Налог на руси как назывался

Натуральный налог на Руси — 4 буквы?

Возможно это ясак ( что означает с татарского языка натуральная подать)- натуральный налог с народов Сибири и Севера, таким налог отдавался в основном пушниной, скотом, а также он взимался с народов Поволжья и Дальнего Востока

Начиная с 15 века налог на Руси собирали в основном натуральными продуктами: скотом, пушниной, в том числе соболями. Назывался такой налог — ясак.

Однако известны случаи, когда налог брали оружием: в начале 17 века казаки пришли в один из районов Западной Сибири (окрестности современного Новокузнецка)и столкнулись в бою с местными племенами — шорцами, они были удивлены, насколько качественным оказалось их оружие. Оружие казаков ломалось и портилось, а у местных — оставалось целым.

Поэтому было решено с шорцев оброк брать оружием.

Кстати, и сегодня в земле находят наконечники стрел, которым более 1000 лет и они при этом прекрасно сохранились.

История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Другие публикации:  Льготы по налогам для чернобыльцев в 2019 году

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Налог на Руси как называется (5 букв)?

С образованием Русского государства появилась и своя система налогообложения. Киевский князь Владимир после Крещения Руси ввёл десятину со всех доходов.

Когда началось объединение русских земель, князь Олег брал дань с ильменских славян, кривичей, мери, радимичей.

Существовало и косвенное налогообложение: мыт брали на горных заставах, перевоз — на реках, гостиная пошлина за устройство склада, торговая за устройство рынка.

Судебные пошлины: вира бралась за убийство, продажа — за другие преступления.

После нашествия татаро — монголов сначала баскаки, а потом и сами князья брали выход. Но купцы — откупщики могли и выкупать этот налог, а потом сами его собирали, называлось это откуп.

Человек, собирающий пошлину с торговых людей в 12 веке назывался в Киеве осьменик. С 13 века его стали называть таможник, учёные считают его происходящим от монгольского слова тамга. Таможник собирал пошлину и давал документ с печатью — тамгой, что деньги уплачены.

Видимо для того кроссворда как раз «тамга» и подходит.

История налогов в России

От Киевской Руси до татаро-монгольского ига. // Сергей Виряскин. Специально для Банкир.Ру.

В это невероятно трудно поверить, но некогда, совсем давно, на заре человечества не существовало никакого Налогового Кодекса, никаких выездных налоговых проверок без начала и конца, и не было в действиях людей совершенно никакого преступного состава. Люди тогда жили скромно, не высовываясь, можно сказать, даже несколько по-первобытному. Всё текло, всё изменялось. И на смену первобытному слабоорганизованному стаду протолюдей пришла государственная власть вместе со всеми сопутствующими реквизитами: армией, судом, милицией и тюрьмами. Однако те государства не совсем походили на современные: и порядки там были строже и нравы жёстче. Но, тем не менее, суть оставалась одна и та же, а это означало, что необходимо кормить, а ещё лучше — хорошо кормить, одевать, обувать и всячески баловать бесчисленные тысячи чиновников, солдат и правителей, которые ничем полезным не занимались, а если уж что и делали, то это просили есть и кричали на всех углах о своих народных мандатах.

Говоря о далёких предках современных сотрудников налоговых органов, на ум сразу же приходит новозаветный евангельский персонаж Матфей, до своего обращения в раннее христианство — заскорузлый мытарь и совершенно безнравственная личность. Именно из Евангелия мы узнаём, что и тогда добрым людям не спалось спокойно оттого, что в одной комнате вместе с ними притворялись спящими переодетые в обывателей мытари (именно так тогда назывались сборщики налогов). И если в Евангелии всё закончилось более или менее хорошо и удачно (имеется ввиду доголгофная часть) — мытарь Матфей раскаялся в своей беспутной жизни, раздарил всё нажитое мытарским (синоним – нечестным) путём имущество и пошёл бороться за справедливость и нравственность, то есть вести прямо противоположный прежнему образ жизни, то с тысячами других сборщиков ничего подобного не произошло и как оставались они самыми востребованными действующими лицами народных песенок и пошлых анекдотов, так и по сей день остаются.

Другие публикации:  Налоговый вычет на лекарства в 2019 году

Налоги и сборщики налогов были известны ещё четыре тысячи лет назад в Древнем Египте. Первоначальной формой налогообложения было жертвоприношение. То есть по праздникам или накануне с жителей Древнего Египта собирали животных и отправляли их в различные резиденции, где часть из этих животных отдавалась в жертву божественного пантеона, а большая часть забиралась самими правителями, жрецами, военными и так далее. Тогда существовали лишь натуральные налоги, то есть платили некоторую часть оттого, что вырастили или произвели. Найдены несколько десятков глиняных пластинок, призывающих товаропроизводителей уплатить в казну зерном, коноплёй и животным жиром. О наказаниях тогда ещё ничего не говорилось, но, думается, что таковые были и были они несравнимы с современными по своей жестокости и последствиям.

Государство Древней Руси с самого своего появления тоже не отставало от других в практике взимания налогов. Многие историки и экономисты заявляют, что до принятия Русью христианства в 988 году, ни о какой налоговой системе говорить нельзя, так как именно с этого исторического рубежа ведёт счёт дням и годам собственно русская финансовая система. Но данная позиция представляется крайне нелепой, поскольку понятие налогов не исчерпывается финансами и собственно денежными поступлениями. Под понятие налога можно подвести всё что угодно и с этой позиции налог, на наш взгляд, и представляет подлинное своё значение и сущность.

Налоги появились с самого появления государственной власти в Древней Руси. Более того, можно сказать, что и государство не было бы создано, не будь налогов и бесконечных поборов в разных формах с подвластных жителей. Этим, собственно, и решается весь вопрос о том, что первично — государство, или налоги. Традиционно историю российского государства принято делить на несколько этапов, соответственно и историю налогообложения следует дифференцировать таким же образом. Так, сперва нами будет рассмотрен период от начала становления Киевской Руси и до татаро–монгольского нашествия, поскольку налоги в эти времена выполняли качественно различные функции, устанавливались различными субъектами, и менялось их социальное и практическое назначение.

Первоначально на территории Древней Руси существовала система, прозванная народом повозьем. Каждый, считавший себя обязанным родительскому отношению к себе Князя, а также той тяжкой и непосильной любому другому человеческому организму работе за благоденствие своих людей, над которой корпел Князь все дни и ночи, свозил к княжескому двору в Киеве всё то, чего не жалко и самим уже не съесть.

Князь Олег, невесть кем приходившийся Рюрику (отечественная история на сей счет хранит таинственное молчание) повёл остервенелую борьбу за расширение влияния Киева, подчиняя где огнём и мечом, а где хитростью и лаской всё новые земли, которых к концу его правления скопилось уже столько, что подвластные народности дружно порешили:

“А что это у нас и гордости, что ли, никакой не осталось? Всё мы, да мы. Им то важнее, так пусть они сами и едут к нам”.

Именно так, и никак иначе, появилось в обращении понятие полюдья, означавшего выезд на места проживания податного населения уже самого Князя. С тех пор повелась традиция выездных проверок на предмет выявления всего, что могло бы показаться дружинникам князя примечательным и заслуживающим внимания.

Преимущественно налоги платились натурой, частью произведённых материальных благ, если хозяйствующий субъект занимался ремеслом, частью собранного мёда, если пчеловодством, либо частью шкур пушного зверя, если он был занят в охоте. Такая система, с точки зрения тогдашнего государственного деятеля, отвечала как интересам, как государства, так и интересам самого налогоплательщика, будучи довольно простой для исчисления платежей, и не требующей каких либо дополнительных действий для обеих сторон. Сложнее дело обстояло с теми племенами, которые занимались земледелием. Плоды их трудов зачастую оказывались скоропортящимися и неподходящими для гурманских аппетитов Князей и их верной администрации. Поэтому в целях избежания каких либо недоборов и послаблений для податных сельскохозяйственных производителей была придумана специальная система налогообложения: по шлягу от рала. Ралом назывались всевозможные средства сельскохозяйственного производства – сохи, плуги, мотыги и так далее. Шляг использовался в качестве общего названия для иностранной валюты ( в те времена славяне ещё и не подозревали о всех преимуществах российского рубля), свободно обращавшейся на территории Киевской Руси. В большинстве случаев шлягами назывались серебряные арабские дергемы. Таким образом, для того чтобы заплатить дань, сельские товаропроизводители, помимо того, что вырастить урожай, должны были ещё и продать его, чтобы получить то, чем не стыдно потом будет рассчитываться с киевским Князем. Именно отсюда следует искать корни той несправедливой политики, которую позволяла себе российская государственность по отношению к деревне.

Общую схему взимания налогов в те достопамятные времена рисует великий русский учёный – историк В. О. Ключевский:

Князья отправлялись в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле месяце, когда проходил лёд на Днепре, спускались опять к Киеву. Между тем как князья с Русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие дань Руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки и весной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву, вытаскивали на берег и продавали Руси, когда она по полой воде возвращалась с полюдья. Оснастив и нагрузив купленные лодки, Русь в июне спускала их по Днепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепру собирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода. Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь.

Достойным княжеского и его верной дружины внимания в основном были меха, мёд, пенька, воск, зерно, скот, одежда, в общем, всё то, что не портилось и могло пригодиться в прок. В то же время не стоит сводить всю хозяйственную деятельность самого Князя к простому потреблению, так как в домонгольский период вся верхушка государственной власти представляла собой “вооружённых купцов”. Так, в большинстве случаев, съездив за налогами, большинство таковых уже на следующий день отправлялась на далёкие рынки соседних государств, в основном в Византию. Вот что пишет по этому поводу Ключевский:

Другие публикации:  Как оформить кредит в 1с

Дань, которую собирал киевский князь как правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов: став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал ещё быть вооружённым купцом. Данью он делился со своею дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы.

Никакой систематичности, никаких экономически и исторически обоснованных нормативов в налогообложении и никаких легальных сроков в подобных действиях княжеской администрации мы не наблюдаем, что позволяет говорить о глубокой и прочной исторической преемственности современной налоговой политики РФ. Разумеется, такое положение вещей далеко не каждого честного налогоплательщика устраивало.

И уже в 945 году мы видим открытое выступление неких древлян. Из исторических источников мы узнаём, что киевский князь Игорь со своей дружиной в поисках богатства отправляются на бескрайние просторы большой дороги и попадают во владения соседнего вассально – зависимого от Руси народа – древлянам. Собрав с них всю возможную дань, которой те владели, Игорь с дружиной уходит восвояси, но, очевидно, долго и хорошенько подумав над скрытыми возможностями некоторых хитрецов и посчитав себя обманутым, возвращается обратно и требует ещё налогов. Неплохо будет напомнить, что единственным и превалирующим хозяйственным занятием у многих славянских народностей оставалось земледелие, и, к сожалению, собирать урожай, они, благодаря русским климатическим условиям, могли только раз за календарный год, а следовательно и налоговый период, по логике вещей, должен был составлять один год. Но Игорю, а тем более его бравой дружине было глубоко одинаково: справедливо или нет соблюдены процессуальные сроки. А после нас хоть дефолт – подумал Игорь и вернулся за повторной данью. Нетрудно понять и справедливое возмущение древлянской знати, которая до этого и знать не знала, что такое прогрессивная система налогообложения с российским акцентом.

“А вот что ты будешь делать, если мы дадим запрос?”- вопрошали древляне у Игоря.

“Святая простота! Да ведь письменность у нас, у славян появится только с введением христианства, если верить Иловайскому. Как же вы запрос писать станете?”- справедливо отвечали дружинники Игоря.

“Ну, коли так…”- многозначно промычали древляне и не нашли ничего лучшего, как расправиться с Игорем и его свитой.

На этом, в принципе, и заканчивается трагическая история налогообложения на Руси. И начинается история оптимистическая, наполненная извечной верой в скорейшее избавление от всех податей, платежей и сборов. И вера эта, наряду с верой христианской и помогла славянскому народу вынести всё, и широкую, ясную грудью дорогу и так далее.

Началось всё с того, что княгиня Ольга, по причине своей отходчивости и незлопамятности, не стала долго горевать над погибшим мужем, а просто закопала по самое “нельзя дышать” в землю обидчиков, причастных к его убийству, сожгла столицу древлян город Искоростень, отрубила головы всем недовольным и упорядочила систему налогообложения. Были установлены уроки – прототипы современных налоговых ставок, а также определены погосты – места сбора налоговых платежей. Таким образом, были законодательно определены сельские и городские судебно-административные округа и установлены податные оклады и виды налогов. Именно это светлое, доброе во всех отношениях время и стало временем рождения русской налоговой системы, до того существовавшей лишь в отвлечённых представлениях отдельных заинтересованных исторических персонажей.

Но потом, что и следовало ожидать, пришли силы извне, и на прежней системе пришлось ставить жирный крест.

Пушной налог на Руси. 4 буквы. Какой ответ в сканворде?

В Россию слово ЯСАК попало в XV — начале XX вв. Им назывался натуральный налог, взимаемый пушниной с народов Сибири, Севера, а позже и Поволжья.

Пушной налог на Руси назывался, мягко говоря, не совсем русским словом «ясак».

Такое слово имеется во многих языках, и всюду обозначало неприятное — налог ли, подать.

Непосредственно в России пушной налог был натуральным, поскольку он взимался непосредственно в виде пушнины. Думаю, здесь «грело» руки не только государство, но и непосредственный приемщик такого налога из-за отсутствия точных требований к качеству сдаваемой пушнины.

Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?
1) подушная подать
2) оброк
3) урок
4) десятина

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *