Пособие уголовно-исполнительное право

Год публикации: 2009

Библиографическая ссылка:: Бочарова О.В. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие / Юж.-Рос. гос. тех. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. — 140 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебная дисциплина «Уголовно-исполнительное право» является составной частью программы высшего юридического образования в вузах России. Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Наряду с теоретическим материалом, в пособии для самостоятельной подготовки студентов приведены контрольные вопросы по каждой теме, два блока примерных тестовых заданий, темы для написания реферата, а также вопросы к зачету. Предназначено для использования при изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право» студентами, обучающимися по специальности 030501.65 (021100) — «Юриспруденция».

Электронный учебник «Уголовно-исполнительное право»

юридические науки

  • Артамонова Наталья Михайловна , преподаватель
  • Тютюев Валерий Владимирович , преподаватель
  • Московский институт управления
  • Коридзе Михаил Тенгизович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский новый университет
  • ОБУЧЕНИЕ
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  • ОСУЖДЕННЫЙ

Похожие материалы

Нами подготовлен электронный учебник для направления подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» для бакалавров.

Цель дисциплины – подготовка студентов в области юриспруденции, умение ими анализировать и применять нормы уголовно-исполнительного права при разрешении конкретных ситуаций, формирования научного мировоззрения по вопросам о роли и месте уголовно-исполнительных средств в борьбе с преступностью.

Основными задачами изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» являются:

  • изучение современных концепций реформирования уголовно- исполнительной системы Российской Федерации;
  • информирование об актуальных уголовно-правовых и уголовно- исполнительных проблемах, изучаемых современной юридической наукой;
  • повышение уровня профессиональной компетенции в пенитенциарной сфере;
  • твердое знание теоретических положений, сущности, содержания и назначения науки уголовно-исполнительного права;
  • умение правильно применять нормы уголовно-исполнительного законодательства, использование полученных знаний по назначению, что способствовало бы достижению целей уголовного наказания;
  • владение методикой поиска приемов и правовых средств максимально способствующих достижению целей исполнения (отбывания) уголовных наказаний;
  • видение проблем отечественной уголовно-исполнительной политики и возможных эффективных путей их решения.

Компетенции, знания и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

Коды формируемых компетенций

Общекультурные (ОК):

Способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Профессиональные компетенции (ПК):

Способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

Способностью применять нормативные правовые акты реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен

Знать:

  • закономерности генезиса, существования и динамики преступности и отдельных её видов, их взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, различными проявлениями социальных девиаций);
  • свойства и качества личности преступника.

Уметь:

  • выявлять обстоятельства способствующие совершению преступлений;
  • делать анализ криминологической обстановки в регионе, проводить эмпирические исследования, осуществлять планирование предупреждения преступности;
  • рассчитывать количественные и качественные показатели преступности при криминологическом анализе ее состояния и динамики;
  • определять вид и уровень латентности пенитенциарной преступности;
  • устанавливать основные детерминанты любого вида преступности и раскрыть содержание причинного комплекса конкретных преступлений;
  • выделять основные группы свойств личности преступника в целях классификации и типологии;
  • применять основные методы криминологических исследований.

Владеть навыками:

  • применения юридической терминологии;
  • анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
  • знаний и мышления, оценки криминологической ситуации;
  • сбора, систематизации и анализа информации о преступности, лицах, совершающих преступления;
  • планирования борьбы с преступностью;
  • анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Объем дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Тематический план дисциплины

Тема 1. Уголовно-исполнительное право, как отрасль права. Политика Российского государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Тема 2. Правовое положение осужденных. Исправление осужденных и его основные средства. Участие общественности в исполнении уголовных наказаний.

Тема 3. Уголовно-исполнительная система. Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания.

Тема 4. Исполнение уголовных наказаний не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Тема 5. Исполнение уголовного наказания в виде ареста и ограничения по военной службе.

Тема 6. Порядок исполнения и условия отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Тема 7. Освобождение осужденных от уголовной ответственности и наказания.

Тема 8. Международные акты об обращении с осужденными. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных государствах.

При подготовке электронного учебника на кафедре уголовно-правовых дисциплин института права «Академии МНЭПУ» нами использовался ряд литературных источников [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

Список литературы

  1. Артамонова Н.М., Балабанова Н.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов Б.С. Современные вопросы права в медицинской деятельности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 301-304.
  2. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  3. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Инициативы гражданского общества и задачи социальной политики государства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 6-10.
  4. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Конституция России и трансформация социокультурного пространства страны // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 6-10.
  5. Багреева Е.Г., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Шатрова Н.В. Электронное учебное пособие «Симуляция психических заболеваний» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 270-273.
  6. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  7. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2011. Сер. Высшее образование (2-е изд.)
  8. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учеб. пособие / А. В. Датий. Москва, 2005.
  9. Датий А.В. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, совершивших преступление в организованной группе//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 176-180.
  10. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  11. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  12. Датий А.В., Воронин Р.М. Некоторые особенности характеристик женщин-инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы //
  13. Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 61-63.
  14. Датий А.В., Данилин Е.М., Федосеев А.А. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях//Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 16. С. 24-28.
  15. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  16. Датий А. В., Ковачев О.В., Федосеев А. А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
  17. Датий А. В., Федосеев А. А. Характеристика больных туберкулёзом осуждённых мужчин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 35-45.
  18. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  19. Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие «социальная защита граждан» в российском праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 83-87.
  20. Федосеев А.А. О создании научно-практических секций ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 140-144.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Бриллиантов, Курганов: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник

Аннотация к книге «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник»

Учебник подготовлен ведущими специалистами в области уголовного и уголовно-исполнительного права на основании норм Уголовно-исполнительного и Уголовного кодексов Российской Федерации и иных нормативно-правовых, в том числе и внутриведомственных, актов. В учебнике освещены принципы отрасли уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной политики в РФ, приводится характеристика и рассматривается статус учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также анализируется правовой статус осужденных. На основе действующего законодательства и с учетом практики излагаются условия и порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.
В учебнике учтены изменения законодательства и иных нормативных правовых актов по состоянию на ноябрь 2010 г. Кроме того, учебник дополнен главой об исполнении наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
Учебник рассчитан в первую очередь на студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов. Вместе с тем он может представлять.

Учебник подготовлен ведущими специалистами в области уголовного и уголовно-исполнительного права на основании норм Уголовно-исполнительного и Уголовного кодексов Российской Федерации и иных нормативно-правовых, в том числе и внутриведомственных, актов. В учебнике освещены принципы отрасли уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной политики в РФ, приводится характеристика и рассматривается статус учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также анализируется правовой статус осужденных. На основе действующего законодательства и с учетом практики излагаются условия и порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.
В учебнике учтены изменения законодательства и иных нормативных правовых актов по состоянию на ноябрь 2010 г. Кроме того, учебник дополнен главой об исполнении наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
Учебник рассчитан в первую очередь на студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов. Вместе с тем он может представлять интерес также и для научных сотрудников, преподавателей, сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и всех, кто интересуется вопросами уголовно-исполнительного права.
Работа подготовлена с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2-е издание.

Другие публикации:  Оформить электросчетчик

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата

Козаченко И.Я. — под общ. ред. Подробнее

Год: 2017 / Гриф УМО ВО

Главная цель настоящего Практикума — помочь студентам овладеть теоретическими знаниями в области уголовно-исполнительного права и приобрести навыки систематизации, анализа и практического применения норм уголовно-исполнительного законодательства, а также исследования и анализа судебной практики. Практикум содержит краткое изложение теоретических основ уголовно-исполнительного права, практические и тестовые задания, задачи, перечень тем для написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также списки нормативного материала и литературы по каждой теме.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Анастасия Зильберштейн: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Учебное пособие

Аннотация к книге «Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Учебное пособие»

Учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Уголовно-исполнительное право», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на февраль 2011 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

отличная штука. спасает,помогает повторить, вспомнить забытое и закрепить свои знания.Удобно брать собой.

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в «Лабиринте»! У нас Вы можете купить книгу дешевле, а получить быстрее, чем где бы то ни было. Часто покупатели ищут книгу, используя такие словосочетания, как: «уголовно исполнительное право конспект лекций«. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки, фото и иллюстрации.

Уголовно-исполнительное право: Краткое пособие и основные нормативные правовые акты

Александру Соломоновичу Михлину посвящается

Александр Соломонович Михлин был настоящим профессионалом в своем деле, прекрасным юристом и ученым. Он являлся автором нескольких сотен научных работ, в том числе книг и учебников, на которых выросло несколько поколений специалистов в области юриспруденции.

Наше издательство с Александром Соломоновичем Михлиным связывали давние дружественные отношения. Было еще множество совместных творческих планов, которые, к сожалению, не удалось воплотить в жизнь по причине скоропостижной кончины этого выдающегося человека. Мы верим, что книги Александра Соломоновича будут еще долгое время помощниками в становлении настоящих профессионалов.

Это учебное пособие – один из последних трудов А.С. Михлина, который он завершил буквально накануне своей безвременной кончины. В данной книге Александр Соломонович обобщил свои знания в области уголовно-исполнительного права и в краткой форме изложил их так, чтобы каждый студент и практикующий юрист нашел в нем ответ на свой вопрос.

Юридический Дом «Юстицинформ»

Конституция Российской Федерации относит правовую регламентацию исполнения (отбывания) наказаний к исключительной компетенции Российской Федерации. В соответствии с Основным законом нашего государства в 1997 г. был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который вступил в действие с 1 июля этого же года.

Новый Кодекс имеет существенные отличия от Исправительно-трудового кодекса РСФСР, который действовал с 1 июня 1971 г., т. е. более четверти века.

Прежде всего новый Закон регламентирует исполнение всех видов наказаний.

К моменту принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса в России действовал ряд законов об исполнении наказаний. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР регламентировал исполнение лишь двух наказаний – лишения свободы и исправительных работ. Кроме этого Кодекса действовали другие законы, например Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г., регулировало исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в виде штрафа, увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания, конфискации имущества, а также лишения воинского или специального звания.

Наказание в виде направления в дисциплинарный батальон исполнялось на основе Положения о дисциплинарном батальоне в Вооруженных силах СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г.

Исполнение наказания в виде смертной казни на законодательном уровне вообще не регламентировалось. Действовала лишь секретная инструкция – ведомственный нормативный акт. На ведомственном уровне был установлен также порядок исполнения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора.

Такое многообразие законодательных и иных актов создавало определенные трудности в исполнении наказаний и других мер уголовно-правового воздействия, не говоря уже об отсутствии законодательной регламентации исполнения самого сурового наказания – смертной казни.

Новый Уголовный кодекс РФ 1996 г., введенный в действие с 1 января 1997 г., т. е. за полгода до введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, внес изменения в правовую регламентацию ряда наказаний, что вызвало необходимость иного регулирования их исполнения и предопределило содержание некоторых глав и статей Уголовно-исполнительного кодекса.

Принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса – еще одно доказательство самостоятельности уголовно-исполнительного права как одной из отраслей науки российского права. Эта отрасль права регулирует общественные отношения в связи с исполнением и отбыванием наказания. Юридическое закрепление этой отрасли дано в п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации. Уголовно-исполнительное право имеет самостоятельный предмет правового регулирования, который включает деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Оно регламентирует также права и обязанности осужденных и иных лиц, прибывающих на территорию учреждений и органов, исполняющих наказание. У уголовно-исполнительного права есть свой метод правового регулирования – императивный, предполагающий правовое неравенство субъектов правоотношений – осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Вместе с тем уголовно-исполнительное право использует и другие методы – диспозитивный, поощрительный и др.

Введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса расширило предмет уголовно-исполнительного права по сравнению с исправительно-трудовым, поскольку в нем регламентируется исполнение всех видов наказаний, а также контроль над условно осужденными.

Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право формируется под влиянием соответствующей отрасли политики, на которую оказывает влияние целый ряд факторов. Среди них серьезную роль играют новые политические позиции в области прав человека, а также международные акты по правам человека, как обязательные для Российской Федерации, так и содержащие рекомендательные нормы. Создавая новые экономические отношения в обществе, государство не может не учитывать экономическое состояние общества, т. е. его возможности по финансированию уголовно-исполнительной системы. Все это влияет на уголовно-исполнительную политику.

Не последнюю роль играет и система ценностей общества. Нужды уголовно-исполнительной системы никак не могут быть признаны приоритетными. Вместе с тем определенное финансовое обеспечение необходимо и для системы исполнения наказаний, функционирование которой должно поддерживаться на приемлемом уровне.

Серьезное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывают состояние и динамика преступности. Чем больше совершается преступлений, тем более пристальное внимание общество обращает на нужды правоохранительных органов, в том числе на систему исполнения наказаний.

Рассматривая предмет уголовно-исполнительного права, отметим, что он зависит от предусмотренного в Уголовном кодексе перечня наказаний, который начал существенно изменяться еще во время действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.

В 1993 г. были упразднены такие наказания, как ссылка, высылка и направление в воспитательно-трудовой профилакторий, а также условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Уголовный кодекс РФ отказался от наказаний в виде увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания. Увольнение от должности по сути своей является мерой не уголовного, а трудового права, тем более что это наказание не препятствовало поступлению на другую аналогичную должность. Возложение обязанности загладить причиненный вред нельзя рассматривать иначе как меру гражданского права, так как обязанность загладить причиненный вред лежит на каждом лице, причинившем такой вред, независимо от приговора суда. Наконец, общественное порицание вообще не воспринималось осужденными как наказание, вследствие отсутствия кары, и рассматривалось как освобождение от наказания. Поэтому названные меры уже давно не применялись на практике.

Вместе с тем в Уголовный кодекс РФ были введены новые наказания – обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Правда, наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста в законах о введении в действие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов сопровождались отлагательной нормой, в соответствии с которой указанные виды наказаний должны были быть введены в действие по мере создания необходимых условий

для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г. Для этого предстояло построить в каждом субъекте Федерации арестные дома (для исполнения наказания в виде ареста) и исправительные центры (для исполнения наказания в виде ограничения свободы), а также существенно увеличить штаты уголовно-исполнительных инспекций, которые должны были исполнять обязательные работы. Однако в связи с отсутствием материальных возможностей к 2001 г. условия для введения в действие указанных наказаний созданы не были. Поэтому Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ сроки введения в действие указанных видов наказаний были изменены. Обязательные работы было решено ввести не позднее 2004 г., ограничение свободы – не позднее 2005 г., а арест – не позднее 2006 г.

Из названных трех наказаний в январе 2005 г. введено в действие наказание в виде обязательных работ. Таким образом, из числа наказаний, вновь появившихся в Уголовном и в Уголовно-исправительном кодексах Российской Федерации, еще не применяются ограничение свободы и арест, хотя они должны были быть введены соответственно еще в 2005 и 2006 гг. Судьба этих наказаний пока не ясна, но значение ареста как краткосрочного наказания в сочетании с суровыми условиями и строгой изоляцией в значительной мере уменьшилось, так как минимальный срок лишения свободы понизился до двух месяцев и совпадает с минимальным сроком ареста. Все это наряду с отсутствием арестных домов, где должны отбывать наказание осужденные к аресту, ставит под вопрос необходимость и возможность введения этого наказания.

Что касается ограничения свободы, то, видимо, его введение в действие требует существенного изменения правовой регламентации, поскольку создание исправительных центров, в которых должно исполняться это наказание, в том виде, в каком это предполагалось, затруднительно в связи со значительными капиталовложениями, которые для этого необходимы, и с организационными трудностями, ибо строительство таких центров и не начиналось, а они должны быть построены во всех субъектах Федерации.

Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ и 162-ФЗ из Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ исключено такое наказание, как конфискация имущества. В санкциях Уголовного кодекса конфискация была заменена штрафом в сумме до 1 млн руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного на срок до пяти лет. Позднее Федеральным законом от 27 июля 2006 г. конфискация была введена в Уголовный

кодекс, но уже не в качестве наказания, а в виде иной меры уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов, касающихся обращения с осужденными, и при противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с международными договорами.

К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с осужденными, относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, 1955 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 г.; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 г.; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 г. При всей важности всех приведенных и других актов все же необходимо выделить Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые охватывают значительный спектр прав осужденных и имеют особое значение не только для изучения уголовно-исполнительного права, но и для правоприменительной практики. Поэтому данные правила приводятся в приложении.

Рассматривая названные акты, следует, однако, иметь в виду, что они содержат как обязательные, так и рекомендательные нормы. Например, запрещение пыток является обязательной нормой, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате

(камере), предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку далеко не все государства по причине своего экономического положения могут позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы. Об этом записано в ст. 2 названных Правил, которая исходит из того, что «в силу различных социальных, экономических и других условий не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно».

Регламентация исполнения всех наказаний Уголовно-исполнительным кодексом РФ не означает, что он является единственным Законом, регулирующим различные правоотношения, связанные с исполнением наказаний в Российской Федерации. Важнейшее значение имеют также принятый в 1993 г. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (оба акта приводятся в приложении), другие законы, отдельные положения которых имеют значение для исполнения наказаний. Принят ряд подзаконных нормативных актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и межведомственных актов министерств и ведомств.

Например, Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 регламентирует порядок рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании, постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. установлены минимальные нормы питания осужденных.

Большое значение имеют ведомственные нормативные акты министерств и ведомств, в частности приказы министра юстиции РФ. Среди них следует особо подчеркнуть принятые Министерством юстиции РФ 3 ноября 2005 г. (приказ № 205) и согласованные с Генеральной прокуратурой РФ Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приводятся в приложении), которые детализируют порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах. Эти учреждения находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России.

Необходимо указать также на международные акты, которые учитываются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в соответствии с экономическими и социальными возможностями нашей страны (ст. 3 УИК РФ).

При подготовке пособия использованы материалы системы «КонсультантПлюс».

Общая часть уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации

Общие положения

С момента принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ прошло более 10 лет. За это время изменились многие общественные отношения в нашей стране, что не могло не привести к изменениям в законодательстве, в том числе в уголовно-исполнительном.

Существенные коррективы произошли и в административном подчинении уголовно-исполнительной системы. Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя ряд обязательств. В соответствии с этими обязательствами Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым было предложено передать уголовно-исполнительную систему из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. С 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система были передана в ведение Министерства юстиции РФ, что потребовало существенных изменений в законодательстве. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».

Прежде всего пересмотру был подвергнут Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Так, из 190 статей Уголовно-исполнительного кодекса большим или меньшим изменениям подверглись 95 статей, что составляет 50% их числа. Кодекс дополнен двумя новыми статьями, восемь статей признаны утратившими силу. Некоторые статьи корректировались несколько раз.

Существенным изменениям подверглись и другие законы, регулирующие вопросы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и регламентирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В новой редакции изложено большинство статей Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений» и Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы».

В Общей части Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые в нашем законодательстве об исполнении наказаний сформулированы его принципы, т. е. основополагающие идеи, закрепленные в нормах закона. Некоторые принципы являются общеправовыми и совпадают, например, с принципами Уголовного кодекса: законность, гуманизм, равенство граждан перед законом. Но и здесь имеются определенные особенности, присущие каждой отрасли права. Так, принцип законности в уголовно-исполнительном праве означает верховенство закона, его приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами, обязательность закона для всех учреждений, организаций и граждан. В данной отрасли права он означает, что регламентация проблем уголовно-исполнительного права возможна только федеральным законом.

Принцип гуманизма означает, что законодательство не направлено на унижение человеческого достоинства осужденных, персонал гуманно обращается с ними; целью законодательства является исправление осужденных и возвращение их в общество в качестве законопослушных граждан.

Принцип демократизма означает, что исправительные учреждения контролируются обществом, в частности общественными объединениями, которые в рамках закона вправе посещать учреждения, высказывать свои замечания в случае нарушения законности, доводить их до сведения администрации учреждения, вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и других органов.

Равенство осужденных перед законом означает отсутствие дискриминации осужденных по признакам национальной и расовой принадлежности, социального положения, по отношению к религии и т. д. Вместе с тем это не исключает дифференциации условий содержания в зависимости от пола, возраста, социально-нравственной запущенности, числа судимостей, характера совершенных преступлений и т. п. Это подтверждается наличием принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. В российских исправительных учреждениях применяется прогрессивная система отбывания наказания, которая означает улучшение условий отбывания

наказания по мере исправления осужденного и, наоборот, ухудшение условий отбывания наказания в случае допускаемых осужденным нарушений установленного порядка.

Принцип рационального применения мер принуждения означает, что дисциплинарная практика должна применяться на основе экономии применения мер взыскания, которые должны назначаться лишь в том случае, если воспитательные меры не оказывают на осужденного необходимого воздействия.

Один из принципов – рациональное применение средств исправления осужденных. Основными средствами исправления осужденных закон считает установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Стимулированию правопослушного поведения служат меры поощрения и взыскания, система условий отбывания наказания и целый ряд других предусмотренных законом стимулов.

Наконец, последним принципом закон называет соединение наказания с исправительным воздействием. Это означает единый карательно-воспитательный процесс, применяемый в исправительных учреждениях, при котором воспитательные меры сочетаются с принуждением в рамках закона осужденных, допускающих нарушения режима и не реагирующих на меры воспитательного воздействия.

Одним из центральных понятий уголовно-исполнительного права является понятие уголовно-исполнительного законодательства, которое принято рассматривать в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле законодательством считаются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы. При этом уголовно-исполнительные правоотношения могут регламентировать только федеральные законы, издание которых относится к исключительному ведению Российской Федерации. В широком смысле в понятие «законодательство» входят также подзаконные правовые акты, например: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.

Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов власти

и управления называют источниками уголовно-исполнительного права. Источниками уголовно-исполнительного права являются также международные договоры Российской Федерации, т. е. акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией в установленном порядке. При расхождении таких актов с уголовно-исполнительным законодательством России применяются международные договоры.

Уголовно-исполнительное законодательство состоит из норм, каждая из которых представляет собой модель должного поведения субъектов и участников уголовно-исполнительного правоотношения. Различают следующие виды норм уголовно-исполнительного права:

регулятивные (они устанавливают права и обязанности субъектов и участников правоотношения). Регулятивные нормы имеют три подвида: 1) обязывающие (они требуют совершения каких-либо действий от субъектов или участников правоотношения, например, осужденные обязаны в установленное время выходить на проверку); 2) уполномочивающие (эти нормы дают субъектам и участникам правоотношений выбор варианта поведения, например, осужденный имеет право вступить в самодеятельные организации, но имеет право и не вступать); 3) запрещающие (например, осужденному запрещается выходить за пределы исправительного учреждения);

поощрительные, к их числу относятся поощрения осужденных, указание на то, что участие осужденных в воспитательных мероприятиях поощряется;

охранительные. К ним относится перечень взысканий, права персонала на охрану осужденных, правила применения мер безопасности и т. п.

Возможны и другие классификации норм уголовно-исполнительного права: различают нормы материальные, например меры поощрения, и процессуальные – порядок применения мер поощрения. Известны нормы бланкетные (отсылающие к другим нормативным актам) и ссылочные (отсылающие к другим статьям данного нормативного акта). Есть нормы специальные, например излагающие принципы уголовно-исполнительного права, цели наказания.

По структуре нормы уголовно-исполнительного права, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы (условия применения

нормы), диспозиции (включающей правило поведения) и санкции (наказание, которое следует за нарушение предусмотренного правила). Особенностью норм уголовно-исполнительного права является то, что диспозиция и санкция не имеют жесткой связи. В законе предусмотрены перечень нарушений и перечень взысканий, но закон не обязывает за те или иные нарушения применять конкретно указанные взыскания, как это имеет место в уголовном или административном праве. Вопрос о том, какие взыскания должны применяться за конкретные нарушения, отнесен к компетенции правоприменителя, например начальника колонии.

Нормы уголовно-исполнительного права регулируют общественные отношения, возникающие по поводу исполнения наказаний. Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления обвинительного приговора, которым назначено наказание, в законную силу и продолжаются до отбытия основного и дополнительного наказания. Хотя правовой статус общественного отношения не меняется, содержание его может быть подвергнуто изменению, например могут изменяться права осужденного в связи с его переводом из одного учреждения в другое, с одних условий отбывания наказания в другие.

Элементами правоотношений являются стороны правоотношений. Правоотношение возникает между его субъектами – сторонами этих отношений: осужденным, т. е. лицом, в отношении которого обвинительный приговор вступил в законную силу, и государством в лице администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако нормы уголовно-исполнительного права адресованы не только субъектам уголовно-исполнительных правоотношений, но и иным лицам. Это могут быть родственники, приезжающие на свидание, водители автомашин, привозящие продукты питания в столовую, судья, прибывший для рассмотрения заявления осужденного об условно-досрочном освобождении, прокурор, осуществляющий надзор за законностью в колонии, и др. У всех этих лиц разное правовое положение, но у каждого есть права и обязанности, регламентированные законом. Поэтому данные лица являются участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Содержание уголовно-исполнительного правоотношения составляет поведение субъектов, а также их права и обязанности. Так,

субъективному праву осужденного соответствует обязанность персонала обеспечить реализацию этого права.

Объектом уголовно-исполнительного правоотношения выступают те явления и предметы, по поводу которых возникают правоотношения. Для возникновения правоотношения имеют значение юридические факты – действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Например, смерть близкого родственника осужденного может породить право последнего на выезд, который будет предоставлен ему для участия в похоронах.

Все содержание уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует о том, что его основными целями являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами. Цель исправления можно считать достигнутой, если осужденный во время отбывания наказания и после освобождения будет вести правопослушный образ жизни и не будет совершать новых преступлений. Для этого нужно сформировать у него уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *