюджет, это не всегда означает необходимость повышения налоговых ставок. Нередко снижение налоговых ставок приводит к увеличению налоговых поступлений, а повышение налоговых ставок ведет к снижению объема налоговых поступлений.

Рис. 1. Кривая Лаффера:

К — налоговая ставка на доходы; R — сумма налоговых поступлений;

Kx — налоговая ставка, обеспечивающая наибольшую сумму поступлений; Q — пороговое значение в динамике кривой

2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать реализации принципов социальной справедливости.

3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов.

Может предусматриваться особый порядок определения элементов налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов в специальных налоговых режимах, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаро-производителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной форме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти и газа). Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (налоги на имущество предприятий и физических лиц). Прогрессивные ставки предполагают возрастание средней величины ставки по мере роста дохода (это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами). Регрессивные ставки предполагают снижение средней величины ставки по мере роста дохода (это те налоги, которые наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица (подоходный налог с населения и налог на прибыль предприятий, социальные налоги и взносы, поимущественные налоги (в т.ч. налоги на собственность, включая землю и недвижимость) и др.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, т.е. взимаются через надбавку к цене (налог с оборота в большинстве развитых стран заменен НДС); налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.). Общепринятой в мировой практике формой изъятия сверхприбыли являются акцизы – налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги. Обложению подлежит относительно небольшой перечень избранных товаров: алкогольная и табачная продукция, ювелирные, ковровые и меховые изделия, легковые автомобили и др.

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения используются следующие критерии и признаки налоговых платежей: по плательщикам; по объектам обложения; по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов; по адресности зачисления налоговых платежей; по целевой направленности; периодические и разовые налоги; регулярные и чрезвычайные налоги.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги возлагается на налогоплательщиков.

2. Особенности налогообложения в исламских государствах.

По общему правилу, все налоги и сборы, за исключением утвержденных шариатом, считались мусульманскими правоведами незаконными. В число одобренных классическим мусульманским правом налогов входили: закят (налог, взимаемый с совершеннолетних дееспособных мусульман в пользу нуждающихся единоверцев), `ушр (десятина, налог с продуктов земледелия), хумс (1/5 часть военной добычи), джизйа (подушная подать с иноверцев), харадж (поземельный пропорциональный налог).

Введение новых, не предусмотренных шариатом налогов рассматривалось мусульманско-правовой доктриной в качестве временной вынужденной меры, направленной на решение конкретных социальных задач.

Мусульманские правоведы уделяли значительное внимание вопросам налогообложения. По мнению исследователя исламской экономики Р.И. Беккина, хотя до наших дней дошли, по меньшей мере, имена 19 авторов сочинений, озаглавленных как «Китаб ал-харадж» и «Рисала фи-л-харадж», т.е. посвященных мусульманским налогам, но всего по имеющимся источникам, в эпоху раннего ислама был известен 21 труд мусульманских авторов по вопросам налогообложения. Но до наших дней дошли только три работы: Абу Йусуфа (ум. 798), Йахйи б. Адама и (ум. 818) б. Джафара (ум. 932).

Исламская налоговая система первоначально была представлена закятом. Закят не является налогом в строгом понимании этого термина, хотя он взимается со всех не находящихся в нужде совершеннолетних мусульман в пользу нуждающихся единоверцев. Он – один из пяти столпов Ислама и не считается бременем для верующего. Закят означает «очищать». Выплачивать закят – это очищаться от грехов. Закят скорее можно назвать налогом, выплачиваемым обществу, но не государству. Даже если мусульмане не живут в мусульманском государстве, это не снимает с них обязанности по выплате закята. В условиях же исламского государства сунниты придерживаются мнения, что собирать и распределять закят должно государство. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Но шииты, например, считают, что закят должен непосредственно передаваться от обеспеченных бедным. Пророк Мухаммед (с.г.в.) сам назначал сборщиков закята. В результате отказа нескольких племен платить закят после смерти Пророка (с.г.в.), Абу Бакр (р.а.) организовал против них военный поход.

При халифе Умаре (р.а.) система сбора закята была регламентирована. Закят стал распределяться уже в той местности, где был собран. На больших торговых дорогах были учреждены проверочные пункты, где сборщики налогов собирали закят с мусульманских купцов и пошлину с торговцев-немусульман.

Имущественный закят обязателен для: мусульманина; взрослого; разумного (душевнобольные не платят, но если они обладают имуществом, из него за него платят опекуны); владетельного (т.е. финансово-способного выплатить установленную долю); согласно определенного срока для уплаты закята, который равен году (двенадцати лунным месяцам), кроме закята плодов и растений, выплачиваемого после сбора урожая.

1) Скот (верблюды, крупный рогатый скот, буйволы, овцы и козы). Если перечисленные животные предназначены для продажи, то выплачивается торговый закят.

Закят скотом выплачивается в случае, когда стадо паслось на общем пастбище (т.к. в этом случае без особого напряжения и расходов получается обилие приплода, мяса и молока). Если же скот находился на откорме (откорм стоит денег и усилий) или являлся работающим, то закят не выплачивается. Что же касается работающего скота на пахоте или орошении, то закят плодов и растений как бы включает в себя закят с работающего скота.

Порядок выплаты закята:

а) Закят верблюдами. Первоначальное количество, с которого берется данный налог составляет 5 и более голов. За каждые пять голов верблюдов выплачивается овца в возрасте до года, и так – до стада в 25 голов, с которых выплачивается годовалая верблюдица; с 36 – двухгодовалая верблюдица; с 46 – трехгодовалая верблюдица; с 61 – четырехгодовалая; при достижении 76 голов в стаде выплачивается 2 двухгодовалые верблюдицы; при количестве голов в стаде от 90 до 120 – две трехгодовалые; если в стаде более 120 голов, то с каждых 40 голов выплачивается двухгодовалая верблюдица, а с каждых 50 – трехгодовалая.

б) Закят крупным рогатым скотом. Первоначальное количество, с которого берется налог,– 30 и более голов, с которых берется бык или корова; с 48 голов – двухгодовалая корова; если количество голов в стаде превышает 40, то с каждых 30 выплачиваются годовалые бык или корова, а с каждых 40 – двухгодовалая корова и т. д.

Другие публикации:  Документы на возврат налога за квартиру 2019

в) Закят овцами. Первоначальное количество, с которого берется налог, – 40 голов. Если стадо овечье (шерстяная порода), выплачивается овца в возрасте до года; если стадо баранье (мясная порода) – баран; если стадо козье – коза; из смешанного стада в 40 голов вы­плачивается или овца, или баран, или коза из тех, кого больше; из стада в 121 голову – выплачиваются две молодые особи до года; с 201 головы – три, на каждую последующую сотню добавляется особь.

2) Закят золотом и серебром при достижении определенного веса: для золота – 20 мискалей (85 гр. золота; мискаль равен приблизительно одному динару); с серебра – 200 дирхемов (дирхем (драхма) – серебреная монета, равная 3,12 гр. серебра).

Выплата производится один раз в год с золота или серебра, которые мусульманин имел целый год. При этом золото не должно быть в виде слитков (со слитков закят не выплачивается). Также закят не выплачивается с неиспользуемых украшений, кроме ханифизма. Размер закята – 2,5% их рыночной стоимости. При продаже золота и серебра берется торговый на­лог, размер которого также равен 2,5% их стоимости на начало года. Закят денег выплачивается деньгами (2,5 % их стоимости), если сумма денег превышает величину, эквивалентную приблизительно 85 гр. золота

Закят распределяется среди семи категорий людей (при рабстве была восьмая – для освобождения рабов), причем для берущих закят устанавливаются особые условия: получающий закят не должен быть из родов Хашима и Муталлиба (родственников пророка Мухаммеда (с.г.в.), а также должен быть взрослым, разумным и хорошего поведения:

1. бедные – те, имущество которых не достигает определенного ценза, с которого выплачивается закят;

2. нуждающиеся – нищие (те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны заработать);

3. работающие в связи с закятом – сборщики закята, назначенные властями, где каждый получает соответствующую своей работе долю;

4. те, «сердца которых нуждаются в утешении» (те, кого надо «соединить» в интересах Ислама);

5. обремененные долгами и не владеющие средствами для их выплаты, но при условии, что причина долга не связана с каким-либо грехом;

6. для служения Аллаху (те, кто отдал себя завоеваниям и священной войне за веру, а также все то, что служит Исламу);

7. странствующие (путники и др.).

В ряде стран закят стал практически обычным государственным налогом, уплачиваемым главой семьи (Пакистан, Бангладеш). Он взимается лишь с имущих мусульман, владельцев скота, драгоценностей, имеющих торговую прибыль, и уплачивается из расчёта 2, 5% от годового дохода.

В Саудовской Аравии, например, объектом обложения закятом является капитал, не вложенный в производство, чистый доход и замороженные источники. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, то, прежде всего из его средств платится закят, а затем уже выполняются все другие обязательства.

Немусульмане обязаны платить, прежде всего, джизйю – подушную подать с иноверцев или налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Данный налог взимается потому, что немусульмане должны платить за защиту, представляемую им мусульманским государством. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, т.к. защита страны – религиозный долг мусульманина.

Также немусульмане обязаны платить харадж, который в раннемусульманском государстве был одним из основных источников пополнения казны. Однако массовое принятие Ислама покоренными племенами, что могло происходить с целью ослабления налогового бремени, приводило к уменьшению поступлений от данного налога. К примеру, в период правления халифа Муавии доход казны от налогов, получаемых в Египте, уменьшился в два раза по причине обращения большого числа коптов в Ислам.

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, основывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина налога на имущество определяется в зависимости от размера земельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д.

Исламские государства имеют большую свободу действий в отношении взимания хараджа и его размера. Объем хараджа зависит от экономического положения страны.

Ушр – десятина (налог с продуктов земледелия). Если земля обрабатывается и орошается с помощью механизмов, требующих расходов, то выплачивается 1/20 собранного урожая; если земля не требует искусственного орошения, то – 1/10 собранного урожая, т.е. объем ушра колеблется от 5 до 10%.

Хумс – сумма, равная 1/5 часть военной добычи.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Что такое налог? Как определяет его современное российское законодательство?

2. Какими документами регламентируются налоги в России?

3. Какова роль региональных налогов в экономике Республики Татарстан? Как формируется бюджет республики Татарстан?

4. Проведите классификацию налогов.

5. Как определяли сущность налогов представители различных экономических школ?

6. Какова доля налогов в доходах российского бюджета и бюджетов мусульманских стран в настоящее время?

7. Допустимо ли использование в мусульманских странах прямых и косвенных налогов?

8. Каково предназначение акцизов? Существуют ли акцизы в Исламе?

9. Какие функции выполняют налоги? Какая из функций налогов наиболее актуальна в настоящее время?

10. Какова роль представительных органов власти РФ в формировании налоговой системы страны?

11. Охарактеризуйте налоговую нагрузку на современную экономику РФ. Каковы перспективы экономического роста в России в этой связи?

12. Является ли закят налогом в классическом смысле?

1. Источники о налогообложении в мусульманских странах.

2. Различия в параметрах налогообложения между мазхабами.

3. Принципы налогообложения А.Смита и их реализация в мусульманских странах.

4. Налоговая система Ислама и экономический рост.

5. Налогообложение в древних тюркских государствах.

6. История становления системы налогообложения в Исламе.

1. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

2. НЕ относятся к прямым налогам:

£ налог на прибыль с предприятий

£ подоходный налог с физических лиц

3. Неналоговые доходы госбюджета:

 доходы от приватизации

£ платежи за пользование природными ресурсами

 доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

£ доходы от внешнеэкономической деятельности

4. Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

£ налогов с физических лиц

5. Налоговые льготы предназначены для:

£ ускорения оборота капитала

 повышения уровня социальной справедливости

£ повышения жизненного уровня трудящихся

£ сдерживания хозяйственной активности

 активизации хозяйственной деятельности

6. Кривая Лаффера характеризует:

 функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения

£ тенденцию, роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок

£ ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода

 принцип оптимизации налоговых поступлению

7. Повышение деловой активности благодаря сокращению расходов бюджета и понижению налоговых ставок соответствует концепции:

8. Органы налогообложения определяют…

 как часто собирать налоги

 сумму собранных налогов

 тех, кто платит налоги

 государственное агентство, получающее налоги

9. Налог, взимаемый с возрастающей доли дохода при его увеличении, является…

10. Прямые налоги включают:

 налог на прибыль с предприятий

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. — М.: 2006

2. Гражданский Кодекс РФ. Части 1, 2, 3. – М.: 2004

3. Налоговый Кодекс РФ. Части 1,2. – М.: 2005

4. Беккин Р.И. Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально-экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2009. – № 3. – С. 480–481.

5. Болджурова А.С. Роль государства в становлении исламских финансов // Проблемы современной экономики. — № 22. – 2007.

6. Гибадуллин М.З., Абдрахманова Л.В., Вахитова Т.М., Сюркова С.М. Экономика (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учебное пособие / М.З.Гибадуллин (отв.ред.) и др. – Казань: ТГГПУ, 2007. – 147с.

7. Материалы Internet: www.m-economy.ru

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *