Литературная гостиная пояснительная записка

Рабочая программа по литературе по теме:
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка

Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителями, учреждениями и организациями для решения целей воспитания и образования, осуществления поддержки одаренных учащихся, развития мотивации и самоопределения.

Цели кружка:

  1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии или обучения по гуманитарному профилю.
  2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
  3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: выступить в спектакле, агитбригаде, литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.
  4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
  5. Формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности актеров, режиссеров, суфлеров, гримеров, костюмеров и др. театра, клуба, самодеятельности.

Формы обучения: беседы, практикумы, интернет, просмотр отрывков кино, спектаклей, ролевые игры, работа в группах, экскурсия в драмтеатр.

Способы мотивации учащихся:

*необычность названия и содержания курса;

*обоснование перспективности работы в клубе, кино, театре и др.;

*предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности совместно с музыкальной гостиной;

*развитие основ профессиональных знаний.

Ожидаемые результаты:

*выбор гуманитарного профиля, профессии;

*формирование представлений об основных видах деятельности, связанных с обучением на гуманитарном профиле;

*расширение кругозора, стремление к самоопределению и самосовершенствованию;

*выполнение творческих работ, способствующих созданию сочинения-рассуждения на выпускных экзаменах (русский язык и литература).

Материал по литературе по теме:
Программа кружка «Литературная гостиная»

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно много, это тема была и будет актуальна во все времена.

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Литературная гостиная»

Важнейший капитал нации – нравственные качества народа.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно много, это тема была и будет актуальна во все времена.

Сейчас, когда в российском обществе произошли глобальные перемены, эта тема важна как никогда. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последнее время падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные ценности. Высокая нравственность, духовность не возникает сама по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Нравственность формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, школе.

Деятельность литературной гостиной, играющей положительную роль в формировании личности человека-гражданина, является важным звеном в сложной структуре внеклассной работы, поскольку обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Программа апробирована и предлагается для учащихся 10, 11 классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Актуальность состоит в социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цель: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией.

— пробудить интерес к литературе;

— развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

— способствовать формированию у старшеклассников художественного вкуса;

— открыть новые имена поэтов и писателей;

— развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Формы работы: диспуты, дискуссии, открытый микрофон, проведение литературных праздников, мероприятий, конкурсы, викторины, встречи с писателями, поэтами , аукционы, практикумы.

Возраст обучающихся: 15-17 лет.

Наполняемость группы: от 15 до 30 человек.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки совершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.

Календарно-тематический план заседаний литературной гостиной.

Программа курса «Литературная гостиная» в рамках внеурочной деятельности

Столичный учебный центр
г. Москва

Программа курса «Литературная гостиная»

в рамках внеурочной деятельности

Данный курс знакомит с литературой и культурными традициями русского народа. Ценность курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания учащихся, прививает им любовь и уважение к литературе и культуре России, а также помогает полнее осознать связь литературы с культурной жизнью региона. Курс «Литературная гостиная» разработан на основе программы спецкурса по литературе Н.Н. Кошелёвой «Культура Поволжья»..

Таким образом, курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю

Форма организации занятий: коллективная, индивидуальная, групповая.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Цель программы — приобщение обучающихся к литературному и культурному наследию России.

познакомить с литературой и ее ролью, с народным творчеством (фольклором) и его значением в жизни разных народов, культурными традициями, особенностями быта жителей Поволжья;

научить понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой);

формировать познавательный интерес к историко-культурному наследию родного края, традициям и обычаям жителей Поволжья;

развивать творческий потенциал, способность к художественному самовыражению, познавательную и творческую активность;

воспитывать патриотизм, чувство сопричастности к традициям и культуре своего народа, уважительное отношение к традициям народностей Поволжья, толерантное отношение к культуре, традициям и обычаям других народов;

воспитывать адекватное отношение к личным творческим успехам и успехам других.

По окончании изучения курса в 5 классе обучающиеся будут

об уникальном литературном и культурном наследии народов Поволжья, о самобытности устного творчества.

литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой);

фольклорные произведения народов Поволжья (в соответствии с программой);

особенности быта, основные промыслы и ремёсла коренных жителей;

лучшие образцы литературного творчества писателей Поволжья (в соответствии с возрастными и читательскими потребностями);

применять на практике полученные знания, осуществлять работу по карте;

разрабатывать и создавать проекты (макеты, карты, схемы, др.), применяя приёмы моделирования;

самостоятельно подготавливать информацию (электронную презентацию), пользуясь различными источниками;

соблюдать правила взаимодействия при проведении мероприятий.

Формы подведения итогов:

— выставки рисунков, творческих работ, проектов.

I . Введение. Мой адрес – Поволжье. (10 часов)

1. Облик родной земли. Любовь к Родине, родным просторам в творчестве русских поэтов: В.А.Жуковского, А.В.Кольцова, Н.П.Огарева, С.А.Есенина, И.С.Никитина. Знаковая точность стихотворений.

Пейзажи Поволжья в изображении поэтов Самары и Тольятти.

2. Речная Россия. Река в мифологическом представлении. Мифы о происхождении рек из крови богатырей.

Путешествие по географической карте России. Образ речной России. Волга-матушка как источник устного народного творчества. Мотив связи Волги и Дона с волей.

Образ родной реки в творчестве поэтов Поволжья: Л.Донченко, Л.Степановой, В.Замятина.

Река Волга глазами путешественников из прошлого. Знакомство с этнографическими материалами.

С.Курилов «Островок на стрежне». Сила любви жителей Севера к родной природе, к речному простору.

3.Мой дом на карте Родины.

Места прежнего проживания на карте Родины. Семейные реликвии, связанные с местами прежнего проживания (или рождения). География семьи на карте.

Поэтическая подборка: Н.Рубцов «Тихая моя родина», А.Лазарева «Ностальгия».

Тема родного дома в произведениях русских писателей Н.Д.Телешова и В.Астафьева.

Современные и старые карты Поволжья.

4. Символы родной земли.

Понятие о геральдике. Проблема исторической символики, отраженная в гербах. Семейный герб.

Государственный герб, флаг и гимн России. Геральдика Тольятти. Гербы старых городов Поволжья.

II . «В некотором царстве, в некотором государстве…» (14 часов)

Вступительная статья к разделу «Сказка как жанр фольклора».

1. Странные герои веселых сказок (сказки о предметах окружающего мира): «Пузырь, Соломинка и Лапоть» (русская народная сказка), братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Стружка, Зоб и Стелька» (хантыйская сказка). Свойства и качества предметов вещного мира.

2. Сказки ни о чем, но почему: «Зайчик» (хантыйская сказка), «Кочет и курица» (русская народная сказка). Связи явлений мира друг с другом. Установление причинно-следственных связей между предметами. Предметы и их свойства. Олицетворение предметов окружающего мира в сказках .

3. Мой предок – медведь? Сказки о животных. Проявление тотемизма в русской народной сказке «Медведь – липовая нога».

4. «Умные» сказки (сказки по принципу «почемучки»). Функции «почемучек». Попытка объяснения явлений окружающего мира в сказках.

5. Сказки о крошечных героях. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» и ее хантыйский аналог «Сынок с оленье ушко». Сказочный, чудесный персонаж, помощник в бытовых ситуациях. Мир охотника-ханты. Лес как место промысла, как враждебное человеку место, как неожиданная помощь человеку в трудных ситуациях, как священное место.

5.Сказки о премудрых женах. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Волшебный мир сказки, сказочное двоемирие. Мифологическая картина мира в сказке.

6. Сказки о борьбе с чудовищами. Сюжеты о змееборстве в русских и татарских народных сказках.

Другие публикации:  Лишение прав повторно за алкоголь

7. Сказки о мудрецах и хитрецах. «Тактика обмана, хитрости, смекалки; прием иносказания в сказках.

8. Небылицы. Принцип абсурда в небылицах.

III . Народная мудрость Поволжья. (10 часов)

1. О пословицах и поговорках народов Поволжья. Традиционные занятия, нашедшие воплощение в пословицах.

2. Загадки народов Поволжья. Отражение предметов окружающего мира в загадках.

3. Игры народов Поволжья. Игра как способ познания мира и взаимодействия с природой.

Список ресурсов и литературы.

1. Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.

2. Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.

3. В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.

4. «Этносы Самарского края». Самара 2003г.

5. Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Литературная гостиная»

1 Программа внеурочной деятельности обучающихся «Литературная гостиная» Направление: духовно-нравственное Срок реализации: 2 года Возрастной состав:5, 6 классы Разработчик: Галиева О. О. Самара, 2015 год

2 Пояснительная записка Общая характеристика внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 5, 6 классов на учебный год. Направление деятельности: духовно-нравственное Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение. Количество часов в неделю 1 Всего часов 34 Внеурочная деятельность «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося — читателя. Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели и задачи внеурочной деятельности Основные цели работы: совершенствование всех видов речевой деятельности овладение правильным и выразительным чтением приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг расширение литературно-образовательного пространства обучающихся формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Задачи Образовательные: Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом. Воспитательные:

3 Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности. Развивающие: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся. Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, экскурсии в городские библиотеки и т. д. Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Формы организации внеурочной деятельности «Литературная гостиная»: 1. групповые формы работы 2. индивидуальные формы работы 3. познавательно-развлекательные викторины 4. подготовка и участие в конкурсах и конференциях Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности. Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий внеурочной деятельности это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию. Формы контроля

4 Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый, текущий и итоговый. Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности. Ожидаемый личностный результат соответствует целям внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг совершенствование всех видов речевой деятельности овладение правильным и выразительным чтением приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «Литературная гостиная» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования: осознавать значимость чтения для личного развития формировать потребность в систематическом чтении использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. В результате освоения программы «Литературная гостиная» формируются следующие метапредметные результаты: регулятивные умения: самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. познавательные умения: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом) составлять краткие аннотации к прочитанным книгам пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. коммуникативные умения: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

5 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков соблюдать правила общения и поведения в обществе. Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работы. Содержание программы для 5 класса 1. По страницам любимых книг (9 ч.) Вводное. Самые интересные книги, прочитанные летом.(1ч.) Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге. Русские народные потешки и прибаутки.(3 ч.) Знакомство с русским народным фольклором. Использование потешек, прибауток. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о животных. Детский фольклор, частушки. Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».(1ч.) Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге». А. Гайдар «На графских развалинах». Сказки о богатырях. Былины.(1 ч.) Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич». Былина новгородского цикла — «Садко». Веселые книги о школе и школьниках.(3ч.) Современная русская детская литература о школе и школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции». В. Воскобойников «Все будет в порядке», М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники». 2. С чего начинается Родина (9 ч.)

6 Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов. Беседа «Что такое Родина». Стихи русских поэтов о России Творческий конкурс «Рождественская история». Конкурс чтецов. Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Викторина по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке. Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Мероприятие по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке. Создание сборника «Мой родной двор» Рассказы и иллюстрации к ним о друзьях, знакомых, соседях. Презентация-конкурс на лучший рассказ. Русские сказки. «Сказка мудростью богата». Знакомство с русским народным фольклором. Викторина по сказкам «Угадай героя». Святая Русь в волшебных сказках. Зима в поэзии и прозе. Стихи о зиме. «Поет зима — аукает». Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов. 3. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.) Рассказы Н.Носова. Жизненный и творческий путь Н.Носова. Обсуждение рассказов «Мишкина каша», Карасик». Чтение отрывков книг «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». Поэтическое мастерство Пушкина А.С. Чтение по ролям, обсуждение «Сказки о царе Салтане». Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». 4. «Ребята с нашего двора» (4 ч.) Весёлые рассказы Ю. Драгунского. Биография Ю. Драгунского. Рассказы В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы». Конкурс знатоков рассказов. Современные детские журналы. История журнала «Мурзилка». Презентация «Современные детские журналы». Биография Аксакова С.Т. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Обсуждение произведения. Юный журналист Интервью, составление мини-сообщения об интересных событиях в школе. Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова внука» Биография Аксакова С.Т. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. 5. Друзья наши меньшие (4 ч.)

7 Белов В. «Скворцы» Биография Белова В. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Андреев Л.Н. «Кусака» Биография Андреева Л.Н. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Ю. Казаков «Арктур гончий пёс» Сведения о жизни писателя. Обсуждение рассказа. Показ мультипликационного фильма «Арктур-гончий пёс». Чехов А.П. «Каштанка» Биография Чехова А.П. Чтение рассказа по ролям. Викторина. 6. Жизнь замечательных детей ( 3 ч.) Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса Жизненный и творческий путьписателя. Чтение и обсуждение рассказа «А зря никто не верил в чудеса». Устные сообщения «Чудеса в моей жизни». Воскобойников В. Жизнь замечательных детей Чтение и обсуждение рассказов. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай кто это». Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД Обсуждение персонажей и их характеров. Чтение глав произведение. Викторина. 7. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (2 ч.) Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов Конкурс чтецов. Викторина по творчеству А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев. Содержание программы для 6 класса 1. По страницам любимых книг (9 ч.) Вводное. Самые интересные книги, прочитанные летом. Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге. Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге». А. Гайдар «На графских развалинах». Сказки о богатырях. Былины.

Другие публикации:  Налог на усн в севастополе

8 Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич». Веселые книги о школе и школьниках. Современная русская детская литература о школе и школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции». 2. С чего начинается Родина (4 ч.) Сказы П.П. Бажова. Творчество Михалкова С. Жизненный и творческий путь С. Михалкова. Мероприятие по творчеству писателя в библиотеке. Басни С. Михалков Зима в поэзии и прозе. Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов. Творческий конкурс «Рождественская история». 3. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.) Поэтическое мастерство Пушкина А.С. Инсценировка сказки «Золотая рыбка» Считалки и небылицы. Чтение русских народных потешек; считалок и небылиц. Использование считалок в игровой деятельности. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Составление и обсуждение устного плана рассказа по серии сюжетных картинок из книг А.С. Пушкина. 4. «Ребята с нашего двора» (4 ч.) Алексин А. «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день» Биография Алексина А. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи Куролесова Биография Коваля Ю.И. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Викторина. Шим Э. Ребята нашего двора Биография Шим Э. Чтение рассказа, обсуждение. Викторина. 5. Друзья наши меньшие (4 ч.) Куприн А.И. «Белый пудель» Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям. Куприн А.И. «Белый пудель»

9 Чтение рассказа. Викторина. Дмитриев И.И. «Пчела, шмель и я», «Лебедь и гагары», «Дети и мыльные пузыри». Биография Дмитриева И.И. Конкурс чтецов. Паустовский К. «Кот-ворюга» Жизненный и творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка рассказа по ролям, обсуждение характера главного героя. 6. Жизнь замечательных детей (6 ч.) Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад Обсуждение персонажей и их характеров. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай героя». Каверин В. Два капитана Биография Каверина В. Обмен мнениями о прочитанном романе. Викторина по роману. Рыбаков А.Н. Жизненный и творческий путь Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о пионерах: «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». Викторина «Угадай героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж». Викторина. 7. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (2ч.) Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак Биография А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Конкурс чтецов. 8. Зарубежная литература ( 2ч.) Экзюпери А. «Маленький принц» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини-сообщение «любимый персонаж». Викторина. Метерлинк М. «Синяя птица» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения.

10 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 5 класса «Литературная гостиная» на учебный год Разделы и темы Общее количест. Вид Форма занятия Теоретические занятия Практические занятия 1 По страницам любимых книг Вводное. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1.2 Русские народные потешки и прибаутки. Инсценировка деревенских забав. 1.3 Детский фольклор, частушки. Занятиеанализ 1 1 Игровое Конкурс В мире песен, потешек и прибауток. Конкурс 1

11 1.5 Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». А. Гайдар «На графских развалинах». 1.6 Сказки о богатырях. Былины. Былина новгородского цикла. Занятиеанализ Веселые книги о школе и школьниках. 1.8 М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники». 1.9 В. Воскобойников «Все будет в порядке» 2 С чего начинается Родина 2.1 Стихи о Родине «С чего начинается Родина» Конкурс чтецов. 1 Игровое Конкурс Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. 2.4 Викторина по творчеству Аксакова С.Т.; просмотр кукольного спектакля с 1 Досугово развлекательное 1 Досугово развлекательное Викторина 1 Экскурсия 1

12 последующим обсуждением в библиотеке 2.5 Создание сб. «Мой двор» 2.6 Презентация-конкурс на лучший рассказ. 2.7 Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». Конкурс 1 1 Игровое Экскурсия Святая Русь в волшебных сказках. 2.9 Стихи о зиме. «Поет зима — аукает». 3 Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора 3.1 Рассказы Н.Носова. 3.2 Чтение отрывков книг «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне» Н. Носова. 1 Урокпрезентация Занятиеанализ 1

13 3.3 Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». 1 Игровое Викторина 1 4 «Ребята с нашего двора» Весёлые рассказы Ю. Драгунского. 4.2 Современные детские журналы. 4.3 Юный журналист (интервью, минисообщение) 4.4 С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова внука» Друзья наши меньшие В. Белов «Скворцы» Л.Н. Андреев «Кусака» 5.3 Казаков Ю. «Арктур гончий пёс» 5.4 А.П.Чехов «Каштанка» 6 Жизнь замечательных детей Познавательное Час чтения Обсуждение 1 Познавательное 3 1 2

14 6.1 И. Гатауллин. «А зря никто не верил в чудеса» 6.2 В. Воскобойников. «Жизнь замечательных детей» 6.3 Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД» 7 Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста 7.1 Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, 7.2 Русская поэзия 19 века: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов Игровое Викторина 1 Экскурсия 1

15 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 6 класса «Литературная гостиная» на учебный год Разделы и темы Общее количест. Вид Форма занятия Теоретические занятия Практические занятия 1 По страницам любимых книг Вводное. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1.2 Русские народные потешки и прибаутки. Инсценировка деревенских забав. 1.3 Детский фольклор, частушки. Занятиеанализ 1 1 Игровое Конкурс В мире песен, потешек и прибауток. 1.5 Рассказы о дружбе «Хочу рассказать о своём друге». А. Гайдар «На графских развалинах». Конкурс 1

16 1.6 Былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Занятиеанализ Веселые книги о школе и школьниках. 1.8 М. Дружинина «Мой весёлый выходной», 1.9 Е. Мурашова «Класс коррекции» 2 С чего начинается Родина 2.1 Сказы П. П. Бажова Викторина по творчеству С. Михалкова в библиотеке Басни С. Михалкова 1 Досугово развлекательное Викторина Творческий конкурс «Рождественская история» 1 Урокпрезентация Конкурс 1

17 3 Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора 3.1 Инсценировка сказки «Золотая рыбка» 3.2 Считалки и небылицы Составление рассказов по сюжетным картинкам. «Ребята с нашего двора» 4.1 А.Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день» 4.2 Ю.И. Коваль. «Чистый двор». «Приключения Васи Куролесова» 4.3 Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова» Э. Шим. «Ребята нашего двора» Друзья наши меньшие 5.1 А.И. Куприн «Белый пудель» 5.2 А.И. Куприн «Белый пудель» Игровое Инсценировка 1 1 Творческая деятельность Проект Час чтения Обсуждение 1 Познавательное

18 5.3 Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я. Лебедь и гагары. Дети и мыльные пузыри. 5.4 К. Паустовский «Котворюга» 6 Жизнь замечательных детей 6.1 Е. Ларин «Нужда научит», «Отцовский клад» 6.2 В. Каверин «Два капитана» 6.3 Викторина по роману «Два капитана» 6.4 А.Н. Рыбаков «Кортик» 6.5 А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица» 6.6 А.Н. Рыбаков «Выстрел» 7 Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста 7.1 Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева 7.2 Русская поэзия 1-й половины 20 века: О. Мандельштам, Б. Пастернак Час чтения Обсуждение Игровое Викторина Игровое Викторина 1 Экскурсия 1

19 8 Зарубежная литература А. Экзюпери «Маленький принц» (отрывок) 8.2 М. Метерлинк «Синяя птица» (отрывок) Методическое обеспечение программы: Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса : 1.Романовская З.Т. Живое слово. М.: Дом педагогики, с. 2.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. М.: Педагогика, с. Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей: 1. Хрестоматия по детской литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. М.: Изд.центр «Академия», с. 2. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. СПб.: Астрель, с. 3. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. М.: Эксмо, с. 4. Романовская З.Т. Живое слово. М.: Дом педагогики, с. 5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. М.: Педагогика, с. 6. Стихи и рассказы о войне /Сост. П.К.Федоренко. М.: Астрель: АСТ, с. 7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. М.: АСТ, с. 8. Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. М.: Детская литература, с. 9. Шим Э. Ребята нашего двора. М.: Детская литература, с. 10. Казаков Ю. Арктур гончий пёс. М.: Детская литература, с. 11. Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. Димитровград: Ориент-имидж, с.

Другие публикации:  Нотариус ленинский проспект 25

20 12. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. М.: Харвест, с. 13. Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. М.: АСТ, с. 14. Каверин В. Два капитана. М.: АСТ, с. 15. Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. М.: АСТ, с. 16. Экзюпери А. Маленький принц. М.: Эксмо, с. 17. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. М.: Лабиринт, Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. М.: Пан Пресс, Метерлинк М. Синяя птица. М.: Детская литература, Твен М. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. М.: Эксмо, 2009.

Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературная гостиная 3 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Рабочая программа «Литературная гостиная» разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «В мире книг» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана на основе следующих программно-методических материалов:

Сборник программ внеурочной деятельности /под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М. Вентана – Граф, 2011/

ФГОС начального общего образования приказ №363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.

направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Рабочая п рограмма рассчитана на 34 часа (34 недели).

Для реализации программного содержания используется следующий учебно – методический комплект:

— Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана Граф, 2011. — 168 с.

Изучение курса «Литературная гостиная» на начальной ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:

— создание на практике условий для развития читательских умений интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию школьника — читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержание программы факультатива «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся — читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Писатели о писателях.

Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *