Полномочия уполномоченного по правам человека рф

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

  • рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
  • не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Функции и полномочия Уполномоченного по правам человека

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

– восстановлению нарушенных прав,

– совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

– развитию международного сотрудничества в области прав человека,

– правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

– рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

– анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

– развитие международного сотрудничества в области прав человека;

– правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

– подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

– выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

– направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

– принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

– анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

– информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: новые статус и полномочия

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека»).

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что «местечковый» правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале.

Порядок назначения омбудсменов

В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека.

СОВЕТ

Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ.

Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства.

Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) (п. 12 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных.

Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют «обвинительное прошлое». Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже.

Другие публикации:  Французский с нуля пособие

Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве (п. 5-6, п. 8 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:

  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими (п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.

Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля «ложка дегтя» также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние «поставщики» жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания.

Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

«Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание», – констатировала она.

Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ.

Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (п. 21 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным).

Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности «лишних» омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, «отбиться» от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных.

Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности (п. 26 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).

Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ.

При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.

Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;

4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Таким образом, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:

рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

развитие международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору РФ;

выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;

обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;

принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;

направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Помимо прямо предусмотренных ФКЗ основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Например, в сентября 2007 г. к Уполномоченному по правам человека В.П. Лукину обратилась Анна Николаевна Ф., проживающая в Смоленской области, ранее работавшая аппаратчиком дозирования в цехе нитроаммофоски ОАО «Дорогобуж». В феврале 2001 г. она получила тяжелую производственную травму, в результате которой ей была ампутирована рука на уровне средней трети правого плеча.

Еще не достигшая пенсионного возраста, Анна Николаевна признана инвалидом с утратой 100% трудоспособности, не может обслуживать себя и нуждается в постоянном уходе. Пережитое сказалось и на состоянии ее здоровья, ей требуется лечение и медикаменты. Ее семья испытывает теперь постоянные материальные трудности.

В.П. Лукин направил ходатайство Генеральному директору ОАО «Дорогобуж» Антонову И.Н. об оказании помощи пострадавшей.

В полученном на имя Уполномоченного ответе сообщалось, что администрация ОАО «Дорогобуж» выплатила Анне Николаевне единовременное пособие в размере 7 — летнего минимального размера оплаты труда, приобрела протез, заключила договор со Смоленским гуманитарным университетом на оплату обучения ее дочери.

В мае 2009 года к Уполномоченному обратилась гражданка О., мужу которой его работодатель – ЗАО «СВ- Поволжское» (г. Тольятти Самарской области) – не выплачивал зарплату с начала года.

Найдя это обращение обоснованным, Уполномоченный направил в прокуратуру Самарской области ходатайство о проверке изложенных в нем фактов и о принятии мер прокурорского реагирования. Факты невыплаты зарплаты работникам предприятия подтвердились.

Другие публикации:  Выписать доверенность на представление интересов

В результате руководство ЗАО «СВ-Поволжское» было привлечено к административной ответственности, а задолженность перед его работниками полностью погашена.

У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и получить необходимые консультации.

Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы «выездных приемных» в тех субъектах РФ, откуда поступает наибольшее количество жалоб.

Например, в период с 24 по 30 июля 2007 г. состоялась совместная выездная приемная Уполномоченного по правам человека в РФ, Министра обороны РФ и Главного военного прокурора на 10-й испытательный полигон противоракетной обороны РВСН в г. Приозерск, Республики Казахстан, организованная отделом защиты прав военнослужащих и членов их семей.

В ходе работы приемной одной из проблем, с которой обращались военнослужащие, члены их семей и другие граждане, были трудности с получением ими паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку они не имели возможности выезжать на территорию России для его оформления, что существенно затрудняло его получение и влекло материальные затраты.

С целью разрешения этой проблемы Уполномоченный обратился к Директору Федеральной миграционной службы, откуда получен ответ, что воинские части, дислоцированные за пределами РФ, закреплены за территориальными органами Федеральной миграционной службы, которые будут осуществлять оперативное оформление и выдачу паспортов граждан России заявителям при их личном обращении. По данному вопросу руководством ФМС даны конкретные указания начальникам органов ФМС по субъектам РФ.

Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Таким образом, основной функцией института омбудсмена можно назвать функцию «моста между обществом и властью», функцию посредника, восстанавливающего связность социальной системы, разрывы между простым человеком и государственной машиной. Институт омбудсмена становится своеобразным «дружелюбным интерфейсом» государственного механизма. Эта функция получила отражение в названии института омбудсмена во Франции — институт Медиатора (посредника).

Наконец, институт омбудсмена берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя свой деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти. И здесь деятельность омбудсмена приближается, по сути, к функциям восстановительного правосудия, к функции «восстановления мира в общине».

Глава 19. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Статья 155
В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный по правам человека) назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных статьями 11 и 13 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Предложенные кандидатуры должны соответствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981 ; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

Статья 156
Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного по правам человека устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 2344–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6107).

Статья 157
1. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.

2. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.

3. Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения ею соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.

4. После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, приносит присягу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

5. Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги, приведенный в статье 9 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам человека, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее принесения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Статья 158
1. Решение Государственной Думы по вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека оформляется постановлением палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.

3. Вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.

4. Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2009 Автор:Д.В. Никифоров;Калужский филиал негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» Научный руководитель: Безгубов А.С.

Деятельность Уполномоченного по правам человека многогранна. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав граждан и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации — важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека — своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Уполномоченный по правам человека — это российский омбудсмен.

В Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой 9 декабря 1998г. Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркнуто, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государстве. При этом каждое государство должно обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод (ч. 2 ст. 2). Для решения такой задачи государство обязано обеспечивать создание и развитие национальных учреждений по вопросам защиты прав человека и основных свобод на всей территории, находящейся под его юрисдикцией, в том числе института уполномоченных по правам человека (ч. 3 ст. 14).

Институт уполномоченного по правам человека появился в Швеции в XIII в. Через семь столетий шведский термин «омбудсмен» используется в правовых актах ряда других государств. Многие страны ввели собственное наименование такого органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), уполномоченные по правам граждан и по правам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), Народная правозащита (Австрия), Адвокат народа (Румыния), Комиссар по делам администрации (Великобритания), Посредник (Франция), Защитник народа (Испания). Основными функциями омбудсмена служат рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав, защита их в соответствующих государственных органах, анализ соблюдения прав человека и гражданина в стране, информирование об этом парламента, внесение законодательных предложений. Это должностное лицо не вправе самостоятельно устранять нарушения прав граждан. Омбудсмен принимает меры к возмещению ущерба, реституции, в частности побуждает стороны к переговорам, достижению соглашения, рекомендует обращаться, например, в органы прокуратуры. Такое должностное лицо обычно назначается парламентом. В России институт уполномоченных по правам человека создан и активно действует на федеральном уровне и в ряде субъектов Федерации.

Настоящая работа посвящена изучению компетенции Уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации. Однако возникает вопрос, что означает термин «компетенция». Авторы Юридической энциклопедии, изданной в 1997 г ., определяют компетенцию как «совокупность установленных нормативно-правовыми актами прав и обязанностей «полномочий» организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие «исполнительно-распорядительные» функции. В свою очередь, под полномочием понимается составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством.

Объем компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц закреплен в соответствующих правовых актах. Например, компетенция Президента России закреплена в Конституции страны, компетенция Уполномоченного по правам человека содержится во многих статьях Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г . N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; компетенция Уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации в региональных законах, компетенция представительного органа местного самоуправления — в ст. 35 и других статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г . N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Большую роль в деятельности уполномоченных по правам человека играют законодательные акты субъектов Федерации.

Другие публикации:  Истринские судебные приставы

В настоящее время институт Уполномоченных по правам человека действует в 50 регионах России, в том числе и в Калужской области. В Калужской области закон «Об Уполномоченном по правам человека № 124-был принят 10 июня 2002 года. Первым Уполномоченным по правам человека в Калужской области 18 сентября 2003 года был избран Юрий Иванович Зельников. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействия) органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. [1] Примерно такая же компетенция и у Уполномоченных других регионов. К примеру, в компетенцию Уполномоченного по правам человека в г. Санкт-Петербурге входит защита фундаментальных гражданских и политических, а также иных прав человека в ситуации их систематического либо массового нарушения на территории города (ч. 4 ст. 1). В соответствии с Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» деятельность указанного должностного лица дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (ст. 3). Аналогичная роль отведена названному органу государства Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области», в котором особенно подчеркнуто, что учреждение должности уполномоченного не влечет вмешательства в компетенцию других государственных органов, действующих в сфере защиты и восстановления нарушенных прав и свобод. Обязательным условием деятельности уполномоченного служит взаимодействие с означенными институтами государства, в том числе с прокуратурой (ч. 2 ст. 1). Подобные законоустановления действуют в законах об уполномоченных по правам человека в других субъектах Российской Федерации (Республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Приморском и Хабаровском краях, Брянской, Липецкой, Новгородской, Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и др.).

При учреждении региональных омбудсменов за образец, как правило, брался институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Полномочия и порядок деятельности федерального и регионального омбудсменов аналогичны. Так, например, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г . N 287-КЗ (в ред. от 8 июня 2007 г .) «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» «должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в крае, их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления крае и должностными лицами». Закрепленные в ст. 5 краевого Закона задачи Уполномоченного по правам человека аналогичны задачам федерального омбудсмена, закрепленным в ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г . N 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г .) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Закон также закрепляет принципы независимости омбудсмена, его политической нейтральности, конституционности и законности, уважения достоинства личности; конфиденциальности проводимых расследований и субсидиарности. Процедурная форма правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (ст. ст. 11 — 14 Закона Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае»), а также формы реагирования на нарушения прав граждан (ст. ст. 15 — 17 Закона) аналогичны используемым федеральным омбудсменом. Аналогичная форма правозащитной деятельности омбудсмена закреплена и в законодательстве большинства субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ: например, в Законе Астраханской области от 22 января 1999 г . N 1/99-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области»; Законе Волгоградской области от 31 марта 2000 г . N 388-ОД «Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области»; Законе Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г . N 148 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея»; Конституционном законе Чеченской Республики от 8 февраля 2006 г . N 1-РКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике».

Существует «сфера конкурирующей компетенции» между федеральным и региональными омбудсменами, поскольку гражданин в случае нарушения его прав может одновременно обратиться и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и к Уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте. Жалоба будет рассматриваться параллельно в обеих омбудсменовских структурах. Вторая проблема состоит во взаимодействии региональных омбудсменов с федеральными правоохранительными органами и федеральными судами при рассмотрении жалоб на нарушения прав граждан действиями и решениями последних. Российское процессуальное законодательство не предусматривает возможности участия Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в каком-либо качестве ни в уголовном, ни в гражданском процессе. Процессуальный закон не предоставляет региональным омбудсменам никаких прав по участию в расследовании уголовных дел или в рассмотрении судами гражданских или уголовных дел. Законодательство субъектов Российской Федерации, определяющее статус уполномоченных по правам человека, не может вносить изменения и дополнения в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство, которое в соответствии со ст. 71 (п. «о») Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. В основном омбудсменовская форма правозащитной деятельности в субъектах Российской Федерации используется для защиты социально-экономических прав граждан.

В какой-то степени эти проблемы можно решить путём заключения соглашений о взаимодействии и сотрудничестве региональных Уполномоченных и федеральными структурами в регионах. К примеру, многими Уполномоченными заключены соглашения с органами прокуратуры. Несмотря на разную правовую природу института уполномоченных по правам человека, в субъектах Российской Федерации и органах прокуратуры, разность форм и методов работы, законодательством перед названными государственными институтами ставятся общие цели и задачи, главной из которых можно назвать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, содействие гражданам в восстановлении нарушенных прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами данных органов, укрепление законности в этой сфере.

Именно для конкретизации правовых предписаний, определяющих взаимодействие прокуратуры и уполномоченных по правам человека, приняты соответствующие соглашения. В декабре 2008 года было подписано соглашение между Уполномоченным по правам человека в Калужской области и прокуратурой Калужской области. Цель соглашения — обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Соглашение предусматривает обмен информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Органы прокуратуры информируют Уполномоченного по правам человека о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту. Уполномоченный по правам человека направляет в прокуратуру свои ежегодные и специальные доклады. По мере необходимости проводятся совместные совещания по вопросам защиты основных прав и свобод граждан.

Аналогичные соглашения о сотрудничестве между органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации заключены в Республиках Башкортостан, Дагестан ( 2006 г .), Саха (Якутия) ( 2007 г .), Коми ( 2007 г .), Мордовской ( 2007 г .) и Чеченской ( 2008 г .) Республиках, Хабаровском крае ( 2008 г .), Саратовской ( 2007 г .), Пензенской ( 2008 г .), Кемеровской ( 2007 г .), Смоленской ( 2006 г .), Орловской ( 2008 г .) и Амурской областях, г. Санкт-Петербурге ( 2008 г .), Ненецком автономном округе. ( 2009 г .).

Подписание таких важных документов, значительно улучшает ситуацию с обеспечением прав человека на территории субъектов Российской Федерации, ведь действенность защиты прав граждан в значительной мере зависит от уровня взаимодействия участвующих в ней государственных структур, в том числе прокуроров и уполномоченных по правам человека, как в центре, так и в регионах.

Кроме того, Уполномоченным по правам человека в Калужской области заключены соглашения со следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, УФСИН России, УФМС России, УФСС России, Роспотребнадзором по Калужской области, Жилищной инспекцией Калужской области, Росздравнадзором Калужской области и другими органами.

Многие граждане не знают о компетенции Уполномоченного, порядка и механизма рассмотрения обращений. С целью устранения данного пробела еще в 2004 году аппаратом Уполномоченного была разработана памятка (буклет) для граждан «Уполномоченный по правам человека в Калужской области (Полномочия. Как к нему обратиться)». Ее задача — ознакомить жителей области с задачами и компетенцией нового в регионе института защиты прав человека, дать координаты омбудсмана для возможности обращения за помощью. Памятка распространялась на различных встречах и конференциях с участием Уполномоченного.

Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обязаны разъяснять гражданам, к кому и в рамках какой процедуры они могут обратиться, что, в частности, может быть реализовано в рамках приема граждан уполномоченными должностными лицами. Иной возможностью ознакомления граждан с компетенцией тех или иных органов публичной власти и должностных лиц могло бы стать размещение подобных сведений в средствах массовой информации, в сети Интернет и иными доступными для граждан способами. К примеру, Уполномоченным по правам человека в Калужской области разработан сайт www . ombudsman . kaluga . ru . Аналогичные сайты имеются практически у всех уполномоченных.

С целью закрепления компетенции регионального омбудсмана на федеральном уровне подготовлено несколько вариантов проекта Федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации». Принятие такого Закона, несомненно, будет способствовать унификации статуса этих лиц и их компетенции, повсеместному принятию соответствующих законов и назначению на должности региональных Уполномоченных.

Как будущему юристу мне интересна деятельность Уполномоченного по правам человека. Трудно представить, что каких-то шесть лет назад в Калужской области этого важного института по защите прав человека не существовало. На сегодняшний день он помог не одной тысяче калужан.

На мой взгляд, характер развития этой новой правовой структуры во многом зависит от личности регионального омбудсмана. Деятельность калужского аппарата уполномоченного по правам человека никогда не была и не будет квалифицированным бюро жалоб. Деятельность Уполномоченного носит системный характер по устранению, как самих нарушений прав граждан, так и причин и условий их возникновения. Уполномоченный и сотрудники аппарата выезжают в города и районы области для приёма граждан на местах, посещают места лишения свободы, дома престарелых, детские дома и другие учреждения, где находятся наиболее уязвимые в своих правах и нуждающиеся в помощи люди.

Я уверен, что данная структура жизненно необходима. Конечно, достигнутое – не предел. И у омбудсмана, судя по его инициативности, наверняка есть новые интересные задумки. Хочется надеяться, что они реализуются в недалеком будущем и деятельность Уполномоченного полностью охватит многообразную жизнь области, защищая и отстаивая интересы её жителей.

[1] «Консультант плюс» ФЗ об Уполномоченном по правам человека в калужской области. Ст.13стр.4

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *